История балерины анны павловой как сказка стала былью

 

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

История балерины Анны Павловой: как сказка стала былью


Команда профессионалов журнала
История балерины Анны Павловой как сказка стала быльюАнна Павлова стала легендой еще при жизни. Ею восхищались, устраивали приемы в ее честь, балерины мечтали плясать также легко и воздушно, как она. Гонорары Павловой были очень высокими В то время, и она гастролировала даже там, где и не слыхали о балете.

Она стала одной из величайших балерин 20 века.
Знаменитый балетный критик Андрей Левинсон так отзывался о ней: «Ее искусство рождалось и умирало одновременно с ней — чтобы плясать, как Павлова, необходимо было быть Павловой!»

Видео: Анна Павлова «Умирающий лебедь» 1925


Анна Павлова была не только самой популярной, но и самой таинственной балериной того времени. В собственной автобиографии она детально рассказала о самом основном в ее жизни — о балете.

От прочих популярных танцовщиц того времени ее выделяла выдержанность и немногословность. В собственных многих интервью Анна Павлова с радостью рассказывала о балете, и малоэмоционально — о собственных привязанностях.
Происхождение популярной балерины даже в наше время окутано тайной. Согласно информации из официальных источников, Анна была дочкой рядового воина Матвея Павловича Павлова и прачки Любови Федоровны Павловой.

Однако есть версия, что отцом будущей легенды балета был знаменитый столичный банкир.
Точное происхождение Анны неизвестно, а она сама не любила, когда к ней обращались по отчеству, предпочитая фамилию — Павлова.
История балерины Анны Павловой как сказка стала былью
Как то ее мама посетила с ней спектакль в Мариинском театре — «Спящую красавицу». И собственно в тот вечер небольшая Аня четко поняла: она желает плясать также прекрасно, как и принцесса Аврора.

О чем со всей твердостью и сообщила матери, много ее удивив — девочка отличалась застенчивостью.
Аню приняли в Императорское театральное училище не сразу — не подошла по возрасту. Опять ее привели в возрасте 10 лет.

И девочка стала постигать азы балетного искусства в училище, которое отличалось строгостью в обучении. Но собственно там преподавали еще традиционную школу балета.
Никто не имел возможности и подумать, что небольшое непрочное создание, каким была Аня Павлова, станет популярной балериной, прославившей русскую школу.
История балерины Анны Павловой как сказка стала былью
«Пушинка, легкость, ветер», — такую характеристику на просмотре дал девочке знаменитый Мариус Петипа.
Ее сильная воля, целеустремленность, талант и любовь к балету дали возможность ей плясать на большой сцене. В начале собственного творческого пути многие отмечали, что ей недостает техники, которая была у Кшесинской, Карсавиной и Преображенской. И так было, пока у Анны не проявился драматический талант.

А в прыжках и арабесках невесомой балерине не было равных.
Во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века девушка окончила училище и стал балериной в труппе Мариинского театра, миновав кордебалет. И фактически сразу начала получать центральные роли в ведущих спектаклях.
История балерины Анны Павловой как сказка стала былью
Особенно она запомнилась публике исполнению партии Жизель. Анна Павлова приводила в восторг зрителей собственной грацией, легкостью и драматичным талантом.
Но славу ей доставила миниатюра, которую поставил ей Михаил Фокин на музыку Сен-Санса — «Лебедь». Благодаря исключительному таланту Анны Павловой, этот концертный номер стал ведущим в «Русских сезонах» в Париже, а сама балерина, нарисованная в этом образе — самой популярной эмблемой в мире антрепризе. А образ Лебедя стал самым любимым у Павловой.

При этом она не стремилась привносить в собственные танцы что-нибудь оригинальное и новое.
История балерины Анны Павловой как сказка стала былью
Павлова не задавалась целью создать нечто сенсационное — сама она была сенсацией, хотя навряд ли это осознавала
Анна Павлова выступала в Мариинском театре 10 лет, а потом она стала давать гастроли по всему миру. Кое-кто считает, что одной из причин, по которой она ушла из театра, считается ее брак с Виктором Дандре.

Хотя никаких официальных документов нет, его считают мужем Анны Павловой.
Виктор Дандре был противоречивой личностью: он был поклонником искусства балерины, посещал все ее выступления и занимал значимый пост. Потом его обвинили в трате казенных средств, и его спасла Павлова, уплатив большой залог.

Впрочем после этого Дандре понадобилось покинуть Россию, а одновременно с ним — и Анне.
История балерины Анны Павловой как сказка стала былью
Собственное последнее концерт в РФ она исполнила в 1913 году, и больше никогда не возвращалась. Виктор был одним из прекрасных импрессарио того времени, и конкретно он популяризировал образ Лебедя.

Дирекция театра старалась удержать известную балерину, предлагая хорошие условия, но балерина все же уволилась из Мариинского театра.
Благодаря Анне Павловой искушенная парижская публика полюбила российский балет. Она выступала в «Русских сезонах» Дягилева и предложила добавить балет в программу.

В силу различных причин знаменитая балерина ушла от Дягилева и отправилась гастролировать по всему миру. Анна Павлова не имела возможности обойтись выступлением на одной сцене — для нее открыли весь мир.
Во время Первой мировой Павлова наряду с Дандре жила в Англии, и все гонорары с выступлений передавала в Красный Крест. Также Анна Павлова помогала девочкам-сиротам — они жили в ее доме, она выплачивала их обучение.

Более того, ей случалось для себя устанавливать номера — из-за постоянных переездов. Но ей было не имеет значения где, важно то, что она могла плясать, сцена и балет были для нее всем.
История балерины Анны Павловой как сказка стала былью
Анна Павлова мечтала вернуться в Россию, но эта мечта не осуществилась — в первой половине 30-ых годов двадцатого века легенды русского балета не стало. Во время гастролей Анна простудилась, и появилось осложнение.
Анна Павлова пришла в историю, как поразительная великолепная и непрочная балерина, которая собственным изяществом и легкостью завоевала весь мир. Многие пытались повторить ее утонченный образ, но Анна Павлова была такая одна — только одна и эксклюзивная, непрочная легенда русского балета.

Балерина Анна Павлова: она любила только раз и не бежала от ранней смерти

Как Анна Павлова танцевала « Умирающего лебедя», можно только догадываться. Сохранившиеся кинокадры не дают полного представления о магии , которая завораживала и сводила с ума. Когда французский композитор Камиль Сен-Санс , на музыку которого был поставлен « Лебедь», увидел танец Павловой , у маэстро вырвалось: «Госпожа , теперь мне стало плнятно , какую великолепную музыку написал!»

Cosmo рекомендует

  • История балерины Анны Павловой как сказка стала былью

Отменили запись: как удалить кутикулу в бытовых условиях

История балерины Анны Павловой как сказка стала былью

Топ-5 лучших гаджетов для здоровья на определенный период времени коронавируса

Анна Павлова без отца

Грядущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в деревне Лигово под Петербургом в семье швеи ( которой случалось подрабатывать прачкой) Любови Павловой. Появилась на свет недоношенной и выжила чудом.

Официального отца — отставного воина Преображенского полка Матвея Павлова — Аня не помнила.

Богатое детство бедной девочки

Новый фильм нашей телерадиокомпании из цикла «Лица Чувашии» посвящен балерине Надежде Павловой

Молва считала ее настоящим отцом Лазаря Полякова , банкира и младшего брата российского « ЖД короля» Самуила Полякова. Возможно , это просто легенда.

Однако она , в любом случае , объясняет некоторые неувязки между бедным детством солдатской дочки и снятой для Аниной бабушки двухэтажной дачей в Лигове — аристократическом предместье Северной столицы , куда на лето съезжались театральная богема и тогдашние нувориши. Да и регулярное посещение Мариинки и обучение в столичной Императорской балетной школе тоже стоили денег.

И немалых.
История балерины Анны Павловой как сказка стала былью

В балет с другого раза

Однако , в балетную школу болезненную девочку приняли только с другого захода. То , что она станет танцовщицей , Аня знала с восьми лет , едва побывав с матерью на балете в Мариинке.

Тогда она заявила: «Я буду плясать Спящую Красавицу в этом театре!» Но первая попытка поступления в школу кончилась провалом. Вторая попытка тоже чуть было не сорвалась. Судьбу Ани решил глава приемной комиссии — всем известный балетмейстер Мариус Петипа.

Посмотрев танцевальный номер Ани Павловой , седоусый мэтр вынес решение: «Пушинка на ветру — она будет летать на сцене».

Мешковатая Павлова по прозвищу Швабра

В училище удерживалась дисциплина , которой позавидовала бы и казарма! Подъем в восемь , обливания холодной водичкой , мольба , завтрак , а потом восемь часов изнурительных занятий у балетного станка , прерываемых лишь вторым завтраком ( кофе с сухариками), обедом , не утолявшим голода , да повседневной часовой прогулкой на чистом воздухе.

В половине десятого вечера ученицы были обязаны находиться в собственных постелях. Плюс конкуренция , ревность , интриги.
Анне с ее странной осанкой и слабым здоровьем основательно доставалось от ее эластичных , фигуристых подружек — одно прозвище Швабра чего стоило!
В технике танца Анна уступала многим балеринам , также прежним выпускницам такой же школы — звездам русского балета Матильде Кшесинской , Тамаре Карсавиной и Ольге Преображенской. Она не имела возможности « прокрутить» все 32 фуэте , как это делала Кшесинская. Зато хрупкой и воздушной Павловой не оказалось конкурентов по части артистизма и балетной импровизации.

Она не работала , а танцевала — восхищенно и вдохновенно.
История балерины Анны Павловой как сказка стала былью
Это поразило строгих экзаменаторов во время выпускного спектакля. Он состоялся весной 1899 года и стал для Павловой одновременно и дебютом в качестве « корифейки» — так тогда величали танцовщиц , зачисленных в труппу императорского театра.

Наедине со всеми — Гость Надежда Павлова. Выпуск от 24.03.2017

Триумф корифейки

Карьера Анны развивалась очень быстро. Она быстро перешла из кордебалета на роли второй солистки , а начав с тревожного и смутного 1905-го стала называться балериной.

Сбылось предсказание умелого Петипа — сейчас уже все столичные газеты не жалели превосходных определений в адрес восходящей звезды , отмечая , что с возникновением Павловой на сцене российский балет обрел новое дыхание.

Только одна любовь Анны Павловой


На счастье для Анны , ее первый благодетель оказался первой же и единственной любовью на всю жизнь. Сын обрусевшего французского эмигранта Виктор Дандре был великолепен , богат , выделялся утонченными манерами.

Сначала он протежировал начинающей балерине из спортивного азарта. Он снял для Анны шикарную жилую площадь и организовал в ней зал для танцкласса , которым В то время не имела возможности похвастаться ни одна начинающая актриса. Никаких значительных намерений в отношении Павловой он не выказывал , но настаивал на том , что она обязана стать звездой первой величины.

А потом ни к чему не обязывающая связь обернулась для Дандре самой настоящей любовью. И в то же время основным делом жизни!

Из-за того что если и существовал тогда , на самой заре « шоу-бизнеса», сверхуспешный всемирный арт-проект с названием Anna Pavlova , то раскрутил его не кто иной , как постоянный импресарио балерины Виктор Дандре.

 

Сергей Дягилев и его сезоны

АННА ПАВЛОВА || Биография жизни. Интересные факты

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

В 1909 году благодетель балерины познакомил собственную протеже и возлюбленную с известным театральным антрепренером Сергеем Дягилевым , организатором победоносных Русских сезонов в Париже. Дягилев тут же предложил Анне плясать в его постановках , а Дандре обязался приобрести для будущей примы сейчас уже парижской сцены сногсшибательные туалеты.

Он от собственного слова не отступил , но в результате данных и других расходов влез в долги , которые привели незадачливого спонсора в долговую тюрьму. Ходили слухи , что помимо расходов за Виктором числились и траты казенных средств…
История балерины Анны Павловой как сказка стала былью

«Подходящий супруг для жены — то же , что музыка для танца»

Но тем не менее , у вчерашнего процветающего государственного служащего , денди и мецената не оказалось рядом денег , чтобы внести залог. И пока длился изнурительный процесс , занявший весь год , Анна уехала в Париж одна…

Анна Павлова спасает любимого

Злые языки , разумеется , не преминули прокомментировать ее отъезд: все понятно , любовь к покровителю улетучилась наряду с его деньгами! Анна не стала оправдываться. Но тут же после триумфа в Париже подписала максимально выгодный , кабальный договор со знаменитым английским театральным агентством , а получившийся за будущие гастроли аванс в тот же час отослала Виктору.

В Париже Анна и Виктор тайно поженились.

Тайное замужество и семейные гастроли

Анна Павлова. Первая исполнительница миниатюры «Умирающий лебедь»

В 1912 году Анна и Дандре организовали свою труппу , которая два десятилетия колесила по странам и континентам , делая больше армию любителей балерины. Тайные супруги взяли в аренду в столице Англии усадьбу Айви-Хаус с меньшим парком , когда-то принадлежавшую знаменитому художнику , английскому предтече импрессионизма Уильяму Тернеру.

Сердце Анны полностью принадлежало балету и Дандре. Она всю жизнь любила его одного и много раз повторяла: «Подходящий супруг для жены — то же , что музыка для танца».
История балерины Анны Павловой как сказка стала былью

Балет в сарае , под дождем и на цирковой арене

Природного таланта Павловой было не занимать , а ее трудоспособность , доходившая до самоистязания , поражала всех. Создавая тот самый кабальный договор , балерина за неполные десять лет объехала более двадцати стран , выступая иногда в самых непригодных для балета местах — на открытой сцене под сильным дождем , на цирковой арене , в сарае на спешно сколоченных досках , в варьете после чечеточников и дрессированных обезьян.

Российская звезда с одинаковой самоотдачей выступала на лучших театральных сценах и перед учащимися начальной школы из американского захолустья , перед мексиканскими пастухами и австралийскими рабочими-старателями.

Тюльпаны и десерт в честь большой балерины


Мексиканские мачо бросали к ее ногам сомбреро , индусы осыпали цветами лотоса , а нордически спокойные шведы во время первых заграничных гастролей в 1907 году молча , чтобы не побеспокоите покоя актрисы , провожали ее карету до самой гостиницы. Испанский король на протяжении долгого времени отправлял букеты к каждому ее выступлению — не зависимо от того , где она в тот момент выступала.

В Голландии в ее честь вывели особенный сорт тюльпанов — Anna Pavlova. А в Австралии выдумали изысканное лакомство — воздушный десерт из безе , взбитых сливок и диких ягод , названный Pavlova ( с ударением на букву « о»).

«Если мне некогда жить , то уж помирать я должна на ногах»


Ей не пристраститься было выходить на сцену с температурой , растянутыми связками , а как то во время гастролей в Америке балерина исполнила собственную партию даже со поломанной ногой! В газетах писали , что Павлова изнашивает в течении года по две тысячи пар туфель для занятий балетом.
История балерины Анны Павловой как сказка стала былью

Умирающий лебедь , который не жалел себя

Венцом карьеры Анны Павловой остался тот самый « Умирающий лебедь», созданный в Санкт-Петербурге хореографом Михаилом Фокиным на музыку Сен-Санса. Наименование танцевального номера , к сожалению , оказалось пророческим.

Анну неоднократно убеждали взять отпуск , расслабиться. Балерина лишь вяло отбивалась. «Если мне некогда жить , то уж помирать я должна на ходу , на ногах», — как-то обронила она.
Это было сказано осенью 1930 года. В январе ее ожидали гастроли в Гааге , однако по дороге в Голландию балерину просквозило в поезде , она слегла.

Доктора поставили диагноз: грипп. В то время , когда еще не было доступных и продуктивных антибиотиков , такой приговор должен был приготовить к любому исходу… Более того Павлова отказалась принимать и те лекарства , что прописал доктор. В результате настало воспаление легких , перешедшее в плеврит.

Через 3 дня балерина ушла из жизни , не дожив 8 дней до 50-летия.

Легенда о смерти Анны Павловой


Из книги в книгу кочует легенда о том , что в течении пары часов до кончины Анна Павлова пришла в себя , приподнялась в кровати , перекрестилась и попросила: «Приготовьте мой костюм Лебедя!» Такие привлекательные легенды сопровождали ее всю жизнь — не оставили они Павлову и в последнии секунды.
Но доподлинно известно , что номер гостиницы в Гааге , где скончалась российская актриса , дирекция никогда больше никому не сдавала. А в городском театре еще не один год в знаменательную дату смерти Павловой шел неестественный спектакль: поднимался занавес , звучала музыка Сен-Санса , а по пустой сцене двигался , следуя за движениями незаметной танцовщицы , лишь одинокий луч прожектора.

Публика в такие деньки следила за танцем-фантомом стоя и в полном молчании.

«Российский лебедь». Чем прославилась балерина Анна Павлова

История балерины Анны Павловой как сказка стала былью

12 февраля 1881 года в Санкт-Петербурге появилась на свет Анна Павлова – одна из величайших балерин эпохи. Ей восхищались, подражали, а билеты на постановки с ее участием раскупались в течении пары часов. «Умирающий лебедь» в ее исполнении стал самой популярной балетной партией 20 века.

Знаменитый критик Андрей Левинсон говорил: «Чтобы плясать, как Павлова, необходимо быть Павловой!». SPB.AIF.RU рассказывает, чем известна Анна Павлова, и как сложилась участь легенды русского балета.

Грядущая прима

История балерины Анны Павловой как сказка стала былью
Рождение Анны Павловой окутано тайной. По данным метрики, она возникла на свет в военного госпиталь лейб-гвардии Преображенского полка, где служил ее отец – Матвей Павлович Павлов. Правда, настоящее имя это отставного воина было не Матвей, а Шабетай Шамаш: он происходил из рода евпаторских караимов.

О Павлове практически ничего неизвестно. Он ушёл из жизни спустя пару лет после рождения дочурки. Стали ходить слухи, что Анна – внебрачная дочь банкира Лазаря Полякова, впрочем никакого доказательства этому найдено не было.

Уже в сознательном возрасте балерина сменит отчество и превратится из Анны Матвеевны в Анну Павловну: сама она в последствии будет объяснять, что подобное комбинирование лучше звучит и больше подойдет для артистки.
Приверженцы версии о родстве будущей балерине и состоятельного банкира внимание обращают на то, что Павлова первый раз побывала в Мариинском театре еще в раннем возрасте. Мама девочки была швеей, подрабатывала прачкой и просто не могла себе позволить приобрести такие дорогие билеты.

Но тем не менее, тот поход произвел незабываемое впечатление на небольшую Анну. Тогда она еще не знала, что станет примой этого театра, однако уже твердо сделала вывод, что будет балериной.
В первой половине 90-ых годов XIX века Павлова поступила в театральное училище. В последствии она вспоминала, как на отчетное концерт их класса приехал увидеть сам император Александр III.

После завершения балета девочек пригласили в аудиторию, где их уже ждала монаршая семья. Император похвалил всех учениц, а одну из них по-отечески посадил к себе на колени. Анна расплакалась. «Меня стали спрашивать, о чем я плачу, — писала Павлова в мемуарах. — Я тоже хочу, чтобы Правитель посадил меня к себе на колени – отвечала я, обливаясь слезами.

Чтобы утешить меня, Князь Владимир Александрович взял меня на руки, но я не удовлетворилась этим. Я хочу, чтобы Правитель поцеловал меня».

Уже в детском возрасте у балерины отразились задатки лидера: быть впереди всех, лучше всех, иначе совсем не нужно!

«Шедевры легкости и красоты»

Сразу же после училища Павлову приняли в труппу Мариинского театра. Сначала критики внимание свое обращали на то, что молодая балерина неверно ставит ноги, движения ее рук неточны. Позднее эти неточности начинают именовать индивидуальным стилем Павловой, который и придаёт шарм ее выступлениям.

Современники отмечали – у балерины было что-нибудь такое, что притягивало восхищенные взоры. Хотелось бесконечно смотреть, как она пляшет, аплодировать ей.
Любовь русской публики балерина захватила собственными партиями в постановках «Жизель» и «Баядерка». «Это — сама муза Терпсихора, воплотившаяся в лице нашей молодой танцовщицы, — писал о Павловой балетовед Валериан Светлов. — Каждый ее танец, каждый костюм, каждая линия ее поз, каждое ее движение и каждая остановка — шедевры легкости, красоты и скульптурной пластики; я уже говорил о ее элевации, воздушности и полетах — все это на внеконкурсной основе. В ее игре и танцах — неоспоримый feu sacre [священный огонь], та священная искра искусства, которая греет и освещает творение настоящего художника».
Павлова сотрудничала со собственным приятелем со школьной скамьи – балетмейстером Михаилом Фокиным. Это он поставил для Анны концертный номер «Лебедь» на музыку Сен-Санса: зрителям всего мира эта партия известна под неофициальным наименованием «Умирающий лебедь».

В эмиграции

В Мариинском театре Павлова отработала 10 лет, а потом заключила сделку на отдельные пьесы и стала гастролировать по всему миру. Импресарио балерины стал ее гражданский супруг – госслужащий Виктор Дандре.

Они были вместе всю жизнь, но официально узами брака так и не сочитались: Павлова думала, что она уже и так замужем – за балетом. Дандре был прекрасным импресарио, и балерину ожидали в театрах всего света.
История балерины Анны Павловой как сказка стала былью
Балерина начала устанавливать сама себе номера, рассчитывая свои возможности, и также включала в собственный репертуар государственные танцы каждой страны, куда приезжала с гастролями. Так, она выступала с японскими, индийскими и африканскими танцами – все давалось ей легко.
В 1913 году Павлова в последний раз выступила в РФ и уехала в Англию, к Дандре. Домой она выше не возвращалась, но активно гастролировала по иным странам. За границей ее назвали «русским Лебедем».

В Нидерландах балерину всегда встречали с букетом белых тюльпанов, сорт который вывели в ее честь и так и назвали – «Анна Павлова».
В январе 1931 года Павлова вновь приехала в Нидерланды, и ей вновь вручили роскошный букет. Через 2 дня 49-летняя балерина обязана была выйти на сцену Гааги, но ее выступлению не предназначено было состояться. Павлова была сильно простужена, и с каждым часом ей становилось все хуже.

Врач, которого позвал Дандре, поставил диагноз – гнойный плеврит. Болезнь была чрезмерно запущена, и 23 января балерины не стало. Как вспоминал ее гражданский супруг, Павлова до последнего верила в собственное выздоровление и даже собиралась выступить перед зрителями.

Накануне до смерти она попросила: «Принесите мне мой костюм лебедя». Это были окончательные слова Анны Павловой.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − восемь =