Разница между диалектикой и метафизикой

 

Разница между диалектикой и метафизикой

Диалектика и метафизика – это два первоочередных понятия философии. По собственному содержанию они противопоставляются друг дружке.

О диалектике и метафизике в общем

Каждое из понятий можно рассматривать и как философский подход, и как способ мышления или познания. Предметом исследования и в том и другом случае считается природа вещей и реальности как такой.

Развивается мир или он неизменен? Есть ли связь между объектами реальности?

Как дополняют друг друга между собой кол-во и качество? Эти и остальные вопросы затрагивают два противоборствующих направления.

Сравнение

Итак, любая из теорий имеет собственный взгляд на многие значительные моменты. Прежде всего, отличие диалектики от метафизики состоит в их видении мира.

Диалектика считает, что во всем собственном разнообразии он построен в строгую систему, связь элементов которой особенно важна. Метафизика исходит из того, что реальность сложена из независимых, независимых один от одного объектов, изучать которые можно в отдельности.

Диалектика настаивает на том, что мир энергичен и каждый раз меняется. Все окружающее находится в беспрерывном процессе развития.

При этом движение происходит как бы по спирали – новое появляется из отжившего старого и, поднимаясь на следующий виток, считается более совершенным. Развитие сопровождается переходом количественных параметров в качественные.

С точки зрения метафизики историчного развития мира нет. Все, что мы наблюдаем, – это лишь повтор, а не усиливающееся движение.

Связь нового и старого метафизика отвергает, также как и зависимость количества от качества.

Происходящие с вещами изменения – это только увеличение или уменьшение начального материала.
Развитие, по диалектическому учению, становится результатом внутренней борьбы.

Утверждается, что сущность всякого предмета или явления составляют две разные стороны. Любая из них, стараясь занять первое место, улучшается, и вещь в общем качественно меняется, переходит на очередную ступень организации.

Аналогичным образом происходит самодвижение объекта.

Разница между диалектикой и метафизикой

Метафизика не признает деления предметов и явлений на противоречивые стороны. Она отрицает внутреннюю борьбу, приводящую к развитию.

Движение вещи, по мнению приверженцев этого подхода, выполняется лишь под воздействием внешней силы.
Отличается и система мышления в согласии с каждым из направленностей.

В чем разница между диалектикой и метафизикой?

В том, что диалектическое мышление опирается на парность категорий, поиск общего основания у абсолютно несхожих, полярных сторон разных образов и идей. Метафизическое мышление основано на формулах «или одно, либо иное», «если не это, значит, то».

Само познание рассматривается диалектикой как по-шаговый целенаправленный процесс, в котором выполняется переход от обычного к сложному (с учетом их единства), а в конце концов – к полной истине. Метафизика говорит, что постичь истину можно сразу, пользуясь только умозрительными методами.

ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ И ЕЕ ОТЛИЧИЕ ОТ МЕТАФИЗИКИ. ДИАЛЕКТИКА И СИНЕРГЕТИКА.

Принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики (определяющие диалектико-материалистический способ понимания мира). Согласуясь между собой, они дают возможность логически непротиворечиво описать развитие.

Принцип развития — это исходная диалектическая идея, с осознания которой возникла разработка диалектики. Принятие этой идеи позволяет представить мир в регулярном движении, увидеть, что он находится в развитии, другими словами претерпевает качественные изменения разной (прогрессивной или регрессивной) направленности.

Принцип развития синтезирует, соединяет все другие принципы диалектики.
Развитие – это движение и изменение, но подобных признаков для определения термина недостаточно, из-за того что движения и изменения могут быть не связаны с качественными изменением, а выражаться только в количественных.

Значит развитие – это направлены, необратимые качественные изменения системы, обусловленные ее противоречиями.
В философии выделяют две основные линии развития: прогресс и регресс

Прогресс (от лат. рrogressus– движение вперед), успех – направление развития, которое отличается переходом от низшего к высшему, от незамысловатого к более сложному, совершенному.
Регресс (от лат. кegressus – обратное движение) – подобный тип развития, для которого свойственен перехлод от высшего в низшему.

В общественной жизни это может быть застой в экономическом развитии, политики и духовной сферы. Возможность регресса в обществе связана со сложностью и противоречивостью историчного процесса, с проявлениями субъективизма (чего нет в природе), а благодаря этому история идет зигзагами и крутыми дорогами, строиться в общую линию развития: смена цивилизаций, переход от одной общественно-экономической формации к другой.

Принцип материального единства мира, осмысленный касательно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убежденности в том, что повальное развитие есть результат движения материи.
Для доказательства данного положения в диалектике применяется еще большой ряд идей.

Наиболее основательная из них — идея всеобщей обоюдной связи явлений.
Принцип всеобщей обоюдной связи занимает главное место в материалистической диалектике, потому как на его основе решается очень важная задача — оправдание как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни.

Согласно этому принципу, все в мире связано. Но связи между явлениями различны.

Есть связи косвенные,при которых материальные объекты есть, не соприкасаясь между собой конкретно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к конкретному виду, классу материальных и хороших объектов.

Естьсвязи прямые,когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимном действии, из-за которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и аналогичным образом меняют материальные характеристики собственного существования.
Создатели материалистической диалектики думали, что именно взаимное действие объектов составляет содержание движения материи. “В том обстоятельстве, что . тела находятся во обоюдной связи, уже заключено то, что они влияют один на один, а это их обоюдное влияние один на один и есть собственно движение”, — отмечал Ф. Энгельс.

Из взаимного действия объектов и составляющих их элементов образуется источник развития — противоречие. “Диалектическое противоречие есть взаимное действие разных, взаимоисключающих сторон и течений предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития. ” (Философский энциклопедический словарь. — М.,1989. — С.523.).
Естественнонаучный анализ прямых связей выявил, что в процессе взаимного действия материальных объектов последние, исходя из собственной особенности, способны запечатлевать, воссоздавать в своей структуре, содержании, форме “следы” воздействия на них остальных объектов (их вес, плотность, форму и т. п.).

[Ежи Сармат] Физиология мыслительной деятельности

Такое свойство материи, вытекающее из взаимного действия материальных объектов, назвали отражением.
Идея отражения становится принципом диалектики потому, что, с одной стороны, при помощи нее поясняется появление сознания, с другой стороны, она применяется для раскрытия материального источника развития сознания. “ Все идеи. — отражения реальности, верные или искаженные”, — писал Ф. Энгельс.

Идея отражения позволяет усвоить единство и отличие объективной и субъективной диалектики.
Под объективной диалектикой понимаются настоящие процессы развития материального мира.

Субъективная диалектикапроцесс и результат отражения объективной диалектики в человеческом сознании. Субъективная диалектика (мышления, духовного мира в общем) подчиняется всеобщим законам объективной диалектики (хотя и не сводится к ним). «Над всем нашим теоретическим мышлением господствует с полной силой тот момент, — замечал Ф. Энгельс, — что наше субъективное мышление и беспристрастный мир подчинены одним и тем же законам и что благодаря этому они и не могут противоречить друг дружке в собственных результатах, а должны согласовываться между собой».

Принцип детерминизма (обусловленности) определит единую картину развития мира. Согласно этой идее, развитие всех явлений мира причинно вызвано, другими словами любое явление есть последствие каких-нибудь причин, порождающих это явление оснований. “Ничто не может появиться из ничего или преобразиться в ничто”, — так выражает смысл идеи детерминизма популярная теорема материализма.

Принцип всесторонности. Основной минус метафизики – односторонность рассмотрения вещей и процессов.

Диалектика исходит из того, что любая вещь, явление – это очень много связей и отношений.

Принцип всесторонности нельзя рассматривать как необходимость и возможность познать явление сразу. Нужно понимать, что знания человека всегда относительны, регулярно развиваются.

Этот принцип предостерегает нас от попытки превращения относительных знаний в абсолют, догму. При догматизме теоретические и практические проблемы анализируются без учета определенных обстоятельств, места и времени.

Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из основных форм антидиалектики считается метафизика, которая собой представляет противоположное диалектике мировоззрение, развитие которого обеспечивалась и до этого времени происходит благодаря очень разных идей.

Философские идеи, систематизирующие метафизику: отрицается повальная связь явлений, абсолютизируется покой, иначе говоря диалектика отрицается в исходном принципе — принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их большой общей связи, и в силу этого — не в движении, … а как вечно постоянные”.

В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Исходя из этого в метафизике есть философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но трактующие его метафизически.

Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается разноречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или только к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается развитие).
Аналогичным образом, метафизика противостоит диалектике:
u во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие;
u второе, как противоположная диалектике идея развития.

Метафизическое мышление слабо предусматривает связи, взаимное действие явлений. Ему характерны:

1) разделение и фиксация индивидуальных элементов, параметров, сторон предметов;

2) рассмотрение их как независимых один от одного.
Суммируя разные характеристики предмета, метафизическая философия исключает противоположные.

К примеру, признав стойкость мира, исключает его переменчивость, живое мыслит как резко противоположное мертвому, прямое – кривому, доброе – злому. Люди с подобным мышлением не улавливают цветов, переходов между полюсами, их связей, взаимного действия.

Жизненные проявления метафизики очень разные. Она находит себя как в мышлении, так и в практическом действии.

Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.
Догматизм построен на возведении имеющегося взгляда на мир в разряд единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире.

В догматизме очень полно находит себя отличительная черта метафизики — ее односторонность. Не стремясь к познанию мира во всем разнообразии его связей, догматизм как то познанное прикрепляет в качестве полностью истинного, как то удачно примененное средство рассматривает как универсальное.

Таким образом он значительным образом деформирует как познание, так и практику, становясь препятствием на пути появления нового.
В софистике односторонность метафизики вырисовывается по-иному.

Взаимодействие философии и науки

Если в догматизме в угоду полному началу в истине игнорируется ее относительность, то софистика, напротив, односторонне стремится к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм применяется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном выстроенном рассуждении, мастерски выдаваемом за подлинное, ввести человека в заблуждение.

Примером такой хитрой хитрости являются софизмы и в особенности старинный софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; поэтому, ты их имеешь”. Тут сделано неправомерное заключение от единого правила к приватному случаю, который данное правило по сути не учитывает (см.: Софизм // Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.- С.602).

Нередко встречается метафизика в форме эклектики. Эклектикой считается все то, что находит в себе эклектизм, другими словами стремление построить целость на основе разнородных, элементов которые не совмещаются.

Эклектичными, например, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма.
В контексте современного развития философского и научного знания невозможно не затронуть вопрос о соответствии диалектики и синергетики.

Термин синергетика был предложен в первой половине 70-ых годов XX века немецким физиком Хакеном для определения общей теории самоорганизации. Уже сам факт того, что в рамках синергетики развитие систем стало изучаться на основе их самоорганизации, свидетельствовал о близости этой теории диалектической концепции развития.

В синергетике реализуются принципы самодвижения и системности материи, получившие обоснование в диалектике.
Синергетический подход к разъяснению развития опирается как на общефилософские принципы, так и на естественнонаучные выводы.

Открытия точных наук были применены в синергетике не столько для конкретизации диалектических категорий, например как система и структура, порядок и беспорядок, стойкость и неустойчивость и др., сколько для создания своей системы понятий концептуального описания самоорганизации как фундаментального способа развития.
Феномен самоорганизации в синергетике поясняется сложным взаимным действием многих явлений.

Основное место среди них отводится связи порядка и хаоса, выяснению роли данных разных начал в развитии трудных систем, в сохранении их равновесия и стойкости.
Существовавшие представления об исключительно дезорганизующей роли хаоса были существенно подорваны открытиями 20 века.

И.Р. Прихожин показал, что развитие систем сопровождается не переходом хаоса в порядок и обратно, а их взаимным действием.

В последующем было получено теоретическое представление о диссипативных системах (диссипация – рассеяние вещества и энергии). «Способность к жизни» этих систем поддерживается за счёт их постоянного обмена со средой из вне веществом и энергетикой. С прекращением процессов обмена диссипативные системы перестают существовать.

Диссипативные системы разнообразны. Они есть как в природе, так и в обществе. «Человек, как и любой организм, — отмечает В.П.

Бранский, — собой представляет обычную диссипативную систему, которая может быть как физически, так и духовно лишь при условии постоянного обмена со средой веществом, энергетикой и информацией (питание, дыхание, теплообмен, выделение, размножение, познание, производство утилитарных и духовных ценностей, общение и т.п.)». (См.: Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. – 2000. — № 4. – С. 115.).

для существования диссипативных систем нужны: открытость для обмена со средой из вне; связь порядка и хаоса, поддерживающая стойкость их структур; нелинейность и самодействие, обеспечивающие применение воздействий извне на систему для ее самоорганизации в согласии со своей природой.
Есть ещё большой ряд главных характеристик диссипативной системы, которые все разом подчёркивают основное в её существовании – процесс самоорганизации.

Вместе с теорией диссипативных систем есть прочие направления синергетики, в рамках которых исследуются непростые системы и процессы самоорганизации, а конкретно: доктрина детерминированного хаоса, доктрина автопоэзиса, доктрина самоорганизованной критичности. В теории детерминированного хаоса исследуются хаотическое поведение немногих переменных или степеней свободы.

Теорией автопоэзиса изучается то, как развиваются биологические структуры. Так именуемая самоорганизованная критичность – это область, в которой идет речь о поведении систем, которые состоят из многих некоторых частей.

В данной теории исследуются наиболее общие закономерности поведения подобного рода систем. Эти все исследования находятся в общем русле синергетики.

Итак, определяя соотношение между диалектикой и синергетикой, принципиальные положения которой рассмотрены на примере теории диссипативных структур, согласиться можно с мнением экспериментаторов, считающих парадигму самоорганизации естественнонаучной основой диалектических представлений о развитии, современным теоретическим опровержением «метафизических и механических представлений о неорганической материи как косной массе, приводимой в движение силой» (См.: Рузавин В.И. Синергетика и диалектическая идея развития // Философские науки. – 1989. — № 5. – С.11.).

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Законы материалистической диалектики.

В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, стойкие, нужные, значительные связи, характеризующие структуру развития мира.

Законы, раскрывающие структуру развития на уровне описания именно механизма развития (источника, “запускающего” этот механизм, характера действия механизма и той направленности, которую он придаёт развитию собственной работой).
1) закон единства и борьбы (взаимопроникновения) конрастов, раскрывающий источник развития;

2) закон обоюдного перехода количественных и хороших изменений, дающий возможность показать, как происходит развитие, и аналогичным образом усвоить его характер;
3) закон отрицания отрицания, на основе которого возникает возможность объяснить тенденция развития.

Закон единства и борьбы конрастов. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития.

Источник развития оказывается в середине вещи. Данный закон открывает принцип самодвижения (движение и развитие оказываются самодвижением и саморазвитием вещи).

Согласно данному закону во всех разновидностях реальности друг дружке сопротивляются констрастности, которые находятся в неоднозначных отношениях. “Противоречие — вот что в действительности двигает миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя думать”, — писал в свое время Гегель.
Марксизм утверждал, что все явления природного, социального и духовного миров отличаются внутренней противоречивостью, борьбой разных начал.

Связь между противоположностями определяется несколькими решающими моментами:
1. констрастности нельзя оторвать один от одного, сродни тому как нельзя разделить северный полюс от южного, левое от правого и т. п., они образовывают единое, нераздельное целое;

2. констрастности взаимоисключают друг друга (правда и обман, добро и зло, мир и неприязнь);
3. констрастности могут переходить друг в друга (любовь — в нелюбовь, сила — в слабость, победа — в поражение).

Исходные категории этого закона: «тождество» и «отличие».
Тождество – выражение равенства, равности предмета с самим собой или остальными предметами.

Отличие – то особое, что выделяет данную вещь от другой вещи, данную сторону одной и той же вещи от другой ее стороны.
Тождество 2-ух предметов или 2-ух сторон предмета всегда равноправие в главном, общем, в то время как отличие касается особого и единичного между предметами или сторонами, т.е. тождество есть при различии.

Любая вещь обладает большим количеством сторон, которые взаимодействуют между собой, обуславливают изменения вещи. Эти изменения сторон могут быть однонаправлены, но могут быть и противоположно направлены, выражать противоположные тенденции развития.

Констрастности – такие стороны предмета, которые сопротивляются друг дружке в собственном функционировании и развитии.
Раздвоение единого предмета на констрастности честно свойственно самим предметам.

А между противоположностями появляется взаимное действие. Оно именуется противоречием.

Противоречие – отношение между противоположностями.
Не обращая внимания на разноречивость собственных сторон, предмет собой представляет одно целое, а это означает, констрастности находятся в этом единстве.

Если убрать одну из разных сторон, то вторая сразу перестанет быть противоположностью. Они взаимоисключают друг друга.

Здесь заключается единство конрастов.

Но в рамках единства разных сторон между ними происходит борьба, т.к. они по собственной сути и направленности взаимоисключают друг друга.
Стремление взаимоисключать друг друга есть борьба конрастов.

Примером единства и борьбы конрастов послужит организм который живет, жизнь.
Мы употребляем понятия «противоположность» и «противоречие».

Однако что они означают?

Маркс писал, что диалектические констрастности – «соотносительные, обоюдно друг друга обусловливающие, нераздельные моменты, но одновременно друг друга исключающие… крайности, т.е. полюсы одного и того же». Для пояснения рассмотрим следующий пример.

От точки 0 в разных направлениях (+х и –х) двигаются объекты. Когда мы говорим о разных направлениях, то имеем в виду, что:

1) эти два направления обоюдно предполагают друг друга (если есть движение по направлению +х, то обязательно есть и движение по направлению –х);
2) эти направления обоюдно исключают друг друга (движение объекта по направлению +х исключает его одновременное движение по направлению –х и обратно);

3) +х и –х тождественны как направления (ясно, что, к примеру, +5 км и -5 км. – констрастности, в +5 кг и -5 км не считаются противоположностями, так как они различны по собственной природе).
Противоречие как отношение конрастов – есть процесс, из-за которого происходят количественные и качественные изменения.

 

Рассмотрим, к примеру, взаимное действие между производством и потреблением. С одной стороны, по мере роста производства у общества возникают новые потребности.

Появляется противоречие, потому как производство начинает отставать от роста потребностей.

Это противоречие позволяется за счёт последующего развития производства. И так – вновь и вновь.

Противоречие между производством и потреблением идет через всю историю общества.

Оно вызывает не только количественные, но и качественные изменения, аж до переходов к новым ступеням цивилизации.
Одинаково неправильно в деятельность людей:

1) забывать о единстве конрастов и благодаря этому абсолютизировать их борьбу;
2) объявлять источником развития лишь единство конрастов.

Противоречие как процесс проходит ряд стадий:

1) несущественное отличие сторон;
6) переход конрастов друг в друга;

Виды противоречий:

ФИЗИКА vs. МЕТАФИЗИКА

1) ключевые и неосновные. Ключевые – это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают важное влияние на ее развитие, а еще соединяют воедино противоречия вместе.

В процессе развития ключевые и неосновные противоречия могут изменяться местами, что выявляется в другой группе противоречий — основных и неглавных.
2) Основные и неглавные.

Основные – это противоречия, которые на этом этапе, в конкретных условиях формируют развитие.

Очень часто основные и ключевые противоречия совпадают.
3) Значительные и незначительные;

4) Внешние и внутренние.

Внутренние – это противоречия, отличительные для самих предметов и явлений, тех, которые находятся в середине системы. Наружные – это разногласия между системами (предметами и явлениями).

При рассмотрении внешних и внутренних противоречий необходимо отметить, что и те, и другие служат источником развития при главной роли внутренних противоречий.

Отличия метафизики от диалектики

*по вопросу связей старого и нового: диалектика признаёт наличие связей старого и нового; метафизика полностью отвергает их, полагая, что новое полностью вытесняет старое;
*по вопросу о причине движения: согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, основой движения считается внешний толчок;
*по вопросу связи качества и количества: приверженцы метафизики не видят связи между количеством и качеством. Согласно их точке зрения, кол-во меняется благодаря количеству (увеличение, уменьшение), а качество меняется благодаря качеству (т. е. само по себе становиться лучше).

*по вопросу направленности движения, развития: согласно диалектике, развитие происходит, в основном, по восходящей спирали. Метафизика признаёт развитие а) либо по прямой, б) либо по кругу, в) либо вообще отрицает тенденция развития;
*в системе мышления: диалектика сводит мышление к шагам «тезис – антитезис – синтез».

Метафизика опирается на формулы «или – или», «если не то, значит – это». Т. о. метафизическое мышление негибкое, одностороннее;
*в отношении находящейся вокруг реальности: диалектика видит мир во всём его разнообразии («цветным»), а метафизика – однообразным («чёрно-белым»);
*в отношении познания: согласно диалектике, познание есть постепенный и целенаправленный процесс движения к полной истине через методичное постижение истин относительных.

Согласно метафизике, полную истину можно познать сразу при помощи надчувственных и сверхчувственных приёмов, носящих «умозрительный» характер;
*в отношении к миру который нас окружает: диалектика видит мир целым и взаимосвязанным, а метафизика – состоящим из некоторых вещей и явлений.
Категории (от греч. – обозначение, суждение) – это:
а) предельно обширное понятие;
в) средство формирования Картин мира.

Философские категории – предельно широкие понятия, в которых мыслятся всеобщие, значительные стороны, свойства, связи и отношения бытия.
Свойства категорий – объективность, многофункциональность, априорность, возможность языкового выражения.

Набор категорий определяет, каким мы видим мир.
Категории, благодаря которым философия осмысляет и описывает мир:

существование / несуществование; беспристрастное / субъективное; абстрактное / определенное; единое / особое / повальное; часть / целое; обычное / не простое; вещь / свойство; необходимость / случайность; причина / последствие; сущность / явление; форма / содержание или материя; кол-во / качество и др.
Существование / несуществование

Понятие «существование» анализировалось с древности, однако в качестве категории было осмысленно И. Кантом. Но все таки, рефлексию данной категории необходимо начинать с древности, тем более, что категория существовала и отражалась в подобных философски важных понятиях, как: бытие, реальность, сущее, сущность.

Анализ данной категории осложняют два обстоятельства:
1) идущее с древности смещение идеи существования с идеей объективности

2) неразличение вопросов: Что означает – существовать? и Как отличить существующее от фиктивного (т. е. вопрос о показателях существования)?
Категории существование находится в том, что в нашем сознании есть идея «есть».

Не-существование мы выражаем фразами «этого не бывает», «нет».
Существование утверждается как конкретно, так и неявным образом.

Беспристрастное / субъективное
«Породив» человека, мир раздвоился (в метафизическом смысле): Природа / понимание (психика).
Беспристрастное – «в себе и для себя сущее», т. е. не зависящее от сознания, субъекта; общезначимое.

В натуралистическом смысле – природно-физический, финансовый мир. Беспристрастное имеет внутренние закона и свойства.

Субъективное – обусловленное сознанием, мир сознания и психики; относящийся к субъекту.

Особенный вид реальности – социальный мир.
Любой продукт деятельности человека объективен и субъективен: объективен в силу внутренних параметров и законов и субъективен, т. к. представляет собственного создателя.

Абстрактное / определенное
Абстрактное
Б) настоящий результат всякого мышления, процесса отвлечения от единичного, нечаянного, незначительными и выделения общего, нужного, значительного.

Определенное – нечто конкретно переживаемое.

Разница между диалектикой и метафизикой

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки возникают на 3-5 месяце беременности, не изменяются на протяжении всей жизни.

Разница между диалектикой и метафизикой

Организация слива поверхностных вод: Самое большее кол-во влаги на земном шаре выветривается с поверхности морей и океанов (88‰).

Разница между диалектикой и метафизикой

Поперечные профиля набережных и береговой полосы: На городских территориях укрепление берега проектируют с учетом технических и экономических требований, но важное значение придают эстетическим.

Разница между диалектикой и метафизикой

Опора древесной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначается­ные для поддерживания проводов на требуемой высоте над землёй, водой.

Вопрос отличие диалектики и метафизики

Ключевыми методами философского анализа развития являются диалектика и метафизика. Диалектика — учение о наиболее общх законах развития и формах связи в природе и обществе, а еще который основан на сиём учении метод познания.

Диалектика разнится от метафизики в следующем:
1. Диалектика исходит из всеобщей связи явлений, метафизика считает, что их можно изучать изолированно, по отдельности.

2. Диалектика считает, что целое не сводится к сумме частей, метафизика — что целое понять можно, изучая его части. 3. Диалектика считает, что противоречивы настоящие процессы, метафизика считает противоречия признаком ошибок мышления.

4. Диалектика считает, что источник развития объекта — его внутренние процессы, метафизика — внешнее влияние. 5. Диалектика считает, что познание — безграничное приближение к истине, метафизика — что истину можно познать сразу.

На протяжении продолжительного развития философии и науки складывались и формировались два взгляда, два направления в понимании сущности развития. Одно направление рассматривает мир в состоянии покоя, в статике, другое – в динамике.

[Ежи Сармат] Ницше — диалектик или метафизик?

Возникли и сформировались две концепции развития – метафизика и диалектика.
Метафизика, как и диалектика, считается развитой, всеохватывающей теорией, но метафизика на многие сходные вопросы смотрит с позиций, про­тивоположных диалектике.

Можно отметить следующие определенные отличия метафи­зики от диалектики:
– по вопросу о причине движения – согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, основой движения считается внешний первотолчок;
– по вопросу связи количества и качества – приверженцы метафизики не видят связи между количеством и качеством; по их мне­нию, кол-во меняется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество меняется бла­годаря качеству (т. е. само по себе становиться лучше, ухудшается);
– по вопросу направленности движения, развития – если диалектика считает, что развитие происходит в основном по восходящей спирали, то метафизика при­знает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо совсем не признает направленно­сти развития;
– в системе мышления – если диалектический способ мышления идет по пути «тезис–антитезис–синтез», то метафизический опирается на формулы «или–или», «если не то, значит это», т. е. метафизическое мышление негибкое и однобокое;
– в отношении к находящейся вокруг реальности – диалектика видит мир во всем его разнообразии («цветное видение мира»), а метафизика – однообразно, по принципу «черное–белое»;
– в отношении к познанию – согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс движения к полной истине через методичное постижение пока познаваемых (относительных) истин; согласно метафизике полную истину можно познать сразу при помощи надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер;
– в отношении к миру который нас окружает – диалектика видит мир целым и взаимосвязанным, а метафизика – состоящим из некоторых вещей и явлений.
Аналогичным образом, метафизика и диалектика имеется две противоположные теоретиче­ские системы осмысления реальности, развития.

Их ключевые расхождения свя­заны с пониманием вопросов причины движения, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, отношения к миру который нас окружает. Метафизика базируется на статической картине мира, в которой бытие и его разнообразные формы пребывают в устойчивом, неизменном состоянии.

Однако не сле­дует думать, что метафизика – преимущественно реакционная доктрина. В сегодняшней философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная доктрина, метод, вместе с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления диа­лек­ти­че­ско­му.

В XX в. обрела развитие так именуемая отрицательная, или неклассическая, диалектика. Она разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на ок­ружающий мир.

Неклассическая диалектика развивается в неомарксизме, экзистенциализме и прочих течениях. Основоположниками и видными представителями негативной диалектики являлись Т. Адорно (1903–1969), Ж.-П.

Сартр (1905–1980). Можно отметить основные идеи негативной диалектики:
– диалектика должна регулярно в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все опровергать;
– новое должно полностью и безвозвратно отклонять старое и здесь же подвергать­ся критике, поиску еще более нового (т. е. диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);
– отрицательная (опасная) диалектика не имеет справедливого значения, она имеет отношение исключительно к сознанию, потому как все отвергает и осуждает только понимание;
– отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеа­ла), нужно регулярно опровергать и подвергать критике все явления реальности.

Метафизика и отрицательная диалектика являются самостоятельными, разработан­ными теориями, противоположными диалектике. Вместе с ними есть философ­ские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, однако не являющиеся само­стоятельными теориями.

К ним можно отнести эклектика, софистика, догматизм, релятивизм.
Категории диалектики

Все, что человек знает про мир который находится вокруг, он знает в форме понятий, категорий (от грч. kategoria – подтверждение).

Аналогичным образом категории – это научные понятия, выражающие наиболее общие и ключевые отношения, формы и связи объективной реальности. Каждая область знаний имеет собственные научные понятия (категории) физика – «атом», «масса»» и т. д.

Категории философии носят многофункциональный характер, т. к. они применяются во всех ветвях человеческого знания. Категории, законы — есть предмет, изучение диалектики.

Для диалектики отличительно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов (часть-целое, общее-индивидуальное, единичное-множественное, возможность-действительность и т. д.). Категорий диалектики большое количество.

Отметим наиболее важные:
д) возможность – реальность;
Категории «единичное» и «общее» служат ступеньками познания реальности.

Единичное – категория, выражающая относительную изолированность, ограниченность вещей, явлений, процессов один от одного в пространстве и во времени, с свойственными им характерными особенностями, составляющими их неповторимость.
Общее — это единичное в большинстве случаев, честно существующее сходство параметров единичных предметов, их однотипность в определенных отношениях.

Общее — (дом, дерево и т. д.) продемонстрировано всегда не определенными предметами, явлениями, а чертами их сходства, подобия.
Диалектика единичного и общего вырисовывается в их неразрывной связи.

Общее нет само по себе, в «чистом» виде.

Оно неразделимо связано с единичным, есть в нем и через него.
Единичное же входит в тот или другой класс предметов, заключает в себе те либо другие общие линии.

Выходит, что отдельный предмет — не просто «сгусток» индивидуального, в нем так или по другому обязательно есть общее.
Диалектика единичного и общего выражается в языке, обладающем мощной способностьюобобщения .

Явление и сущность это самые разные уровни познания объективной реальности. Они выражают соотношение внутреннего и внешнего в явлениях.

Явлениеэто наружные, наблюдаемые, изменчивые характеристики предметов и явлений.
Сущностьвнутренняя, глубинная, спрятанная, относительно устойчива сторона разных предметов, явления, процесса, определяющая его природу.

Явление и сущность – диалектически связанные констрастности. Они не совпадают между собой.

Гегель подчеркивал, что непосредственное бытие вещей — это кора, завеса, за которой прячется сущность, а Маркс уточнял: если бы форма проявления и сущность вещей конкретно совпадали, то всякая наука была бы лишняя.

Одновременно с тем если бы явление и сущность не были бы между собой связаны, то познание сути вещей было бы нереально.
Cущность находит себя в явлениях, а явление есть проявление сущности.К примеру, заболевания человека (сущности) появляются через симптомы заболевания (явления).

Но вся сложность диагноза заболевания в том, что одинаковые явления (температура, головная боль и т. д.) могут быть характерны различным по сущности болезням. Явление может, аналогичным образом, скрывать сущность, вводить в заблуждение.

Познание сущности достигается через познание явления.
Категории явления и сущности неразделимо между собой связаны.

Одно из них подразумевает другое. Диалектический характер данных понятий проявляется и в их эластичности, относительности: тот или другой процесс выступает как явление в отношении к более глубоким процессам, но как сущность — в отношении к его своим проявлениям.

Аналогичным образом, явление и сущность существуют понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. А процесс познанияесть постоянное движение мысли от поверхностного, видимого, ко все более глубокому, скрытому — к сущности!

Понятие "форма" обобщенно выражает способы существования разных видов бытия (строение, осуществление, переустройство).
Под содержанием знают совокупность разных составляющих ее элементов и их взаимное действие, характер разных предметов, явления, процесса.

Форма — принцип упорядоченности, способ существования того либо другого содержания.
Содержание и форма понятия диалектические.

Они выражают различные, но неразделимо связанные моменты одного и того же предмета.

Гегель заметил, что содержание всегда оформлено, а форма содержательна.
Преуменшать форму нельзя.

Она организует то либо другое содержание, прикрепляет конкретную ступень развития, нормализует ее. Форма более консервативна, чем содержание.

По настоящему форма неотделима от предмета. Она есть больше или меньше устойчива его организация.

В то же время, она имеет относительную самодостаточность.

Необходимость и случайность.
Необходимость и случайность — полярные, диалектические категории.

Под необходимостьюзнают закономерный ход событий, вытекающий из сущности явлений. Необходимость выражает закономерности развития мира.

Случайность — это явления, процессы, вытекающие из побочных, внешних, не постоянных связей.

Как все явления, случайность не беспричинна. Наступление нечаянного события как правило возможно, однако не предрасположено: оно может случиться, а может и не случиться.

Грань между случайностью и необходимостью относительна. В одной связи явлений данное мероприятие (к примеру, научное открытие) нечаянно, в другой — нужно.

Категории «необходимость» и «случайность» очень плотно связаны с категориями «возможность» и «реальность».

Возможность и реальность.
Возможностьэто предпосылка появления того либо другого явления, его вероятное существование.

Реальностьэто реализованная возможность.

Две категории нельзя перемешивать, потому что процесс превращения возможности в реальность — это не простой, очень часто долгий процесс развития. Более того, не любая возможность способна преобразиться в реальность.

Финансовый кризис, в котором очутилась наша родина в 80-е гг., в большинстве случаев можно объяснить тем, что финансовая политика руководства не считалась с действительностью, а исходила из надуманных, иллюзорных возможностей, стремилась превратить их в реальность и потерпела поражение (безрыночная модель экономики оказалась нежизнеспособной, и страна с историческим опозданием идет по настоящему пути создания рыночной экономики).
О категориях «причина» и «последствие» мы говорили, однако, Плюс ко всему стоит выделить, что они есть суть детерминизма.

Детерминизм – учение об объективной, закономерной связи ивзаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Детерминизм – это и научный метод, и способ разъяснения явлений в мире который нас окружает, их причино-следственный характер.

Само понятие «причинно-следственная связь» усложнилось в XX в. Прежде в науке господствовалмеханистический детерминизм, для которого было отличительно очень жёсткое сознание причинных связей, исключавшее случайность. Все процессы определялись идущим до этого состоянием явления, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания развития явления.

Жизнь показала, что принцип статической детерминации с большей степенью допустимости отражает честно сложный, многовариантный характер общественного развития.
Современное сознание детерминизма, базирующееся на новых достижениях науки (в особенности, изучении свойств микромира) исходит из того, что причина и последствие не обязательно обязаны быть связаны жёсткими и однозначными связями.
Дата добавки: 2018-09-20 ; просмотров: 885 ;

 

Автор: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + пять =