Как проходит православный обряд венчания в церкви – знакомимся с этапами таинства

 

Сакральное таинство: как проходит венчание в церкви – детальное описание этапов

Венчание – самая парадная и трогательная часть свадьбы. Чтобы церемония прошла удачно и не была испорчена досадными мелочами, к ней необходимо приготовиться.

Важно знать, что собой представляет обряд, и какие правила таинства необходимо соблюдать.

Характерности обряда

Как проходит православный обряд венчания в церкви – знакомимся с этапами таинства

Для истинно верующих обряд не дань моде. Это освящение союза людей, решивших объединить собственную судьбу перед Богом.
В браке благодать Святого Духа соединяет супругов в одно целое. Любовь, высоконравственная связь, почтение и взаимопонимание четы становятся настолько крепкими, что их не смогут сделать слабее никакие жизненные трудности.

Церковь даёт благословение на счастливую семейную жизнь.

Атрибуты ритуала и их символика

Применение атрибутов во время таинства имеет сакральный смысл, символика которого уходит в глубину веков.

Свадебные кольца

Свадебные кольца – символ того, что брачный союз нельзя анулировать. Обменивающиеся кольцам молодые подтверждают готовность к полному доверию и единению между собой.

До недавнего времени кольцо молодого выполнялось из золота. Это значило, что супруг, как солнце, будет освещать жену благочестием.

Кольцо невесты – из серебра. Сродни луне, супруга будет отображать солнечный свет и подчиняться ему.
В настоящий момент материал для колец подбирают не очень строго, благодаря этому они могут быть сделаны из любых металлов, но предпочтение все же отдают золотым или серебряным колечкам.

Венчальные свечки и венцы

Свечки означают, что венчающиеся чисты и целомудренны перед Богом, а их желание согласоваться браком считается искренним.
Пламя венчальной свечки обозначает начало другой жизни, освященной благодатью.
Венцы обозначает корону, а их надевание – коронование. Молодые знаменуют собой венец творения Божьего – первых людей, Адама и Еву.

Также венцы одеваются в качестве награды за целомудрие и стремление к освященному союзу. И еще они могут напомнить о мученичестве, про то, что супружеская жизнь – это добровольное несение сложностей, способность прощать и понимать супруга.

Рушники, кагор, каравай

В обряде обязательно применяют два белых полотенца или два отреза белой ткани. Одно из них обрамляет иконы.

На иное – встают молодые во время таинства.

Рушники означают аналогичную чистоту мыслей четы, как и белый плат на голове невесты.
Кагор олицетворяет кровь Христа.

Сладкое крепленое вино молодые троекратно испивают из чаши в конце церемонии.

Каравай олицетворяет тело Христа. Батюшка в конце церемонии благословляет его.

В большинстве случаев каравай оставляют в храме в качестве благодарности.

Другие


В набор для венчания входят и остальные необходимые атрибуты:

  • Брачующиеся и свидетели обязательно одевают нательные крестики;
  • Необходима также освященная икона Спасителя (для молодого) и Божьей Матери (для невесты);
  • Могут потребоваться белые платочки, чтобы держать венцы и свечки.

Характерности процедуры

Рекомендуется записаться на церемонию заблаговременно, минимум за 7 дней, чтобы подобрать оптимальный день и обговорить со священником все детали.
В РФ венчают тех, кто заранее заключил официальный брак в загсе.

Только церковный брак в РФ не имеет юридической силы. В храм необходимо принести паспорта и свидетельство о браке.

Будет ли официальная регистрация и венчание в 1 день или в различные – это решают брачующиеся.

В качестве редкого исключения возможно венчание без официальной регистрации. Священники могут пойти навстречу, если успели сложиться сложные обстоятельства.

К примеру, одному из желающих заключить брак предстоит срочная опасная операция.

Тогда разрешение сможет выдать епархиальный архиерей.

Запретные дни

Дни, когда нельзя венчаться:

  1. Периоды, пока идут 4-ре продолжительных поста;
  2. От Рождества (7 января) до Крещения (19 января);
  3. Масленичная неделя (Сырная седмица) перед Великим постом;
  4. Светлая (Пасхальная) седмица после Пасхи;
  5. Во вторник, четверг и субботу;
  6. В течении дня перед великими церковными праздниками;
  7. В предверии и в дни, когда отмечается Воздвижение Креста Господня и Усекновение Главы Иоанна Предтечи (идет строгий пост);
  8. Перед престольными храмовыми праздниками. Они в каждой церкви бывают собственные, нужно заранее уточнить;

Кого не обвенчают?

Венчанный брак не состоит в случаях:

  1. Кто-либо из венчающихся считается атеистом и пришёл в церковь, подчиняясь принуждению;
  2. Кто-либо из пары уже связан браком;
  3. Брачующиеся находятся в родственной связи. Нельзя жениться близким людям аж до троюродных братьев и сестер;
  4. Брачующиеся заключаются в духовном родстве (крестные и крестники). До недавнего времени данное правило строго соблюдалось, теперь в порядке исключения можно взять разрешение архиерея;
  5. Не совершат обряд над некрещеными;
  6. Венчаться можно лишь три раза, четвертый раз запрещено.

Подготовка к церемонии

Для начала будущим супругам нужно подойти в церковь и поговорить с батюшкой. Это необходимо, чтобы решить моменты организации и узнать интересующую информацию.

Батюшка обязательно спросит, состоят ли люди в официальном браке, а если нет, то когда собираются его заключить.

Он обязательно поинтересуется, по доброй ли воле решено обвенчаться, и также узнать взгляды на семейную жизнь.

В течение минимум трех суток до обряда следует выдерживать пост. Нужно отказаться от скоромных продуктов (мясной, молочной пищи, яиц), алкоголя, курения, и также удержаться от сексуальных отношений.
Требуется пройти исповедь и принять причастие. Это можно создать как в предверии венчания, так и конкретно перед ним.

Важное для будущей четы в такие деньки – хранить яркое, весёлое настроение в ожидании благодати.

Этапы процесса

Таинство происходит постепенно и имеет несколько медленно сменяющих друг друга этапов.

Обручение

Начинается, когда завершится Священная Литургия. Жениху необходимо встать по правую руку от батюшки, невесте – по левую.

Начало обряда – каждение. Батюшка трижды благословляет жениха и невесты попеременно.

Молодые крестятся, и священник вручает им горящие свечки.

Дальше идет мольба об обручающихся, спасении их души, благословении на благодеяния. Потом батюшка одевает кольцо жениху, дальше невесте, три раза крестообразно осеняет их.
Кольца заранее освящаются на святом престоле этой церкви. Молодые трижды меняются кольцами, и батюшка читает молитву о благословении и обручении Господом этой пары.
Обручиться можно заблаговременно. В большинстве случаев это выполняется за месяц до венчания.

Некоторые пары полагают, что в данном варианте происходит настоящее таинство, ведь на обычае не присутствуют сторонние люди. Более того, в последующем сильно уменьшается общее время церемонии.

Это может быть важным, если среди гостей будет много детей и людей в возрасте.

Брачные обеты


Молодые с горящими свечками выходят на середину храма, встают на белое полотенце возле аналоя.
Священослужитель задает вопросы, в добровольном порядке ли молодые заключают брак, не держат ли они друг друга в заблуждении относительно собственных намерений.

Венчание

Таинство Венчания

Звучат три молитвы, где испрашивается благословение для брачующихся.

Потом приходит самый праздничный момент – батюшка, взяв венец, благословляет молодого, дальше молодую со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их».

Чтение Священного Писания и Общая чаша

Зачитывается отрывок послания апостола Павла, где говорится об обязанностях супругов в семье. Потом читают Евангелие, и опять возносится мольба о молодых.

Потом все читают молитву «Отче наш». Ее лучше выучить заблаговременно.

Молодые в ней говорят о готовности служить Господу и исполнять Его волю в семье.

Батюшка подает чашу с вином. Молодожены по очереди тремя глотками должны из нее испить.

Обхождение аналоя

Священник скрепляет правые руки четы и накрывает их концом епитрахили (длинной ленты) в воплощение того, что супруга вручается мужу.
Потом он, держа крест, троекратно обводит пару вокруг аналоя.

Круг считается символом нерасторжимости заключенного союза.

В данное время поются церковные тропари, которые воссылают благодарение за заключение брака.
Потом с супругов убираются венцы.

Они преклоняют головы и закрепляют союз целомудренным поцелуем.

Какие слова говорит священослужитель?

Батюшка празднично встречает вновь сделанную семью. Жениху предписывается «умножаться и ходить в мире», а невесте – беспокоиться о «веселии мужа».

Потом жениха и невесты ведут к царским вратам. Там они целуют крест и им вручаются венчальные иконы.

Батюшка обращается с напутствием.

Суть его в том, что для сохранения любви нужно вести праведную жизнь, уважать и почитать супруга.

Что выполняют свидетели?

Присутствие свидетелей необязательно, но лучше всего. После совершения обряда они становятся духовными наставниками свежеиспеченной семьи.

Как помогают свидетели:

  • подают свадебные кольца;
  • держат венцы над головами брачующихся;
  • стелют белое полотенце возле аналоя;
  • сопровождают супругов, когда идет обход вокруг аналоя.

Свидетелям лучше подстраховаться и заранее обговорить со священником детали церемонии. Это нужно, чтобы не появилось очень маленьких накладок.

Сколько продолжается?

В старые времена венцы снимали исключительно на восьмой день. В настоящий момент в большинстве случаев продолжительность обряда может составлять от 40 минут до часа.

Если венчает священослужитель, хорошо знающий пару, его напутственное слово будет намного больше развернутым. Тогда церемония увеличится чуть дольше.

Фото и съемка видео

О том, можно ли снимать церемонию, нужно выяснить заблаговременно. Нужно узнать, можно ли применять вспышку, так как она может подпортить старые иконы.

Фотографу нельзя ходить по коврам, проходить между священником и иконостасом, вставать на амвон.
Если благословение на съемку не дано, молодым не следует печалиться. Превосходно получаются эффективные снимки на фоне самой церкви.

Полезное видео

Венчание в православной церкви – это не только прекрасная, но и ответственная церемония. В процессе таинства необходимо неукоснительно соблюдать прописанные правила и следовать церковным советам. Подробная инструкция — в видео:

Заключение

Венчание – это не шумная и разгульная свадебная церемония, благодаря этому необходимо помнить, что происходит после таинства. После церемонии уместна непрезентабельная пирушка.

Молодые и гости должны провести остаток этого праздничного дня, отправляя благодарение Господу за создание новой семьи.

О таинствах. Таинство Брака

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз домашний, родственный, народный и гражданский. Благодаря этому значимость и значение брака может быть рассматриваемо с каждой стороны.

Во всей собственной святости и высоте брак считается в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало — в благословении брака нетронутой четы, а полнота в христианстве.

Брак сначала поставлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете всюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Обиход.

1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал.

2, 14).
Такой взгляд на брак слова Божия отражен и В первые трех молитвах в последовании венчания.

В христианстве брак может достигать всей полноты совершенства и действительного значения таинства.

Сначала освященный Богом, он получает новое доказательство и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5—6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и именуется тайной большой (Еф.

5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт.

Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт.

Амвросий Медиоланский и др.).
Брак, по христианскому взору, есть великая тайна единения 2-ух душ, в образе единения Христа с Церковью (см.

Апостол, читаемый на венчании — Еф. зач. 230).

Супруги, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность собственного бытия в духовно-нравственном и физическом единении и обоюдном восполнении одного личностью иного, это достигается в христианском браке.
Обоюдные обязанности мужа и жены указаны в Свящ.

Писании: супруг должен предпочитать жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть подчинение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22—26).

Чтобы заслуживать отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в собственной природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, помимо смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. [4] Последнее по собственному действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. «Супруга есть общница жизни, соединяемой в одно тело из 2-ух, и кто опять делит одно тело на 2, тот недруг искусства Божия и соперник Его Промысла». [5]
Брак в христианстве имеет в основе ощущение любви и высокого обоюдного уважения (без последнего и не может быть любви).
Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей.

Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать обоюдное доброе влияние, самоотверженно снося минусы характера друг друга.

Брак имеется еще школа самоотречения, благодаря этому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».
Тут упоминаются мученики, потому что христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, например, брак налагает на людей настолько высокие обязанности в отношении к ним самим и в отношении к их потомству, что их венцы в определенном смысле можно прировнять к венцам мучеников.

Венцы брачные — это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися положено и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий преподаватель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную.

Это отражено и в молитвах чина венчания.

Церковь молит Господа, Который есть «тайнаго и чистаго брака Священнодействитель и телесного Законоположитель, нетления Хранитель», подать благодать брачующимся сберечь в браке «целомудрие», показать «добропорядочный их брак», соблюсти «ложе их нескверное» и «непорочным сожительство их», чтобы они достигли «старости маститей», «чистым сердцем делающа заповеди» Божии. [7] Тут Церковь указывает на то, что мы назвали брачным целомудрием, указывает на необходимость выполнения супружеской верности, на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от старых языческих отношений к собственной супруге как предмету наслаждений и собственности. Борьба с грехом в браке — возвышеннейший вид христианского аскетического делания.

Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно выполняет брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) семейного совершенствования и по физической, и по духовной стороне.

Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов один от одного в дни поста, и еще в период кормления и беременности.
Священное Писание и Церковь в собственных молитвах чина венчания указывают и на вторую главную цель брака — деторождение.

Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».
В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия на протяжении человеческого рода и к восполнению Церкви.

В назидание молодоженам положено в огромном Требнике (гл. 18) великолепное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе комбинировавшаяся двоица!

Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы покупается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей.

Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства — в шестьдесят крат.

Третья — браком сочетанных, — если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.
Итак, честно семейство, законом которого вы ныне сочитались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие человеческого рода, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во обоюдную помощь и для оберегания себя от искушения.

Честно семейство, потому что Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему.

А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить семейство большой чести, когда не только Собственным присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием — претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Собственного в храм, от Анны — вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и семейство присутствием Собственным на браке.

Богослужение при бракосочетании происходит издавна.

В христианстве брак благословляется во времена апостолов. Святой Игнатий Богоносец, воспитанник апостола Иоанна Богослова, в письме к Поликарпу пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в семейство с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти».

Климент Александрийский (II век) указывает, что только тот брак освящается, который происходит словом молитвы.

Апологет III века Тертуллиан говорит: «Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом?» Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский говорят о священническом благословении и молитве, которыми освящалось вступление в брак. В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители или взамен них избранные представляли невесту и жениха для благословения.

Сейчас в чинопоследование брака входит обручение и венчание.

В античности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским;
он совершался празднично, в наличии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный договор; последний собой представляет официальный документ, определявший отношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук невесты и жениха, а жених дарил невесте кольцо.

Только в X—XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.
Чинопоследование христианского брака, тем более в обычае обручения, появилось под влиянием иудейских брачных церемоний.

И в молитвах христианского брака имеются многие ссылки на ветхозаветный иудейский обряд.

В XVI в. чинопоследование брака в Киевской Руси достигло полного развития и заключало в себе все то, что мы имеем в нашем сегодняшнем чине.
Древнейшими частями последования венчания необходимо согласиться нашу третью молитву (пред возложением венцов) и 4-ю (после Евангелия), пение 127-го псалма, приобщение общей чаши взамен причащения Святых Даров и благословение брачующихся во имя Пресвятой Троицы.

Позднейшее происхождение имеют две первые молитвы, чтения из Апостола и Евангелия, две последние молитвы (6-я и 7-я) по снятии венцов и мольба на разрешение венцов в 8-й день.

Жених и невеста как члены Православной Церкви, по древнему обычаю, «да умеют (т. е. обязаны знать) исповедание веры, сиречь: Верую во единаго Бога, и Молитву Господню, сие есть: Отче наш; (и также) Богородице Дево и десятословие» (Кормчая, 2, 50).
Предохраняя от вступления в преступный брак (по степени родства), Православная Церковь ввела подготовительное троекратное «извещение» (в три ближние воскресения), т. е. выполняет знаменитым членам прихода план лиц, желающих пожениться.

Церковь также внушает вступающим в брак «предочистить», преднапутствовать себя на новое поприще жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин.

Православные родители невесты и жениха, сохраняя старинный благочестивый похвальный обычай, «заранее благословляют» их не только по чувству любви родителей, но и от лица Господа и святых, — благословляют святыми иконами со знамениями потребностей жизни — хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, отмечено в слове Божием.

Так, когда то Вафуил благословил дочь собственную Ревекку для супружества с Исааком (Обиход. 24, 60), Рагуил дочь собственную Сарру для супружества с Товием (Тов.

7, 11—12).
Чинопоследование брака положено всегда выполнять в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время после литургии.

Каждый брак положено выполнять отдельно, а не вместе несколько браков.

Чинопоследование брака состоит из: 1) чина обручения и 2) последования венчания и разрешения венцов, т. е. совершения собственно таинства.
В обручении утверждается пред Богом «глаголанное у брачущихся слово», т. е. обоюдное обязательство брачующихся, и в залог этого им дают кольца; в венчании же благословляется союз брачующихся и испрашивается на них благодать Божия.

В античности обручение совершалось отдельно от венчания. Сейчас венчание в большинстве случаев следует в тот же час за обручением.

Чин обручения. Пред обручением священослужитель думает для освящения на престоле с права кольца («кольца») брачующихся (одно возле иного), при этом серебряное (которое после изменения достается жениху) положено на престоле с права от золотого.

Кольца надеются на престоле в символ того, что союз обручаемых скрепляется десницей Всевышнего и что брачующиеся поручают собственную жизнь Промыслу Божию.
Для обручения священослужитель, одевшись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря чрез царские врата.

Он выносит с собой в предшествии источника освещения крест и Евангелие и думает их на аналое среди храма.

Крест, Евангелие и свеча служат знаками незаметного присутствия Христа Спасителя.
Священослужитель (трижды) благословляет крестообразно вначале молодого, а потом молодую зажженною свечой, которую потом вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в брак нужна чистота жизни, сияющая светом добродетели, почему зажженные свечки не даются второбрачным как уже не девственным.

Потом (по Уставу) священослужитель кадит их крестовидно [11] , указывая на молитву и преподание благословения Божия, символом которых служит фимиам, как средство к отражению всего враждебного чистоте брака. (Сейчас каждение невесты и жениха пред обручением не происходит.)

Потом священослужитель творит простое начало: «Благословен Бог наш. » и произносит мирную ектению, в которой содержатся прошения о брачующихся и о спасении их, о ниспослании им любви совершенной и сохранении их в единомыслии и твёрдой вере.
После ектении священослужитель вслух читает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная жизнь и проч.

При этом воспоминается брак Исаака и Ревекки как образец девства и непорочности для брачующихся.

В данное время диакон идет в алтарь и приносит с престола кольца.
Священослужитель, взяв вначале золотой кольцо, трижды осеняет молодого на его главе, произнося (трижды):
«ОБРУЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ», и думает кольцо на палец правой руки (обычно на четвертом пальце).

Точно также вручает серебряный кольцо невесте с произнесением слов: «ОБРУЧАЕТСЯ РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ. ».
Потом кольца трижды переменяются, и, подобным образом, кольцо невесты остается в виде залога у молодого, а кольцо молодого — у невесты.

 

Вручением колец священослужитель напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза.

Происходящая потом троекратная перемена колец указывает на обоюдное согласие, которое обязано быть всегда между женой и мужем, а совершение ее восприемником или кем-либо из близких людей показывает, что на обоюдное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или близких людей.
Возложив кольца на десницы обручающихся, священослужитель произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna — залог, ср.

2 Кор.

1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), сродни тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение колец благословением небесным, сообразно с силою, явленною кольцом в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.

Напоследок, произносится короткая ектения: «Помилуй нас, Боже. », какая бывает перед началом утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение.

Обычно за этим отпуста не бывает, а следует венчание.

Последование венчания. Пред самим началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священослужитель, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.

Данный вопрос: «Не обещался ли еси иной (или другому)?» — предлагаемый жениху и невесте, не только значит, не давал ли формального обещания жениться на другой женщине или выйти замуж за иного, но еще значит: не вступал ли в отношения и незаконную связь со второй женщиной или с иным мужчиной, налагающие конкретные нравственные и семейные обязанности.
После позитивного ответа брачующихся о добровольном вступлении их в брак происходит венчание, которое состоит из большой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья общей чаши и хождения вокруг аналоя.

Диакон возглашает: «Благослови, владыко».
Священослужитель творит начальный возглас: «Благословенно Царство», и произносится диаконом мирная ектения, в которой прилагаются прошения о брачующихся, о их спасении, о даровании им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни жизни.

После ектении священослужитель читает три молитвы о согласующихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, сродни тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, — даровать комбинирующимся мир, долгоденствие, целомудрие и друг ко другу любовь, и сподобить их видеть чада чад и исполнить дом их пшеницы, вина и елея.

При этом священослужитель произносит любому из брачующихся:
«ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя)» или «РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ (имя), ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА».
После возложения венцов священослужитель трижды благословляет невесту и жениха вместе традиционным иерейским благословением, произнося:
«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Это возложение венцов и молитвы (во время возложения венцов) — «Венчается раб Божий… рабе Божией» и «Господи Боже наш, славою и честию венчай я», — признаются в богословии совершительными, т. е. составляющими основной момент совершения таинства Брака и запечатлевающими его, почему и самое последование священнодействия именуется венчание.

Потом произносится прокимен: «Уложил еси на главах их венцы», и после прокимна читается Апостол и Евангелие, из которых в первом (Еф. 5, 20—33) раскрывается учение о созданье и высоте христианского брака, обязанностях мужа и жены и показывается первое
установление и знаменование брака, а в другом (Ин.

2,
1—11) — повествованием про посещение Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении там воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благословения и благодати Божией.

После прочтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси», и после возгласа — мольба о брачующихся, в которой испрашивается им у Господа мир и согласие, чистота и непорочность, достижение маститой старости и постоянное соблюдение заповедей Божиих.

Мольба о брачующихся заключается просительной ектенией за всех верующих (с древним ее самим началом от прошения «Заступи, спаси») и пением молитвы Господней, объединяющей сердца всех в одном духе молитвы, чтобы подобным образом возвысилось само торжество брака и умножилось излияние благодати не только на комбинировавшихся браком, но и на всех верующих. Потом следует преподание мира и мольба главопреклонения.

Потом приносится «общая чаша» с вином, в воспоминание того, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской; священослужитель благословляет ее с молитвой и трижды преподает брачующимся по очереди.

Вино подается жениху и невесте из всей чаши в символ того, что они должны жить в неразрывном союзе и разделять между собой чашу радостей и скорбей, счастье и несчастье.
Преподав общую чашу, священослужитель соединяет правые руки молодых, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Богом, знаменуя тем их соединение во Христе, и также то, что супруг чрез руки священника получает жену от самой Церкви, и обводит молодых троекратно вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие.

Это хождение образом круга вообще значит духовную радость и торжество брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их твёрдого обета, данного пред Церковью, вечно и правильно сохранять собственный брачный союз.

Обхождение происходит три раза — во славу Святой Троицы, Которая подобным образом призывается во свидетельство обета.
Во время обхождения поются три тропаря.

В первом из них: «Исаие, ликуй. » — прославляется осуществление Сына Божия, Его рождение от преблагословенной Девы Марии и тем празднично напоминается о Божественном благословении чадорождения.

В другом тропаре: «Святии мученицы. » — прославляются и призываются к молению за нас подвижники и мученики, вместе с которыми как бы поставляется и венчанная чета как победившая искушения, сохранившая целомудрие и теперь выступающая на подвиг жизни в супружестве. По их примеру молодоженам внушается побеждать в собственной жизни все диавольские искушения, чтобы удостоиться венцов небесных.

Напоследок, в третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» — прославляется Христос как хвала апостолов и радость мучеников и вместе радость и слава молодых, надежда и помощь их во всех обстоятельствах жизни.

Потом в большинстве случаев следует многолетствование, иногда предваряемое кратким молебном, и пожелание молодых.
В Требнике после чина венчания помещена «Мольба на разрешение венцев, во осьмый день».

В античности вступившие в брак 7 дней носили венцы, а в восьмой день слагали их с молитвой священника. Венцы в античности были не железные, а обычные венки из миртовых или масличных листьев, или иного какого невянущего растения.

Сейчас мольба на разрешение венцов читается прежде отпуста венчания.
Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и 3-ий раз.

Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и 3-ий брак, как первый.

Она учит, что согласнее с духом христианства обходиться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и 3-ий брак Церковь
позволяет как определённое несовершенство в жизни христианина, снисходя только немощи человеческой в предохранение от греха.

Святой Иустин мученик, писатель II века, говорит, что «вступающие во второй брак у нашего Учителя (Иисуса Христа) считаются безнравственными».

Василий Великий пишет, что второй брак существует только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй — снисхождение».

По 17 правилу святых апостолов, «кто по святом крещении 2-мя браками обязан был, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон». По 7-му правилу Неокесарийского Собора ( 315 г .), двоеженец имеет нужду в покаянии.

Еще намного строже смотрит Церковь на 3-ий брак, усматривая в нем доминирующую чувственность. В античности двоеженцу назначалось от 1 до двух лет, а троеженцу — от 3-х до 5-ти лет отлучения от Евхаристии.

Последование о второбрачных по большей части сродни тому, которое происходит над вступающими в первый брак, но излагается короче.

При обручении второбрачных они не благословляются свечками. [18] Из великого последования венчания не читается мольба на обручение «Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый» и после этой молитвы не бывает ектении «Помилуй нас, Боже».
При венчании второбрачных:
брачующиеся не вопрошаются о добровольном их вступлении в брак;
перед началом венчания не произносится «Благословенно Царство» и великая (мирная) ектения;
молитвы 1-я и 2-я на венчании иные (покаянные).

В огромном Требнике пред последованием о второбрачных печатается «Главизна Никифора, патриарха Константинопольского» (806—814 гг.), в которой сказано, что двоеженец не венчается, т. е. что на него не должно возлагать венца при бракосочетании.

Однако данный обычай не выполняется ни в Константинопольской Церкви, ни в Русской, как заметил Никита, митрополит Ираклийский, в ответе епископу Константину, а поэтому венцы возлагаются и на второбрачных в знамение соединения и власти над будущим потомством.
Обычно последование о второбрачных происходит тогда, когда вступают во 2-й или 3-й брак жених и невеста.

Если же который-либо из них вступает в первый брак, то происходит «последование великого венчания», т. е. венчаются первым браком.

Дни, в которые не происходит венчание:
В предверии среды и пятницы в течение круглого года.

В предверии воскресных и праздников (двунадесятых праздничных дней, праздничных дней с бдением и полиелеем и храмовых).
В Новогодний пост и святки: с 15 (28) ноября по 6 (19) января.

От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.

В предверии и в самые дни: Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября.
[1] По определению святителя Филарета, митрополита Московского: «Брак есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается брачный союз молодого с невестой, для чистого рождения и воспитания детей и для обоюдного вспоможения во спасении».

[2] Св.

Василий Великий. К Амфилохию, прав.

4.
[3] Апост. прав. 17; свт.

Василия Великого пр. 12; свт. Григорий Богослов.

Ересь. 59, 6 и др.
[4] Свт.

Григорий Богослов. Слово 37.

[5] Апостольские постановления. Кн.

VI, гл. 16 и 27.
[6] Последование чина венчания: 1-я, 2-я и 3-я молитвы венчания.

[7] Мольба 1-я и 2-я венчания и прошения на сугубой ектении.
[9] Как показывают некоторые рукописные Требники X—XV вв., чин венчания переплетался с литургией: часть чина, заканчивая Евангелием и сугубой ектенией, совершалась до литургии или заменяла ее часть до Трисвятого, остальное совершалось на литургии после Отче наш.

В конце литургии молодожены приобщались. В древнейших же римских монументах VI—VII вв. чина венчания нет, а взамен него «литургия за молодых».

[10] Чин обручения происходит в притворе храма или у его порога, само же таинство — чин венчания — на середине храма, т. е. в самом храме. Этим указывается на то, что место для обручения собственно не храм, а дом, и оно есть дело семейное или приватное.

Обручение — это самый важный акт брака у всех народов с его подробными условиями, договорами, поручительствами и др.

В античности это был только гражданский акт. Но так как христиане имели благочестивый обычай всякое дело очень ответственное собственной жизни начинать с благословения Божия, то и тут Церковь преподает им благословение на обручение как одно из очень важных жизненных дел, но благословляет его не в самом храме (входя в который, предлагается «отложить всякое житейское попечение»), а исключительно накануне храма.

Подобным образом, за порог храма и таинства убирается все, что есть в браке мирского и плотского (М.

Скабалланович).
В определенных местах на Западной Украине обручение для усиления собственного значения сопровождается присягой на преданность, взятой из Требника митроп.

Петра Могилы и читаемой так: «Я, (имя), беру себе тебя (имя невесты) за жену и обещаю тебе преданность и любовь (а невеста прибавляет еще «и послушание») супружеские; а что тебя не отпущу до смерти, так мне, Господи, помоги, в Троице Единый, и все святые».
[11] Т. е. при каждении назнаменует крест кадилом; так совершалось в античности каждение кадилом, какое было не на цепочке, а на особом держателе.

[12] Обряд, когда жених и невеста с зажженными свечками празднично вводятся священником из притвора в храм, в общем напоминает собою то праздничное отвод женихом или его друзьями невесты в собственный дом, которое, вместе с обручением, составляло самую суть брачного обряда в ветхозаветной религии и в римской религии.

Тут же смысл тот, что Церковь предлагает жениху прежде собственного дома отвести молодую в дом Божий, дабы получить ее из рук Божиих.
[13] «Жених и невеста спрашиваются пред лицем Бога о добровольности и ненарушимости их намерения вступить в семейство.

Такое волеизъявление в нехристианском браке считается наиболее решающим его моментом. И в христианском браке оно — основное требование для телесного (естественного) брака, требование, после которого он должен считаться заключенным (почему в христианстве не перевенчивают иудейских и языческих браков).

Но что же касается духовной, благодатной стороны брака, то дело Церкви только теперь и начинается. Потому-то теперь лишь, после заключения этого «естественного» брака, начинается церковный чин венчания» (проф.

М. Скабалланович).
[14] Св.

Иоанн Златоуст. Письмо к Вигилию.

[15] Вторую из данных молитв священослужитель произносит лицом к молодоженам и при словах: «Да благословит вас», — благословляет их.

[16] На отпусте священослужитель напоминает молодоженам богоугодность брака (указание на брак в Кане Галилейской), святое назначение супружеской жизни, проникнутой попечениями о спасении людей (воспоминанием святых равноапостольных Константина и Елены как распространителей правоверия) и назначение брака в сохранении целомудрия, чистоты и добродетельной жизни (воспоминанием великомученика Прокопия, научившего двенадцать жен от брачных одежд и радостей идти на мученическую смерть за веру Христову с веселием и радостию, как на брачный пир).

Обряд венчания в церкви

[17] Мольба 1-я и 2-я по обручении второбрачных.

[18] В Требнике нет указаний благословлять второбрачных свечками. Однако по существующей практике пред обручением им дают зажженные свечки, которые означают свет благодати совершаемого таинства и теплоту молитвенных чувств брачующихся (Пособие по Уставу Никольского и Церк.

Вестн.

1889 г .).

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Венчание в православной церкви правила таинства обряда

«Спаси, Господи!». Благодарю, что посетили наш сайт, прежде чем начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное объединение в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, кладем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, вовремя выкладывам интересную информацию о праздниках и православных событиях.

Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Таинство венчания — это священный православный обряд, который даёт супругам благословление на семейную жизнь и рождение детей.

На данное время на проведение этой традиции решаются очень много молодых пар. Да это и не удивительно, ведь это мероприятие прекрасное и очень трогательное.

Но следует иметь в виду, что через таинство венчания необходимо проходить не потому-что это современная дань моды.

Не забывайте, что это должно быть серьезным обдуманным шагом. Благодаря этому необходимо знать все его специфики.

Венчание в церкви: правда и суеверия.

Что необходимо для венчания

Провести обряд венчания в православной церкви можно в любое время — во время свадьбы, через пару дней, спустя семь дней или года. Для церкви не имеет значение, когда вы на данный шаг осмелитесь.

Главное, что требуется соблюдать все условия, которые учитывает церковь.
Одним из главных условий проведения таинства считается наличие документа о браке (свидетельства).

Также молодые супруги обязаны быть крещенными. Все таки, последнее правило могут обходить.

Сегодня не одна церковь разрешает провести обряд, когда один из супругов не православный христианин.

Однако при этом ставят требование, что дети, родившиеся в этом браке, обязаны быть крещены в православной церкви.
Есть еще одно правило обряда венчания.

Важно, чтобы супруги соответствовали брачному возрасту:

  • жениху должно быть не менее 18 лет;
  • невесте — должно исполниться 16.

Не нужно волноваться, что вам откажут, если супруга беременна. Этого не будет, так как существует мнение церкви, где дети должны появляться только в венчаном браке.

Также возможно проведение таинства, когда супруги не получили родительского благословения. В данном варианте благословение может дать духовник.

Ограничений для обряда мало. Церковь не даёт сове разрешение в подобных вариантах:

  • когда супруги являются духовными или родными близкими людьми;
  • когда в брак вступают не крещенные или атеисты.
  • когда вы оформили четвертый брак, церемонию можно проводить только три раза.

Подготовка к венчанию

К этой православной традиции необходимо приготовиться духовно. Супруги перед обрядом должны молиться, причаститься, исповедаться и выдерживать трехдневный пост, при котором запрещено принимать продукты животного происхождения.

Перед венчанием необходимо удержаться от плотских отношений.

Данное правило также касается пар, которые прожили много лет в жизни вместе. Не вступать в отношения родства необходимо пару дней до таинства.

Выбор гарантов

К выбору свидетелей необходимо подойти серьезно. Очень часто их подбирают среди близких.

Однако тут есть несколько правил.

Свидетели обязательно обязаны быть крещенными. Строго запрещается брать в гаранты:

Намного лучше пригласить в свидетелей людей помоложе, которые не знакомы с супружеской жизнью. Однако если у вас возникли какие-нибудь проблемы в поисках гарантов, обряд можно провести без них.

Что выполняют свидетели на венчании

При проведении этого церковного обряда на гарантов возлагаются конкретные обязанности. Очень часто, действия и правила их выполнения, которые должны исполнять помощники супругов, оговариваются заблаговременно со священником.

Это необходимо чтобы при проведении традиции венчания не появилось никаких сложностей и накладок.

Классически на свидетелей кладутся следующие обязанности (однако они могут разниться в зависимости от правил самой церкви):

  • Держать венцы над головами супругов;
  • Сопровождать невесту и жениха при троекратном шествии;
  • Растилать полотенце перед аналоем;
  • Подавать свадебные кольца;
  • Помогать собирать букеты после окончания церемонии.

Что преподносят на венчание

Устоями этой церемонии не рассчитано каких-нибудь некоторых презентов. Но намного лучше дарить такие вещи:

  • полки для иконостаса;
  • иконы;
  • подарочную библию;
  • подсвечники;
  • монеты с ликами святых;
  • лампадки.

Как проходит венчание

Церемония условно разделяется на два этапа: обручение и венчание. Необходимо выделить, что священослужитель жениха и невесты будет именовать только их церковными именами.

Молодых обручают перед входом в храм.

Невеста стоит всегда слева от суженого. Священник их благословляет и вручает зажжённые свечки, которые молодые держат до конца обряда.

Дальше священослужитель трижды переменяет кольца с руки парня на руку девушки.

После этого они становятся женихом и невестой.
Посмотрите видео в котором Вы узнаете о венчании и про то, как приготовится к таинству:

Как проходит православный обряд церковного венчания – знакомимся с этапами таинства

Венчание – значимое событие в жизни каждой христианской семьи. Нечасто, когда пары венчаются во время свадьбы (чтобы сразу «убить 2-ух зайцев») – во многих случаях, пары все же подойдут к данному вопросу продуманно, осознав значимость этого обряда и испытывая неподдельное и взаимное желание стать полноценной, согласно церковным канонам, семьей.

Как проходит этот обряд, и что следует о нем знать?

О чем статья:

Как приготовиться к таинству венчания правильно?

Венчание – не свадебная церемония, где 3 дня гуляют, падают лицами в салат и бьют их друг дружке по правилам. Венчание – это таинство, через которое пара получает благословение от Господа, чтобы в горе и радости прожить вместе всю жизнь, быть верными друг дружке «до гробовой доски», рожать и воспитывать деток.

Без венчания брак считается Церковью «неполноценным». И подготовка к такому важному событию, разумеется, должна быть подобающей.

И речь не об организационных вопросах, которые решаются за 1 день, а о духовной подготовке.
Пара, она подходит к венчанию серьёзно, обязательно учтет те требования, о которых забывают некоторые молодые в погоне за модными фотографиями с венчания.

А ведь духовная подготовка – эта неотъемлемая часть венчания, как начала другой жизни пары – с чистого (в любом смысле) листа.

Подготовка в себя включает 3-дневный пост, за который необходимо готовиться к обряду молитвенно, и также удерживаться от интимных отношений, животной пищи, скверных мыслей и др. Утром же перед венчанием супруги исповедуются и вместе причащаются.

Видео: Венчание. Подробная инструкция

Обручение – как проходит обряд венчания в православной церкви?

Обручение – это как бы «вводная» часть таинства, предшествующая венчанию. Оно обозначает свершение брака церковного перед лицом Господа и скрепление обоюдных обещаний женщины и мужчины.

  1. Обручение не напрасно выполняют сразу же после Божественной Литургии – паре показывают значимость таинства брака и тот искренний трепет, с коим они должны в брак вступать.
  2. Обручение в храме обозначает принятие мужем его жены от самого Господа : священослужитель вводит пару в храм, и с этой минуты их совместная жизнь, новая и чистая, начинается перед лицом Бога.
  3. Начало обряда – это каждение : священослужитель 3 раза благословляет попеременно мужа и жену со словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В ответ на благословение каждый осеняет себя крестным знамением (прим. — крестится), после этого священослужитель передает им уже зажженные свечки. Это символ любви, пламенной и чистой, которую теперь должны питать друг к другу супруги. Более того, свечки – это символ целомудрия женщины и мужчины, и также Божьей благодати.
  4. Крестовидное каждение обозначает присутствие рядом с парой благодати Святого Духа.
  5. Дальше происходит мольба об обручающихся и об их спасении (души) , о благословении на рождение детей, об исполнении тех просьб пары к Богу, которые относятся к их спасению, о благословении пары на всякое благое дело. После этого всем присутствующим, включая мужа со второй половинкой, следует преклонить головы перед Богом в ожидании благословения, пока священослужитель читает молитву.
  6. После молитвы Иисусу Христу следует обручение : священослужитель одевает кольцо жениху, «обручая раба Божьего…» и 3 раза осеняя его крестообразно. Дальше он одевает кольцо невесте, «обручая рабу Божию…» и осенняя ее крестным знамением трижды. Нужно выделить, что кольца (которые должен дарить жених!) означают при венчании вечный и неразрывный союз. Лежат кольца, до момента их надевания, по правой стороне святого престола, что обозначает силу освящения пред лицом Господа и его благословение.
  7. Теперь жених и невеста должны обменяться кольцами трижды (прим. – во слову Пресвятой Троицы): жених собственное кольцо одевает невесте как символ его любви и готовности помогать супруге до конца дней собственных. Невеста собственное кольцо одевает жениху как символ собственной любви и готовности принимать его помощь до конца дней собственных.
  8. Дальше – мольба священника о благословении и обручении Господом этой пары , и посылании им Ангела-хранителя, что будет руководить ими в их новой и чистой христианской жизни. Обряд обручения на этом заканчивается.

Видео: Российское венчание в православной церкви. Обряд венчания

Таинство венчания — как проходит обряд?

Вторая часть таинства брака начинается с выхода невесты и жениха на середину храма со свечками в руках, как с духовным светом таинства. Перед ними идет священослужитель с кадильницей, что обозначает значимость движения по пути заповедей и вознесение их добрых дел, как фимиама к Господу.

Хор встречает пару пением псалма 127.

  • Дальше пара станет на расстеленный перед аналоем белый рушник : оба перед лицом Бога и Церкви подтверждают собственное свободное волеизъявление, и также отсутствие в их прошлом (прим. – со всех сторон!) обещаний вступления в брак с иным лицом. Священослужитель задает эти классические вопросы невесте и жениху, попеременно.
  • Доказательство добровольного и нерушимого желания пожениться прикрепляет природный брак , который теперь считается заключенным. Лишь после этого начинает таинство венчания.
  • Чин венчания начинается с провозглашения сопричастности пару Царствию Божьему и трех пространных молитв – к Иисусу Христу и к Триединому Богу. После этого священослужитель знаменует (попеременно) невесту и жениха венцом крестообразно, «венчая раба Божьего…», а потом «венчая рабу Божию…». Жених должен поцеловать образ Спасителя на собственном венце, невеста – образ Богоматери , что украшает ее венец.
  • Теперь для невесты и жениха в венцах приходит самая основная минута венчания , когда со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» священослужитель, как связующее между людьми и Богом звено, трижды благословляет пару, трижды читая молитву.
  • Благословение брака Церковью обозначает вечность нового христианского союза, его нерасторжимость.
  • Потом происходит чтение Послания к Ефесянам св. апостола Павла , а потом Евангелие от Иоанна о благословении и освящении брачного союза. Потом священослужитель произносит ходотайство об обвенчавшихся и молитву о мире в новой семье, честности брака, непорочности сожительства и жизни совместной по заповедям до глубокой старости.
  • После «И сподоби нас, Владыко…» все читают молитву «Отче наш» (ее необходимо выучить заблаговременно, если до момента подготовки к венчанию не знали наизусть). Эта мольба в устах обвенчанной пары обозначает решимость выполнять волю Господа на земля через собственную семью, быть преданными и покорными Господу. В символ чего супруги преклоняют под венцами собственные головы.
  • Приносят «чашу общения» с кагором , и священослужитель ее благословляет и подает в символ радости, предлагая трижды испить вина сначала главе новой семьи, а потом его супруге. Пьют вино по 3 маленьких глоточка в символ нераздельного теперь бытия.
  • Теперь священослужитель должен объединить правые руки обвенчавшихся, покрыть их епитрахилью (прим. – длинная лента на шее священника) и уложить сверху собственную ладонь, как символ получения мужем собственной супруги от самой Церкви, что во Христе соединила данных двух навеки.
  • Пару трижды обводят по правилам вокруг аналоя : на первом круге поют «Исаие, ликуй…», на втором – тропарь «Святии мученицы», а на третьем прославляется Христос. Данное хождение обозначает вечное шествие, что с этого дня начинается для пары – рука об руку, с общим крестом (тяготами жизни) на двух.
  • С супругов снимают венцы , и священослужитель встречает новую христианскую семью торжественными словами. Потом читает две молитвы-прошения, во время которых супруг со второй половинкой преклоняют головы, а после завершения запечатлевают чистую обоюдную любовь целомудренным поцелуем.
  • Теперь по правилам обвенчавшихся супругов ведут к царским вратам : тут глава семьи должен поцеловать икону Спасителя, а его жена – образ Божьей Матери, после этого они меняются местами и опять прикладываются к Образам (только наоборот). Тут же они целуют крест, который подносит священослужитель, и получают от служителя Церкви 2 иконы, которые теперь можно сохранять, как семейную реликвию и основные обереги семьи, и передавать следующим поколениям.

Свечки после венчания хранят в киоте иконы, дома. А после смерти последнего супруга ему эти свечки (по русскому старому обычаю) ложат в гроб, две.

Задача свидетелей на обычае церковного венчания – что выполняют гаранты?

Свидетели обязаны быть верующими и крещеными – друг молодого и подружка невесты, которые после венчания станут духовными наставниками этой пары и ее молитвенными хранителями.

Задача свидетелей:

  1. Держать венцы над головами венчающихся.
  2. Подавать им свадебные кольца.
  3. Растилать рушник перед аналоем.

Однако, если свидетели не знают собственных обязанностей – это не страшно. Про них гарантам расскажет священослужитель, лучше всего заблаговременно, чтобы не появилось «накладок» при венчании.

Необходимо помнить, что церковный брак анулировать нельзя – Церковь разводов не даёт. Исключение – смерть супруга или его потеря рассудка.

И наконец — несколько слов о свадебной трапезе

Венчание, как упомянуто выше – не свадебная церемония. И Церковь предостерегает от потенциального возмутительного и неблагоговейного поведения всех присутствующих на венчании после таинства.

Хорошие христиане после венчания скромно обедают, а не пляшут в ресторациях. Причем, на брачном скромном пиру не должно быть каких-нибудь неприличий и невоздержаний.

Русское венчание в православной церкви. Обряд венчания

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *