Разница между преданием и легендой

 

Разница между преданием и легендой

Эпические формы словесного искусства успели сложиться задолго до появления письменности. В устных рассказах о важных исторических событиях, прославленных героях, природных потрясениях из века в век передавались не только настоящие факты, но и народный выдумка, поэтические дополнения, смысловые символы, которые превращали повествование в настоящее творчество.

Так рождались старые предания и легенды.

Обозначение

Сказание – разновидность эпического жанра, имеющая форму повествования о событиях отдаленного историчного плана или рассказа о появлении какой-нибудь родовой традиции.
Басня – эпический фольклорный жанр, представляющий исторические факты или вымышленные события в форме опоэтизированного сказания о давнем прошлом.

Сравнение

В предании максимально сохранялась практическая основа. И рассказчику, и слушателю описываемые события представлялись подлинными.

Касается это и преданий, созданных на библейской основе, и тех, которые возникли как семейные истории нравоучительного содержания.

Разница между преданием и легендой

Предания, которые связаны с историческими событиями и судьбой великих личностей, включали компонент чудесного: знамения, предсказания, роковой предопределенности.

Это усиливало причинно-следственную связь повествования.

Из преданий, неоднократно пересказанных и дополненных поэтическими образами, складывались легенды, в которых художественный выдумка превалировал над фактическим содержанием. Их герои совершали подвиги при помощи богов или мистических сил, а события приобретали обобщенный, символичный смысл.

В преданию прослеживается стремление объяснить непонятное, определить причину природных катастроф, выделить в герое линии неоспоримого лидера.
Действие легенды, в отличии от предания, происходит вне времени.

Оно настолько давнее, что может приниматься исключительно на веру, без фактического доказательства.

Как вы думаете, чем отличается сказание от легенды?

Ответ

В чем же разница между преданием и легендой?
В предании максимально сохранялась практическая основа.

И рассказчику, и слушателю описываемые события представлялись подлинными.

Касается это и преданий, созданных на библейской основе, и тех, которые возникли как семейные истории нравоучительного содержания.
Предания, которые связаны с историческими событиями и судьбой великих личностей, включали компонент чудесного: знамения, предсказания, роковой предопределенности. Это усиливало причинно-следственную связь повествования.
Из преданий, неоднократно пересказанных и дополненных поэтическими образами, складывались легенды, в которых художественный выдумка превалировал над фактическим содержанием. Их герои совершали подвиги при помощи богов или мистических сил, а события приобретали обобщенный, символичный смысл.
В преданию прослеживается стремление объяснить непонятное, определить причину природных катастроф, выделить в герое линии неоспоримого лидера.
Действие легенды, в отличии от предания, происходит вне времени. Оно настолько давнее, что может приниматься исключительно на веру, без фактического доказательства.
Сказание – устный пересказ давней реальной истории или нравоучительной притчи. Басня – художественный выдумка на основе событий, происходивших в далеком минувшем.
В предании сохраняется относительная правдивость фактов. В преданию доминирует выдумка.
Сказание может быть тесно связано с историей рода или семьи. В преданию описываются события из жизни оригинального, вымышленного героя.
В предании отсутствуют широкие обобщения и непростая символика. Преданию характерны метафоричность и символическая образность.
Сказание как правило имеет нравоучительный вывод. В преданию отсутствует оценочный мотив.

Разница между преданием и легендой

Эпические формы словесного искусства успели сложиться задолго до появления письменности.

В устных рассказах о важных исторических событиях, прославленных героях, природных потрясениях из века в век передавались не только настоящие факты, но и народный выдумка, поэтические дополнения, смысловые символы, которые превращали повествование в настоящее творчество. Так рождались старые предания и легенды.

Обозначение

Сказание – разновидность эпического жанра, имеющая форму повествования о событиях отдаленного историчного плана или рассказа о появлении какой-нибудь родовой традиции.
Басня – эпический фольклорный жанр, представляющий исторические факты или вымышленные события в форме опоэтизированного сказания о давнем прошлом.

Сравнение

В предании максимально сохранялась практическая основа. И рассказчику, и слушателю описываемые события представлялись подлинными.

Касается это и преданий, созданных на библейской основе, и тех, которые возникли как семейные истории нравоучительного содержания.

Предания, которые связаны с историческими событиями и судьбой великих личностей, включали компонент чудесного: знамения, предсказания, роковой предопределенности. Это усиливало причинно-следственную связь повествования.

Из преданий, неоднократно пересказанных и дополненных поэтическими образами, складывались легенды, в которых художественный выдумка превалировал над фактическим содержанием. Их герои совершали подвиги при помощи богов или мистических сил, а события приобретали обобщенный, символичный смысл.

В преданию прослеживается стремление объяснить непонятное, определить причину природных катастроф, выделить в герое линии неоспоримого лидера.
Действие легенды, в отличии от предания, происходит вне времени.

Оно настолько давнее, что может приниматься исключительно на веру, без фактического доказательства.

Выводы сайт

  1. Сказание – устный пересказ давней реальной истории или нравоучительной притчи. Басня – художественный выдумка на основе событий, происходивших в далеком минувшем.
  2. В предании сохраняется относительная правдивость фактов. В преданию доминирует выдумка.
  3. Сказание может быть тесно связано с историей рода или семьи. В преданию описываются события из жизни оригинального, вымышленного героя.
  4. В предании отсутствуют широкие обобщения и непростая символика. Преданию характерны метафоричность и символическая образность.
  5. Сказание как правило имеет нравоучительный вывод. В преданию отсутствует оценочный мотив.

"Преданье старины глубокой, дела давно минувших дней. " Эти строки с самого детства слышит, видит, читает каждый русскоязычный человек. Так начал собственное творение "Руслан и Людмила" Александр Пушкин.

Являются ли на самом деле преданиями его сказки? Чтобы знать точно, необходимо разобраться в понятиях.

Поэзия поэзией, но что означает слово "сказание"?

Обозначение и особые линии данного явления мы будем рассматривать в нашей публикации.

Сказание как жанр

Собственное ознакомление с миром народных преданий мы начинаем с определения самого понятия. Так, разные источники дают нам следующее.

Сказание — прозаический сюжетом в котором выступают исторические факты в народной интерпретации.

Предания народа не связаны с жанром сказки, хотя иногда события и напоминают мифические или сказочные.
Предания в теории литературы как правило делят на две обширные группы по типу сюжета: исторические и топонимические.

Разница между преданием и легендой

Предания — часть устной народной прозы

Мы узнали, Обозначение дало нам полное представление. Побеседуем об одной характерности данного жанра.

Необходимо отметить, что предания являются Это означает, что истории, услышанные сегодня, были созданы сотни лет тому назад и переходили из уст в уста. До того времени, как сказание было записано на информационном носителе, могли случиться десятки либо даже сотни трансформаций сюжета, образов.

Творения известного поэта Греции Гомера "Илиада" и "Одиссея", имеющие невозможный размер, также передавались устным способом. Они тоже описывали события истории, приукрашенные и несколько видоизмененные.

В этом прослеживается некоторая похожесть данных творений с более новыми преданиями.

Разница между преданием и легендой

Как жанр устной прозы, предания восхищают собственной длительной историей.

На счастье, а может и нет, сегодня их распространение в записанном виде намного легче. Нам стоит ценить каждое слово, сказание, дающее важные духовные знания о предках.

Сравнение с другими фольклорными прозаическими жанрами

Предания иногда можно неправильно определить как легенду или былину. Чтобы этого не допустить назовем такую закономерность: сюжеты легенд направлены на оправдание происхождения какого-нибудь культурного или природного явления.

Они часто дают конкретную моральную оценку описываемым событиям. А сказание — это пересказ на народный лад истории с участием широко популярных или знаменитых в местной местности героев.

Разница между преданием и легендой

От былин предания народа выделяются содержанием, действующими лицами (исторические лица: разбойники, правители, типичные люди, ремесленники), участием настоящих популярных в конкретной местности личностей, ставших мифологическими героями.
Отличительным для этого жанра фольклорной прозы считается повествование от 3-го лица о событиях, относящиеся к прошлому.

Рассказчик преданий не был очевидцем событий, а передает историю, услышанную от третьих лиц.

Исторические предания

Коллективная этническая память создала древние предания из настоящих фактов, о которых в немного другом свете мы можем прочитать в учебниках истории. Так строились исторические предания.

К историческим относят предания о Жанне д’Арк, короле Иване Суровом, главаре Мазепе и прочих.
Сюда же относим библейские рассказы о сотворении мира, выходе израильтян из Египта в поиске собственной земли и очень много остальных.

В эту группу входят такие предания, которые впитуют представления людей о творении их мира. Все фольклорные единицы делают единый историко-мифологический мир, отображающий широкую картину народного взгляда на окружающую реальность.

Временные рамки, охвачиваемые преданиями, сложно определить: это сведения от самой библейской античности до современности.

Разница между преданием и легендой

Топонимические предания

К топонимическим относят предания, фиксирующие события, ставшие базой для происхождения того либо другого названия. Их героями становятся, исходя из этого, местные знаменитые персонажи и события, имеющие значение только там.

Изучение подобных вот здешних историй — интересная часть топонимических и этнографических исследований.
Топонимическими являются краткие предания о Змиевых Валах (от Змия), городе Киеве (о Кие, его братьях и сестричке), городе Орше (князь Орш и его дочь Оршица), городе Львове и множества прочих топонимических объектах.

Перспективы для экспериментаторов

В любом городе, каждом селе имеются такие краткие истории о том, откуда взялось какое-нибудь районное наименование. Сборники аналогичных преданий можно составлять бесконечно.

Поле для исследований есть и сейчас.

Благодаря этому любому, кто открыл для себя предания и отыскал их интересным объектом деятельности, есть работа.
Опубликовать сборник преданий, собранных в определенной местности, — вполне реальная перспектива.

Новые названия появляются и сейчас, прямо в этом момент.

Также в отдаленных уголках России есть такие селения, в которых фольклор хорошо развивается. Значит, возникают новые границы для этнографической и фольклорной работы.

Необходимо отметить, что в наше время больше возникает топографических преданий. Исторические будут сохранены с предыдущих веков, потому как с определенного времени фиксация всех фактов происходит очень быстро после их возникновения.

Предания, мифы и их историческая основа

Сказание, обозначение которому мы уже дали, иногда связывают с мифологией. Так, рассказы о подвигах греческого героя Геракла, как считают искатели, не имели возможности возникнуть без настоящих исторических фактов.

Те мифические события и герои, которыми обросла возможная реальная история похождений Геракла, возникли со временем.
Были подтверждены конкретные факты из Книги Еноха, в которой упоминались исполины.

Точно также, найдены архитектурные памятки, которые могли быть свидетелями событий, ставших основой предания о Всемирном Потопе.

Разница между преданием и легендой

Выводы

Аналогичным образом, мы выяснили, что сказание — из уст в уста народный рассказ об исторических событиях. В процессе передачи носителям присуще приукрашать сказание.

Обозначение и линии данного фольклорного жанра теперь нам известны.

Мы можем легко отличить его от легенд и сказок.
Древние предания — это отражение самых глубоких пластов культуры и истории конкретного народа.

Изучая и сопоставляя их с фактами истории тех либо других народностей, можно создать выводы о мировоззрении живших В то время людей. Ценность пересказов для этнологии также очень велика.

Народные предания, исторические и топонимические, слышал любой человек, но могут не обратить внимания на этот алмаз, ограненный за годы передачи из уст в уста. Теперь мы можем ценить то, что знаем и что слышим об окружающем культурном мире.

Пускай же наша публикация окажется вам полезной и дает возможность посмотреть на творчество народа с другой стороны.
1. Сказание см.

Предать.

2. Сказание; ПРЕДАНЬЕ, я; ср. 1. Устный рассказ; история, передающаяся много поколений.

П. говорит.

Сохранять п. Библейское п. Семейное, этническое п. Старинное п. Живое п. (сказание, которое живо в устах народа, не… … Энциклопедический словарь
Сказание, предания, ср. (книжн.).

1. только ед. Действие по гл. предать предавать.

Сказание суду. Сказание земля. 2. Рассказ, суеверие, переходящее от одного поколения к иному в устной передаче.

Старинное сказание. «Преданья старины глубокой.»… … Толковый словарь Ушакова
— (укр. оповідання, нем.

Sage, фр. и англ. tradition, греч. paradosis, по народной терминологии «досюльщина», «быль», «бывальщина») «этническое сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг жанров, четко обособившихся: былин … Литературная энциклопедия
См. сказка.

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сказание история, сказка; миф, суеверие, притча, каббала, поверие, сказание, шажере, рассказ, басня, сунна … Словарь синонимов

Жанр фольклора; устный рассказ, содержащий сведения об исторических лицах, событиях, местах, передающиеся много поколений. Возникнув очень часто из рассказа очевидца, сказание при передаче подвергается вольной поэтической… … Большой Энциклопедический словарь

Сказание, предать и др. см. предавать. Толковый словарь Даля.

В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Священное (sacra traditio) второй из 2-ух первоисточниковхристианской веры. Св. сказание, как и Св.

Писание, есть учение самогоИ.

Христа и апостолов, преподанное ими церкви устно, а позднее написанное. Такими письменными органами Св.

П. ныне служат … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Сказание — Сказание рассказ, сложившийся в народе и переходящий путем изустной передачи от поколения к поколению.

Сказание об историческом лице именуется историческим или сказанием. В зависимости от собственного содержания предания бывают героическими (о… … Словарь литературных терминов

Сказание, в народно поэтическом творчестве вид сказания, содержащего сведения об исторических лицах, местах, событиях прошлого. Выдумка в преданиях отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес … Современная энциклопедия

См. Евангелие от Матфея (I,2) см. Масоретский текст см.

Священное Писание (II,С) см.

Библия (II,4; III,4) … Библейская энциклопедия Брокгауза

Книги

  • Сказание , Петр Шмаков. Поэт, писатель Петр Шмаков появился на свет в 1950 г. в Харькове. Закончил Харьковский медин. Работал доктором. В?1995 году эмигрировал в Америке. Живёт в предместье Чикаго. Написанный в 2003…
  • Сказание , Шмаков Петр. Поэт, писатель Петр Шмаков появился на свет в 1950 г. в Харькове. Закончил Харьковский медин. Работал доктором. В 1995 году эмигрировал в Америке. Живёт в предместье Чикаго. Написанный в 2003…

Очень часто в научной литературе перемешивают два понятия: «сказание» и «басня». Это можно объяснить их близостью и наличием переходных форм.
Предания в народе величали « былями» или « бывальщинами», так как для них специфична историческая стилистика.

Они берегут память о событиях и деятелях национальной истории.Такой вид произведений устного народного искусства имеет большое познавательное значение, ведь речь проводится о далеком минувшем, о времени, от которого, в основном, не сбереглось иных свидетельств.
Грамотность и книги были доступны немногим. А знать собственное место в истории, разбираться в событиях хотелось практически любому человеку.

И аж до XIX столетия предания заменяли обычному народу историческую литературу, по-своему говоря о прошлом.

Предания не отображают весь ход событий. Они уделяют внимание индивидуальным ярким моментам истории.

Предания часто освещают происхождение того либо другого народа. В большинстве случаев речь идет о каком-то предке, родоначальнике, с которым связано наименование племени или народа (этноним).

В преданиях имеется множество такого, о чем нельзя прочитать в книгах. Прошлое в преданиях в большинстве случаев приукрашивается.

К примеру, говорится, что раньше жили не обычные люди, а великаны; благодаря этому, остнанки человека, найденные на месте прежних сражений русских с литовцами или чудью (одним из финских племен), словно удивляют собственной величиной. Разбойничьи или казачьи атаманы в прежние годы тоже обладали какими-то волшебными характеристиками: к примеру, Ермак, как гласит предание, неуязвим для пуль, Разин — колдун.
Конечно, нашли собственное отражение в преданиях и настоящие обстоятельства. Ряд особенных характеристик придают преданиям реалистический характер: исторический материал, который имеет точное указание места, времени происходящего, а еще домашние детали.
Практически во всех преданиях в самом центре любого события всегда стоит одна яркая личность: князь, разбойник. атаман, генерал и т.д. Эта личность и определяет все происходящее.
Много преданий посвящено тому, как основан был тот или другой город и освоены новые территории, как возникли те либо другие географические названия. Эти сюжеты также связаны с работой какого-нибудь одного выдающегося человека.
Названия мегаполисов, сел, рек, озер иногда связываются с каким-то событием местного значения.
Предания близки к историческим песням, но имеют прозаическую форму, а не стихотворную.
В отличии от сказок, этот жанр не имеет устойчивых зачинов и концовок, хотя и присутствуют в сюжете фантастические детали. Тут повествование не развертывается в непростую цепь событий, как в сказке, а выстраивается в одном эпизоде, ярком и оригинальном.
Сказание хотя и обладает «произвольной формой», однако не лишено структуры находящейся внутри: скрепление всего материала повествования идет одним эпизодом, одним ключевым героем, созданию образа которого подчинены и сюжет, и выразительные средства.
Ранние предания отобразили немало важных свидетельств о прошлом народа. Прежде всего, это рассказы о древних славянских племенах, об их родоначальниках, о первых русских князьях, о походах Олега на Царьград и др.

Среди преданий 16-17 в. востребованы рассказы об Иване Суровом. Вот отдельные из них.
Прежде как в Киевской Руси царей выбирали: умрет король — сейчас же весь народ на реку идет, и свечки в руках держит.

 

Опустят эти свечки в воду, потом вынут, у кого загорится, — тот и король!
У одного барина был крепостной человек — Иван. Подходит время царя подбирать, господин и говорит ему:
— Иван, пойдём на реку.

Изучение северной традиции в Школе Меньшиковой.

Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!
— Коли я, господин, в цари угожу, так тебе обязательно голову срублю.
Пошли на реку, опустили свечки — у Ивана свеча и загорись.

Стал Иван царем, вспомнил собственное обещанье: барину голову срубил.

Вот с той поры за это его Суровым и назвали.
Российская старина», 1876, т. 15 )
Услышал Строгий король, во собственном царении в Москве, что в Великом Новгороде путч.

И поехал он с каменной Москвы большой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо.

Въехал он на Волховский мост; ударили в колокол у святой Софии — и пал конь его на колени от колокольного звона. И здесь Строгий король проговорил коню собственному:
— Ай же ты, мой конь; не можешь ты царя держать — Сурового царя Ивана Васильевича.

Доехал он до Софийского храма и в гневе велел он отрубить снасти у того колокола, и чтобы пал наземь, и наказывать его уши.
— Не могут, — говорит, — скоты звона его слышать.

И казнили этот колокол в Новгороде — ныне этот колокол перелитой.
(«Старинная и новая Российская Федерация», 1879, т. 2, № 9 )
Приехал король Строгий в Новгород
Приехал король Строгий в Новгород, пошёл к Софии к обедне. Стоит король Иван, Богу молится; только глядит: за иконой бумага видится.

Он взял ту бумагу — и распалился гневом!

А ту бумагу положили по насердкам (специально) духовники, а какая та была бумага, — только бог ведает. Как распалился Строгий король — и велел народ рыть в Волхов.

Король Иван встал на башню, что на берегу налево, как от сада идешь на ту сторону; встал Строгий на башню, стали народ в Волхов рыть: возьмут 2-ух, сложат спина со спиной, руки свяжут, да так в воду и бросят; как в воду, так и — на дно. Нарыли народа на двенадцать верст; там народ остановился, нейдет дальше, нельзя Суровому народ больше рыть ! Послал он увидеть за двенадцать верст вершников (наездников), отчего дохлый народ вниз нейдет.

Прискакали вершники назад, говорят царю: «Дохлый народ стеной встал». — «Как тому быть? — закричал король. — Давай коня!» Подали царю коня; король сел на коня и поскакал за двенадцать верст. Смотрит: дохлый народ стоит стеной, дальше нейдет.

В то самое время стало царя огнём палить: стал огонь из земли кругом Сурового выступать. Поскакал король Иван Васильевич прочь, огонь за ним; он скачет дальше, огонь все кругом.

С той поры Волхов и не замерзает на том месте, где Строгий — король народ рыл : с дна Волхова тот народ пышет…
Термин «басня» книжного происхождения.

В средневековой письменности такой вид произведений был мега-популярным.

Если перевести с латыни означает «то, что следует читать».
Это прозаический эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом.

По собственной структуре собой представляет « маленькие повести» с нестабильным текстом (это связано с импровизацией при пересказе) и в произвольной форме. Сюжет состоит преимущественно из одного эпизода.

Событиям приписывается правдивость, впрочем происходящее и действия героев откровенно вымышлены, так как немало происходит фантастического, даже чудесного, волшебного. Сначала так величали жития святых, в которых содержались варианты христианской добродетели и благочестивого поведения.

Позднее под легендами стали понимать вообще поучительные и благочестивые истории. А потом и просто истории, в которых происходит что-нибудь оригинальное, но воспринимается это как случившееся в действительности.
В легендах вместе с людьми и животными работают Бог и святые, ангелы и бесы. Если сказание обращено в прошлое, то в преданию время действия не обсуждается.

Это или священное время, когда Бог сотворил мир, или идет речь о событиях, которые могли происходить когда захотите.
Все происходящее в легендах описывается и ценится с точки зрения соответствия христианским нормативам жизни — как их понимает традиция которая пришла из народа. В событиях, изображаемых в легендах, много восхитительного.

Но понятия "правдоподобно" или "неправдоподобно" к ним непригодны.
Бывает, что легенды перекликаются со сказками. В легендах, как и в сказках, зло всегда наказывается.

Но отличие в том, что сказки рассказываются для веселья и забавы.

А легенды, несмотряна сходство сюжетов, воспринимаются абсолютно серьёзно, как действительный случай, из которого нужно сделать выводы, извлечь мораль.
Легенды могут рассказывать о сотворении мира, житиях святых, о зверей, о далекой счастливой стране и др.

Предлагается для вас популярная басня о граде Китеже.
Был сей святой благоверный и князь Георгий Всеволодович сын святому благоверному и великому князю Всеволоду, псковскому чудотворцу, что во святом крещении наречен был Гавриилом.

Сей святой благоверный и князь Всеволод сын был великому князю Мстиславу, внук же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли.

Святой же благоверный и князь Георгий Всеволодович — правнук святому благоверному и великому князю Владимиру.
А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Однако в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными.

И сделали совет, и пришли к нему, и изгнали вон.

Он же пришёл в Киев к дяде собственному Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, выяснив об этом, дал ему во обладание Вышгород.

И тут уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришёл к ним в город Псков. И по определенном времени восприял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриил.

И пребывал в великом лощении и воздержании, а через один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном собственным благоверным и князем Георгием.

И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, богу нашему, и всем святым. Аминь.

Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца собственного благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году.

Изволил святой благоверный и князь Георгий Всеволодович ехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому. И когда пришёл к благоверному князю Михаилу благоверный и князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: «Здрав будь, о благоверный и князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной большой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела очень дорогостоящее и великое сокровище — Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину».

Три стадии эволюции ваххабита после знакомства с доводами

И сказал ему благоверный князь Михаил: «Здрав будь и ты, о благоверный и князь Георгий Всеволодович, пришёл ко мне с благим советом и независтливым оком. Ведь что приобрел из-за зависти к дедам нашим Святополк, который возжелал власти и убил братьев собственных, благоверных и князей!

Бориса повелел копьем пронзить, Глеба же ножем заклать, в годы княженья их. Ведь обманул он их льстиво по наущению сатаны, словно мама их при смерти.

Они же, как незлобивые агнцы, уподобились благому пастырю собственному Христу, не стали супротив брата, врага собственного.

Господь же прославил святых угодников собственных, благоверных князей и легендарных чудотворцев Бориса и Глеба».
И князь Георгий с князем Михаилом дали друг дружке целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту, в Киевской Руси нашей по укрепленным местам церкви божии строить и города».

Трейлер «Легенда про зірки» («Предание о звездах»)

И сказал ему благоверный и князь Михаил: «Как хочешь, так и созидай церкви божии во славу и хвалу пресвятому имени божию.

За такое доброе твое план награду примешь в день пришествия Христова».
И пировали они много дней.

И когда решил благоверный князь Георгий вернуться в собственный удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и собственную руку приложил к грамоте.

И когда благоверный князь Георгий поехал во собственное отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг дружке на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту.

Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.
И поехал князь Георгий по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богоматери и приснодевы Марии в течении года 6672 (1164).

Из Новгорода поехал во Псков, город собственный, где преставился папа его благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец.

И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богоматери. и приснодевы Марии в течении года 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град.

В то прекрасное время был в городе Ростове князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в городе том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей богоматери и приснодевы Марии в течении года 6672 (1164), месяца мая в двадцать День третий.

Во дни князя Георгия начали рвы копать под основу церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен.

И повелел ехать Андрею, князю боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богоматери и приснодевы Марии.
Сам же благоверный и князь поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, что на берегу Волги-реки стоит.

И сел в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и построил его, и начали молить все люди города того благоверного князя Георгия, чтобы образ чудотворный иконы богоматери Федоровской перенес в город к ним.

Он же ходотайство исполнил. Начали петь молебен пресвятой богородице.

И когда кончили и хотели образ тот нести в город, то образ не сошел с места того, нисколько не сдвинулся.

Благоверный же князь Георгий, увидав произволение пресвятой богородицы, избравшей тут место себе, повелел построить на том месте монастырь во имя пресвятой богородицы Федоровской.
Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде.

И переселился реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переселился, именем Саногту, и четвертую переселился, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру.

И увидел место то, необычайно великолепное и людное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить возле озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, потому что место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.
И советом и повелением благоверного и князя Георгия Всеволодовича начали рвы копать для укрепления места этого.

И начали строить церковь во имя Воздвижения добропорядочного креста господня, а вторую церковь — во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии, и третью церковь — во имя Благовещения пресвятой владычицы нашей богоматери и приснодевы Марии.

В тех же церквах повелел князь Георгий приделы сделать и в честь иных праздничных дней господних и богородичных. Также и образы всех святых написать повелел.

И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в ширину и длину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен добавить по длине, и стала мера граду тому по длине — двести сажен, а в ширину — сто сажен.

А начали город тот каменный строить в течении года 6673 (1165), месяца мая в день 1, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И возводился город тот три года, и выстроили его в течении года 6676 (1167), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Большой Армении.
И поехал в Небольшой Китеж, что на берегу Волги стоит, благоверный князь Георгий Всеволодович.

И по построении мегаполисов тех, Малого и Большого, повелел он померять в поприщах, сколь много они расстояния меж собою имеют.

И по повелению благоверного князя Георгия намерили сто поприщ. И благоверный князь Георгий Всеволодович, выяснив сие, воздал славу богу и пресвятой богородице и повелел также и книгу летописец написать.

Король и Шут — Воспоминания о былой любви (Мертвый Анархист. Live)

А сам благоверный и князь Георгий повелел всю службу отслужить.

И молебен пропев пресвятой богородице Федоровской, по совершении службы той, отплыл в струге собственном в путь собственный в прежде упомянутый город собственный Псков. Народ провожал его с большой честью; и, попрощавшись с ним, отпустили.

Благоверный же князь Георгий Всеволодович, приехав в город собственный, прежде названный Псков, много дней пребывал в молитве, и в посте, и в бдении, и раздал много милостыни нищим, и вдовицам, и сиротам. А по построении мегаполисов тех прожил семьдесят 5 лет.
Было же в течении года 6747 (1239).

Попущением божиим, грехов ради наших, пришёл на Русь войной нечестивый и грешный король Батый. И разорял он города, и огнём пожигал их, и церкви божии тоже разорял, и огнём пожигал.

Людей же мечу предавал, а малых детей ножиком закалывал, младых дев блудом осквернял. И был плач великий.
Благоверный же князь Георгий Всеволодович, слышав про все это, плакал горько.

И, помолившись ко господу и пресвятой божией матери, собрал собственное воинство, и пошёл против нечестивого царя Батыя с воинами собственными.

И когда вступили в битва оба воинства, была сеча великая и кровопролитие. В ту пору у благоверного князя Георгия было мало воинов, и побежал благоверный князь Георгий от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Небольшой Китеж.

И продолжительно сражался благоверный князь Георгий с нечестивым царем Батыем, не пуская его в город собственный.
Когда же наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из данного города в Большой град Китеж.

Наутро же, когда проснулся тот нечестивый король, то приступил приступом с воинами собственными к городу и захватил его.

И всех людей в городе этом побил и порубил. И, не найдя благоверного князя в городе том, начал мучать одного из жителей, а тот, не вытерпев мук, открыл ему путь.

Тот же нечестивый погнался вослед князю. И когда пришёл к городу, напал на него с большим количеством собственных воинов и взял тот город Большой Китеж, что возле озера Светлояра, и убил благоверного князя Георгия, месяца февраля в День четвертый.

И ушел из города того нечестивый тот король Батый. И после него взяли мощи благоверного князя Георгия Всеволодовича.

И после того разорения запустели города те, Небольшой Китеж, что на берегу Волги стоит, и Большой, что возле озера Светлояра.
И невидим будет высокой Китеж аж до пришествия Христова, что и раньше бывало, как говорят жития святых отцов, патерик Монасийский, и патерик Скитский, и патерик Азбучный, и патерик Иерусалимский, и патерик Святой Горы, а эти святые книги, в которых писаны жития святых отцов, согласны в том, что сокровенная обитель не едина, однако есть много старинных монастырей, и в тех монастырях очень много святых отцов, точно звезд небесных, просиявших житием собственным.

Как песка морского нереально исчесть, так и нереально все описать.

Собственно про них, провидя духом святым, блаженный пророк Давид-царь, удивляясь, вопиет духом святым, в богодухновенной книге собственной Псалтыри говорит: «Праведник, как пальма, цветет и, как кедр ливанский, высится; насажденные в доме господнем, они цветут во дворах бога нашего». И еще тот же пророк король Давид: «Возвышенны для меня помышления твои, боже, насколько велико число их; стану ли вычислять их, однако они многочисленнее песка».

Про них, провидя духом святым, блаженный апостол Павел в собственном послании говорит, провидя; такое слово к нам обращает: «Скитались в овчинных и козьих кожах, терпя лишения, скорби, озлобления, те, которых не был удостаивается весь мир». То же слово изрек и святой Иоанн Златоуст, в поучении собственном говорит на протяжении недели третью поста.

То же слово обращает к нам, провидя, святой Анастасий с горы Синайской. Это же слово апостольское обращает к нам, провидя, и преподобный папа наш Иларион Великий, о святых он пишет: «И также в последние времена будет: грады и монастыри сокровенные будут, из-за того что антихрист царствовать начнет в мире, Тогда побегут в горы, и в вертепы, и в пропасти земные».

И человечный бог не оставит тогда хотящего спастись. Усердием, и умилением, и слезами все получает человек у бога.

Самого спасителя божественные уста возвестили в пресвятом Евангелии, что «все имущему и хотящему спастись дастся».
И по убиении святого и благоверного и князя Георгия Всеволодовича, и по погребении добропорядочных мощей его, в течении года шестой пришёл тот король Батый сражаться в российское царство.

Пошёл же против Батыя-царя благоверный князь Михаил Черниговский с боярином собственным Феодором.

И когда сразились оба воинства, было кровопролитие великое. И убил тот нечестивый король Батый благоверного и князя Михаила Черниговского с боярином Феодором в течении года 6750 (1241), месяца сентября в двадцатый день.

И после убиения благоверного князя Михаила Черниговского через 2 года убил благоверного князя Меркурия Смоленского тот нечестивый король Батый в течении года 6755 (1246), месяца ноября в двадцать День четвертый. И было запустение московского царства, и других старинных монастырей, и того града Большого Китежа в течении года 6756 (1248).

1. Кравцов Н. И. Российское устное этническое творчество. Москва. « Высшая школа», 1983г.
2. Морохин В. Н. Прозаические жанры русского фольклора.

Москва
3. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. Казань «Молодые силы»,1914 г.

Эпические формы словесного искусства успели сложиться задолго до появления письменности. В устных рассказах о важных исторических событиях, прославленных героях, природных потрясениях из века в век передавались не только настоящие факты, но и народный выдумка, поэтические дополнения, смысловые символы, которые превращали повествование в настоящее творчество.

Так рождались старые предания и легенды.
Сказание – разновидность эпического жанра, имеющая форму повествования о событиях отдаленного историчного плана или рассказа о появлении какой-нибудь родовой традиции.

Басня – эпический фольклорный жанр, представляющий исторические факты или вымышленные события в форме опоэтизированного сказания о давнем прошлом.
В предании максимально сохранялась практическая основа.

И рассказчику, и слушателю описываемые события представлялись подлинными.

Касается это и преданий, созданных на библейской основе, и тех, которые возникли как семейные истории нравоучительного содержания.
Предания, которые связаны с историческими событиями и судьбой великих личностей, включали компонент чудесного: знамения, предсказания, роковой предопределенности. Это усиливало причинно-следственную связь повествования.

Из преданий, неоднократно пересказанных и дополненных поэтическими образами, складывались легенды, в которых художественный выдумка превалировал над фактическим содержанием. Их герои совершали подвиги при помощи богов или мистических сил, а события приобретали обобщенный, символичный смысл.

В преданию прослеживается стремление объяснить непонятное, определить причину природных катастроф, выделить в герое линии неоспоримого лидера.
Действие легенды, в отличии от предания, происходит вне времени.

Оно настолько давнее, что может приниматься исключительно на веру, без фактического доказательства.

  1. Сказание – устный пересказ давней реальной истории или нравоучительной притчи. Басня – художественный выдумка на основе событий, происходивших в далеком минувшем.
  2. В предании сохраняется относительная правдивость фактов. В преданию доминирует выдумка.
  3. Сказание может быть тесно связано с историей рода или семьи. В преданию описываются события из жизни оригинального, вымышленного героя.
  4. В предании отсутствуют широкие обобщения и непростая символика. Преданию характерны метафоричность и символическая образность.
  5. Сказание как правило имеет нравоучительный вывод. В преданию отсутствует оценочный мотив.

 

Автор: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − семнадцать =