18 признаков готовности к материнству и отцовству – готовы ли Вы стать родителями?
Подготовка к новому серьезному жизненному этапу, к материнству – это не только «коррекция» физического здоровья, переход на хорошее питание, отказ от плохих привычек и укрепление материальной основательности. Прежде всего, это психологическая готовность к рождению крохи, отсутствие страхов, сомнений и зрелость для настоящего воспитания нового небольшого человечка.
Как понять – готовы ли вы стать мамой и папой? По каким признакам устанавливается психологическая готовность к рождению ребенка?
- Позитивный навык из детства и очень приятные эмоции от воспоминаний о собственном детстве, контакте с мамой и папой, с близкими взрослыми, о манере воспитания, о детских играх и игрушках. Детский «навык» играет немалую роль в воспитании уже собственных детей. Все лучшее из нашего детства мы передаем собственным малышам, напевая детям те же колыбельные, что и нам наши мамы, следуя семейным традициям и проецируя тепло собственной памяти на наших крох.
- Желанность ребенка. Готовые к рождению ребенка родители любят и хотят собственного ребенка еще до беременности.
- Процесс беременности – это не 9-месячная каторга, а время приятного ожидания. Любое движение ребенка – способ общения, к нему обращаются словами и мыслями, к его возникновению подготавливаются, как к самому основному в жизни событию.
- Стратегия воспитания, если еще не возникла, то уже в активной стадии изучения. Для готовых к рождению крохи родителей все имеет большое значение – как мама будет ребенка пеленать, как долго будет кормить грудью, нужно ли ребенку давать пустышку и др.
- Родители уже заблаговременно руководствуются не собственными потребностью, а потребностью собственного грядущего крохи. Они готовы подстроить собственную жизнь и интересы под нужды ребенка – в корне изменить жизненный образ, режим, привычки.
- Отсутствие каких-то сомнений. Готовые к рождению ребенка родители не сомневаются – необходим ли им ребенок, не тяжело ли будет растить его, не будет мешать ли ребенок открывающимся перспективам. Они готовы, и все. И ничто не может заверить их в обратном.
- Новость о беременности будущие родители воспринимают только с радостью.
- Желание – родить ребенка – появляется осознанно, по зову материнского инстинкта. Однако не так как «одиноко и не с кем словом перемолвиться», «так положено, раз замуж вышла» или «может, жизнь с мужем наладится».
- Между мужем и женой отсутствуют психологические проблемы, барьеры и недопонимания. Супружеские
отношения – зрелые, испытанные временем, а решение – единое на двух, осознанное с двух сторон.
- При контакте с чужими детьми женщина чувствует радость, приток нежности и маленький «укол» зависти в области сердца. Нянчась с племянниками (детьми друзей и др.), она не ощущает раздражения – она ощущает, что и ее время рожать уже пришло.
- Для будущих родителей значения не имеет грядущий пол крохи и линии внешности. Так как они готовы его предпочитать любым.
- Будущие родители не лелеют надежду на стороннюю помощь – они надеются исключительно на себя.
- Мужа и жену уже не тянет на «приключения», в клубы и на «тусовки». Они готовы отказаться от путешествий, вечерних дружеских посиделок, опасных увлечения.
- Женщина направлена только на одного, «собственного» мужчину. Она не позволяет мысли про то, что может родить собственного ребенка не от мужа.
- Психическое равновесие, чувственная стабильность. Женщина не находится в состоянии постоянных напряжений и
депрессий. Она уравновешенный психологически человек, способный здраво оценивать ситуацию и быстро разрешать проблемы. Она не теряет терпение по малейшему поводу, не устраивает «разборок» на ровном месте, не имеет привычки выступать. Касается это и грядущего папы.
- Женщина убеждена, что ей хватит здоровья, чтобы родить великолепного здорового ребенка. Речь идет собственно об решительности, а не о состоянии здоровья. Это, своего рода, психологический настрой на позитив, несмотря ни на что. А еще четкое сознание, что здоровья должно хватить не только на беременность, но и на воспитание ребенка – с бессонными ночами, затаскиванием коляски на собственный этаж, состоянием постоянного недосыпа, движения и др.
- Правильное отношение к материнству (отцовству). Будущие родители относятся к понятию «семья» адекватно.
- Будущие родители уже готовы на себя возложить полную ответственность за жизнь небольшого беззащитного человека.
Вы готовы по всем пунктам? Пускай сопутствует вам удача, и никогда не оставляет вера в свои силы.
Психологическая готовность к материнству: как понять, что ты готова
Мир дамы неповторим и уникален, он отличен от мужского бытия хотя бы тем, что женщина наделена натуральным умением выносить и родить дитя. Говорят, женщина сразу рождается женщиной, а мужчина – это вечный ребёнок.
Женщина чувствует целую гамму полярных впечатлений: радость и страх, блаженство и тревожность, они накрывают её волной лишь от одной мысли в один момент разрешить себе стать матерью.
Изменения, которые ждут женщину
Материнство учит быть иной. Женская чувствительность и впечатлительность принимает иную форму, когда под ее сердцем бьётся ещё одно сердце.
В какой еще период жизни можно себе позволить быть слабой и беспомощной в самом приятном смысле данного слова? Разумеется, возникновение животика и его быстрый рост добавляет вальяжность, а порой и неуклюжести вашей походке, однако это так трогательно наблюдать со стороны.
Какое это счастье все девять месяцев быть более созерцательной и тонко ощущать настроение и изменения в себе и в остальных. Ребёнок внутри греет маму собственным теплом и нежными прикосновениями, напоминает об их будущей необыкновенной встрече. Как понять, готова ли женщина стать матерью?
Есть мнение, что дамы в период беременности глупеют. Это не правильно, просто у них больше развивается голос души – проницательность.
Не нужно беспокоиться, вы терять не будете голову, разве что лишь от любви. Дайте себе пора подумать, удобно ли вам с партнером, уверены ли вы в нём, готовы ли дать новую жизнь иному?
Разрешите себе в данный период быть естественной, ведь изменения и так происходят, проживайте и принимайте их. Материнство – это как бы открытие другой себя.
1. Новый смысл существования. У любой девочки были куколки, которых она могла переодевать, расчесывать, ложить спать, кормить и даже, по-своему, воспитывать.
Повзрослев, девушка «помнит» своё назначение на Земля и переносит во взрослую жизнь детские радости игры в «дочки-матери». Куклы в собственное время подготовили девочку стать матерью, на себя возложить ответственность не только родить ребенка, но и быть рядом, поддерживать и помогать, сопереживать и окружать теплом и лаской.
2. Расстановка приоритетов. Мы утверждали про то, что процесс рождения ребенка – дело важное.
В основе заложены ваши положительные намерения показывать ребенку новый навык и все прекрасное, чем вы можете поделиться. Материнство учит делать несколько дел одновременно и иногда даже забывать о старых увлечениях, а с возникновением ребёнка, искать новые!
3. Развитие в себе новых качеств.
К примеру, отказ от некоторых продуктов поможет проявить выдержку и поддержать тонус организма. Материнство научит быть терпимее и управлять собственными эмоциями, чтобы стать ребенку не только родителем, но и другом, помощником.
А если стать беременной не выходит?
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГОТОВНОСТЬ К ИСПОЛНЕНИЮ ЖЕЛАНИЯ???
Причины могут быть соматического или психологического характера.
К соматическим относят нарушения в женском и мужском организме, которые препятствует зачатию. В таком случае вам смогут помочь профессионалы, которые обследуют и должны определить слабые места, которые нужно укреплять.
Бывает, что у женщины и мужчины все в хорошо, а стать беременной не выходит. Тогда идет речь о несовместимости партнеров. Проблем психологического характера больше, непосредственно они говорят о трудностях с зачатием, если мед. обследование показало, что у пары все в хорошо со здоровьем.
Среди психологических преград наступления беременности можно подчеркнуть:
1. Очень высокую тревогу за завтрашний день, закомплексованность в партнере, нервную работу, нестабильное положение в плане финансов.
2. Угнетенное состояние дамы и хронический стресс, когда жизнь не доставляет удовольствие.
3.
Страх родов и боли. У конкретных женщин он настолько силён, что эти мысли имеют массу последствий и неблагоприятны для зачатия.
4. Противоречивые чувства в отношении к материнству. В связке с желанием зачать ребенка, появляется и ощущение соперничества, а порой и ненависти к будущему ребенку.
Ведь её жизнь уходит на второй план, и ребенок какое то время будет центром Вселенной. Женщина теряет свободу и независимость, хотя и получает взамен неоценимую улыбку дитя и радость материнства.
Все такие факторы, говорят про то, что организм получает сигнал – в настоящий момент не время запасаться ребенком. Подходите к материнству осознанно – это серьезное решение зачать ребенка и продолжать человеческий род.
Испытать сладость материнства женщине поможет чувство причастности к рождению. Возникновение в мире нового человека необычайно меняет систему мировоззрения партнеров и семьи.
Готовность стать матерью – новый этап в жизни любой женщины, который наполнен умыслом и радостью существования, где можно открывать в себе новые грани и возможности. Заботьтесь о себе, о собственном облюбованном и о будущем малыше, ведь дамы приходят в этот мир для важной миссии создать и презентовать жизнь иным, быть счастливыми и делиться этим счастьем!
Готовы ли вы стать родителями?
Возникновение в вашей семье ребёнка. Два-три основных вопросов, которые необходимо себе задать.
Некоторые люди выполняют это вдвоём, а некоторые решаются на это в одиночку.
Многие любят не делать это совсем, а есть и подобные, которые не должны этого делать.
Речь идёт о рождении ребёнка.
Стать родителями – это не то решение, которое принимается без серьёзных размышлений и взвешивания всех доводов.
Вы должны тщательно изучить своё финансовое положение. Очень важным считается то, каков ваш доход будет в перспективе.
Ведь ребёнка необходимо обеспечивать не год и не десять лет.
Быть родителями – это пожизненное обязательство.
Крайне важно честно оценить собственную моральную готовность стать родителями. Так как с возникновением в семье ребенка ваша жизнь уже никогда не будет прошлой.
Абсолютно не все готовы к такому вызову.
Признаки готовности к отцовству и материнству
Кроме материальных и физиологических нюансов, готовность к роли родителей предполагает еще и психологичную зрелость.
Рекомендуем вам познакомиться с такими признаками, говорящими о вашей готовности на себя возложить ответственность к зачатию, рождению и воспитанию ребенка:
1
Желание иметь ребенка. Первый и главный пункт – осознанное желание продолжать собственный род и со стороны возможный матери, и со стороны грядущего отца.
Беременность еще не состоялась, а вы уже любите и ждете собственного ребенка. Вам и в самом деле знакомо такое ощущение? Что же, это позитивный сигнал.
2 Вы знаете все о тонкостях направления беременности.
Вынашивание ребенка – это, безусловно, нелегкий труд. Это тяжелое время для двоих родителей.
Но к тому же, беременность расценивается вами не как каторжное тестирование, а как время, насыщенное новыми приятными эмоциями. Вы обязаны быть готовы ко всем трудностям, которые могут ждать вас в период беременности. Только так вам будет очень легко пережить данный период и подчерпнуть из него новые знания и навык.
3 Позитивные воспоминания из детства. Существенным фактором в воспитании детей играет навык, получившийся от своих родителей. Готовясь к роли родители, вы будете неосознанно пользоваться собственно данными знаниями.
Мамы напевают те же колыбельные, которые слыхали от своих мам. А папы мечтают сыграть с ребенком в собственные любимые игры детей.
Благодаря этому очень важно помнить только очень хорошие и хорошие моменты из детства.
Следуйте семейным традициям, и вы выстроите на самом деле надежную и полную семью.
4
Продуманная стратегия воспитания. Для молодых родителей часто бывают в диковинку даже очень простые кажодневные дела, которые связаны с малышом: грудное кормление, пеленание, детский массаж и гимнастика, прогулки на чистом воздухе.
Хорошо, если вы будете знакомы с этим всем хотя бы в теории.
Несомненно, новоиспеченные бабушки и дедушки не будут против помощи вам с воспитанием и уходом. Но ведь так приятно достигать всего своими силами!
В настоящее время существует масса статей и хорошей литературы, доступной даже в электронном виде. Читайте, интересуйтесь, общайтесь с более опытными родителями – все это только усилит ваше желание материнства и отцовства.
5 Ваша небольшая семья сейчас – крепкий благожелательный союз.
Вы не можете себе представить жизни один без одного, стараетесь поддержать собственную половину в любую тяжелую минуту, а все недопонимания решаются мягко и без скандалов. Мы описали портрет замечательной семьи, для полноты картины которой не хватает только одной небольшой детали. Какой – вы, пожалуй, знаете сами.
6 Для вас значения не имеет пол и внешность грядущего ребенка. Реальные любящие родители не рисуют определенный образ ребенка. Вам все равно, кто продолжит ваш род: нежная, изысканная девочка или крепкий и отважный мальчик.
Вы готовы принять и предпочитать ребенка любым. И совсем не имеет значения, на кого он будет похож.
7 Пара исключает возможность рождения ребенка от иного партнера. Идеал мужчины для дамы – это её супруг, а мужчина, со своей стороны, не видит рядом с собой иную спутницу жизни.
Понятие семьи для вас священно. Все, что происходит за границами родного дома – лишь суматоха.
8 Эмоциональное равновесие, тёплый климат в семье. Вы привыкли одолевать трудности, подумывая здраво и по-взрослому. В период беременности и первых лет воспитания ребенка эта способность пригодится двоим родителям.
Послеродовая депрессия, к большому сожалению, часто считается основой разрыва в семьях. А устойчива психика и способность заниматься самосовершенствованием устранит этот нежеланный поворот событий.
9 Будущие родители осознают собственную ответственность перед малышом. Ребенок входит в наш мир, полный угроз и превратностей, будучи абсолютно беззащитным и уязвимым.
Вас не должна пугать ответственность, которая теперь ляжет на ваши плечи и станет частью вашей жизни еще очень долго.
10 Общаясь с чужими детьми, женщина и мужчина испытывают лишь самые нежные и приятные чувства.
Вы не жалеете средств на подарки для небольших племянников или детей друзей и подружек.
Играя с крошечным чудом, вы представляете, с какой заботой и интересом делали бы это со своим ребенком.
Иногда, засматриваясь на проезжающие мимо коляски, вы ощущаете восхитительное тепло в груди и желание стать обладательницей или владельцем того же счастья.
11 Вы уже довольно «нагулялись».
Веселым приключениям и шумным вечеринкам вы теперь любите спокойные вечера в семейном кругу либо близких друзей. Возможно, некоторые ваши друзья и знакомые уже стали счастливыми родителями, и теперь вам будет еще интереснее пребывать в их компании.
Будущие мама и отец готовы пожертвовать экстремальными увлечения, далекими путешествиями и походами на дискотеки.
Как минимум, на несколько ближайших лет.
12 Вас не пугают результаты рождения ребенка.
Вы знаете, что изменившийся типа фигуры, временный пробел в карьере и полная перестройка дневного распорядка – сущие пустяки на пути к настоящему семейному счастью.
Если вы узнали себя во всех или хотя бы нескольких перечисленных выше пунктов, можем вас поздравлять: «ваше» время пришло.
Рекомендации для будущих мам и пап
Мы подготовили несколько советов которые будут полезны, которые должны Вам помочь стать на самом деле идеальными родителями.
Оцениваем финансовое положение
Во-первых, вы должны внимательно изучить какие расходы сопровождают само возникновение ребёнка.
Сюда должно входить медобслуживание в период беременности, сами роды, одежда для новорождённого, подгузники, соски, бутылочки, коляска, кроватка и много самых разных мелочей.
Второе, необходимо понять насколько прочно вы держитесь на карьерной лестнице, какие последующие перспективы ждут вас на работе.
Сможет ли ваш партнёр вас материально поддерживать в период декрета.
Ведь уход за новорождённым забирает все время и силы. А родить ребёнка и отдать его на попечение бабушек и дедушек, чтобы самому утром до ночи исчезать на работе – это неверно.
Разумеется, мы часто надеемся на помощь близких и родных. Но рассчитывать на то, что к вам регулярно будут приходить в гости близкие люди и приносить ребенку подарки, одежду и подгузники, не стоит.
Вы всегда должны надеяться исключительно на себя и собственную вторую половину.
От материального к духовному
Стоит подумать, какими моральными качествами должен владеть хороший родитель. Ребёнку необходимо дать правильное воспитание, привить человеческие ценности.
Каждому ли это под силу?
Необходимо быть готовыми к тому, что потребности ребёнка больше, чем ваши личные.
Вы обязаны быть любящими родителями. Ребёнку нужно ощущать себя любимым.
Необходимо показывать собственные чувства, быть ласковыми и терпеливыми. Определитесь, что для вас важно: предпочитать и воспитывать или быть любимым.
И, напоследок, в состоянии ли вы быстро справляться со стрессом и гневом? Ребёнок заслуживает расти и формироваться в спокойных и комфортабельных условиях, а не в накалённой обстановке с криками и криками.
В любой, даже самой критичной ситуации, вы должны уметь успокоиться, быть рассудительными и здравомыслящими.
Не нужно позволять страху, гневу или раздраженности взять над вами верх. Все такие факторы плохо скажутся на будущем развитии ребенка.
Хорошие родители – это хорошие учителя.
О личном пространстве и свободном времени
В уходе за новорождёнными детьми нет ни выходных, ни отпусков.
Первое время все ваши развлечения будут состоять из бесконечных купаний, кормлений, переодеваний.
Сравните это со перечнем собственных социальных, физических и эмоциональных потребностей.
Вы получите навык в материнстве или отцовстве, но нужно будет забыть о вечеринках, походах и других развлечениях.
Если у вас есть друзья с детками, попробуйте побыть в роли няньки пару дней.
Берите на себя некоторые обязанности для ухода за малышом. Это даст возможность оценить вашу готовность справляться со стрессом и должным образом присматривать за новорождённым.
Теперь оцените, какими были такие деньки для вас. Способны ли вы делать всё что необходимо для ухода за небольшим беззащитным человечком? Получаете ли вы от этого удовлетворение?
Расцениваете ли это занятия как значимый жизненный навык?
Совмещаем карьеру и воспитание детей
Оцените своё собственное время и рабочий график. Сумеете ли вы уделять большое количество времени воспитанию ребёнка? Маленькие детки особенно всегда нуждаются в систематическом внимании с вашей стороны.
Вам нужно будет отказаться от многих вещей в пользу выполнения родительских обязанностей.
Просчитайте ваш обиход. Нужно усвоить, как ребёнок будет оказывать влияние на ваши кажодневные занятия.
Если вы любите часами валяться в ванной или читать книгу в тишине, то возникновение прелестного небольшого создания радикально поменяет ваши привычки.
Большинство родителей отождествляют дела по дому в течении определенного времени, проведённым с детьми.
Весь ваш обиход будет сведён к воспитанию, обучению и уходу.
Многим работающим родителям довольно трудно уравновешивать между карьерой и детьми. Необходимо быть готовым жертвовать карьерой, так как ущемлять ребёнка в любви и внимании нельзя ни в коем случае.
Подводя итог хочу сказать, что на 100 процентов невозможно предугадать или проссчитать собственное будущее.
Когда вы будете готовы отдать всю собственную любовь небольшому человечку – вы это обязательно почувствуете сердцем.
И не нужно боятся, так как малыш не только меняет жизнь нас окружают, но и нас самих.
Мотивы зачатия. Психологическая готовность к материнству и отцовству
Классификация мотивов сохранения беременности. Авторские подходы к понятию и структуре психологической готовности к материнству. Причины личностной тревожности.
Равноценная модель родительства. Общие характерности психологической готовности к отцовству.
Отправить собственную уверенную работу в базу знаний просто. Применяйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, применяющие базу знаний в собственной учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Глава 1. Мотивы сохранения беременности
Глава 2. Понятие психологической готовности к материнству
Глава 3. Детерминанты уровня психологической готовности к материнству
Глава 4. Психологическая готовность к отцовству
В наше время есть тенденции в отношении начинающей семьи: ориентация на хорошее воспитание одного-двух детей; желание жить отдельно от родительской семьи, что препятствует передаче навыка воспитания и будет причиной ролевой перегрузки молодоенькой мамы.
Поэтому, все более популярными становятся курсы психологической подготовки к родам, а еще «патронаж» новорождённого и его родителей перинатальным психологом.
Качество воспитания и жизненное качество ребенка в большинстве случаев зависит от факторов, которые возникают у мамы и папы ещё до появления малыша. Насколько будущие родители психологически готовы принять на себя новую роль?!
От чего обуславливается уровень психологической готовности к материнству? Какими мотивами руководствуется супружеская пара принимая решение о зачатии или сохранении беременности? В современных исследованиях отечественной психологии, учёные ищут ответы на данные вопросы.
В этом реферате представлен анализ литературы, в котором отображена классификация мотивов сохранения беременности, а еще авторские подходы к понятию и структуре психологической готовности к материнству. По мимо этого, рассмотрены общие характерности психологической готовности к отцовству, так как в сегодняшней психологий данный феномен недостаточно изучен.
Глава 1. Мотивы сохранения беременности
По причинам происхождения беременность делят на случайную и запланированную. Случайной считается беременность, когда она считается нежеланной или неожиданной для супругов.
Запланированная беременность разделяется на запланированную обоими партнерами и беременность, планируемой одной женщиной (Овчарова, 2003).
Мотивы сохранения беременности в основном зависят от личностных установок дамы и социальных показателей общества, определяемых культурным временем, в котором она живёт. Н.В.
Боровикова и С.А. Федоренко выделили следующие мотивы сохранения беременности. Первые два мотива появляются как на бессознательном, так и на сознательном уровнях, другие как правило не осознаются женщинами.
1. Беременность ради ребенка (6 %) — наиболее положительный мотив, отражающий психологичную необходимость дамы в материнстве и готовность к нему. Он свойственен для социально зрелых, персонально состоявшихся, а еще одиноких женщин в возрасте.
2. Беременность от дорогого человека (3 %) — мотив помогает созданию большого уровня адаптивности дамы к беременности. Грядущий ребенок выступает как частичка дорогого человека, символ «светлого» прошлого или настоящего, который женщина желает пронести через всю жизнь.
3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям (24%) — мотив в большинстве случаев свойствен девушкам в молодом возрасте из богатых семей или ушедшим замуж по расчету, когда пожилые родители не имеют внуков (т. е. такие дамы рождают ребенка не для себя, а для собственных родителей).
Следует отдельно отметить беременность для мужчины. При этом ребенок рождается не столько в согласии с собственным желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины.
4. Беременность как протест (12 %) — это беременность «назло» значимому мужчине или родителям. Присуще девушкам в молодом возрасте. Беременность носит характер вызова, противостояния миру взрослых, и считается для дамы драматической и часто сложно повреждает ее психику.
Грядущий ребенок применяется в качестве справедливого довода, объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.
5. Беременность ради сохранения отношений (16 %) — женщина решается на появление ребенка, чтобы внести новое в отношения родства с мужчиной и удержать его рядом.
6. Беременность как отказ от прошлого (8 %) — в таком случае беременность может расцениваться самой женщиной как желание ощутить себя личностью, получить женскую оригинальность, зачеркнуть собственное прошлое.
Часто означает начало нового этапа в жизни и очень часто встречается у женщин с «туманным и бурным» прошлым.
7. Беременность как уход от настоящего (5 %) — доминирует у одиноких женщин, потерявших надежду на собственное счастье. Они пытаются уйти от своих проблем в собственного ребенка, «заменить» собственную жизнь его жизнью.
8. Беременность ради сохранения своего здоровья (26%) — мотив обусловлен боязнью причинения ущерба собственному здоровью абортом или потерей возможности деторождения в перспективе.
Среди прочих авторских подходов в литературе можно повстречать и остальные мотивы зачатия, которые в большей степени являются деструктивными:
— Материальная выгода (останние годы)
— Стремление к бессмертию путём повторения себя в ребёнке
— Желание искусства (воспитание такого человека, которого ещё не было)
— Выражение благодарности любимому человеку за счастье, которое он преподносит.
— Заменить родившимся ребёнком утраченного родного человека (умершего, бросившего).
Описанные мотивации не существует в психике дамы в чистом виде, а взаимодополняют друг друга с доминированием одной из них. Также, их присутствие дополняется особенным мотивационным фоном.
Были выделены 3 вида такого фона. Для молодых женщин роль подобного рода часто играют малоизвестного, стремление к новым острым ощущениям. Решение родить ребенка в большинстве случаев отличается недопониманием степени ответственности материнства, что обусловливается, прежде всего, незрелостью и несформированностью личности.
При условиях наличия в общем положительной атмосферы социального окружения дамы, беременность может протекать в экзальтированном, хорошем настроении. Поведенческие реакции отличаются как игровые, с преимуществом в них детских паттернов поведения.
Для женщин старшего (после 25 лет) возраста решение сберечь беременность может составлять стремление «не быть хуже Иных». Особенно ярко это вырисовывается у женщин, пару лет состоящих в бездетном браке.
В таком случае беременность приобретает позитивную психологичную окраску: ребенок считается ожидаемым и желанным, а сама женщина чувствует ощущение гордости, связанное с собственным новым положением.
Самоутверждение через беременность.
Главную характеристику этого фона составляет его приобретенность. Он навязывается женщине в процессе социализации при помощи воспитания и всего комплекса, прививаемых ей с детских времен психологических установок.
Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства. С эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сферы поведения (как важной части репродуктивной сферы), свойственного женщинам, которое приобретает важное значение у млекопитающих. Это связано с вынашиванием и выкармливанием потомства и необходимостью обеспечить заботу о нем собственно материнской особью.
Исключительность материнского поведения на высших эволюционных стадиях развития дает возможность выделить материнство в самостоятельную материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее эволюционное назначение — обеспечение со стороны матери адекватной заботы о потомстве, что и считается материнскими функциями, которые выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций для ухода и общению с ним.
Глава 2. Понятие психологической готовности к материнству
Энергия на материнство: Путь женщины
В 90-е годы 20 века в отечественной психологии было введено понятие «психологическая готовность к материнству», определяемое как «особенное психологическое состояние матери, удовлетворяющее самые важные психологические потребности младенца в безопасности, поддержании заинтересованности к внешнему миру и любви» (Ролинская, 2016, С.244).
Данное понятие возникло в рамках «Психологии материнства», было введено Филипповой Г.Г. С самого начала психология материнства была направлена на изучение фигуры матери, её внутреннего состояния, что различалось с методологическими представлениями середины 20 века.
Раньше мама и ребёнок рассматривались в диаде, исключительно их отношения являлись предметом изучения.
Филиппова Г.Г. рассматривает психологичную готовность к материнству слишком широко: выделяется 5 блоков, которые и составляют элементы психологической готовности к материнству:
· личностная готовность (в себя включает личностные качества, нужные для материнства);
· равноценная модель родительства;
· сформированность материнской компетентности (воспитание и уход за ребёнком);
· сформированность материнской сферы (потребностно-эмоциональный блок, операциональный блок, ценностно-смысловой блок: ценность ребёнка и ценность материнства) (Филиппова, 2005).
Каждый блок в себя включает ещё более детальный список элементов. Эта структура считается базовой в изучении ПГМ, даже в наше время она считается Основанием всех исследований, однако не имеет хорошего диагностического инструментария для справедливого измерения уровня ПГМ.
Мещерякова С.Ю. на базе концепции Филипповой Г.Г. представила собственный подход к пониманию ПГМ (Схема 2), который применила для собственного исследования. Автор рассматривал это явление с позиции концепций общения М.И.
Лисиной, в качестве личностного образования, которое вырисовывается в субъектной позиции (личностно-ориентированном взаимном действии) в отношении своего ребёнка (Мещерякова, 2000). Эта модель в себя включает 3 группы критериев психологической готовности к материнству:
· характерности коммуникативного навыка дамы в ее раннем детстве;
· переживания женщиной отношения к еще не родившемуся ребенку на шаге беременности;
· установки дамы на стратегию воспитания ребенка (Мещерякова, 2000.).
Схема 2. Элементы психологической готовности к материнству по Мещеряковой С.Ю.
Т.А. Гурьянова рассматривает психологичную готовность к материнству как динамическое системно-структурное образование.
По мнению автора, в структуру психологической готовности к материнству входят ценностно-смысловые параметры образа мира матери, а еще параметры готовности к изменению стиля жизни (мотивационный, оценочный, эмоциональный, операционный и регуляционный нюанс) (Гурьянова, 2005).
Схема 3. Элементы психологической готовности к материнству по Гурьяновой Т.А.
Аналогичным образом, теоретическая основа указывает на содержательную характерность понятия психологической готовности к материнству, как некоторый комплекс элементов, который дает возможность будущей маме сосредоточиваться не только на своих желаниях и потребностях, но еще, на какое то время даже прежде всего, беспокоиться об эмоциональном и физиологическом благополучии ребенка.
Глава 3. Детерминанты уровня психологической готовности к материнству
Элементы психологической готовности к материнству, рассмотренные в предыдущей главе находят своё доказательство в современных исследованиях.
Так, изыскание, проведённое в г. Магадан Егоровой М. А., Мироновой С.И., дало возможность увидеть важность компонента адекватной модели родительства Филипповой Г.Г. (или характерности коммуникативного навыка в раннем детстве Мещеряковой). Выборку составили девушки-сироты и девушки, воспитывающиеся в семьях. Изыскание показало, что образовательная среда интернатного заведения не дает возможность возместить психологические результаты материнской депривации, а лишь ухудшает недоразвитие личностных структур и социализацию девушек-сирот.
У девушек-сирот искаженые полоролевые представления и формы соответствующего поведения, сложность социальной адаптации, своеобразное развитие материнской сферы. Девушки-сироты имеют невысокий уровень готовности к материнству, статистически значимо по сравнению с другой группой в перспективе не видят себя в качестве матери, другими словами имеют невысокий уровень готовности к материнству (Егорова, Миронова, 2012).
Очень интересны полученные результаты одного из пилотажных исследований Кемеровского государственного университета. Демина Анна Сергеевна, магистрант Института провела изыскание психологической готовности к материнству, в котором принимали участие две группы: мамы с детьми в возрасте до 2 лет, а еще девушки без детей. Все испытуемые относятся к периоду ранней взрослости.
В результате исследования не выявлено важных различий в уровнях Психологической готовности к материнству у девушек 2-ух различных групп, помимо ценностно-смыслового блока. Для девушек без детей ребёнок и материнство имеют высшую ценность, чем для мам с детьми до 2-ух лет (56 и 82% исходя из этого), (Демина, 2013).
Интересно, что данные этого исследования совпадают с результатами исследования Мещеряковой С.Ю.
Беременные девушки, принимавшие участие в исследовании были отнесены (по результатам диагностики) к одному из уровней психологической готовности (низкому, среднему или высокому). Дальше, часть выборки, согласившаяся на последующее изыскание, наблюдалась психологами в домашних условиях после появления малыша (до 12 месяцев).
Изыскание показало, что уровень готовности к материнству по отмеченным показателям не поменялся после появления малыша. Дамы с большим уровнем относились к собственному ребёнку, как к субъекту, были более гибки в плане удовлетворения базовых потребностей ребёнка (в контакте с ребёнком эмоциональны, питание из бутылочки исключительно на руках, напевали колыбельную, укладывая ребёнка, в случае плача старались успокоить, сопровождая процесс сочувственной речью). Матери с невысоким уровнем готовности к материнству сохраняли объектную позицию к ребенку (мало разговаривали, с большим трудом дифференцировали причины плача, практиковали питание из бутылочки в кровати).
Аналогичным образом, мы можем сделать вывод, что беременность сама по себе, и даже навык общения со своим ребёнком в течение года не оказывает влияние на уровень психологической готовности к материнству. Вопрос о детерминантах, определяющих уровень психологической готовности к материнству остаётся открытым.
Иные современные исследования пытаются дать ответ на него. Так одно из исследований показало, что возраст имеет большое значение касательно уровня психологической готовности, примерно, у более взрослых женщин этот уровень выше.
По мимо этого, проводилось изыскание о связи локуса контроля и уровня психологической готовности.
Личностные характерности также рассматриваются как детерминанты психологической готовности к материнству. Кошкина О.С. высказала предположение, что ценностные ориентации связаны с уровнем готовности к материнству.
Изыскание проводилось на девушках без детей. Девушки были разделены на две возрастные группы: 1 группа — 18-24 года, 2 группа — 25-30 лет.
Результаты исследования показали, что ценностные ориентации на самом деле связаны с уровнем готовности к материнству, также как возрастной нюанс (девушки от 25 до тридцати лет имеют более большой уровень готовности к материнству) и сопутствующие ему финансовое положение и уровень образования. По мимо этого, на данное время, для девушек в молодом возрасте впереди стоит «финансово обеспеченная жизнь», а лишь после нее «личная жизнь». Девушки же более постарше в большей степени думают о семье и детях, по мимо этого, критерий осмысленности жизни по всем шкалам выше у девушек от 25-30 лет (Кошкина, 2014).
Впрочем, абсолютно может быть, что возраст и сопровождающая его социальная ситуация развития формируют уровень готовности к материнству. Так, возраст 15-18 лет — время появления тесных интимно-личностных отношений, выбора последующего пути, где могут быть самые разные варианты принятия решения, и один из них — создание семьи. Возможно, собственно поэтому у конкретных девушек в сознании есть образ собственного грядущего ребенка и себя как будущей матери.
Возраст 21-24 года — это период завершения учёбы, профессионального самоопределения. Девушки данного возраста менее всего идентифицируют себя с матерью, в их сознании нет четкого образа грядущего ребенка.
Возраст 25-30 лет — время создания семьи, самореализации в профессиональном проекте. Возможно благодаря этому девушки данного возраста чаще, чем другие, видят себя как будущую мама, лучше осознают всю ответственность материнства и хотят в ближайшем будущем принять на себя новую для них роль — роль матери (Валитова, 2015).
Личностная тревожность также взаимосвязана с психологической готовностью к материнству у женщин во время беременности.
Для личностно-тревожных женщин отличительно формирование в сознании общего отрицательного отношения к ребенку. Ребенок как правило выступает как преграда, преграда для получения предела удовольствий от жизни, как преграда для реализации ценностей жизни.
Личностно-тревожные дамы имеют преградный смысл ребенка, что не дает возможность их рассматривать как психологически готовых к материнству (Мартинович, 2017).
Уровень ПГМ, как показывает другое изыскание, статистически значимо связан с базисными убеждениями личности.
Изыскание проводилось на трёх выборках: дамы без детей, первородящие женщины в положении и дамы, беременные вторым ребёнком. В группе беременных первородящих женщин критерии психологической готовности к материнству образовывают большее число статистически важных связей с критериями базисных убеждений относительно параметров окружающего мира, в то время как в группе беременных повторнородящих женщин критерии психологической готовности к материнству образовывают статистически важные связи только с критериями базисных убеждений относительно параметров своего Я (Коробова, 2016). Так как убеждения считаются своего рода, отражением ценностей, то данное изыскание доказывает наше положение про то, что ПГМ имеет статистически важные связи с аксиологической сферой личности.
Анализ литературы показал, что ПГМ не зависит от навыка переживания беременности или воспитания ребёнка, уровень ПГМ остаётся стабильным в период беременности и после рождения младенца. Кроме того, уровень схож у матерей и девушек без детей в рамках одного возраста (Мещерякова, 2002; Демина, 2013).
Иные исследования также подтверждают соотнесённость возрастных задач и уровня ПГМ. У девушек 25-30 лет уровень ПГМ намного выше, чем у девушек 18-25 лет. На самом деле важными факторами также считаются равноценная модель родительства, базисные убеждения, ценности и наличие/отсутствие личностной тревожности.
Глава 4. Психологическая готовность к отцовству
психологическая готовность материнство отцовство
Современные социологи, этнографы и психологи солидарны в том, что наши знания об отцовстве удивительно скудны. На фоне относительной изученности материнства, отцовство остается «белым пятном».
Всё чаще в литературе отцу отводится побочная роль ( Овчарова, 2003).
В особенности, А.С.
Спиваковская (2000) говорит про то, что воспитательная позиция отца в собственном формировании несколько отстает от материнской позиции, так как самую большую привычка к ребенку отцы начинают ощущать к выросшим детям. Очень часто утверждается: лучшее, что способен выполнить мужчина для собственного грядущего, рожденного ребенка — это прежде всего предпочитать собственную жену (В. И. Кочетков, Т. М. Афанасьева, А. С. Спиваковская и др.).
К. Витакер (1998) отводит отцу роль стороннего наблюдателя в период беременности жены и ухода за младенцем. Эта невключенность вызывает чувство одиночества у мужчины и оказывает ему боль. В то же время, К. Флэйк-Хобсон, 1992 считает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает значительное влияние и на супругов, и на ребенка, приносит что-то оригинальное в их отношения.
Дж. Хесс (2003) думает: то, как человек определяет сущность отцовства, становится в нашей культуре конкретным «разделом воды». С одной стороны, бытует точка зрения, благодаря ей ни один ребенок не должен приходить в этот мир без мужчины — единственного мужчины, принимающего на себя социальную роль отца, воспитателя и защитника, мужчины-посредника между ребенком и миром который нас окружает.
С другой стороны оказываются те, кто пытается определить отцовство по-новому. Это обозначение, в собственном позитивном выражении, объявляет отцовство обыденным и неиспользуемым, в агрессивной же формулировке — источником социального зла (Т. Гобс, 1968).
Как часть личностной сферы отцовство считается необходимым требованием настоящего развития личности. Какой-то мудрый человек сказал: «ребенок — отец мужчины».
Д. С. Акивис считает, что только в соприкосновении с ребенком полностью созревают мужские линии личности — необходимость и способность оберегать, принимать на себя ответственность, энергия, искренняя сила. Если у дамы материнская любовь вырисовывается благодаря первой материнской заботе, то у мужчин забота о ребенке считается продуктом любви родителей, благодаря этому переживание отцовской любви приводит к развитию подобных качеств, как исполнительность и ответственность.
Необходимость в отцовстве определяет поведение отца по направлению защиты и заботы о супруге и детях.
Еще не появившийся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже даёт отцу возможность ощутить наличие «отцовского инстинкта», почувствовать себя защитником, показать родительскую любовь и привычка. Считаются, что отец в процессе отцовства также подвергается психологическим кризисам: в случае если у самого отца не урегулированы вопросы детской привязанности к своему отцу и матери, у него увеличивается риск психопатологических нарушений (Овчарова, 2003).
Если рассматривать такой вопрос исторически, то нужно сказать, что отцовство не считается просто обязательным элементом семьи; оно скорее выражает принадлежность к конкретному типу культуры, а не биологическую функцию. И.С. Кон считает, что человеческие культуры условно можно поделить на «отцовские» (в которых отцовская роль мужчины значительна) и «безотцовские» (в которых мужчина выступает скорее как самец, чем как отец). «Безотцовские» культуры отличаются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее тёплыми отношениями между всеми домочадцами.
Потому как отцовство и материнство вытекает из репродуктивной биологии, их соотношение нельзя понять вне связи с половым диморфизмом. Наблюдение за поведением родителей в отношении к новорожденным показывает, что, хотя психофизиологические реакции мужчин и женщин на младенцев очень сходны, их поведенческие реакции различны: женщина тянется к ребенку, стремится приласкать его, в то время как мужчина отстраняется и часто чувствует при тесном контакте с младенцем эмоциональный дискомфорт.
Аналогичные различия наблюдаются даже в тех семьях, в которых отцы полностью делят все заботы для ухода за ребенком. Чрезвычайно забавные результаты получены в ходе наблюдений за взаимным действием матерей и отцов с грудными детьми.
Мама, даже играя с ребенком, пытается прежде всего успокоить его; материнская игра — своего рода продолжение и форма ухода за ребенком. Напротив, отец и вообще мужчина предпочитают силовые игры и действия, развивающие свою активность ребенка.
Небезразличны для понимания особенности отцовского стиля отношений и подобные ориентировочно врожденные линии, как прекрасное пространственное восприятие, хороший двигательный контроль, острота зрения и более строгое деление эмоциональной и когнитивной реактивности (И. С. Кон, 1981).
Отличительно, что чувственная связь с матерью у детей сильнее, они лучше знают ее свои характерности; высказываний—характеристик о матери больше, чем об отце, она воспринимается наиболее важным членом семьи.
Более того, матери более эмоционально и откровенно показывают собственную любовь к ребенку, что выражается в действиях (объятия, поцелуи, поглаживания и др.) и ласковых словах, а отцы в данном отношении более «холодны» и «сухи». В то же время внутреннее переживание по собственной силе может не различаться. В результате очень часто создается впечатление того, что мама «больше любит собственного ребенка».
Стало известно, что, с точки зрения отцов, младенцы могут достигать конкретных когнитивных способностей и могут участвовать в «когнитивно-обогащающей» деятельности в намного позднем возрасте, чем это предполагают матери. Более того, отцы в малой степени предрасположены участвовать в вербальных, дидактических играх и занятиях с детьми.
В привычной для нас культурной обстановке социальные характеристики отцовской роли очерчены намного неизвестнее, чем материнской, и ей придается меньшее значение в деле первой социализации.
Впрочем, анализируя отцовство в чередующихся социокультурных условиях, искатели отмечают следующие тенденции. Современные отцы берут на себя намного больший круг подобных обязанностей, которые до недавнего времени считались исключительно женскими.
К примеру, исследование канадских семей показало, что при выровненных социальных факторах, например, как кол-во внерабочего времени, отцы проводят с детьми такое же количество времени, сколько и матери. По данным Т. А. Гурко (1997), в 6 % первобрачных семей отец побольше времени уделяет сыну/дочурки, чем мама, а в 26 % одинаково с ней (не зависимо от пола ребенка).
Сравнительная холодность и наличие социальной дистанции в отношениях ребенка с отцом, часто рассматриваемые как свидетельство снижения отцовского авторитета, являются скорее пережитками нравов классической патриархальной семьи, в которой к отцу не смели приблизиться, и сам он был обязан держаться «на высоте». Подводя итоги сегодняшней картине родительства (как отцовства), получившейся при помощи корреляционного исследования, М.О. Ермихина (2002) резюмирует следующее.
Деятельностная позиция отца в семье, которая вырисовывается в активном вмешательстве в мир ребенка, зависит от ценностной значимости семьи для мужчины, желания увидеть результаты воспитания собственного ребенка.
Активная отцовская позиция говорит о принятии мужчиной ответственности за воспитание ребенка и семью в общем. Часто проявление ответственности выражается в желании безмерно опекать ребенка, навязывать собственную волю, лимитировать свободу самовыражения (Овчарова, 2003).
Впрочем мужчины-отцы опасаются быть поглощенными семьей. В вариантах высокой ценностной значимости супружеской жизни и высокой оценки родительской компетентности увеличивается и ценность сохранения своей индивидуальности отцов.
Причем высокая родительская профессионализм мужчин-отцов связана с реализацией отношений преобладания, т. е. быть компетентным родителем для мужчины значит передачу собственного опыта в жизни с позиции «сверху».
Успешность мужчины в ключевых жизненных сферах, в основном, связана с доминированием дамы в семье или с возвышением отца над ребенком за счёт подавления его воли.
Неуравновешенность родительских позиций влечет уменьшение эмоционального фона родительских чувств, потому как мужчина начинает чувствовать выполнение родительской роли как самопожертвование. Проявляет тенденцию к гиперопеке, восприятию собственного ребенка как зависимого и несамостоятельного.
По мнению И. А. Савченко, отцы на данный момент имеют хороший шанс поменять ситуацию в собственную пользу. Во-первых, большинство опрошенных подростков (более 90 %) говорят, что отец зарабатывает больше, чем мама, хотя мама доминирует в семье и домашнем хозяйстве. Декларируя, что в семье главой считается отец, они указывают, что в семье распоряжается мама.
У отца нет реальной власти. Он уважаем детьми, хотя с ним они имеют меньший эмоциональный контакт: большинство детей говорят, что мама любит их больше, чем отец, а при конфликтах в семье дети принимают сторону матери.
Второе, отцы чаще играют с детьми, принимают участие в семейных развлечениях, учат их постоять за себя, заступаются за них.
В основном, отцы не выполняют непосредственного ухода за новорожденным; активный контакт отца с ребенком в большинстве случаев начинается, когда ребенку выполняется 1,5 — 2 года, а то и позднее. Экспериментально обосновано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденным, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним (правда, это чаще происходит в отсутствие матери, так как мужчины боятся проявить неуклюжесть и стесняются своей нежности) и практически совсем не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Это способствует и появлению более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку.
Предполагается, что чем до недавнего времени отец приобщается к уходу за младенцем и чем увлеченнее он это выполняет, тем сильнее становится его родительская любовь. Во многих родильных домах за границей отцы даже присутствуют при родах. Проявляется не только повадка, но и ответный эмоциональный отклик ребенка, к которому мужчины очень восприимчивы.
М. Мид (1998) отмечает, что наличие отца имеет очень важное значение для развития ребенка с момента рождения: он считается первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней проверки на идентичность. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя таким образом процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им собственных обязанностей приводит к возникновению у ребенка психопатологии.
По мнению И. Лангмейера, 3. Матейчека (1984), роль отца собой представляет конкретный пример поведения, источник решительности и авторитета. Отец — это воплощение дисциплины и порядка.
Ребенок, растущий без отцовского авторитета, в основном, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. «Отец — наиболее натуральный источник знаний о мире, труде и технике, он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы».
Лишь отец способен создать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери (если сравнивать с отцом), тем менее активно он может сопротивляться агрессии окружающих.
Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самомнение ребенка, тем меньше он придаёт значение духовным и социальным ценностям если сравнивать с материальными и индивидуалистическими.
Свои качества отца, куда входит и любовь к собственным детям, оказывают большое воздействие на развитие ребенка.
Любовь отца даёт ребенку чувство особенного эмоционально-психологического благополучия, которое не может полностью обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит сына и дочь тому, как может выражать любовь мужчина к детям, к супруге и к находящимся вокруг.
Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны тёплые отношения с отцом: «Ребенок, вежливый в наличии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, подросший без отца. Такой мальчик может в дальнейшем возместить собственные потери, однако у него будет нерентабельным старт» (Э. Берн, 1992).
Так, психологические исследования показывают, что при сравнении детей, подросших с отцами и без них, обнаружено, что первые нередко имеют очень низкий уровень притязаний, высокий уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца негативно проявляется на учебе и самоуважении детей.
Дети холодных отцов чаще застенчивы, тревожны, их поведение более асоциально. Напротив, чувственная близость с отцом благоприятно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и детей из полных семей.
Мальчики, которые жили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в самых разнообразных жизненных моментах если сравнивать с мальчиками, воспитывающимися только матерями (И. С. Кон. 1987; В. А. Рамих, 1997; Л. Б. Шнейдер, 2000).
Отношения ребенка с отцом не очень интенсивны как с матерью, так как отец не играет той всеохраняющей, всезащищающей и вселюбящей роли, которая принадлежит матери. В классических патриархальных обществах отношения отец-ребенок, с одной стороны — отношения подчинения, со второй — бунта и в себе содержат компонент разрыва.
Отец воплощает относительную любовь, т. е. отец любит ребенка более всего благодаря тому, что тот живёт в согласии с его ожиданиями. Отец воплощает абстракцию: совесть, долг, закон (Э.
Фромм, 2001).
Д.С. Акивис в собственной работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий отец очень часто более хороший педагог, чем женщина.
Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в перспективе, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиций, в особенности. Положительные отношения с отцом связаны с подобными качествами у детей, как неторопливость, выдержанность, чувственная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, большой самоконтроль, прекрасное сознание социальных показателей, более успешное овладение требованиями внешней среды (Л.
Л. Баландина, 2002).
Принимая решение о сохранении беременности женщина, в основном, руководствуется целым комплексом мотивов, среди которых имеется преобладающий.
Мотивировка может происходить, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. В зависимости от конструктивной или деструктивной мотивации, можно спрогнозировать характерности будущих детско-родительских отношений, тенденции в воспитании, проблемы с которыми могут соприкоснуться родители.
Также непереоценимую роль играет уровень психологической готовности к материнству(ПГМ).
Психологическая готовность к материнству — некоторый комплекс элементов, который дает возможность будущей маме сосредоточиваться не только на своих желаниях и потребностях, но еще, на какое то время даже прежде всего, беспокоиться об эмоциональном и физиологическом благополучии ребенка. Анализ литературы показал, что ПГМ не зависит от навыка переживания беременности или воспитания ребёнка, уровень ПГМ остаётся стабильным в период беременности и после рождения младенца.
Кроме того, уровень схож у матерей и девушек без детей в рамках одного возраста (Мещерякова, 2002; Демина, 2013). Иные исследования также подтверждают соотнесённость возрастных задач и уровня ПГМ.
У девушек 25- 30 лет уровень ПГМ намного выше, чем у девушек 18-25 лет. На самом деле важными факторами также считаются равноценная модель родительства, базисные убеждения, ценности и наличие/отсутствие личностной тревожности.
Психологическая готовность к отцовству также важна, однако недостаточно изучена. Д. С. Акивис в собственной работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий отец очень часто более хороший педагог, чем женщина». Наличие отца имеет очень важное значение для развития ребенка с момента рождения: он считается первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней проверки на идентичность.
Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя таким образом процесс социализации.
1. Акивис Д. С. Отцовская любовь [Текст]. — М., 1989.
2. Басалаева, Н.В.
Характерности психологической суверенности у девушек с самым разнообразным уровнем готовности к материнству/ Захарова Т.В., Казакова Т.В., Колокольникова З.У., Паркайкина Г.А., Мосина Н.А. [Электронный ресурс]//Современные проблемы науки и образования. — Издательский Дом «Академия Естествознания» — Пенза, 2015. — №2-2. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/79830148.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.12.2016).
3. Борисенко Ю.В.
Характерность личностной ценности материнства в представлении матерей и женщин, которые не имеют детей [Электронный ресурс] / Черданцева А.С.// Перинатальная психология и психология родительства, 2010, № 1, С. 30-34. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27359354 свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.05.2017).
4. Валитова И. Е. Психологическая готовность к материнству у девушек различного возраста [Электронный ресурс]/ От истоков к современности: Сб. мат. юб конф.-ции / Изд.-во: М:Когито-Центр, 2015. — С. 65-68. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24855907, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2017).
5. Витакер К. Полночные размышления домашнего терапевта [Текст]. — М.: Свободная фирма «Класс», 1998.
6. Гурьянова, Т.А. Психологическая готовность к материнству как динамическое системно-структурное образование [Электронный ресурс]
//Ползуновский вестник, 2005. — №3. — С. 35-44. — Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv2005_03/pdf/035Gurianova.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.11.2016).
7. Демина А.С. Психологическая готовность к материнству в период ранней взрослости [Электронный ресурс]// Вестник КемГУ 2013, №4 (56) Т.2. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-k-materinstvu-v-period-ranney-vzroslosti, свободный — Загл. с экрана (дата обращения 24.04. 2017).
8. Егорова М. А. Психологическая готовность к материнству девушек, воспитанниц интернатных учреждений [Электронный ресурс]/ Миронова С.И. // Психологическая наука и образование, 2012 г., №4. -Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18948826, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.04.2017).
9. Кон И. С. Ребенок и общество [Текст]. — М., 1988.
10. Коробова, Н.С.
Базисные убеждения как фактор психологической готовности к материнству у беременных и небеременных женщин [Электронный ресурс]//Известия высших учебных учреждения. Уральский регион — Челябинск: ИзЛиТ, 2016. — №1 — С.123-134. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/88702981.pdf. свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.12.2016).
11.
Кошкина, О.С. Влияние ценностных ориентаций на психологичную готовность женщин к материнству [Электронный ресурс]//Студенческая наука и XXI век — Йошкар-Ола: Марийский национальный университет, 2014. — №11. — С. 92-94. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/20307595.pdf. свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.11.2016).
12.
Матейчик 3. Родители и дети: Книжка для учителя [Текст] / Пер. с чеш. — М., 1992.
13. Мещерякова, С.Ю.
Психологическая готовность к материнству [Электронный ресурс] — 2000. — Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP052000/MPG-018.HTM, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.11.2016).
14. Мид М. Культура и мир детства [Текст] / Пер. с англ. и коммент.
Ю. А. Асеева. Сост. и послесловие И. С. Кона. — М., 1988.
15.
Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. [Текст] — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.
16.
Ролинская, Т.М. Психологическая готовность к материнству [Электронный ресурс]//Проблемы современного педагогического образования. — Ялта: «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2016. — №50-1. — С.244-249. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/63590981.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.12.2016).
17.
Филиппова Г.Г. Психология материнства [Текст] — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240С.
18. Фромм А. Азбука для родителей[Текст]. — Л., 1991.
Аналогичные документы
Обозначение понятия «психологическая готовность к материнству» и характеристика ее составляющих. Изучение параметров социально-личностной, когнитивно-операционной, потребностно-мотивационной готовности к материнству женщин разных возрастов.
курсовая работа [473,0 K], добавлен 15.12.2014
Понятие «материнство» и его функции. Психологическая готовность к материнству.
Психофизиологическая готовность женщин к материнству. Изыскание степени психологической готовности к материнству женщин разных возрастов.
дипломная работа [128,5 K], добавлен 08.08.2007
Современные представления о ценностных ориентациях в психологии, характерности ценностных ориентаций женщин. Психологическая готовность к материнству как обеспечение условий для правильного развития ребенка.
Телесные этапы готовности к материнству.
Я решила вновь стать мамой! Как подготовиться к беременности?
дипломная работа [111,0 K], добавлен 21.09.2010
Понятие психологической готовности к материнству и её составляющие. Потребности и мотивы, побуждающие к заключению брака, к рождению ребенка, к положительному ценностному отношению к материнству.
Советы по улучшению отношения к материнству у молодежи.
курсовая работа [69,7 K], добавлен 30.09.2014
Материнство как культурное явление и особенный психологический феномен. Психологическая готовность к материнству и ее составляющие.
Программа исследования «Отношение молодежи к материнству». Увеличение уровня готовности молодежи к родительству.
курсовая работа [46,2 K], добавлен 25.09.2014
Теоретические нюансы и ключевые представления о феномене отцовства. Характеристика показателей психологической готовности к отцовству: отцовские ожидания, установки на грядущее; формирование, реализация отцовского отношения; ориентация на семейные ценности.
курсовая работа [34,2 K], добавлен 05.04.2010
Обнаружение соотношения социально-психологической и умственной готовности детей дошкольного возраста. Анализ подходов к понятию психологической готовности детей к школьному обучению в работах психологов.
Обозначение свойств самооценки ребёнка.
курсовая работа [604,5 K], добавлен 13.09.2013
Понятие, характерности и условия формирования психологической готовности ребенка к школе. Рассмотрение нюансов школьной зрелости: умственной, личностной, волевой и нравственной готовности к обучению.
Анализ приемов помощи психолога детям.
курсовая работа [516,2 K], добавлен 29.11.2010
Современное состояние репродуктивного здоровья в РФ. Психологическая готовность дамы к материнству. Онтогенез материнской потребностно-мотивационной сферы.
Психологические характерности дамы во время беременности и во время родов.
дипломная работа [734,8 K], добавлен 16.12.2012
Психологическая характеристика дошкольного возраста. Понятие психологической готовности ребенка к школе и ее ключевые элементы. Профилактика школьной адаптации.
Непосредственная роль семьи в формировании психологической готовности ребенка к школе.
курсовая работа [811,8 K], добавлен 10.07.2015
Работы в архивах прекрасно оформлены в соответствие с требованиями Институтов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Предлагаем скачать работу.
6 признаков того, что вы готовы стать родителем
Про говоря иначе биологические часы любая женщина возраста тридцати лет слышала много раз. Данным понятием мастерски оперируют близкие люди, гинекологи и друзья, когда тема касается рождения ребенка. Большинство из родственников уверены, что к конкретному возрасту к материнству обязаны быть готовы все.
Но аргументы, что пора заводить первенца только благодаря тому, что те самые часы тикают, – не повод к изменению собственного положения. Готова ли женщина презентовать жизнь новому человеку, она должна решить сама.
Если вы уже желаете создать семью и завести ребенка, данный факт говорит о вашей готовности. Если же у вас только появляются идеи о будущей беременности, и вы затрудняетесь, нужно ли заводить ребенка, следующие 6 фактов смогут помочь разобраться с мыслями.
1. У вас появилась необходимость быть родителем
Подготовка к беременности: готовность к ребенку, психотерапия, диалог с партнером.
Не обращая внимания на то, что многие современные молодые люди решают не заводить детей, у них может возникнуть необходимость стать родителями. Такое ощущение появляется само по себе, и человек начинает понимать, что подобающее время для рождения ребенка наступило.
Как и почему возникает это чувство, объяснить невозможно. Осознание приходит нечаянно, и его невозможно ни с чем перепутать.
2.
Вы хорошо представляете себе воспитание ребенка
Если вы уже готовы к переменам в собственной жизни, вы можете легко представить, что у вас есть ребенок. Полностью почувствовать это до настоящего рождения наследника невозможно, но тот момент, что вы четко представляете, как воспитываете ребенка, о многом говорит.
Вашу готовность обзавестись своим ребенком подтвердят ваши эмоции по сравнению с другими детям. Прислушайтесь к собственным ощущениям, когда держите на руках чужого ребенка.
3. Вас не пугает грядущее
Если вы еще не созрели к такому серьезному шагу, как родительство, размышления о будущем будут вызывать тревогу и боязни.
Когда вы спокойно собой представляет отцом или матерью, можно говорить про то, что к возникновению ребенка вы созрели. В предвкушении значимого события тревожные мысли чередуются весёлыми: вы перебираете в уме имена для грядущего чада, представляете, какие игрушки и одежду будете приобретать.
Положительные эмоции не улетучиваются, даже когда вы осознаете, что ночи могут стать бессонными. Все такие факторы говорят о том, что вы созрели для значительных изменений в жизни.
4.
Вы видите в собственном партнере потенциал
Один из факторов, которые оказывают влияние на готовность иметь ребенка, – ваша уверенность в партнере. Потенциал быть хорошим родителем может проявиться лишь после возникновения ребенка, но рассмотреть характерные черты, которые смогут помочь в воспитании ребенка, можно прямо сейчас.
5. Вы очень хорошо ладите с детьми родственников и друзей
Если ваши племянники, крестники и дети друзей с радостью с вами общаются и играют, и вам тоже приятно проводить с ними время, вы вполне подготовлены, чтобы завести собственно ребенка.
6. Вы материально независимы
Всё чаще молодые люди не торопятся заводить ребенка из-за отсутствия необходимого количества денег.
Родительство без денег может преобразиться в настоящее тестирование и постоянный стресс. Благодаря этому, ваша экономическая свобода – один из очень важных факторов готовности к отцовству или материнству.
Желаете первыми читать наши материалы?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу Vkontakte.
Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!