Разница между тезисами и конспектом

 

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

Разница между тезисами и конспектом

Человек, который занимается научной работой, может в письменном виде закрепить какую-либо информацию — к примеру, в рамках курсовой работы или доклада, в виде тезисов либо же конспекта. Что собой представляют тот и другой формат отражения данных?

Что собой представляют тезисы?

Под тезисами принято понимать:

  • детали материала статьи — составляемой экспериментатором или ученым, которые отражают ключевые ее мысли;
  • список находящихся в научной статье предположений, которые могут быть потом доказаны или опровергнуты.

Тезисы, в основном, базируются на своих изысканиях автора. Материалы, составляемые на их основе, в большинстве случаев достаточно детально отражают подход автора к той либо другой проблеме.

Тезисы, входящие в документ, могут писаться в согласии с индивидуальным планом.

Они могут быть по структуре обычными и непростыми, по степени важности — основными и второстепенными.
Для того чтобы отразить в авторском тексте (к примеру, в научной статье) факты, раскрывающие подробности по тезисам, а еще, как вариант, дополнить ее подтверждениями, нужно превратить соответствующую работу в конспект.

Рассмотрим, как она станет смотреться в данном случае.

Что собой представляет конспект?

Под конспектом принято понимать:

  • источник, собой представляет короткий пересказ иного материала (к примеру, лекции в университете);
  • документ, который, так же как и тот, что содержит тезисы, может включать авторские предположения — но восполненные доказательными элементами (данными статистиками, формулами, результатами измерений), а еще фактами, детально раскрывающими ключевые мысли, изложенные в тезисах.

Разница между тезисами и конспектом

Конспект, аналогичным образом, бывает полностью авторским либо же основанным на мыслях иного человека — к примеру, преподавателя университета.

Как и тезисы, он может составляться в согласии с индивидуальным планом.

Сравнение

Основное отличие тезисов от конспекта в том, что первые, в основном, носят авторский характер. Плюс к этому, они могут отображать лишь предположения — которые в ходе последующего исследования не всегда подтверждаются.

Конспект, со своей стороны, может составляться его автором на основе мыслей остальных людей. Также в большинстве случаев он, по существу, собой представляет расширенный вариант статьи с тезисами — однако уже доказанными.

Наблюдается разница между рассматриваемыми типами источников данных также и по содержанию. Тезисы — это, в основном, ключевые мысли более масштабного текста.

Конспект может быть кратким пересказом части материала — необязательно, что это будут ключевые мысли данного источника. Однако не исключен вариант, при котором тезисы составляются на базе конспекта.

В данном случае они будут отображать ключевые мысли, имеющиеся в нем.
Определив, в чем разница между тезисами и конспектом, зафиксируем основные выводы в таблице.

Задание. Подберите статью из периодической педагогической печати

Подберите статью из периодической педагогической печати. Со­ставьте назывной план.

Применяя план как основу, составьте тези­сы. Представьте работу в следующей форме:
Конспектирование.

В русском языке немало слов, корень кото­рых начинается со слога «кон».

К примеру: контекст, конспект, конверт, идея и др. В данных словах «кон» несет смысл сжатия, сближения, средоточения чего-то в чем-то; «кон» значит нача­ло, предел, сужение пространства действий.

Богатый папа бедный папа — Роберт Кийосаки | ОпытХ | Обзор книги

В этом сужении, пре­дельном сокращении, свертывании информации и заключен глав­ный смысл конспекта. Конспект определяется как Краткое изло­жение, запись какого-нибудь сочинения, лекции, речи [2].

Конспект — это неполная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, обязаны быть показаны ключевые положения тек­ста, которые если понадобится восполняются, аргументируют­ся, иллюстрируются одним или 2-мя очень яркими и одновременно краткими примерами.

Конспект может быть кратким или детальным. Вы можете сберечь без изменения предложения кон­спектируемого текста или применять прочие, более сжатые фор­мулировки. ‘
Конспект необходим, чтобы:
— выучится перерабатывать любую информацию, передавая ее
в сокращенном виде;
— выделить в письменном тексте самое нужное и необходимое
с целью решения учебной или исследовательской задачи;
— создать модель проблемы (понятийную или структурную);
— облегчить запоминание текста, упростить овладение специ­
альными терминами;
— собрать информацию для написания намного сложной работы
(доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).
Итак, конспектирование считается одним из продуктивных спо­собов сохранения главного содержания прочитанного текста. Вы уже знаете, что и тезисы помогают хранить основное содержа­ние текста.

Каковы отличия между ними?
Отличия между тезисами и конспектом

Конспект Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними. Хранит линии деления текста на части, свойственные оригиналу. Составляется с целью сохране­ния в памяти. Сжимает, «уплотняет» оригиналь­ный текст.

Содержат ключевые мысли ав­тора текста в форме утвержде­ния или отрицания. В каждом положении заключа­ется одна мысль.
Служат для сохранения в памя­ти и как основа для споры. Выделяются, «вынимаются» из текста.
Отличают 4-ре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный.
Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана отвечает конкретная часть конспекта.
Тематический конспект составляется на основе ряда источни­ков и собой представляет более подробный ответ на постав­ленный вопрос.
Текстуальный конспект состоит преимущественно из цитат статьи или книги.
Свободный конспект в себя включает выписки, цитаты, тезисы.
• Сделать в тетради для конспектов широкие поля.
• Написать исходники источника, конспект которого
будет составляться.
• Прочесть весь текст или его фрагмент — параграф, главу.
• Выделить информативные центры с большим вниманием прочитанно­
го текста.
• Рассчитать основные положения, выразить их собственными
словами и записать.
• Доказать отдельные положения цитатами или примерами
из текста.
• Можно выделять части текста, выделять главную
мысль, основные слова, применяя разнообразные цвета маркеров.
• Широко применять поля конспекта: на полях можно запи­
сывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возни­
кающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений со­
курсников, выводы и дополнения преподавателя. Также, на
полях проставляют знаки, разрешающие быстро ориентироваться
в тексте, к примеру: ! — важно; е1с — и т.д.; ех — к примеру; ? —
сомнение, вопрос; ИВ — значимый теоретический материал; Р8 —
приписка, написанная после; А — ново; ? — выучить; и др.
• Вносить в конспект во время семинарских занятий исправле­
ния и уточнения.
• Объем конспекта не должен быть больше одну треть начального
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент выполняет вид, что все знает; учитель выполняет вид, что верит ему. 9870 —

| 7532 —

или читать все.

Тезисы и конспект, их отличие от плана (Занятие 4)

Способность законспектировать статью или лекцию, выделить и закрепить тезисы собственного или чужого высказывания, как и способность разработать план, относится к числу самых важных практичных способностей, которыми нужно овладеть учащимся начальной школы. И на занятиях по факультативному курсу, и на классных занятиях, и в практической деятельности после завершения школы учащимся неоднократно нужно будет столкнуться с необходимостью глубоко и прочно запомнить содержание какой-нибудь статьи, книги, приготовить самостоятельное публичное концерт и т. д.

В этих всех случаях способность законспектировать прочитанное или закрепить ключевые положения грядущего высказывания в форме тезисов окажет им большую помощь.
Если учесть, что на факультативных занятиях учащиеся начальной школы будут выступать с сообщениями и докладами и им понадобятся названные умения, мы включили знакомство с конспектированием и тезированием в план первых занятий по факультативному курсу.

Познакомить учащихся с тезисами и конспектом; открыть характерности тезисов и конспекта как разновидностей сжатого изложения; заложить фундамент для формирования у учащихся начальной школы способностей тезирования и конспектирования.
Вступительное слово учителя.

Известно, что прочитанное намного лучше усваивается и понимается, если процесс чтения сопровождается конспектированием (составлением конспекта, т. е. краткого, сжатого письменного изложения содержания читаемого) или тезированием (записью тезисов — главных положений книги, статьи). Беглое, поверхностное и невнимательное чтение не принесёт пользы, не обогатит ваших знаний.

Чтение — это серьезный креативный труд. "Без известного самостоятельного труда, — писал В. И. Ленин, — ни в одном важном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину" (Поли. собр. соч., т. 23, с. 68).
Известно также, что даже большие ученые и прославленные ораторы подробно разрабатывали план и тезисы собственных общественных выступлений.

Составление развернутого плана и тезисов освобождает от надобности записывать собственное концерт полностью, во всех деталях, чтобы потом, не отрывая глаз от написанного, читать текст. Продуманный план и тезисы предоставляют живое общение с аудиторией, контакт со слушателями, а в этом — пол успеха оратора или лектора.

На занятии мы познакомимся с тезисами и конспектом, рассмотрим их отличие от плана и выполним некоторые практические процедуры.
Чтение учащимися раздела "Тезисы и конспект".

Чтобы узнать, как ученики усвоили о чем статья, преподаватель предлагает им дать ответ на следующие вопросы:
1) Зачем необходимо уметь составлять тезисы и конспектировать?

2) Что мы называем тезисами и как отличаются тезисы от плана?

3) Что такое конспект? Чем отличается конспект от тезисов?

Практические процедуры. Упр.

16 (сравнение плана, тезисов и конспекта начала статьи В. Г. Белинского "Письмо к Гоголю") делается коллективно под управлением учителя.

Заранее учащиеся начальной школы знакомятся с краткой пояснительной статьей.
Сначала читается формулировка 1-го пункта плана, потом в тексте статьи В. Г. Белинского выделяется часть, соответственная этому пункту.

Ставится, что формулировка плана: "Причина гневной оценки Белинским книги Гоголя" — только указывает на содержание подобающей части "Письма", однако не открывает его.
Дальше читается тезис.

Выполняется вывод: в тезисе сформулировано основное положение, доказываемое в этой части текста, содержится ответ на поставленный в плане вопрос.
Сравнение конспекта со статьей приводит учащихся к выводу, что в конспекте в сжатой (обобщенной) форме изложено основное содержание первого абзаца статьи, сохранена его главная мысль и употреблены слова В. Г. Белинского.

Это помогает передать характерности языка статьи. (Если преподаватель увидит, что учащиеся начальной школы легко справляются с заданием, он может предложить последующий анализ сделать своими руками.)
Упр.

17 (сравнение плана и тезисов к сочинению "Характеристика Простаковой") делается учащимися своими силами. Они устанавливают, что тезисы намного точнее раскрывают общие положения, сформулированные в плане, и содержат некоторый практический материал.

Так, тезис к 1-му пункту плана определит его формулировку, тезисы к 2-му и 3-му пунктам содержат практический материал, применяя который можно намного точнее открыть данные пункты плана.
К упражнению с текстом статьи В. Г. Белинского "Сочинения Александра Пушкина" (упр.

18) ученики подготовлены работой по анализу статьи "Письмо к Гоголю". Благодаря этому задание следует предложить для самостоятельного выполнения, разбив учащихся и а 4-ре группы.

Упр. 19 (составление тезисов устного выступления) делается учащимися к следующему занятию, на котором можно послушать одно-два сообщения.

Революция романтичная (тезисный конспект). Разница между тезисами и конспектом

Человек, который занимается научной работой, может в письменном виде закрепить какую-либо информацию — к примеру, в рамках курсовой работы или доклада, в виде тезисов либо же конспекта. Что собой представляют тот и другой формат отражения данных?

  • детали материала статьи — составляемой экспериментатором или ученым, которые отражают ключевые ее мысли;
  • список находящихся в научной статье предположений, которые могут быть потом доказаны или опровергнуты.

Тезисы, в основном, базируются на своих изысканиях автора. Материалы, составляемые на их основе, в большинстве случаев достаточно детально отражают подход автора к той либо другой проблеме.

Тезисы, входящие в документ, могут писаться в согласии с индивидуальным планом.

Они могут быть по структуре обычными и непростыми, по степени важности — основными и второстепенными.
Для того чтобы отразить в авторском тексте (к примеру, в научной статье) факты, раскрывающие подробности по тезисам, а еще, как вариант, дополнить ее подтверждениями, нужно превратить соответствующую работу в конспект.

Рассмотрим, как она станет смотреться в данном случае.

Что собой представляет конспект?

Под конспектом принято понимать:

  • источник, собой представляет короткий пересказ иного материала (к примеру, лекции в университете);
  • документ, который, так же как и тот, что содержит тезисы, может включать авторские предположения — но восполненные доказательными элементами (данными статистиками, формулами, результатами измерений), а еще фактами, детально раскрывающими ключевые мысли, изложенные в тезисах.

Конспект, аналогичным образом, бывает полностью авторским либо же основанным на мыслях иного человека — к примеру, преподавателя университета. Как и тезисы, он может составляться в согласии с индивидуальным планом.

Сравнение

Основное отличие тезисов от конспекта в том, что первые, в основном, носят авторский характер. Плюс к этому, они могут отображать лишь предположения — которые в ходе последующего исследования не всегда подтверждаются.

Конспект, со своей стороны, может составляться его автором на основе мыслей остальных людей. Также в большинстве случаев он, по существу, собой представляет расширенный вариант статьи с тезисами — однако уже доказанными.

Наблюдается разница между рассматриваемыми типами источников данных также и по содержанию. Тезисы — это, в основном, ключевые мысли более масштабного текста.

Конспект может быть кратким пересказом части материала — необязательно, что это будут ключевые мысли данного источника. Однако не исключен вариант, при котором тезисы составляются на базе конспекта.

В данном случае они будут отображать ключевые мысли, имеющиеся в нем.

Определив, в чем разница между тезисами и конспектом, зафиксируем основные выводы в таблице.

Таблица

Тезисы Конспект
Что общего между ними?
Конспект может быть расширенной версией документа с тезисами, которая восполнена доказательными формулировками
Тезисы могут писаться на основе конспекта — как его ключевые мысли
В чем разница между ними?
Содержат предположения автора, не сопровождающиеся подтверждениями, — другими словами потенциально опровергаемые В основном, содержит факты, сопровождающиеся подтверждениями — в виде формул, статистики, измерений
Могут отображать ключевые мысли более массивного текста Может быть кратким пересказом части более массивного текста
В основном, составляются конкретно автором текста (если даже они написаны на основе конспекта, имеющиеся в нем мысли в большинстве случаев интерпретируются автором) Может быть построен на мыслях остальных людей (к примеру, преподавателя в институте) и не интерпретироваться автором

Есть несколько типов переработки, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.
Уменьшать текст можно любыми способами :
1) убрать отдельные его части (подходящие конкретным пунктам плана);

2) уменьшить пересказ, изложение каждой части;
3) заменить развернутые предложения намного простыми.

При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка:

1) разработайте детальный план и отметьте части (пункты), которые можно уменьшить;
2) во всех частях выдилите основное, которое остается оставить;

3) сделайте более короткими предложения.

Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены основные слова.
План – выделение и формулировка главных мыслей, вопросов, которые следует открыть в высказывании (устном или письменном), их оглавление, методичное изложение.

Работа над планом позволяет построить создать умения и способности по обобщению материала, его группировке и систематизации.
Тезисы – это Краткое изложение главных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в своей формулировке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, нужно выучится искать основное в тексте, в каждой его части (чему вы учились при создании плана). Благодаря этому составление тезисов какого-нибудь текста лучше начинать с составления плана этого текста.

Каждый тезис в отличии от соответствующего пункта плана не просто называет какую-то определенную часть текста, озаглавливает ее, а очень кратко излагает мысль, основное положение, заключенное в данной части .
Тезисы – один из самых сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы упрощают работу над докладом, рефератом.

Способность уменьшать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта.
В чем отличие конспекта по сравнению с другими видами сокращения текста?


План – это самая короткая форма изложения текста, его закономерная схема в виде коротких формулировок; тезисы – ключевые положения текста, в них кратко, но четко выделены и сформулированы основные мысли автора по тому или другому вопросу.
Конспект – это Краткое письменное изложение текста.

Это особенный вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения источника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает места побольше, чем тезисы и особенно план.

Отличают следующие в иды конспектов : план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схема­тический.
План-конспект – э то сжатый в форме плана пересказ прочи­ танного или услышанного.


Характеристика конспекта: краток, прост, бы­стро составляется и запоминается; учит подбирать основное, четко и логично объяснять мысли, позволяет построить запомнить материал еще в процессе его изучения. Все это выполняет его необходимым при быстрой подготовке доклада, выступления.

Впрочем работать с ним через определенный промежуток времени сложно, так как плохо восстанавливается в памя­ти содержание материала.
1. Разработайте план прочитанного текста или вос­пользуйтесь готовым.

2. Разъясните коротко и доказательно каждый пункт плана, подберите разумную и эффективную форму записи.
3. Сформулируйте и запишите вывод.

Текстуальный (цитатный) конспект — это конспект, созданный из отрывков подлин­ ника – цитат.
Характеристика конспекта: выстраивается из выска­зываний автора, из изложенных им фактов; применяется для работы с источником; к нему можно обращаться много раз.

Од­нако он не способствует активной мыслитель­ной работе, в основном, служит только иллю­страцией к изучаемой теме.
В учебных целях студентами широко применяются такие разновидности записей, как план, тезисы, конспект.

План – очень короткий вид записи.

В нем только перечисляются вопросы, освещенные в выступлении, в книге.
При создании плана нужно поделить текст на части и поймать связь между данными частями.

К каждой части ставится вопрос (вопросительный план) или дается оглавление в виде короткого назывного предложения (назывной план). Если предложения взяты из текста, план именуется цитатным.

Формулируя заголовки, нужно взвесить содержание каждой важной части, найти ее главную мысль. При создании сложного плана текст разделяется на большие части, а каждая часть – на более мелкие.

Тезисы – коротко сформулированные ключевые положения текста.

Они передают ключевые положения текста в той логической очередности, которая ведет к подтверждению главной мысли, но может не совпадать с последовательностью изложения материала в тексте. Для составления тезисов нужно, прежде всего, с большим вниманием прочесть текст, рассчитать его содержание, найти проследить основные положения.

Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена собственными словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли сменяется).
Конспект – самая развернутая форма записи.

Конспект должен подходить плану текста.

Благодаря этому сначала составляется план, а потом пишется конспект. Из каждой части текста пишутся те мысли, факты, которые раскрывают смысл теста, его заголовок.

Детали при котором опускаются.

Контрольные вопросы и задания
При помощи слов человек называет предмет, явления реальности, благодаря этому главной функцией слова в языке считается назывная, или номинативная функция. Особенно четко номинативная функция слова выявляется тогда, когда слово называет определенный предмет, который можно заметить, потрогать и т.п., т.е. собственно предмет в строгом смысле этого слово называет определенный предмет в строгом смысле данного слова: “книжка”, “речка”, “огонь” и др.

Впрочем назывная функция выполняется словом и тогда, когда именуемый предмет, явление, признак нельзя почувствовать при помощи пяти органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) : “сомнение”, “мысль”, “прогресс”, “знание”, “единство”. Данные слова именуют отвлеченные понятия.

Одно из неотъемлемых параметров человеческого мышления – способность к обобщению и абстракции. Абстракция – это выделение значительных, важных закономерных признаков предметов и явлений реальности и отбрасывание случайных, незначительных признаков.

Наблюдая много однотипных предметов, к примеру, рыб, человек видит, что, не обращая внимания на ряд различий (в цвете, размере, форме, характере движений, поведении т.п.), между всеми рыбами есть нечто общее: то, что рыбы живут в водной массе и дышат жабрами. Установив это общее, присущее всем рыбам, человек узнал целый класс рыб.

Случился процесс абстракции. Благодаря процессу абстракции в человеческом мышлении появляются понятия.

Понятие – это мысль, закрепляющая в сознании человека значительные признаки некоторых явлений, предметов реальности.

Слово способно назвать не только данный, определенный, сейчас, ощущаемый предмет, но и понятие. Так, словом стол мы называем не только тот стол, за которым в этот момент сидим, но и всякий стол вообще.

Способность слова именовать понятие – не менее важная особенность языка как средства общения. Без данной способности само существование языка было бы нереально, также как без абстракции, без способности образовать понятие не было бы человеческого мышления.

В действительности: на земном шаре нескончаемые много некоторых предметов – людей, деревьев, рек, книг… Если бы для наименования каждого определенного предмета (а их миллиарды миллиардов) понадобилось бы индивидуальное слово, объем лексики любого языка расширился бы бесконечно: необходимы были бы миллиарды слов, и общение стало бы почти-что невозможным, из-за того что не смог никто бы усвоить столько слов. Но потому как слово может именовать понятие, постольку лексика любого языка состоит из относительно небольшого количества слов, благодаря которым мы называем предметы, их признаки, действия, отвлеченные понятия, кол-во предметов, т.е. все явления находящейся вокруг нас реальности.

1. Прочитайте первый абзац текста.
а) Поищите словосочетания, важные для главного содержания данного абзаца.

Какая главная функция слова?
в) О чем говорится в 1-м абзаце?

Напишите ответ, употребив речевые образцы: В абзаце идет речь о … .
Главная мысль абзаца сводится к следующему … .
2. Прочитайте второй абзац текста.

а) Выпишите словосочетания, важные для главного содержания данного абзаца.
в) Сформулируйте 3-ий абзац текста.

3. Прочитайте 3-ий абзац текста.
Как происходит процесс абстракции?

в) Сформулируйте ключевой тезис абзаца.

Прочтите четвертый абзац текста.
а) Выпишите опорные словосочетания.

в) Сформулируйте основное положение 4-го абзаца.
5. Прочитайте пятый абзац текста.

а) Выпишите опорные словосочетания.

Какая роль способности слова именовать понятие и что было бы, если бы каждый предмет имел собственное название?
в) Сформулируйте главную мысль 5-го абзаца.

Сопоставьте вопросы, данные к абзацам и план текста.

Запишите в форме тезисов сформулированные вами ключевые положения текста.
7. Пользуясь планом, перескажите текст.

9. Выявите в тексте предложения, не несущие основные данные. Удалив из текста эти предложения, сократите его.

Запишите сокращеный вариант текста (конспект).
Выберите статью по интересующей Вас проблеме из научного (научно-популярного) журнала по собственной специальности.

Составьте развернутый (сложный) план и тезисы данной публикации.

Выберите в специализированном научном журнале статью об интересующей Вас проблеме. Коротко запишите ключевые положения.

Пользуясь этой записью (кратким конспектом), передайте содержание данной публикации.

Глава 3. Текст как ведущая единица словесной коммуникации
Текст – можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью очередность речевых единиц: высказываний, трудных синтаксических целых, частей, разделов и.т.д.
Рассмотрим важные признаки текста, осмысление которых важно для развития способностей связной речи.

1. Тематическое единство текста.

Оно выражается в том, что все детали текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и ключевой мыслью высказывания.

Проанализируем следующий текст- отрывок из романа М.О. Ауэзова «Путь Абая»:
«Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится недалеко от зимовки Кодара.

По ее лесистым склонам, покрытом богатейшей растительностью, течет кипучая речка.

Тал, осина, кривая горная береза стоят тут в пышном костюме полного расцвета. Тут сочные пастбища, привольные места.

С давних пор обосновавшиеся тут бокенши и борсаки никому не уступали их».

В тексте, состоящем из 47 слов, слово Карашокы применяется лишь единожды, однако у нас понятно в том, что речь идет собственно о вершине Карашокы. Такую уверенность нам придаёт потребление взамен предмета речи (Карашокы) соотносительных с ним местоименных слов «ее», «тут».

Повторяемые слова, постепенно проводимые через тот или другой ряд предложений, «сшивают» этот ряд предложений в одно целое.
Тематическое единство текста находит выражение в заголовке, который означает предмет высказывания или коммуникативную установку автора.

Заголовок , его наличие или вероятная его возможность – один из значительных признаков текста, с этим признаков связан другой – законченность текста . В приведенном как пример тексте нет заголовка, но заголовок несложно выразить: «Вершина Карашокы».
Обозначение темы очень часто содержится в начальном предложении (в начальных предложениях).

Так, в первом предложении рассматриваемого текста «Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится недалеко от зимовки Кодара» уже отмечен предмет высказывания – в этом предложении употреблены слова, которые конкретно связаны с темой. Последующий отбор языковых средств связан с появлением мысли, выражаемой в первом предложении, т.е. обусловлен темой текста и коммуникативной установкой автора – задачей сообщения, ключевой мыслью (идеей) высказывания.

Наш текст собой представляет эстетическое описание, делает основную функцию – создание образной картины природы. Этому помогает выбор конкретных языковых средств.

В первые 2-ух предложениях дается общая картина природы.

Однако в третьем предложении увеличивается большой план пейзажа перечислением существительных, обозначающих названия деревьев в форме единственного числа. Текст не просто совокупность предложений, сумма предложений, а целостное не простое образование .
2.

Наличие в тексте взаимообусловленных частей. В тексте – в зависимости от его величины – можно отметить главы, разделы, не простое синтаксическое целое (сверхфразовое единство, смысловой кусок).

В письменной речи части текста, в основном, графически выделяются.

В устной речи они могут обозначаться больше или меньше существенными по продолжительности паузами. Любая из названных частей (частей текста), обладающая собственной особенной темой хранит смысловую самодостаточность и завершонность при извлечении из текста.

Очень маленьким текстом считается не простое синтаксическое целое.
3.

Не простое синтаксическое целое (ССЦ) – этосочетаниенесколькихпредложений, объединенных по смыслу и синтаксически.
В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (главная разработка темы), концовка (остаточная часть).

Данные части текста соотнесены между собой, т.к. в любой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. В нашем тексте можно отметить одну микротему: Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится недалеко от зимовки Кодара.

Мысль этой микротемы выражается в одном предложении. Микротема (как часть текста) состоит и из большего количества предложений.

Это связано не только с предметом высказывания, но и с величиной текста, в котором она раскрывается.

Части текста размещены в логической очередности один за другим, как в анализируемом тексте, где нереально переставить никого из имеющихся в нем частей.
4. В организации текста большую роль играют очень часто применяемые два способа связи , которые определяются как цепная и параллельная .
Цепная связь — структурное сцепление предложений, постоянное движение мысли от одного предложения к иному выполняется в большинстве случаев через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и разворачивания его в дальнейшем.

Основными фондами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.
Техника составления конспекта_____________________12
О показателях отличного конспекта___________________14
Мы истинно свободны, когда сберегли
своими силами, когда необходимость
не заставляет нас оберегать
навязанные и, в определенном роде,
Одна из главных задач учебного процесса сегодня — обучить студентов работать своими силами.

Обучить учиться — это означает развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, ежедневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе.
Одним из шагов к решению таких задач считается формирование у студентов умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные.

Для лучшего запоминания и усвоения прочитанного имеется множество путей. Самый эффективный из них – ведение записей.

Значение этого способа состоит, во-первых, в том, что читатель применяет не только зрительную память (иногда – и слуховую, когда чтение происходит вслух), а так же и двигательную; второе, и это основное, запись (если она не сводится к переписыванию) собой представляет креативный процесс, поскольку при этом происходит анализ прочитанного, определяется, что в нем важно и как в сжатой форме передать мысли автора.
Есть несколько форм ведения записей.

Было бы неправильным советовать только какую-либо одну из них. Выбор будет зависеть не только от индивидуальных свойств человека, его опыта, параметров памяти.

Не меньшую играет роль назначение записи: для выступления на семинаре, для беседы или лекций, для подготовки курсовой или дипломной работы и т.п.
Ключевые формы записи – план, выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.

П Л А Н это наиболее короткая форма записей прочитанного, сводящихся к списку вопросов, рассматриваемых в книге, статье, нормативном акте и т.д. План в большинстве случаев открывает логику подачи автором материала, способствует хорошей ориентации в содержании прорабатываемого литературного или законодательного источника.

В Ы П И С К И – это либо цитаты (буквальное воссоздание того либо другого отрывка изучаемого юридического источника, содержащего значительные мысли автора, отличительные факты, статистические материалы), либо Краткое, близкое к дословному, изложение подобных мест.
Т Е З И С Ы – это сжатое изложение положений прочитанного или подготавливаемого выступления.

Они дают возможность обобщить материал, показать смысл его в кратких формулировках.
А Н Н О Т А Ц И Я это Краткое обобщение содержания произведения.

Ею комфортно пользоваться, когда нужно сберечь лишь полное представление о юридическом источнике.

Для того, чтобы составить аннотацию, нужно полностью прочесть и глубоко рассчитать творение.
Р Е З Ю М Е короткая оценка прочитанного произведения.

Если аннотация коротко определяет содержание произведения, то резюме – его выводы, основные итоги.

Конспект (от лат. Conspectus – обзор) – это постоянная, закономерная связная запись, соединяющая план, тезисы, выписки или, как минимум, два из данных типов записи, — вот что такое конспект.

Романовы. Екатерина Вторая. Великая. Фильм Пятый. Документальный Фильм

Поэтому, одновремен­однако он должен содержать:

Систематичес­кая, логически связная запись — одно из ос­новных требований, которые предъявляются к конспекту по сути. Так, выписки с отдельными пункта­ми плана, если в общем они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, — это не конспект.

В силу такой характерности конспект в большей сте­пени, чем иные виды записей, объективен. Дру­гими словами, конспектом, написанным одним читателем, могут пользоваться прочие — он более универсален, чем другие виды записей.

Здесь мень­ше риска потеряться в чужих мыслях, чем во время работы с чужими записями иных типов (с вы­писками, планами и даже тезисами, уже не говоря о набросках для себя).
Из-за этой причины к конспектам можно успешно обращаться через несколько (или много) лет после их написания.

К примеру, конспекты работ по философии составляют на первом курсе института, однако они используют и через 5 лет — для подготовки к государственным экзаме­нам и в период сдачи экзаменов кандидатского минимума. Разумеется, конспекты при этом до­полняют новыми материалами, улучшают, уточняют.

Конспекты условно можно подразделить на 4-ре типа:
Здесь главное усвоить не названия типов кон­спектов (их можно именовать по-разному).

Нужно усвоить суть любого из них и их специфику.

Плановый конспект запросто получить с помо­щью заранее выполненного плана произве­дения. При этом план или собственно составля­ется для написания конспекта, или применяется прежде составленный в качестве самостоятельной записи.

Любому вопросу плана в такой записи отвечает конкретная часть конспекта. Впрочем там, где пункт плана не требует дополнений и объяснений, он не сопровождается текстом.

Это одна из свойств стройного, ясного и корот­кого плана-конспекта.
Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект — один из самых ценных, по­могает лучше запомнить материал еще в процессе его изучения.

Содержание книги крепится в памяти уже при разработке конспекта. Он учит пос­ледовательно и четко объяснять собственные мысли, рабо­тать над книгой, обобщая содержание ее в фор­мулировках плана.

Если книгу читали при помощи вкладных листков, то их можно взять за костяк грядущего конспекта.
Если есть наличие навыка конспект составляют очень быстро, он краток, прост и ясен по собственной форме.

Эти положительные качества делают его неза­менимым пособием при быстрой подготовке до­клада, выступления.
Но по проишествии времени с момента его написания работать с ним сложно, так как не всегда легко получается возобновить в памяти со­держание источника.

Значительную помощь тут окажут вкладные листки или метки в книге, созданные при ее чтении. По этой причи­не вкладные листки, на основании которых создается конспект, берегут.

Незамысловатым плановым конспектом явля­ется вопросно-ответный конспект.

В данном случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект даёт точные ответы.
В процессе разработки, а порой и при после­дующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим логическую структуру и связь некоторых положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена очередность изло­жения оригинала.

Текстуальный конспект — это конспект, со­зданный преимущественно из отрывков подлинника — цитат. Текстуальные выписки здесь связаны между собой цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект — великолепный источ­ник дословных высказываний автора, а еще приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность по­ложений автора или обнаружить спорные моменты, которые существенно сложнее найти по переска­зу — свободному конспекту.

В последнем варианте все равно понадобилось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о полезности использования текстуальных конспектов при изучении материа­лов для сравнительного анализа положений, вы­сказанных рядом авторов.

Не сложно догадаться, что текстуальный конспект во многих случаях — пособие, применяемое долгое время. Иногда, правда, такой кон­спект составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений.

Хотя при разработке текстуального конспекта и требуется определенное способность быстро и правильно выби­рать ключевые цитаты (способность делать выписки), данный тип конспекта не считается трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая тратится на написание его.
Серьёзный недостаток текстуального кон­спекта в том, что он не активирует резко вни­мание и память (если, разумеется, он заблаговременно не был призван стать пособием чтобы сравнить раз­ных точек зрения).

Данный недостаток особенно мо­жет проявиться, если конспект составляется на основе выписок, выполненных существенно до недавнего времени.
Происходит так, что экспериментатор написал кон­спект, а материала глубоко не провел анализ, не запомнил содержания произведения, не ус­воил его.

Ему помешало автоматическое пере­писывание цитат, которым он занимался в про­цессе первоначального чтения материала. Чита­телю могут помешать и выписки, созданные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге.

Your ads will be inserted here by

 

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

А сделать это было бы очень просто, если бы он своевременно привлек в по­мощь себе ссылочные страницы, вкладные лист­ки и др.
Иногда текстуальный конспект при после­дующей разработке его либо даже в процессе со­строения переходит в свободный конспект.

Свободный конспект сочетает выписки, цита­ты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.
Свободный конспект требует умения само­стоятельно четко и коротко формулировать основ­ные положения, для чего нужны глубокое осмысление материала, большой и активный за­пас слов.

Само составление данного вида конспек­та очень хорошо развивает вышеуказанные качества.
Можно сказать, что свободный конспект, по­жалуй, наиболее настоящий вид конспекта, если предусмотреть ту пользу, которую вынимают хотя бы уже из самого процесса его составления.

Он в высокой степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Тут читатель на деле демон­стрирует собственное способность широко применять все типы записей: планы, тезисы, выписки.

Забота здесь одна — понять, осмыслить, записать четко, логично.
Над свободным конспектом приходится мно­го работать — его не очень и просто составить.

Тематический конспект даёт больше или меньше подробный ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и иного материала, скажем, собственных же записей) на поставленный во­прос-тему. Благодаря этому он и стал называться тема­тического.

Характерность этого конспекта в том, что, создавая конкретную тему по ряду ис­точников, он может не отображать сколько-ни­будь полно содержания любого из применяемых произведений.
Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне продумывая ее, анализируя различные мнения на одинаковый вопрос.

Аналогичным образом, этот конспект делает легче ра­боту над темой при условиях применения не­скольких источников.
Создавая тематический конспект, иногда приходится привлечь собственный опыт, наблюде­ния, рыться в памяти, вспоминая мероприятие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы повстречали то либо другое необходимое вам положение.

Так понемногу можно приучить себя мобилизовы­вать собственные знания. Этому помогают рабочий каталог, картоте­ки, наконец, конспекты и остальные записи.

Можно применить говоря иначе обзор­ный тематический конспект.

В данном случае со­ставляется тематический обзор на конкретную тему, с применением одного или чаще несколь­ких источников.
К обзорному тематическому конспекту мож­но отнести и хронологический конспект.

Как гово­рит само наименование, вся запись подчинена хроно­логической очередности событий.
Хронологический конспект, в отличии от об­зорного, намного более короткий.

Разведопрос: Егор Яковлев и Михаил Попов о роли Ленина и Сталина в мировом коммунизме

Оформлении конспекта . Приступая к его составлению, указываются исходники конспектируемого источника: фамилию автора, наименование работы, год и место издания и т.п. Полезно также отмечать страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в книге необходимое место.

При конспектировании разрешается уменьшение слов, но требуется соблюдать известную меру. Сомнений не вызывает общеупотребительные сокращения: статья – ст., миллион – млн., год – г. и т.п.

Во многих случаях каждый составитель конспекта формирует собственные правила сокращения. Недопускаются сокращения в наименованиях и фамилиях.

В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, которые ему дают наглядность, помогают лучшему усвоению материала.

Для того чтобы выделить те либо другие места в собственных записях, можно применить: подчеркивание, реплики, краткие оценки. Очень часто применяются такие пометки: ! – полное согласие с тем, о чем говорится; ? – сомнение; !? – изумление, NB – очень важно; Y – самое основное.

Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения главного содержания, смысла какого-нибудь текста.
Результат конспектирования — запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с необходимой полнотой возобновить полученные данные.

Конспект если перевести с латыни значит «обзор». По сути его и составлять нужно как обзор, который содержит ключевые мысли текста без подробностей и второстепенных деталей.

Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитывается на самого автора и благодаря этому оказаться может малопонятным для остальных.
Для того чтобы выполнять такой вид работы, в каждом определенном случае нужно правильно решить такие задачи:

Определиться в общей композиции текста (уметь определить вступление, главную долю, заключение).
Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в общем, а еще ход развития каждой индивидуальной мысли.

Обнаружить «основные» мысли, т.е. ключевые смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.
Определить детализирующую информацию.

Кратко выразить основные данные, не перенося на письмо все полностью и буквально.
Связующим звеном при создании кон­спекта должна быть внутренняя логика изложе­ния.

Создавая конспект, нельзя путать связность логическую и связность языковую.

Стремиться к форме связного пересказа можно, однако не в ущерб иным, более важным качествам конспекта — ясности и краткости.
В отличии от тезисов, содержащих только ключевые положения, и выписок, которые отобра­жают материал в самых разных соотношениях основного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только ключевые положе­ния и выводы, но факты и подтверждения, при­меры и иллюстрации.

На самом деле, то, что сначала кажется вто­ростепенным, может с каким то периодом оказаться цен­ным и необходимым. С другой стороны, заявление, не подкрепленное фактом или примером, не бу­дет убедительным и сложно запоминается.

Благодаря этому при создании конспекта записы­вают не одни только важные положения. Даже не всегда необходимо избегать повторения, если оно хоть чуть чуть по-иному подводит к вопросам или по-иному, метко и более выразительно, осве­щает его.

Это тот «запах стиля», который помо­гает глубже разобраться в материале и лучше его усвоить.
На страничках конспекта может быть отраже­но отношение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он функционирует.

Но нужно так организовать текст, чтобы при эксплуатации собственной записи легко можно было разобраться, где авторское, а где собственное, читательское сознание вопроса.
Вообще важно отличать два потенциальных эта­па работы: над составлением конспекта и по кон­спекту, с самим конспектом.

Нужно всегда помнить, что иногда даже ценное добавление, внесенное в текст записи, при не­вдумчивом отношении к нему или при плохой форме его подачи, может привести к недоразуме­нию.
Если конспект составлен правильно, он должен отображать логику и смысловую связь записываемой информации.

Им легко воспользуйтесь через определенное количество времени, а еще предъявить для использования кому-то еще, потому как прочтение правильно зафиксированных данных никогда не вызовет трудностей. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию фактически разной сложности, заранее предавая ей понятный вид.
В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации мы выделяем очень важное и нужное, вносим в конспект, аналогичным образом, упрощая овладение материалом.

В хорошо выполненных записях можно очень легко выявить специальную терминологию, ясно растолкованную и четко отмеченную для запоминания значений разных слов. Применяя законспектированные сведения, легче создавать важные творческие или научные работы, разные рефераты и статьи.

Тезисы — это коротко сформулированные ключевые мысли, положения изучаемого материала. Тезисы кратко выражают суть читаемого, предоставляют возможность открыть содержание.

Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие главную мысль, которую автор утверждает (если, разумеется, это не библиотечная книжка). Часто такой отбор становится легче шрифтовым выделением, выполненным в самом тексте.

Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом лучше применение плакатно-оформительских средств, которые в себя включают такие:
сдвиг текста конспекта в горизонтальном положении, в вертикальном положении;
выделение жирным (или остальным) шрифтом особо важных слов;
применение разных цветов;
заключение в рамку главной информации.

Способ «вопросов — ответов». Он заключен в том, что, поделив страницу тетради надвое вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы своими силами формулирует вопросы или проблемы, задетые в этом тексте, а в правой части даёт ответы на них.

Одна из модификаций способа «вопросов — ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа — решение этой проблемы. Порой в таблице возможно появятся и дополнительные графы: к примеру,« мое мнение» и т.п.

Схема с фрагментами — способ конспектирования, дающий возможность ярче обнаружить структуру текста, — при этом части текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в комбинировании с графикой помогают созданию правильно — простого конспекта.
Обычная схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, разъяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно.

Данный вариант требует большой квалификации конспектирующего. В другом случае такой конспект нельзя будет применять.

Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на 2-ух листах параллельно или один лист разделяется вертикальной чертой надвое и записи выполняются в правой и в левой части листа.

Впрочем лучше применять любые способы конспектирования для записи одного и аналогичного материала.
Комбинированный конспект — вершина овладения здравым конспектированием.

При этом мастерски применяются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Собственно при комбинированном конспекте лучше всего вырисовывается уровень подготовки и оригинальность студента.

Конспектирование в форме карты памяти становится востребованным. Автор подобного варианта фиксирования информации – знаменитый и прогрессивный психолог Тони Бьюзен.

Происходит процесс так: строятся говоря иначе карты зрительных образов, которые делают глубокое эмоциональное впечатление, что значительно увеличивает возможность запоминания материала.
Данный метод требует минимальных усилий, чем при классическом конспектировании, ведь исполнение записей происходит ненапряженно и творчески.

При построении карт памяти ключевые идеи приобретаемых сведений становятся более простыми, четкими и понятными, обозначаются логические связи между ними.
Карты могут изменяться на ваше усмотрение, к примеру, увеличиваться путем повторения.

Необходимым образом организованное повторение, дает возможность легко и прочно закрепить изученное в памяти.
Процесс построения карт памяти
Применяют разные графические средства (рисунки, символы, стрелочки, различные шрифты).

Все их делают цветными.
Лист располагают в горизонтальном положении, таким образом отводят больше места под рисунок (конспект).

В самом центре страницы обозначают главную идею.
Цветными ручками выводят из главной идеи линии, любая из которых является конкретной частью ключевой темы.

Каждая линия подписывается основным словом

Конспект можно детализировать, т. е. добавлять линии.
Основные слова обозначают печатными буквами, а размер шрифта подбирают согласно значимости основного слова.

На карте обязано быть много рисунков и символов.

Стрелочки будут демонстрировать связи между идеями
Чтобы сделать больше ритм конспектирования можно применить самый популярный метод – элементарное уменьшение слов (по принципу SMS-сообщения).

Ведь главное с целью увеличения скорости письма – уменьшение времени на изложение информации. Достигнуть этого можно двумя вариантами.

Первый – быстрее водить ручкой, что очень часто приводит к искажению почерка и неаккуратности записей. Другой вариант – существенно сделать меньше путь этой самой ручки.

Как уменьшить время записи?
Удалить из слов гласные буквы.

Без тренировки вряд ли можно обойтись, зато через определенный промежуток времени вы очень легко будете понимать, что клвтура – клавиатура и т. д.
Применять общепринятые сокращения – физ-ра , зам , орг .
Использовать пиктограммы и диаграммы.

Конспект выходит более наглядным, а материал запоминается лучше.
Техника составления конспекта

П ри работе с книгами и учебными пособиями , следует предусмотреть такие моменты:
Заранее просмотреть материал.

Так можно обнаружить характерности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые вам термины. При беглом знакомстве с литературой можно подобрать подходящую разновидность конспектирования.

Опять прочитать текст и внимательно проанализировать его.

Подобная работа с материалом позволяет отделить основное от второстепенного, поделить информацию на составляющие части, разместить ее в необходимом порядке. Возможно применение закладки – это превосходное подспорье.

Отметить ключевые мысли текста, их называют тезисами. Их можно записывать как хотите – цитатами (в случае, если необходимо передать авторскую мысль) либо собственным своим способом.

Но не забывайте: изобиловать цитатами можно тогда, когда применяются текстуальные конспекты. Более того, буквальная выдержка из текста всегда состоит в скобки и помечается ссылкой на источник и автора.

При конспектировании лекций рекомендуется держаться следующих важных правил:
Не начинать записывать материал с первых слов преподавателя, сначала послушать его мысль до конца и попытаться понять ее.

Приступить к записи в тот момент, когда учитель, заканчивает изложение одной мысли, начинает ее объяснять.
В конспекте обязательно выделяются отдельные части.

Нужно разделять заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой.

Выделение разрешено делать подчеркиванием, иным цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для определения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для разделения одной мысли от другой, нумерацию.

Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно создать более заметными, их заключают в рамку. С каким то периодом у вас возникнет собственная система выделений.

Можно создавать записи с применением принятых условных обозначений.

Конспектируя, обязательно принимать разные знаки (их именуют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, комбинирования PS (послесловие) и NB (обратить собственное внимание).

К примеру, слово «поэтому» можно отметить математической стрелкой =>. Когда выработан свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет быстрее и проще.

Необходимо помнить об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.
Огромную пользу для создания правильного конспекта дают сокращения.

Впрочем нужно быть осмотрительным.

Знающийе люди полагают, что уменьшение типа «д-ть» (думать) и аналогичные им применять не следует, потому что потом очень много времени уходит на расшифровку, а ведь чтение конспекта не должно прерываться сторонними действиями и мыслями. Наиболее целесообразно создать свою систему сокращений и классифицировать ими во всех записях теже самые слова (и не что иное).

К примеру, уменьшение «г-ть» будет везде и всегда словом «говорить», а большая буква «Р» – словом «работа».
Бесспорно, организовать хороший конспект смогут помочь зарубежные слова.

Наиболее используемые среди них – английские.

К примеру, неполное «ок» удачно означает слова «превосходно», «хорошо», «хорошо».
Необходимо избегать трудных и длинных рассуждений.

При конспектировании лучше всего воспользоваться повествовательными предложениями, остерегаться самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.

Не старайтесь закрепить материал буквально, при этом часто теряется главная мысль, более того такую запись сложно вести. Отбрасывать второсортные слова, без которых главная мысль не теряется.

Если в лекции встречаются непонятные термины, необходимо оставить место, после занятий узнать их значение у преподавателя.
О показателях отличного конспекта

Качество конспекта в большинстве случаев зависит от цели его составления, назначения.

Потом в зависимости от целей как мотивов работы над информационным источником выделяются такие параметры:
краткость (конспект примерно не должен быть больше 1/8 от первичного текста);
ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание;
наличие образных или символических опорных элементов;
необычность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, своих суждений, собственных символов и знаков и т. п.);
адресность (также четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и некоторых положена, соответствие свойствам и задачам пользователя).
Как показывает опыт, что хорошо написанный конспект помогает не только в процессе подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, но также и в профессиональной деятельности.

Изучив все подробности правильного конспектирования, можно выучится не только легко и результативно работать на лекциях или курсах, но и делать это с радостью. Это большое удовольствие – познать те истины, которые доселе казались недоступными.

Аналогичным образом, в результате особенной техники переработки информации конспектируемого текста создается новый документ, с новой логикой изложения содержания, с новыми связями, новой формой предъявления информации. Идет отбор самых нужных, опорных, самых необходимых терминов-понятий, отражающих сущность и ключевые характеристики изучаемой темы.

Непонятные, незнакомые и новые слова обязательно прорабатываются со словарем и справочником. К конспекту выполняется словарик или внести прямо в конспект их определения.

Пометив информационный источник.

При чтении текста и его переработке инстинктивно появляется рефлексия как способ его философского осмысления. Более того конспектирующий инстинктивно учится у автора, как нужно писать научные работы.

Это и есть конспект!

Перечень применяемой литературы:
Безрукова, В. Конспект и конспектирование / В. Безрукова // Этническое образование. — 2001. — N 5. — С. 150-154.

Библиотека [Электронный ресурс] / Центр сложной журналистики. – Москва. – Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=234&c_id=1958. – Дата доступа 01.11.2007.
Варламов, А. Я. Методические указания по выполнению письменных работ в виде конспектов, рефератов, курсовых работ. / А.Я.

Варламов./ Сталинград: Изд-во ВолГУ, 2005. — 28 с.
Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учеб. пособие по развитию способностей письменной речи.- М.: Флинта: Наука, 2002.- С. 46-50.

Коряковцева Н.А.

Техники информационно-библиотечной работы: Учебно-практич. Пособие / Предисл. и науч. ред.

В.А.

Фокеева.- М.: Либерея, 2004.- С. 45-46
Кудрявцева, А. Больше конспектов хороших и различных! / А. Кудрявцева // Мир школы. — 2002. — N 4. — С. 71-73.

Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред.

Л.Ю. Иванова, А.П.

Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др.- М.: Флинта: Наука, 2003.- С.266-267.

Ладыженская, Н. В. Учимся составлять опорный конспект / Н. В. Ладыженская // Русский язык в школе. — 2001. — N 5. — С. 13-17.

Полякова, Л. Как работать с книгой: [формы записи прочитанного: план, тезисы, выписки, цитаты, конспекты] / Л. Полякова // Абитуриент. — 2004. — N 3. — С. 29-30.
Филичкина, Н. М. Как правильно слушать и конспектировать лекции / Н. М. Филичкина // Биология для учащихся начальной школы. — 2003. — N 3. — С. 20-26.

Революция социальная и революция романтичная
(тезисный конспект статьи А. В. Карельского)
Эта статья собой представляет тезисный конспект научной статьи.

Она считается не научной, а учебной публикацией, необходимой для предварительного знакомства с содержанием указанной статьи. В большинстве случаев автор конспекта пересказывает о чем статья собственными словами, в прочих — прибегает к прямому цитированию.

Ни в первом, ни в другом варианте это не обсуждается. Поэтому, эта статья не используют для правомерного цитирования в научных работах и публикациях.

Ее цель — рассказать ключевые положения знаменитой по ясности и таланту статьи о романтизме. Жаждущих прочесть статью А.В.

Карельского полностью отсылаем к самой статьи, выходные данные которой указаны в конце этого конспекта.
1. Романтизм был революционным переворотом в культуре Европы, решительным поворотом сознания, принципиально новой его ступенью.

Суть этой «революции» ? заявление независимой субъективности, свободы личности от любой внешней обусловленности. Прежде всего касается это области искусства (отказ от предшествующей «риторической» литературной традиции), но еще вырисовывается и в социально-политической, культурной, набожной областях.

2. Романтизм возник как позднейшая (через 5-10 лет) реакция на Великую французскую революцию. Эта реакция ? разочарование в сути, методах и последствиях революции.

Дудь про Колыму — разбор Гоблина и Жукова

Это разочарование и укладывает начало литературной биографии первых романтиков.
3. Восторженное отношение «старших» романтиков к революции психологически вызвано их юным возрастом на момент революции (15-20 лет) и воспитанием (идеал «свободы» просветителей, очень высокая чувствительность к жизни чувства Руссо и сентименталистов).

Отсюда радикализм и новаторский порыв будущих романтиков, их относительно спокойное отношение к кровавым методам революции.
4. Вся история романтичного мироощущения сопровождается интенсивной рефлексией по поводу революции, его породившей, ? как конкретно пережитого события (первое поколение романтиков), либо более умозрительно, через призму современных событий собственного времени и с проецированием революции в грядущее ? в дальнейших поколениях.

Для «младших» романтиков французская революция существовало уже только в форме идеи, а настоящим опытом жизни стали социальные и культурные результаты ее.
5. Суть «сожаления» романтиков в революции ? осознание, что необходимая свобода, «вольность», не достижима на путях социальной революции, общественного (пере)устройства.

Она ? «суть достояние единичного человека, если он чист душой и горит любовью и поклонением Богу в Природе» (Кольридж, «Франция», комментарии). Залог свободы ? в возвращении от «ков людских» (Вордсворт), от «персти человечьих дел» (Кольридж) к гармоничности природы и через нее — к «тайникам души».

6. Это разочарование в «человечьих делах», к которому пришли на собственном опыте первые романтики, стало доминантой романтичного сознания. Собственно здесь романтизм как мироощущение и художественная позиция сохранял во всех перипетиях развития собственную «чистую» сущностную специфику; и собственно здесь он стал революционным переворотом в европейском художественном сознании.

7. «Тайники души» — преимущественно индивидуальная сфера романтической сублимации. Иенцы недаром объявили о равновеликости поэтической души космосу, об их взаимопроникновении и взаимоналожении (Новалис).

Романтичный феноменальный индивид («сверхобыкновенный человек») присваивал вселенную, размещая ее в расширенном пространстве души, строя параллельный мир в противовес настоящему.
8. В самых общих чертах главную опасность, устрашившую романтиков, можно, понятно, определить как устанавливающийся в результате революции буржуазный порядок.

Можно привести немало свидетельств того, что романтики достаточно быстро распознали и радикально отторгли такие его сущностные линии, как сугубый практицизм, оборачивавшийся эгоистической жаждой материального преуспевания, игнорирование ценностями духа, превращение всего — и искусства также — в предмет купли-продажи; другими словами, хваленый «буржуазный чистоган». «Везде мы находим теперь огромную массу пошлости, вполне сложившейся и оформленной, проникшей больше или меньше во все искусства и науки. Такая масса людей; господствующий принцип человеческих дел в наше время, всем управляющий и все решающий, — это польза и барыш и снова-таки польза и барыш» (Ф.Шлегель, 1802).

9. Отсюда романтичный комплекс «антифилистерства», опасения толпы. Это не просто проявление элитарного высокомерия: романтики разглядели здесь настоящую опасность для самой сферы духовности, неоднократно усилившуюся собственно с самим началом буржуазной эпохи.

Революция доставила с собой распространение «просвещенности» на широкие массы 3-го сословия. Это влекло за собой и повиновение искусства рыночным законам, открытость его всякому, также и оскорбительно-профанскому суждению, усиление зависимости от требований публики, соблазн и опасность деформации художнического намерения в угоду таким требованиям.

10. Благодаря этому романтичная духовная революция начала с того, что свергла и изгнала третье сословие, заклеймив его раз и насовсем именем «филистерства», и там, где не осмелилась обойтись только обществом «сверхобыкновенных человеков», поэтов-демиургов, распахнула двери для сословия 4-го, для «обычного народа».

Это было выполнено чтобы избежать греха эгоцентризма, сразу осознанного.
11.

Романтики, обратившиеся к проблеме народа с самого начала, по всей видимости, по мировоззренческим и этическим причинам, увидели в фольклорной простоте еще и весомую легитимацию для собственных художественных устремлений.

То был в известном смысле тактический союз принципа глубоко субъективного самовыражения с принципом «общезначимости».
12.

Ментальность и психология простонародья воспринималась романтиками практически как часть Природы, ? как маргинальная сфера, удалённая от сегодняшней жизни с ее буржуазно-цивилизационным прогрессом и ей противопоставляемая. В романтическом «народничестве» находила собственное выражение «центробежность» романтичного мировоззрения.

13. Составив сначала великую этическую поправку к радикальному романтическому гениоцентризму, попытку дополнить его альтруистическим измерением, народничество главной и самой больной проблемы романтизма не решило и не сняло.

Романтикам легко было думать себе совершенное человечество грядущего и предпочитать его, покровительствовать ему, но среда, ежедневно их окружавшая, опять и опять разбивала этот образ. Идеал постоянно оборачивался новой иллюзией: романтичная, возвышенная идея свободы постоянно, стараясь соотнестись с действительностью, с землёй, не находила почвы и опоры — точнее, постоянно обнаруживала ускользающую почву, проваливающуюся опору.

14. Само понятие «народ» в использовании романтиков имеется определенная расплывчатая отвлеченность, «идеологема».

Как всякая идеологема, оно имеет оценочную окраску. В романтической идеологии эта покраска с самого начала положительна, однако в принципе это так же стилизованное понятие, как и «масса людей», и «чернь», и «филистеры», лишь с противоположным знаком.

Понятие с ускользающим содержанием. И этого не имели возможности не ощутить романтики, жаждавшие опоры.

Вообще классическое романтичное и все дальнейшие неоромантические отождествления народа с крестьянством, с тем, что у земли, у «почвы», превращали народ — и чем ближе к нашему времени, тем очевиднее — в меньшее число нации.

15. Попытка больше или меньше конкретной социологической привязки («самостоятельное крестьянство», «простой народ») придаёт понятию народа как минимум некий осязаемый смысл и еще может в художественной сфере вдохновить на подобные шедевры, как баллады и поэмы в народном духе Вордсворта, как «Старый мореход» Кольриджа, как фольклорные поэтические стилизации Арнима и Брентано, как «Повесть о добропорядочном Каспере и пригожей Аннерль» Брентано.

Однако она и сужает, разумеется, русло творческих возможностей, особенно для романтиков с их с самого начала всеохватным устремлением, с их планами нового мирового, даже космического переустройства. Точно также уменьшает такие возможности и узконациональная идея — родная сестра народничества в системе раннего немецкого романтизма.

На данном посту «большой» романтизм продолжительно не продержался. Позже творчество Кольриджа, да и Вордсворта после «Лирических баллад» уже очень далеко от демонстративной ориентации на «простой народ», фольклор и почву.

16.

Кого брать в царство свободы, кем там управлять? Историческая основа у подобных размышлений будто бы постоянно другая: конкретно французская революция у Вордсворта и Кольриджа, освободительная борьба греков в конце XVIII века у Гёльдерлина, политическая обстановка европейской Реставрации у Байрона и Пушкина.

Но в любых ситуациях идет речь о показательной и болезненной переоценке понятия «народ», а если быть совсем точным — о его девальвации, вызванной в конечном итоге осмыслением того же революционного опыта.
17.

Вырисовывающаяся в этих всех мучительных раздумьях проблема романтичного мироощущения — это собственно ускользание определенно позитивного, безупречного образа народа, невозможность четко разделить его от реальной и действенной массы обычных современников — массы, которая предстает растерянным романтичным взорам то жестокой толпой в дни революции, то покорным стадом в дни Реставрации, то косной и вязкой массой обывательской бездуховности в другие, мирно текущие дни. «Буржуа заполонили все и вся. » (Брентано, 1798)
18.

Романтичная мысль с самого начала направлена на абсолют; признание относительности, постепенности дается ей с большим трудом — если вообще дается. Она желает всего и сразу.

Романтики не просто не хотят ждать — они хотят влиять, стремятся иметь дело с современниками отзывчивыми и податливыми, «такими, какими они обязаны быть», какими они хотят их видеть. Всякое реальное расхождение, малейшее обоюдное непонимание ввергает их в уныние (самый яркий и ужасный символ — Клейст).

В этом смысле весь романтизм — жажда и поиск собеседника, единомышленника, мечта о нескончаемости — «неразделимости и вечности» — как то сплотившего их юношеского союза, о распространении этого союза на всех. Но эти «все» опять и опять отпугивают их собственным несоответствием максималистским романтичным требованиям — служением лишь «пользе и барышу» (Ф.

Шлегель), и основное — «пошлостью». Отсюда один из сквозных и самых родных мотивов романтической литературы — мотив «любви, растраченной в пустыне», любви невостребованной.

Предмет любви ? в таком случае, «простой народ» ? обманул ожидания.

19. Чего романтики не хотят — или к чему приходят ценою больших усилий (а, по существу, ценою самоотречения, прощания с романтизмом) — это увидеть остальных людей непредвзято, безотносительно к себе самим, «такими, какие они есть», и особенно — согласится, что и у данных иных могут быть собственные бытийные резоны и собственная правота.

Над данной проблемой («прочие» — не «масса людей», не «чернь» и не «филистеры», а прежде всего люди) бьется мысль Гёльдерлина в «Смерти Эмпедокла».
20.

Дальнейшая история европейской лирической поэзии говорит о том, что в главном ее русле перенята и развита была все же не этническая образность и стилистика, а интимная доверительность тона, естественность и инстинктивность лирического выражения — линии, свойственные романтической ментальности вообще, творчеству собственно заостренно-индивидуальному.
21. «Меня все возвращает к себе самому», — обмолвился Новалис в «Учениках в Саисе».

Это сказано будто бы в преимущественно натурфилософском контексте, о тождестве познания природы и самопознания. Однако это, по существу, и формула всего романтичного мироощущения в его последовательном выражении.

Его выходы в социальную сферу кончались собственно возвращением «к себе самому». Так было и с замечательным простонародным приключением романтизма: оттуда вынесен был великолепный поэтический опыт.

Однако не будем обманываться: при всей ориентации на «простоту» и «народность», романтики оставались элитарными поэтами, мастерами прекрасной стилизации. Романтичный гений все же остался «сам собственный высший суд».

22. Романтичный культ личности — гениальной и исключительной — возник не из неожиданно обуявшего поэтов зазнайства; он был практически рефлекторной реакцией самозащиты против устанавливающегося празднования массовости, против угрозы духовного угнетения.

В истории европейской литературы романтики потом неоднократно поднимались и против угнетения социального и национального; однако для понимания сути и сердца романтизма нужно четко понимать, что все остальные его восстания были производными от этого основного — восстания Личности, бунта против всякого посягновения и притязания на ее полную суверенность. И в этом суть той «параллельной» революции, которую они противопоставили революции буржуазной; в этом суть романтичного переворота в духовной истории Европы — переворота, имевшего для такой истории не менее важные результаты, чем результаты буржуазной революции для истории социальной.

23. В романтизме появилась по радикальному новая идея человека и его жизненного пути.

Доромантический индивид всегда так или по другому соотносил себя с внеположным миром, с установлениями человеческими или Божескими.

Просветительская литература — ближний круг чтения романтиков в пору их возмужания — культивировала жанр «воспитательного романа», показывая, как человек, вступая в жизнь, учится жить, учится отвечать законам внешнего мира. Романтичная литература ставит проблематику абсолютно по другому: в ней парень, вступивший в жизнь, должен не столько «вырасти», сколько сберечь если есть возможность собственное «детское понимание», защитить его от натиска внешнего мира, от давящей тяжести «тюрьмы».

Отсюда апология детского сознания в романтической литературе — собственно как сознания наивного, невинного, еще, так сказать, «не вежливого», не подогнанного под общий ранжир и потому более открытого истине бытия, чем понимание взрослого, уже отмеченное печатью внешнего мира и потому лишенное индивидуальности, непредвзятости. Согласно романтической бытийной философии и гносеологии, ребенок мудрее взрослого.

На данной линии мысли и могла возникнуть знаменитая странная формула Вордсворта: «Ребенок — взрослому папа!». Это желание сберечь навек детство и молодость ? знамение действительно радикального перелома и переворота: зачеркнуть все прежнее и начать с tabula rasa, с монады индивидуальности.

24. Точно также романтические походы против классицистических «правил», против просветительского дидактизма, против рационалистического морализаторства являлись не просто признаком следующий «смены направленностей»; то был в тенденции тоже действенный пересмотр самого положения творческой деятельности.

Доромантический дизайнер все же сообразовывался с установлениями некоего внеположного ему порядка — от художественных до этических. Романтичная революция открыла путь к легитимации даже и самомалейшего изъявления субъективной творческой воли, не признающей никаких кодексов.

25. Логика заложенного романтиками принципа вела к тому, что художественное произведение могло становиться чисто индивидуальным, единичным самовыражением, не соотносимым ни с какими внеположными показателями проверки личности.

Для его понимания и понимания, собственно, недостаточно даже и знания «манифестов», законоположений соответствующего «изма», если они высказывались. Здесь менялся сам вековой кодекс взаимоотношений между «творцом» и «публикой»: писатель освобождался от обязанности пользоваться каким-либо общепринятым языком, будь то язык художественных законов или язык каждодневного речевого общения, зато «публике» вменялось в обязанность знать преимущественно единичный образный, символичный язык данного единичного творца.

Не выучит, не поймет — ее забота; художественное произведение от этого не убудет — оно покоится в себе самом. На этом пути искусство логически приходит — и неоднократно приходило! — к крайнему герметизму.

Тогда появляется вопрос: это ли и есть конечный смысл осуществленной романтиками духовной революции? И соотносимо ли с таким результатом их изначальное требование на исправление результатов революции социальной, на свершение лучшей, истинной революции?

26.

Разумеется, цель первых романтиков была намного более общезначимой, чем самоудовлетворение художнического инстинкта игры. Предлагая начинать с перестройки сознания, они надеялись данным путем прийти и к переустройству мира.

Их художник-гений не только сам себе закон, но и осуществление идеала человеческого существования; он мыслился как неотразимый и заразительный пример гармоничности, способный захватить за собой и прочих, поднять их из пошлой рутины недолжного быта в поэтический рай должного бытия. Свобода самовыражения индивида — как субъекта новой революции — была лишь средством для достижения возвышенной и гуманной цели всеобщей свободы.

27. Но подобный путь к остальным оказался в действительности тоже очень долог, и романтичная революция опять и опять избывала себя лишь в области художественного сознания; рай превращался в Парнас, а потом и в башню — то из слоновой кости, то из черного дерева.

28.

И все же не по крайностям герметизма и нарциссизма следует судить о результатах романтической революции. Она имела более существенные и плодотворные результаты.

Одно из неотъемлемых касается художественного языка. Зримое присутствие воли творческого субъекта в каждой монаде художественного мира стало фактически необходимым элементом языка и структуры всего высокого искусства 20 века, также и того, которое совсем не исключает классических, объективных возможностей проверки личности.

Реципиентам искусства в двадцатом веке волей-неволей понадобилось пристраститься к тому, что для понимания большинства художественных произведений этого века, также и давно уже ставших традиционными, нужно не только искать соответствий их образам в объектном мире, но и смотреть на них сквозь призму вот этого единичного — авторского — сознания.
29.

Со своей стороны это подействовало и на читательское понимание в двадцатом веке вообще, чрезвычайно его активизировав, обострив его чувствительность не только к тайнам поэтического языка, но и к тайникам человеческой души. Мы не всегда даже и осознаем, сколь властны в нас рецептивные стимулы, внушенные собственно романтиками.

Так, британский экспериментатор небезосновательно говорит о «нашей постромантической (или все еще романтической) манере чтения», в силу которой мы теперь предрасположены воспринимать, «прочитывать» любой образ мировой литературы, будь то гомеровский Ахилл или шекспировский Гамлет, так, как его восприняли и прочли собственно романтики.
30.

Кто в конце концов населил романтичную литературу после совершенной ими собственной революции? Странники, изгои, бунтари, насмешники, печальники — странные люди, лишние люди; да, гении, да, энтузиасты, да, сплошь и рядом «порядочные люди с чистым сердцем» — но все «маргиналы».

Все их эйфории и все эскапады, воспарения и отпадения, их форсированный порыв и их двусмысленная насмешка — это все конвульсивные реакции индивидуальности, ощутившей себя в тесном и все сжимающемся кольце пошлости, нормы, Массы. Их мир, пожалуй, и вправду «компенсационная мифология», по выражению иного экспериментатора.

Однако их революция не прошла без следов, и романтичный дизайнер, продолжительно обороняясь от правил и законов, навязываемых ему публикой, все же взял реванш: он заставил публику смотреть на мир его глазами.
ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ: Карельский А.В.

Революция социальная и революция романтичная // Вопросы литературы. М., 1992.

N 2. С. 187-226.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − 6 =