Разница между искусством и наукой

 

Разница между искусством и наукой

Искусство и наука – общезначимые категории, без которых невозможно представить нашу жизнь. И то и другое способствует лучшему познанию человеком мира и себя.

Но закономерности существования при любых обстоятельствах можно подчеркнуть разные.

Обозначение

Искусство – исполнение явлений реальности в художественном образе. Создавая творение, создатель пытается выразить, каким он видит мир вокруг вас, и вдобавок рассказать о своих впечатлениях и переживаниях.

То, что выходит в результате, недалеко другим людям и важно для них. Видами искусства являются, например, скульптура, живопись, хореография.

Наука занимается получением и систематизацией знаний про мир который находится вокруг.

Люди науки – это ученые и искатели, которые трудятся в самых разных областях жизни. Их деятельность в основном имеет как теоретическую, так и функциональную тенденция.

Сравнение

Критерием становится то, что искусство обращено к чувственной стороне человеческого понимания. Оно предоставляет автору возможность для выражения своих настроений, проявления индивидуальности и творческих способностей.

Художником управляет вдохновение. Ему важны волнения души, удовольствие, предощущения, а не суровые рамки и нормы.

Разница между искусством и наукой

Продукт искусства – уникальное творение, носящее образный характер.

В плане мастерства оно находится на самом высоком уровне.

Художественная сила этого произведения такая, что заставляет воспринимающих его людей испытывать сильные эмоции и переосмысливать свою жизнь. Отличие искусства от науки состоит в том, что оно взывает к сердцу.

Наука отличается строгостью и объективностью. Она создаёт знания о реальности, которые принимают вид теорем, формул, описаний явлений.

Научные знания всегда достоверны, поскольку все исследуемое идет через небезопасный анализ, подтверждается фактами и опытами.

Чем отличаются группы крови? — Научпок

Наука опирается на логику, оставляя за бортом чувства и эмоции.
Сами цели существования того и другого различны.

Если для искусства важно выражение эстетического идеала и направление умонастроения людей в сторону добра, то наукой двигает идея выявления существующих закономерностей. Искусство отражает и типичное, и индивидуальное.

В науке господствует обобщение.
Искусство исторически собственно и изменчиво.

Его ценности и идеалы находятся в зависимости от духа текущей эпохи.

Искусство показывает жизнь в ее динамике. Наука статична.

Ее выводы и законы не меняются, что бы ни было вокруг.

НАУКА И ИСКУССТВО. Станислав Дробышевский об искусстве

И даже когда исследуется какое-либо развитие, выявленные закономерности фиксируются в постоянных абстрактных категориях.
В чем разница между искусством и наукой?

В том, что шедевры искусства не выполняются по учебникам.

Они собой представляют некую загадку и способны доставить зрителям эстетическое удовольствие. Причем понимание аналогичных произведений у всех различное.

Научные знания, с собственной стороны, служат не для удовольствия.

Они точно такие же для полностью всех и понимаются всегда точно.

Чем отличается великая наука от искусства?

Разница между искусством и наукой

Искусство и наука – общезначимые категории, без которых невозможно представить нашу жизнь. И то и другое способствует лучшему познанию человеком мира и себя.

Но закономерности существования при любых обстоятельствах можно подчеркнуть разные.
Искусство – исполнение явлений реальности в художественном образе. Создавая творение, создатель пытается выразить, каким он видит мир вокруг вас, и вдобавок рассказать о своих впечатлениях и переживаниях.

То, что выходит в результате, недалеко другим людям и важно для них. Видами искусства являются, например, скульптура, живопись, хореография.
Наука занимается получением и систематизацией знаний про мир который находится вокруг. Люди науки – это ученые и искатели, которые трудятся в самых разных областях жизни.

Их деятельность в основном имеет как теоретическую, так и функциональную тенденция.
Критерием становится то, что искусство обращено к чувственной стороне человеческого понимания.

Оно предоставляет автору возможность для выражения своих настроений, проявления индивидуальности и творческих способностей.

Художником управляет вдохновение. Ему важны волнения души, удовольствие, предощущения, а не суровые рамки и нормы.
Продукт искусства – уникальное творение, носящее образный характер. В плане мастерства оно находится на самом высоком уровне.

Художественная сила этого произведения такая, что заставляет воспринимающих его людей испытывать сильные эмоции и переосмысливать свою жизнь. Отличие искусства от науки состоит в том, что оно взывает к сердцу.
Наука отличается строгостью и объективностью. Она создаёт знания о реальности, которые принимают вид теорем, формул, описаний явлений.

Научные знания всегда достоверны, поскольку все исследуемое идет через небезопасный анализ, подтверждается фактами и опытами.

Наука опирается на логику, оставляя за бортом чувства и эмоции.
Сами цели существования того и другого различны. Если для искусства важно выражение эстетического идеала и направление умонастроения людей в сторону добра, то наукой двигает идея выявления существующих закономерностей.

Искусство отражает и типичное, и индивидуальное. В науке господствует обобщение.
Искусство исторически собственно и изменчиво. Его ценности и идеалы находятся в зависимости от духа текущей эпохи.

Искусство показывает жизнь в ее динамике.

Наука статична. Ее выводы и законы не меняются, что бы ни было вокруг.

И даже когда исследуется какое-либо развитие, выявленные закономерности фиксируются в постоянных абстрактных категориях.
В чем разница между искусством и наукой? В том, что шедевры искусства не выполняются по учебникам.

Они собой представляют некую загадку и способны доставить зрителям эстетическое удовольствие. Причем понимание аналогичных произведений у всех различное.

Научные знания, с собственной стороны, служат не для удовольствия.

Они точно такие же для полностью всех и понимаются всегда точно.
Искусство
Обращено к душе
Важен личностный фактор
Создается художественный образ
Выражает эстетический идеал
Игра воображения
Часто отражает индивидуальное
Зависит от эпохи
Показывает жизнь в динамике
Доставляет удовольствие
Каждый воспринимает по-своему

Наука и искусство. Отличие и сходство

Наука и искусство — вполне самодостаточные области культуры; разумеется, научная и художественная деятельность существенно отличны. Границу между ними проводят с помощью противопоставлений чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, ценностноэмоционального и познавательно-теоретического.

В действительности, восприятие красоты — это альтернативный рационально-теоретическому способ отношения к реальности. Восприятие красоты оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целостном переживании мира.

Но все таки с давних времен замечена и непосредственная близость, родство науки и искусства. Какие линии искусства являются ключевыми для сближения его с научной работой?

Еще в античности было обнаружено, что искусство содержит в себе знаменитое мудрое начало (Аристотель). В установленном роде искусство тоже считается вариацией мыслительной работы: искусство, как и наука, вовлечено в своего рода познавательное отношение.

Опыт, развертываемый искусством, позволяет ему знать нечто о мире, причем совсем с другой стороны, чем это предлагается наукой. Искусство позволяет постичь и пережить красоту, целость окружающего мира, его индивидуальные особенности, выразить наши собственные эмоциональные состояния и их оттенки.

Искусство, как и наука, тоже способно придумывать новые выразительные средства, открывать новые феномены и закономерности. Так, музыкальный опыт включает в себя изучение звуковых структур (мелодических и гармонических), возможностей ритма.

Он, как и научный опыт, постоянно расширяется и обновляется, примером послужит открытие необратимых ритмов известным французским композитором XX в. Оливье Мессианом описанных в “Трактате о ритме” (1948).
Эстетическое мышление использует ряд средств, общих с научной работой, — аналогию, абстрагирование, идеализацию, экспериментирование, моделирование и др.

Эти средства применяются в оригинальном для искусства преломлении.

Эстетическое творение представляет собой особую эстетико-интеллектуальную конструкцию. Оно обладает своеобразной логичностью, внутренней смысловой связностью, адекватностью формы и содержания, опирается на закономерности выразительного языка.
Добавочным существенным Основанием для сближения науки и искусства считается полифункциональность научной и художественной деятельности.

Ряд функций оказывается для них общими. Это, например, к примеру:

1) упорядочивающая (наука и искусство делают и именно выражают представления о порядке мироздания, общества, человеческие жизни);
2) воспитательная (с помощью обращения к ценностно-насыщенным сюжетам; в науке эта роль относится прежде всего к гуманитарным исследованиям);

3) инновационная (создание новых социокультурных образцов).
Влияние науки на искусство
Искусство традиционно использовало научные знания.

Например, из истории искусства известно, что математические и оптические представления оказывали влияние на состояние архитектуры и живописи.
С ростом научных достижений и повышением роли науки в социально-культурной жизни влияние науки на искусство возрастает.

Характерной чертой современного искусства считается большая вовлеченность в общий процесс научно-технической модернизации.

В действительности, познавательный компонент искусства сегодня не обойдется без использования научных достижений и идей. Влияние науки на искусство вырисовывается прежде всего в общем “онаучивании” искусства.

Этот процесс иногда воплощается в осознанных методологических эстетических программах. Необходимо припомнить такое направление XIX в., как натурализм (Э.

Золя, А. Доде и др.), теоретики которого утверждали, что (по словам Г. Флобера) искусство должно быть научным и беспристрастным.
В установленном смысле современное искусство, как и наука, считается существенно неклассическим.

Оно пересматривает классические правила красоты и гармоничности, ищет новые выразительные средства и новое содержание, активно экспериментирует.

Научные идеи и представления проникают в мастерские художников. Например, влияние новых научных концепций ярко ощутимо в творчестве П. Сезанна, позже — в авангардном искусстве XX в.; абстракционизм, кубизм и другие направления советуют нам, по сути дела, отказ от антропоцентризма, изображение отдаленных от обычного сознания структур бытия.
Влияние искусства на науку

Если влияние науки на искусство вызвано прежде всего наличием в искусстве познавательного компонента, то обратное влияние — искусства на науку — вызвано присутствием в научной деятельности эстетической составляющей. Собственно искусство как тот вид деятельности, которому принадлежит приоритет в удовлетворении художественных потребностей человека, является основным средством формирования чувства замечательного, умения оценивать эстетические качества предметов и явлений.
Ряд показателей и критериев, используемых учеными для оценки научных идей, гипотез и теорий, являются существенно эстетическими.

Например, это аналогичные свойства качества, как простота концепции, ее закономерная стройность и связность; тонкая симметрия и гармоничность математических формул; красота онтологической архитектуры мира, выраженная в точных законах; остроумие и изысканность доказательства; краткость изложения; изысканность схождения прежде независимых научных направленностей в единую теорию.

Разумеется, эти качества не появятся как последствие целеустремленных усилий ученого (подобно стремлениям художника или композитора, прямо добивающихся эстетического совершенства произведения). Но хорошо удивления то, что эти качества появляются как последствие самих же когнитивных устремлений науки.

Для ученого эстетические критерии выступают добавочным, но довольно мощным средством проверки истинности его интеллектуальных конструкций. Стоить заметить, что эстетические критерии являются не отвлеченными, а очень содержательными для науки.

Они базируются, по большей части, на глубокой убежденности человеческого разума в красоте мироздания. явный пример аналогичной убежденности даёт учение и творчество Г.В. Лейбница; известно, что сформулированный им принцип совершенства Лейбниц расценивал как глубочайшее метафизическое положение.

Очень многочисленны высказывания ученых об начальной красоте мироздания и о роли эстетического чувства в научной работе. Укажем к примеру на взгляды очень большого физика Поля Дирака.

Он считал, что математически выраженные законы природы обладают особой красотой.

Это даёт физику-теоретику эвристически конструктивный метод. Если ученый видит, что теория некрасива и содержит в себе уродливые части, то собственно в них сокрыто заблуждение; подобный прием “изыскания математического изящества считается. наиболее существенным для теоретиков”’.

 

Анализируя работу и результаты Э. Шредингера, П. Дирак выделяет, что залог успеха состоит в том, чтобы “обладать в действительности верной интуицией” и “работать, стремясь получить уравнения, выделяющиеся красотой”.
Искусство выступает для ученого важным фактором, стимулирующим творческую деятельность, вызывающим у него состояние эмоционального подъема и вдохновения, раскрепощающим фантазию и воображение.

Искусство просветляет и обогащает его разум.

Биографические наблюдения показывают, что многие большие ученые были очень не далеки искусству. А. Эйнштейн играл на скрипке, М. Планк был талантливым пианистом, Л. Эйлер занимался теорией музыки и вопросами цветомузыкальных ассоциаций, но и. Пригожин связал свою жизнь с музыкой уже в раннем детстве (он выучил ноты раньше, чем выучился читать).
Следующий источник связи науки и искусства лежит в их общей укорененности в целостной культурно-исторической эпохе.

Выразительные возможности искусства довольно велики.

Искусство отражает некоторые фундаментальные линии мироощущения эпохи — и именно такие, которые может выразить только оно. Так, музыка, родившаяся в XX в., не оказаться может тождественной музыке барокко, ведь сам XX в. звучит по-иному если сравнивать с прошлыми эпохами.

Искусство воспроизводит тончайшие интуиции, обостренно отзываясь на глубинные культурные процессы. То, что еще незаметно на рационально-дискурсивном уровне, часто уже схвачено художественным чутьем.

Искусство — это чувствительнейший орган человеческого сознания.
Идея единого художественно-научного познания
Сегодня наука и искусство существенно отделены один от одного.

Этот факт сам по себе является важным культурным феноменом. Он отражает сложную динамику сегодняшней культуры, заставляет подумать о ее глубинных основаниях.

В свое время об этом писал М. Вебер, фиксируя тенденцию расщепления единой культуры Европы на экспертные субкультуры. Что несет с собой это расщепление?

Разграничение культуры, как и всякое не обычное социокультурное явление, не может быть оценена точно. Конечно, взаимная отделенность науки и искусства позволяет каждой из этих областей максимально сосредоточиться на профессиональной разработке собственных тем.

Но существует и отрицательные стороны данного явления. Они связаны со своего рода односторонностью научной и художественной сфер.

Тревога по. поводу нарастающей обоюдных изоляции была высказана в распространенной работе английского ученого Ч.П. Сноу “Две культуры” (1959).
Но всегда ли наука и искусство были столь независимы?

В прежние века связи между ними были гораздо теснее.

Это особенно ярко видно на примере ренесанса. Как указывает Т. Кун, сейчас живопись, например, рассматривалась как область, где, как и в науке, происходит кумулятивный рост результатов, где имеется возможность усиливающееся продвижение и достижение все более совершенных изображений природы; “Леонардо да Винчи был лишь одним из многих, кто свободно переходил от науки к искусству и наоборот, и только значительно позднее они стали радикально различаться”.
В гораздо позднее время образцом комбинирования художественного и научного мышления явилось творчество И.В.

Гете (1749-1832).

Он являлся сторонником цельного постижения мира. Он полагал, что дизайнер и естествоиспытатель реализуют аналогичный проект, проникновения в настоящие тайны, постижения ее сути.

Свою деятельность И.В.

Гете рассматривал собственно в этом ракурсе, не признавая отношения к себе как к только поэту. Как все знают, оригинальный метод научно-художественного познания привел И.В.

Гете к его учению о первофеноменах, исследованию цвета, открытиям в биологии.
Для сближения науки и искусства в объединяющий их проект универсального познания имеются действительные основания.

Ведь и наука, и искусство живут в общем культурном поле, имеют дело с одной и той же реальностью.

В философской литературе даже высказывается точка зрения, что в реальности нет 2-ух разных вариантов познания — художественного и научного, есть единое познание, базирующееся на единых фундаментальных законах человеческого разума.
Интересны в этом проекте взгляды известного французского поэта и искусствоведа Поля Валери (1871-1945).

Он развивает рационалистически ориентированное эстетическое учение, исходящее из присутствия разума в художественном творчестве.

В основе и науки, и искусства лежат теже самые законы понимания и образного представления вещей, конкретная проницательность тонких структур. Валери проводит в этой связи интересную аналогию между воззрениями Леонардо да Винчи, считавшего, что пространство структурировано особыми светящимися линиями, и Майкла Фарадея, тоже лично представлявшего системы силовых линий поля (как писал о нем Дж.

Максвелл, “Фарадей очами своего разума видел силовые линии, пересекающие Все место”). Валери говорит, что есть универсальные схемы разума, общие для любых видов познания, из-за этого “между Искусством и Наукой нет разницы по существу”.

Резюме. Итак, в общем жизненном пространстве культуры наука и искусство не только взаимопроникают, но и взаимодополняют друг друга.

Ведь научный взгляд за счёт своей особенности приводит к некоему утрированно абстрактному, деантропоцентрированному восприятию реальности. Эстетическое отношение к миру в некоторой мере может компенсировать эту односторонность.

Искусство предоставляет нам средства осмыслить целостное, определенное, индивидуальное, интуитивно-образное. Вопрос о достижении гетевского идеала, т.е. о возможности объединения науки и искусства и о развертывании единого проекта научно-художественного познания, остается спорным.

Но несомненно то, что научное познание включает в себя и определенные моменты художественного понимания. Искусство преподносит ученому плодотворные интуиции, обогащает его тонкими смыслами, развивает его чувствительность, способность понимания и умственного созерцания.

Что общего между наукой и искусством?
Что общего между наукой и искусством?

Кто-то, наморщив лоб, ответит, что и то, и другое – открытие человеческого разума, но по сути – полностью несвязанные явления.

Но это полностью неправильно.
И искусство, и наука возникли из исконной потребности человека в познании.

По сути – искусство есть «мама наук», оно возникло куда раньше и постоянно вбирало в себя все формы познания.

Но все таки, на определенном этапе пути науки и искусства разошлись, и каждый вид деятельности занял свою специфическую нишу.
Так чем же являются наука и искусство на текущий момент – соперниками или союзниками?

Наука познает мир при помощи логики, а искусство — с помощью эмоциональных образов.

Наука двигает прогресс вперед, позволяет человеку выживать, улучшать обиход, узнавать мир с «технической» стороны. Искусство же позволяет человеку познать себя в середине, попасть в глубины подсознания, оно же находит путь к потаенным уголкам души, взывает к доброте и милосердию в человеческом сердце.

Ни одна картина или книга еще не обогрела человека физически (разве что если кинуть эстетическое творение в костер, как делал из нужды Пикассо), но и ни одна химическая формула не пробудила в чьем-то сердце сострадания к ближним.
Получается, что для физического выживания более полезна наука, которая помогает прокормиться, отогреться, уберечься от опасностей окружающего мира нашему телу.

Но без искусства не будет духовной пищи, которая позволяет человеку не зачахнуть, не погрязнуть в материализме, не расстроиться в бытие.

Искусство – еда для наших душ.
Искусство позволяет испытать катарсис – чувство, описанное Аристотелем; оно чистит, даёт душе отдохновение, облагораживает личность, способствует ее гармонизации.

Наука может сдвинуть горы, однако не сделает человека добрее.
Получается, что искусство и наука – противоположные грани познания?

Но внимательный человек найдет и места, где эти грани пересечены.

Прежде наука заставляла человека двигаться вперед и вперед, не считаясь со средствами (не верите – прочтите хотя бы «Таинственный остров» Жюля Верна и оцените, как новоявленные островитяне обращаются с приютившей их землёй). Но все таки, в настоящий момент искусств,о всегда служившее моральным ориентиром, активно «перетягивает» науку нас свою сторону.

Сегодня наука провозглашает заботу о природе и сохранении нравственности путем создания доказательной базы, искусство же дополняет эту работу яркими, эмоциональными образами, оставляющими следы в памяти и сердце.
С практической стороны, если вдаваться в подробности – наука помогает художникам развивать технические приемы, создавая новые инструменты, изучая строение живого и неживого, а искусство помогает науке иллюстрациями и аккомпанементом.
Не станем же разделять Искусство и Науку – 2-ух сестер, вечно пытающихся превысить одна иную, но и помогать друг другу достигать собственных целей.

В общем, у них максимально гармоничные отношения.
8. Этика науки. Социальная ответственность ученого и его профессиональная этика.

Этика науки — система представлений, отражающих содержание и значение этической составляющей науки. Как особая дисциплина этика науки перед собой ставит цель прояснение и изучение этических норм, которые принимают участие в научном познании, и вдобавок анализирует некоторые коллизии морального характера, возникающие в ходе продвижения науки. Поскольку научное познание делается в сложном социокультурном контексте, этике науки приходится учитывать обширное множество факторов и нюансов самой разнообразной природы: когнитивных, технологических, культурных, социально-политических, религиозных

Этика науки — это общий поиск разумных решений, в котором принимают участие и ученые, и население. Важный вопрос этики науки — проблема соотношения научного познания и ценностного мышления.
Есть популярная точка зрения, именуемая тезисом ценностной нейтральности науки.

Она состоит в том утверждении, что научная деятельность сама по себе равнодушна ценностям.

Из-за этого ценностные мнения о науке затрагивают ее самой, а различных внешних факторов. С этой точки зрения, например, ответственности за пользование науки в деструктивных целях (или с непредвиденными деструктивными последствиям подлежат другие социальные сферы — власть, промышленность, бизнес. Тезис ценностной нейтральности восходит к известному принципу Д. Юма, по которому утверждения про то, что есть, и утверждения про то, что должно быть, — логически разноплановы; из суждений о фактах не идут какие-то мнения о должном

Другим высказыванием тезиса ценностной нейтральности считается заявление о том, что наука имеет только инструментальный смысл, т.е. занимается только средствами, а вопросы о целях и смысле человеческих действий следует относить к абсолютно не таким как до этого времени областям — религии, философии, этике и т.п.
Этические нормы не только регулируют применение научных результатов, но и содержатся в самой научной деятельности.

Немцов о том в чем разница между Украиной и Россией

Норвежский философ Г.Скирбекк отмечает: «Будучи работой, направленной на поиск истины, наука меняется нормами: «ищи истину», «избегай бессмыслицы», «выражайся ясно».

В этом смысле этика содержится в самой науке, и отношения между наукой и этикой не обходятся вопросом о хорошем или плохом применении научных результатов.
С позиций сегодняшней социологии, в профессии ученого можно подчеркнуть ряд особых черт, которые выделяют ее от других видов умственной деятельности

Во-первых, ученый – это человек, обладающий специальной профессиональной подготовкой и владеющий специальными навыками и приемами исследовательской деятельности (теоретической или эмпирической). Он является не только носителем определенных знаний, но и активно использует их с целью будущего увеличения сферы научного познания.

Второе, в своей деятельности он руководствуется, как мы уже отмечали, «научным этосом» и социальными ценностно-нормативными установками, обеспечивающими прирост научного знания. В своей профессиональной деятельности ученый обязательно должен следовать научно-методологической традиции, или парадигме, благодаря которой он может получить объективное и достоверное знание.

Третье, основным мотивом деятельности ученого, как отмечал еще Р. Мертон, считается желание получить профессиональное признание своих служащих, так как только они в состоянии оценить банковский вклад, который данный ученый сделал в приумножении суммы знаний.
Четвертая особенность: потому как следствия ученого являются в большой степени творческими и уникальными, то ему свойственна большая гамма психологических переживаний – радость открытия нового, неизведанного, переживание удовольствия и других эмоций, которые закрепляют ученого в его профессиональном призвании.

Эта черта свойственна и другим интеллектуальным профессиям, например композитору, создавшему новую симфонию, или писателю, написавшему новое творение.

Есть ли разница между искусством и ремеслом? Лаура Морелли

Однако, в отличии от последних, в умственной деятельности ученого есть изрядная доля рациональных действий, поскольку само научное знание есть рациональная система.
Пятое, внушительное отличие профессии ученого (в первую очередь в области фундаментальных исследований) состоит в том, что результаты его труда, в отличие от результатов деятельности других интеллектуальных профессий, не могут быть объектом купли-продажи.

Решение проблемы призы труда ученого явилось итогом длительного процесса институционализации науки, когда она отделилась от общества, превратившись в относительно свободный от него социальный Институт.

В то же время признание обществом высокой ценности научного знания послужило базой для адекватного взаимообмена института науки с обществом, «разрешающих как минимум членам научной профессии обеспечивать свою жизнь только за счёт своих профессиональных занятий». Собственно это означает, что ученый, занимающийся фундаментальной наукой, получает определенное вознаграждение со стороны общества (государства) в согласии с имеющейся у него научной степенью.

9. Классификация наук: естественные, технические, гуманитарные и общественные науки.

К настоящим наукам относятся науки:
· о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, и проч.);
· Земля (геология, геофизика, и др.);
· физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);
· человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).
Технические науки содержательно основываются на природных науках. Они изучают различные формы и направления развития техники ( радиотехника, электротехника и проч.).
Технические науки — науки в области естествознания, изучающие явления, важные для создания и развития техники. Деятельность учёных технических наук делается в рамках научно-технической деятельности и носит преимущественно прикладной характер.
Практическая тенденция научно-технических исследований противопоставляет их фундаментальной науке. Между прикладными исследованиями и фундаментальной наукой есть родство: с одной стороны, результаты фундаментальных исследований являются теоретической базой для проведения прикладных исследований, а с другой стороны, результаты научно-технической деятельности представляют свидетельства, которые могут подтверждать или опровергать научные теории, сформулированные учеными-теоретиками.

Классическим примером взаимодействия технических и фундаментальных наук считается проблема «вечного мотора», где идея создания технических устройств класса «вечный мотор» была опровергнута многовековыми попытками её технической реализации, на основе чего были выведены правила фундаментальной науки, делающие бесперспективными дальнейшие исследования науки в этой области и создание вечных двигателей.
Технические науки эволюционировали из ремёсел.

Чрезвычайно велик банковский вклад в развитие технических наук внесли инженеры древности: Архимед, Герон, Папп, Витрувий, Леонардо да Винчи.

Одной из первых технических наук стала механика.
С начала индустриальной революции появилась необходимость отвлечённого изучения техники и технологий.

В девятнадцатом веке появилась электротехника.

В первой половине 80-ых годов девятнадцатого века начинает читаться курс по электротехнике в Дармштадтском техническом университете, а в первой половине 90-ых годов Девятнадцатого века появляется специализированная Высшая школа электрики. В двадцатом веке — радиотехника (Столичный радиотехнический Институт, 1946), космонавтика, робототехника и так дальше.
Cоциальные (общественные) науки также имеют ряд направленностей и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к миру который нас окружает, обществу, себе подобным (педагогика, психология,).
В основе различия естественнонаучной и гуманитарной культур лежат некоторые типы отношения объекта и субъекта в природных и социально-гуманитарных науках.

В первые есть четкое отделение объекта от субъекта, иногда доведенное до полного; при этом все внимание исследователя сосредоточенно на объекте.

В социальных и гуманитарных науках такое разделение принципиально невозможно, поскольку в них субъект и объект слиты вместе в одном предмете. Проблемы подобных взаимоотношений исследовались английским писателем и ученым Ч. Сноу.

Естественные науки становятся неотъемлемой частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные если из этого исходить гуманитарной культуры.
Естественнонаучная культура — это: совокупный исторический объем знания о природе и обществе; объем знания об конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.
Гуманитарная культура — это: совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;системные ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).

Особенность естественнонаучной культуры: знания о природе выделяются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Еще, это глубоко особое знание.

Особенность гуманитарной культуры: системные ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом.

Есть при этом вероятность толкований, противоречащих настоящим свойствам объектов, насыщенность теми или прочими идеалами и проектами грядущего.
Человек является основным звеном связи всех наук

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *