Разница между каноном и акафистом

 

Что такое канон в православии и как его правильно читать

Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, дающий возможность общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.

Отличие канона от акафиста

Мольба — незаметная нить между людьми и Богом, это искренний разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, еда.

Будь-то признательность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и реагирует на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед со Спасителем, Богоматерью и святыми.
Что такое канон в церкви и чем он разнится от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных вместе. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и с самого начала означающее палочку или линейку чтобы провести измерения, а потом возникло и переносное значение — «правило», «норма» или «перечень».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: нелёгкое по зданию творение, направленное на прославление святых и церковных праздничных дней. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон делят на песни, любая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и сегодняшней Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что дает возможность весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, благодаря этому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон считается исключением из правил — его поют полностью.
Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов.

Появился канон как жанр в середине VІІ века.

Первые правила написали св. Иоанн Дамаскин и св.

Андрей Критский.

Акафист — в перевод с греческого значит «неседальная песнь», богослужебное песнопение особенного хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с главного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все другие — припевом «аллилуя».

Что соединяет канон и акафист

Некоторое правило служит объединением данных 2-ух жанров песнопений. Построение произведений выполняется по закрепленной схеме.

В канон входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией.

В большинстве случаев в нем 8 песен. Вторая выполняется в Покаянном каноне Андрея Критского.

Из 25-ти строф состоит акафист, в котором по очереди сменяются кондаки и икосы.

Кондаки не многословны, икосы — обширные. Строятся они парно.

Читаются строфы по одному разу.

Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак — молитвенное непосредственное письмо к самому святому и читается три раза.

Потом еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.

Отличие между каноном и акафистом

В создании правил по большей части упражнялись святые отцы.
Акафист мог выйти из под пера обычного мирянина.

Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их к сведению и давало ход для последующего признания и распространения в церковной практике.
После третьей и шестой песни канона, священником произносится небольшая ектения.

Потом читают или поют седален, икос и кондак.
Важно!

По правилам возможно одновременное чтение нескольких правил.

А чтение нескольких акафистов одновременно нереально, да и строфы это произведения не делятся напряженным молением всех присутствующих.
Читают правила на молебнах.

Их чтение благословляется и дома. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений.

Заказывают акафисты на молебны, а еще читают дома. Правила четко определяются Уставом церкви.

Акафист прихожанин подбирает сам, и батюшка читает его на молебне.

Правила исполняют на протяжении круглого года.
Акафисты неуместно читать во время Великого поста, ведь парадное и весёлое настроение произведения не имеет право передать тихий и умеренный настрой великопостных дней.

Каждая песня канона повествует о каком-нибудь библейском событии. Прямой ссылки может и не оказаться, но побочное присутствие той либо другой темы обязательно чувствуется.

Акафист является обычным для понимания.

Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст отдельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его — лучшее, что простой человек желает сказать Богу.

Важно: лучше читать канон, когда хотят попросить о чем-то или раскаяться, когда сложно на душе. Это церковный покаянный жанр.

Акафист — благодарственная, хвалебная песнь, своего рода хвала, благодаря этому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут классическое начало и завершение молитв. И если эти произведения читаются одновременно с утренним или вечерним правилом, то никаких иных молитв дополнительно читать не надо.

Важно: Необходимо читать таким образом, чтобы уши слыхали произносимое устами, чтобы содержание канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.

Самыми читаемыми дома канонами являются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при приготовлении человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона соединяют воедино в один для простоты и легкости понимания.

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.
Самый великий и важный канон — Канон Святого Андрея Критского.

Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это на самом деле грандиозный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся.

Человек настолько погружается в собственные переживания при чтении канона, словно направляет собственный взгляд в середину собственной души, говорит сам с собой, с собственной совестью, прокручивает события собственной жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.
Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию.

Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.
Для усиления этого чувства автор применяет популярный прием.

Он берет за основу Священное Писание: варианты и легендарных грехопадений, и легендарных духовных подвигов.

Показывает, что все в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе со Спасителем можно его одолеть.
Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны в отношении к поднимаемым проблемам.

Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не обыкновенное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и чувство той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первые и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон.

На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста задаёт вопросы про то, как душа поработала и ушла от греха.

Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.
Но современный жизненный ритм, особенно в мегаполисах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского.

На счастье, найти этот дивный текст легко.
Хотя бы раз в жизни неплохо бы каждому прочитать вдумчиво это творение, которое действительно может перевернуть понимание человека, дает возможность чувства того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний.

Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.
Это милость, которую Бог нам дарит каждую минуту.

Храм Матроны Московской поселок Столбовая

«Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого». Блаженная Матрона Столичная

Разница между каноном и акафистом

Что такое КАНОН и АКАФИСТ? Их чтение дома

В православной богослужебной традиции есть несколько типов особенных молитвенных последований. Сегодня мы хотим Вас познакомить, дорогие друзья, с КАНОНАМИ и АКАФИСТАМИ.
Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам.
Построение Акафиста
Композиционное и метрическое построение Акафиста очень своеобразно; во всей византийской литературе, кроме дальнейших подражаний, не сбереглось ни одного аналогичного произведения. Самую близкую жанровую структуру имел старинный кондак, необычной в композиционном и метрическом проекте вариацией которого можно считать Акафист.

Акафисту предпослан зачин — говоря иначе проимий (греч. проимион — вступление) или кукулий (греч. кукулион — капюшон, другими словами накрывающий строфы). Вслед за ним идут, чередуясь, 12 больших и 12 малых строф, всего 24, в форме алфавитного акростиха.

Строфы в греческой традиции называются икосами. Делятся они на короткие (в славянской традиции они именуются кондаками), которые заканчиваются рефреном Аллилуия, и длинные, содержащие по 12 херетизмов (приветствий, начинающихся с греч. хере — радуйся), обращенных к Богоматери и в традициях риторической поэтики представляющих Ее пространное метафорическое описание.

За 12-м херетизмом следует рефрен — «Радуйся, Невесто Неневестная», встречающийся также в кондаке на Благовещение преподобного Романа Сладкопевца (+ ок. 556).
Все икосы имеют аналогичный ритмический рисунок, который основан на изосиллабизме и чередовании ударных и безударных слогов.

Метрическая структура Акафиста трудна: херетизмы в икосах воссоединены по шесть пар, причем в каждой паре одна строка зеркально отражает иную: при строжайшей изосиллабии они связаны постоянной сауны рифмой, другими словами каждое слово в одной строке зарифмовано с соответствующим ему в другой.

Иногда рифма может отсутствовать. Первая пара херетизмов собой представляет 10-сложники, вторая — 13-сложники, третья — 16-сложники, четвертая — 14-сложники, пятая и шестая — 11-сложники.

Кроме ритмической соотнесенности большинства херетизмов, синтаксический и семантический рисунок Акафиста определяет частое использование принципа ветхозаветной поэтики parallelismus membrorum — антитезы логической и семантической (Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение), параллелизма (Радуйся, добропорядочный венче царей благочестивых; радуйся, правдивая похвало иереев благоговейных) или синонимии (Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози). В большинстве строк Акафиста потреблена парономасия (игра слов), которая утрачивается если перевести.
Историко-догматическое содержание гимна распадается на 2 половины: повествовательную, в которой говорится о событиях, которые связаны с земной жизнью Богоматери, и о детстве Христа в согласии с Евангелием и Преданием (1-й — 12-й икосы), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (13-й — 24-й икосы).

Проимий Акафиста Взбранной Воеводе победительная не связан с содержанием гимна, имеет иную метрическую структуру и считается позднейшим прибавлением к тексту Акафиста.

Его соотносят с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Богоматери обошел городские стены и опасность была отвращена. Проимий собой представляет победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица избавленного от ужасов вторжения иноплеменников Ее города, другими словами Константинополя (в церковнославянском переводе Город Твой заменено на раби Твои), и исполненную одновременно с Акафистом 7 августа 626 года (синаксарь Триоди Постной на субботу 5-й седмицы).
Канон — это жанр церковной гимнографии: не простое многострофное творение, посвященное прославлению какого-нибудь праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и остальных.
Канон разделяется на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и нескольких тропарей (в основном, от 2-ух до 6-ти; в песнях некоторых правил тропарей больше, к примеру в Великом каноне св. Андрея Критского — до 30).

Темой каждой песни являются библейские песни (которые в античности читались перед песнями канона, а в наше время читаются исключительно на богослужениях утрени Великого поста).
Число песен канона может быть 2, 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные правила употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы.

Девятипесенный только один — Великий канон св.

Андрея Критского. Двухпесенный — тоже единственный (в Великий Вторник).

Восьмипесенные (каковых большинство) — это девятипесенные правила, в которых пропущена вторая песнь.
Ирмос считается связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и ключевой темой канона, выраженной в тропарях.

Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» (Лк.

1: 46-55) и припев, прославляющий Божию матерь, — «Честнейшую Херувим…». Во многие из двунадесятых праздничных дней взамен песни Богородицы поются особенные праздничные песнопения.

В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что дает возможность петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, благодаря этому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется полностью.

Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресные и праздники на утрене после песен поются катавасии.

Как жанр канон возник в середине VII в. Первые правила были написаны св. Андреем Критским и св.

Иоанном Дамаскиным.
При чтении акафиста или канона келейно (дома) применяется простое начало и завершение молитв.

Такое же обыкновенное начало и завершение есть в утренних молитвах.

Благодаря этому, если акафист или канон читается в соединении с утренним или вечерним правилом, читать еще и нижеприведенные молитвы не надо. Акафист или канон читается в этом случае после утренних или вечерних молитв, перед завершением молитв, т.е. перед молитвой «Хорошо есть».
М олитвами святых папа наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Последование ко святому Причащению Валаам

Аминь.
С лава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Мольба Святому Духу

Ц арю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
От Пасхи до Вознесения взамен этой молитвы читаем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» (трижды).

От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.

Трисвятое

С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Мольба Пресвятой Троице

П ресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Г осподи, помилуй. (Трижды.)

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мольба Господня

О тче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во обольщение, но избави нас от лукаваго.
Г осподи, помилуй. (12 раз.)

П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

 

П риидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
П риидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 50

П омилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя.

Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя.

Вопросы о религии. Что такое «миропомазание», «елеепомазание» и «елееосвящение»

Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.

Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

(Щедроты — богатые милости. Наипаче — особенно. Яко — потому.

Аз — я. Выну — всегда. Се — вот.

Иссоп — трава, употреблявшаяся старыми евреями для окропления себя жертвенной кровью. Паче — более. Даси — дай.

Созижди — сделай.

Прав — праведный, безгрешный. Утроба — живот, внутренность человека.

Воздаждь — дай.

Устне — рот, язык. Убо — действительно.

Всесожжение — жертва древних евреев, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи — дай блаженство, осчастливь.

Сион — горка в Иудее, в Иерусалиме. Олтарь — жертвенник.)

Символ веры

  1. В ерую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и незаметным.
  2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  3. Н ас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
  4. Р аспятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
  5. И воскресшаго в День третий по Писанием.
  6. И возшедшаго на небо, и седяща одесную Отца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
  8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
  9. В о едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. И споведую едино крещение во оставление грехов.
  11. Ч аю воскресения мертвых,
  12. и жизни будущаго века. Аминь.

Тут читаем акафист или канон.

Общепринятые сокращения. Взамен надписи «Слава:» или «Троичен:», читается «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Взамен надписи «И ныне:» или «Богородичен:» читается «И ныне и присно и во веки веков.

Аминь». Взамен «Слава, и ныне:» читается «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.

Аминь».
Замечание по чтению канона.

Ирмос на богослужении поется на глас канона.

Если нет возможности петь, его можно прочитать. Каждая песнь состоит из тропарей.

Перед чтением каждого тропаря добавляется припев. Праздникам: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Богородице: Пресвятая Богородице, спаси нас. Святым: Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас; Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас; Святая блаженная мати наша Ксение, моли Бога о нас.

Если перед тропарем стоит обозначение «Слава:» или «Троичен:», то тропарь посвящен Господу и заместо припева читается «Слава:» (см. общепринятые сокращения). Если тропарь надписан «И ныне:» или «Богородичен:», то он посвящен Пресвятой Богородице и также читается без припева.

Если в песни нет троична, а исключительно богородичен, перед ним читается «Слава, и ныне:». Если нет и богородична (в канонах Пресвятой Богородице), то «Слава, и ныне:» читается после всех тропарей.

В восьмой песни взамен «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» читается «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа». После 3-й и 6-й песни (при домашнем чтении) читается трижды «Господи, помилуй».

Замечание по чтению акафиста (помещено в каждом акафисте после 13-го кондака). Первые 12 кондаков и икосов прочитываются в большинстве случаев.

Кондак 13-й прочитывается три раза с поклонами. Потом читается 1-й икос, который находится перед началом акафиста, сразу за 1-м кондаком.

Потом прочитывается и 1-й кондак. После него читаются молитвы, расположенные в конце акафиста.

Соединение 2-ух и более правил.

Соединение правил выполняется согласно Типикону или богослужебным указаниям. Если нет у вас рядом данных книг или вы не знаете, как ими пользоваться, можно действовать по простой схеме.

Первыми читаются правила ко Господу и праздникам.

Вторыми — Пресвятой Богородице. Третьими — святителям, преподобным, мученикам, праведникам и иным святым.

Перед началом каждой песни читается ирмос первого канона, потом попеременно все его тропари с припевами, потом тропари следующий песни второго канона и т.д.
Соединение канона с акафистом (если канон и акафист одному и тому же празднику, или иконе Пресвятой Богородицы, или святому).

Акафист читается после 6-й песни канона взамен кондака и икоса, которые приведены в каноне.

Завершение молитв

Д остойно есть яко действительно блажити Тя Божию матерь, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнение Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Божию матерь Тя величаем (поклон).
От Пасхи до Вознесения взамен этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
А нгел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся!

И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе.

Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.
С лава, и ныне: Г осподи, помилуй. (Трижды)
Г осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных папа наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что означает канон и чем он разнится от акафиста

«Спаси, Господи!». Благодарю, что посетили наш сайт, прежде чем начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное объединение в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, кладем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, вовремя выкладывам интересную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь.

Ангела Хранителя Вам!
Молитвенные песнопения постоянно были главными и наиболее приоритетными произведениями православной церковной гимнографии.

С самого зарождения христианства правила писались исключительно святыми отцами, которые всегда стояли, и будут стоять выше обыкновенных мирян по собственной духовности. Но необходимо отметить, что эти произведения не всегда понятны обыкновенному человеку, из-за того что пропитаны особенной проникновенностью и богословствованием.

Разница между каноном и акафистом

Но, как написано в церковных законах «всякое дыхание хвалит Господа».

Собственно поэтому в шестом веке богослужебные предводители начинают использовать в собственной практике произведения, которые обыкновенными людьми воспринимаются легче — это акафисты.

А для того чтобы понимать, что лучше читать канон или акафист, рекомендуем заглянуть в глубины христианской истории.

Что такое канон и акафист

В сети мало верующие или люди, которые только ступают на службу господу, часто спрашивают себя: что такое акафист и канон?
Акафист — один из видов гимнографии в церковном служении, содержащий похвалы праздникам, святым, Пресвятой Богородице и, разумеется, Господу.

Они начинаются со слова «Радуйся». Очень часто в нем также прославляются новозаветные традиции.

Канон — также один из видов гимнографии в церковном богослужении, являющийся основным произведением отражающий праздник или святого.

В них часто переплетены новозаветные и ветхозаветные события.

Что означает канон? Сравнение с акафистом

Эти молитвословия были сложены по определённым правилам. К примеру, канон очень часто состоит из 9 песен, которые начинаются ирмосом, а заканчиваются катавасией.

Однако есть и произведения, которые имеют всего восемь песен.

Истинно верующие знают, что канон покаянный Андрея Критского относится к подобным.
Основным отличием 2-ух произведений считается то, что правила писались исключительно святыми отцами, а вот некоторые акафисты были написаны обычными мирскими людьми.

Но все таки, эти произведения обрели распространение в богослужебной практике и были одобрены духовенством.
Что такое канон и когда его читают?

В церкви их читают регулярно. С этим произведением проходят утренние, повечерние и полуночные службы.

Для чего читают правила? Из-за того что это определено уставом Храма или Церкви.

Их еще способны выполнять в молебнах или читать в тихой обстановке дома.

Можно ли покаянный канон Андрея Критского читать дома? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

А вот акафисты никогда не были включены в суточный богослужебный круг. Его могут читать только в период пятой недели Великого поста.

Зачитывают, как хвала Пресвятой Богородице.

Но, они получили собственное место на молебнах. И верующие люди чаще их читают в уютной обстановке, из-за того что они более легкие, понятные и легче запоминаются.

В старые временя произведения святых отцов всегда пелись полностью.

На данный момент данное правило упускают. Очень часто читаются только тропари.

Также могут петь ирмос под мелодию, которая отвечает текущей недели.

От выбора мелодии зависит также глас. Их всего восемь и они регулярно сменяются.

Акафисты же гласу не подчинены.
Дополнительным отличием данных произведений считается то, что правила исполняются на протяжении круглого года, а акафисты очень часто только во время Великого Поста.

В период Великого Поста эти молитвословия не читается по воскресеньям.

Но все таки, творение как раз отвечает спокойному и тихому настроению мирских будней.

Чем отличается канон от акафиста

  • Акафист прославляет более поздние богослужебные события, которые включают Новый завет. Творение святых отцов же больше ориентировано на ветхозаветный период, хотя некоторые события соединяются;
  • Акафист верующий подбирает своими силами и на свое усмотрение. Песнопение — творение определенное уставом;
  • У акафиста есть вступление, второй же имеет обычное начало;
  • В акафисте регулярно встречается слово «Радуйся»;
  • Канон выполняется в церкви регулярно, фактически каждый день. Второй же обязателен исключительно при похвале Богородицы, который читается один раз в году. Все другие применяются в домашних молитвах или при молебнах в храмах;
  • Акафист простой по структуре и по пониманию, более легок для понимания;

Что такое канон в фанфиках

Фанфик — это литературное творение, написанное на основе канона, которым автор заинтересовался. Писатель такого произведения не придумывает мир или героев, а применяет для собственной работы готовые образы.

Почему авторы порождают произведения на основе библейских работ святых отцов? Все потому-что каждое песнопение связано с конкретным временем истории христианства или каким-то библейским событием.

Каноны и акафисты, в чем разница!

В каждом ощущается присутствие древней эпохи.

Что такое Богородичен в канонах? Это молитвенные произведения, в которых прославляется память Пресвятой Богородицы.

Вот пример такого произведения:
«О, пресвета Дево, Владичице Богородице!

Ти си по-горе от всички ангели и архангели и по-драгоценна от всички твари. Ти си помощница на обидените, надежда на безнадеждните, застъпница на бедните, потеха на наскърбените, кърмителка на гладните, одежда на голите, изцеление на болните, спасение на грешните, помощ и защита на всички християни О, всемилостива Дево Богородице и Владичице!

С твоята милост спаси и помилуй благочестивия и христолюбив наш народ.
Спаси, Богородице, и помилуй твоите раби: светия наш Синод, преосвещените митрополити и епископи и целия свещенически и иночески чин; правителството, военачалниците, градоначалниците и христолюбивото войнство и всички православни християни защити чрез твоя честен покров.

Измоли, Владичице, въплотилия се безсеменно от тебе Христос Бог наш да ни препаше със Своята сила отгоре против невидимите и видими наши врагове.
О, всемилостива Владичице Богородице, дигни ни от дълбочината на греха и ни избави от глад, мор, земетръс и наводнение, от огън и меч, от нашествие на другородци и от междуособици, от внезапна смърт, от вражеско нападение, от вредоносни ветрове, от смъртоносна язва и от всяко зло.

Дай, Владичице, мир и здраве на твоите раби, на всички православни християни, и просвети техния ум и сърдечните им очи, за да се спасят.
Удостой нас, твоите грешни раби, с царството на Твоя Син, нашия Христос Бог.

Защото е благословена и препрославена Неговата сила заедно с безначалния Негов Папа и с пресветия, благия и животворящ Негов Дух, сега и всякога, и во веки-веков. Амин.»

 

Автор: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 2 =