Эхолалия что это и как ее использовать для развития ребенка

 

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

Что такое эхолалия и когда она перестает быть нормой?

Одной из подобных важных для развития центра речи ступенек считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь. В каких вариантах она перестает быть нормой и служит основанием для значительных беспокойств?

Обозначение

Эхолалия — это форма речевого нарушения, при котором дети автоматично, без осознания смысла фразы, повторяют услышанное.
До 3-4 лет такое поведение не считается аномалией. Рефлекторная повадка копировать даже полезна детям для формирования навыка говорения.

Коррекционная работа на этом этапе не потребуется, у здорового ребенка дефект пройдёт собственными силами.
Нельзя путать эхолалию с эхопраксией — повторением действий и жестов. Также эхолалия выделяется от двигательной стереотипии, для которой отличительно напрасное динамическое копирование жестов, движений и слов.
Если же ребенок так повторяет слова после 4 лет, родителям стоит забеспокоиться. Эхолалия у детей дошкольного возраста считается обычным симптомом при неврологических, психических патологиях.

Нарушения речи становятся признаком подобных болезней как аутизм, шизофрения, олигофрения, ЗПР, афазия.

Важно! Симптомы эхолалии и палилалии (аутоэхолалии) у детей схожи. Распознать их можно по следующему признаку: при аутоэхолалии ребенок повторяет собственные слова с нарастающей скоростью, подсознательно и беспрерывно.

Это самоподражание. При эхолалии детсадовец повторяет звуки, услышанные от окружающих.

Эхолалия у взрослых

Эхолалия у взрослых людей всегда рассматривается как признак каких-нибудь психических патологий – шизофрении (очень часто), аутизма, амнезии, последствий черепно-мозговых травм и др.
У взрослых аутистов с эхолалией, кроме неоднократного бессмысленного повторения слов или фраз, часто встречается и такая более «сглаженная» симптоматика, как:

  • во время работы над какой-нибудь задачей – бессознательное повторение шепотом разных руководств, полученных для выполнения означенной задачи;
  • повторение наименований предметов во время работы с ними;
  • регулярное цитирование реплик из фильмов или телепередач (как правило в адекватном для ситуации контексте);
  • бессознательное повторение «про себя» или негромкое проговаривание текста книги в процессе чтения.


Некоторые взрослые с диагностированным аутизмом рассказывают, что речеподражание считается для них своеобразным способом коммуникации – бессознательной попыткой поддержать разговор, отвечая собеседнику еще до осознанного понимания сказанной им реплики.

Симптомы

Симптоматика подражания чужой речи выделяется от признаков патологического болезни. К задержкам речевого развития у заболевших детей подсоединяются обычные симптомы психических и неврологических расстройств.

Разпознать состояния легче после 4-5 лет, до 2-3 лет у грудничков практически нереально, требуется помощь врача.
Ключевыми проявлениями подражательного симптома считаются:

  1. Воссоздание услышанной фразы, слова или слога немедленно, через зазор времени.
  2. Повторение предложений для спокойствия, во времена сильных переживаний.
  3. Негромкая, неясная речь.
  4. Невыраженная мимика.
  5. Нежелание отвечать, игнорирования вопросов.


Основанием для волнения служит комплекс симптомов нарушений в развитии, определять болезнь по одному признаку нельзя.
Это интересно! У аутистов довольно хорошая память, иногда для повторения они подбирают целые тексты, прочитанные мамой рассказы или сказки.

Воспроизводят их точно до каждого слова и даже копируют интонацию.

Коммуникация настроения

Мой опыт родителя говорит про то, что отсроченная эхолалия часто считается импрессионистским способом сообщить о собственном настроении. Если мой сын произносит фразу: «Сегодня бассейн закрыт», это означает, что он разочарован, и эта фраза считается его способом передать ощущение сожаления.
Его радость и искренний подъем связаны с фразой: «Наша комната в отеле на семнадцатом этаже», он повторяет ее каждый раз, когда радуется. Если он не очень понимает содержание разговора, но желает принять в нем участие, то он произносит предложения, которые вызывают ассоциации у него с общим тоном разговора.
Моя стратегия в данных случаях – согласится его эмоции («Я помню, как ты был счастлив в отеле на Ниагаре, я вижу, что в настоящий момент ты тоже счастлив») и перенаправить его на реальные события.

Причины

Логопедия и нейропсихология различает пару функций и причин синдрома. Дети добиваются конкретного результата, чаще подсознательно.

  • Для общения. Так ребенок поддерживает беседу.
  • Для уточнения смысла вопроса, высказывания. Ребенок произносит слово или фразу еще раз, чтобы понимать, что она значит. Говорит для себя, а не для окружающих.
  • Для развлечения, игры. Если как то фраза стала причиной смех или согласие, детсадовец говорить будет главное слово для вовлечения внимания.
  • Для выражения чувств, настроения. Повторением слов и фраз под эти цели часто пользуются аутисты. Пытаются пережить не смысл сказанного, а исключительно эмоции, стремясь завязать контакт с окружающими.
  • Систематизация новой информации. Ребенок воспроизводит в памяти события дня, по новому переживает эмоции. Может повторить фразы или звуки, что стали причиной сильные чувства.
  • Для аутостимуляции, саморегуляции. От повторения знакомого материала аутисты и нервные дети испытывают удовольствие.


На заметку! Иногда дети 6-7 лет, когда подстраиваются в первом классе, или ясельники применяют повторение одной фразы для спокойствия. Это может быть маленькое предложение типа: “Мама придёт, я молодец!”.

Временная эхолалия проходит после полной адаптации в новом коллективе.

Что необходимо понимать родителям

Если пустить течение болезни на произвол, то подрастающий человечек не поборет волнение, не научится вести беседу и не сможет правильно выражать собственные мысли. В то же время при достаточном желании и старании родители могут максимально полно справиться с отклонениями развития ребенка.

Победить болезнь целиком, возможно, не выйдет, но вот наладить коммуникацию с ровесниками, превратив патологию в инструмент взаимные действия с окружающими, вполне возможно.
Повторяя слова и фразы, услышанные от остальных людей, ребенок пытается побороть речевую проблематику, самовыразиться. Для адаптации небольших пациентов профессионалы дают родителям следующие советы:

  • не останавливать, не перебивать высказывания;
  • больше общаться, поддерживать любой разговор;
  • смотреть на все сказанное, даже в том случае, если оно кажется бесполезным;
  • заниматься постоянно, в спокойной, обстановке, располагающей к доверию;
  • задумываться о том, для чего и в какой ситуации ребенок повторяет услышанное;
  • изменять речевую информацию, поступающую из звуковых источников, прибавлением новых слов («Отец
  • пришёл с работы» ? «Отец пришёл из магазина» ? «Отец принёс из магазина продукты»);
  • повторить любимые фразы ребенка, понемногу видоизменяя их;
  • так формулировать вопросы, чтобы ответ звучал именно: «да» или «нет»;
  • стимулировать адекватно выраженные эмоции ребенка;
  • наблюдать за собственной речью, чтобы она была размеренной, быть немногословным, ясно и ясно;
  • ограждать от напряжений, не кричать на ребенка, не браниться при нем.

Есть методики борьбы с отклонениями, ускоряющие эффект работы докторов. Самая эфективная – подкрепление речи тактильными, обонятельными и зрительными ощущениями.

Применение картинок, настоящих вещей (продуктов, предметов) помогает понять ребенка, избежать вызванных непониманием истерик.
При выполнении советов родителями эхолалия в младшем возрасте пропадает без следов. Однако даже если заболевание считается симптомом более серьезного расстройства, она понемногу может стать минимально заметной.

Сотрудничество профессиональных мастеров и родителей по адаптации ребенка всегда даёт хороший результат.
Неврологи и дефектологи разделяют речевое нарушение на два варианта. Классификация базируется на временном промежутке между произношением фразы и первым знакомством с ней.

Отсроченная

Специфична для аутичного поведения. Пациенты дети повторяют слова и предложения спустя пару часов или дней после того, как слыхали их, прочитали в книге.

Отсроченную эхолалию дополнительно используют здоровые малыши для игр, саморегуляции в период адаптации в детском садике.

Незамедлительная

Присущая небольшими детям. Малыши воспроизводят звук или слово сразу.

Аутичные дети применяют срочную эхолалию для паузы, чтобы понимать, что его задали вопрос или сказали собеседники. Для детей с алалией способность повторить услышанное точно, с правильной постановкой ударения — прекрасный показатель выздоровления.

Базовые советы

  1. Не прерывайте эхолалию ребёнка грубо. Необходимо понимать, что даже в относительно запоздалых случаях, возможность тренировать своё произношение и выражать эмоции бесценна.
  2. Но одновременно не стоит пренебрегать стереотипии. Намного лучше в форме игры попытаться понять, что же собственно желает ваш ребёнок сказать той либо другой фразой. Может ему просто радостно и приятно следить за вашей реакцией, либо же ему нравится звучание.
  3. Стремитесь к пониманию. У пациентов с расстройствами аутичного спектра отдельные слова играю роль «стимуляторов» и «транквилизаторов». Попытайтесь оценить, в каком состоянии в настоящий момент находится ваш ребенок и найти конструктивный выход. Возможно, здесь очень даже кстати потребуется консервативное лечение.
  4. Эхолалия это радостно! Как глухой телефон. Присоединяйтесь. Выучив ключевые стереотипии ребёнка, вы можете попытаться дать ответ ему в том же духе. И у вас выйдет интересная игра, которая если и не вылечит, то, как минимум снимет напряжение.
  5. Играя с эхолалиями, расширяйте словарный запас ребёнка, понемногу вводя новые слова с применением тем же самых речевых оборотов. Если вы на самом деле поймёте причину эхолалии, вы можете всегда обратить её себе для пользы, чтобы обучить ребенка новым словам и их правильному потреблению.
  6. Аутичные дети довольно часто повторяют окончательное слово из предложенного перечня, по этой причине если вы предлагаете ему на выбор, скажем, что приобрести на обед, то наверное будете очень разочарованы, что он имел ввиду абсолютно не это, механически повторяя окончательнее слово-раздражитель.
  7. Не запутайте друг друга. У пациентов с эхолалией может быть превосходная память, и вы сами удивитесь, что, кажется, натуральный тон вашей беседы считается сценарием какого-то рекламного ролика. Было достаточно аналогичных курьёзов.
  8. Дайте собственному ребёнку побыть в одиночестве тогда, когда он откровенно этого хочет.
  9. Если есть наличие грубых расстройств психики рассмотрите лечение с помощью лекарств. Иногда помогают средства от СДВГ.

Будьте настоящим родителем и постарайтесь докопаться до корней проблемы.
К эхолалии можно относиться по-разному, и в другие моменты времени вам будет не легко удерживать себя, но всё-таки не срывайтесь на собственном ребёнке. Будьте здоровы!

Диагностика

Обращаться за помощью к неврологу, логопеду, дефектологу, психиатру необходимо, если эхолалия встречается у новорожденного после 4 лет. После беседы с небольшим пациентом, знакомства с характеристикой из сада, от родителей, проведения обычного теста, врач сможет понять, считается повадка повторить нормой или патологией.
Если невролог или психиатр заподозрят какие-нибудь расстройства, потребуются дополнительные лабораторные и аппаратные исследования. Ребенку необходимо пройти:

  1. УЗИ мозга
  2. Электроэнцефалограмму
  3. МРТ
  4. Осмотр лор-врача


Выявлять патологию при помощи дополнительных анализов необходимо после 4-5 лет. Мониторинг на грядущее зависит от установленного диагноза и способности работать над его устранением у новорожденного, родителей.
Совет! Мамам детей с ЗРР, аутизмом важно освободится от правил. Психиатрия считается непопулярной наукой и разделом медицины у молодых родителей из-за опасения “страшных” справок о заболевании на всю жизнь.

Важно не то, что будет написано в карточке ребенка, а насколько быстро вы обратитесь к врачу, сумеете помочь ребенку справиться с трудностью. Грамотные психологи и психиатры перед собой ставят именно эту задачу.

Отлажывать лечение нежелательно.

Для чего ребенок повторяет слова и фразы?

Мнение, что эхолалия — только лишь вздорное повторение совсем ошибочно. В различных случаях она делает нужные для ребенка функции:

  • Поддержка разговора. Ребенок уже достиг понимания, что коммуникация предполагает разговор, впрочем пока еще не умеет (в силу возраста или из-за причины наличия отклонений) построить фразу. Тут и кажется уместным повторить утверждение собеседника.
  • Попытка понять. В этом случае процесс похож на изучение взрослыми иностранного языка — для того, чтобы полностью осознать сказанное иногда приходится ее повторить.
  • Обозначение предметов и явлений. Похоже на повторение ребенком слов, когда он только учится их говорить. Фраза «Сядь за стол!» может классифицировать понятие следующего приема пищи.
  • Выражение согласия. Психологи увидели, что дети существенно до недавнего времени научаются говорить «нет», чем «да». В большинстве случаев повторение фразы, произнесенной взрослым, может означать, что ребенок согласен с вами.
  • Возобновление психического равновесия. Эта функция специфична для аутистов, которые любят ритуалы и обыкновенный жизненный уклад. Повторение знакомой фразы помогает им "взять себя в руки".
  • Передача эмоционального состояния. Иногда ребенку сложно выразить словами собственные эмоции. Готовые клише, запомнившиеся фразы, связанные в его памяти с конкретными чувствами, помогают ему передать взрослым собственные переживания.
  • Стимминг или самостоятельная стимуляция. В большинстве случаев специфична для малышей с аутичным синдромом. Повторяя запомнившиеся фразы, ребенок вызывает у себя определенное психическое чувство — унимается либо, наоборот, возбуждается.


Немного позднее с ребенком придется заниматься развитием памяти и внимания, и еще речи.

Эхолалия – методы лечения, потенциальные результаты болезни

  1. Эхолалия у детей (эхолалия в детской речи)
  2. Эхолалия у взрослых
  3. Как лечить эхолалию у взрослых и детей?
  4. Эхолалия при аутизме

Эхолалией именуется своеобразное речевое поведение, при котором больной автоматично повторяет услышанные фразы, слова, слоги либо даже отдельные гласные либо согласные звуки. У детей данное состояние отмечается существенно чаще, чем у взрослых, в силу свойств детского «знакомства с миром», про которые мы будем говорить ниже.
В психиатрической практике эхолалия делится на две основные категории:

что такое эхолалия?

  1. незамедлительная – отличается очень быстрым воспроизведением слов или фраз окружающих. К примеру, при незамедлительной эхолалии на вопрос «хочешь игрушку?» ребенок быстро отвечает «хочешь игрушку!», но после оказывается, что игрушки он не хотел;
  2. отсроченная (задержанная) – выражается в повторении словоформ не быстро, а по проишествии определенного времени – пары часов, суток либо даже недель. При этом повтор фраз происходит самопроизвольно, не зависимо от окружающих факторов.


Эхолалия любой из указанных выше форм также делится на истинную (точное повторение слов) и митигированную (повторение слов с некоторой их трансформацией).
На первых этапах развития незамедлительная эхолалия в детской речи нередко служит лишь указыванием на то, что ребенок услышал обращенные к нему слова, и что он может понимать и воссоздавать устную речь. Впрочем эта форма может также указывать и на недостаточность речевых центров (у детей) либо наличие моторной афазии – двигательного речевого поражения (у взрослых).
Во всяком случае незамедлительное речеподражание ценится как более благоприятная форма болезни если сравнивать с отсроченным. Отсроченная эхолалия очень часто появляется вследствие нарушения некоторых психических процессов.

Как второстепенное явление эхолалия может сопутствовать следующим состояниям:

  • аутизм, РАС;
  • синдромы Ретта и Туррета;
  • кататоническая шизофрения;
  • задержка развития;
  • патологии центральной или периферической нервной системы, и еще другие неврологические расстройства;
  • поражения лобных долей мозга;
  • нарушения зрительной или слуховой функции – недоразвитие речи очень часто встречается среди слабовидящих и тугоухих детей из-за ограничения чувственного (визуального или слухового) познания;
  • имбецильность, олигофрения и др.


При глобальных расстройствах психики отложенная эхолалия у взрослых и детей в большинстве случаев встречается в комбинировании с девиантным поведением. Потому коррекция речи при аутизме не менее важна, чем работа с социализацией.

Стоит ли обращаться к доктору

Стоит ли при обнаружении эхолалии у собственного ребенка родителям немедленно обращаться к доктору? Ответ на данный вопрос зависит от возраста ребенка.
Активное формирование речевой функции происходит от 6-7 месяцев и до года, а еще в промежутке от 3 до 4-х лет. В данное время повторение слов и фраз помогает развитию сигнальной системы и делает лучше коммуникативные умения.
Другими словами, эхолалия у малышей младше 4-х лет во многих случаях считается физиологической нормой.
Однако если речеподражание сохраняется после 4-х лет, то следует получить консультацию у специалиста. На патологические процессы указывает эхолалия, комбинирующаяся с задержкой психо-моторного развития.

Виды нарушения

Отличают отсроченную и срочную эхолалию.
При незамедлительной форме нарушения больной очень быстро повторяет последнее услышанное слово собеседника. Очень часто дети с незамедлительной эхолалией произносят слова, услышанные по телевизору и радио.

Это обычное поведение совсем несовершеннолетних детей, которые только учатся говорить. Незамедлительное повторение чужих слов для малышей постарше говорит о том, что ребенок не понял сказанное, и воспроизводит чужую речь, чтобы выиграть время на осознание этого слова.

При аутизме, нарушении умственного развития и прочих расстройствах, незамедлительная эхолалия значит, что ребенок услышал собеседника, однако не смог осознать значение слова. У детей с аутизмом такое повторение чужой речи – это необыкновенный способ поддержать разговор.
Отсроченная эхолалия растянута во времени. Ребенок может повторить чужие слова и целые фразы спустя пару минут, часов либо даже дней.

Фразы повторяются абсолютно неожиданно, независимо от действия окружающих факторов.

Формы болезни

Патология вырисовывается 2-мя формами:
При срочном речеподражании ребенок фактически тут же произносит услышанное от взрослых или других детей слово или фразу. Повторить он может и слова, произносимые в телевизоре, по радио.
Безотлагательный вид эхолалии свойственен для периода появления речи. При патологии повторение фраз дети наполняют тот отрезок, который им нужен для осмысления услышанного.
При отсроченной эхолалии услышанные речевые выражения дети повторяют спустя некоторый зазор времени, который может занимать по длительности от 10-15 минут до 5-7 суток, а порой и исчисляется месяцами.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Ацетонемический синдром у детей, причины, симптомы, способы лечения
Такое звукоподражание считается компенсаторным, другими словами делает несколько функций, например как:

Особенности речевого развития ребенка с синдромом Дауна. Часть Вторая

  • Аутостимуляция. Ребенок повторением слов и фраз пытается ощутить эмоции, когда-нибудь испытанные им в предыдущем;
  • Передача находящимся вокруг собственного настроения. При помощи повторения слов ребенок показывают не собственное знание определения понятия, а его эмоциональную нагрузку;
  • Обобщение и систематизация информации. Повторяя предложения и слова, ребенок воспроизводит в собственной памяти то, что уже случилось и пытается это осмыслить.


Незамедлительная форма эхолалии до 4-5 лет не должна у мамы и папы вызвать волнения при отсутствии иных признаков нарушения работы органов ЦНС.
При обнаружении отсроченного речеподражания уже необходимо прислушаться, и, если оно не проходит, обследоваться.

Откровенные истории о своих детях: Никита, 6 лет, дизартрия

Эхолалия у детей (эхолалия в детской речи)

У детей без нарушений психического развития функции срочного речеподражания в молодом возрасте такие:

  • поддержание беседы. К примеру, ребенок уже знает, что разговор складывается из обмена фразами, но его свой лексический запас пока еще мал и необходимые слова выбрать сложно. По этой причине ребенок просто повторяет услышанное, чтобы показать, что готов взаимодействовать с собеседником;
  • желание выразить согласие. По наблюдениям психологов, срочным речеподражанием часто пользуются дети, уже выучившие слово «нет», но еще не знающие слова «да». Повторяя услышанное, они дают понять, что согласны с человеком;
  • освоение речи. Тут ситуация подобна процессу усвоения зарубежных языков, когда ученик вновь и вновь повторяет слово, чтобы понимать его и усвоить. Ребенок, который лишь начинает изучать устную речь, действует по аналогичной схеме.


В норме признак повторения услышанного обычен для детей, так как разговорные умения возникают в 2 этапа: 6–12 мес. и 3–4 года. Таким небольшим детям присуще повторить все услышанное для обогащения словарного запаса и формирования «базы» взаимные действия с миром.Если же ребенок уже достиг возраста четырех лет, но эхолалия к данному времени все еще остаётся его ключевой формой речи, нужно обратиться с просьбой о помощи к мастерам – психологу, психоневрологу, логопеду, коррекционному учителю.

Причины

Главной причиной патологической эхолалии считаются органические или практичные поражения различных отделов мозга головы, из-за которых появляется неуравновешенность между процессами возбуждения и торможения.
Эхолалия может быть одним из симптомов подобных болезней, как:

  • Аутизм;
  • Энцефалопатия;
  • Болезнь Пика, при которой происходит атрофия лобных долей мозга;
  • Шизофрения;
  • Синдром Ретта. Генетическая аномалия, отличающаяся задержкой моторного развития, психическими отклонениями;
  • Синдром Туретта. Заболевание относится также к генетическим обусловленным, проявляет множественными моторными и голосовыми тиками;
  • Новые образования в головном мозге;
  • Олигофрения;
  • Нейроинфекции.


Эхолалия может согласоваться с дисфазией (отличается затрудненным произношением слов или их пониманием) и дислексией (сниженная способность к овладению способностями письма и чтения). При подобных нарушениях развитие интеллекта очень часто бывает в границах нормы.

Возможный риск истерики

В сообществе аутизма очень часто можно встретить сценарий, когда причина истерики – заблуждение из-за незамедлительной эхолалии. Взрослый задаёт вопросы ребенка: «Хочешь виноград или яблоки?» Ответ практически в любое время считается последним словом: «Яблоки».

 

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

Взрослый решает, что ребенок на самом деле желает яблоки. После ребенок начинает дико кричать, когда ему дают яблоко, так как ребенок ответил еще до того, как осознал два предложенных варианта, а в действительности он хотел виноград.

Карточки с картинками или PECS – это эффектный способ предлагать ребенку что-то на выбор или готовить его к переменам, что дает возможность исключить истерики.

Симптомы

Общие симптомы эхолалии – это повторение речи чужих людей либо близких через определенный промежуток времени. При физиологическом речеподражании иных особенных изменений в поведении ребенка и его самочувствии может не быть.
На патологическую эхолалию указывают сопровождающие нарушения проявления например:

  • Чрезмерно по тону негромкая либо наоборот, безмерно громкая речь;
  • Отсутствие контакта с собеседником с помощью глаз. Другими словами ребенок предпочитает в процессе разговора отводить взгляд, по сторонам смотреть;
  • Отсутствие мимики или ее невыразительность;
  • Отсутствие реакции на обращение по имени;
  • Искаженные интонации;
  • Периодические галлюцинации.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как использовать касторовое масло от перхоти и выпадения волос
У малышей с аутизмом кроме эхолалии выявляется типичное поведение. Другими словами для этих детей важное значение имеют повторяющиеся через конкретный зазор времени или в особенных обстоятельствах ритуалы.
Дети с аутизмом часто зацикливаются на выполнении одного занятия, мало общаются с ровесниками, у них маленькой словарный запас.

Как лечить эхолалию у взрослых и детей?

Хотя словарное и слоговое речеподражание в детском возрасте считается неотделимой составляющей появления речи, долгое сохранение данного явления рассматривают как повод для волнения. Особо важно своевременно провести проверку патологической эхолалии для достаточно быстрого ее излечения.
Чтобы определять патологическую форму данного состояния, нужно провести комплексный анализ большого ряда функций психики. Этот способ дает возможность обнаружить имеющиеся у пациента неврологические болезни и/или особенные психические состояния, при которых эхолалия выступает как дополнительного симптома.

Во многих случаях коррекция эхолалии выполняется с помощью специализированных программ занятий и тренировок с применением наглядных пособий, таблиц, видео- и аудиоматериалов и т. д. Если у пациента есть аутизм либо прочие особенности психического развития – лечение проходит в комплексе с другими лечебными методами.
Лечение эхолалии во всех отдельных случаях должно назначаться специалистом (психоневрологом, дефектологом, педагогом коррекционной школы, логопедом и т. д.) – от его профессиональной грамотности сильно зависит результат. При разрабатывании терапевтической схемы стоит предусмотреть возраст пациента, характерности его развития и степень тяжести патологии.

Родители детей с эхолалией должны держаться некоторых правил в ежедневном контакте с ребенком:

  • не прерывать повторяющиеся слова или фразы, а попытаться понять, что конкретно ребенок пытается сообщить этими повторениями, даже в том случае, если кажется, что они бессмысленны. Не нужно игнорировать интонации повторяющихся слов, мимику ребенка – все это даст возможность наладить настоящий контакт между вами;
  • понемногу повышать кол-во слов в словарном запасе ребенка путем ненавязчивого добавки в его речь новых конструкций. Поддерживайте беседу, формируя новые осмысленные словосочетания на основании повторяющихся ребенком слов. Формулируйте вопросы, на которые можно дать небольшой ответ («да» или «нет»);
  • чтобы ребенок лучше понимал, что от него требуется, приходится задействовать наглядные пособия – таблички, картинки, альбомы с семейными фотографиями и другие инструменты невербальной коммуникации.


Необходимо помнить, что эхолалия очень часто считается очень важным инструментом для самовыражения ребенка, содержащего речевые проблемы, и исполняет большинство необходимых параметров – от самоуспокоения и снятия тревожности до попытки построить разговор и выразить собственные эмоции.

Результаты эхолалии

К эхолалии нельзя относиться как к несерьезному нарушению речи. При отсутствии своевременной корректировки у ребенка отмечается;

  • Позже становление речевой функции;
  • Нарушение когнитивных способностей – способности к запоминанию, логическому мышлению, долгосрочной памяти;
  • Отставание по возрасту в эмоциональном развитии.

В конце концов эхолалия может плохо отразиться на контакте с ровесниками и учебе, привести к проблемам в собственной и профессиональной жизни во взрослом возрасте.

Коррекция и лечение

Эхолалия, являющаяся закономерной частью появления речи ребёнка, сама собой пройдёт годам к четырём. Но, наличие аутизма, шизофрении, отставаний в развитии иного генеза может затягивать этот срок. Иногда болезнь совсем неподдается излечению полностью.

Лечение лёгких случаев проходит только при помощи работы коррекционного учителя, однако даже так, это может только сделать меньше выраженность проявлений, не давая полную гарантию результата.

  1. В первую очередь следует чётко установить, что эхолалия не считается бесполезным и бездумных повторением чужих или заученных слов. Это всегда в самой разной степени форма общения с миром вокруг, попытка что-то донести, оказать влияние на своё состояние. Мастера полагают, что она необходимым образом должна корректироваться. Но порой это может быть даже во вред, ведь вы упускаете дополнительную возможность общения с собственным ребёнком, а он будет все больше замыкаться в себе. Вы сами можете стать внимательным коррекционным учителем и управитесь, понимая собственного ребёнка намного лучше там, где профессионалы скажут, что это неисправимый случай. Тем более лечение эхолалии не производится медикаментозно.
  2. Есть ряд методик, которые дадут возможность вам достичь этой цели кратчайшим путём, не замыкая в себе собственного ребёнка. Кстати, обязательно нужно его проверить слух, вполне реально часть проблем идёт родом оттуда, и вот тогда успешное лечение мигом о себе даст знать.
  3. Взрослые должны наблюдать за собой в собственной речи – не говорить на очень высоких оттенках, говорить все чётко. Скандалы в супружеской жизни просто недопускаются – они могут усилить симптоматику. Более того, разговаривая с собственным ребёнком, пытайтесь свести его ответ к однозначному «да» либо «нет». Имейте упорство.

Диагностика

При сохраняющихся признаках речеподражания у детей старше 4-х лет следует обратиться к детскому неврологу. Врач с опытом диагноз выставляет уже на основании осмотра и беседы с пациентом, жалоб от родителей.
Причины патологии определяются в результате проведения:

  • Электроэнцефалограммы. Исследование обнаруживает очаги патологического возбуждения в головном мозге;
  • УЗИ-сканирования;
  • МРТ. Назначается для обнаружения новообразований (кист, опухолей) и для определения кровообращения в сосудах, и еще внутричерепного давления;
  • ДНК-обследования. Нужно, если имеются подозрения на генетические странности.


Консультация и осмотр у отоларинголога дает возможность определить есть ли у ребенка тугоухость, поскольку при данном заболевании речеподражание может быть одним из его симптомов.
Нужно исследование и у логопеда для выявления всех изменений в речевой функции.

Как применять эхолалию для развития ребенка

Лечение эхолалии у детей может быть довольно длительным и сложным и непростым процессом. Это вызвано тем, что она появляется по очень разным причинам, которые важно определить и понять.

Эхолалия может быть спровоцирована плохими речевыми способностями. В данном случае ее можно применять для обучения ребенка, так как он станет повторять все слова и фразы за взрослыми.

С каким то периодом, когда ребенок научится понимать значение произносимых им слов, проблема такого рода уйдет собственными силами. Дополнительно можно применять для обучения ребенка картинки, так как это способствует более легкому запоминанию и пониманию новых слов.

Если ребенок применяет эхолалию для ответов на вопросы, необходимо определить, знает ли он, как необходимо на них отвечать. Если он не до конца понимает значение фраз, то не может хорошо реагировать в диалоге на вопросы собеседника.

В данном случае работа специалиста под собой предполагает развитие требуемых способностей.
Иногда ребенок применяет эхолалию для выражения собственной просьбы. В данном случае он повторяет фразу, прежде услышанную от родителей, не думая о ее значении.

Родителям необходимо сказать прекрасный вариант и попросить ребенка повторить его, чтобы эта фраза отложилась в его памяти.

Подведение итогов дня

Отсроченная эхолалия тоже может быть способом обработать воспоминания, которые не дают покоя. Мой сын до недавнего времени приходил из детского садика и повторял фразы и предложения, которые он услышал в течение дня: прекрасное, плохое и страшное.
Ему особенно нравилось повторить слова учительницы, обращенные к детям, которые плохо себя вели, он даже замечательно передовал интонации учительницы: «Кевин, в школе мы не ходим без обуви», «Джоуи, мы прикасаемся нежно», «Томми, мы не суем руки в унитаз. Это не водопад».
У меня было ощущение, что я получаю повседневную радиосводку новостей детского садика. Мой сын общался со мной, сообщая, что в школе была любящая и поддерживающая его обстановка, и что ему импонируют его учителя и одноклассники.

И вот почему, как я уже говорила прежде, отсроченная эхолалия – это лучший мамин друг.

Самостимулирующее поведение

Отсроченная эхолалия иногда считается самостимулирующим поведением, чья только одна цель – удовольствие гласящего. Моему старшему сыну всегда нравится повторить предложения, которые он прочитал в книгах.

Я поняла, что он видит книгу у себя в голове, и просто развлекает себя «перечитыванием» собственных любимых отрывков опять и опять. Строка «Джордж, что это за аромат?» откровенно заимствована из книги про скунса «Любопытный Джордж», что неизменно вызывает гомерический смех.
Ему также нравится повторить фрагменты из любимых видео, будто бы он смотрит их у себя в голове. Когда отсроченная эхолалия применяется в качестве личного развлечения, она может мешать настоящему общению.

Взрослый может применять такую эхолалию как подсказку, что необходимо мягко переключить ребенка на более конструктивное занятие.

Эхолалия: что это и как ее применять для развития ребенка

Эхолалия – это термин, который применяют для описания ситуации, когда ребенок повторяет или копирует слова, сказанные иным человеком. К примеру, если вы задаёт вопросы ребенка: «Ты хочешь котлету?», и он говорит «Хочешь котлету», а не «Да», то вы дело имеете с эхолалией.
Еще есть «отложенная эхолалия», когда ребенок повторяет что-то, что он слышал уже давно: к примеру, строчку из фильма, который он посмотрел неделю назад.

Эхолалия что это и как ее использовать для развития ребенка

считается ли эхолалия привычным явлением?

Если дать ответ проще говоря, то он будет неоднозначным: иногда.
Эхолалия, когда ребенок только учится говорить, это вполне стандартная часть развития речи. Дети повторяют то, что слышат вокруг себя: так они приобретают и крепят слова.
Если спросить ребенка в возрасте до 1,5 лет «Пойдём купаться?», он, быстрее всего, ответит «Купаться», а не «Да». По мере того, как умения и умения растут, дети все больше применяют свои слова и эхолалия понемногу гаснет.
Некоторые дети, впрочем, не перерастают стадию эхолалии. Они лишь повторяют за иными и очень нечасто применяют свои слова и предложения.
Не редкость и другой речевой феномен: дети говорят исключительно репликами из фильмов и рекламы. Такую эхолалию нельзя отнести к правильному развитию.

Ее наличие показывает, что у ребенка появились трудности с применением речи.

Когда в норме должна закончиться эхолалия?

Дети возрастом между годом и 2-мя должны много повторить за вами и часто применять эхолалию. Собственно так они учатся.
К двум годам, впрочем, вы должны наблюдать отчетливое применение своих слов. Эхолалия может применяться, когда вы задаете не простой вопрос или даёте указания, но, плюс к этому, должны использоваться и собственными силами придуманные фразы.

В 2 года речь не должна сводиться исключительно к имитирования.
К трем годам эхолалия должна быть на минимальном уровне. Трехлетние дети должны выдумывать свои обычные предложения, чтобы общаться с находящимся вокруг их миром.

Эхолалия обязана иметь эпизодический характер.
Что же касается отложенной эхолалии, она нормальна, когда ребенок посмотрел фильм и в игровой форме по новому переживает его события. Когда же ребенок «застревает» на одной фразе или сцене и повторяет ее опять, и опять, и опять – налицо проблема.
Повторим нашу мысль еще раз: если ребенок посмотрел новый мультик и просто влюбился в него, повторение запомнившихся фраз хорошо и естественно. Но время идет, новизна стирается, и ребенок знакомится со все новыми фильмами и передачами.

ЧТО ТАКОЕ ЭХОЛАЛИИ? ОТВЕТ ЛОГОПЕДА

Если он игнорирует новый опыт и полностью замыкается на определенном количестве готовых сценариев, необходимо констатировать, что мы дело имеем как минимум с трудностью развития речи.

Как влиять на эхолалию — в пользу развития ребенка

Эхолалия что это и как ее использовать для развития ребенка

Лечение эхолалии не так понятно, как может показаться. Это вызвано тем, что эхолалия как правило имеет разные причины, которые следует установить и понять.
Если ребенок не знает, какие слова применять – это один случай, а если он получает умиротворенность в том, что повторяет строчки из кинолент – это уже другая ситуация.
Важно, чтобы проблемы ребенка изучил опытный специалист-психолог, который сможет определить, что лежит в основе речевых повторов.
Все таки, есть конкретные приемы, которые родители могут удачно применять, чтобы уменьшить число случаев эхолалии в старшем детском возрасте или если есть наличие диагноза РАС.

Когда эхолалия вызвана плохими речевыми способностями

Данная причина считается наиболее частой: ребенок не знает, что сказать, по этой причине просто повторяет за взрослым. Такая ситуация не требует «лечения» эхолалии как такой: необходимо одолевать задержку речевого развития.
Если ребенку не хватает лексики, чтобы неожиданно пользоваться ею для вопросов, ответов и диалога, необходимо работать над увеличением словаря.
Если ребенок применяет эхолалию для ответов на вопросы, необходимо определить, знает ли он вообще, как на них отвечать. Если нет, это незнание необходимо насытить умением адекватно реагировать в диалоге с вопросами от собеседника.
В данной ситуации работа специалиста сводится к развитию способностей, пребывающих в зачаточном состоянии. Нужно, чтобы новые крепкие умения вытеснили на время заменяющую их эхолалию.

Когда ребенок применяет эхолалию для просьб

Может быть, вам известна ситуация, когда ребенок говорит вам: «Взять тебя на руки?» (имея, разумеется, ввиду «Возьми меня на руки»). В этом случае он применяет услышанную от вас в конкретных обстоятельствах фразу и не думает о ее точном смысле.

Произнесите прекрасный вариант и попросите ребенка повторить его, чтобы верные слова отложились в памяти.
Если ребенок все лучше понимает речь, можно тоже реагировать и на его ошибки как на отдельные фразы. Он говорит вам: «Ты хочешь печенья?» Ваш ответ: «Я не хочу, а ты – хочешь. Скажи правильно: дай мне печенья».

Подобный подход намного больше выделяет разницу между тем, что говорит ребенок, и что он имеет в виду.

Когда ребенок отвечает эхолалией на вопросы

Довольно часто в качестве ответа на вопрос ребенок повторяет его окончательное слово.
Вот ряд шагов, как научить ребенка самой идее вопроса и ответа (переход на очередную ступеньку может занимать пару недель):

  1. Подберите один вид вопроса (к примеру: «ты хочешь это?» или «что это?»)
  2. Задавайте вопрос и здесь же отвечайте на него сами, не делая паузы. Это звучит так: «Хочешь морковку? Да». Лучше всего, ребенок начнет моделировать слово «Да». Продолжайте эту практику, пока ребенок не будет стабильно повторить за вами окончательное слово-ответ.
  3. Опять задавайте вопрос, однако уже на этот раз добавьте к нему только первую букву ответа. «Хочешь морковку? Д-д-д…». Этим вы поощряете ребенка сказать весь ответ собственными силами. Если у вас это не выходит, произносите слово «Да» сами, но после все равно возвращайтесь к одной лишь первой букве. Добейтесь того, чтобы первой буквы было довольно, чтобы ребенок произносил остаток ответа сам.
  4. Опять задавайте вопрос, но теперь только артикулируйте первую букву, не произнося ее вслух. Показывайте на собственный рот, чтобы ребенок видел, что вы готовы сказать звук.
  5. Откажитесь от подсказок полностью, добившись стабильного ответа на собственный вопрос.
  6. Когда один вид вопроса освоен, переходите к иному. Продолжайте обучение, пока не создадите у ребенка большого запаса готовых вопросов и ответов на них. Подобный подход увеличивает шансы на то, что ребенок начнет неожиданно применять накопленные знания.

Когда ребенок повторяет вашу фразу

Эхолалия что это и как ее использовать для развития ребенка

Такой вид эхолалии заставит вас скорректировать точку зрения на то, какой вы вдумчивый родитель и усердный логопед. Вот как смотрится такая эхолалия:
Логопед: «Миша, как говорит собака?»
Миша: «Гав-гав. Молодец, Миша!»
В данный момент вы осознаете, что произносили фразу «Молодец, Миша» постоянно, когда ребенок давал точный ответ, и она укрепилась у него в памяти.
Важно потушить эту эхолалию, так как она в себе не несет никакой хорошей функции. Приступают к работе в большинстве случаев так: повторяют за ребенком его слова, выполняют паузу и потом применяют иные слова похвалы. Вот как звучит разговор:
Логопед: «Миша, как говорит собака?»
Миша: «Гав-гав. Молодец, Миша!»
Логопед: «Гав-гав. (пауза) Собака говорит «Гав-гав», ты прав».
Если похожий подход не разрешает проблему, тогда вам необходимо откатиться в обучении на несколько стадий назад. Предлагайте ребенку вопрос и ответ вместе: «Как говорит собака?

Гав-гав». Если он пытается добавить «Молодец, Миша!», перебивайте его и опять повторяйте «гав-гав».

Ребенку понадобится время, чтобы переучиться: с каким то периодом такая эхолалия сойдет на нет.

Когда эхолалия служит целям самостимуляции

Некоторые дети применяют эхолалию для развлечения и ухода от тревог. Мы называем подобное использование эхолалии самостимулирующим, так как оно служит цели получения удовольствия.
В данном случае эхолалия считается дополнительным примером стереотипий или «стимов», наблюдаемых при аутизме. Некоторые дети «стимятся» раскачиваясь вперед-назад или делая взмахи руками.

Иные применяют для этого речь.
Подобное поведение часто можно увидеть, когда дети чем-то озабочены. Если ребенку доводится встречаться с непредсказуемым внешним миром, если он не понимает, что происходит около него и по какой причине, он может найти пристанище в чем-то знакомом и предсказуемом – к примеру, в цитировании наизусть всего фильма.

Это ободряет и даёт умиротворенность: фильм известен заблаговременно и всегда остается одинаковым, что бы ни произошло.
Иные дети с РАС могут склоняться к отложенной эхолалии как к стиму, когда испытывают тоску или отстранились от мира вокруг. Они сбегают в свой мир, где в кинотеатре в середине их головы идет «Золушка», и они могут смотреть ее сколько угодно, повторяя за героями их слова в качестве развлечения.
Помните, что по существу – это способ получения удовольствия, который сам по себе не несет никакого ущерба. Ребенку должно быть позволено проводить часть времени в применении эхолалии в качестве развлечения — точно также тому, как молодой футболист может проводить пару часов, гоняя мяч.

Все таки, есть ситуации, когда такую эхолалию разрешать нельзя.
К примеру, когда ребенок находится в классе, и наставник проводит урок, эхолалии-отвлечения недопускаются. Точно также дела обстоят с помещениями, где нужно віполнять тишину (к примеру, библиотека, театр, киноцентр).

Если не обучиться гасить эхолалию, ребенок не сможет посещать занятия и быть частью общества.

  • Если причина состоит в стрессе, необходимо найти альтернативные способы гашения впечатлений или объяснить ситуацию. Можно применять социальные истории, чтобы ребенок четко представлял себе, что происходит вокруг, и какой реакции от него ждут. Более того, можно научить ребенка приемам самоуспокоения, применяя дыхание и предметы-«якоря».
  • Если же причина – в тоске или отрешенности, необходимо своевременно вернуть ребенка в наш мир. Для этого наставник может иногда направлять ребенку вопросы, чтобы удержать на себе детское внимание. Если вы понимаете, что стимов не получится избежать, делайте их наименее выраженными и заметными – выдайте ребенку резиновый мячик, который можно ворочать и сжимать в руках, либо же бусы-четки для перебора пальцами.
  • Если ребенок не понимает, что применяет эхолалию, а просто следует привычке, его необходимо обучить правилам саморегуляции: когда можно говорить вслух, а когда – нет. Применяйте зрительное напоминание, чтобы ребенок помнил, что время на уроке – не для стимов. Часто осознание ребенком собственного поведения и установление лимитов, если и не решают проблематику, то дают возможность держать ее под контролем.

Как применять эхолалию для наработки готовых речевых шаблонов с личным местоимением Я

Многие дефектологи и психологи заостряют внимание на способе «говорить от лица ребенка», который особенно резельтутативен для малышей с РАС на первом порах возникновения эхолалии .
По существу вы должны озвучивать желания ребенка и описания реальности от ЕГО Лица — предоставляя ему ДЛЯ ПОВТОРА (!) готовые фразы в распространённых житейских обстоятельствах.
Допустим, для начала сопровождайте все действия по самообслуживанию и описанию текущего момента Я-конструкциями:

  • Что ты делаешь? — Я кушаю. Я иду по дороге. Я иду ножками. Я купаюсь. Я купаюсь в ванной. Я одеваюсь. Я одеваю носки на ноги. Я кладу ботинки на место. Я мою руки.


Также сопровождайте Я-конструкциями все моменты, когда очень важно, чтобы ребенок побыстрее выучился объяснять собственные чувства и желания:

  • Ребенок капризничает. Вы предлагаете: «Объясни словами: что ты хочешь?» — Я устал. Я хочу отдыхать. Я хочу есть. Я хочу спать. Я хочу пить. Я хочу на руки. Я хочу на качели.


Понемногу можно включать в список Я-конструкций собственные предположения об эмоциях, которые понятно испытует ребенок:

  • Отец пришёл с работы — «Я рад папе».
  • Вы с малышом нашли игрушку в процессе игры в прятки — «Я рад кукле».
  • Ребенок ищет по комнатам бабушку после ее визита в гости — «Где бабушка? Я скучаю за бабушкой».
  • Ребенок боится собаки на улице — «Я боюсь собаку».
  • Ребенок прочно обнимает маму, опять встретившись с ней в конце дня в детсаду — «Я люблю тебя / Я люблю маму».


Это ВЫ говорите данные слова: «Я кушаю», «Я хочу на руки» и т.п. Согласно опыту многих профессиональных мастеров и теории формирования речи у детей с РАС в данные моменты ребенок запоминает формулировки исходя из этого обстоятельствам и чувствам.

Они крепятся в памяти, из которой В последствии может быть сформирована речь при РАС – пускай и не самыми привычными путями и темпами.

считается ли эхолалия при РАС выявлением положительной динамики?

Как уже говорилось, нейротипичные дети тоже проходят стадию эхолалии как переход к спонтанной речи, но продолжается она у них не достаточно долго. У детей с РАС этот переход забирает побольше времени, но все равно очень часто бывает.
Согласно точке зрения ряда экспертов, если при эхолалии увеличивается многообразие и интенсивность в течение дня, то это замечательный символ на пути к самостоятельной речи. Тем более, когда вы слышите от ребенка достаточно чистое и гладкое произношение при повторе слов и фраз.
Довольно часто у детей с РАС страдает грамматика, усвоение собственных местоимений, предлогов, склонения прилагательных и спряжения глаголов. Но неоднократно повторенные словесные блоки все же анализируются мозгом и применяются не попусту, а чтобы превратится в спонтанную речь.
Такой переход у детей с аутизмом, в основном, происходит в намного позднем возрасте, с значительными усилиями и очень часто без вполне гладкого финишного результата.
Впрочем вербальные взрослые люди с аутизмом подтверждают гипотезу про то, что накопленные при эхолалии целые фразы с каким то периодом дробятся на части, которые соединяются между собой — для создания новых сочетаний. К примеру, Темпл Грандин, знаменитая женщина с аутизмом, описала такой опыт так:
«Вот что происходит: когда на моем жёстком диске записывается все больше фраз, тогда я могу сочетать их любыми способами, и моя речь уже не напоминает включеный диктофон. Это постепенный процесс: каждый день ты говоришь все лучше, и лучше, и лучше».

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × четыре =