Что изучает педагогика

 

Что изучает педагогика

В определении объекта и предмета нашей науки есть множество неясностей и разногласий. Можно даже сказать — в данном деле сколько людей, столько и мнений.

Очень распространено обозначение объекта педагогики такое: объект педагогики — это воспитание. Но тут же появляются разнотолки.

В большинстве случаев об объекте даже и не говорят, а сразу начинают с предмета: предмет педагогики — воспитание. Но само понятие «воспитание» имеет пару значений.

Более того говорят, что педагогическая наука должна изучать ребенка, а это уже абсолютно не то же самое, что воспитание. Выдающийся отечественный воспитатель А.С.

Макаренко по данному поводу высказался так: «В наше время (1922 г.) считается азбукой, что объектом педагогического исследования считается ребенок. Мне это кажется неверным.

Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление) (Сочинения. Т. VII.

М., 1958.

С. 402).
Во избежание бесплодного спора о словах, остается обратиться к существу дела, к тому, что педагогика изучает, а потом уже — к тому, как это отметить.

В какой деятельности появляются педагогические факты?

Педагогика изучает особенный вид деятельности. Эта деятельность — целенаправленная, из-за того что воспитатель не может не устанавливать перед собой конкретную цель: обучить тому-то, вырастить такие-то качества личности (человечность, нравственность, самодостаточность, способность к творчеству и т.д.).

Если взглянуть на дело более широко, можно сказать, что это — деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям прежде собранный социальный опыт. Часто это именуют «трансляцией культуры».

На этом основании можно определить педагогику как науку, изучающую особенную, социально и личностно детерминированную, отличающуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
Такой вид деятельности, идущий на усвоение личностью социального опыта и ее свое развитие, и есть свой объект педагогической науки.

Обозначение предмета науки зависит от ее теоретического положения. Если признается наличие у педагогики теоретического уровня, ее предмет можно выразить так: это система отношений, появляющихся в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.

К примеру, в системе отношений, появляющихся в обучении как объекте одной из педагогических научных дисциплин — дидактики, воспитанник предстанет как объект преподавания и субъект учения.
Теперь можно подумать и про то, как назвать эту деятельность.

По правилам можно было бы отметить ее термином воспитание. Но беда в том, что термин неоднозначен.

Отличают как минимум 4-ре его смысла (См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского.

М., 1983. С. 7-8).

Воспитание знают: в широком социальном смысле, когда говорим о воздействии на человека всей находящейся вокруг реальности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специализированная воспитательная работа: в еще более узком значении, когда имеется в виду решение конкретной задачи, связанной, к примеру, с появлением нравственных качеств (высоконравственное воспитание), художественных представлений и вкусов (эстетическое воспитание).

В данном случае термин означает участок приложения воспитательных усилий.
Такая неразбериха приводит к недоразумениям.

Постоянно приходится оговаривать, в каком смысле говорится о воспитании.

К примеру, выходит, что воспитание в другом (широком педагогическом) значении в себя включает обучение и воспитание в третьем (узком) смысле.
Иная затрудненность состоит в наличии синонимов к слову «воспитание», любой из них вправе претендовать на признание в качестве объекта науки: учебно-воспитательный процесс, фактическая педагогическая деятельность, педагогическая реальность, социализация, образование.

Каждое из данных понятий допустимо для определения объекта педагогики в связи с конкретными иными тезисами, как говорят, в установленном контексте.
Ближе всего по смыслу к вышеприведенному обозначению того особенного вида деятельности, который изучает педагогическая наука, стоит понятие социализация.

Под социализацией понимается процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры. Касательно к педагогике эту деятельность можно отметить как целенаправленную социализациюличности, потому как любое педагогическое действие предпринимается с конкретной целью и включение в общество происходит в процессе взаимного действия воспитанника с учителем под управлением последнего.

Тут, разумеется, не имеется в виду то сознание социализации, которое практически отождествляет ее с устройством к обществу в его неизменном и неизменяемом виде. Идет речь о социализации, организованной поэтому, чтобы выпускник школы был в состоянии не только удачно исполнять предназначающиеся ему функции в обществе как хороший исполнитель, но и действовать своими силами.

Он должен получить возможность не просто приспосабливаться к имеющейся жизни, быть, по знаменитому выражению И.В. Сталина, «винтиком» государственной машины, но и вносить свой депозит в существующий порядок, аж до его реформирования.

Впрочем значение термина «социализация» выходит за рамки собственно педагогических представлений. С одной стороны, оно принадлежит более широкому философскому и социологическому контексту, абстрагируется от определенных параметров педагогической реальности.

Со второй — оно оставляет в тени то очень важное для учителя обстоятельство, что значительной стороной включения человека в жизнь общества должна быть персонализация, другими словами становление личности. Собственно личность способна выражать самостоятельное отношение к жизни и творчество.

Ближе к рассматриваемой нами реальности понятие «образование». Данное слово значит одновременно и социальное явление, и педагогический процесс.

Оно не только вводит объект педагогики в единый социальный контекст, но и открывает возможность его истолкования в определенных понятиях. Так сделано, к примеру, в Законе РФ об образовании, где оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» Тут оно трактуется также, как воспитание в широком педагогическом смысле.

Хорошей стороной подобного выбора считается то, что в какой-то степени снимается неоднозначность. В любом случае нет необходимости говорить об образовании в первом или втором смысле, хотя содержание этого понятия само по себе способен выходить за рамки, обозначенные упомянутым законом.

Имеется и еще 1 аргумент в пользу термина «образование». У учителей, пользующихся словом «воспитание» в широком педагогическом смысле (т.е. так, как применяется «образование» в законе об образовании), появляются проблемы в контакте с заграничными коллегами, тем более если разговор проводится на английском.

А конкретно данный язык, как все знают, служит сегодня средством международной научной коммуникации. На британский слово «воспитание» нереально перевести таким образом, чтобы сбереглись все тонкости, о которых говорилось выше.

Смысл можно передать лишь примерно, несколькими словами, и при этом одним из них будет education — «образование»: attitude education, value education, т.е. образование (формирование) отношений, и «ценностное» образование, т.е. формирование у учащихся ценностных отношений. Есть еще глагол to bring up, однако он значит не столько «воспитывать», сколько «растить», «растить».

Педагогика: наука, практика, искусство

Аналогичным образом, окончательного, общепринятого решения сегодня нет. Приводят собственные доводы и приверженцы взгляда, по которому наиболее широким понятием, обозначающим педагогическую деятельность, а значит и объект нашей науки, должно быть «воспитание».

Они ссылаются в основном на традиции. На самом деле, если все также лимитировать образование появлением лишь умственной стороны личности и считать, что в него не включается другой нюанс, который связан с появлением у человека эмоционально-ценностных отношений и соответствующего поведения, нужно будет искать все это вне образования.

Тогда замена термина станет смотреться как ущемление его прав, сведение его функций к бездуховному, лишенному человеческих впечатлений интеллектуализму, «натаскиванию» на учебный предмет, со своей стороны сводящемуся к основам науки. Однако в данное время образование, а еще и входящее в него обучение абсолютно не обходятся только рациональной стороной, а предполагают развитие всей гаммы человеческих чувств.

Об этом сказано в следующих разделах этого учебника. Возможно, возврату к традиции способствует и повадка к некоторым устоявшимся словосочетаниям вроде «коммунистическое воспитание» и т.п.

В любом случае выбор остается за каждым учителем. Это — дело его эрудиции, опыта в жизни, подверженности к научному анализу.

С нашей точки зрения, если все это иметь в виду, не будет ошибкой сказать, что объектом педагогической науки считается образование.Правда, образование изучают также и остальные науки.

Есть педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика — это только одна специализированнаянаука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те либо другие стороны образовательной деятельности.

Это только одна научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей и для которой оно, и только оно считается ее своим объектом изучения.
Повторим еще раз, что основное — все же не слово, а то, что за ним стоит.

В реальности изучается особенный вид деятельности, для которого свойственны педагогическое целеполагание и педагогическое руководство. Это, впрочем, не значит, что слова, другими словами категории, понятия науки, — что-то не очень значительное.

Напротив, от того, что мы вкладываем в то либо другое понятие, как мы его трактуем и что оно значит для остальных, как правило будет зависеть очень многое, в конечном итоге, результативность всей научной работы. Мы лишь хотим выделить значимость умения видеть за словом реальность, им обозначаемую.

Дата добавки: 2015-03-31 ; Просмотров: 527 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение!

Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Что изучает педагогика

В определении объекта и предмета нашей науки есть множество неясностей и разногласий. Можно даже сказать — в данном деле сколько людей, столько и мнений.

Очень распространено обозначение объекта педагогики такое: объект педагогики — это воспитание.

Но тут же появляются разнотолки. В большинстве случаев об объекте даже и не говорят, а сразу начинают с предмета: предмет педагогики — воспитание.

Но само понятие «воспитание» имеет пару значений. Более того говорят, что педагогическая наука должна изучать ребенка, а это уже абсолютно не то же самое, что воспитание.

Выдающийся отечественный воспитатель А.С.

Макаренко по данному поводу высказался так: «В наше время (1922 г.) считается азбукой, что объектом педагогического исследования считается ребенок. Мне это кажется неверным.

Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление) (Сочинения. Т. VII.

М., 1958. С. 402).

Во избежание бесплодного спора о словах, остается обратиться к существу дела, к тому, что педагогика изучает, а потом уже — к тому, как это отметить.

В какой деятельности появляются педагогические факты?
Педагогика изучает особенный вид деятельности.

Эта деятельность — целенаправленная, из-за того что воспитатель не может не устанавливать перед собой конкретную цель: обучить тому-то, вырастить такие-то качества личности (человечность, нравственность, самодостаточность, способность к творчеству и т.д.).

Если взглянуть на дело более широко, можно сказать, что это — деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям прежде собранный социальный опыт. Часто это именуют «трансляцией культуры».

На этом основании можно определить педагогику как науку, изучающую особенную, социально и личностно детерминированную, отличающуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
Такой вид деятельности, идущий на усвоение личностью социального опыта и ее свое развитие, и есть свой объект педагогической науки.

Обозначение предмета науки зависит от ее теоретического положения. Если признается наличие у педагогики теоретического уровня, ее предмет можно выразить так: это система отношений, появляющихся в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.

К примеру, в системе отношений, появляющихся в обучении как объекте одной из педагогических научных дисциплин — дидактики, воспитанник предстанет как объект преподавания и субъект учения.
Теперь можно подумать и про то, как назвать эту деятельность.

По правилам можно было бы отметить ее термином воспитание. Но беда в том, что термин неоднозначен.

Отличают как минимум 4-ре его смысла (См.: Педагогика / Под ред.

Ю.К. Бабанского.

М., 1983. С. 7-8).

Воспитание знают: в широком социальном смысле, когда говорим о воздействии на человека всей находящейся вокруг реальности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специализированная воспитательная работа: в еще более узком значении, когда имеется в виду решение конкретной задачи, связанной, к примеру, с появлением нравственных качеств (высоконравственное воспитание), художественных представлений и вкусов (эстетическое воспитание).

В данном случае термин означает участок приложения воспитательных усилий.
Такая неразбериха приводит к недоразумениям.

Постоянно приходится оговаривать, в каком смысле говорится о воспитании.

К примеру, выходит, что воспитание в другом (широком педагогическом) значении в себя включает обучение и воспитание в третьем (узком) смысле.
Иная затрудненность состоит в наличии синонимов к слову «воспитание», любой из них вправе претендовать на признание в качестве объекта науки: учебно-воспитательный процесс, фактическая педагогическая деятельность, педагогическая реальность, социализация, образование.

Каждое из данных понятий допустимо для определения объекта педагогики в связи с конкретными иными тезисами, как говорят, в установленном контексте.
Ближе всего по смыслу к вышеприведенному обозначению того особенного вида деятельности, который изучает педагогическая наука, стоит понятие социализация.

Под социализацией понимается процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры. Касательно к педагогике эту деятельность можно отметить как целенаправленную социализациюличности, потому как любое педагогическое действие предпринимается с конкретной целью и включение в общество происходит в процессе взаимного действия воспитанника с учителем под управлением последнего.

Тут, разумеется, не имеется в виду то сознание социализации, которое практически отождествляет ее с устройством к обществу в его неизменном и неизменяемом виде. Идет речь о социализации, организованной поэтому, чтобы выпускник школы был в состоянии не только удачно исполнять предназначающиеся ему функции в обществе как хороший исполнитель, но и действовать своими силами.

Он должен получить возможность не просто приспосабливаться к имеющейся жизни, быть, по знаменитому выражению И.В. Сталина, «винтиком» государственной машины, но и вносить свой депозит в существующий порядок, аж до его реформирования.

Впрочем значение термина «социализация» выходит за рамки собственно педагогических представлений. С одной стороны, оно принадлежит более широкому философскому и социологическому контексту, абстрагируется от определенных параметров педагогической реальности.

Со второй — оно оставляет в тени то очень важное для учителя обстоятельство, что значительной стороной включения человека в жизнь общества должна быть персонализация, другими словами становление личности. Собственно личность способна выражать самостоятельное отношение к жизни и творчество.

Ближе к рассматриваемой нами реальности понятие «образование». Данное слово значит одновременно и социальное явление, и педагогический процесс.

Оно не только вводит объект педагогики в единый социальный контекст, но и открывает возможность его истолкования в определенных понятиях. Так сделано, к примеру, в Законе РФ об образовании, где оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» Тут оно трактуется также, как воспитание в широком педагогическом смысле.

Хорошей стороной подобного выбора считается то, что в какой-то степени снимается неоднозначность. В любом случае нет необходимости говорить об образовании в первом или втором смысле, хотя содержание этого понятия само по себе способен выходить за рамки, обозначенные упомянутым законом.

Имеется и еще 1 аргумент в пользу термина «образование». У учителей, пользующихся словом «воспитание» в широком педагогическом смысле (т.е. так, как применяется «образование» в законе об образовании), появляются проблемы в контакте с заграничными коллегами, тем более если разговор проводится на английском.

А конкретно данный язык, как все знают, служит сегодня средством международной научной коммуникации. На британский слово «воспитание» нереально перевести таким образом, чтобы сбереглись все тонкости, о которых говорилось выше.

Смысл можно передать лишь примерно, несколькими словами, и при этом одним из них будет education — «образование»: attitude education, value education, т.е. образование (формирование) отношений, и «ценностное» образование, т.е. формирование у учащихся ценностных отношений. Есть еще глагол to bring up, однако он значит не столько «воспитывать», сколько «растить», «растить».

Аналогичным образом, окончательного, общепринятого решения сегодня нет. Приводят собственные доводы и приверженцы взгляда, по которому наиболее широким понятием, обозначающим педагогическую деятельность, а значит и объект нашей науки, должно быть «воспитание».

Они ссылаются в основном на традиции. На самом деле, если все также лимитировать образование появлением лишь умственной стороны личности и считать, что в него не включается другой нюанс, который связан с появлением у человека эмоционально-ценностных отношений и соответствующего поведения, нужно будет искать все это вне образования.

Тогда замена термина станет смотреться как ущемление его прав, сведение его функций к бездуховному, лишенному человеческих впечатлений интеллектуализму, «натаскиванию» на учебный предмет, со своей стороны сводящемуся к основам науки. Однако в данное время образование, а еще и входящее в него обучение абсолютно не обходятся только рациональной стороной, а предполагают развитие всей гаммы человеческих чувств.

Об этом сказано в следующих разделах этого учебника. Возможно, возврату к традиции способствует и повадка к некоторым устоявшимся словосочетаниям вроде «коммунистическое воспитание» и т.п.

В любом случае выбор остается за каждым учителем. Это — дело его эрудиции, опыта в жизни, подверженности к научному анализу.

С нашей точки зрения, если все это иметь в виду, не будет ошибкой сказать, что объектом педагогической науки считается образование.

Правда, образование изучают также и остальные науки. Есть педагогическая психология, философия образования, социология образования.

Но педагогика — это только одна специализированнаянаука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те либо другие стороны образовательной деятельности. Это только одна научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей и для которой оно, и только оно считается ее своим объектом изучения.

Повторим еще раз, что основное — все же не слово, а то, что за ним стоит. В реальности изучается особенный вид деятельности, для которого свойственны педагогическое целеполагание и педагогическое руководство.

Это, впрочем, не значит, что слова, другими словами категории, понятия науки, — что-то не очень значительное. Напротив, от того, что мы вкладываем в то либо другое понятие, как мы его трактуем и что оно значит для остальных, как правило будет зависеть очень многое, в конечном итоге, результативность всей научной работы.

Мы лишь хотим выделить значимость умения видеть за словом реальность, им обозначаемую.
Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском:

Что изучает педагогика?

1.1. Педагогика как наука, еe предмет и задачи.

1.2.

Фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение, образование).
1.3.

Структура педагогической науки.

Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе этой отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие "Введение в профессионально-педагогическую деятельность", а потом подготовила данный учебно-методический комплекс.

Изучение педагогики, как любой иной науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.
Педагогика ? это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности удачной передачи социального опыта поколения постарше младшему.

Она есть для того, чтобы В практических условиях указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
В Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался учителем.

Воспитатель ? производное от греческих слов "пейда" ? ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".
Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого значит "детовождение".

Причиной появления всех научных областей считается необходимость жизни. Пришел момент в жизни людей, когда образование стало играть важную роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации в большинстве случаев зависит от воспитания и образования некоторых поколений. Появляется необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира ? Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть большую роль в жизни людей.

Как отдельная наука, педагогика возникает существенно позднее. Предпосылками возникновения любой науки являются следующие положения:

  • вырабатывается под влиянием потребностей общества;
  • любая отрасль складывается в науку лишь тогда, когда весьма четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более определенное обозначение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика в широком смысле ? влияние всех воздействий извне естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика ? целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.
Исходя из этого определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования ? способы решения научно-педагогических задач.
Объект педагогики ? человек.

А.С.

Макаренко ? ученый и практик, которого сложно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль об особенности объекта педагогической науки. Он писал, что большинство считают объектом педагогического исследования ребенка, однако это ошибочно.

Объектом исследования научной педагогики считается "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания экспериментатора.

Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и появлению его личности.
Поэтому, в качестве собственного объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, которые связаны с его развитием.

Благодаря этому объектом педагогики выступают те явления реальности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили наименование образования . Оно и есть та часть справедливого мира, которую изучает педагогика.

 

Предмет педагогики ? это образование как настоящий целый педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специализированных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в данном случае собой представляет науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека всю его жизнь.

На данной основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности учителя (педагогическая деятельность) и разных видов деятельности учащихся, а еще стратегий и вариантов их взаимного действия.
Система педагогических знаний ? взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.
Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

  1. Теоретические функции:
    • обогащение, систематизация научных знаний;
    • обобщение опыта практики;
    • раскрытие закономерностей в педагогических явлениях.
    • Практические функции:
      • увеличение качества воспитания;
      • создание новых педагогических технологий;
      • внедрение итогов педагогических исследований в практику.
      • Моделирование:
        • научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.

        Задачи педагогики :

        1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
        2. Изыскание сущности, структуры, функций педагогического процесса.
        3. Раскрытие закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
        4. Разработка продуктивных форм организации педагогического процесса и методов его выполнения.
        5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
        6. Изыскание свойств и содержания деятельности учителя и путей формирования развития его высокого мастерства.
        7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

        Категории педагогической науки
        Категории ? это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории ? ключевые педагогические понятия, выражающие научные обобщения.

        К ключевым педагогическим категориям относятся воспитание , образование , обучение . Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как "развитие" и "формирование". К числу главных педагогических категорий некоторые искатели рекомендуют отнести и подобные, достаточно общие понятия, как "педагогический процесс", "самовоспитание", "самообразование", "саморазвитие", "продукты педагогической деятельности" и др.
        Воспитание занимает прекрасное место в развитии человека. Сейчас в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.
        В широком социальном значении:
        ? это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);
        В узком социальном значении:
        ? это направленное влияние на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него некоторых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).
        В широком педагогическом значении:
        ? собственно организованное, целенаправленное и управляемое влияние коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, высоконравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);
        В узком (локальном) педагогическом значении:
        ? это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение определенных воспитательных задач (воспитание конкретных черт характера, увлекательной, творческой активности и т.д.).

        Образование

        Образование как термин очень часто рассматривается как отглагольное существительное от глагола "образовывать" и имеет большое значение "создавать", "формировать", "растить", "развивать ментально", "давать вид, образ" (В. Даль), создавать нечто новое, целое.

        Понятие "образование" первый раз введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.

        Очень долго понятие "образование" употреблялось как синоним понятия "воспитание" в широком смысле.
        В педагогике Советского Союза это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практичных способностей и способностей.
        Сегодня образование понимается как:

        • ценность развивающегося человека и общества;
        • процесс обучения и воспитания человека;
        • как следствие последнего;
        • как система (сеть учреждений образования различного типа и уровня)

        Образование ? процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, способностей, способностей, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания) .
        Образование в прямом смысле значит создание образа, некую законченность воспитания в согласии с конкретной возрастной ступенью. Старинный афоризм говорит: "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается".

        Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.
        Основной критерий образованности ? системность знаний и системность мышления, способность своими силами воссоздавать недостающие звенья в системе знаний.

        В образовании выделяются процессы, которые обозначают конкретно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования ? обучение.

        Обучение

        Обучение ? определённый вид педагогического процесса, в ходе которого, под управлением собственно подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной связи с ее воспитанием и развитием.
        Обучение ? процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимном действии учителя и учащегося .
        Перед началом 20 века в понятие обучения стали включать два главных компонента ? преподавание и учение.

        Преподавание
        (деятельность учителя)
        Учение
        (деятельность ученика)

        Преподавание ? передача (трансформация) системы знаний, способностей, опыта деятельности;
        Учение ? усвоение опыта через его восприятие, осмысление, переустройство и применение.

        Есть точка зрения, что обучение ? это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение ? со стороны деятельности ученика.
        Обучение ? особенный вид педагогической деятельности (собственно организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой появляются обычные отношения "учитель-ученик", результат этой деятельности ? обогащение учащегося познаниями, достижениями культуры, умениями и способностями.

        В процессе обучения происходит управляемое познание .
        Требования нашего времени такие, что школа должна обучать думать, развивать учащихся во всех отношениях. В сегодняшнем понимании для обучения свойственны следующие признаки :

        • двусторонний характер;
        • совместная деятельность ученика и учителя;
        • руководство со стороны учителя;
        • специализированная организация и управление;
        • целость и единство;
        • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
        • управление развитием и воспитанием учащихся.

        Развитие

        Развитие ? это беспристрастный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и хорошего изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, общественное, духовное);
        Это изменение, собой представляет переход качества от обычного к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению хороших.

        Являясь процессом изменения, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.
        Развитие разнится от всяких иных изменений объекта.

        Объект может меняться, однако не формироваться.

        «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто хочет к ним присоединяться, должны достичь этого своей работой, самостоятельно, своим напряжением.

        Снаружи он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)
        Источником и внутренним содержанием развития считается наличие противоречий между старым и новым.

        Л.С. Выготский выделил два уровня детские развития:

        • уровень важного развития ? отражает наличные характерности психических функций ребенка, которые успели сложиться на данный момент;
        • территорию близлежащего развития ? территория несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях партнерства со взрослыми.

        Учителя должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать с помощью взрослых, на следующий день он должен делать сам.

        Формирование

        Формирование ? это процесс появления человека, как социального создания под воздействием нескольких факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека ? личность.

        Человек ? существо, обладающее мышлением, речью, способностью работать и узнавать.
        Личность ? субъект и объект общественных отношений, осознающий собственное отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими характерностями.

        Педагогика сейчас считается фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого применения теоретических и методических идей педагогики нельзя окончить образовательную реформу, улучшать деятельность учреждений образования.

        Со своей стороны, на развитие педагогики оказывают влияние идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.
        Побочное влияние на развитие педагогики оказывают:

        • связь педагогики с другими науками;
        • изыскание педагогических процессов и явлений;
        • инновационное обогащение педагогических методов.

        Структура педагогической науки

        1. История педагогики ? изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
        2. Общая педагогика ? исследует ключевые закономерности воспитания как собственно организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (доктрина обучения); доктрина воспитания, школоведение (доктрина управления и руководства школьным делом).
        3. Возрастная педагогика ? изучает характерности и закономерности развития человека разного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).
        4. Профессиональная педагогика ? исследует проблемы профессионального образования: педагогика ПУ; средних профессиональных образовательных учреждений; высшей школы; педагогика труда.
        5. Отраслевая педагогика ? изучает закономерности никакой подготовки людей к конкретным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).
        6. Социальная педагогика ? разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.
        7. Коррекционная педагогика (специализированная) ? изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими минусами в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению недостатков речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).
        8. Этнопедагогика ? исследует закономерности и характерности народного, этнического воспитания.
        9. Сравнительная педагогика ? открывает характерности организации образования в самых разных государствах мира.
        10. Приватные (предметные) методики ? обсследуют закономерности преподавания и изучения определенных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
        11. Философия образования/воспитания ? раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий ключевые концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.


        Этническая педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную необходимость в воспитании, обусловленную развитием рабочей деятельности людей, разумеется, не может заменить школу, педагогов, книги, науки. Однако она старше педагогической науки, образования как социального института и сначала существовала независимо от них.
        Впрочем педагогическая наука в отличии от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

        Такие знания нужны, чтобы предусмотреть и управлять процессом развития личности. В свое время великий российский воспитатель К.Д.

        Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
        © ФГОУ ВПО Красноярский национальный аграрный университет

        Что изучает педагогика? Ключевые направления, цели и задачи педагогики

        Есть подобная наука – педагогика, но чем она занимается, ясно не каждому. Полное представление можно вынести уже из наименования – по всей видимости, это как-то связано с искусством преподавания.

        Однако в чем суть явления?

        Кого этому учат? Что изучает педагогика наглядно?

        Попытаемся разобраться в данной довольно любопытной научной сфере, в определенной степени определяющей грядущее нашего общества.

        Что изучает педагогика

        Общая информация

        Сама суть науки подразумевает наличие объекта, который обсследуют занимающееся этой областью профессионалы. Объектом выступает некоторый компонент социума, идеал, финансовый, действительный предмет, заинтересовавший человека.

        Если физика занимается фундаментальными законами, а информатика – характерностями распределения информации, то что изучает педагогика?
        Эта наука посвящена отношениям между формирующими социум субъектами.

        Программа бакалавриата «Психология и социальная педагогика»

        В фокусе внимания – взаимное действие, позволяющее развить участника общества, улучшить его с различных точек зрения. Задача, стоящая перед учеными, занимающимися педагогикой, а еще работниками, задействованными в данной области – проверить характерности улучшения отдельного человека, использовав к этому присущие в распоряжении современного ученого информацию о социальном опыте.

        Педагогика – наука, которая дает возможность сделать настоящим, успешным, продуктивным производство в различных областях и сферах, не только материальных, но и духовных. Это связано с тем, что социальные отношения строятся вокруг самого основного субъекта – человека, а это означает, его хорошее изменение к лучшему оказывает влияние на сами общественные взаимного действия.

        Что в имени тебе моем?

        Про то, что изучает педагогика, первичные выводы можно создать уже из наименования дисциплины. Оно образовано от греческих слов:

        Буквальный перевод слова звучал бы как «мастерство ведения детей».

        Что изучает педагогика

        Идея педагогики в обеспечении нестандартных отношений в середине социума, вследствие чего человек может развиться физически, морально, умственно, нравственно – словом, во всех областях и сферах.

        Процесс работы в рамках такой дисциплины подразумевает взаимное действие наставника, обучаемого. Воспитатель – человек, который может использовать положения института педагогики в реальности, в рабочей практике, взаимодействуя с ребёнком и обучая его, дабы у небольшого человека возникло представление о возможностях продвижения по жизни, оптимальных путях развития и достижения желаемого.

        Педагогика: востребованность темы

        Из вышеуказанного ясно, что изучает педагогика, и можно сразу осознать, до какой степени важна эта наука для социума. Она возникла одновременно с нашим обществом, одновременно с человеком правильным, и в сегодняшний день собой представляет очень непростую систему обоюдного влияния.

        Довольно тесные связи наблюдаются с другими социальными дисциплинами. Классически буквально рука об руку идут психология и педагогика.

        В то же время некоторые соотношения наблюдаются и с другими качествами взаимного действия между людьми.

        Что изучает педагогика

        Раньше не было такого четкого деления: педагогика, психология, социология. Тем более не было деления в середине педагогической дисциплины на отдельные направления – работа с различными группами, разделенными на основе возрастной принадлежности либо других нестандартных факторов.

        С каким то периодом педагогика как наука стала тяжелее и объемнее. Активность человека стала причиной необходимость проработки абсолютно нового подхода к пониманию и использованию педагогических инструментов.

        Сегодня педагогика – это очень четко специальная научная дисциплина, одновременно с тем – специальность, обучение которой требует больших усилий и времени.

        Образование и наука

        Основы педагогики преподают всем мастерам, планирующим карьеру в области воспитания, образования. Степень погружения в науку зависит от определенной специализации.

        При этом сначала люди не могут понять разницу между педагогикой и образованием. В определенной степени на помощь здесь приходит греческий язык, расшифровка терминов, пришедших из него и применяемых в научной обстановке.

        Образование с самого начала в греческом обозначалось словом «пайдейа», но применялось это к довольно нестандартным процессам: становление личности, формирование, создание сущности, взросление. В согласии с постулатами греческих философов, процесс должен был происходить с учетом внутренней сущности, ее свойств.

        Другими словами речь идет не о простом накоплении знаний, а использовании их ради совершенствования себя как элемента общества. Особенно ценны для понимания сути, основ педагогики дошедшие до нас изречения Фалеса, который говорил о сходстве процесса с выращиванием лучшего винограда.

        В большинстве случаев сходным значением обладает латинский термин «культура», в оригинале также означавший вскармливание, культивирование, подходящее природе человека, учитывающее интересы личности и социальное хорошо. Сегодняшний подход к методологии в рамках педагогики предлагает рассматривать данные термины как близкие друг дружке.

        Предмет науки

        Таким термином обозначают такую сферу нашего мира (реальную, материальную, духовную, образцовую), которая имеет логические связи, была рассмотрена учеными, что стало причиной формулированию определенного результата: что собой представляет объект исследований. Нереально в мыслях полностью охватить сложность объекта, который рассматривает ученый, как бы ни был велик его уровень, многое зависит от субъекта исследований и попавшего в поле зрения элемента.

        Как видно из истории педагогики, отдельные личности и их позиция относительно разумных подходов оказали важное воздействие на восприятие предмета дисциплины и свойств взаимного действия с ним.
        Если раньше наука была набором относительно обычных постулатов, то рассмотрение данной темы общественными деятелями стало причиной накоплению ценной информации и разветвлению системы подходов к вопросам.

        История педагогики начинается с древнегреческих философов, которые лишь размышляли на тему процессов появления личности, однако с годами из этой базы оформилась полная отрасль, какое то время включённая в прочие дисциплины (историю, философию), но не так давно получившая полную самодостаточность. Сейчас предметом выступают размышления, которые связаны с действительностью в области образования, методиками, которые дали возможность бы улучшить эту отрасль.

        Педагогика. Цели, задачи, ситуации

        Суть направления

        Педагогика – общая наука, предоставляющая возможность рассмотреть характерности образовательных процессов, формирование личности, а еще определить практические пути, разрешающие сделать образовательный, воспитательный процесс более успешным, результативным. Доктрина и практика в рамках педагогики плотно связаны, необходимо не только уметь объяснять и описывать исследуемый предмет, но и использовать его В практических условиях, создавая методики совершенствования.

        Профессионалы, занимающиеся методологией дисциплины, говорят о «вечных проблемах», решение которых могло бы стать важным прорывом для науки в общем.

        Что изучает педагогика

        Самая первая проблема общей педагогики – раскрытие определенных целей. Хотя на первый взгляд может показаться, что здесь не может быть абсолютно ничего сложного, характерность вопроса вызвана разностью между эпохами: каждая новая требует от человека абсолютно другого, чем прошлая, государство, народности предъявляют к индивидуумам требования, которым приходится следовать, однако в момент получения этими индивидуумами образования очень часто даже нереально предугадать, что будет нужно от людей в скором времени.

        Наоборот, то, что было освоено, оказаться может неподходящим В практических условиях по проишествии всего пару лет. Более того, так и не получилось и по сей день выразить благоприятного настоящего ответа на вопрос, для какой цели человека воспитывают, какие идеалы этим достигаются.

        Без точного определения цели нереально говорить об эффективности, в то же время достижимость определяется действительностью сформулированной задачи, ее соответствием возможностям людей, которые занимаются воплощением В практических условиях, «на местах».

        Шажок за шажком

        Современные проблемы педагогики в большинстве случаев связаны со сложностью определения человеческих границ. Необходимость выявления этой характерности была сказана прекрасными методологами педагогики еще в позапрошлом веке, но точных формулировок не получилось найти и по сей день.

        Получилось создать, не обращая внимания на отсутствие бесспорной информации, несколько обще-принятых подходов. В педагогике они нашли довольно большое применение, но не только.

        Идеи, воплощаемый в практическом использовании теоретических постулатов дисциплины, принуждают анализировать каждого обучаемого: психику, душу, внутренний мир. Это выполняет педагогику близкой психологии и создаёт между дисциплинами узкое взаимное действие.

        Замечательный вариант – это реализации постулатов педагогики с использованием подходов психологии в качестве фундамента для работы с аудиторией. Правда, следует учесть динамичность человеческой природы, способность меняться, подстраиваясь под наружные факторы.

        Это очень сильно усложняет задачу учителей, так как объект взаимного действия никогда не сходится с идущим до этого полностью, требует разработки уникального метода влияния.

        Один ствол даёт много ветвей

        Как и иная другая значимая для человеческого сообщества наука, педагогика, сначала очень узкая, ограниченная, с каким то периодом активно развивалась, в середине направления выделялись более специальные области, любая из которых обрела собственное название. В качестве самостоятельной науки педагогика, как полагают, возникла в Новое время, в семнадцатом веке.

        Ключевые правила профессиональной педагогики базируются на изречениях Коменского, написавшего исключительно важный труд «Великая дидактика». Конкретно данный чешский автор смог выразить, какая характерность образовательной деятельности, в чем заключается связанная с нею человеческая социальная активность.

        Коменский рассматривал категории образования, воспитания, на базе чего предпринял первые попытки систематизировать эту науку, структурировать имеющийся объем информации. Конкретно он и подобрал название области.

        Что изучает педагогика

        Развитие и добавление постулатов, создавших основу педагогики, дало возможность поделить направление на несколько наук, специализирующихся на особых вопросах, задачах.

        Можно именовать их ветками знаний в данной сфере.

        Для современного методолога педагогика представляется сложной комплексной наукой, включающей в себя много дисциплин, исследующих очень сильно выделяющиеся предметы, объекты. В то же время есть дробление на две большие категории, для каждой из которых свойственны собственные методики анализа.

        Основные отрасли

        Первой достойна упоминания история педагогики. Она занимается тем, как доктрина, практика образования развивались, менялись одновременно с человечеством.

        В качестве базовой дидактической единицы – жизнь, творчество популярных мыслителей, занимавшихся образованием, воспитанием, культурой. Анализируются идеи, сохранившиеся в трудах, постулатах.

        Педагогическая доктрина, общая педагогика рассматривают понятийные составляющие образовательного, воспитательного процесса. Тут обсследуют разные технологии, включая компьютерные, управленческие системы, разрешающие сделать образовательный процесс более качественным, результативным.

        Особое внимание уделяют компьютерным методологиям и подходам.

        Специализированные отрасли

        Есть занимающаяся детьми педагогика (дошкольная, школьная), есть направление, рассчитанное на работу со взрослыми – андрогогика. Характерными особенностями обладает дефектология.

        Это такая специализированная педагогика, которая дает возможность искать и улучшать способы обучения особых людей, отличных от ключевой массы строением психики или физиологическими качествами.

        Что изучает педагогика

        Не менее интересная область – образовательный менеджмент. Эта специализированная педагогика рассматривает экономические, управленческие моменты образовательного процесса и предоставления услуг в данной сфере, ищет пути улучшения, выполнения обще-принятых на межгосударственном уровне параметров.

        Область сравнительно молодая, оформилась не так давно. Проблематика, которую открывает такая педагогика, связана с вопросами аттестационных комиссий, аккредитаций, корректного построения рейтингов учреждений образования.

        Задача методологов – создать требования, на основе которых можно оценивать действующие заведения.

        Приватные вопросы

        Это направление педагогики занимается определенными дисциплинами. Создают методологические подходы, рассматривают проблемы организационного характера, прорабатывают содержание.

        Приватная педагогика может заниматься очень разными направлениями – физикой, химией.

        Выводы, сведения, полученные в рамках определенных работ, посвященных строго ограниченному числу вопросов, обобщаются для получения общих теоретических основ педагогики как комплексной науки.
        Высока значимость всех перечисленных направленностей, будь то дошкольная педагогика или дисциплина, рассматривающая образование людей в возрасте.

        Деятельность, позволяющая учить остальных людей, улучшать их не зависимо от возраста, статуса в обществе, для нашего общества важна и значима. Одинаково важная социальная, научная педагогика, общая теоретическая, историческая, базовая прикладная.

        Взаимное действие отраслей обеспечивает возможности хорошего развития педагогики в общем, а через это – всего социума как единого объекта.

        Тесные связи

        Характерная черта педагогики – взаимное действие с большим спектром научных дисциплин всевозможного характера, направленности. Связи выполнены через взаимное действие приватных методик.

        Практически педагогика представлена в любой сегодняшней науке, что создает обоюдное влияние. В то же время, как признают профессионалы, открыть мысль – это одно, обучить иных тому, что ясно для себя – совсем другая задача.

        Хороший пример, знаменитый в социальной педагогике – Кант, чьи работы сегодня считаются исключительно значимыми, но в большинстве случаев заслуга эта принадлежит последователям мыслителя, сумевшим популяризовать его творения, так как сам автор хотя и создал важные тексты, но изложение их было чрезмерно неясным для широкого круга читателей.
        Значимость современного корректного подхода к подаче информации воплощена через использование норм, принципов педагогики.

        В общем случае считается, что это увеличивает имидж науки, однако есть и обратная связь – сама педагогика становится более важной, взаимодействуя с различными дисциплинами.

        Это важно!

        Один из исключительно важных в наше время разделов рассматриваемой науки – коррекционная педагогика. Она занимается людьми с особыми потребностью, другими словами теми, у кого наблюдаются отклонения в физическом либо психическом нюансе.

        Самые новые научные подходы к образовательному процессу просят использования гигиенических, физиологических, санитарных правил, предоставляют настоящее физическое, высоконравственное, развитие интеллекта. Коррекционная педагогика рассматривает очень непростую тему, ведь подать знания тому, чей образ мышления, понимания мира разительно отличается от свойственного преподавателю, сложно.

        В то же время сложность и характерность данного течения еще раз доказывают его важность для человеческого социума.

        Что изучает педагогика

        Если педагогический подход касательно к определенной группе обучаемых не будет не забывать про специфики этого сообщества, есть вероятность не только отсутствия пользы, но и наличия ущерба для людей. Эти моменты также рассматривает социальная педагогика, эффективное использование постулатов которой помогает через систему образования соединить в человеческое объединение тех, кто отличается от всей массы некоторыми довольно выраженными характерностями.

        Самые новые подходы и возможности

        Информационные технологии открывают прекрасные возможности перед сегодняшней педагогикой. Использование подобных вариантов даёт больше практичных возможностей и помогает улучшить теоретический нюанс.

        Полезные сведения проходят через информатику.

        Термином принято классифицировать дисциплину, занимающуюся строением информации, свойственным ей закономерностям, особенностям, а еще процедурам работы с данными – сохранение, перевозка, обработка, дробление и аккумулирование, развитие. Информатика разрабатывает методы взаимного действия со сведениями, связанными с различными качествами социальной жизни, не будет исключением и педагогика.

        Информатика требует использования специализированной техники – компьютеров, оборудованных программными комплексами. Данные, участвующие в процессе работы, кодируются, что дает возможность сберегать самые большие объёмы при минимум затратах пространства, времени на поиски.

        За счёт внедрения технологий для компьютера стало значительно проще вести информационную базу для оснащения процесса воспитания, обучения. Наиболее мощные средства применяются для увеличения дидактических средств и помогают создать новые управленческие инструменты, используемые к образовательному процессу.

        Статус в обществе дисциплины

        Теоретические, практические моменты педагогики актуальны для человеческого сообщества планетарного уровня, однако не менее важны и на уровне страны или индивидуальной личности. Важность обучения неоднократно подчеркивалась в высказываниях самых знаменитых и авторитетных философов, мыслителей с давних пор.

        В особенности, Аристотель утверждал, что необразованному всякий хозяин, судья, не считая него самого, грамотный же выступает в данной роли применительно не только к другим, но и себе. Если держава, объединение не делают культуру, не берегут созданное, не прибегают к появлению для формирования непрерывной связи поколений, очень быстро эти группы угасают.

        Образование преобразуется в связующую цепочку, стержень, через который возможно взаимное действие прошлого и грядущего, старого и нового.

        Что изучает педагогика

        Педагогика (лекция 1)

        Из проведённых не так давно социологических исследований видно, что в наше время большинство людей оценивают необходимость получения отличного образования выше, чем иные. По мнению широкого круга жителей, вероятность получения образования более значима, чем необходимость в собственности, охране здоровья или возможности работать.

        Профессионалы поговаривают, что уровень развития педагогики определяет судьбы наций, стран. Педагогика на самом деле значима, недооценивание ее не просто неприемлима, но преступна со стороны ответственных за национальность, некоторый социум, группу.

        Необходимо помнить и о воздействии педагогики на развитие иных наук, также базовых, фундаментальных, прикладных.

         

        Рекомендованные статьи

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *