Что изучает анатомия

 

Во­прос 1. Ана­то­мия как нау­ка

2. Связь ана­то­мии с дру­ги­ми нау­ка­ми

3. Дис­ци­п­ли­ны, вхо­дя­щие в со­став ана­то­мии

4. Струк­ту­ра сис­те­ма­ти­че­ской ана­то­мии

1.

Ана­то­мия че­ло­ве­ка нау­ка, изу­чаю­щая строе­ние и фор­му че­ло­ве­че­ско­го те­ла и его ор­га­нов в свя­зи с их функ­ци­ей и раз­ви­ти­ем.
Она ис­сле­ду­ет ста­нов­ле­ние че­ло­ве­ка в его ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии в про­цес­се эво­лю­ции жи­вот­ных, ис­поль­зуя срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ский ме­тод.

2. С ана­то­ми­ей тес­но свя­за­ны дру­гие мор­фо­ло­ги­че­ские пау­ки:

ци­то­ло­гия;
гис­то­ло­гия — нау­ка о тка­нях;
эм­брио­ло­гия, ко­то­рая изу­ча­ет про­цес­сы об­ра­зо­ва­ния по­ло­вых кле­ток, оп­ло­до­тво­ре­ние, за­ро­ды­ше­вое раз­ви­тие ор­га­низ­мов.

3. Ана­то­мия че­ло­ве­ка вклю­ча­ет сле­дую­щие ча­ст­ные дис­ци­п­ли­ны:
нор­маль­ную ана­то­мию, изу­чаю­щую строе­ние здо­ро­во­го че­ло­ве­ка и его ор­га­ны;
па­то­ло­ги­че­скую ана­то­мию — мор­фо­ло­гию боль­но­го че­ло­ве­ка;
то­по­гра­фи­че­скую ана­то­мию — нау­ку о ме­сто­на­хо­ж­де­нии лю­бо­го ор­га­на в че­ло­ве­че­ском те­ле;
ди­на­ми­че­скую ана­то­мию, изу­чаю­щую дви­га­тель­ный ап­па­рат с функ­цио­наль­ных по­зи­ций, что име­ет зна­че­ние для пра­виль­но­го фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка.

4. В со­став сис­те­ма­ти­че­ской ана­то­мии вхо­дят:
ос­тео­ло­гия — уче­ние о кос­тях, со­став­ляю­щих ске­лет;
арт­ро-син­дес­мо­ло­гия — о со­еди­не­нии кос­тей и сус­та­вов;
мио­ло­гия — о мыш­цах ске­ле­та;
спланх­но­ло­гия — о внут­рен­но­стях;
ан­гио­ло­гия — о со­су­ди­стой сис­те­ме;

нев­ро­ло­гия — о нерв­ной сис­те­ме;
эн­док­ри­но­ло­гия — об ор­га­нах внут­рен­ней сек­ре­ции;
эс­те­зио­ло­гия — об ор­га­нах чувств.
5. Че­ло­век от­но­сит­ся к ти­пу хор­до­вых под­ти­пу по­зво­ноч­ных клас­су мле­ко­пи­таю­щих и вме­сте с выс­ши­ми обезь­я­на­ми со­став­ля­ет от­ряд при­ма­тов

Те­ло че­ло­ве­ка по­строе­но по ти­пу дву­бо­ко­вой сим­мет­рии — де­лит­ся сре­дин­ной плос­ко­стью на две сим­мет­рич­ные по­ло­ви­ны. Ос­нов­ные тер­ми­ны, ис­поль­зуе­мые при рас­смот­ре­нии раз­лич­ных ор­га­нов те­ла че­ло­ве­ку.


• плос­кость, де­ля­щая те­ло в вер­ти­каль­номна­прав­ле­нии на две сим­мет­рич­ные по­ло­ви­ны, на­зы­ва­ет­ся сре­дин­ной;
плос­ко­сти, па­рал­лель­ные сре­дин­нойса­гит­таль­ны­ми;

плос­кость, пер­пен­ди­ку­ляр­ная сре­дин­ной, — фрон­таль­ной;
по­пе­реч­ные <го­ри­зон­таль­ные) плос­ко­сти пер­пен­ди­ку­ляр­ны сре­дин­ной и фрон­таль­ной плос­ко­стям;
• тер­мин "ме­ди­аль­но" обо­зна­ча­ет часть те­ла бли­жек сре­дин­ной плос­ко­сти;
"ла­те­раль­но" — даль­ше от нее.
Анатомия человека— это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма.

Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «. Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»’.

Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм.

Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.
Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо.

Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному.

Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).
Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа).

Микроскопическая ана­томия(от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение.

Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед.

Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость,распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела).

Эту плоскость называют также са­гиттальной.
Сагиттальная плоскостьот­деляет правую половину тела (правый — dexter) от левой (левый — sinister).

Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante-, rior) от задней (задний — pos­terior), называется фронталь­ной(от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба.

В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).
Горизонтальная плоскостьориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний— inferior) от вышележащих (верхний — superior).

Эти три плоскости: сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела.

Вертикальная ось(вертикальный — verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод).

Вертикальная ось совпадает с продольной осью(продольный — longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось(поперечный — transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью.

Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось(сагиттальный — sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, linea mediana anterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами.

Задняя срединная линия, linea mediana poste­rior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела.

Грудинная линия, linea sternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis, проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris — сосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, linea axillaris anterior, начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела.

Средняя подмышечная линия, linea axillaris media, начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior, — от одноименной складки (plica axillaris posterior). Лопаточная линия, linea scapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis, — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден».

Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию.

Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).
Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 3551 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал?

Да | Нет

Что изучает анатомия?

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Анатомия" в других словарях:

АНАТОМИЯ — (греч. anatome, от ana раз, temnein резать, сечь). Наука о формах строения органических существ.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.

АНАТОМИЯ греч. anatome, от ana, через, раз, и temnein, резать, сечь.… … Словарь иностранных слов русского языка
АНАТОМИЯ — (от греческого anatome рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии.

Различают анатомию животных, анатомию растений, анатомию человека (основные разделы нормальная анатомия и патологическая анатомия) и… … Современная энциклопедия
АНАТОМИЯ — АНАТОМИЯ, анатомии, мн. нет, жен. (от греч. anatome разрезание).

Наука о внутреннем строении органических тел. Анатомия человека. Анатомия растений.

Описательная анатомия. Толковый словарь Ушакова.

Д.Н. Ушаков.

1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Анатомия — (от греческого anatome рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных, анатомию растений, анатомию человека (основные разделы нормальная анатомия и патологическая анатомия) и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АНАТОМИЯ — (от греч. anatome рассечение) наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных и анатомию растений.

Самостоятельными являются анатомия человека (с ее основными разделами нормальной анатомией… … Большой Энциклопедический словарь
АНАТОМИЯ — (от греч. ana tome рассечение, расчленение), раздел морфологии, изучающий форму и строение отд. органов, систем и организма в целом.

Осн. метод, применяемый в А., метод рассечения; используют также морфометрию, рентгенографию, разл. методы… … Биологический энциклопедический словарь
Анатомия — (греч.), собственно рассечение, наука о строенииорганических существ.

Как многие другие науки, А. имеет две стороны:практическую и теоретическую. Первая излагает правила исследованияподлежащего материала, способы, приемы и технические средства,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

АНАТОМИЯ — (от греч. anatemno рассекаю), первоначально обозначала те знания, к рые можно было получить путем рассечения трупов; позднее ближайшей и главнейшей задачей А. стали считать изучение отдельных систем или механизмов, из совокупности к рых… … Большая медицинская энциклопедия
АНАТОМИЯ — АНАТОМИЯ, отрасль биологической науки, посвященная строению организма.

Подразделяется на отрасли на основе разных параметров. Исходя из размеров рассматриваемого объекта различают общую анатомию, которая изучает строение тела невооруженным… … Научно-технический энциклопедический словарь

анатомия — антропотомия Словарь русских синонимов. анатомия сущ., кол во синонимов: 19 • аденология (1) • … Словарь синонимов
АНАТОМИЯ — АНАТОМИЯ, и, жен.

Наука о строении организмов.

Анатомия внутренних органов человека мужчины. Не для слабонервных, ужас.

А. животных. А. растений. | прил. анатомический, ая, ое.

А. атлас. Толковый словарь Ожегова.

С.И. Ожегов, Н.Ю.

Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Анатомия — это наука о чем? Значение, развитие науки, методы исследования

Что изучает анатомия

Анатомия и физиология как науки рассказывают о теоретической и практической части и используются для подготовки медработников.

На первый взгляд они могут показаться одинаковыми понятиями, но их суть существенно отличается.

Остановимся детальней на этих терминах, а на анатомии в особенности.

Что такое анатомия?

Анатомия – это наука о строении, форме и развитии организма. Главным методом изучения данной науки было рассечение трупа.

В переводе anatemne означает «рассечение», потому неудивительно, откуда произошло такое название.

Наука анатомия человека исследует форму и построение человеческого тела, а также всех органов.

Что же такое физиология?

Физиология – это наука, что изучает процессы и функциональные особенности организма, их взаимодействие. Физиология важна в биологии не меньше, чем анатомия.

Эти две науки не могут сосуществовать друз без друга, ведь если одна из них не может что-то объяснить, на помощь приходит вторая.

Взаимовыгодный союз

Физиология и анатомия в системе наук играют важную роль, и их относят к медико-биологическим наукам. Это теоретический фундамент многих клинических дисциплин.

Основа медицины – это изучение человеческого тела.

Когда-то даже Гиппократ утверждал, что анатомия в союзе с физиологией – царица медицины. Как известно, человеческий организм – это целостная система, у которой все части взаимосвязаны не только между собой, но и с окружающим миром.

Немного истории

Что изучает анатомия

Развитие науки анатомии было неспешным.

Вначале проводились только описания органов, какие есть в человеческом теле. Это было возможно при вскрытии трупов.

Вот так и сформировалась описательная анатомия. Долгое время она такой и была, но в начале двадцатого века все изменилось, и возникла систематическая анатомия, организм стали исследовать по системам органов.

Все из-за того, что при хирургическом вмешательстве требовалось точным образом устанавливать местоположение органов, потому стала развиваться так называемая топографическая анатомия. Дальше появилась еще пластическая анатомия, которая стала описывать внешние формы, после сформировался новый виток под названием функциональная анатомия, ведь системы органов и органы по отдельности начали рассматривать вместе с их функциональными возможностями.

Вскоре возник новый раздел науки анатомии человека, который назывался динамической анатомией. Дальше еще появилась возрастная анатомия, которая изучала изменения в органах и тканях с учетом их возраста.

Ну и в конце появилась сравнительная анатомия, которая изучает сходства и различия человеческого и животного организмов.

Виды анатомии сейчас

Что означает наука анатомия, уже ясно, но вот с момента появления микроскопа появилась масса новых витков в данном научном разделе со своими особенностями. Сейчас анатомия бывает:

  • систематическая;
  • динамическая;
  • описательная;
  • возрастная;
  • патологическая;
  • топографическая;
  • пластическая;
  • микроскопическая;
  • функциональная;
  • сравнительная.

Какие существуют методы?

Методы науки анатомии выделяют следующие:

  • Вскрытие, рассечение, препарирование на трупе с помощью скальпеля.

Что изучает анатомия

  • Изучение при помощи микроскопа.
  • Наблюдение и осмотр тела невооруженным глазом.
  • Изучение благодаря техническим средствам, таким как эндоскопия и рентген-лучи.
  • Изучение методом инъекции красящими веществами, что вводятся в органы.
  • Исследование методом коррозии. Это растворение сосудов и тканей, полостей, которые были заполнены разными нерастворимыми массами.

Что стоит упомянуть о физиологии и ее отношении к анатомии?

Анатомия — это наука о построении человеческого тела, а физиология является экспериментальной наукой. Обычно для проведения исследований применяются методики пересадки органов, раздражение и удаление органов, фистулы.

Отцом основателей физиологии считается Сеченов. Именно он ввел такие понятия, как перенос газов по кровотоку, разработал теории утомления и активного отдыха, рассказал о центральном торможении и рефлекторной деятельности мозга.

Какие существуют разделы в физиологии?

На сегодняшний день существуют следующие разделы физиологии:

  • физиология питания;
  • физиология труда;
  • медицинская;
  • возрастная;
  • патофизиология;
  • физиология экспериментальных условий.

Главными методами физиологии являются наблюдение и эксперимент. Эксперимент может быть острым, без оперативного вмешательства или же хроническим.

Стоит остановиться на каждом типе.

  1. Острый эксперимент (или вивексия). Ввел понятие Гарвей в 1628 году. По примерным подсчетам, от рук экспериментаторов погибло примерно двести миллионов подопытных животных.
  2. Хронический эксперимент. Понятие ввел Басов в 1842 году. Продолжительное время изучались функции организма. Впервые был произведен на собаке.
  3. Без оперативного вмешательства. Этот метод появился в двадцатом столетии, и в это же время удалось зарегистрировать электрические потенциалы работающих органов. Теперь можно было получать информацию от одновременно работающих органов.

Нормальная анатомия и физиология исследуют здорового человека. А что можно сказать о человеке?

Человек и его связь с анатомией

Что изучает анатомия

Человек – это биосоциальное создание.

Организм – это биологически живая система, наделенная разумом. Каждому человеку присущи разные закономерности жизни – это самообновление, саморегуляция и самовоспроизведение.

Все перечисленные закономерности реализуются при помощи процессов обмена энергии и веществ, наследственности, раздражимости и гомеостаза. Что такое гомеостаз?

Это относительная динамическая стабильность внутренней среды организма.

Каждый человеческий организм является многоуровневой единицей. Выделяют следующие уровни:

Системы в человеческом теле все взаимосвязаны путем гуморальной и нервной регуляции. Человек склонен к нахождению и удовлетворению новых потребностей.

Способы удовлетворения могут быть самые разные: самоудовлетворение или же при помощи посторонней помощи.

Какие существуют механизмы самоудовлетворения? Это:

  • врожденные (изменение метаболизма, работоспособность внутренних органов);
  • приобретенные (психические реакции, сознательное поведение).

Структуры удовлетворения всех человеческих потребностей:

  1. Исполнительные. Это выделительная система, пищеварительная и дыхательная.
  2. Регуляторные. Это нервная и эндокринная системы.

Строение человеческого тела

Что изучает анатомия

Известно, что анатомия – это наука о строении человеческого тела, потому на этом вопросе стоит остановиться детальнее.

Тело каждого человека состоит из следующих частей:

Говоря о биологической науке анатомии, невозможно не упомянуть еще и о системах органов. Это группа органов, которые сходны по происхождению, строению и по выполняемым функциональным возможностям.

Органы человека расположены в полостях, которые еще и дополнительно заполнены жидкостями. Системы органов напрямую взаимодействуют с внешней средой.

Совокупность анатомических понятий, устанавливающих положение органов в человеческом теле и их направление, именуется анатомической номенклатурой.

Деление тела человека по плоскостям

Вы уже приблизительно знаете, какая наука анатомия, но это еще не все. Говоря об анатомии, невозможно не упомянуть еще и об условном делении тела человека по линиям и плоскостям.

Существуют следующие линии и плоскости:

  1. Фронтальная. Эта линия условно проходит параллельно линии лба.
  2. Медиальная. Представленная плоскость проходит через середину тела человека.
  3. Сагиттальная. Эта плоскость находится перпендикулярно линии лба.

Органы также характеризуют по отношению к плоскостям и осям. Выделяют следующие группы:

  • проксимальную (или верхнюю);
  • медиальную (или ближе к средине);
  • дистальную (или же нижнюю);
  • дорсальную (или спинную);
  • вентральную (или же заднюю);
  • латеральную (или чуть дальше от средней линии).

Так как анатомия – это наука о строении человека, то нельзя не сказать о типах телосложения.
Типы телосложения бывают следующие:

  1. Брахиморфные. Это обычно невысокие и широкие люди, у которых большое сердце, широкие легкие и диафрагма поставлена высоко.
  2. Долихоморфные. Отличаются длинными костями, сердце размещено вертикальным образом, легкие длинные, а диафрагма размещена низко.

Огромную пользу наука анатомия привнесла во врачевание.

Детально о целительстве

Что изучает анатомия

Врачевание появилось гораздо раньше, чем были сформулированы первые сведения о строении организма человека или животного.

В древнее время вскрытие животных осуществлялось для проведения ритуалов жертвоприношения, также это делалось при приготовлении пищи, а вот вскрытие человека осуществлялось только во время бальзамирования. Медицина в античные времена достигла небывалых высот, если брать в расчет то время.

Первые точные данные о строении человеческого тела появились благодаря врачу и философу Гиппократу. Дальше немалый вклад внес Аристотель, сказав, что сердце – это главный орган, который приводит кровь в движение.

Существенный вклад в медицину того времени внесла еще и Александрийская школа, ведь там врачам позволяли вскрывать трупы для научных исследований. Как видите, уже к началу нашей эры была благодатная почва для развития медицины, а сыграла главную роль какая наука?

Анатомия, все верно!
Клавдий Гален сумел сформулировать первую теорию о кровообращении.

Он сказал, что печень – это центральный орган кроветворения, а вот сердечная мышца – это уже циркулятор в организме. В западных и восточных странах тогда властвовали религиозные запреты, потому развитие медицины всячески тормозилось.

Авиценна сумел собрать в то время все известные сведения по медицине и издал книгу, которая называлась «Введение в анатомию и физиологию». Дальше появились специальные школы во Франции и Италии по медицине.

Отцом нынешней анатомии признают бельгийского ученого по имени Андреас Везалия (1514-1564). Именно этот человек, рискуя своим здоровьем, добывал трупы на кладбищах для исследования, и на основе этих препарирований создал труд «Семь книг о строении тела человека».

Дедушкой современной науки считают же всем известного Гиппократа. Сервет и Гарвей сумели, к слову, опровергнуть теорию Галена о кровообращении.

Именно Сервет сумел описать малый круг кровообращения, а Гарвей – большой.

Для подтверждения теории важную роль сыграло открытие капилляров Мальпиги, это произошло в 1661 году.
Анатомия – это наука, которая не стояла на месте, а постоянно развивалась и совершенствовалась.

Азелио еще триста лет назад правильно описал лимфатические сосуды, что располагаются в бражке собаки. Важную роль в развитии физиологии и анатомии сыграло открытие в первой половине восемнадцатого столетия.

Рене Декарт сумел открыть рефлекс. Позднее появилась теория Дарвина о том, что все организмы в процессе эволюции развиваются, а все из-за борьбы за существование, наследственности и естественного отбора.

В 1839 году была построена клеточная теория организмов Шванном. Он сумел доказать, что новые клетки в организме формируются путем деления материнских, а животные клетки разительно отличаются от клеток растений.

Анатомия – это наука, изучающая строение человека, и она постоянно совершенствовалась.
После выдвижения ряда теорий в семнадцатом веке в Москве открывается первая медицинская школа при аптекарском приказе.

Основал ее Загорский. Его ученик Буяльский, профессор кафедры анатомии, предложил обновленный метод бальзамирования трупов.

Основатель топографической анатомии – это Пирогов Н. И. Он сформировал методику поэтапных распилов замороженных трупов, чтобы можно было подробно изучить топографию органов.
Анатомия – это наука о строении человека, и ее развитию поспособствовали в свое время Мечников, Тимирязев, Воробьев, Зернов, Северцов, Бехтерев, Стефанис.

Воробьев создан уникальную методику исследования нервной системы благодаря бинокулярной лупе, но с предварительной обработкой материала специальным раствором слабых кислот. Збарский и Зернов вместе детально описали метод бальзамирования, что был применен на Ленине.

Тонков и его ученики проводили опыты по исследованию сосудистой системы. Изучал кровеносную систему и периферические нервы Шевкуненко.

Достигли успеха в лимфатической системе Жданов, Иосифов, Стефанис.
Многие итоги были подведены благодаря открытию новейших методик электрической регистрации работоспособности органов.

Крупнейшим достижением считалось изучение нервной регуляции, это произошло в девятнадцатом веке Сеченовым, он рассказал о процессе торможения. Павлов в начале двадцатого столетия создал учение о паре сигнальных систем, а Посников в это время раскрыл причины смертности на уровне органов.

В это время появились работы Клода Бернара о внутренней среде организма, Сеченова о переносе газа кровотоком, утомлении и активном отдыхе. В 1889 году Лунин открыл витамины, а Анохин – функциональные системы.

Не стоит забывать и о заслугах Павлова. Он сыграл огромную роль в изучении физиологии кровотока, пищеварения.

Им и его последователями был создан уникальный метод физиологической хирургии.

Сейчас успехов достигнуто также немало – это исследования физиологических процессов в отдельных клетках и так далее.
Как видите, анатомия – это наука, которая дала толчок развитию медицины.

 

Какие науки связаны с анатомией?

Существует тесная связь анатомии с другими науками. Это:

  • цитология;
  • эмбриология (наука, изучающая процессы формирования половых клеток, оплодотворение и зародышевое развитие);
  • гистология (наука о тканях).

Что можно сказать об анатомии человека?

Что изучает анатомия

Уже разобрались, какую науку изучает анатомия.

Но вот какие дисциплины включает это понятие?

Это:

  1. Нормальная анатомия. Этот раздел изучает строение здорового человека, а также его органы.
  2. Патологическая анатомия. Наука, исследующая морфологию болеющего человека.
  3. Топографическая анатомия. Наука рассказывает о месторасположении органа в теле.
  4. Динамическая анатомия. Это наука, исследующая двигательные аппараты с разных функциональных позиций. Это играет важную роль в правильном физическом развитии человека.

Что можно сказать о систематической анатомии?

Систематическая анатомия включает в себя следующие разделы:

  • остеологию – учение о костях, что формируют скелет;
  • миологию – учение о мышечном строении;
  • ангиологию – наука о сосудах;
  • кардиология – все о сердце;
  • неврология – все связанное с нервной системой;
  • артро-синдесмология – наука о соединения костей и суставов;
  • эстезиология – все об органах чувств;
  • спланхнология – наука о внутренностях;
  • эндокринология – об органах внутренней секреции.

Подробности об анатомии человека

Как известно, анатомия человека – это наука о развитии и происхождении, формах и построении организма. Она изучает пропорции тела, внешние формы, пропорции частей тела, отдельные органы и целые системы.

Главная задача анатомии – исследование основных этапов человеческого развития во время эволюции, изучение особенностей тела, органов в разном возрасте.
Современная наука анатомия рассматривает строение человеческого тела с позиций диалектического материализма, исследовать анатомию следует с учетом всех важных функций органов и их систем.

Без анализа функций нереально понять особенности формы и построение тела человека, также нельзя представить отдельно какие-то функции органа без понимания его построения. Человеческий организм, как известно, построен из огромного количества органов, клеток, но это далеко не суммирование отдельных его экземпляров, а единый и уникально слаженный организм.

Запрещается рассматривать органы без какой-либо взаимосвязи.

Что можно сказать о макроскопической анатомии?

Что изучает анатомия

Этот раздел науки изучает строение тела, органов и их частей на уровнях, что доступны невооруженному глазу или же с помощью применения приборов для незначительного увеличения.

Микроскопическая анатомия изучает строение органов в теле, и делается это часто при помощи микроскопа. Как только появился микроскоп, из анатомии выделились еще две отдельные науки: цитология (наука о клетках) и гистология (наука о тканях).

Что использует анатомия сегодня?

Этот раздел науки широко применяет на практике для исследования разные технические средства. К примеру, рентгеновское излучение.

Также весьма популярны методики эндоскопии или же антропометрические методы. Конечно же, все методики, используемые сегодня, постоянно улучшаются, дополняются, а все из-за неустанного информационного и технического прогресса.

Сегодня главными способами и методами исследования анатомии человеческого тела является макроскопический, электронно-микроскопический, гистохимический, спектрофлуориметрический и так далее. Также на практике применяются обычные методы исследования, такие как эндоскопический, термографический, магнитно-резонансный, ультразвуковой и так далее.

Сейчас самым распространенным и часто используемым для изучения представленного раздела науки является макроскопический метод, который включает в себя:

  1. Соматоскопию. Это визуальный осмотр тела, установление всех его размеров, определение формы участков тела, его биометрические признаки зрелости.
  2. Препарирование. Применяются на практике сечения и необходимые методики изъятия органов.
  3. Антропометрию. Включает в себя измерение по установленным нормам отдельных частей тела, исследование их пропорций.
  4. Последовательное вскрытие замороженного трупа.
  5. Мацерацию. Это методика предполагает разъединение клеток в определенных тканях, то есть отделение мягких тканей от костей.

Анатомия повлияла на все разделы биологии в целом и сыграла значительную роль в развитии медицины. Именно поэтому значение науки анатомии переоценить сложно.

Ана­то­мия как нау­ка

Анатомия и физиология человека – основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия – наука о форме, строении и развитии организма.

Основным методом анатомии было рассечение трупа (anatemne– рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов.

Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь.

Анатомия и физиология – составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология – теоретический фундамент клинических дисциплин.

Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (Гиппократ). Человеческий организм является целостной системой, все части которого связаны между собой и с окружающей средой.
На ранних этапах развития анатомии проводилось лишь описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов, так появилась описательная анатомия.

В начале 20 века возникла систематическая анатомия, т.к. организм стали изучать по системам органов.

При хирургических вмешательствах потребовалось точно определять местоположение органов, так появилась топографическая анатомия. С учетом запросов художников выделилась пластическая анатомия, описывающая внешние формы.

Затем сформировалась функциональная анатомия, т.к. органы и системы стали рассматривать во взаимосвязи с их функциями. Раздел, изучающий двигательный аппарат дал начало динамической анатомии.

Возрастная анатомия изучает изменение органов и тканей в связи с возрастом. Сравнительная изучает сходства и различия организма человека и животных.
С момента изобретения микроскопа образовалась микроскопическая анатомия:

Методы анатомии:
1. Рассечение, вскрытие, препаровка на трупе с помощью скальпеля на трупе.
2. Наблюдение, осмотр тела невооруженным глазом – макроскопическая анатомия

3. Изучение с помощью микроскопа – микроскопическая анатомия
4. С помощью технических средств (рентген-лучи, эндоскопия)

5. Метод инъекции красящих веществ в органы
6. Метод коррозии (растворение тканей и сосудов, полости которых были заполнены нерастворяющимися массами )
Физиология – экспериментальная наука.

Для экспериментов используют методы раздражения, удаления, пересадки органов, фистул.
Отцом физиологии является Сеченов (перенос газов по крови, теории утомления, активный отдых, центральное торможение, рефлекторная деятельность головного мозга).

Топографическая анатомия занятие 1

Разделы физиологии:
2. Возрастная (геронтология).

6. Физиология экстремальных условий.
Основными методами физиологии являются: эксперимент и наблюдение.

Эксперимент (опыт) может быть острым, хроническим и без оперативного вмешательства.
1. Острый – вивексия (живосечение) – Гарвей 1628 год.

От руки экспериментаторов гибло около 200 млн. подопытных животных.
2. Хронический – Басов 1842 год – длительное время изучают функцию организма.

Впервые выполнен на собаке (желудочная фистула).
3. Без оперативного вмешательства – 20 век – регистрация электрических потенциалов работающих органов. Получение информации одновременно от многих органов.

Указанные разделы изучают здорового человека – нормальная анатомия и физиология.
Человек – биосоциальное существо.

Организм – биологическая система, наделенная разумом. Человеку присущи закономерности жизни (самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция).

Строение половой системы человека. Видеоурок по биологии 8 класс

Эти закономерности реализуются с помощью процессов обмена веществ и энергии, раздражимости, наследственности и гомеостаза – относительно динамическое постоянство внутренней среды организма.
Организм человека является многоуровневым:
Взаимосвязь в организме достигается путем нервной и гуморальной регуляции.

У человека постоянно возникают новые потребности.

Способы их удовлетворения: самоудовлетворение или с посторонней помощью.
Механизмы самоудовлетворения:
— врожденные (изменение метаболизма, работа внутренних органов);
— приобретенные (сознательное поведение, психические реакции).

Структуры удовлетворения потребностей:
1. Исполнительные (дыхательная, пищеварительная, выделительная);
2. Регуляторные (нервная и эндокринная).

Тело человека делят на части:
Система органов – группа органов, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям.

Органы располагаются в полостях, заполненных жидкостью.

Они сообщаются с внешней средой. Совокупность анатомических терминов, определяющих положение органов в теле и их направление – анатомическая номенклатура.
В теле человека условно проводят линии и плоскости:

1. Фронтальная (параллельно линии лба).
2. Сагиттальная (перпендикулярная линии лба).
3. Медиальная (проходит через середину тела).

Органы характеризуют по отношению к осям и плоскостям:
4. Дорсальный (задняя, спинная).
5. Медиальный (ближе к срединной линии).

6. Латеральный (дальше от срединной линии).
Типы телосложения:
— брахиморфное – невысокие и широкие люди, сердце большое, легкие широкие, диафрагма стоит высоко;
— долихоморфное – длинные кости, сердце стоит вертикально, легкие длинные, диафрагма расположена низко.

Врачевание возникло раньше, чем появились первые сведения о строении тела человека и животных. В древние времена вскрытие животных производилось при жертвоприношениях и приготовлении пищи, вскрытие человека при бальзамировании.

Медицина в античной Греции достигла небывалых успехов для того времени. Впервые точные сведения о строении тела появились у врача и философа Гиппократа.

Аристотель впервые назвал сердце главным органом, приводящим в движение кровь.

Большое значение на развитие медицины и анатомии имела Александрийская школа, т.к. ее врачам разрешалось вскрывать трупы с научной целью. К началу нашей эры была подготовлена почва для развития медицины.
Клавдий Гален создал первую теорию кровообращения: печень – центральный кроветворный орган, а сердце – главный циркулятор в организме.

В странах запада и востока господствовали религиозные запреты, которые тормозили развитие медицины.

Абу – Али – Ибн — Сина (Авиценна) — таджикский ученый – собрал все известные сведения о медицине того времени в книгу «Введение в анатомию и физиологию». Выделились специальные школы во Франции и Италии.

Основоположником современной анатомии считают бельгийского ученого того времени Андреаса Везалия (1514 – 1564).
Он, рискуя жизнью, добывал трупы для изучения на кладбищах и на основе собственного препарирования создал труд «семь книг о строении тела человека».

Дедушкой анатомии считают Гиппократа.

Сервет и Гарвей опровергнули теорию Галена о кровообращении. Сервет правильно описал малый круг кровообращения, Гарвей – большой.

Для утверждения данных теорий важное значение имело открытие Мальпиги капилляров (1661). Азелио описал лимфатические сосуды в брыжейке собаки.

Очень важным для развития физиологии явилось открытие в 1 половине 18 века рефлекса французским физиологом Рене Декартом и теория Дарвина о том, что организмы развиваются в процессе эволюции под действием борьбы за существование, естественного отбора и наследственности.
В 1839 году Шванн открыл клеточную теорию организмов, в которой доказал, что новые клетки образуются путем деления материнских, животные клетки отличаются от растительных… В 17 веке в Москве создается первая медицинская школа при аптекарском приказе.

Основатель первой анатомической школы – Загорский, его ученик – Буяльский – профессор кафедры анатомии – предложили метод бальзамирования трупов.

Основоположник топографической анатомии – Пирогов Н.И. – разработал метод последовательных распилов замороженных трупов для изучения топографии органов. Развитию анатомии способствовали труды Мечникова, Бехтерева, Тимирязева, Северцова, Воробьева, Стефаниса, Зернова.
Воробьев разработал метод исследования нервной системы при помощи бинокулярной лупы с предварительной обработкой материала растворами слабых кислот.

Збарский вместе с Зерновым разработали метод бальзамирования (Ленин). Тонков вместе с учениками проводили опыты и исследования сосудистой системы.

Изучением кровеносных сосудов и периферических нервов занимался Шевкуненко. Достижения в изучении лимфатической системы связаны с именами Иосифова, Стефаниса, Жданова.

Значительные результаты были получены благодаря открытию новых методик электрической регистрации деятельности органов. Изучение нервной регуляции явилось одним из самых крупных достижений физиологии 19 века (Сеченов – процесс торможения, 1862 год).

В начале 20 века И.П. Павловым было создано учение о ВНД и о двух сигнальных системах.

Посников открыл причины смерти на органном уровне.

Клод Бернар – о внутренней среде организма (pH)., Овсянников – с/с центр, Сеченов – перенос газов кровью, утомление, активный отдых, центр торможения, рефлекторная деятельность головного мозга, Введенский – регистрация биопотенциалов, парабиоз. 1889 год – Лунин – открытие витаминов, Анохин – функциональные системы.
Огромны заслуги Павлова и в изучении физиологии кровообращения и пищеварения.

Им и его учениками был разработан метод физиологической хирургии.

В настоящее время больших успехов достигло исследование физиологических процессов, происходящих в в отдельных клетках и их структурных элементах. Успехи электрофизиологии тесно связаны с использованием электроники и радиотехники.

Электрофизиологические исследования получили большое значение в медицине (электрокардиография, электроэнцефалография).
1. По­ня­тие и ме­тод ана­то­мии.
2. Связь ана­то­мии с дру­ги­ми нау­ка­ми.
3. Дис­ци­п­ли­ны, вхо­дя­щие в со­став ана­то­мии.
4. Струк­ту­ра сис­те­ма­ти­че­ской ана­то­мии.
1. Ана­то­мия че­ло­ве­ка — нау­ка, изу­чаю­щая строе­ние и фор­му че­ло­ве­че­ско­го те­ла и его ор­га­нов в свя­зи с их функ­ци­ей и раз­ви­ти­ем.
Она ис­сле­ду­ет ста­нов­ле­ние че­ло­ве­ка в его ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии в про­цес­се эво­лю­ции жи­вот­ных, ис­поль­зуя срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ский ме­тод.
2. С ана­то­ми­ей тес­но свя­за­ны дру­гие мор­фо­ло­ги­че­ские пау­ки:
— эм­брио­ло­гия, ко­то­рая изу­ча­ет про­цес­сы об­ра­зо­ва­ния по­ло­вых кле­ток, оп­ло­до­тво­ре­ние, за­ро­ды­ше­вое раз­ви­тие ор­га­низ­мов.
3. Ана­то­мия че­ло­ве­ка вклю­ча­ет сле­дую­щие ча­ст­ные дис­ци­п­ли­ны:
— нор­маль­ную ана­то­мию, изу­чаю­щую строе­ние здо­ро­во­го че­ло­ве­ка и его ор­га­ны;
— па­то­ло­ги­че­скую ана­то­мию — мор­фо­ло­гию боль­но­го че­ло­ве­ка;
— то­по­гра­фи­че­скую ана­то­мию — нау­ку о ме­сто­на­хо­ж­де­нии лю­бо­го ор­га­на в че­ло­ве­че­ском те­ле;
— ди­на­ми­че­скую ана­то­мию, изу­чаю­щую дви­га­тель­ный ап­па­рат с функ­цио­наль­ных по­зи­ций, что име­ет зна­че­ние для пра­виль­но­го фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка.
4. В со­став сис­те­ма­ти­че­ской ана­то­мии вхо­дят:
— ос­тео­ло­гия — уче­ние о кос­тях, со­став­ляю­щих ске­лет;
нев­ро­ло­гия — о нерв­ной сис­те­ме;
5. Че­ло­век (Homo sapiens) от­но­сит­ся к ти­пу хор­до­вых (Chordata), под­ти­пу по­зво­ноч­ных (Vertebrata), клас­су мле­ко­пи­таю­щих (Mammalia), и вме­сте с выс­ши­ми обезь­я­на­ми со­став­ля­ет от­ряд при­ма­тов (Primates),
Те­ло че­ло­ве­ка по­строе­но по ти­пу дву­бо­ко­вой сим­мет­рии — де­лит­ся сре­дин­ной плос­ко­стью на две сим­мет­рич­ные по­ло­ви­ны.
Ос­нов­ные тер­ми­ны, ис­поль­зуе­мые при рас­смот­ре­нии раз­лич­ных ор­га­нов те­ла че­ло­ве­ку:
— плос­кость, де­ля­щая те­ло в вер­ти­каль­ном на­прав­ле­нии на две сим­мет­рич­ные по­ло­ви­ны, на­зы­ва­ет­ся сре­дин­ной;
плос­ко­сти, па­рал­лель­ные сре­дин­ной — са­гит­таль­ны­ми;
плос­кость, пер­пен­ди­ку­ляр­ная сре­дин­ной, — фрон­таль­ной;
— по­пе­реч­ные (го­ри­зон­таль­ные) плос­ко­сти пер­пен­ди­ку­ляр­ны сре­дин­ной и фрон­таль­ной плос­ко­стям;
— тер­мин "ме­ди­аль­но" обо­зна­ча­ет часть те­ла бли­же к сре­дин­ной плос­ко­сти;
— "ла­те­раль­но" — даль­ше от нее.
Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение.

В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.
Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма.

Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «. Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»’.

Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм.

Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.
Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо.

Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному.

Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).
Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа.

С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.
Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования.

Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение.

Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед.

Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость, распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела).

Эту плоскость называют также са­гиттальной.
Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый — dexter) от левой (левый — sinister).

Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante-, rior) от задней (задний — pos­terior), называется фронталь­ной (от лат. frons — лоб).

Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний — inferior) от вышележащих (верхний — superior).
Эти три плоскости: сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным.

Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела.

Вертикальная ось (вертикальный — verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод).
Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими.

Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью.

Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, linea mediana anterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами.

Задняя срединная линия, linea mediana poste­rior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела.

Грудинная линия, linea sternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis, проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris — сосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, linea axillaris anterior, начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела.

Средняя подмышечная линия, linea axillaris media, начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior, — от одноименной складки (plica axillaris posterior). Лопаточная линия, linea scapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis, — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден».

Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному.

Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Анатомия — это наука, изучающая строение тела человека

Анатомия — это часть науки биологии, занимающаяся изучением структуры организмов и их частей. Также, анатомия — это отрасль естествознания, которая занимается структурной организацией живых существ.

Это древняя наука, берущая свое начало в доисторические времена.

Анатомия неразрывно связана с эмбриологией , сравнительной анатомией , эволюционной биологией и филогенией. Анатомия человека является одной из основных составляющих медицины.

Что изучает анатомия

Анатомия — это наука, изучающая строение тела

Анатомия и физиология, которые исследуют (соответственно) структуру и функцию организмов и их частей, составляют естественную пару связанных дисциплин, и их часто изучают вместе.

Анатомия человека для детей обучающее

Анатомия — это наука не только изучающая внешнее строение организма в целом, но и входящую в его состав внутреннюю форму и структуру органов.
Дисциплина анатомия делится на макроскопическую и микроскопическую анатомию . Макроскопическая анатомия или грубая анатомия — это исследование частей тела животного с использованием невооруженного зрения . Валовая анатомия также включает ветвь поверхностной анатомии . Микроскопическая анатомия включает использование оптических инструментов при изучении тканей различных структур, известных как гистология , а также при исследовании клеток .
История анатомии характеризуется прогрессирующим пониманием функций органов и структур человеческого тела . Методы также значительно улучшились, продвигаясь от изучения животных путем вскрытия туш и трупов (трупов) до медицинских методов 20-го века , включая рентгеновское , ультразвуковое и магнитно-резонансное изображение .

Что изучает анатомия

Анатомия — это наука, изучающая внутреннее и внешнее строение тела

Анатомия может быть изучена с использованием как инвазивных, так и не инвазивных методов с целью получения информации о структуре и организации органов и систем. Используемые методы включают в себя рассечение, в котором открывают тело и изучают его органы, и эндоскопия, в которой прибор, оборудованный видеокамерой , вставлен через небольшой разрез в стенке тела и используется для исследования внутренних органов и других структур.

Ангиография с использованием рентгеновских лучей или магнитно-резонансной ангиографии — это методы визуализации кровеносных сосудов.
Термин «анатомия» обычно используется для обозначения анатомии человека . Однако по существу одни и те же структуры и ткани встречаются во всем остальном животном мире, и этот термин также включает анатомию других животных.

Термин « зоотомия» также иногда используется для обозначения животных. Структура и ткани растений имеют разный характер и изучаются в анатомии растений

Ткани животных

Что изучает анатомия

Стилизованная схема вырезов животной клетки (с жгутиками)
Царство Animalia содержит многоклеточные организмы, которые являются гетеротрофными и подвижными (хотя некоторые из них вторично приняли сидячий образ жизни).
Большинство животных имеют тела, дифференцированные в отдельные ткани, и эти животные также известны как эуметазоаны . У них есть внутренняя пищеварительная камера с одним или двумя отверстиями; гаметы образуются в многоклеточных половых органах, а также зиготы включают в себя бластулу, во время их эмбрионального развития . Метазоаны не включают губки, которые имеют не дифференцированные клетки.

В отличие от растительных клеток , клетки животных не имеют ни клеточной стенки, ни хлоропластов . Вакуоли, если они присутствуют, более многочисленны и намного меньше, чем в клетке растения. Ткани тела состоят из многочисленных типов клеток, в том числе расположенных в мышцах, нервах и коже . Каждый из них имеет клеточную мембрану, образованную из фосфолипидов, цитоплазмы и ядра.

Все различные клетки животного получены из эмбриональных зародышевых слоев.
Эти более простые беспозвоночные, которые образованы из двух зародышевых слоев эктодермы и энтодермы, называются диплобластическимии более развитые животные, структуры и органы которых образованы из трех зародышевых слоев, называются триплобластическими . Все ткани и органы триплобластического животного происходят из трех зародышевых слоев эмбриона, эктодермы, мезодермы и энтодермы .
Ткани животных можно сгруппировать в четыре основных типа: соединительную , эпителиальную , мышечную и нервную.

Что изучает анатомия

Гиалиновый хрящ при высоком увеличении

Соединительная ткань

Соединительные ткани являются волокнистыми и состоят из клеток, разбросанных среди неорганического материала, называемого внеклеточным матриксом. Соединительная ткань придает форму органам и удерживает их на месте.

Основными типами являются свободная соединительная ткань, жировая ткань, волокнистая соединительная ткань, хрящ и кость. Внеклеточный матрикс содержит белки, главным и наиболее распространенным из которых является коллаген.

Коллаген играет важную роль в организации и поддержании тканей. Матрица может быть модифицирована, чтобы сформировать скелет для поддержки или защиты тела.

Эпителий

Что изучает анатомия

Слизистая оболочка желудка при малом увеличении

Эпителиальная ткань состоит из плотно упакованных клеток, связанных друг с другом молекулами клеточной адгезии с небольшим межклеточным пространством.

Эпителиальные клетки могут быть плоскоклеточными (плоскими), кубическими или столбчатыми и опираются на базальную пластинке, верхний слой базальной мембраны, нижний слой ретикулярной пластинки, лежащий рядом с соединительной тканью во внеклеточном матриксе, секретируемого эпителиальными клетками.
Существует множество различных типов эпителия, модифицированного в соответствии с конкретной функцией.

В дыхательных путях существует тип ресничек — эпителиальная подкладка; в тонком кишечнике есть микроворсинки на эпителиальной подкладке, а в толстой кишке — кишечные ворсинки . Кожа состоит из наружного слоя кератинизированного стратифицированного плоского эпителия, который покрывает внешность тела позвоночного. Кератиноциты составляют до 95% клеток кожи.

Эпителиальные клетки на внешней поверхности тела обычно выделяют внеклеточный матрикс в виде кутикулы . У простых животных это может быть просто слой гликопротеинов. У более продвинутых животных многие железы образованы из эпителиальных клеток.

Мышечная ткань

Что изучает анатомия

Поперечное сечение через скелетную мышцу и небольшой нерв при большом увеличении

Мышечные клетки (миоциты) образуют активную сократительную ткань организма. Мышечная ткань функционирует, чтобы вырабатывать силу и вызывать движение, либо локомоцию, либо движение внутри внутренних органов.

Мышцы образованы из сократительных волокон и разделены на три основных типа; гладкие мышцы, скелетные мышцы и сердечные.
Гладкие мышцы не имеют никаких страт при обследовании микроскопически.

Они медленно сжимаются, но поддерживают сократимость в широком диапазоне растяжения.

Они находится в таких организмах, как морские анемоны и стенка морских огурцов.
Скелетные мышцы быстро сокращаются, но имеет ограниченный диапазон расширения.

Они находятся в местах движения конечностей и челюстей.

Поперечно-полосатая мышца является промежуточной между двумя другими. У них волокна находятся в шахматном порядке, и это тип мышц, обнаруженных у дождевых червей, которые могут медленно расширяться и быстро сокращаться.

У высших животных поперечно-поперечные мышцы встречаются в пучках, прикрепленных к кости, чтобы обеспечить движение и часто расположены в антагонистических пучках. Гладкая мышца находится в стенках матки , мочевого пузыря , кишечника , желудка , пищевода , дыхательных путей и кровеносных сосудов.

Сердечная мышца встречается только в сердце , позволяя ей сжиматься и перекачивать кровь по телу.

Нервная ткань

Что изучает анатомия

Нервная ткань состоит из многих нервных клеток, известных как нейроны, которые передают информацию.

У некоторых медленно движущихся радиально-симметричных морских животных, таких как гребневики и книдарии (включая морские анемоны и медузы ), нервы образуют нервную сеть , но у большинства животных они организованы продольно в пучки.
У простых животных рецепторные нейроны в стенке тела вызывают локальную реакцию на раздражение.

У более сложных животных специализированные рецепторные клетки, такие как хеморецепторы и фоторецепторы, встречаются в группах и отправляют сообщения по нейронным сетям к другим частям организма.
Нейроны могут быть соединены вместе в ганглиях.

У высших животных специализированные рецепторы являются основой органов чувств, и есть центральная нервная система (мозг и спинной мозг) и периферическая нервная система.
Последняя состоит из сенсорных нервов, которые передают информацию от органов чувств и двигательных нервов, которые влияют на органы-мишени.

Периферическая нервная система разделена на соматическую нервную систему, которая передает ощущение и контролирует произвольные сокращения мышц, и автономную нервную систему которая контролирует гладкие мышцы, определенные железы и внутренние органы, включая желудок.

 

Автор: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + восемь =