Разница между чеченцами и ингушами

 

Разница между чеченцами и ингушами

Во времена СССР чеченцы и ингуши проживали в одном национально-территориальном образовании – Чечено-Ингушской Независимой Республике. Ее разграничение на Чеченскую и Ингушскую Республики случилось после 1991 года, когда развалился СССР.

Как отличаются чеченцы от ингушей, что у них общего и что послужило основанием для деления? Про все это – немного ниже.

Чеченцы и ингуши в античности

Отсутствие в античности у чеченцев и ингушей письменности стало основой того, что мы знаем об их древней истории лишь по летописям соседних с ними народов. Да и то, сведения эти отрывочны и очень часто необъективны, благодаря этому их старинная история большей частью собой представляет набор гипотез.

На данный момент точно установлено, что и чеченцы, и ингуши являются древнейшими жителями Кавказа. Оба эти народа относятся к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.

Предки ингушей, по одной из версий, в составе племенного союза аланов принимали участие в Великом переселении народов, сокрушившем Римскую империю.

Разница между чеченцами и ингушами

Столкновение на границе Чечни и Ингушетии

Перед началом нашей эры часть ингушей, если судить по сообщениям древних авторов и по руинам христианских культовых построек, приняла православие, которое позднее было вытеснено исламом. Одновременно с тем у них очень долго сохранялось язычество, а ислам целиком утвердился лишь к середине 19 века, причем основным аргументом его принятия стала Кавказская война.

Про то, что ислам среди северокавказских горцев не имеет глубоких корней, писал еще А. С. Пушкин («Путешествие в Арзрум»), который во второй половине 20-ых годов XIX века во время Русско-персидской войны проезжал через эти края. Не обращая внимания на то что большинство ингушей приняли отечественное гражданство еще в первой половине 70-ых годов XVIII века, некоторые тейпы принимали участие в войне на стороне Шамиля.

Ингуши помогали чеченцам… стоило ли?

Отличие чеченцев от ингушей заключается в том, что на исторической сцене они возникли до недавнего времени ингушей. Как минимум есть догадка, что конкретно предки чеченцев известны в древних ближневосточных анналах как хурриты, жившие во 2 тысячелетии до нашей эры.

Правда, здесь исторически корректней было бы говорить про то, что хурриты являются отдаленными предками как чеченцев, так и ингушей (а может быть, и некоторых дагестанских народов), и принимали участие в этногенезе еще нескольких современных кавказских народов, в особенности армян. Позднее хурриты были ассимилированы соседями, а часть их ушла на Северный Кавказ.

Контакты чеченцев с русскими начались в восемнадцатом веке, когда Россия стала колонизировать Кавказ. Они носили практически исключительно характер вооруженных столкновений.

Во время Кавказской войны у чеченцев, также, как у ингушей, целиком утвердился ислам в форме суннизма. Степень языковой близости так велика, что их языки отличаются меньше, чем российский и украинский, другими словами взаимопонимание выполняется без трудностей.

Сравнение

Чеченский этнос делится на девять называемых по другому тукхумов – военно-политических объединений, состоящих из тейпов (кланов). У ингушей деления на тукхумы нет, в вайнахской обстановке их иногда именуют «десятым тукхумом», подчеркивая близость чеченцев и ингушей.

Почему сложилось подобное положение, что два близкородственных народа, живущие рядом, поделились? На данный счет есть несколько гипотез.

Согласно наиболее вероятной, основой послужило принятие ингушами в восемнадцатом веке российского подданства.

В условиях, когда формирование и ингушей, и чеченцев как наций не было окончено, разница в политической истории стала причиной появлению сначала ингушского субэтноса в составе иных вайнахов, потом выделившегося в самостоятельный народ. Но у них все также больше общего, чем различий: оба народа исповедуют ислам в форме суннизма, живут в смежных субъектах РФ.

Оба народа имеют диаспоры за границами РФ и СНГ, правда, у чеченцев она выше и влиятельней из-за причины большей численности народа, а еще благодаря тому, что после Кавказской войны часть чеченцев покинула Северный Кавказ и переселилась в Саудовскую Аравию. Там и в настоящий момент многие посты в вооруженных силах занимают этнические чеченцы.

Почему ЧЕЧЕНЦЫ ПРОТИВ митингующих ИНГУШЕЙ?

Таблица

В чем разница между чеченцами и ингушами, показано в нижеприведенной таблице. Как можно заметить, различия по большей части в самосознании народов (принятии факта собственной инаковости в отношении друг к другу) и в численности.

А в другом чеченцы и ингуши аналогичные.

BERG. man Tbilisi

Ингуши (галгай) — почему их так именуют? Ингуши и чеченцы — в чем отличие? Фото

После маленького экскурса в историю в материале на КУ:
решил продолжать тему и рассмотреть ключевые версии относительно того, почему ингушей именуют ингушами, и кто они?
Ингуши? (ингуш.

ГIалгIа?й) — народ на Северном Кавказе, коренное население Ингушетии и Пригородного района Северной Осетии. Общее количество ингушей во всем мире — 700 тыс. человек.

Говорят на ингушском языке нахской группы северокавказской семьи, письменность на основе кириллицы.

Согласно археологу Е. Крупнову, в семнадцатом веке у ингушей ещё не было единого названия. Этноним «ингуши» случился от названия ингушского селения Ангушт, которое по свидетельству грузинского географа Вахушти Багратиони уже в XVIII в. являлось большим селением в Тарской долине (современный Пригородный район).

Этноним «галгай», в основном, связывается с термином «гала» — башня, крепость, и поэтому в переводе значит житель башни, крепости. В то же время согласно одной из версий самоназвание «галгай» утвердилось среди всех юго-западных вайнахов только в 1920-х годах.

По поводу этимологии. посмотрел, и в самых разных СМИ по данному поводу пишут: "этноним «ингуш» этому народу дали русские, от имени селения Ангушт. С ингушского языка наименование села дословно в переводе значит «место, с которого виден горизонт».

Ныне это село Тарское в Пригородном районе Северной Осетии. Сегодня, значительную часть жителей села составляют осетины.

А между тем, несколько веков назад это было самое крупное ингушское село, одним из первых основанных ингушами сёл".
Разумеется ясно, в комментариях, при первом же упоминании Пригородного района здесь же разразились виртуальные бои между осетинами и ингушами.

 

По поводу самоназвания ингушей тоже не все определенно:
Самоназвание ингушей

Самоназвание ингушей – галгай. Но, как отмечают искатели, раньше у них существовало другое самоназвание – ламур, что означает «житель красивых гор».

Считается, что самоназвание «галгай» закрепилось за ними только в начале 20 века.

Данный термин, со своей стороны, связан со словом «гал», означающий башню или крепость.
Ингушетия – это на самом деле страна башен.

Разница между чеченцами и ингушами

Много прочитал на данную тему, но, задам вопрос, без собственного мнения:
Ингуши и чеченцы: в чем отличие?

Если вам интересны различные версии, то они тут — https://cyrillitsa.ru/narody/69945-ingushi-i-chechency-v-chem-otlichie.html

Ну и наконец, если кому-то интересно про антропологический вид. У ингушей это северокавказский вариант европиоидной расы.

Антрополог В. Бунак утверждал: "Среди ингушей этот свой кавказский вид сохранился более чем у кого-либо из иных северокавказских народов."
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание ингушей:

По наружному собственному виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу чёрный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты.
Что можете добавить вы к изложенным в материале ключевым версиям?

Разница между чеченцами и ингушами

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Но все таки, за кратковременный период собственного размежевания чеченцы и ингуши успели собрать немало отличий.

Истоки

В сегодняшней этнологии чеченцев и ингушей принято соединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Собственно так идентифицируют себя представители 2-ух кавказских этносов.
Чеченцы и ингуши не создали собственной письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Очень часто эти данные были обрывочны и не всегда объективны.

Но все таки, сегодня ученые с полной решительностью могут сказать, что чеченцы и ингуши считаются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
Прадедов ингушей (самоназвание галга?и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.
Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей старинный кавказский (или кавкасионский) вид сохранился «более чем у кого-либо из иных северокавказских народов».
Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному собственному виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».
Чеченцы (самоназвание но?хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене возникли до недавнего времени ингушей. Некоторые искатели, также антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.
В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII веков можно повстречать племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты.

Эльдар Иразиев о конфликте между дагестанцами и чеченцами

В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в обстановке соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
Облик внешности чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Дамы выделяются красотой.

В антропологическом отношении Чеченцы представляют вид смешанный. Цвет глаз изменяет от чёрного до больше или меньше тёмно-карего и от голубого до больше или меньше светло-зелёного.

В цвете волос замечаются переходы от чёрного к больше или меньше тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».
Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хотя и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом проекте разнородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние результаты исследований, пишет, что общий предок большой части чечено-ингушского этноса — это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая появилась на территории сегодняшней Турции приблизительно 11,8 тыс. лет тому назад.

Носителями такого гаплотипа были, также, карийцы, минойцы и пеласги. Однако если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы исключительно на 58%.

Размежевание

С каким то периодом чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. Одинаково местами их проживания стали горы, предгорья и равнины.

Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, в основном в верховьях Сунжи.
Начальные признаки деления единого вайнахского этноса, согласно мнению ученых, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли отечественное гражданство. Вхождение в состав империи привнесло собственные характерности в уклад жизни этого народа.

Размежевание между ингушами и чеченцами намного больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывом продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.
В годы войны собственно Чеченская Республика стала основным защитой сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению высоконравственное и политическое восстановление ислама было возможно только после свержения иноверного русского ига.

Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, тогда как ингуши остались в стороне от «войны за веру».
После завершения Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там аж до прихода на Кавказ Советского союза. В первой половине 20-ых годов двадцатого века на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей России появилась Горская АССР, а во второй половине 30-ых годов XX века на карте возникла Чечено-Ингушская АССР.
После распада СССР чеченцы и ингуши опять пошли всевозможными дорогами: в Чечне активизировались кардинальные направления, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и по прошествии времени разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Религия

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Тем не менее, степень его влияния на оба народа различная.

Не обращая внимания на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще во времена вторжения Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII веке. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.
В Ингушетии ислам приспособился лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. Раньше немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, обязательной частью которых был культ семьи и прадедов.

Этот культ обязывал почитать собственные святыни, например очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали актуальные вопросы, совершали обряды.

Надочажная цепь также сберегла связь с устоями.

Когда в ингушский дом входил чужой человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под заступничество хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.
Современная Ингушетия в большой мере живёт в русле политической и набожной свободы, что влияет и на вероисповедание. Если в Чечне официально признали лишь суфийский ислам, то в Ингушетии огромное число приверженцев салафизма, который многими воспринимается как кардинальное течение ислама.
В отличии от ингушей на религиозное понимание чеченцев оказала влияние тяжелая социально-политическая атмосфера последних десятилетий, благодаря чему салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. Со своей стороны, тем более среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в неукоснительном исполнении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.
Традиции
По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с классическими ритуалами отличительными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не особое мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось с давних времен.
Это же самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина как правило не знакомится с собственной тещей, они не видятся на сватовстве, не пересечены на семейных праздниках и прочих мероприятиях.

Ингуши очень гордятся эти фактом и полагают, что их семьи намного крепче чеченских.
Есть отличия и в свадебных обрядах. Например, если у чеченцев после показа гостям невеста на протяжении всего дня находится в индивидуальной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу основного зала и принимала подарки.

Ингушки очень часто свадебному платью предпочитают государственные костюмы, чеченки в данном плане более современны.
Уклад жизни чеченцев и ингушей в большой мере определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято именовать еще и «фамилиями».

Если чеченский тейп может содержать сотни фамилий, то ингушский очень часто исчерпывается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии очень часто имеют доисламские корни, в то время как чеченские преимущественно мусульманские.
Ингушский тейп в большинстве случаев экзогамен. Браки в середине тейпа разумеется встречаются, однако не приветствуются.

Чеченцы напротив предпочитают создавать браки в середине собственного тейпа, чтобы крепче хранить родовые связи.
В Чечне тейпы подчиняются большим военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять.

У ингушей такого деления нет. В вайнахской обстановке ингушей классически именуют «десятым тукхумом», подчеркивая таким образом близость 2-ух соседних народов.
На текущий момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев.

Не считая Чечни они живут в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за границей их более всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
Общее количество ингушей около 700 тыс. человек. Кроме России они тоже проживают в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *