Ольга, княгиня киевская грешная и святая правительница руси

 

Святая равноапостольная великая княгиня Отечественная Татьяна

«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земля издавна величали святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, потому что оставила тьму и возлюбила Свет.

Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении российская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в большой Империи Рима и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Сродни собственной небесной покровительнице, Татьяна стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской.

В летописных свидетельствах о ней много хронологических погрешностей и загадок, но навряд ли могут появиться сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до сегодня благодарными потомками святой княгини — устроительницы Русской земли.

Обратимся к повествованию о ее жизни.
Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей — «Повесть не постоянных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Татьяна».

Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении — Татьяна (Вольга). Сказание называет родиной Ольги село Выбуты недалеко от Пскова, вверх по реке Большой.

Житие святой Ольги повествует, что тут первый раз произошла встреча ее с будущим супругом.

Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка поразительной красоты.

Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху.

Перевозчица оказалась не только прекрасна, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для собственных поданных.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и великолепный образ. Когда настало время подбирать молодую, в Киев собрали самых привлекательных девушек княжества.

Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И вот тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника собственного князя Олега.

Так Татьяна стала женой князя Игоря, большой русской княгиней.

После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: появился на свет сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами.

Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей пожениться с собственным правителем Малом. Татьяна сделала вид, что согласна.

Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. Потом пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю рядом со стенами древлянской столицы Искоростеня.

На следующий год Татьяна опять подошла с войском к Искоростеню.

Город сожгли при помощи птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Вместе с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земля с целью построения политической и хозяйственной жизни страны.

Она добилась укрепления власти Киевского князя, централизовала государственное управление при помощи системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земля, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения.

Ходила она в Новгород, делая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земля, установленные знаки, места ее и погосты, — пишет летописец, — и сани ее стоят в Пскове до сегодня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи есть и до этого времени».

Погосты (от слова «гость» — торговец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.
Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Татьяна подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как крепкий и разумный супруг, твердо держа в собственных руках власть и мужественно обороняясь от врагов.

И была она для последних страшна собственными же людьми любима, как правительница милосердая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно положительному качеству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала прозорливость и мудрость. При этом Татьяна, милосердая по вкусу, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их выполняла . С этим всем Татьяна соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, выполняя сыну собственному до дней возраста его княжескую власть.

Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».
Русь росла и укреплялась.

Возводились города, окруженные каменными и дубовыми поверхностями стен. Сама княгиня жила за надежными поверхностями стен Вышгорода, окруженная верной дружиной.

Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси.

Богатырские заставы, прославленные в былинах, сторожили мирную жизнь жителей Киева от кочевников Большой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну мегаполисов»), как величали они Русь, с товарами.

Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в российское войско.

Русь становилась большой державой.
Как мудрая правительница, Татьяна видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни.

Нужно было заняться устроением набожной, духовной жизни народа.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и хотела она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания».

Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Татьяна с малых лет искала мудрости, что есть наиболее эффективное в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».
Сделав собственный выбор, великая княгиня Татьяна, поручив Киев выросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь.

Древнерусские летописцы назовут это действие Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Татьяна захотела сама сходить к грекам, чтобы собственными глазами взглянуть на службу христианскую и вполне удостовериться в их учении об истинном Боге», — повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Татьяна принимает решение стать христианкой.

Таинство Крещения сделал над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в собственном сочинении «О церемониях византийского двора» детальное описание церемоний во время нахождения Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, приукрашенное ювелирными камнями блюдо.

Татьяна пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал перед началом 12 века российский дипломат Добрыня Ядрейкович, в последствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато казенное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».

Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из сплошного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Российская земля Святым Крестом, его же приняла Татьяна, благоверная княгиня».

В Киев Татьяна вернулась с иконами, богослужебными книгами — настало ее апостольское служение.

Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих жителей Киева обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север.

В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Святая Татьяна дала начало особого почитания в Киевской Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Большой, недалеко от родного села.

Она заметила, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча».

Обращаясь к собственным спутникам, бывшим свидетелями видения, Татьяна сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет тут великий и замечательный град, изобилующий всем». На этом место Татьяна воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы.

Он стал основным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с той поры «Домом Святой Троицы».

Таинственными путями духовного преемства через 4-ре столетия это почтение передано было преподобному Сергию Радонежскому.
11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией.

Этот день отмечался в Русской Церкви как особенный праздник. Главной святыней храма стал крест, получившийся Ольгой при крещении в Константинополе.

Храм, выстроенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в поныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе 12 века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне».

После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был украден из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин.

Дальнейшее его будущее нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников.

Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось много людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все отважнее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, радикально отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть не постоянных лет» так повествует про это: «Жила Татьяна с сыном собственным Святославом, и уговаривала его мама креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; но если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним . Татьяна часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь тешится».

Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому хихикать будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, по прежнему сделают».

Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду, как сказано: «Если кто отца или матерь, не слушает, то смерть примет».

Он же к тому еще и сердился на мама . Но Татьяна любила собственного сына Святослава, когда говорила: «Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано».

И когда так говорят, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о собственном сыне до его возмужания».
Не обращая внимания на успех собственной поездки в Константинополь, Татьяна не смогла склонить императора к договору по двум самым важным вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и про условия восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве.

Благодаря этому святая Татьяна обращает Взоры на Запад — Церковь была В то время едина.

Навряд ли могла знать российская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.
Во второй половине 50-ых годов X века немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего населения украины и священников».

Король Оттон, грядущий родоначальник Священной Империи Рима германской нации, откликнулся на просьбу Ольги.

Спустя год епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце, однако он вскоре скончался (15 марта 961 г.). На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон, «богато снабдив всем необходимым», отправил, напоследок, в Россию.

Когда в первой половине 60-ых годов десятого века Адальберт возник в Киеве, он «опоздал ни в чем том, за чем был послан, и видел собственные старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», — так повествуют летописи о миссии Адальберта.

Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся наряду с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые возведенные ею храмы.

Святой Ольге понадобилось согласиться с случившимся и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Разумеется, с ней все также считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях.

Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось святой Ольге.

Утешением для нее были славные военные победы русского воинства. Святослав разгромил давнего врага Русского государства — Хазарский каганат, насовсем сокрушив могущество иудейских монархов Приазовья и нижнего Поволжья.

Следующий удар был нанесён Волжской Болгарии, потом пришёл черед Дунайской Болгарии — восемьдесят мегаполисов взяли киевские дружинники по Дунаю.

Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сберегли слова Святослава, окруженного с собственной дружиной очень большим греческим войском: «Не посрамим земли русской, но умрём тут!

Мертвые сраму не имут!» Святослав мечтал о создании большой Русской державы от Дуная до Волги, которая воссоединила бы Русь и остальные славянские народы.

Святая Татьяна понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться со старой империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси. Но сын не слушал предостережений матери.

Много скорбей понадобилось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын целиком переселился в Переяславец на Дунае.

Находясь в Киеве, она учила собственных внуков, детей Святослава, христианской вере, однако не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Также, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства в Киевской Руси.

Останние годы, среди празднования язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, случалось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспыхивания антихристианских настроений.

В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди них был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности.

Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Татьяна, будучи уже сложно больной, просила сына не отбывать до ее кончины.

Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Для чего оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь?

Ища чужого, кому поручаешь собственное? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как исключительно о тебе: сожалею про то, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, поверить в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земля худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам.

Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в подобных вариантах языческий обычай; но пускай мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать нужно мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он сделал молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».

«Слыша это, Святослав рыдал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь лишь от принятия святой веры.

По окончании трех дней блаженная Татьяна впала в крайнее бессилие; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; со специальным усердием молилась блаженная Татьяна о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая грядущее, она много раз предвещала, что Бог просветит людей земли Русской и большинство из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Татьяна при собственной кончине. И еще мольба была на устах ее, когда правдивая душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими».

11 июля 969 года святая Татьяна скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди».

Пресвитер Григорий точно выполнил ее завещание.
Святая равноапостольная Татьяна была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил всеобщее почтение ее в Киевской Руси еще в домонгольскую эру.

Бог прославил «начальницу» веры в Русской земля чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и уложены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке.

Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них блистание, и многие одержимые болезнями получали излечение.

Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не имел возможности видеть мощей, а исключительно гроб.
Так и по кончине святая Татьяна проповедовала постоянную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.

Сбылось ее предсказание о злой кончине сына.

Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.
Выполнилось и предсказание святой о земля Русской.

Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее действие ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) — Крещение Руси.

Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, обоюдно дополняя друг друга, выполняют материнское и отеческое начало русской духовной истории.

Княгиня Ольга

Святая равноапостольная Татьяна стала духовной матерью русского народа, через нее настало его просвещение светом Христовой веры.

Языческое имя Ольги отвечает мужскому Олег (Хельги), что значит «святой». Хотя языческое осознание святости выделяется от христианского, но оно предусматривает в человеке особенный духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и дальновидность.

Раскрывая духовное значение этого имени, население украины именовал Вещим, а Ольгу — Мудрой. В последствии святую Ольгу станут именовать Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший Основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость.

Сама Божия Матерь — Дом Премудрости Божией — благословила святую Ольгу на ее апостольские труды.

Строительство ею Софийского собора в Киеве — матери мегаполисов Русских — явилось знаком участия Богоматери в строительстве домов Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Богоматери по Вселенной, и заявление этого Жребия на земля настало через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу.

Христианское имя святой Ольги — Елена (если перевести с древнегреческого «Факел»), стало высказыванием горения ее духа.

Святая Татьяна (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей многолетней истории Христианской России.

Татьяна, княгиня Киевская: богопротивная и святая правительница Руси

Ольга, княгиня киевская грешная и святая правительница руси

ВОЕННОЕ ПРАВО

консультации юриста. Судебная практика.

Вопросы, ответы и комментарии.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ.

Обязанности и права военнослужащих

Княгиня Татьяна – правительница Киевской Руси

Княгиня Татьяна, в крещении Елена (ок. 890–969), – правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, с 945 до 962 года.

Первая из русских монархов приняла христианство еще до крещения Руси, первая российская святая.
Точная дата рождения Ольги неизвестна, впрочем поздние летописи отмечают, что скончалась она в возрасте около 80 лет.

Это дает возможность примерно отнести год ее рождения к концу IX века.
Согласно «Повести временных лет», Татьяна была родом из города Пскова.

«Житие святой большой княгини Ольги» уточняет, что появилась на свет она в деревне Выбуты Псковской земли. Имена родителей Ольги история не сберегла, но известно, что были они незнатными и пришлыми – варягами.

Варяжское происхождение доказывает и ее скандинавское имя – Хельга.
Некоторые источники говорят, что Татьяна была дочкой Вещего Олега, который стал верховодить Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика.

Выдвигалась версия и о болгарских корнях княгини Ольги: летописное наименование Плесков переводилось не как Псков, а как Плиска, столица болгар В то время.

Названия мегаполисов и правда совпадают в древнеславянской транскрипции. Есть предания, в которых говорится о происхождении Ольги из летописного прикарпатского местечка Плеснеска.

Согласно другой информации, она была из знатного северного рода и являлась внучкой легендарного славянского князя Гостомысла.

Встречается сообщение про то, что до замужества она носила имя Прекраса, а Ольгой была названа в честь киевского князя Олега, воспитавшего мужа Ольги Игоря и устроившего их брак.
О встрече Ольги и Игоря тоже рассказывает романтичная легенда.

Как то юному Игорю понадобилось охотиться возле Пскова.

Он оказался на берегу реки и никак не имел возможности переправиться на обратную сторону, из-за того что у него не было лодки. И вдруг князь увидел на реке лодку, которой управлял юноша.

Игорь подозвал его. Очутившись в лодке, князь вдруг осознал, что перевозчик абсолютно не юноша, а великолепная девушка в костюме мужчин – Татьяна.

Когда же Игорь вернулся в Киев и пришло ему время жениться, князь вспомнил красоту псковской девушки и взял ее в жены.
После смерти князя Олега, примерно в 912 году, Игорь вступает на киевский престол.

В 914 году, покорив уличей и усмирив каста древлян, он заставил их выплачивать дань больше, чем прежде. В 915 году Свенельд, воевода князя, двинулся на юг и после трехлетней осады взял город Пересечен, после этого получил древлянскую дань.

В первой половине 20-ых годов X века Игорь вновь сражался с печенегами, но результаты этой войны неизвестны. Слава доблестного князя Олега не давала покоя Игорю, и он сделал два похода на Византию.

Первый поход на греков в первой половине 40-ых годов X века окончился полной неудачей. Император Роман был предупрежден болгарами и повстречал войско Игоря во всеоружии – он выслал собственный флот навстречу судам русичей и сжег их.

Спасаясь от разгрома, остатки дружины высадились на берег Малой Азии и стали грабить соседние селения, но византийцы выдворили их и оттуда. Игорь с уцелевшей дружиной бесславно вернулся в Киев.

Однако тут его ждала весёлая весть – у него появился желанный преемник: княгиня Татьяна родила сына Святослава.

Русь при Игоре, Ольге и Святославе

С увеличившимся энтузиазмом Игорь стал готовиться к новому походу на Царьград, который прошёл в 944 году.

Он собрал словен, кривичей, тивирцев, росов, полян, нанял печенегов, взял у них заложников и пошёл с ладьями и конницей на греков. Император Византии был снова предупрежден болгарами, однако не стал сражаться, а послал к Игорю царедворцев с мольбой: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани».

Император Роман и князь Игорь заключили новый договор (945) между Византией и Русью, установив «мир вечный до той поры, пока солнце сияет и весь мир стоит».

Поиздержавшись в походных условиях на греков, Игорь решил исправить дела, собрав дань с древлян. Легко сделав это, на пути домой он передумал и решил добыть еще немного.

Дружине он сказал: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще».

И с небольшой дружиной он вернулся в древлянскую землю. Жители Искоростеня выслали к нему делегатов, которые просили пощадить их город, но князь Игорь не послушал их.

Древляне же рассудили так: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его…» Они перебили всех дружинников и захватили Игоря. Жадный князь был казнен – его привязали за ноги к стволам согнутых молодых деревьев и потом отпустили их: Игоря разорвало пополам.

Летописи детально повествуют о мести Ольги за смерть любимого мужа. После убийства Игоря к его вдове, боясь мести, древляне отправили сватов – манить ее замуж за собственного князя Мала.

Княгиня сделала вид, что согласна, и сказала им: «Любезна мне речь ваша – мужа моего мне уже не вернуть. Но хочу воздать вам на следующий день честь перед людьми собственными.

Нынче же идите к собственной ладье и ложитесь в нее, а утром я пошлю за вами, а вы отвечайте: “Не едем ни на конях, ни на возах, ни пеши не пойдём, но понесите нас в ладье!” И вознесут вас в ладье».
А сама а в это время приказала вырыть глубокую и широкую яму на теремном дворе.

На утро следующего дня слуги пришли за гостями: «Зовет вас Татьяна для чести большой».

Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье». И ответили жители Киева: «Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша желает за вашего князя», – и понесли их в ладье, и как несли, так и сбросили их наряду с ладьей в яму.

Склонившись к яме, задала вопрос их Татьяна: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше Игоревой смерти».

И велела Татьяна засыпать их живыми.
Потом княгиня попросила отправить к ней новых послов из лучших мужей, что древляне с охотой исполнили.

Консульство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь ко встрече с княгиней.

Третья месть была, пожалуй, самой ожесточённой. Княгиня с маленькой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле убитого мужа.

Опоив древлян во время обряда, Татьяна велела рубить их.

Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян.
Четвертая месть Ольги, наверняка, известна более всего – ее описывает «Повесть не постоянных лет»: во второй половине 40-ых годов десятого века, бесполезно в течение пары недель осаждая столицу древлян, княгиня вдруг объявила о собственной милости и "настойчиво попросила" «ничтожную» дань – по три голубя или воробья с каждого двора.

Обрадованные древляне принесли птиц, а Татьяна приказала привязать к лапкам птиц трут (высушенный гриб-трутовик), а потом поджечь его. «Голуби же и воробьи полетели в собственные гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись – где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы ни горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы».
После сожжения Искоростеня и усмирения древлян Татьяна стала верховодить Киевской Русью как княгиня-регент – до совершеннолетия Святослава.

Впрочем и после она оставалась у власти – сын ее очень много времени отсутствовал в походах , приумножая славу Руси.
Известно о «хождениях» Ольги по княжеству, чтобы сделать порядок на вверенной ей земля.

На новгородских и псковских землях она организовала сеть погостов – торговых центров и обмена. Собственно там происходил сбор податей для князя, а позднее при погостах стали строить христианские храмы.

Понемногу ее неустанными трудами Русь росла и укреплялась.

Строили города, окружая их каменными и дубовыми поверхностями стен. Для Ольги выстроили первые постройки из камня: дворец в Киеве и дачный терем.

Княгиня жила за надежными поверхностями стен Вышгорода, окруженная верной дружиной.

Для облегчения торговли она занималась облагораживанием дорог и мегаполисов в подчиненных Киеву землях – новгородских, псковских, сиверских.
Точная дата и обстоятельства крещения Ольги доподлинно неизвестны – быстрее всего, это 955 или 957 год.

Знаковый обряд был совершен в Константинополе императором Константином VII Багрянородным (или императором Романом II) и патриархом Феофилактом (или Полиевктом). В крещении нарекли ее Еленой – как мама ее крестного отца Константина (или бабку Романа).

Летописи передают легенду про то, как мудрая княгиня перехитрила императора. Константин, выяснив ее разум и поразившись не утраченной еще красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься.

Тогда император с патриархом ее окрестили. Когда же Константин опять стал домогаться княгини, Татьяна увидела, что она теперь приходится монарху крестной дочкой, а это означает, жениться на ней он не может.

Тогда Константин богато одарил княгиню и отпустил домой.
«Благословенна ты в женах русских, потому что оставила тьму и возлюбила Свет.

Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» – так словно сказал патриарх, крестивший Ольгу.

Татьяна пробовала приобщить к христианству Святослава. Он гневался на мама, опасаясь потерять почтение дружины, и даже не думал прислушаться к уговорам матери.

Однако если кто-то хотел креститься, Святослав не не разрешал, а исключительно насмехался над ним.

Во второй половине 60-ых годов X века печенеги первый раз сделали набег на Русскую землю. Наряду с детьми Святослава Татьяна заперлась в Киеве.

 

Вернувшись из Болгарии, Святослав снял осаду, разбив печенегов, однако не желал оставаться надолго в Киеве, отправляясь в новый поход. Татьяна с огромным трудом удержала его, сославшись на тяжёлую болезнь.

Когда княгиня Татьяна 11 июля 969 года ушла из жизни, «…плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на подобранном месте».

Татьяна завещала не выполнять по ней обряда тризны, а похоронить ее в земля по-христиански. Ее духовник, по преданию, и похоронил блаженную Ольгу.

В период княжения ее внука Владимира мощи Ольги, оставшиеся нетленными, были перенесены в Десятинную церковь. Во время вторжения монголов мощи были «сокрыты под спудом» церкви.

Во второй половине 40-ых годов XVI века Татьяна была причислена к лику святых равной апостолам. Такой чести удостоились еще только пять женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

День памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Равноапостольная Татьяна уважается как покровительница вдов и новообращенных христиан.

100 грандиозных императриц, королев, княгинь
Запись создана: Воскресенье, 9 Сентябрь 2018 в 5:04 и находится в рубриках Кашеварная часть.

Как княгиня Татьяна стала святой покровительницей Руси?

Княгиня Татьяна справедливо является самой большой женщиной Древней Руси. И причина не только в том, что православная церковь признала её равноапостольной святой, но также и в несомненном таланте правительницы, создавшей мощное государство.

Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и другие сведения о ней отрывочны и существенно легендированы, так что разделить выдумка от правды уже нереально.

В этом и нет надобности, так как легенды и предания о её жизни отражают большую любовь и почтение народа к собственной правительнице.

Пускай история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях истории Руси.
Как гласит предание Татьяна появилась на свет в лесах под Псковом в простой семье.

С собственным будущим мужем, князем Игорем, познакомилась нечаянно, когда во время княжеской охоты перевозила его на собственном челне через реку.

Увидев в собственном перевозчике прекрасную девушку, князь решил овладеть ею, но Татьяна смогла силой убеждения остановить князя, чем выполнила на него большое впечатление. Когда Игорь решил жениться, он вспомнил о красавице Ольге, и её привезли в Киев.

Брак оказался радостным. Татьяна стала верным помощником мужа, радикально взяв в собственные руки многие бразды государственного правления.

Похоже, что это даже нравилось Игорю, который мог спокойно ходить в дальние походы и на сбор дани, зная, что в его отсутствие супруга поддержит в княжестве должный порядок.
Из следующего похода за данью дружинники вернулись без князя, убитого древлянами. Если верить летописи, князь погиб из-за стремления собрать с древлян очень высокую дань.

Понимая, что со стороны сильного Киева может последовать ожесточённая расплата, древляне рекомендовали Ольге выйти замуж за их князя. В то время аналогичное было обыденным событием, благодаря этому послы древлян и попались на женскую уловку, поверив Ольге, что она готова принять их предложение. Н. В. Омельченко, «Княгиня Татьяна», 2017 г.
Фото: artchive.ru
В летописи красиво описывается, как древлянское консульство по совету Ольги потребовало, чтобы его к княгине несли в ладье на руках.
«Они же сидели, величаясь, избоченившись и в легендарных нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их наряду с ладьей в яму.

И, склонившись к яме, задала вопрос их Татьяна: „Хороша ли вам честь?“.

Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти“. И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».
Этого Ольге показалось мало, она "настойчиво попросила" отправить к ней еще одно консульство, которое сожгла в бане.
По всей видимости, отомстить древлянам она хотела со всей серьезностью, так как с маленькой дружиной пошла в их земли, где совершила тризну по мужу. Потом, обманув знатных древлян мнимым миролюбием, напоила их вином, а когда
«опьянели древляне, велела отрокам собственным пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Татьяна вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся».
Вернувшись с большой дружиной, Татьяна подступила к древлянскому городу Искоростеню, под которым был убит её супруг. Летопись повествует, как опять обманув древлян, Татьяна
«взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а других отдала в рабство мужам собственным, а других оставила оплачивать дань».
В этом походе княгиню сопровождал малолетний сын Святослав.
Удовлетворив жажду мести, Татьяна стала наводить порядок в государстве, устанавливая дани и приводя племена к покорности. По большому счёту, собственно при ней Русь преобразовалась в единое мощное государство.

При ней в государстве настало каменное строительство, возникли границы с богатырскими заставами, была гарантирована безопасность торговли и на Русь потянулись зарубежные торговцы.
И. А. Акимов, «Князь Святослав, целующий мама и детей собственных по возвращении с Дуная в Киев», 1773 г.
Фото: artchive.ru
Рядом с княгиней подрастал сын, набираясь мудрости и готовясь стать великим воителем, чьё имя еще будет наводить страх не только на соседей Руси, но и на дальние страны.
В 955 году Татьяна, оставив Русь под управлением сына, отправилась в Константинополь. В летописи детально описывается прием у византийского императора Константина Багрянородного и принятие ею крещения от патриарха Феофилакта, обучившего её основам христианства.

При крещении княгиня обрела христианское имя Елена.
По всей видимости, её визит прошёл не без проблем, и Ольге понадобилось продолжительно ждать в предместье Константинополя приема у императора. Про это говорит ответ вернувшейся в Киев княгини монарху через византийских послов, напомнивших об её обещании послать богатые дары в Константинополь:
«Если ты также постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе».
В Киеве Татьяна возвела храм во имя святителя Николая. Её попытки крестить Русь и склонить сына к принятию христианства были неудачными.

Интересно, что священников она пригласила на Русь не из Византии, а из европейской страны.

По её просьбе на Русь сначала прибыл епископ Либуций из Майнца, а после его смерти епископ Адальберт Трирский. По всей видимости, в Киевской Руси не особо вникали в противоречия, которые все усиливались между римской и византийской (греческой) ветками христианства.

Необходимо выделить, что приходы, подчинявшиеся папе Римскому, существовали в Киевской Руси до времен Александра Невского.
Даже передав сыну бразды правления Русью, Татьяна не отошла от государственных дел, продолжая верховодить во время частых походов Святослава, стремившегося раздвинуть границы страны от Дуная до Волги.
Во второй половине 60-ых годов X века, чувствуя, что дни её жизни заканчиваются, Татьяна удержала сына при себе, заявив: «Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Через три дня княгиня скончалась, оплакиваемая сыном, внуками и всем русским народом.
После её смерти летописец вывел поразительные по эмоциональности строки:
«Была она предвозвестницей христианской земля, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением».
Во второй половине 40-ых годов XVI века Татьяна была канонизирована Русской православной церковью, став единственной равноапостольной святой среди причисленных к лику святых русских женщин. С данного периода времени её и считают святой покровительницей земли Русской.
Проголосовали 157 человек

Комментарии (11):

Войти через соцсети:
Если можно, давайте проанализируем исторические факты.

Без этого можно сколько угодно иступлённо говорить то, что итак каждый знает.

Между тем, я не согласен с хронологией, так как она не выдержит даже самых поверхностных анализов логикой, + в действительности теми же фактами.
Итак, прошу дать ответ на основной вопрос, или хотя бы подумать над этим; что есть — "Православие"?

Я имею ввиду — христианство, как концессию того времени на момент "Крещения Руси". — 1. Какой верой была предпринята попытка крещения Руси? (если вы всё таки думаете, что — Православной Церковью, то здесь вы очень заблуждаетесь.) 2. Факт; — Русь была крещена не сразу, как может быть вам представляется с первого взгляда, а это был целый процесс растянутый примерно на 100 лет.

К слову, территория тогдашней Беларусии приняла крещение исключительно после 300 лет. — Упоминания про это можно тоже найти в "Повести временых лет". 3. Нужно ли говорить про то, что — князь Святослав был в состоянии войны с Константинополем и какую важну роль в данное время играла княгиня Татьяна?

Вполне понятно, что после её кончины, Святослав был обречён на поражение.

4. После абсолютно надуманного убийства двоих сыновей Святослава, по-существу теми же предателями, происходит следующее, — кн.Владимир абсолютно бесприцендентно и без опасения, вдруг, — бросается в бега! И не куда-нибудь, а прямо в логово самых первых заклятых врагов Руси.

В Хазарию за море.

И через 2 года возвращается на Русь с собственным чужеземным войском и деньгами. И разумеется начинает крестить Русь, — при этом трижды был стёрт с лица земли Новгород со всеми его жителями. — Вы этот акт называете "Крещением Руси" и "Православием"?

Делая собственные свои наблюдения об историческом ходе в общем, можно создать вполне простой и логичный вывод; "Православие", как концессия христианской веры, сложилась исторически. И собой представляет переплетение миравоззрений и обычаев далёких наших прадедов "язычников"(славян) — Право-"замечательная", Свято-"слав" — язычник. или это его христианское имя?

Дальше, внимание свое обратите на стены — "Киевско-Печорской лавры". — Вам, такие стены с их "идолами" неужели не напоминают местами того самого "Православия"?
Такой пример, как — "масленица", которую большинство из Вас уже не празднуют.

Так как, это "языческий" праздник, — "Православный", — более уже не понятен, — выходит из устоев употребления.
Достаточно легко поясняется исторический ход, — реформы Патриарха Никона и раскол РПЦ на "двоеверие".

Задача РПЦ п.Никона состояла в том, что бы — почистить из канон церковных служебных обрядов все то, что не соотвествует канонам обще-принятых правил христианской церкви по всему миру, т.е. — попытка приблизить русскую церковь под влияние Ватикана.

Вот по этому в настоящий момент происходит вычищение из церкви упоминания "масленицы" и прочих православных праздничных дней.
И все больше эта церковь похожа на европейскую, католицизм. — Небыстрыми шагами мы идём к гробу всея Руси.. Без осознания этого, не делая никаких выводов из хронологии истории.
Ну и наконец, хочется спросить, — как вы представляете себе создание Азбуки с её большого числа буквенной символичной системой чисел, — "диким и неграмотным", бесчисленным племенам Руси? И особенно, — замена уже имеющихся обыкновенных всему "просчвящённому" западному миру обозначение звуков, например "Б" и греческая "B" и др.?
Как это объясняется? Для чего выдумывать "велосипед"?
Удивительно, если вы не разу не видели ничего странного заглядывая в историю.
Невзирая на то, что большинство из вас — не выполняют никаких умозаключений и не могут объяснить той разницы между Православием и Католицизмом — Православная церковь остаётся и по сей день самым значемым защитой "славянства" и всего русского, — злейшим врагом запада.
Не понимая всего этого, вы отдаёте всю нашу Великую Православную Духовность на растерзание заподному миру, теряя старинное российское миравоззрение, впитавшее Православием, — задумайтесь про это!

Святая княгиня Татьяна. Моменты истории

Принятие христианства

Великая княгиня Татьяна стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Впрочем после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались еще язычниками.

Даже сын будущей святой, князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.

Согласно «Повести временных лет», Татьяна крестилась во второй половине 50-ых годов десятого века в столице Византии — Константинополе. Она отправилась туда, поручив Киев сыну Святославу, который до того времени подрос и мог управлять государством.

В Царьграде император Константин VII Багрянородный и патриарх Константинопольский Феофилакт крестили русскую княгиню персонально: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».
На христианском Востоке было принято крестить в честь какого-нибудь святого, а имя Татьяна было В то время еще языческим, благодаря этому ее крестили в честь матери императора Константина Великого Елены.

Правда, теперь, имея святую с именем Татьяна, христиане как правило называют в честь нее собственных детей.
Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, потому что оставила тьму и возлюбила Свет.

Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Как все знают, княгиня Татьяна славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдовой.

Согласно летописной преданию, византийскому монарху Константину российская княгиня так понравилась, что он захотел взять ее в жены.

Но Ольге это понадобилось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает. Когда же Ольгу окрестили (император Константин стал ее крестным отцом), он у нее задал вопрос: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдёшь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем».

Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.

Жизнь княгини

Грядущая святая и великая княгиня появилась на свет ориентировочно в первой половине 90-ых годов девятого века. Имя ее — Татьяна – было русским вариантом скандинавского имени Хельга, что в переводе, как «светлая», «священная».

Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, хотя и происходила из забытого рода Изборских князей.
Мужем княгини Ольги был Киевский князь Игорь, с которым она нечаянно познакомилась на берегу реки в Псковской земля.

На киевский престол княгиня Татьяна вступила после того, как князя Игоря убили древляне. Правила она семнадцать лет — с 945 по 962 годы.

У Ольги был сын — князь Святослав Игоревич.
Потом никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она из-за причины малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель.

Однако, даже когда Святослав вырос, власть фактически оставалась в ее руках, так как страстью сына была война, а государством управляла его мама.
Татьяна провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле в Киевской Руси делом неслыханным.

И все же в народной памяти княгиня осталась не жёсткой правительницей, а конкретно христианкой – первой среди Рюриковичей.
После крещения Татьяна прожила чуть более 10 лет.

Она ушла из жизни во второй половине 60-ых годов X века и была похоронена по христианскому обряду. Внук большой княгини — святой равноапостольный Владимир, Креститель Руси, перенес ее мощи в знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, первый каменный храм Древнерусского государства.

Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую.

День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю). Во второй половине 40-ых годов XVI века великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых.

По «Повести временных лет» свадебная церемония князя Игоря и Ольги случилась в 903 году, когда Ольге уже выполнилось 12 лет. Впрочем эта дата много раз оспаривалась историками из-за того, что собственного сына Святослава она родила только в первой половине 40-ых годов десятого века, другими словами в 51 год, что смотрится, понятно, очень удивительно.

Согласно мнению ученых, наиболее возможно, что дата — 903 год — появилась уже позднее, когда изначальные древнерусские летописи пытались привести в относительно стройный хронологический порядок.

Первый раз, когда к Ольге прибыли послы древлян, молить о милости за убийство мужа, она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем наряду с кораблем. Когда прибыли иные древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем.

Потом княгиня приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч людей.

Потом древляне отправили Ольге в виде дани птиц, а она велела привязать к их лапам горящие тряпки и выпустить домой. Птицы вернулись на собственные насиженные места и, таким образом, сожгли город древлян.

В данной истории следует иметь в виду два момента. Во-первых, совершая эти действия, Татьяна была еще язычницей, а не христианкой.

Другими словами, она еще не поменялась внутренне. Второе, поведение княгини, по языческим меркам, было абсолютно закономерным.

В 1007 году, после постройки Десятинной церкви в Киеве, тело княгини Ольги было перенесено в этот храм. По преданию, в каменном склепе было проделано окошечко, и было видно, что останки этой большой дамы нетленны.

Значение в русской истории

Великая княгиня Татьяна пришла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты очень маленьких поместных князей, централизовала государственное управление при помощи системы «погостов».

Погосты — финансово-административные и судебные центры — стали крепкой опорой княжеской власти в удалённых от Киева землях.
Благодаря большой княгине существенно выросла оборонная мощь Руси.

При ней вокруг мегаполисов вырастали крепкие стены.

Ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России — на Западе, с Польшей.
Киев времен большой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счёт каменных построек, порой даже искусных, как, к примеру, городской дворец Ольги.

Его фундамент и остатки стен историки обнаружили в 70-е годы 20 века.
Приняв христианство, Татьяна всеми средствами поддерживала немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы, поощряла проповедь Евангелия.

Иконография святой княгини Ольги — классическая для абсолютно всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым.

Святую Ольгу классически изображают на иконах стоящей.

В правой руке у нее — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — символичное изображение храма.

Еще 1 обычный княжеский образ — наряду с равноапостольным князем Владимиром.

Монументов святой княгине Ольге есть несколько.

Один из наиболее известных — в Киеве, на старинной Михайловской площади.

Это целая скульптурная композиция. В самом центре — княгиня Татьяна, по правую сторону от нее — апостол Андрей Первозванный, по левую — святые Кирилл и Мефодий.

Открыли монумент более 100 лет тому назад — в 1911 году.

Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» — по всей Украине сооружали памятники в честь первых русских князей. По задумке авторов, монументы должны были создать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади.

Николай II дал разрешение для создания этой аллейки и выделил на строительство 10 000 рублей.
В годы советского союза монумент святой Ольге постигла грустная судьба.

В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на 2 половины. Боковые скульптуры заколотили досками.

Взамен княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и совсем демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века в сквере провели раскопки — историки обнаружили некоторые части разбитой фигуры большой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске.

А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали.

Работали над воссозданием ученики первого автора монумента — Ивана Кавалеридзе.
В Русской Церкви есть женский орден святой равноапостольной княгини Ольги.

Во второй половине 80-ых годов XX века его учредил патриарх Пимен и Священный Синод — в честь 1000-летия крещения Руси.

По времени заведения, этот орден — 3-ий в Русской Церкви. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений старинных монастырей и светских женщин, которые, так или по другому, служат Церкви и делу христианского просвещения.
На заставке: Н. А. Бруни. Святая великая княгиня Татьяна.

1901 г. Фрагмент картины. Национальный Российский музей, Петербург

Татьяна, княгиня Киевская: богопротивная и святая правительница Руси

Таинственная личность княгини Ольги породила много легенд и домыслов. Одни историки представляют ее ожесточённой валькирией, прославившейся в столетиях собственной ужасной местью за убийство мужа.

Остальные же рисуют образ собирательницы земель, истинной православной и святой.
Быстрее всего, истина находится в середине. Впрочем интересно другое: какие свойства характера и жизненные события привели эту женщину к правлению государством?

Ведь практически безграничная власть над мужчинами — княгине подчинялось войско, против ее правления не было ни одного бунта — дается не любой женщине.

А славу Ольги тяжело преуменшать: святую равноапостольную, одну-единственную из русских земель, почитают и христиане, и католики.
О чем статья:

Происхождение Ольги: выдумка и реальность

Есть очень много версий происхождения княгини Ольги. Точная дата ее рождения неясна, остановимся на официальной версии — 920 г.

Также неизвестно и о ее родителях. Наиболее ранние исторические источники — «Повесть не постоянных лет» и «Степенная книжка» (XVI в.) — рассказывают, что Татьяна была из незнатного рода варягов, осевших в окрестности Пскова (деревня Выбуты).

Более поздний исторический документ «Типографская летопись» (XV в.) повествует, что девочка была дочкой Вещего Олега, воспитателя ее грядущего мужа князя Игоря.

Одни историки уверены в знатном славянском происхождении будущей правительницы, с самого начала носившей имя Прекраса. Иные усматривают ее болгарские корни, будто бы Татьяна была дочкой князя-язычника Владимира Расате.

Видео: Княгиня Татьяна

Тайну детства княгини Ольги немного открывает ее первое возникновение на сцене событий истории в момент знакомства с князем Игорем.
Наиболее прекрасная легенда об этой встрече описана в «Степенной книге»:

Князь Игорь, переправлявшийся через реку, разглядел в лодочнике прекрасную девушку. Впрочем его домогательства были сразу пресечены.

Как говорят легенды, Татьяна ответила: «Пускай я молода и незнатна, и одна тут, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем вытерпеть поругание».
Из этой истории делаем вывод, что, во-первых, грядущая княгиня была очень прекрасной.

Ее красоты отобразили некоторые историки и живописцы: молодая красотка с изящным станом, васильковыми глазами, ямочками на щеках и толстой косой соломенных волос.

Привлекательный образ вышел и у ученых, воссоздавших портрет княгини по ее мощам.
Второе, что необходимо отметить — это полное отсутствие легкомысленности и светлый ум у девочки, которой на момент встречи с Игорем было всего 10-13 лет.
Более того, в определенных источниках отмечено, что грядущая княгиня знала грамоту и несколько языков, что откровенно не отвечает крестьянским корням.
Косвенно доказывает благородное происхождение Ольги и тот момент, что Рюриковичи хотели закрепить собственную власть, и безродный брак им был не требуется — а ведь у Игоря был большой выбор. Князь Олег достаточно давно искал молодую для собственного наставника, но ни одна из них не вытеснила образ строптивой Ольги из мыслей Игоря.

Татьяна: образ жены князя Игоря

Союз Игоря и Ольги был вполне благополучным: князь делал походы на соседние земли, а его любящая супруга ожидала мужа и управляла делами княжества.
Полное доверие в паре подтверждают и историки.

«Иоакимовская летопись» говорит, что «были у Игоря потом иные жены, но Ольгу из-за мудрости её более иных чтил».
Одно лишь омрачало брак — отсутствие детей.

Вещий Олег, принёсший бесчисленные человеческие жертвы языческим богам во имя появления первенца у князя Игоря, так и ушёл из жизни, не дождавшись счастливого момента.

С гибелью Олега княгиня Татьяна потеряла и собственную новорожденную дочь.
В последующем, потеря младенцев стала привычной, все дети не доживали до года. Только через 15 лет брака княгиня родила здорового, крепкого сына Святослава.

Смерть Игоря: страшная месть княгини Ольги

Первый поступок княгини Ольги в роли правительницы, увековеченный в летописях, наводит ужас. Древляне, не желавшие оплачивать дань, захватили — и буквально разорвали плоть Игоря, привязав его к двум согнутым молодым дубам.

К слову, аналогичная казнь в то время считалась «привилегированной».
В один момент Татьяна стала вдовой, матерью 3-летнего наследника — и практически правителем государства.

Княгиня Татьяна встречает тело князя Игоря. Эскиз, Василий Иванович Суриков

Заря Святой Руси: исторический выбор равноапостольной княгини Ольги

Выдающийся ум дамы проявился и здесь, она сразу окружила себя доверенными лицами.

В их числе был воевода Свенельд, который пользуется авторитетом в княжеской дружине.

Княгине безоговорочно подчинялось войско, а это было нужно для ее мести за погибшего мужа.
20 послов древлян, прибывших сватать Ольгу за собственного владыку, были сначала почетно пронесены в ладье на руках, а потом с ней же — и закопаны заживо.

Ярая нелюбовь дамы была налицо.
Наклонясь над ямой, Татьяна поинтересовалась у несчастных: «Хороша ли вам честь?»

Этим не кончилось, и княгиня затребовала к себе более знатных сватов.

Истопив для них баню, княгиня приказала их сжечь.

После столь дерзких поступков, Татьяна не побоялась мести в собственный адрес, и отправилась в земли древлян, чтобы осуществить тризну на могиле усопшего мужа. Опоив 5 тысяч воинов соперника во время языческого ритуала, княгиня приказала их всех перебить.

Дальше — хуже, и злопамятная вдова осадила древлянскую столицу Искоростень. Прождав сдачи города все лето, и потеряв упорство, Татьяна опять прибегла к ухищрения.

Попросив «легкую» дань — по 3 воробья с любого дома, — княгиня приказала привязать к лапам птиц горящие ветви. Птицы летели к собственным гнездам — и в результате сожгли весь город.

Сначала покажется, что такая жестокость говорит о неадекватности дамы, даже с учетом потери любимого мужа. Впрочем необходимо понимать, что в то время, чем яростнее была месть, тем больше уважали нового правителя.
Собственным хитрым и ожесточённым поступком Татьяна утвердила собственную власть в войске и добилась уважения народа, отказавшись от нового замужества.

Мудрая правительница Киевской Руси

Угроза хазар с юга и варягов с северной стороны требовала укрепления княжеской власти. Татьяна, объездив даже дальние собственные уделы, разделила земли на участки, установила четкий порядок сбора дани и посадила управлять собственных людей, таким образом предотвратив гнев народа.

К этому решению ее сподвиг опыт Игоря, дружины которого грабили по принципу «сколько смогут унести».

Собственно за способность управлять государством и предупреждать проблемы княгиню Ольгу в народе величали премудрой.
Хотя официальным властителем считался сын Святослав, фактическим управлением Русью занималась сама княгиня Татьяна.

Святослав пошёл по стопам отца, и занимался исключительно военной работой.

Во внешней политике перед княгиней Ольгой встал выбор между хазарами и варягами. Впрочем мудрая женщина избрала собственный путь, и обратилась в сторону Царьграда (Константинополя).

Греческое направление внешнеполитических устремлений было выгодно Киевской Руси: развивалась торговля, а люди обменивались культурными ценностями.
И.Машков «Княгиня Татьяна вступает в храм Св.Софии»

Пробыв в Царьграде около 2 лет, российская княгиня лучше всего была поражена богатым убранством византийских храмов и роскошью каменных строений.

По возвращении домой, Татьяна начнет всеобщее строительство дворцовых комплексов и церквей из камня, также — в новгородских и псковских владениях.
Первыми она построила городской дворец в Киеве и свой дачный терем.

Крещение и политика: все во благо Государства

К христианству Ольгу склонила семейная трагедия: языческие боги длительное время не хотели ей даровать здорового младенца.
Одна из легенд говорит, что княгине в мучительных снах виделись все убитые ею древляне.

Осознав собственную тягу к православию, и поняв, что это выгодно для Руси, Татьяна решила принять крещение.
В «Повести временных лет» описана история, когда, император Константин Багрянородный, плененный красотой и умом русской княгини, предложил ей руку и сердце.

Снова прибегнув к женской ухищрения, Татьяна попросила византийского императора принимать участие в крещении, а после церемонии (княгиню нарекли Еленой) заявила о невозможности брака между крестным отцом и крестницей.

Впрочем эта история, скорее, этническая вымысел, по некоторым данным в то время женщине было уже за 60 лет.
Но тем не менее, княгиня Татьяна заполучила себе мощного союзника, не преступив рамки своей свободы.

В недалеком будущем император захотел доказательства дружбы между странами в виде отправленных из Руси войск. Правительница отказала — и отправила послов к сопернику Византии, королю немецких земель Оттону I. Такой политический шаг показал всему миру независимость княгини от любых — даже легендарных — покровителей.

Дружба с германским королем не вышла, приехавший в Киевскую Русь Оттон быстро бежал, поняв притворство русской княгини. А вскоре в Византию к новому монарху Роману II отправились русские дружины, однако уже как символ доброй воли правительницы Ольги.

Сергей Кириллов. Княгиня Татьяна.

Крещение Ольги
Вернувшись домой, Татьяна повстречала яростное сопротивление перемене ее вероисповедания от своего сына.

Святослав «высмеивал» христианские ритуалы.

В то время, в Киеве уже была православная церковь, впрочем фактически все население было языческим.
Мудрость потребовалась Ольге и в данный момент.

Она смогла остаться уверовавшей христианкой и любящей матерью.

Святослав так и остался язычником, хотя в последующем относился к христианам достаточно терпимо.
Более того, избежав раскола в государстве ненавязыванием собственной веры жителям, княгиня одновременно приблизила момент крещения Руси.

Наследие княгини Ольги

Легенда о княгине Ольге (1983) фильм

Перед смертью княгиня, жалуясь на собственные заболевания, смогла обратить собственное внимание сына на внутреннее управление княжеством, осаждаемым печенегами.

Святослав, только что вернувшийся из болгарской военной кампании, отложил новый поход в Переяславец.

Княгиня Татьяна ушла из жизни в 80 лет, оставив сыну надежную страну и мощное войско. Женщина приняла причастие от собственного священника Григория и запретила проводить языческую поминальную тризну.

Похороны прошли по православному обряду захоронения в землю.

Уже внук Ольги, князь Владимир перенес ее мощи в новую киевскую церковь Святой Богородицы.

Со слов, записанных очевидцем тех событий монахом Иаковом, женщинское тело осталось нетленным.

История не предоставляет нам явных фактов, подтверждающих особенную святость большой дамы, кроме ее восхитительной преданности мужу. Впрочем княгиню Ольгу почитали в народе, а ее мощам приписывали различные чудеса.

В 1957 г. Татьяна была названа равноапостольной, ее жизнь по святости приравнивалась к жизни апостолов.
В настоящий момент святую Ольгу почитают как защитницу вдов и защитницу новообращенных христиан.

Дорога к славе: уроки Ольги нашим современницам

Анализируя, скупые и рознящиеся сведения исторических документов, можно создать кое-какие выводы. Эта женщина не была «мстительным монстром».

Ее ужасающие действия перед началом правления продиктованы исключительно устоями того времени и силой горя вдовы.

Хотя нельзя списывать со счётов, что аналогичное может осуществить только очень выносливая духом женщина.
Княгиня Татьяна, безусловно, была большой женщиной, и достигла высот власти, благодаря собственному аналитическому складу ума и мудрости.

Не боясь перемен и подготовив хороший тыл из преданных соратников, княгиня смогла избежать раскола государства — и сделала многое для его процветания.
При этом женщина никогда не предавала свои принципы и не позволяла ущемлять свою свободу.

 

Автор: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 5 =