Методы и приемы процесса обучения

 

Процесс обучения построен на совокупности методов, отдельных приемов, направленных на передачу знаний, приобретение новых навыков и умений. От деятельности преподавателя, логичности и упорядоченности его действий напрямую зависит качество усвоения учебного материала.

В дидактике разбирается весь комплекс вопросов, касающихся целей, организационных форм, способов взаимодействия между учащимися и учителем. Раскрываются закономерности овладения знаниями и практическими умениями. Рассматриваются активный и пассивный методы обучения https://znzn.ru/psikhologiya-i-pedagogika/metodi-obucheniya-passivnyi в контексте двух аспектов: с точки зрения преподавания и учебно-познавательной деятельности ученика.

Под методом обучения понимается способ построения учебного процесса для достижения целей образования. Структурной частью метода выступает прием, отвечающий за непосредственное выполнение учебных задач.

В зависимости от источника знаний методы обучения делятся на:

Методы и приемы процесса обучения
  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.

В современной дидактике также выделяют метод проблемного обучения.

Характеристика методов обучения

Словесный

Наиболее эффективный метод передачи информации от преподавателя ученику. С помощью слова учащихся знакомят с учебным материалом в большом объеме за кратчайшие сроки. Для этого используют как устные высказывания, так и печатные источники. К устным словесным методам относят:

 

  • рассказ – последовательное изложение материала повествовательного характера;

  • беседу – диалог между преподавателем и аудиторией с постановкой вопросов от учителя и получения ответов от конкретного ученика;

  • дискуссию – активный обмен мнениями с аргументацией, доказательством и обоснованием собственных взглядов;

  • лекцию – раскрытие учителем темы с рассмотрением теории, фактов, событий и их анализом;

  • объяснение – толкование понятий, закономерностей, явлений, носящее доказательный характер.

Словесные методы предусматривают равную вовлеченность всех учащихся без учета таких аспектов как социометрическая структура группы в психологии либо иных особенностей в коллективе. Основная цель преподавателя – передать новые знания ученикам с помощью слова.

Наглядный

Подразделяется на метод иллюстраций и демонстраций. Первый способ подразумевает использование различных наглядных пособий: в табличной, художественной форме, плакатов, карт. Второй предусматривает демонстрацию видеоматериала, проведение опытов, показ приборов. Наглядный способ сочетают с остальными методами: практическим и словесным.

Методы и приемы процесса обучения

Практический

Метод основан на непосредственном участии учеников и направлен на формирование умений и навыков на практике. Основные виды метода: лабораторные работы, практические задания, упражнения. Учащиеся вовлекаются посредством умственного, письменного, графического либо практического действия.

Проблемное обучение

Предусматривает моделирование на занятии реальных проблемных ситуаций, стимулирующих мышление ученика для поиска новых, нестандартных решений. Принцип проблемности одновременно развивает познавательную самостоятельность учащегося и способствует усвоению им учебного материала.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *