Сказкотерапия – лечение агрессии и асоциального поведения при помощи сказок

 

Сказкотерапия – лечение агрессии и асоциального поведения с помощью сказок


Есть подобная поговорка: народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколений в поколения в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл.

К примеру, вот такие выражения: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка обман, да в ней – намек – добрым молодцам урок». Что это, как не помощь психолога тем, кто попал в сложное положение или ищет ответы на собственные вопросы?

Говоря иначе — терапия.
Array

Польза сказок для малышей

Сказкотерапия относится к многофункциональным методам, выполняющим много функций и помогающим мастерам решать бесчисленные проблемы собственных подопечных. Повествование помогает вызывать правильные эмоции у объектов воздействия.
Применяя прием сказочной истории можно спасти ребенка от навязчивых фобий и негативных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать остальных людей.
Ученые несколько лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и обнаружили 3 способа ее применения.
1. Инструмент воспитания детей.

Происходит формирование понимания о существовании в обществе, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.
2. Инструмент развития, который можно использовать, к детям различных категорий возрастов.
К примеру, дети в 3 года учатся отличать понятия добра и зла, понимать мир вокруг вас и события в нем. Тут рекомендуется выбор свой останавливать на историях про игрушки, небольших человечков и зверей.
Дети старше 10 лет учатся сопротивляться обстоятельствам в жизни, принимают то, что в реальности необходимо брать ответственность за собственные слова и действия.
3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой дает возможность решать жизненные проблемы, избавиться от страхов и принимать достойные решения.

В 4 года правильно будет применять произведения про фей и колдунов.

Способы терапии

Работа с уже существующей сказкой. Сказка зачитывается ребенку, после этого педагог одновременно с ребенком начинают анализировать поведение героев, мораль истории.

Важно демонтировать действия на “плохие” и “хорошие” для того, чтобы вырастить морально-нравственные нюансы душевного сооружения ребенка.

Написание авторской сказки, адаптированной под определенную проблематику. Этот способ сказкотерапии считается коррекционным, так как повествование, адаптированное под возникший инцидент помогает разобрать смысл его в голове у ребенка и сделать подходящие выводы.

Создание своей сказки, в которой описана существующая проблема и ее решение. Способ Используется для взрослых и подростков.

Сумев посмотреть на проблематику со стороны, появляется возможность как можно быстрее выявить способы ее решения и осуществить его в жизнь.

Постановка сказки при помощи кукольного театра. Способ помогает детям не только разобраться в определенной ситуации, но и проявить творческие способности во время театрального действия.

Сказкотерапия: доктрина и использование на практике

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сосредоточиться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жёстких советов. В каждой истории проигрывается конкретная ситуация, которая появилась в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают свойствами по настоящему существующих людей, а у возникшего конфликта обязательно есть логичное разрешение.

Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальности, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Главный принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.
Сказка не только учит, но и лечит.
Сказкотерапия помогает детям, потерявшим родителей. Ребенок встречается в сказке с самим собой, с прекрасным, оптимальным выявлением себя.

Учится у себя сказочного добрым поступкам, учится быть радостным.

Cказкотерапия в садике и дома

Весьма полезно коллективное сочинение сказок. Для несовершеннолетних детей это упражнение на взаимное действие, для подростков — способ понять себя и собственных сверстников.

Еще на примере вместе созданной сказки понять можно, кто какие роли исполняет в коллективе.
Родителям придумывать одновременно с ребенком полезно, так как в подобные моменты вы начинаете говорить общим языком, можете выяснить невидимые мысли и желания ребенка. Скрывая их за символами и метафорами, молодой сказочник внутренне избавляется, а заботливый и чуткий родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.
Сказка активизирует творческое мышление и развивает чувство юмора у мамы и папы и детей. А изображая волшебных героев на бумажном носителе или из пластилина, ребенок отрабатывает умения лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории условно можно поделить на 4-ре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые появляются у ребенка во дворе, в школе, в детсаду, в семейном кругу.
Появляется эффект волшебного зеркала, которое дает возможность с большим вниманием рассмотреть собственный пока еще непознанный внутренний мир, устранить появляющиеся противоречия, комплексы, дать ответ «что во мне не так?»
Родителям необходимо знать, чего боится их ребенок и основное,
как он этого боится
. Если страх замедляет развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку необходима помощь.
В каждом возрасте имеются собственные критические моменты, которые связаны с осознанием ребенком собственной новой роли. К примеру, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, которые связаны с учебой, в младшем школьном возрасте.

Все это можно проговорить с помощью сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Сюжеты, наиболее приближенные к обыкновенному фольклору, универсальны и нечасто подстраиваются под определенного ребёнка. В основном они применяются в качестве поддерживающей терапии и не используются для корректировки более больших проблем.

Основным принципом эстетических сказок считается «не навреди».
Предполагают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Постоянно применяются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями.

Эти сказки обязательно обязаны быть проработаны психологом индивидуально.
Используются во время работы с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Собственно психотерапевтические сказки считаются важным инструментом корректировки страхов и фобий.
Есть и многофункциональные психотерапевтические сказки, которые могут использоваться без адаптации психологом под определенного ребёнка. В данном случае аргументом, повышающим результативность сказки, считается персонализация: основным героем сказки считается сам ребёнок.

В большинстве случаев применяются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее распространенным проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).
Выделяются отсутствием конфликтных ситуаций и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. считаются самым сложным типом в сказкотерапии, так как не направлены на решение определённой проблемы.

Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на очевидные или невидимые потребности ребенка.
Постоянно применяются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — обучить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Используются в начальной школе как часть учебной программы.

При помощи такой сказки можно проработать с ребенком какую-то определенную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для взрослых и детей

Сказкотерапию используют в детсадах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии делаются сборники терапевтических персонализированных сказок.

Сказкой лечат у детей разные страхи, излишнюю враждебность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детсад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.
Сказкотерапия решает конфликты с мамой и папой, нивелирует трудности контакта, трудности в учебе, враждебность в отношениях, ощущение неполноценности, одиночество, закомплексованность в себе.
Но сказкотерапия полезна не только детям. Попробуйте вспомнить любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь… Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия.

Неспроста сказкотерапевты рекомендуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжёлого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку.

Пускай даже это будет «Колобок».
«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в нашем мире собственное назначение, и показывает, что может произойти, когда мы отказываемся от собственного пути.
Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит довольно актуальной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.
Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим свойствам.

Портал в мир ребенка. Психологические сказки для малышей и родителей
Часто бывает, что родители, посвящая все время физическому и умственному развитию ребенка, забывают о его внутренних переживаниях. И как то наружу вылазят бесчисленные страхи и комплексы, неспособность справляться со стрессом или ладить с одноклассниками.

Для того чтобы одолеть эти трудности, а то и совсем избежать их, есть психологические сказки. В данной книге авторы собрали истории, которые поддержат детей на пути взросления и смогут помочь наладить конфиденциальные семейные отношения.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Детали сказкотерапии можно применять в играх и упражнениях, направленные на:

  • формирование сенсорных представлений с опорой на самые разнообразные модели восприятия (зрительные, тактильные);
  • развитие общих речевых способностей; развитие слухового внимания; развитие словообразования;
  • тренировку употребления родительного падежа;
  • формирование обычных фраз (к примеру, игры с установленной целью для малышей; с повышением/уменьшением силы голоса).

Очень непросто автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не демонстрирующих особенного заинтересованности к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение.

А отсутствие желания значит и отсутствие сознательного контроля. У подобных детей возможно и не будет трудностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – иногда непосильная задача и для логопеда, и для самого ребенка.
Избавится от проблемы можно при помощи «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к категории логопедических. В логопедической работе все передовые технологии можно хорошо совмещать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех элементов речи.
Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.
В таких и множества прочих случаях сказка вводится как неназойливое средство обнаружить «больное место» слушателя, показать ему современные способы взаимные действия с действительностью, пути выхода из сложившейся безвыходной ситуации, показать обратную сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи используют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

, другими словами обозначение основных жизненных сценариев человека, свойств поведения и восприятия мира, способностей, талантов.
— решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.
— помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.
Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и производительную работу подсознания.
Выбор жанровой направленности базируется на возрасте, интересах слушателя, характере его сложностей. Важно, чтобы в произведении была правильно выбрана метафора — конкретно от нее зависит результативность терапевтических приемов.
Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ увеличить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет намного приличное количество функций, которые делает вымышленная история, рассказанная в некотором роде:

    Решение задач, стоящих перед человеком.

Рассказанная история показывает проблематику, похожую реальной, и способы ее преодоления. Слушатель неосознанно ассоциирует вымышленную ситуацию со своей, проводит анализ возможность использования предоставленных вариантов.

Развитие мыслительных процессов.
Для малышей 3-12 лет – слушание, анализ, дальнейшее рассмотрение произведения, обозначение позитивных и негативных героев — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Более того, сказка знакомит ребенка с прежде малоизвестными ему тезисами, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей.
Через сказку поколения людей передают собственным потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм
занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.
Неподдельное сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на конкретные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так сердиться» и иные шаблонные установки, навязываемые обществом), полностью прожить их, назвать и принять позитивные и негативные чувства.
— терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более продуктивных, безопасных, допустимых.
Работа с применением выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует персонального подхода, как и каждый отдельный случай.
Можно отметить ключевые принципы построения терапевтической деятельности
При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие чрезмерно длинных пауз.
Ситуация в иносказании должна быть «открытой», другими словами предполагать вероятность нескольких решений.

Важная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами.
Правильные психологические сказки для малышей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя собственными силами проследить причины и результаты описанных действий.

  • Четкое разделение между позитивными и негативными героями.
  • В большинстве случаев сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:
    — рисование, лепка, изготовление аппликации.

  • Диагностика.
  • Придумывание своей истории.
  • Создание кукольных героев.
  • Театрализованная постановка.
  • Читайте прочие материалы по дошкольному появлению:
    Методическая помощь учителям дошкольного образования
    Как читать ребенку вслух? Улучшаем умения чтения
    Методика диагностики, развития и корректировки визуального восприятия у дошкольников
    10 игр для детского садика: учимся приятельствовать и помогать
    Все методы используются отдельно или комплексно, в согласии с возрастными характерностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но реагирует на события и явления окружающего мира, выражает собственное отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, увеличение эмоционально-поведенческих реакций.
    Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки дают возможность ребенку первый раз испытать смелость и устойчивость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную идею, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более предрасположен придумывать и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним нужно регулярно двигаться. 3-ий любит что-то мастерить собственными руками, четвертый обожает рисовать…
    Сочетая самые разные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется в совершолетней жизни. И существенно увеличить его мировосприятие и способы взаимные действия с находящейся вокруг реальностью и прочими людьми.
    #ADVERTISING_INSERT#

    Когда необходимо использовать сказкотерапию?

    Чтение сказок вместе с собственным чадом или воспитанником помогает удовлетворить следующие потребности:
    Быть самостоятельным — при помощи анализа ситуаций ребенок учится тому, что необходимо принимать решения собственными силами, и выбирать исключительно надеясь на собственные силы.

    Активность. Герои из сказки никогда не бывают статичными: постоянное действие, поиски, борьба — все это учит слушателя тому, что нельзя сидеть на одном месте.

    Жизнь требует движения и действий, тогда как лень и пассивность критикуется.

    Необходимость в адаптации — сказочные истории помогают построить правильную модель поведения, которая поможет слушателю подобающим образом выстраивать отношения с мамой и папой, сверстниками, педагогами. Деление на “правильное” и “ошибочное” способствует тому, что ребенок пытается остерегаться ошибок и вести себя правильным образом.

    По мимо этого, сказки помогают развитию воображения и делают спокойнее небольшого слушателя. Когда ребенок не может уснуть, правильно выбранная сказка поможет ему расслабиться.

    Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем

    Для правильного развития личности небольшого человека необходимы и актуальны разные сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, тезисами, устоями.

    Это отстранённая – не жизненная ситуация, принимать участие в которой для ребенка просто-напросто нет смысла.
    Сказкотерапия даёт им возможность принять участие в любимой или же просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Олицетворяя её, мы применяем сказку, как инструмент для исправления тревожащей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его небольшой, но личной жизни проблемы.
    Меряя роль основного (разумеется!) героя на себя ребенок, во-первых:

    • четко показывает затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
    • показывает, каким он видит решение проблем;
    • сам (!) выпутывается из трудных жизненных коллизий, в которые попадает герой.


    Второе, выбирая варианты сказок, мы можем:

     

    • заострять внимание ребенка на определённой — сиюминутной ситуации;
    • правильно и доступно показать на ошибочность подобраной линии поведения;
    • помочь ему освободится от той либо другой привычки;
    • показать, что есть и иная линия поведения — возможность достичь необходимого результата.


    Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или выдумываем мужественного героя, который одним собственным взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках.

    Либо же одновременно с ним создаём героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и понадобилось врунишке по новому знакомиться с собой и добропорядочным словом, чтобы найти собственное место в жизни.
    Выдумывая, а основное – подробно обговаривая (!) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые действия имеют ярко негативную окраску, мы таким образом неназойливо и одновременно с тем очень уверенно формируем его неприятие подобных качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-нибудь непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и даёт ответ на каждый вопрос!

    И одновременно с тем помогаем малышу, обнаружившему в собственном окружении несправедливость или обман, иные какие-нибудь негативные качества, искать в себе силы сопротивляться им с достоинством и добром.
    Третье, сказкотерапия помогает закрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо.

    И лишь от их общего рещения зависит участь героев!

    Варианты правильной сказкотерапии

    Приведем алгоритм терапии, которой вы можете держаться для приятного результата:

    • Придумайте своего персонажа. Если у вашего ребенка есть идол, можете применить его в качестве основного героя повествования.
    • Создайте конфликтную ситуацию, опираясь на проблеме ребенка. Например, главный герой часто лжет или бьет иных детей (зверят).
    • Внимание нужно акцентировать на том, что главный герой осознал собственную неправоту (например, понял, что соврать или бить друзей — плохо).
    • Кульминация: главный герой справился с трудностями благодаря тому, что пришёл к правильному умозаключению.
    • Придумайте замечательный конец истории.
    • Обговорите сказку одновременно с ребенком. С большим вниманием послушайте ребенка и медленно подтолкните его к главной проблеме и ее разгадке, например если ребенок не смог сделать это сам.

    Сказка – не обман, а тайна


    Если взрослые сами подбирают, что им читать или слушать, то несовершеннолетние дети доверчиво впитуют то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде продолжительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, в основном, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.
    Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть собственные страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей.

    К примеру, когда садиковская подруга вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика!

    Когда мама совсем не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо страшное, совсем не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.
    Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!

    Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны.

    Волшебство – завораживающее действие.

    Методика сказкотерапии: структурирование сказок по проблемам


    Сегодня абсолютно не обязательно выдумывать отдельные сказки в зависимости от проблем ребенка – они все уже есть, причем в максимально удобном для родителей виде.
    Все сказки можно структурировать по типу проблем, имеющихся у ребенка:

    • Сказки для работы с детскими страхами (страх медицинского кабинета, страх темноты и другие страхи).
    • Сказки для работы с гиперактивными детьми.
    • Сказки для работы с выявлением агрессии у детей.
    • Сказки для малышей, имеющих расстройство поведения, которое вырисовывается физически: нет аппетита, энурез (проблемы с мочевым пузырем) и др.
    • Сказки для работы с детьми, которые страдают от проблем в семье (развод родителей, рождение братика/сестрички, мечта о новой семье, где к ребенку, согласно его точке зрения, будут лучше относиться).
    • Сказки для работы с детьми, которые потеряли родных людей или любимых питомцев проживающих в доме.

    Сказкотерапия в дошкольных учебных учреждениях

    В детсадах и в специальных ДОУ широко задействуется сказкотерапия. При этом, детям читают сказку в группе, используя различные методики.

    Методики сказкотерапии в ДОУ:

    • Чтение сказки воспитателем группе с будущим обсуждением темы и героев;
    • Распределение ролей по популярной детям сказке и проигрывание ее;
    • Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (изобразить, о чем была сказка, изобразить приглянувшегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);
    • Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а потом сочинение ее альтернативного содержания с исправленными минусами героев).


    Такие занятия по сказкотерапии крайне полезны для восприятия ребенка и здоровой психики, ребенок учится, каким необходимо быть и как поступать правильно. Ребенок берет варианты из сказок и проецирует это на свою жизнь.

    Сказки обладают несколькими рабочими характерностями:

    1. Текст сказок может вызвать эмоциональный отклик и у детей, и у взрослых.

    Сказочные образы влияют сразу на 2 уровня психики – сознательный и подсознательный.
    2. Как и в истории, ключевым и самым ценным в сказке считается качественно выбранная метафора. Ее идея может заключать в себе описание крайне важных явлений, постановку целей, крайне важные ценности или описывать внутренний мир автора, если говорится авторская сказка.
    3. Сказка несет собой символическую информацию про то, как обучиться прощать и как правильно построить отношения с окружающими, как приобрести дружбу и любовь и ценить их, какие этапы придется одолеть для самореализации девочкам и мальчикам, женщинам и мужчинам, с какими трудностями можно соприкоснуться по жизни и как обучиться их одолевать, кто создал наш мир и как этот мир устроен, какими ценностями необходимо руководствоваться по жизни, и еще какие изменения происходят с людьми в различные жизненые периоды.

    Как выбирать сказки для метода

    Для малышей детсадовского возраста выбирают сказки, где персонами выступают животные. Младшие дошкольники сопоставляют себя с домашними питомцами, подражают им.
    Дети, которые преуменьшают себя как личность, с растущим интересом будут слушать рассказы о волшебных превращениях. Им необходимо знать, как правильно перевоплотиться, чтобы принять себя в этот момент и знать последующие шаги.

    Выразить проблематику они не могут, так как не знают о ее существовании. Сказка о перевоплощении лягушки в принца поможет справиться с ситуацией, когда ребенок попал в приемную семью.

    Взамен чтения можно смотреть мультики, сделанные по литературным произведениям.
    Волшебные сказки помогают получить уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям 6–7 лет.
    Страшные рассказы. Воспитывают стрессоустойчивость, желание справиться с трудностью.

    Тут важен контраст, выразительное чтение. Если применяются народные сказки, то завершение в большинстве случаев меняют на более веселое, чтобы дети от всего сердца посмеялись. Подобным образом ставится уверенность, что все страшное кончается хорошо.

    Жанр страшилок подходит детям старше 7 лет.

    Домашние рассказы. Активизируют мышление и смекалку, чтобы выйти из ситуации триумфатором.

    Лучше подойдут подросткам.
    Психокоррекционные сказки. Суть их в том, чтобы проблема ребенка совпала с трудностью персонажа.

    Должен быть выбор вариантов, как герой решает поступить. Ребенок бессознательно подбирает собственную модель поведения.

    Востребованные жанры сказок, применяемых в методике сказкотерапии


    Сказкотерапия – это абсолютно не обязательно рассказывание одних лишь сказок. К такому способу лечения относится работа с самыми разными видами литературных жанров – басни, притчи, былины, легенды, сказки, мифы, анекдоты.
    Всегда можно применять и очень современные жанры литературы – фэнтези, детективы, амурные романы и др. До начала работы следует индивидуально подойти к выбору благоприятного жанра для того либо другого ребенка или взрослого, который станет интересен.
    Главное – не то, в каком виде вы подарите мораль (в виде сказки либо в виде приключенческой истории о пиратах), а то, насколько эффективную метафору вы подберете, потому что конкретно она должна лежать в основе любой рассказываемой истории и только она будет определять результативность сказкотерапевтического приема.
    При этом любой из названных выше жанров имеет собственную терапевтическую функцию. Остановимся более детально на 2-ух наиболее эфективных жанрах – на сказках и притчах.

    И еще о роли сказки в воспитании ребенка

    Сказка в жизни ребенка имеет грандиозное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первых часов жизни крохи и сопровождает его аж до подросткового периода.

    Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
    Сказка будит все доброе, что есть в душе ребенка, сформировывает нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.
    Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, приносит удовольствие от общения.

    Сказка считается неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии подобных базовых философских понятий, как добро и зло.

    Язык сказки доступен для ребенка, дает возможность очень легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.
    Отношения между персонами и сюжет помогают понять причины поступка и его результаты. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и определенными жизненными ситуациями, в которые он попадает.

    Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать иного человека.
    Сказка сформировывает основы правильного поведения, умения общения, другими словами имеет очень важное общественное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка немаловажны комментарии, которые родители дают во время общего чтения.

    Очень важным воспитательным моментом считается обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, прекрасны, смекалисты, честны.

    Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится искать достойные решения, думать позитивно.

    Сказкотерапевтическая диагностика


    Психодиагностику состояния ребенка можно провести, к примеру, при помощи применения конкретных кукол и сказок, которые дают возможность обнаружить те либо другие проблемы.
    Для первого знакомства лучше всего применять «великолепную» куклу с очень большими глазами, пушистыми и длинными ресницами, блестящими и густыми волосами.
    Для диагностирования отношений в семье психологи советуют применять гибкие резиновые куклы, так как статичная кукла может фрустрировать ребенка (огорочить его).
    Обнаружить глубокие проблемы у подростков и старших детей поможет непосредственное изготовление кукол. Для этого применяют обыкновенную фольгу.

    После знакомства с куклой или ее изготовления необходимо проводить диагностическую беседу. Она может собой представлять то же рассказывание сказки ребенком, помещением им куклы в некую ситуацию.
    Во время рассказывания истории или сказки ребенок бессознательно соединяет собственные мысли с мыслями куклы, вкладывает в нее собственные переживания и рассказывает таким образом взрослым. А дело все в том, что во многих случаях дети не идентифицируют себя с людьми – они предрасположены к проверки на идентичность со героем из сказки или животным, так как в них больше развит образный мир.
    Во время рассказа ребенка взрослый может задавать волнующие вопросы, ответы на которые смогут помочь взрослым понять, каково эмоциональное состояние ребенка, его фантазии насчет последующего развития событий.

    Сказкотерапия, как метод психологической корректировки

    Коррекция поведения, впечатлений требует настоящего партнерства родителей, ребенка и психолога. Ребенку сложно описывать словами чувства, формулировать проблематику из-за маленького опыта взаимные действия с социумом.

    Он имеет в арсенале крик, истерики, сопротивление, агрессию, плач, ревность, грусть, что пугает родителей, заставляет задумываться о решении проблемы. В качестве способа работы с небольшим ребенком применяется сказкотерапия— в психологии такой способ отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью.

    Метод иногда объединяют с творчеством — рисование или лепка героев рассказа, сказки. Для малышей младшего возраста 3–4 лет выбирают рассказы о зверей, детям 5–6 лет импонируют сказки о несуществующих волшебных персонажах — феях, эльфах.
    Сказкотерапия, как метод психологической корректировки представляет особенную ценность, так как дает возможность ребенку испытывать разные эмоции, открыто переживать их. Решение поведенческой или остальной проблемы происходит внутренне.

    Мастер и родители следят за поведением, в определенный момент подталкивая ребенка к осознанию слов, поступков, помогая справиться со стрессом.
    При помощи метода сказкотерапии можно убрать такие отрицательные процессы:

    • проблемы с приемом пищи;
    • ночное недержание мочи или проблемы с дефекацией;
    • ревность из-за возникновения в семье второго ребенка;
    • потеря родственника, питомца;
    • гиперактивность, враждебность, депрессия, навязчивые состояния;
    • фобии.


    В большинстве случаев профессионалы применяют сказку, чтобы установить ахиллесова пята ребенка, наметить план коррекционной работы.

    Сказкотерапия – лечение агрессии и асоциального поведения с помощью сказок

    КафеМам: для Мамы ¦ беременность, роды, дети ¦ запись закреплена

    СКАЗКОТЕРАПИЯ – ЛЕЧЕНИЕ АГРЕССИИ И АСОЦИАЛЬНОГО Поведения С помощью СКАЗОК.

    Сказкотерапия считается одним из любимых психологических методов, разрешающих исправлять детское поведение, страх и переживания ребенка, также терапия оказывает влияние на мировоззрение и жизненную позицию небольшого человечка. Впрочем разберем детальнее, в чем же заключается суть сказкотерапии.

    Суть сказкотерапии.

    Ситуации, когда приходится контактировать с агрессивными, нервными детьми очень часто ставят воспитателя или родителя в тупик. Методы обычных бесед или наказание очень часто оказываются провальными, впрочем такой тонкий метод, как терапия при помощи сказом помогает наладить контакт с чадом и вывести его на правильную волну.

    Суть терапии состоит в повествовании и обсуждении сказок, которые смогут помочь ребенку четко поделить правильное и ошибочное поведение и провести параллель между собой и каким-либо персонажем.

    Польза сказкотерапии для малышей:

    Освобождение от страхов;
    Осознание ценностей жизни;
    Воспитание сочувствия и добросердечности;
    Помощь в адаптации ребенка в обществе;
    Психотерапия (помощь одолеть обиды);
    Освобождение от отрицательных свойств характера, например как враждебность.

    Способы терапии.

    Работа с уже существующей сказкой. Сказка зачитывается ребенку, после этого педагог одновременно с ребенком начинают анализировать поведение героев, мораль истории.

    Важно демонтировать действия на “плохие” и “хорошие” для того, чтобы вырастить морально-нравственные нюансы душевного сооружения ребенка. Создание своей сказки, в которой описана существующая проблема и ее решение. Способ Используется для взрослых и подростков.

    Сумев посмотреть на проблематику со стороны, появляется возможность как можно быстрее выявить способы ее решения и осуществить его в жизнь. Постановка сказки при помощи кукольного театра.

    Способ помогает детям не только разобраться в определенной ситуации, но и проявить творческие способности во время театрального действия.

    Когда необходимо использовать сказкотерапию?

    Чтение сказок вместе с собственным чадом или воспитанником помогает удовлетворить следующие потребности:

    Быть самостоятельным — при помощи анализа ситуаций ребенок учится тому, что необходимо принимать решения собственными силами, и выбирать исключительно надеясь на собственные силы. Активность.

    Герои из сказки никогда не бывают статичными: постоянное действие, поиски, борьба — все это учит слушателя тому, что нельзя сидеть на одном месте. Жизнь требует движения и действий, тогда как лень и пассивность критикуется.

    Необходимость в адаптации — сказочные истории помогают построить правильную модель поведения, которая поможет слушателю подобающим образом выстраивать отношения с мамой и папой, сверстниками, педагогами. Деление на “правильное” и “ошибочное” способствует тому, что ребенок пытается остерегаться ошибок и вести себя правильным образом.

    По мимо этого, сказки помогают развитию воображения и делают спокойнее небольшого слушателя. Когда ребенок не может уснуть, правильно выбранная сказка поможет ему расслабиться.

    Как правильно подобрать сказки для терапии?

    Подобрать историю необходимо поэтому, чтобы она соответствовала целям терапии и возрасту слушателя. Укажем пару вариантов:

    Книжка “Сказкотерапия детских проблем” поможет ребенку справиться с собственными фобиями. Такие сказки, как “Чудесный фонарь”, “Мой друг-дракон” смогут помочь чаду справиться со страхами, появляющимися ночью. “Волшебная палочка” и “Звездочет в поиске капризули” смогут помочь одолеть страх перед докторами, “Сказка о вороненке” поможет справиться с боязнью быть самостоятельным и независимым.

    Дети 4-5 лет воспринимают истории с нелинейным сюжетом, объединенным в одну нить повествование. Анализ героев и разбор их поведения немаловажен для слушателей этого возраста.

    Дети 5-6 лет любят такие сказки, как “Маша и Медведь”, “Зимовье”, “Лиса и козел”, успехом пользуются истории С. Маршака и Н. Носова.

    Варианты правильной сказкотерапии.

    Приведем алгоритм терапии, которой вы можете держаться для приятного результата:

    Придумайте своего персонажа. Если у вашего ребенка есть идол, можете применить его в качестве основного героя повествования.

    Создайте конфликтную ситуацию, опираясь на проблеме ребенка. Например, главный герой часто лжет или бьет иных детей (зверят).

    Внимание нужно акцентировать на том, что главный герой осознал собственную неправоту (например, понял, что соврать или бить друзей — плохо).

    Кульминация: главный герой справился с трудностями благодаря тому, что пришёл к правильному умозаключению.

    Придумайте замечательный конец истории.

    Обговорите сказку одновременно с ребенком. С большим вниманием послушайте ребенка и медленно подтолкните его к главной проблеме и ее разгадке, например если ребенок не смог сделать это сам.

    Заключение.

    Терапия при помощи сказок считается одним из любимых психологических методов профессиональных мастеров. Помимо корректировки поведения и мировоззрения чада, взрослые также могут прибегнуть к такому способу, моделируя свою проблематику и находя ее решение.

    Часто посмотреть на ситуацию под иным углом не выходит, по этой причине подход к проблеме с иного ракурса нужен для того, чтобы суметь выкарабкаться из получившейся ситуации.

     

    Рекомендованные статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *