Разница между повествованием и описанием

 

Разница между повествованием и описанием

Повествование и описание представляют собой разные функционально-смысловые типы речи. В их построении используются приемы, необходимые для конкретных речевых целей: в повествовании это отражение определенной последовательности событий, в которых прослеживается причинно-следственная связь; в описании – определительно-оценочная характеристика объектов, представляющих интерес для участников речевой ситуации.

Определение

Повествование – тип построения речи, который содержит хронологическую последовательность каких-либо событий с детализацией наиболее важных фактов, связанных между собой одной темой.
Описание – тип речи, выполняющий определительную функцию и воссоздающий в словесных образах картины природы и быта, портретные особенности человека, видовые признаки животных, качественную характеристику предметов.

Сравнение

Оба типа речи могут составлять структурное ядро художественного текста. Повествование – основа прозаических произведений эпических жанров: рассказа, повести, романа.

Описание тоже может входить в их композицию, но только как отдельный элемент: в качестве лирического отступления, пейзажной зарисовки, портретной характеристики литературного героя, определения места действия или акцента на предметно-вещественных деталях.
Основным способом организации речи описание выступает в поэзии: пейзажной лирике, элегии, лирическом стихотворении.

Разница между повествованием и описанием

В повествовании и описании используются разные словесные структуры и стилистические способы оформления текста.

Повествованию свойственны логическая последовательность изложения, композиционная четкость, динамизм, поэтому в текстах повествовательного типа построение предложений и выбор выразительных средств подчинены главной цели: убедительно отобразить ход событий, выделить основные из них и показать, как они связаны между собой.
Описание преследует другую цель: не просто назвать признаки объекта изображения, но и вызвать определенное эмоциональное состояние читателя или слушателя.

В описании уместно использование определительных характеристик, приемов сравнения или противопоставления, эпитетов, метафор, олицетворения.
В качестве примера можно рассмотреть фрагменты текстов повествовательного типа и описания:

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Типы речи: описание, повествование, рассуждение

На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.
Возможные трудности

Добрые советы
Что делать, если тип речи ясно не определяется?

Это может быть, поскольку школьная типология носит общий характер и не учитывает возможных нюансов каждого конкретного текста. Тем не менее, ей можно пользоваться.

Примените к отрывку текста еще раз основные признаки каждого типа речи, постарайтесь опираться именно на эти признаки, а не на вашу интуицию. Отбросьте те типы речи, признаки которых вы не усмотрели.

Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке.
Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.

Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Разница между повествованием и описанием

Приведем примеры разных видов описания.
Описание предмета, животного или человека

1. Окраска опенка осеннего желтовато-серая.

Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

2. На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик.

Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении.

Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).

3. Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком.

Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя.

Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

Описание места
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением.

Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н.

Гоголь).
Описание состояния (среды или человека)

1. На дворе стоит серое, слезливое утро.

Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

2. Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь.

К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).

Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Приведем примеры повествования.
1. Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу.

Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).
2. Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения.

Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут.

Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей.

Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит?

Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства.

В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).
Приведем примеры рассуждения.

1. Имена двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина.

Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега.

Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2. Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо.

Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»).

Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.

Основная задача автора, использующего этот тип речи
Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.
Какие признаки для него характерны?

Сообщить о последовательности действий или событий.
Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.
В чем причина данного явления?

Food Vocabulary | Confusing English Words | British vs American English |

Каковы следствия данного явления?
В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).

Ответь на вопрос чем отличается текст повествования от текста описания

Ответ

Повествование – тип построения речи, который содержит хронологическую последовательность каких-либо событий с детализацией наиболее важных фактов, связанных между собой одной темой.

Описание – тип речи, выполняющий определительную функцию и воссоздающий в словесных образах картины природы и быта, портретные особенности человека, видовые признаки животных, качественную характеристику предметов.
Оба типа речи могут составлять структурное ядро художественного текста.

Повествование – основа прозаических произведений эпических жанров: рассказа, повести, романа.

 

Описание тоже может входить в их композицию, но только как отдельный элемент: в качестве лирического отступления, пейзажной зарисовки, портретной характеристики литературного героя, определения места действия или акцента на предметно-вещественных деталях.
Основным способом организации речи описание выступает в поэзии: пейзажной лирике, элегии, лирическом стихотворении.
В повествовании и описании используются разные словесные структуры и стилистические способы оформления текста. Повествованию свойственны логическая последовательность изложения, композиционная четкость, динамизм, поэтому в текстах повествовательного типа построение предложений и выбор выразительных средств подчинены главной цели: убедительно отобразить ход событий, выделить основные из них и показать, как они связаны между собой.

Типы речи и их признаки, примеры

Чтобы сформировать у детей коммуникативную грамотность, на уроках словесности изучают типы речи. Эти знания в дальнейшем помогут четко определять характер изучаемого текста, определять его грамматические и лексические особенности, а также разовьют навыки детей по написанию сочинений.

Типы речи в русском языке: что это, виды и их признаки

Тексты, с которыми ежедневно встречается человек, отличаются характером изложения мыслей, способом рассмотрения объектов и предметов действительности. У них различная коммуникативная цель и задача.

Они отличаются композиционно, приемами изложения. Систематизация этих особенностей позволила вычленить функционально-смысловые типы речи.

Расскажем детальнее, какие бывают типы речи, как их различать, какие цели преследует каждый из видов. Начнем с того, что не следует путать типы и стили речи.

Это разные понятия. Функциональные стили речи — это система языковых форм и конструкций, которые применяются в текстах, ориентированных на определенную сферу использования — в деловых документах, художественной литературе, в быту или научной среде.

ТИПЫ РЕЧИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Лайфхаки для поступления в НИШ. Как поступить в НИШ?

Разница между повествованием и описанием

Тип речи предполагает определенный характер построения высказывания, способ изложения.

Различают такие типы речи в русском языке: повествование, описание, рассуждение.

Эти коммуникативные формы встречаются практически в любом стиле речи (некоторые ограничения имеет официально-деловой стиль).
Рассмотрим детальнее специфику каждого типа речи:

Повествование

Рассказ о действиях, которые совершает объект или которые происходят с предметом в определенной последовательности, называют повествованием. Основной вопрос, на который отвечает этот тип речи, — что, когда и с кем произошло?

Он характеризуется:

  • событийностью или сюжетностью;
  • последовательным (хронологическим или линейным) описанием хода событий;
  • логичностью и связанностью изложения;
  • ведется от первого или третьего лица;
  • имеет четкую композицию, в которой различают завязку, развитие событий, кульминацию и развязку;
  • преобладают глагольные формы и обстоятельства времени.

Повествование — это история, точно воспроизведенная рассказчиком. Оно бывает информативным (приводятся интересные факты) или изобразительным (акцент делается на героях рассказа).

Описание

Тип речи текста, в котором рассказывается об особенностях предмета, явления или живого существа, называется описание. Его цель — дать характеристику объекту, поэтому описание отвечает на вопрос — каков он (предмет или человек)?

Этот тип речи имеет такие признаки:

  • оценочность;
  • воссоздание посредством слова яркого изображения объекта реальности;
  • перечисление признаков, черт и особенностей;
  • статичность излагаемого;
  • в основном используют существительные и прилагательные, глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые и обстоятельства места.

Объектом описания могут быть: люди, животные, растения, явления природы, местность, интерьер, эмоциональные состояния и т. д.
Среди текстов такого рода встречаются:

  • портреты;
  • описания-характеристики;
  • характеристики состояний;
  • пейзажные или интерьерные зарисовки.

Описание от иных типов речи отличает композиция. Текст такого рода состоит из трех компонентов — частей:

  • Общее впечатление от описываемого объекта, его предназначение.
  • Перечисление его основных признаков и свойств.
  • Оценка, которую дает автор, описываемому объекту.

Олимп МПК-005 С-1. Часть 1: длинное повествование

Задача, которую преследует описание, — дать читателю представление о том или ином предмете действительности.

Рассуждение

Словесное изложение, пояснение и подтверждение какой-то мысли, называется рассуждением. Автор стремится объяснить определенное видение проблемы читателю, максимально полно раскрыть свою мысль, доказать ее состоятельность, подтвердить фактами или аргументами.

Текст-рассуждение отвечает на вопрос — почему и зачем?
Этот тип речи отличите по таким признакам:

  • изложение построено на причинно-следственных связях: «это так, потому что…»;
  • каждое высказанное суждение ведет к новому знанию;
  • аргументированность высказываний (приведение доказательств);
  • преобладает абстрактная лексика, сложноподчиненные предложения, обстоятельства цели, причины, следствия, уступки, вводные слова и конструкции, риторические фигуры речи.

Рассуждение имеет трехчленную композицию: тезис — доказательства высказанного положения (не менее трех аргументов) — резюме (итог).
В зависимости от цели рассуждение может быть: доказательством, пояснением или размышлением.

Часто в текстах сочетаются различные типы речи: повествование включает элементы описания, рассуждение — элементы повествования.
Представленная информация поможет быстро распознать индикаторы того или иного типа речи, а знания о композиции и словесных формах — точно выполнить задание учителя-словесника.

Типы речи: примеры

Наглядные примеры из художественной литературы и периодики помогут протестировать полученные знания о типах речи, увидеть отличия в изложении, его особенности:

Царь драма | фильм Павла Лунгина (2009)

Повествование: пример

А на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки. Сумки с книжками валяются в стороне.

Обыгрывает всех знаменитый Мишка Босовило — коренастый малый в огромной шапке. Его биток, как маленький снаряд, вырывает с кона сразу штук по пять бабок.

Мишка играет спокойно, уверенно. Прежде чем бить по кону, он снимает с правой руки рукавицу, сморкается по-мужичьи на дорогу, прищуривает левый глаз. прицеливается.

Все, затаив дыхание, горестно следят за ним. Мишка делает шаг. второй. — р-р-раз! — срезал. (Василий Шукшин «Далекие зимние вечера»).

Мышонка несло да несло на легком сосновом кораблике.

Кругом плескались высокие волны. Весь мир был против него.

Ветер дул, точно хотел опрокинуть суденышко, волны кидали кораблик, как будто хотели утопить его в темной своей глубине. Звери, птицы, гады, рыбы — все были против него.

Первые заметили Пика большие белые чайки.

Они подлетели и закружились над корабликом. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лету разбить себе клюв о твердую кору.

А со дна реки поднялась щука и тоже поплыла за корабликом. (Виталий Бианки «Кораблекрушение»).

Текст описание: пример

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком.

Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой.

Бочкой давно никто не пользовался, так как поливать было некому, да и нечего. Детские качели, на которых когда-то было весело и шумно, сиротливо и грустно скрипели, жалуясь ветру… Крапива занимала целый угол цветника.

Она служила фоном для нежного и роскошного цветка розы. ( По Н. Гаршину.).

Разница между повествованием и описанием

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»
Во всём доме есть только одно не совсем обыкновенное существо — Карлсон, который живёт на крыше.

Карлсон — это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать.

На самолётах и вертолётах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик.

С минуту, пока пропеллер не раскрутится, как следует, Карлсону прекрасно живётся в маленьком домике на крыше. (Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»).

Текст рассуждение: пример

Пример текста рассуждения поможет понять особенности построения изложения такого типа:
Зачем притворяться добродетельным или верующим?

Человеку необходимо чувствовать, что его ценят, уважают, одобряют и любят. Он думает, что будет принят другими, лишь если покажет себя «хорошим».

Он считает, что если проявит свои слабости, то потеряет уважение и одобрение людей, и потому не способен признаться в них даже самому себе. На более глубоком уровне психики необходимость человека в уважении и одобрении связана с потребностью чувствовать, что другие признают в нем личность.

Эта потребность патологична: получается, что сам человек не способен чувствовать себя личностью. Его внутренний мир нестабилен, неустойчив и зависим, поэтому он несамодостаточен и не уверен в себе.

Уверенность в себе может основываться только на собственных чувствах и способностях. (Хуан Пабло Вильянуэва).

Пример текста рассуждения позволит составить представление о тезисах и их аргументации — главной отличительной особенности сочинений такого рода:
Сейчас чтение — самый используемый способ передачи информации, а книга — её носитель.

В чем же польза чтения, и есть ли она вообще?
Во-первых, постоянное чтение тренирует мозг.

Когда ты читаешь, способ восприятия мира изменяется: ты начинаешь фантазировать, создаешь определённые «книжные» образы (мест, людей, событий).

Книги улучшают память, расширяют кругозор, изменяют правописание, чтение учит концентрироваться на книге, и чем-либо вообще, повышает усидчивость, настроение.
Во-вторых, с чтением книг увеличивается твой словарный запас, появляется особый образ мышления, за счет чего мысли ясно выражаются и легко формулируются.

В этом можно убедиться самому: после прочтения классического произведения легче с помощью слов выражать собственные мысли, из лексикона уходят разные слова-паразиты.
Чтение — неотъемлемый процесс на стадиях формирования взрослой личности.

Он начинается в раннем возрасте, сопровождает личность во время переживания внутренних проблем и духовного роста. Литература спасает от депрессий, задает нравственность и идеалы.

Книги и чтение делают нас людьми.
Чаще всего встречаются тексты, в которых сочетаются различные типы речи.

Поэтому важно знать их смысловые, композиционные, лексические и синтаксические особенности, чтобы легко распознавать и аргументированно доказывать свою позицию. Разобраться с этим непростым вопросом помогут представленные теоретические описания и примеры.

 

Автор: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − четырнадцать =