Разница между социализацией и воспитанием

 

Разница между социализацией и воспитанием

Любого человека с самого момента его рождения уже можно считать социальным существом. На развитие его индивидуальности, на поведение и характер на разных стадиях взросления оказывает влияние очень много моментов: свой опыт, отношение окружающих, их поведение.

Когда говорим о формировании личности, упоминают и воспитание, и социализацию. Чем же друг от друга отличаются данные понятия?

Попытаемся разобраться.

Обозначение

Социализация – процесс, включающий усвоение человеком образцов поведения, норм, ценностей, установок, способностей, принятых в обществе, к которому относится данный индивид.
Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, собственно сделанные условия для понимания новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и способностей.

Сравнение

Разница между социализацией и воспитанием

Понятие социализация – довольно широкое, и в себя включает также и воспитание.

Процесс воспитания не в силах охватить все потенциальные влияния на личность, а поэтому может только помогать социализации.

Социализация – это долговременная цель деятельности любого педагога-воспитателя. Система воспитания стремится урегулировать процесс социализации, если есть возможность дать ему основу, целеустремленность, стройность.

Как отличаются воспитание и социализация, рассмотрим в небольшой таблице.

В чем важные отличия воспитания от стихийной социализации?

1.Воспитаниестановится относительно независимым в процессе социализации на определенном шаге развития каждого определенного общества, когда оно приобретает такую степень трудности, что появляется необходимость в специализированной деятельности по приготовлению подрастающих поколений к жизни в обществе. (Заодно стоит сказать, что на ранней стадии существования любого общества, а еще в современных архаичных обществах воспитание и социализация синкретичны -слиты, нерасчлененны).

2.Воспитание как сравнительно социально контролируемая социализация разнится от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит общественное действие.

3.Более того, социализация в общем — процесс беспрерывный, так как человек регулярно взаимодействует с социумом.

Воспитание — процесс дискретный (прерывный), потому что, будучи планомерным, выполняется в некоторых организациях, т. е. ограничено местом и временем.
Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9936 —

| 7725 —

или читать все.

В чем важные отличия воспитания от стихийной социализации?

Благодаря каким механизмам происходит социализация?
Механизмы социализации –то, при помощи чегопроисходит социализация человека вместе с различными факторами и агентами.

Психологические и социально-психологические механизмы.
1. Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях свойств воздействующих на него жизненно важных объектов.

Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Впрочем и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-нибудь образов, чувств и т.п.

2. Экзистенциальный нажим овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимного действия со значимыми лицами.
3. Подражание следование какому-то примеру, образцу.

В таком случае — один из путей произвольного и очень часто непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
4. Проверка на идентичность (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с иным человеком, группой, образцом.

5. Рефлексия — внутренний разговор, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те либо другие ценности, свойственные разным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.
Социально-педагогические механизмы социализации.

1. Обычный механизм социализации (стихийной) собой представляет подсознательное усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, правил, которые свойственны для его семьи и близлежащего окружения (соседского, приятельского и др.).
2. Институциональный механизм социализации — функционирует в процессе взаимного действия человека с институтами общества и разными организациями, как собственно созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции заодно, параллельно с собственными важными функциями (производственные, общественные, клубные и остальные структуры, а еще средства массовой коммуникации).

В процессе взаимного действия человека с разными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им необходимых знаний и опыта социально одобряемого поведения, а еще опыта имитирования социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках конкретной субкультуры.

Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, обычных для людей конкретного возраста или конкретного профессионального или культурного слоя, который в общем создаёт конкретный жизненный стиль и мышления той либо другой возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура оказывает влияние на социализацию человека постольку и в той мере, потому как и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и др.) референтны (важны) для него.

4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимного действия человека с субъективно значимыми для него лицами.
В чем важные отличия воспитания от стихийной социализации?

1.Воспитаниестановится относительно независимым в процессе социализации на определенном шаге развития каждого определенного общества, когда оно приобретает такую степень трудности, что появляется необходимость в специализированной деятельности по приготовлению подрастающих поколений к жизни в обществе. (Заодно стоит сказать, что на ранней стадии существования любого общества, а еще в современных архаичных обществах воспитание и социализация синкретичны -слиты, нерасчлененны).

2.Воспитание как сравнительно социально контролируемая социализация разнится от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит общественное действие.

3.Более того, социализация в общем — процесс беспрерывный, так как человек регулярно взаимодействует с социумом.

Воспитание — процесс дискретный (прерывный), потому что, будучи планомерным, выполняется в некоторых организациях, т. е. ограничено местом и временем.

Образование, воспитание и социализация: сходство и отличие понятий Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ручин Владимир Алексеевич

Статья посвящена теоретической разработке понятий, важных для построения самой лучшей модели социализации молодежи в транзитивный период российского общества. Обосновывается сходство и отличие процессов, нацеленных на развитие человека, а еще определяется сущность понятия « образование » как многофункционального. Исходя из интерпретации «широкого» и «узкого» представлений о феномене образования в рамках его функциональности, рассмотрены понятия «воспитание» и «социализация», характеризующие нестандартные стороны этого феномена .

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ручин Владимир Алексеевич

The article is devoted to theorizing notions, meaningful for creation of the optimal model of the youth socialization in the transitive period of the Russian society. The resemblance and differences of the process, aimed at the human development, are substantiated and the meaning of the notion « education » as a universal phenomenon is defined.

The specific aspects of the phenomenon « education » as well as the notions upbringing and socialization are taken into consideration on the basis of its interpretation of «wide» and «narrow» meanings of the phenomena education in frames of its functionality.

Текст научной работы на тему «Образование, воспитание и социализация: сходство и отличие понятий»

?Под «личностью» Бердяев понимает исключительную, уникальную субъективность. Благодаря свойственной ей свободе и возможности свободного искусства она направлена на созидание нового мира.

В этом с ним солидарны многие русские философы, и, например, Б.П. Вышеславцев: «Личность человека не есть отрешенный дух, отрешенный ум, отрешенная свобода В христианстве духовная личность есть воплощенный дух, воплощенный ум, творческая свобода, свобода воплощения собственных идей»19.

Бердяев всегда отстаивал нередуциру-емость свободы к надобности, ее неприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма. Возможно, собственно поэтому отно-си-мый в исторической хронологии к первой половине XX в. Н.А.

Бердяев и русские философы Серебряного века остаются в большинстве случаев нашими современниками, призывающими при решении всех философских проблем устанавливать по центру человека, отстаивать его свободу и творчество.
Работа сделана в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы (20092010 гг.)» (Проект № 2.1.3/6499).

1 Франк С.Л. Саратовский текст / С.Л. Франк; Отв. ред.

В.В. Прозоров.

Саратов, 2009. С.60-61.
2 Соловьев В.С.

Три силы / В.С. Соловьев // Смысл любви. Избранные произведения.

М., 1996. С.28-29.
3 Булгаков С.Н.

Философия хозяйства / С.Н. Булгаков.

М., 1990. С.166-167.

4 Булгаков С.Н. Указ. соч.

С.169.

5 Федотов Г.П. Святые Древней Руси / Г.П.

Федотов. М., 1990. С.8.

6 Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лос-ский.

М., 1991. С.303.
7 Бердяев Н.А.

Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев.

М., 1991.
8 Бердяев Н.А. Философия свободы.

Смысл искусства / Н.А. Бердяев.

М., 1989.

9 Лосский Н.О. Указ. соч.

С.303.
10 Бердяев Н.А. Философия искусства, культуры и искусства: в 2 т. / Н.А.

Бердяев. М., 1994. Т.1.

С.155.
11 Бердяев Н.А.

Самопознание. С. 99, 117.

14 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А.

Бердяев. М., 1990. С.152.

16 БердяевН.А. Философия свободы.

С.523.

17 Бердяев Н.А. Самопознание.

С.210-211.
18 Бердяев Н.А.

Философия свободы. С.255.
19 Вышеславцев Б.П.

Этика преображенного эроса / Б.П. Вышеславцев. М., 1994.

С.287.
Образование, ВОСПИТАНИЕ И СОЦ СХОДСТВО И Отличие ПОНЯТИЙ

Саратовского государственного университета

Статья посвящена теоретической разработке понятий, важных для построения самой лучшей модели социализации молодежи в транзитивный период российского общества. Обосновывается сходство и отличие процессов, нацеленных на развитие человека, а еще определяется сущность понятия «образование» как многофункционального.

Исходя из интерпретации «широкого» и «узкого» представлений о феномене образования в рамках его функциональности, рассмотрены понятия «воспитание» и «социализация», характеризующие нестандартные стороны этого феномена.
Основные слова: образование, воспитание и социализация, феномен, «широкий» и «неширокий» смыслы образования.

Education, Upbringing and Socialization: Resemblance and Differences of the Notions
The article is devoted to theorizing notions, meaningful for creation of the optimal model of the youth socialization in the transitive period of the Russian society.

The resemblance and differences of the process, aimed at the human development, are substantiated and the meaning of the notion «education» as a universal phenomenon is defined. The specific aspects of the phenomenon «education» as well as the notions upbringing and socialization are taken into consideration on the basis of its interpretation of «wide» and «narrow» meanings of the phenomena education in frames of its functionality.

Это нужно знать покупая щенка/ Первые пол года с собакой Голден Ретривер

Key words: education, upbringing and socialization, phenomenon, «wide» and «narrow» meanings of education.
Определяющими условиями успешного социального развития, бесспорно, считаются качественные образование, воспитание и социализация молодежи, тем более в транзитивный период общества.

Для сегодняшней России, где важны проблемы общества риска , данные условия приобретают особенную важность не только с точек зрения настоящего или грядущего, но и для самого существования нашего государства с небольшой плотностью населения.
Даже внешний анализ представлений об образовании, воспитании и социализации позволяет прийти к заключению, что как понятия они очень сходны: под образованием понимается процесс получения человеком профзнаний, под воспитанием — усвоение норм и вариантов поведения, социализацией — приобретение социального опыта.

Аналогичным образом, классическая практика употребления данных понятий фиксирует единый предмет — процесс развития человека и единый механизм, базирующийся на популярной триаде «знания—умения—способности».
Более того, сходство представлений о рассматриваемых понятиях можно обосновать и единым научным объектом разных областей гуманитарных знаний — Человеком правильным2, понятием, несомненно, всеобъемлющим.

 

Это сходство подтверждается и междисциплинарным характером большинства исследований Homo sapiens, в которых данные понятия считаются основными. Доводом в пользу этого заключения служит, к примеру, тот момент, что современные искатели обращаются к изучению социализации с позиций теории и практики воспита-
ния , по сути, давая этим понятиям универсальный характер.

Сегодня понятия образование, воспитание, социализация широко употребляются в педагогике, социологии, психологии и, как следствие, в рамках данных наук сложился ряд теоретических подходов и концепций, а в педагогической практике в течение долгого времени реализуются образовательные модели интеллектуального развития и социальной адаптации подрастающего поколе-ния4. В основном, ключевые идеи каждой
такой образовательной модели базируются на конкретной философской системе и выполняют мировоззренческие установки авторов.

Осмысляя различия данных понятий, поставим задачу выявления сущности хорошего образования или, по другому, образования как такового. Понятно, что хорошее образование способствует процессу успешного вхождения парня в социум.

Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС

Данный процесс, именуемый конструктивной социализацией, при рассмотрении с точки зрения педагогического и социологического нюансов, как нам представляется, поможет открыть новые стороны социальной адаптации молодежи в условиях общества риска и определить перспективу социальных преобразований.
Выбор понятия образование, одного из трех обозначенных в наименовании статьи обоснован логикой рассуждений, опирающейся на факт большей популярности этого понятия в гуманитарных науках если сравнивать с понятием воспитание и с более поздним по рождению — социализация.

Приоритетность определяется и тем, что понятие образование более универсально: к примеру, есть масштабные международные проекты по появлению единого образовательного пространства, например европейская программа ТЕМПУС. Понятно и то, что сложившийся в сегодняшней мировой педагогике подход к феномену образование при пристальном к нему отношении пока остается односторонним, и обнаружить смысл феномена как понятия, отражающего наиболее значительные свойства самости образования, может быть только осмыслив его с позиций философской теории и методологии.

Философский подход к появлению должен проистекать, как нам представляется, из истории функционирования данного феномена, являющего себя и называемого умыслом бытия. В то же время образование есть категория, с той точки зрения, что ею что-то отмечается, открывается. «Такое открытие», по М. Хайдеггеру, «обнаружение, происходит через слово, потому как это последнее ословляет определенную вещь — во-
обще нечто сущее — в том, что она (оно) есть, именуя ее как такую-то и так-то существую-щую»5.

Безусловно, мы согласны и с тем, что образование есть категория, обнаруживающая наименование сущего в «нюансе того,
чем сущее как таковое по собственному устройству
Исходя из интерпретации «широкого» или «узкого» представления о феномене в рамках его функциональности и сущностных параметров, определим наиболее важные свойства самости как некоего социального явления.

Под образованием в широком смысле нами понимается взаимное действие не только 2-ух сторон (в рассматриваемом случае — учителя и ученика), но и более многозначный спектр данного явления: прежде всего его историчность, потому что ведущая тенденция историчного развития и определенная сущность того либо другого общественного устройства формируют реальное содержание факта образования, обусловливая в общем его как некую закономерность. Тут связываются вместе сущность человека, его деятельность, практика по освоению и преобразованию природы и общественной среды.

Образование в узком смысле нами определяется как нечто, которое связано с субъективной стороной процесса, в котором задействован индивид с его качествами человека разумного (и в этом узком смысле образование не похоже обучению, воспитанию, так как конкретному «обучению» подвержены и некоторые представители животного мира). Индивид выступает субъектом образования, это определяется родовой сущностью человека, его субъективностью: потребностью, интересами, волей, способностями к мышлению, выработке умозаключений, понятий и т.д.

К широкому пониманию сущности образования можно отнести, к примеру, обозначение Гердера7, который объясняет это явление как «возрастание» человека к человечности, или гегелевское осмысление образования, исходящее от индивида как единичного и ориентированного на «повальное». Образование, по Гегелю, — «преодоление природного человеческого состояния, а поэтому оно считается ничем другим, как освоением "чужого" и
выходом ко всеобщему.

Самосознание может достигать власти над миром лишь благодаря образованности»8. Образование — «делание человека» духовным существом во всех отношениях, со стороны человека это жертвование «особым» ради всеобщности.

Образование есть нахождение себя в «другом», в «овладении духом как заданной субстанцией».
Аналогичным образом, ввести понятие образования в разряд философской идеи, именующей собой то, что философии по самому ее существу надлежит осмыслить, — значит увидеть в феномене не только понятие, но и общественное явление (его представленность в широком и узком смыслах) как объективно-субъективную деятельность.

В данной связи можно сказать, что пространство взаимного действия образования в узком и широком смыслах — это сфера образования, а социализация — один из сегментов этой сферы или какая-то одна сторона процесса образования, обращенная к социуму. В области образования происходит соединение внутреннего субъективного и внешнего справедливого миров, и ее можно представить как форму жизни, в которой происходит рождение человеческой личности.

Конкретно она обладает культурным пространством, в котором есть прекрасные условия для рождения личности. Практически, форма жизни — это компонент той культуры, к которой и принадлежит личность.

В философии «форма жизни» означает способ ценностной ориентации человека в процессе познания мира. Наиболее известна трактовка этого понятия в философской концепции Л. Витгенштейна, благодаря ей в каждой «форме жизни» ставится собственный показатель «движения правилам»9.

Формы жизни есть протофеномены любой культуры и одновременно этапы естественной (биологической) истории человека. Можно сказать, что философия — искусство созерцания границ естествознания, ее функции виделись Витгенштейну похожими на функции «трансцендентальной критики» И. Канта, но без его регулятивных идей «чистого разума», потому как они, понятно, не подпадают под формулировку «форма жизни».

С программным  обеспечением-
зиций подобного подхода «образование суть форма жизни» и данный феномен можно представить в широком смысле. Социокультурный аналог образования тут налицо, и в дело вступает отличие «внешнего» и «внутреннего».

«В образовании, — пишет К. Ясперс, -как форме жизни, его стержень — дисциплина в качестве умения думать. А среда образованность — в качестве знаний.

Его материалом служат созерцание образов прошлого, познание как нужно важные воззрения, знание вещей и обладание языками» . Философ отмечает также, что в древности идея образованности первый раз была постигнута так, как она с той поры применялась, однако тем, «кто ее понимает», — выполняет он оговорку. «Все великие взлеты человеческого бытия, -по мнению Ясперса, — происходили на Западе при помощи соприкасания и размежевания с древностью. Там, где о ней забыли, наступило варварство» . Но важное для К. Ясперса — субъект образования, «материалом» для последнего являются способность к созерцанию, познанию мира и остальные свойства субъекта.

Образование в узком смысле определяется, по К. Ясперсу, как исходящее из мышления, знания, познания и владения языком, в отличии от внешнего, т.е. от тех обнаруживаемых взаимоотношений людей и вещей, которые выражаются как явления, представленные в виде взятого отдельно общественного института.
В работе М. Хайдеггера «Учение Платона об истине»12 образование рассматривается в смысле «развертывающего формирования» субъекта; оно «образовывает» (создает) его, исходя из предвосхищающего, соразмеренного определяющего вида, который зовется «прообразом».

Это даёт философу основание объяснять известную платоновскую притчу о пещере, сосредоточиваясь на созданье образования как деятельном процессе, чтобы через «наглядность» рассказанной истории «сделать зримым и познаваемым существо пайдейи (другими словами образования). Потому что находиться с детских времен в пещере, а потом подняться вверх, увидеть Солнце (образ того, в чем со-
стоит собственно сущее всего сущего) и опять вернуться в область изначального местопребывания значит прибегнуть к изменению всего человека» .
Поэтому, образование есть формирование индивида при руководствовании конкретным «образом», а конкретно перенесение человека из круга ближайших вещей, с которыми он сталкивается в «пещере», в иную область — «непотаенного».

Собственно как «непотаенное» М. Хайдеггер понимает греческое слово алетейа — истина13. Несомненно, философское понятие перехода из «потаенного» в «непотаенное» есть выражение деятельной сущности мышления, которая достигается всевозможными вариантами, также и образованием.

Остаточная цель образования, думает философ, — сущее, или истина.
М. Хайдеггер задаёт вопросы, что же смыкает «образование» и «истину»?

Ответ приводит к очень широкому толкованию феномена, так как пайдейя значит обращение человека к другой области, в отличии от того «круга вещей», с которыми он сталкивается с детских времен. «Это перенесение, — считает философ, — возможно лишь вследствие того, что все, прежде открытое человеку, и тот способ, каким оно было ему известно, выполняются иными. То, что считается человеку так или по другому непотаенным, и род этой непотаенности должны перемениться»15.

Непотаенность, или по-гречески алетейя, и есть истина. Для философского мышления это «значит соответствие между мыслительным представлением и вещью: аёаедиайо МеПейш й ге1»16.

По мнению М. Хайдеггера, если исходить из буквального смысла значений слов пайдейя и алетейя, то образование и истина сольются в сущностное единство. Образование, поэтому, — отвоевание истины у потаенного.

Ведь «пещера» и есть, хотя и открытое в себе, но в тоже время и ограниченное сводами с каждой стороны пространство, «закрытое землёй». Впрочем открытая в середине себя замкнутость пещеры с находящимися в ней и благодаря этому спрятанными ею вещами подразумевает и определенную простирающуюся сверху, в свете дня, непотаенность.

В то же
время помысленная греками в алетейе сущность истины — потаенная (искаженная и спрятанная) непотаенность — способна иметь связь с образом (другими словами истиной) вне света пещеры. «Где существо истины другое, не непотаенность или, как минимум, не вызвано ею, там "притча о пещере" не мо-
жет претендовать на наглядность» .
Аналогичным образом, акт образования — это необъективный акт, который состоит в том, чтобы увести людей от их непотаенного и привести к непотаеннейшему. В этом заключены и самость образования, и его сущностная полнота.

Напомним, что с самого начала доступ к появлению лежит через рефлексию. Но тут рефлексия направлена не на отношение субъекта к объекту, а к субъективности субъекта.

Аналогичная рефлексия в качестве такового отношения есть уже обратное отношение мыслящего Я к мыслящему Я, другими словами мыслящего к мыслящему или мышления к мышлению. Если из этого исходить, мышление в факте образования высвечивает весь ход данного явления.

Конкретно такой ход, во-первых, собирает целое субъективности в ее развернутое единство; второе, в этом единстве мы обнаруживаем обратную сторону образования — ее объективность. Объект как бытие, хотя и опосредован рефлексией, считается неким внутренним движением мысли в объективные для человека сферы.

Движение выполняется в рамках закономерных противоречий, к которым, согласно нашей точке зрения, можно отнести разногласия между объектом и субъектом, субъектом и его увлекательной работой, образованием и идеей.
Субъективность образования заключена в сознании, мышлении ego, которое нечто представляет и относит (или соотносит) это представление к себе, собирает в себе, совершая движение как в середине себя, так и вовне, другими словами от субъекта к субъекту, с одной стороны, и субъекта к объекту, со второй.

Притом в обозначенных действиях субъект создает и воспроизводит собственную субъективность: продуцирует ее. Необходимо также выделить, что аналогичное продуцирование имеется потребность homo sapiens, конкретная объективными обстоятельствами.

Интересно в данной связи заявление М. Шелера, что образование — не «учебная подготовка к чему-то»: к профессии, специальности, ко всякого рода продуктивности. Напротив, появлению благообразно сформированного человека18 предшествует подготовка к «чему-то», лишенная всяких внешних «целей».

Образование, по Шелеру, — «назначение». Что в подобном подходе может означать термин «назначение»?

Прежде всего, назначение — предопределение человека к чему-то, назначение в данную сфера деятельности, какое может идти от сущности самого субъекта и среды, в которой он находится.

Уже ставя вопрос о человеке разумном, следует говорить об образовании как назначении. Впрочем М. Шелер не исчерпывается только таким подходом.

Эрдельтерьер. Порода собаки

Для философа образование — нечто духовное, происходящее из самого божества, из силы его и чистоты его дыхания. Человек в этом смысле как идеал есть «Целостное и Настоящее, Свободное и Благородное, раз он решил быть образованным».

Основное в образовании — процесс образования духа19.
Одновременно с тем образование как назначение и предопределение считается вполне здравым в связи с сущностью человека разумного, что в кратце было обозначено нами выше.

Метафизический нюанс М. Шелера важен для нас, во-первых, благодаря тому, что изменяет природу образования, делая его несопоставимо большим по масштабности феноменом, приравненным к космологии. В образовании как предопределении содержится, по мнению философа, соотношение микро- и макрокосмоса, выраженное в «зове назначения».

Второе, метод М. Шелера может настраивать на новые практические действия в области образования по принципу «бытие-в-мир», когда существо бытия обдумывается и вырабатывается так, как требует этого и слово, и дело. Тут мы делим с философом мнение про то, что лишь от бытия могут прийти знамения тех назначений, которые станут
«законом и правилом для людей» , потому как человек, экзистируя в истине бытия, послушен ему.

Исходя из описанного выше, понятие воспитание или педагогическое влияние на личность — это прямое воздействия среды, также влияние воспитателя на вос-питуемого. Такое влияние определяет назначение, оказывает влияние на жизненный выбор личности, но зависит от степени взаимного действия «учитель-ученик».

В данном случае самовоспитание — процесс самосовершенствования найден внутренней интенцией и выражает скрытую, субъективную сущность образования и считается, по сути, образованием в «узком» смысле. Тогда социализация — влияние макросоциума на личность, движение от бытия, т.е. влияние опосредованное.

Поэтому, воспитание и социализация, по смыслу, понятия очень узкие, чем образование, так как представляют характеристики некоторых сторон образовательного процесса. Уточним, что понятие социализация, являясь концентрированным высказыванием общественной функции образования, не подменяет его по смыслу, а открывает образование на основании связи «общество-личность» и регистрирует динамику взаимного действия микро- и макрокосмоса.

Аналогичным образом, понятие образование есть обозначение явления личностно-социального, и в отношении к понятиям воспитание и социализация оно первично. Образование — это философская категория, обнаруживающая наименование сущего, что, по завершению, выполняет образование хотя и сходным с 2-мя иными тезисами, но -приоритетным в отношении к ним.

В данной связи задача построения самой лучшей модели социализации молодежи на основании проведенного анализа может быть решена лишь при условии целостности сферы образования.
Выполнено в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (ГК№ 02.740.11.0592).

АМСТАФФ и БОКСЁР ПОДРАЛИСЬ / Dogs had a fight.Amstaff and boxer

1 См.: Керимова Т.В. Человек риска.

Социально-философские проблемы / Т.В. Керимова. М., 2009; Молодежь в обществе риска / В.И.

Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс; Ин-т соц.-полит. исслед.

2-е изд. М., 2003.

2 См.: Человек- наука- гуманизм: к 80-летию со дня рождения академика И.Т.

Фролова / Отв. ред. акад. А.А. Гусейнов.

М., 2009.
3 См.: Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф.

Голованова. СПб., 2004. С.5.

4 См.: Голованова Н.Ф. Указ. соч.

С.30-31.
5 Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993.

С.83.
6 Хайдеггер М. Указ. соч.

С.87.

7 Гердер И.-Г. Избранные сочинения / И.-Г. Гердер.

М.; Л., 1959. С.286-288.
8 Гегель Г.В.

Феноменология духа / Г.В. Гегель. М., 1959.

С.356.
9 См.: Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн.

М., 1958; Витгенштейн Л. О достоверности / Л. Витгенштейн // Вопр. философии. 1984. №8.

С.142-149; Лекции об этике // Историко-философский ежегодник / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова.

М., 1989.
10 Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс.

М., 1991. С.358.
11 Ясперс К. Указ. соч.

С.359.
12 Хайдеггер М. Учение Платона об истине / М. Хайдеггер // Время и бытие.

М., 1993. С.350.

13ХайдеггерМ.

Учение Платона. С.350.

14 Friedlaender P. Platon: in 3 bd. / Р. Fiiedlaender. Berlin, 1954.

Bd.1. S.233-237.
15 Хайдеггер М. Учение Платона.

С.351.
18 Шелер М. Формы знания и образование / М. Шелер // Человек. 1992. №5.

С.64.

20 Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993.

С.218.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *