Разница между нацией и этносом

 

Разница между нацией и этносом

Очень часто, говоря о каком-то народе, мы употребляем слово «нация». Вместе с ним есть схожее понятие «этнос», скорее которое относится к разряду специализированных терминов.

Попытаемся обнаружить важные отличия между ними.

Обозначение

Нация – духовная, культурно-политическая и социально-экономическая общность индустриальной эпохи.
Этнос – группа людей, которая обладает общими объективными или субъективными признаками.

Сравнение

К пониманию нации выделяются два главных подхода. В первом варианте она собой представляет политическую общность граждан какого-нибудь государства, в другом – этническую общность, обладающую единым самосознанием и языком.

Этнос – группа людей с общими признаками, к категории которых можно отнести происхождение, культуру, язык, самосознание, территорию проживания и т.д.
Нация, в отличии от этноса, имеет более обширное понятие, а еще является более сложным и поздним образованием.

Это высшая форма этноса, пришедшая на смену народности. Если существование этносов прослеживается в ходе всей мировой истории, то временем формирования наций стало Новое и даже Новейшее время.

КТО ТАКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ? ПРОИСХОЖДЕНИЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАРОДА

Нация, в основном, в себя включает одновременно несколько этносов, сведенных между собой исторической судьбой. Например, отечественная, французская, швейцарская нации являются полиэтничными, американцы же абсолютно не обладают ярко выраженной этнической принадлежностью.

Как появилось турецкий этнос???

Разница между нацией и этносом

По мнению многих экспериментаторов, происхождение понятий «нация» и «этнос» имеет самую разнообразную природу.

Если для этноса специфична стойкость и повторяемость культурных образцов, то для нации важен процесс самоосознания при помощи соединения новых и классических элементов. Аналогичным образом, главной ценностью этноса считается принадлежность к стойкой группе, в то время как нация стремится выйти на новый уровень развития.

Какая разница между нацией, национальностью и этносом?

Разница между нацией и этносом

Нация может существовать исключительно в условиях, если есть конкретная государственность, страна, которая основывается на общей письменности, социально- экономических принципах и формализованных институтах.

Нация- это объединенное понятие.К примеру, в Китае живут много различных народов — тибетцы, монголы, мяо и т д., а все они считаются китайцами, гражданами одной страны. Американский народ тоже объединенная нация с различными этническими группами ( индейцы, афроамериканцы, мексиканцы и т. д)

С исчезновением государства могут пропадать и некоторые нации.Пример: нет государства Югославия,- нет и нации югослав.Остались сербы, хорваты и т. д. Из конкретных народностей складываются новые нации.
Что же касается этноса, то ему ближе семейное понятие.Собственно, роды и племена исторически были самыми первыми типами этнических групп.

По мере того как уклад жизни и строй людей развивался и усложнялся, начало появляться понятие народности.

Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий и опасность их смешивания

Разница между нацией и этносом

Этнос, народ, нация, национальность.

Разница понятий, опасность их смешивания. Народ как основа евразийской интеграции

Очень большое разнообразие этнического состава населения выполняет нашу страну уникальной. В Российской Федерации, согласно статистике, проживают представители более 180 этнических групп.

В основном, каждая группа обладает своим языком, хранит некоторые традиции, в себе несет самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В данном разнообразии, несомненно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция выполняет нашу общую российскую культуру шире и многограннее.

В то же время понятно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Такие пользующиеся влиянием в Америке геополитики, как Г. Киссинджер и З. Бжезинский, много раз озвучивали в собственных работах идею о делении «Хартленда» (сначала СССР, а потом и России) на несколько подконтрольных национальных государств.

Осуществить данный сценарий наши геополитические соперники могли бы разжигая межэтнические противоречия в Российской Федерации, внедряя подконтрольных людей в отечественное внутриполитическое поле, применяя самые новые социальные технологии, масс-медиа. Благодаря этому в области регулирования российских межэтнических отношений нужен взвешенный, хорошо продуманный подход, проработанная стратегия.

Задача такой стратегии – сделать наше общество стойким, убрать возможность его раскола из-за причины межэтнической розни.
Нереально обговаривать разные варианты стратегии национальной политики и предлагать что-нибудь новое, не сформировавшись с базовыми этносоциологическими тезисами.

Специалисты в области социологии, также А.Г.Дугин, отмечают, что в понимании этносоциологических терминов даже в научной обстановке есть конкретная путаница. Цель данного доклада – попытаться четко разделить такие фундаментальные понятия для социологии, как этнос, народ, нация и национальность, а потом кратко озвучить тот курс в регулировании межэтнических отношений, который рекомендуют представители консервативного евразийского движения.

Первое важное понятие, которое я желал бы рассмотреть в рамках доклада, это понятие этноса. Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.

Язык считается чрезвычайно основополагающим фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия.

Собственно язык соединяет окрестность, на которой живет этнос. К примеру, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.

Во многих случаях, в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка.

Потому как наличие общего предка достаточно непросто довести либо, наоборот, оспорить, то в этнос исторически мог вступить каждый человек, который верил в миф о собственном общем происхождение с членами этноса.
Также, можно подчеркнуть, что этнос считается неделимой, базовой социологической единицей.

Каждая попытка врываться в культуру этноса, расчленить его, нарушить натуральный ход его существования, уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него свойственны отношения, аналогичные семейным, другими словами авторитетом, в основном, пользуются старшие члены сообщества.

Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение долгого времени существовать фактически в постоянном состоянии, хранить язык и культуру.
Народ также считается базовым этносоциологическим понятием.

В ходе историчного процесса этносы вступают во взаимное действие между собой, утрачивают статическое состояние, и понемногу вместе создают народы. Возможен и иной вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, также и военным путем, проживающие рядом этносы.

Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической сцене. Притом социум приобретает большую степень дифференциации.

Образовав единый народ, этнические группы как правило создают государство, религию и цивилизацию.
Наглядным примером появления народа из этноса на пути к нации можно считать иудейский народ: «Евреи существовали как этнос, вступили в историю в состоянии рассеяния, которое длилось более 2-ух тысяч лет, и они при этом сбереглись, став народом, а потом, создали своё народное государство-нацию Израиль».

Также, понятие народ свойственно русским, которые успели сложиться из большинства этносов.
Народ – уникальное и глубокое российское понятие, которое не имеет заменителей в прочих языках.

На британский «народ» переводится, как «people», на испанский – как «el pueblo» т.е. люди, в немецком языке «народ» — «das Volk», по произношению, близкое к русскому слову «полк». Так или по другому, ни в одном другом языке не встречается настолько же ёмкое понятие, как российское «народ», которое могло бы отметить огромную массу этнически разного населения, соединенного общими целями, общей историей.

Нация – социальная единица, которая выражает политическое единство собственно индивидов, живущих в одном государстве. Латинское слово «natio» означает массу людей, которая имеет общее территориальное происхождение.

При образовании нации, стираются культурные отличия между этносами и народами, образовавшими государство. Нация – ничто иное, как «плавильный котел», который уничтожает классические формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создаёт искусственное образование в рамках государства.

При разработке нации, в основном, полностью удаляется языковое отличие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в стране, как единственно вероятный для применения.
В Государстве-Нации, по-французски «Etat-Nation», по определению может быть лишь одна нация.

Нация определяется прежде всего по формальному признаку – гражданство. Национальная принадлежность и гражданство – тождественные, синонимичные понятия.

Нациями можно считать, к примеру, население Франции и США.

Курс антропологии и этнографии русского народа: великороссы, малороссы, белоросы. Лекция №1 Вводная

В данных государствах целенаправленно в течение веков проходит политика стирания этнических различий. Строго охраняется только идентичность гражданина, как индивида, прочие формы идентичности приносятся в жертву политическим интересам правящих кругов.

Национальность – термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под этим словом народ, переходящий в состояние нации. У нас в государстве, под национальностью в советскую эру подразумевалась этничность, что не отвечает принятому в мировой научной обстановке определению этого термина.

Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. По главному нормативному документу, мы – многонациональный население украины.

Если народ многонациональный – значит обреченный к распаду на несколько государств-наций, в то же время, если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но который состоит из различных по рождению и культуре групп населения.
Грядущее России: единый народ или нация?

Почему нация, с точки зрения представителей евразийского движения, не считается прекрасным вариантом для России? Как уже говорилось, образование нации – это ничто иное, как обезличивание народа, ликвидация всех форм идентичности, не считая индивидуальной.

Когда уничтожается культурный код этноса, исчезает система смыслов и ценностей, которая помогала членам сообщества существовать и «бороться за место под Солнцем». Если убрать этнические отличия между гражданами государства и навязать всем общий либеральный «суррогат культуры», то исторически сложившиеся классические смыслы пропадут.

Народ, силой превращенный в нацию, может лишиться стимулов к развитию и к защите собственной территории. Результатом может стать полное угасание такой нации и пропадание с исторической арены.

Другим способом развития российского общества может стать постепенное образование единого, но полиэтнического, народа. Который смог бы при собственном многообразии сблизится на основании общего историчного пути, общих ценностей и общей народной идеи.

Многие социологи, знают под «империей» комбинирование стратегического единства с полиэтничностью. Возможно, самый лучший либо даже единственно допустимый вариант существования российского общества – это как раз империя.

Исторический опыт построения этнически разношерстных империй Российская Федерация имеет. Причем этот опыт можно считать удачливым при всех военных, экономических и культурных достижениях единого российского народа, начиная от полиэтнического Русского царства, завершая коммунистической империей СССР.

 

Что такое национальность и чем она разнится от этноса или нации?

Разбираем, что такое народное государство, национальность и этнос, и как генетики формируют происхождение человека

Национальность для сегодняшнего человека все ещё остаётся одним из основных понятий для проверки на идентичность себя как личности. Но вовсе не все думают про то, что это за понятие и как оно появилось. считается ли этот признак чем-то врождённым и абсолютным, либо же это социальный конструкт или культурологическое понятие?

И чем национальность разнится от нации или этноса?

№ 1 Что такое этнос?

Наиболее чёткая формулировка звучит так: этнос – это группа людей, объединённых общими признаками: культурой (также языком), историей и географией.
При этом в научном мире нет одной позиции о природе этноса.

Существует очень много теорий, которые иногда противоречат друг дружке.
Одни учёные полагают, что этнос – это определенная данность, которая связана с биологическими характерностями.

Прочие, что этнос – общественное явление. Имеется еще доктрина, по которой этнос – это конструкт, созданный культурными, интеллектуальными и политическими элитами.

№ 2 Что такое нация?

Согласно европейской научной традиции, в отличии от этноса, нация – это чисто политический конструкт.
Понятие появилось перед началом XVI века в Европейских странах и связано с появившимся позднее термином “народное государство”.

Поныне на западноевропейской территории проживало огромное число народностей, которые с зарождением капитализма стали объединяться в государства и образовывать нацию.
Идея национального государства, другими словами государства, в основе которого лежит нация и её историческая территория, стала повсеместной из-за глобальной вестернизации к началу 20 века .

№ 3 Что такое национальность?

Если в СНГ очень часто полагают, что национальность и этнос – это все то же самое, то на Западе национальность (nationality) значит гражданство.
Но и здесь есть разночтения: в Америке, к примеру, под национальностью предполагают и этнос.

Во Франции nationalite – это и гражданство, и национальность одновременно. Мигрант во Франции может получить национальность данной страны, став её гражданином.

№ 4 Что такое "сталинская доктрина нации"?

В СНГ большую роль в формировании понятий "национальность" и "нация" сыграл марксизм, также, "сталинская доктрина нации".
В сталинском научном труде "Марксизм и государственный вопрос" обозначение нации было такое: "Исторически сложившаяся устойчива общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономичной жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры".

Про национальность Сталин писал так: "Национальная общность невозможна без общего языка, тогда как для государства общий язык необязательный".
Другими словами признаком национальности определён язык, и национальности противопоставлена государственность, другими словами гражданство.

№ 5 Почему сталинскую теорию оспаривают?

Сталинская доктрина нации потом подверглась критике ряда учёных. Например, доктор исторических наук Василий Филиппов в собственном очерке "Советская доктрина этноса" пишет, что с научной точки зрения сталинская доктрина несостоятельна.

Учёный считает, что Сталин сделал очень большой упор на труды немецкого марксисткого теоретика Карла Каутского, который, согласно его точке зрения, исказил понятие нации, спутав его с этносом.

№ 6 Что за тесты ДНК на обозначение национальности?

ДНК-тесты на обозначение национальности очень востребованы. Разные лаборатории рекомендуют провести такой тест за сумму от 150 долларов.

Более корректное их наименование – генеалогические ДНК-тесты. В большинстве случаев обещают, что вы сумеете определить своё генеалогическое древо на три-четыре поколения назад.

В основном, такой анализ проходит по слюне, волосам, ногтям, ушной сере или другим образцам.

№ 7 Почему по ДНК-тесту нельзя судить о национальности?

Генеалогический ДНК-тест дает возможность выяснить многое о происхождении человека, однако не формируют его принадлежность к современному этносу или национальности.
ДНК-тесты дают возможность определить лишь генетические варианты человека, которые были унаследованы им от существовавших когда то протопопуляций.

Например, считать по результатам ДНК-теста, что человек на 35% британец, ошибочно. Результат значит, что у человека 35% от генетических вариантов некой протопопуляции, генетические варианты которой в большей степени сохранены у современных британцев.

Но эту протопопуляцию нельзя сравнивать с британцами: это только одна из нескольких биологических цепочек происхождения британцев.

№ 8 Почему людям важна их национальная идентичность?

Людям присуще объединяться в говоря иначе ин-группы: в социологии это группы, с которыми человек может себя определить. Несколько веков национальная принадлежность помогала людям создавать общества.

Некоторые учёные полагают, что при отсутствии национальной идентичности приходит кризис политических институтов.
Когда слабеет национальная идентичность, укрепляются прочие: клановые, семейные, религийные и так дальше.

Как последствие, возрастает коррупция, местные элиты стремятся к автономности.
Благодаря этому социологи полагают, что отсутствие национальной идентичности приводит к ослаблению государственности.

Благодарим за помощь в сборе материала для статьи заведующего лабораторией генетики человека Национального центра биотехнологии, кандидата биологических наук Максата Жабагина.
Читайте Informburo.kz там, где комфортно:

Если вы нашли погрешность в тексте, выдилите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Какая разница между нацией, национальностью и этносом?

В западной терминологии «национальность» — это гражданство. Если говорят «французская нация» — это значит принадлежность к Франции как к государству.

На Западе выделяют принадлежность этническую от национальной.

В середине французской нации есть и арабы, они будут французами по гражданству.
А в Российской Федерации есть предыдущая традиция, где национальность значила этническую и гражданскую принадлежность, и даже в переписных материалах стоял вопрос о национальности.

В настоящий момент есть попытка перейти к западной терминологии, и когда вводится понятие «отечественная нация», это значит принадлежность к стране и гражданство России.
Нам приходится отойти от старых терминов.

Это не такой быстрый процесс, в сознании народа до этого времени национальность хранит этнический оттенок. Это не самый несложный вопрос терминологии, в середине есть довольно трудные вещи.

Введение термина «отечественная нация» подразумевает, что в последующем нациями не должны именоваться внутренние государства типа Татарстана. Вопрос не довольно несложный и конституционного уровня.

Если говорить про новую терминологию, теперь нация означает государственную принадлежность, а национальность определяет гражданство, а у термина «национальность» по новой лексике нет этнического оттенка.
Национальность — это обязана быть принадлежность к нации (т.е. гражданство).

Именовать этническую принадлежность "национальностью" — это чисто советская традиция, к русским традициям отношения не имеющая.
В России российская национальность значила отечественное гражданство, а все россияне считались русскими (синоним сегодняшних "жителей России").

А этносы так и величали этносами. Этнические карты, составленные в монаршее время, назывались "этнографическими картами", т.е. терминология была конкретно такой.

И этносами были также и великорусы, малорусы (русины) и белорусы, образовавшие В то время российский "суперэтнос", который был вторым значением слова "русские". Т.е. были этнические русские и русские по национальности, также как в большинстве стран сегодня (к примеру, есть жители Франции этнические, а есть по национальности, т.е. по гражданству).

К определению понятий этнос, народ, нация и национальное государство | А.И. Липкин | Лекториум

То, что коммунисты стали вводить собственную терминологию — то поясняется просто и легко: введение "советской национальности" натолкнулось бы на сопротивление тех деятелей, которые собственные народы считали отдельными нациями, благодаря этому намного эффектнее было согласится много национальностей в середине одного советского "союза народов", где любой народ имеет мнимое право на самоопределение ("аж до отделения"), в конце концов, путем подмены слов, в середине "советского народа" (по факту — супернации) сложилось много "национальностей", которые в отношении к определенным людям можно было бы обозначить как принадлежность к нации, а к остальным людям — как обычную этническую принадлежность. В последующем такая двойственность стала причиной конфликтам.

Обычные варианты последствий — практический раздел бессарабских и приднестровских молдаван на две нации, из-за того что первые собственную национальность больше отождествляют с индивидуальной нацией (иногда считая ее искусственно вычлененой из румынской нации), а вторые — с этнической группой в середине советской/русской/российской нации. Другой пример — Украина, которая 25 лет не имела возможности сориентироваться, что такое "украинская нация", половина страны по факту считала себя украинцами лишь этнически, относя себя к некоей "общей нации" Украины, России и Белоруссии, которая неосознанно заменила им исчезнувшуую советскую нацию.

Псле того, как в Украине случились знаменитые события, жителей Украины определи силой — сегодня это нация-продолжатель галицкой западно-украинской нации с ее языком, историей, культурой и героями, а этнические граждане Украины, не разделяющие такого положения дел, стали практически изгоями в собственной стране, а некоторые от данной страны даже отделились.
Парадокс с этой советской терминологией стал появляться еще задолго до распада СССР, а конкретно когда эту сумасшедшую терминологию начали применять для описания других государств, вышло, предположим, что в различных государствах Ближнего Востока живут люди одной и той же национальности (арабы).

Вместе с этим, в государствах, к примеру, Америки возникли многоэтнические нации, которые совсем нельзя было считать многонациональными, так в советских атласах нарисовались "американцы США" — особенная национальность (хотя ничего особого-то в действительности нет, особость эта появилась только из-за советской терминологии), в середине которой кого только нет — и британцы, и евреи, и ирландцы, и немцы, и негры всех мастей. Дальше — больше.

Если арабов как-то пытались подвести под одну национальность, то народы Латинской Америки (условных "испанцев") согласится одной национальностью никак уж неполучалось, вот и возникли "мексиканцы, жители острова свободы, аргентинцы, колумбийцы и остальные испаноязычные народы" — так они и назывались, откройте советские атласы, это же дурдом. Мало того, коммунистический атлас вам расскажет, что, оказывается, в Аргентине живёт много жителей Италии!

Интересно, что бы сказали на это сами итало-аргентинцы, если бы выяснили, что они не аргентинцы, а итальянцы.
На данный момент советская неполноценная терминология, привязывающая национальность к этносу, не даёт нам хорошо именовать собственный народ — население украины — русским народом, потому что это считается намёком на принижение других этносов.

А именовать его "российским народом" , а людей "россиянами" — полностью некрасиво, единственным главой государства, называвшим наш народ "россиянами" был Ельцин, что тоже не просто так.
При этом все также появляются курьезы, к примеру, в странах Европы националистами именуют тех шотландцев и каталонцев, которые стремятся к независимости (т.е. появлению своих наций).

А у нас "националисты" — это шовинисты, говорящие о превосходстве собственной "расы", взять хоть тех же украинских националистов.
Я не спец в лингвистике, мне из-за чего то нравится обозначение Л Н Гумилёва, автора Этногенеза.

"подготовительное значение термина: этнос — коллектив особей, противопоставляющий себя всем прочим коллективам. Этнос больше или меньше устойчив, хотя появляется и пропадает в историческом времени.

Нет ни одного настоящего признака для определения этноса, применимого ко всем знаменитым нам случаям: язык, происхождение, обряды, материальная культура, идеология иногда являются важными моментами, а порой нет. Вынести за скобку мы можем лишь одно — признание каждой особи «мы такие-то, а все остальные — прочие».

Потому как явление это везде, то, поэтому, оно отражает некую физическую или биологическую реальность".
Собственную этническую принадлежность человек не думая меняет в зависимости от того где он находится.

Евреи выехавшие из Одессы — смеются, мы все стали русскими в Израиле. Так и Украинец в Китае станет русским.

Этнос люди формируют неосознанно(свой-чужой). Пускай он узкоглазый монгол — если он говорит по русски, знает наши сказки-присказки, жрёт сало и холодец, ведёт себя как все "наши" — он собственный, российский.

Нация это в паспорте, поменял в ином месте паспорт и уже иная нация.
Мой этнос — Житель Одессы.

Жители Одессы друг-друга узнают в самой разной точке мира, а для иностранцев мы все русские и от русских не отличаемся ничем, однако не как не укры. Хотя жителей Украины в Одессе масса.

За рубежом они все стали русскими? Если они из Белоруси, Украины, то за рубежом они так и поговаривают, что мы из государства, которая расположена около России (если люди не знают).

А кому лень что то объяснять, то он просто скажет иностранцу, что он российский. За рубежом соединяет нас только русский язык и прошлая история.

Если человек знает русский язык, то он становится «нашим» (и национальность совсем не будет оказывать влияние )если говорить что он российский, а вдруг он против этого? . Хотя про тех групп людей, которые общаются на одном языке, их язык совсем не соединяет. Чего же говорящие по русски могут это?

 

Автор: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 − 4 =