Семантическая афазия – патология, проявляющаяся в нарушении функции речи

 

Семантическая афазия – патология, проявляющаяся в нарушении функции речи


Семантическая афазия — это неврологическая патология, при которой у человека наблюдаются расстройства речевой функции. Пациенты не знают непростые грамматические конструкции, не могут правильно менять завершения в словах, чтобы выразить мысль.

Синдром появляется при поражениях зоны коры мозга головы, находящейся на стыке теменных затылочных и височных отделов.
Семантическая афазия была описана первый раз во второй половине 20-ых годов двадцатого века врачом Т. Хэдом. В русской науке этой патологией занимался А. Р. Лурия, собственно он внимание обратил, что в основе трудностей с речью у его пациентов лежат недостатки одновременного высыхания информации.

Другими словами им тяжело воспринимать чужую речь или текст, если в одном предложении идет речь о нескольких явлениях или героях. К примеру, конструкции со сравнением или оборотами.

Клиническая картина

Под афазии семантической афазией понимается нарушение нервной системы, которое локализуются в коре мозга головы. Заболевание вырисовывается в нарушениях речевого восприятия, и еще воспроизведения.
Семантическая афазия появляется из-за поражения трёх зон коры мозга головы. Сюда входят:
Патология вырисовывается в проблеме составить несложный текст, сравнить близкие и далекие по смыслу предметы. У человека при разговоре происходит распад семантической структуры.

Его речь становится бессмысленный.
Помимо речевого нарушения наблюдается ещё и двигательные отклонения. К примеру, человек может теряться в пространстве.

У заболевшего наблюдаются проблемы с движением пальцев, отсутствуют целенаправленные движения.

Причины возникновения патологии

Семантическая афазия появляется из-за поражения коры мозга головы. Практически всегда это связано с нарушением кровообращения мозга и ишемическим инсультом.

Однако не всегда внутренние проблемы становятся основой развития патологии. Болезнь может быть спровоцирована следующими факторами:

  • Перенесенными операциями.
  • Черепно-мозговыми травмами.
  • Опухолевыми процессами, которые происходят в головном мозге.
  • Воспалительными процессами например как менингит, энцефалит.
  • Развитием заболевания Пика или Альцгеймера.

В зависимости от нарушения функций отличается несколько типов афазии:

  1. Словесная афазия — она вырисовывается в неспособности образовать слова.
  2. Семантическая афазия — отличается неспособностью понять слова.
  3. Номинальная форма — человек не может назвать знакомые предметы.
  4. Синтаксическая форма — больной не способен правильно построить предложение.

Есть конкретные категории граждан, которые относятся к группам риска болезни:

  • страдающие гипертонической болезнью;
  • перенесшие черепно-мозговые травмы;
  • страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • если есть наличие болезни центральной нервной системы;
  • люди в возрасте после 50 лет.

Также основой появления афазии может быть церебральный атеросклероз.

36 Язык и речь

Симптомы

Такой диагноз, как семантическая афазия вырисовывается не только нарушением речи. У пациента может быть проблема не только с устной, но и письменной речью.

Он облегчает речевые конструкции, употребляет общие фразы, однако при этом у него абсолютно не страдает слух.
К главным видам симптомов относятся:

  • Проблема с логическим построением мысли.
  • Применение в немалом количестве служебных частей речи при разговоре.
  • Человек теряет ориентацию в пространстве.
  • Больной не как правило выполняет математические процедуры.
  • Теряется способность понять косвенное значение слова. Все фразы воспринимаются лишь в буквальном смысле.
  • Больной не может выполнить непростые просьбы, к примеру, если перед ним будет стоять два различных стола, синий и красный, и ему порекомендуют поставить красную чашку на синий стол, он не сможет это сделать.
  • Часто при наименовании предмета больной применяют описательные конструкции.
  • Человек не понимает смысла между словами и построением предложения. Однако при этом у заболевшего не встречается изменения в манере речи.

Видеоурок Формы Афазии. Часть 2

Ключевые симптомы семантического нарушения связаны с невозможностью понять логику построения предложения, и еще употребления необходимых слов собственно в конкретный момент.

Афазии у детей

Как мы уже рассказывали, между центрами, отвечающими за моторику речи, и центрами восприятия есть узкая связь. По этой причине в детском возрасте афазии сложно отнести к определённой категории, в связи с чем говорят о смешанных афазиях, где выражены и сенсорные и моторные симптомы расстройства.

При сенсорной афазии наблюдаются искажения моторики речи, при моторной – сенсорики. По этой причине диагноз устанавливается на основании того, какие собственно нарушения носят преобладающий характер.
В тоже время диагностика афазий у детей представляет трудную задачу: болезненные симптомы клинически разнородны и по-разному появляются на различных стадиях заболевания.

Классификация патологии

Большинство специалистов не делят болезни по классификациям. Однако есть доктора, которые выделяют афазию на лёгкую, тяжёлую и среднетяжелую:

  • Легкая — это фаза, при которой нарушается обозначение причинно-следственных связей. Человек не имеет возможность выбрать синонимы, у него появляются проблемы с интерпретацией трудных речевых оборотов. Также, он не способна решить логические задачи.
  • Среднетяжелая степень — это патология, при которой у человека нарушается осознание логики грамматических конструкций. Больной не способна решить математические задачи и исполнять операции со счётом.
  • При тяжёлой форме появляется нарушение зрительной функции. И еще у заболевшего наблюдаются проблемы с восприятием пространства.


От того, на какой стадии начато лечение, зависит его результативность.

Лечение болезни

Сегодняшняя медицина применяет несколько методов терапии и предупреждения лечения семантической афазии. К подобным методам относятся:

  • Логопедический способ — это основа терапии, которая состоит в восстановлении устной речи, и еще письма и чтения. Пациенту постоянно предписывают индивидуальные занятия с логопедом, которые основываются на классическом подходе закрепления способностей лингвистики в речи пациента. Такой способ даёт положительные результаты, если вместе с логопедическим лечением будут применяться методика восстановления работы пораженного участка мозга головы.

  • Вмешательство хирургическим путем — операция может быть назначена для восстановления функционирования речевых зон. Ее целью считается улучшение кровотока в пораженном участке мозга. Это признано сделать лучше работу нервных тканей.
  • Физиотерапевтические процедуры — используют в комплексе с классическим лечением.

Для эффективности лечения нужно соблюдение следующих условий:

  • Частое снабжение кровью пораженных участков мозга головы.
  • Достаточное обеспечение мозга головы кислородом.
  • Повседневная деятельность, которая будет затрагивать участки мозга, находящиеся с погибшей зоны.
  • Важно, чтобы в процессе лечения у человека были сведены до минимума стрессовые ситуации.


Методы терапии обязаны быть начаты как можно до недавнего времени, при появлении первых симптомов. Лечение должна проводиться каждодневно и быть направлено на исправление не только устной, но и письменной речи.
В некоторых случаях афазия, которая наступила после инсульта, может устраниться собственными силами. Однако это бывает очень нечасто, по этой причине при появлении первых симптомов, нужно сходить к доктору.
Консервативное лечение назначается только врачом-неврологом в отделении стационара. Она в себя включает прием препаратов, которые усовершенствуют обеспечения мозга кислородом и полезными веществами.

В первые 20 дней их предписывают в виде инъекций, после переходят на прием таблеток.

Диагностика

Исследование пациента происходит комплексно, и в себя включает такие варианты исследований:

  • общий и клинический анализ крови;
  • томография при помощи компьютера (КТ);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • УЗГД шейных сосудов;
  • ангиографическое обследование;
  • пункция спинномозговой жидкости;
  • дуплексное сканирование сосудов головы;
  • логопедические исследования;
  • нейропсихологическое исследование;
  • тесты для определения уровня письменной и устной речи, слуховой памяти.

Трудности диагностики появляются ввиду обширного перечня болезней, имеющих схожую симптоматику, в том числе к ним относят:

  • алалия (отсутствие или недоразвитие речи у детей, причем интеллектуальные способности и слух не изменяются);
  • дислалия (нарушение связанное с нормальным произношением звуков);
  • дизартрия (ограниченность подвижности органов речи, с чем и связано нарушения речевых функций);
  • деменция (отклонения в интеллектуальном развитии человека, которое вырабатывается в зрелом возрасте под воздействием сопутствующих заболеваний).


Как стало ясно, данный недуг очень сложен к диагностированию и требует комплексного подхода. Поэтому самостоятельная постановка диагноза исключена, так как это в любом случае может отразиться на общем состоянии заболевшего и результатах лечения.

Профилактика дома

После выписки пациента из стационара, нужно продолжать терапию дома. Она состоит в следующем:

  • Прием лекарств.
  • Проведение тренировок для речевого аппарата, которые назначаются доктором.
  • Проговаривание скороговорок.
  • Занятия с психологом.


Для близких людей особо важно правильно построить общение с больным. Стоит обращаться с ним вежливо, не акцентирую внимание на его проблемы с речью. Говорить нужно чётко.

Нельзя перегружать пациента просмотром телевизора. Связывают это с тем, что отдельные части мозга, которые ещё не до конца восстановились, могут повредиться из-за перегрузки.

Все фильмы и передачи обязаны быть только положительного характера.
Афазия — это серьезная патология, у взрослых она вырисовывается в большом количестве форм: моторная, сенсоматорная, общая, массовая и др. Однако у детей немалого количества форм проявления патологии не встречается.

Во всяком случае без промедлений пройдите исследование.
Очень часто семантическая афазия имеет оптимистический прогноз. Проблемы могут появиться исключительно при появлении болезни у детей в возрасте младше 5 лет, и еще у людей в возрасте.

В данном случае могут быть основания считать, что отклонений в речевом развитии абсолютно не вылечить.

ЧТО НЕ ТАК С РЕЧЬЮ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА ИЛИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРИ АФАЗИИ

Возобновление

Помощь после амнестической афазии должна происходить в несколько этапов. Нельзя ни в коем случае загружать человека слишком приличным числом тренировок.

Возможность хорошо общаться должна возвращаться к пострадавшему понемногу.

Общий процесс восстановления условно можно поделить на пару частей:

  • Сначала пациенту показывают изображения различных объектов. Каждое фото должно быть дополнено подписью. Во время обучения человеку детально описывают каждую картинку.
  • После приходит черед развития ситуативной речи. Человек должен по максимуму активно принимать участие в разговорах на различные темы.
  • Потом следует возобновление и наполнение памяти. Человеку на данном шаге реабилитации нужно читать книги, смотреть самые разные фильмы и разгадывать кроссворды.

Семантическая афазия

Семантическая афазия – патология, проявляющаяся в нарушении функции речи

Семантическая афазия — это системное речевое расстройство, возникающее при поражении области височно-теменно-затылочного стыка левого полушария. Отличается нарушением понимания семантики, трудных грамматических конструкций, расстройством зрительно-пространственного гнозиса, акалькулией, элементами апраксии.

Диагностика включает логопедическое и неврологическое исследование, церебральную нейровизуализацию, обследование мозговой гемодинамики, анализ цереброспинальной жидкости. Логопедическая коррекция проходит в несколько этапов на фоне этиопатогенетической терапии и восстановительного лечения.

МКБ-10

Семантическая афазия – патология, проявляющаяся в нарушении функции речи

Общие сведения

Семантическая афазия первый раз описана английским врачом-неврологом Генри Хэдом, после детально изучена отечественным учёным А. Р. Лурией. Патология собой представляет расстройство глубинного понимания значения слова в контексте тонких логико-грамматических речевых конструкций.

Так как в основе афазии лежит нарушение восприятия семантики слова, в логопедии она стала называться «семантическая». Этот вид нарушения речи рассматривается как важная часть синдрома ТПО, появляющегося при патологии церебральной коры на стыке височной (темпоральной), теменной (париетальной) и затылочной (окципитальной) долей.

Очень часто семантическая афазия встречается вследствие перенесённого инсульта у пациентов среднего и преклонного возраста.

Семантическая афазия – патология, проявляющаяся в нарушении функции речи

 

Причины

Синдром ТПО развивается вследствие поражения коры темпоро-парието-окципитального стыка. Среди непосредственных причин патологии главная доля принадлежит острым цереброваскулярным нарушениям (инсультам), факторами риска которых выступают атеросклероз, артериальная гипертензия, мерцательная аритмия, клапанные пороки, сахарный диабет, васкулит сосудов мозга. Прочими потенциальными этиофакторами считаются:

  • Опухоли мозга головы. Инвазивные внутримозговые опухоли (глиобластомы, медуллобластомы) ТПО локализации прорастают ткани находящиеся рядом, разрушая кору и её связи с нижележащими структурами. Неинвазивные неоплазии по мере роста сдавливают кору, что приводит к дисфункции и гибели нейронов.
  • Черепно-мозговые травмы. Происходит непосредственное повреждение нейронов зоны ТПО в момент травмы или их дальнейшая компрессия нарастающей посттравматической гематомой. Возможно ятрогенное травмирование коры при проведении нейрохирургических вмешательств.
  • Процессы воспаления. Энцефалиты, менингоэнцефалиты, абсцессы мозга головы неординарной (туберкулёз, сифилис) и неспецифической (бактериальной, вирусной, грибковой) этиологии обуславливают развитие воспалительных изменений. В условиях воспаления появляется дисфункция нейронов коры, и возникает семантическая афазия.
  • Нейродегенеративные болезни. В начальном периоде прогрессирующие церебральные нейродегенерации (к примеру, болезнь Альцгеймера) обуславливают умеренную дисфункцию нейронов ТПО стыка. После прогрессирующая атрофия коры приводит к более грубым смешанным расстройствам речи.

Патогенез

Этиофакторы вызывают поражение темпоро-парието-окципитальной области мозговой коры (поля 21, 37, 39, 40 по Бродману), которые считаются третичными полями блока приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации. Задача данных полей — объединение полимодальной информации (симультанный синтез).

Семантическая афазия появляется вследствие расстройств перечисленных функций, важных для объединения деталей в одно целое. Первичное осознание слова, которое связано с его звучанием, сохранено.

Нарушения затрагивают процесса последующего уточнения смысла слова в контексте предложения, что ведёт к дефектам понимания обращённой речи. Параллельно появляются расстройства пространственного восприятия, конструктивная апраксия, детали неординарной амнезии с трудностями поиска некоторых, важных для формирования высказывания слов.

Классификация

В литературе понятие о степенях тяжести этой болезни размыто. Большинство авторов считает, что есть преимущественно лёгкая и среднетяжёлая степень нарушений.

Впрочем указания некоторых профессиональных мастеров на наблюдаемые ими ситуации грубо выраженной симптоматики дали возможность выделить также тяжёлую степень. Подобным образом, семантическая афазия классифицируется на 3 степени тяжести:

  • Лёгкую. Нарушено установление причинно-следственных связей. Появляются трудности при выборе синонимов и антонимов, интерпретации трудных речевых оборотов. Наблюдаются трудности в решении логических задач.
  • Среднетяжёлую. Затруднено осознание логико-грамматических конструкций и переносного смысла слов. Отмечаются значительные трудности в решении математических задач, выполнении счётных операций.
  • Тяжёлую. Выраженные расстройства зрительно-пространственного восприятия: апрактоагнозия, акалькулия, нарушение схемы тела. Осознание грамматических оборотов и предложно-падежных конструкций недоступно.

Симптомы семантической афазии

В клинической картине грубые речевые нарушения отсутствуют. Фразовая экспрессивная речь обыкновенная по объёму и темпу, но выстраивается обычными предложениями без употребления трудных синтаксических конструкций. Возможны аграмматизмы.

Больной прекрасно понимает отдельные слова и просто построенную речь. Усложнение применяемых собеседником речевых конструкций вызывает непонимание и растерянность.

Затруднено восприятие причастных и деепричастных оборотов, синтаксических конструкций, отражающих причинно-следственную связь, пространственное расположение. Утрачивается смысл поговорок, пословиц, метафор, обще-принятых выражений — они воспринимаются буквально, интерпретируются в прямом значении слов.
У заболевшего нарушено осознание семантики слова: слова воспринимаются наглядно без учёта их грамматической формы. К примеру, существительные «бег», «прыжок» пациенты относят к глаголам, а глаголы «цвести», «хорошеть» — к прилагательным.

Нарушение понимания грамматической категории слова (части речи, рода, падежа, числа) обуславливает невозможность выполнения руководств типа «Покажите стакан карандашиком», «Покажите зеркало указкой».
Семантическая афазия комбинируется со зрительно-пространственной агнозией — искажённым восприятием пространственного отношения предметов. В результате нарушается осознание речевых конструкций с предлогами (под, над, на, в), сравнительных форм (меньше, больше), атрибутивного родительного падежа (пальто отца, машина водителя), не постоянных оборотов (перед выходными, после зимы).

Нарушается восприятие географических карт, ориентировка по часам. Встречается пространственно-конструктивная апраксия — больной не способен разместить предметы по заданию «ручку слева от линейки и с правой стороны от ластика».

Потеря ориентировки в числовых разрядах и конструктивная апраксия выполняют трудным методичное выполнение ряда счётных операций, развивается акалькулия.
Во многих случаях семантическая афазия сопровождается амнестическими трудностями, выражающимися в затруднении поиска названия предмета или понятия при построении высказываний. В таких ситуациях пациенты применяют синтагматический приём описания функции («то, чем рисуют») или именуют категориальную принадлежность предмета («подобная мебель»).

Письменная речь упрощена, не содержит трудных грамматических оборотов. Чтение сохранно, но появляются затруднения в понимании длинных предложений, имеющих трудную конструкцию.

Диагностика

Так как семантическая афазия не всегда бывает грубой, она часто не диагностируется неврологами. Обнаружение речевых нарушений может быть только при выполнении специализированных заданий.

Проверка личности вида церебрального поражения требует проведения инструментальных исследований. Самую большую диагностическую ценность представляют следующие исследования:

  • Консультация невролога. Включает сбор анамнеза: наличие ЧМТ, контакт с инфекционным больным, начальные признаки болезни, характер и ритм их развития. В неврологическом статусе возможна асимметрия рефлексов, спокойный правосторонний гемипарез, гемигипестезия. С помощью специализированного тестирования выявляется расстройство пространственного гнозиса и праксиса, акалькулия.
  • Консультация логопеда. Диагностирует затруднённое восприятие трудных высказываний, нарушения семантики слова, пространственно-конструктивных взаимоотношений, детали амнезии в поисках нужного слова. Обследование слухоречевой памяти патологии не определяет. Артикуляция полностью сохранна. Письмо и чтение затруднительны во время работы с грамматически непростыми предложениями.
  • МРТ мозга головы. Нейровизуализация зоны ТПО дает возможность определить размер и характер её поражения. Очень часто наблюдаются постинсультные очаги. Возможно обнаружение воспалительных фокусов, атрофических очагов, абсцесса, опухоли, кисты мозга головы. При противопоказаниях к МРТ, наличии гематомы может понадобится проведение церебральной КТ.
  • Цереброваскулярные исследования. Оценка гемодинамики выполняется с помощью транскраниальной УЗДГ, дуплексного сканирования, МРТ церебральных сосудов. Исследование позволяет определять гемодинамические расстройства в бассейне левой среднемозговой артерии.
  • Люмбальная пункция. Производится при предположении о наличии нейроинфекции. Предоставляет шанс оценить ликворное давление и получить цереброспинальную жидкость. В случае воспалительного характера болезни анализ ликвора обнаруживает цитоз с преимуществом лейко- или лимфоцитов, умеренная увеличение белка.


Дифференциальная диагностика проходит с другими речевыми нарушениями. От дизартрии афазия отличается полной сохранностью функционирования артикуляционных органов.

В отличии от акустико-гностической, акустико-мнестической афазий, семантическая течет со сбережением фонематического восприятия, слухоречевой памяти. Динамическая афазия отличается ограничением экспрессивной речи, стереотипностью высказываний, семантическая — нормальным объёмом речевой продукции.

Лечение семантической афазии

Речевая помощь начинается на фоне этиотропной терапии, направленной на удаление причинной патологии, и длится параллельно с другими методиками восстановительного лечения. Так как лёгкий речевой дефект значительно не уменьшает коммуникативные способности заболевшего, его коррекция выполняется, если больной осознаёт и хочет поправить существующую дисфункцию.

Реабилитационная работа проходит неврологом, логопедом, нейропсихологом, реабилитологом на фоне медикаментозной нейропротекторной терапии ноотропами, нейрометаболитами, вазоактивными фармпрепаратами. Важными этапами логопедической корректировки считаются:

  • Возобновление зрительно-пространственного восприятия. Достигается упражнениями с дорисовыванием картинок, расположением предметов по заданию, указыванием причинно-следственных связей. При грубых проявлениях проходит разбор схемы тела.
  • Возобновление семантики. Выполняется анализ разных грамматических форм слова, разделение логико-грамматических оборотов, выбор синонимов/антонимов, объяснение стойких речевых высказываний. Нарабатывается потребление слов в самых разных грамматических конструкциях.
  • Возобновление счётных операций. Тяжёлая семантическая афазия требует восстановления восприятия математических знаков, умения решать очень простые варианты. При средней тяжести нарушений разбирается этапность решения трудных математических выражений, при лёгкой — логических задач.

Мониторинг и профилактика

Успешность коррекционной работы зависит от этиологии церебрального поражения, эффективности его терапии, степени мотивации и возраста заболевшего. Оперативное логопедическое лечение способно подкорректировать посттравматическую, поствоспалительную и постинсультную афазию фактически до нормы.

Более серьёзный мониторинг имеют прогрессирующие опухолевые и дегенеративные процессы. Профилактика состоит в предупреждении разных поражений мозговой ткани ТПО области: травм головы, цереброваскулярной патологии, инфекционых заболеваний, онкогенных воздействий.

Семантическая афазия: важные причины, симптомы, лечение

Семантическая афазия – это общее речевое нарушение, основой которого считается повреждение на участке стыка височной, теменной и затылочной части левого полушария мозга головы. Ключевой признак – отсутствие понимания семантики (смыслового значения слов), длинных предложений, нарушение ориентации в пространстве и целенаправленных движений, расстройство счёта.

Характеристика патологии


Семантическая афазия входит в синдром поражения стыковой зоны левого полушария, именуемый ТПО – темпоро-парието-окципитальный синдром. Расстройство вызвано локализацией в данной области мозга клеток, которые обеспечивают сбор информации и ее трансформацию в некое представление или модель.

Ухудшение образного мышления и пространственных действий – причина возникновения речевого расстройства.
Патология появляется при поражении 3 структур мозга головы – затылочной, теменной и височной доли, и отличается снижением уровня восприятия и понимания речи остальных людей, появлением аграмматических словарных связей.
Афазия сопровождается ухудшением очень маленькой моторики пальцев, координации движений и ориентации. При подобном диагнозе больной воспринимает исключительно обычные предложения или словосочетания.

Нарушение логического мышления приводит к построению лексически или грамматически неверных предложений. Человеку получается исполнять нехитрые действия, однако при усложнении задания, он отказывается его делать.
Непонятными становятся предложения, содержащие причастные (или деепричастные) обороты, опирающиеся на причинно-следственные связи или содержащие пространственные описания. Пациенты не в состоянии понять смысл «крылатых выражений», пословиц и поговорок.
Лечение семантической патологии возможно. Но его результат зависит от причин, спровоцировавших афазию.

Иногда можно лишь уменьшить симптоматику.

Причины и группы риска

Ключевой механизм развития расстройства состоит в нарушении кровообращения мозга вследствие поражения сосудов кровообращения. В большинстве случаев афазия возникает, как осложнение после перенесенного ишемического или геморрагического инсульта. Также основой возникновения нарушения могут стать такие патологии мозга головы:

  • новые образования;
  • операции ;
  • воспаления.


Спровоцировать семантическое расстройство может болезнь Пика или Альцгеймера, при которых нарушается работа ЦНС (центральной нервной системы).
В группе риска находятся пациенты:

  • после 50-55 лет;
  • страдающие от очень высокого АД (давления артерий);
  • имеющие в анамнезе атеросклероз или ЧМТ (черепно-мозговые травмы);
  • с нарушением работы сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем;
  • с неврологическими недугами.


Точную причину расстройства устанавливают в результате проведения диагностики и анализа симптоматики протекания патологии.

Клиническая картина


Основа семантической афазии – импрессивный аграмматизм: неспособность воспринимать непростые грамматические обороты речи и расстройство семантики: осмысления услышанного или перечитанного. Речевые нарушения развиваются на фоне симптомов неврологии:

  • агнозии – неспособности осмыслить сюжетный рисунок или составить рассказ по серии картинок;
  • апраксии – ухудшение координации движений;
  • акалькулии – снижение способности к вычислительным действиям, неспособность чтения трудных чисел или математических знаков.


Средняя и легкая степень семантической афазии выражается исключительно в речевых расстройствах. При тяжёлых поражениях мозга встречается нарушение визуального восприятия и ориентации в пространстве (предметный гнозис) и комбинирование двигательных и зрительных расстройств (апрактоагнозия), и еще отсутствие восприятия падежных конструкций.
Основой семантической патологии считается поражение затылочной и теменной части мозга, которые отвечают за речевые умения. По этой причине происходит утрата речевых функций без снижения слуха, памяти и артикуляции.
Для семантической афазии свойственны такие признаки:

  • подмена общеизвестных слов длинными формулировками: взамен слова «нож» человек говорит – «то, чем хлеб режут»;
  • отсутствие восприятия связи между словами (лексической и грамматической);
  • выполнение исключительно обычных команд – «сядь на стул», «отнеси чашку на кухню»;
  • проблемы с логическим мышлением;
  • неумение искать «невидимый» смысл;
  • упрощение устной речи – отсутствие наречий, прилагательных, деепричастных оборотов;
  • непонимание трудных грамматических конструкций;
  • трудности с выполнением обычных арифметических действий;
  • некоординированная двигательная активность.


На первом этапе могут фиксироваться отдельные симптомы. При прогрессировании патологии дегенеративная симптоматика увеличивается, состояние пациента ухудшается.

Классификация


Клиницисты выделяют несколько вариантов афазии в зависимости от соматических, психологических и артикуляционных симптомов. Очень популярна среди практикующих неврологов и логопедов классификация Лурия.

Она основывается на клинической картине патологии и локализации поражений мозга головы. По этим признакам выделяют такие разновидности расстройства:

АФАЗИЯ. ЛЕЧЕНИЕ АФАЗИИ (нарушение речи)

  • акустико-мнестическая;
  • динамическая;
  • амнестико-семантическая;
  • акустико-гностическая;
  • афферентная моторная;
  • эфферентная моторная.


При больших участках поражения клеток мозга диагностируют смешанную форму патологии. В большинстве случаев симптоматика включает моторную и звуковую афазию, формирующуюся при нарушении кровотока в затылочном отделе.

При этом встречается системная симптоматика, что осложняет обнаружение и лечение болезни.

Характерности диагностики

Симптомы семантической афазии перекликаются с признаками иных неврологических болезней. По этой причине отделить патологию бывает сложновато. Для уточнения диагноза проводят клинические и аппаратные исследования:

  • КТ (томография при помощи компьютера) или МРТ (магнитно-резонансная томография);
  • УЗИ сосудов отдела шеи позвоночника и головы;
  • МР-ангиография – изучение состояния сосудов при помощи магнитно-резонансного томографа;
  • анализ спинномозговой жидкости;
  • дуплексное обследование сосудов головы.

Обязательна консультация клинического психолога и дефектолога. Они оценивают уровень развития устной и письменной речи, слухового и визуального восприятия, очень маленькой моторики.

Это дает возможность отделить семантическую афазию от остальных болезней.
Собственными силами определять патологию нереально. Чтобы это сделать потребуется мнение нескольких нешироких профессиональных мастеров, изучение имеющихся в анамнезе хронических или перенесенных тяжёлых заболеваний и прохождение комплексного исследования.

Лечение и помощь

Терапия семантического расстройства – задача логопеда. Если есть наличие системных болезней медикаментозный курс предписывают иные профессионалы.

Коррекция речевого нарушения занимает долгое время. Непредвиденное возобновление речевых способностей – исключение из правил.
Для восстановления устной и письменной речи используют комплекс методик:

  • Логопедическая коррекция – дает возможность возобновить умения артикуляции и восприятия чужой речи (устной или письменной).
  • Прием лекарств. При семантической афазии предписывают препараты, нормализующие кровоток и восстанавливающие нейронные связи с речевыми центрами. Это могут быть Мексидол, Винпоцетин, Пирацетам.
  • Физиотерапевтические процедуры – электростимуляция пораженных участков мозга. Электрические импульсы помогают вернуть функциональность повреждённых клеток.


Основное место в коррекционной терапии занимает работа дефектолога. Логопедические методики направлены на возобновление утраченных речевых способностей.

Применяются методы аннуитетной работы с картинками. Пациенты учатся сравнивать слова с изображениями и настоящими предметами. Точно также проходит работа по разделению математических символов и цифр.

Большое внимание уделяют выполнению математических задач.
Последний этап корректировки – возобновление пространственного восприятия и двигательных способностей. Прием лекарств, назначенных неврологом, убыстряет выздоровление и прикрепляет достигнутые результаты.
Мониторинг при семантической афазии бывает разным. Результат терапии зависит от нескольких моментов. Позитивный мониторинг возможен у взрослых пациентов до 35 лет.

У несовершеннолетних детей (до 5 лет) и возрастных больных (после 50-55 лет) во многих случаях речевое расстройство сохраняется. Рецидив патологии и невосприимчивость к корректировки встречается у трети пациентов.
Важно как можно до недавнего времени обнаружить семантическую афазию и начать лечение. Хороших результатов можно достичь, используя комплексную терапию, сочетающую логопедическую коррекцию, физиопроцедуры и курс лекарств.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *