Что такое активное слушание и какие существуют техники для его развития

 

Активное слушание

Что такое активное слушание и какие существуют техники для его развития

Активное слушание – это не простое коммуникативное способность, смысловое восприятие речи. Оно предусматривает прямое взаимное действие всех кто учавствует в процессе общения (слушающего и гласящего) и непрямое взаимное действие, когда воспринимается речь, звучащая по телевизору, радио, с компьютера и т.д.

Активное слушание поможет понять, дать оценку и усвоить передаваемую собеседником информацию. Также приемы активного слушания могут побудить индивида к ответам, направить беседу в необходимую сторону, препятствуя неправильному, ошибочному пониманию или неправильной интерпретации сообщений, полученных от собеседника.

Техника активного слушания

Термин активное слушание Гиппенрейтер ввела в нашу культуру. Согласно ее точке зрения активное слушание должно быть важным для всех, так как оно открывает хорошие возможности для налаживания глубокого контакта родителей с их детьми, взрослых супругов между собой, сотрудников по работе и др.

Такое слушание способно снять назревающие конфликты и напряжения, сделать атмосферу добра и теплоты, дух обоюдного принятия. В книге Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания» изложена подробная инструкция по овладению навыком активного слушания, ответы на часто появляющиеся вопросы и масса жизненных примеров, которые показывают результативность умения активно слушать.
Целью любого слушания считается получение как можно очень полной информации для возможности принятия правильного решения. Качество любой беседы обуславливается не всегда лишь от умения говорить, но и от умения воспринимать информацию.

Когда субъекта интересует беседа, он пытается слушать с большим вниманием и непроизвольно поворачивается лицом к субъекту, который сейчас говорит, или наклоняется в его сторону, т.е. ставится зрительный контакт.
Способность слушать как бы «всем телом» помогает лучше понять личность собеседника и показывает собеседнику заинтересованность в нем. Нужно слушать собеседника всегда с большим вниманием, тем более при появлении опасности возникновения любых недоразумений.

Образование недоразумений возможно тогда, когда сам разговор или его предмет безмерно сложен для понимания или абсолютно незнаком. Также подобное случается, когда у гласящего наблюдаются какие-нибудь недостатки речи или акцент.

В данных случаях и в большинстве остальных нужно развивать умения активного слушания.
Важным в любом взаимном действии, тем более для налаживания контакта с детьми или супругами между собой считается абсолютное принятие. Общение должно быть основано на принципе абсолютного принятия.
Абсолютное принятие – это, в основном, демонстрирование иному индивиду, что человек есть и имеет собственную важность. Достичь абсолютного принятия одним индивидом иного можно с помощью большинства факторов, к примеру, задавая вопросы, которые показывают индивиду, что его мнение для вас считается важнейшим, что вам бы хотелось его узнать лучше и понять.

Но основное в вопросе – это ответ на него. Именно в данных случаях и необходимы техники активного слушания.

Есть следующие техники: «эхо», перефразирования и интерпретации.
Техника «эхо» собой представляет буквальный повтор окончательных слов собеседника, но с вопросительной интонацией. Перефразирование состоит в краткой передаче сути передаваемой партнером информации.

В большинстве случаев начинается со слов: «если я правильно тебя понял, то…». Интерпретация собой представляет предположение о настоящем, правильном значении сказанного, об его целях и причинах.

Тут применяются фраза данного типа: «я предполагаю, что ты…».
Техника активного слушания заключается: в умении слушать и сопереживать собеседнику; в прояснении для себя информации, путем перефразирования высказываний собеседника; в умении спрашивать по теме беседы.
Благодаря методу активного слушания у человека повысится ощущение своего достоинства, улучшится взаимное действие с окружающими. Активное слушание дает возможность определить проблемы и подходящие способы их разрешения.
Способность активно слушать собой представляет конкретный алгоритм действий. Итак, первое, что необходимо делать при активном слушании – это смотреть на собеседника, так как визуальный контакт – это важный элемент коммуникации.

Заинтересованность в информации, передаваемой собеседником, выражается смотрением в глаза собеседнику.
А если смотреть собеседника полностью («с головы до ног»), то это говорит о том, что вам важнее сам собеседник, а не информация, передаваемая им. Если во время беседы рассматривать находящиеся вокруг предметы, то это будет говорить про то, что человеку не важен ни собеседник, ни информация, передаваемая им, именно в этот момент.
Основным элементом активного слушания считается способность показать собеседнику, что его с большим вниманием и заинтересованно слушают. Это можно достичь путем сопровождения речи партнера киванием головы, произнесением подобных слов, как: «да», «я вас понимаю» и др.

Впрочем излишнее проявление может вызвать обратную реакцию.
Также не следует пытаться окончить предложение взамен собеседника, даже при условиях, полного понимания того, что желает сказать субъект коммуникации. Необходимо предоставлять возможность индивиду самому понять и окончить мысль.
В ситуациях, когда что-нибудь в беседе непонятно, следует спрашивать. Следует обратиться к собеседнику за уточнением или объяснением. Стремление получить уточняющую или дополнительную информацию считается одним из самых важных показателей активного слушания.

В вариантах, когда ясно о чем ведет речь собеседник, однако он не может лично выразить собственную мысль, можно помочь ему вопросом. Но так как, любой вопрос предполагает всего пару вариантов ответов, то следует обучиться задавать правильные вопросы.
Дополнительным основным элементом активного восприятия считается перефразирование высказываний партнера по коммуникации. Перефразирование заключает в себе попытку уточнения смысла высказывания при помощи повторения партнеру его же информации, но говоря иначе.

Помимо правильности понимания, перефразирование даёт еще и дополнительную возможность собеседнику заметить, что его слушают с большим вниманием и пытаются понять.
Очень важным в активном восприятии считается замечание чувств партнера. Для этого применяют фразу данного типа – «я понимаю, как вам непросто об этом говорить» и др. Это показывает партнеру, что ему сопереживают.

Акцент должен ставиться на отражение чувств, которые выражаются собеседником, его эмоционального состояния и установок.
Главная специфическая особенность активного восприятия, которая увеличивает его результативность, устанавливается тем, что в процессе вербальной коммуникации убираются все потенциальные неверные толкования и сомнения. Т.е., когда партнер по коммуникации выступает с позиции активного слушания – он может быть всегда уверен, что правильно понимает собеседника.

Собственно обратная вербальная связь, которая доказывает безукоризненность понимания партнера и отношение к нему без предубежденности, и выполняет активное восприятие (слушание) таким прекрасным средством общения. Более развернуто описаны техники активного восприятия в книге "Чудеса активного слушания" Юлии Гиппенрейтер.

Приемы активного слушания

Активное слушание, еще иногда именуется рефлективным, чувствительным, вдумчивым – это самый действенный сегодня способ восприятия любой информации. Благодаря этому настолько важно использовать в обычной жизни приемы активного слушания.
Среди приемов активного слушания выделяют такие: пауза, уточнение, пересказ, развитие мысли, сообщение о восприятии, сообщение о восприятии себя, замечания о ходе беседы.
Пауза даст вам возможность партнеру по вербальной коммуникации подумать. После такой паузы собеседник может добавить что-то еще, сказать то, о чем до недавнего времени промолчал бы.

Она также даст вам возможность слушателю отстраниться от себя, собственных оценок, чувств, мыслей и сосредоточиться на собеседнике. Способность переключаться на внутренний процесс партнера по коммуникации, отстраняясь от себя – это одно из труднейших и самых важных условий активного восприятия, которое создаёт между партнерами по беседе доверительное настроение.
Под уточнением понимается просьба объяснить или узнать что-нибудь из произнесенной речи. При любом простом контакте маленькие неточности и недосказанности додумываются коммуникаторами друг за друга.

Но, когда в процессе беседы затрагиваются эмоционально важные вопросы, обсуждаются непростые темы, часто непроизвольно собеседники избегают приподнимать болезненные вопросы. Уточнение может сберечь осознание мыслей и чувств собеседника в возникшей ситуации.
Пересказ считается попыткой внимающего собеседника собственными словами коротко повторить сказанное партнером. При этом тот, кто слушает, должен пытаться выделить и выделить самые основные мысли и ударения.

Пересказ – это возможность обратной связи, понимания того, как слова звучат со стороны. Результатом пересказа может быть либо получение собеседником доказательства, что его знают, либо возникает возможность корректировки высказываний.

Также пересказ послужит в качестве вариантов подведения промежуточных итогов.
При помощи приема развитие мысли выполняется попытка подхвата и продвижения дальше хода ключевой идеи или мысли собеседника.
Слушатель может сообщить собеседнику собственное впечатление о нем, которое появилось в процессе общения. Подобный прием именуется сообщение о восприятии.
А сообщение слушателем собеседнику об случившихся изменениях в собственном личном состоянии в процессе слушания именуется приемом сообщения о восприятии себя. К примеру, «мне неприятно это слышать».
Попытка слушателя проинформировать про то, как, согласно его точке зрения, понять можно беседу полностью и целиком именуется приемом замечания о ходе беседы. К примеру, «вроде мы достигли общего понимания вопроса».

Активное слушание, или прокачиваем навык общения.

Методы активного слушания

Способность с большим вниманием слушать и понимать партнера по беседе в психологии называется – эмпатия. Выделяют три стадии эмпатии: сопереживание, сочувствие и симпатия.
Сопереживание приходит тогда, когда человек ощущает эмоции одинаковые настоящим. Так, к примеру, если произошло горе у одного человека, то другой может хныкать одновременно с ним. Сочувствие состоит в эмоциональном отклике, побуждении оказать помощь иному.

Так, если у одного произошло горе, второй не плачет одновременно с ним, а предлагает помощь.
Симпатия вырисовывается в теплом, доброжелательном отношении к остальным людям. Так, к примеру, когда нравится человек внешне, т.е. вызывает симпатию, с ним хочется побеседовать.
Эмпатия помогает одному человеку лучше понять иного, возможность показать иному, что он очень принципиален. Некоторые люди обладают врожденной эмпатией или могут развить в себе данное качество.

Для того, чтобы развить в себе эмпатию есть два метода: метод я-высказывание и метод активного слушания.
Метод активного слушания – это техника, которая используется в практиках психологического и психотерапевтического консультирования, на самых разных тренингах. Она дает возможность лучше понимать психологическое состояние, мысли, чувства собеседника с помощью конкретных приемов, которые предполагают активное проявление собственных представлений и переживаний.
Автором такого способа считают Карла Роджерса. Он полагал, что 4-ре главных элемента образовывают фундамент осмысленных и выгодных отношений: выражение чувств, частое выполнение обязательств, отсутствие отличительных ролей, способность соучастия во внутренней жизни иного.
Суть метода активного восприятия лежит в умении слушать, а основное слышать больше, чем сообщают, при этом давая направление в необходимую сторону при помощи коротких фраз. Собеседник должен не просто выговориться, партнеру по беседе нужно незримо принимать участие в монологе при помощи обычных фраз, и еще повторения слов собеседника, говоря словами их и направляя в необходимое русло.

Эта технология называется эмпатическое слушание. Во время такого слушания нужно отстраниться от собственных мыслей, оценок и чувств.

Основным моментом во время активного слушания считается то, что партнеру по вербальной коммуникации не следует выговаривать своё мнение и мысли, оценивать тот или другой поступок или мероприятие.
Активное слушание имеет пару конкретных методов: перефразирование или эхотехника, резюмирование, эмоциональный повтор, уточнение, логическое последствие, нерефлексивное слушание, невербальное поведение, вербальные знаки, отражение в зеркале.
Эхотехника состоит в высказывании мысли иначе. Основной целью экотехники считается уточнение сообщения, демонстрирование партнеру по общению, что он услышан, подача своеобразного звукового сигнала «я аналогичный, как ты».

Заключается этот способ в том, что один собеседник возвращает иному его высказывания (несколько фраз или одну), перефразировав их собственными словами при этом вставляя вводные фразы. Для перефразирования информации следует выбрать наиболее важные и значительные моменты высказываний.

При так называемом «возврате» реплики не надо объяснять сказанное.
Спецификой подобной техники считается ее полезность в том случае, когда высказывания собеседника кажутся понятными его партнеру по общению. Часто бывает, что такая «понятность» призрачная и настоящего выяснения всех обстоятельств не происходит.

Эхотехника может естественно и очень легко решить эту проблему. Подобная техника даёт партнеру по общению представление про то, что его убедились и послужить толчком к обсуждению того, что кажется самым основным.

При помощи перефразирования один субъект общения позволяет иному услышать собственное утверждение со стороны, даст вам возможность заметить ошибки, осознать и правильно сказать собственные мысли. По мимо этого, данная техника даёт время на осмысление, что считается особо нужным в ситуациях, когда нереально сразу найти ответ.
Резюмирование состоит в подведении итогов, выделении ключевой мысли, воспроизведении слов собеседника в обобщенном и сжатом виде. Главное назначение подобного приема – это показать, что тот, кто слушает, уловил информацию гласящего полностью, а не одну какую-либо часть.

Резюмирование подается с помощью определенного набора конкретных фраз. К примеру, «подобным образом». Подобный вариант помогает во время обсуждения претензий или решения проблем.

Резюмирование довольно эффективно в том случае, когда выяснение появилось в тупике или затянулось. Этот прием достаточно действенный и необидный способ окончить беседу с черезчур болтливым или же просто словоохотливым собеседником.
Эмоциональный повтор состоит в кратком повторении услышанного, лучше с применением основных слов и оборотов клиента. В данном приеме можно спрашивать по типу: «я вас правильно понял?» При этом собеседник доволен, что его услышали и правильно убедились, а другой запомнит услышанное.
Уточнение состоит в обращении к говорящему субъекту за определенным уточнением. Начинать необходимо с простых вопросов – проясняющих.

Результативность прояснения во многих случаях зависит от самой техники постановки вопросов. Вопросы обязаны быть открытого типа, обязаны быть — как бы незаконченными. Проясняющие вопросы в большинстве случаев начинаются со слов «где», «как», «когда» и др.

К примеру: «что вы подразумеваете?». При помощи данных вопросов можно собрать необходимую и значимую информацию, открывающую внутренний смысл общения. Данные вопросы поясняют двоим партнерам по беседе детали, которые были упущены в контакте.

Этим способом показывают собеседнику, что партнера интересует то, что он слышит. С помощью вопросов можно влиять на ситуацию таким образом, чтобы ее развитие проходило в необходимом русле.

При помощи этой техники можно выявить ложь и его подоплеку, не порождая со стороны партнера по общению враждебности. К примеру: «может повторите еще раз?» При этой технике не следует задавать вопросов, требующих односложных ответов.
Логическое последствие предусматривает вывод слушателем логического следствия из высказываний гласящего собеседника. Этот способ даст вам возможность уточнения смысла сказанного, получения информации без применения прямых вопросов.

Такая методика имеет отличие от остальных тем, что собеседник не просто перефразирует или резюмирует сообщение, а выполняет попытку вывести из высказывания логического следствия, выдвигает предположение о причинах высказываний. Такой способ предусматривает избегание спешки в выводах и употребления некатегоричных формулировок и мягкости тона.
Нерефлексивное слушание или тщательное молчание лежит в молчаливом восприятии всей информации без разбора или сортировки. Так как иногда любая фраза слушателя может быть или пропущена «мимо ушей», или, что еще хуже, может вызвать агрессию.

Это происходит благодаря тому, что такие фразы идут вразрез с желанием собеседника выговориться. При эксплуатации этого способа необходимо дать понять собеседнику, при помощи сигнала, что слушатель сосредоточен на его словах.

В качестве сигнала можно применять кивок головой, изменение выражения лица или утвердительные реплики.
Невербальное поведение состоит в зрительном контакте длительностью прямого взгляда конкретно в глаза собеседнику не больше трех секунд. После нужно перевести взгляд на переносицу, середину лба, грудь.
Активная поза предполагает слушание с живой мимикой, светлым лицом, а не с пренебрежительным высказыванием лица.
Вербальные знаки состоит в подаче собеседником сигналов о внимании такими фразами, как: «продолжайте», «понимаю вас», «да-да».
Отражение в зеркале состоит в проявлении впечатлений, которые созвучны чувствам партнера по общению. Однако такой способ будет практичным исключительно в случае, когда отображаются реальные переживания, которые ощущаются в определенный момент.

Активное слушание варианты

Активное слушание может использоваться для увеличения эффективности продаж. Активное восприятие в продажах – один из главных способностей успешного продавца (менеджера по продажам), помогающий «разговорить» будущего клиента.

Данный навык должен применяться на всех стадиях взаимные действия клиент-менеджер. Намного эффективнее активное слушание на начальной стадии исследования, когда продавец выясняет, что именно необходимо клиенту, и еще на шаге работы с возражениями.
Активное слушание в области продаж нужно для того, чтобы клиенты охотно выговаривались о собственных проблемах. Чтобы выполнить интересное предложение определенному возможному покупателю, необходимо понять, что ему будет выгодно.

Чтобы это узнать следует задавать правильные вопросы. Применяются два метода активного слушания: невербальное, перефразирование, резюмирование и уточнение.
Активное слушание нужно и при взаимном действии с детьми, которое состоит в применении конкретных методов. Для того чтобы послушать ребенка следует повернуться к нему лицом таким образом, чтобы глаза были в одном уровне.

Если ребенок слишком маленький, то можно взять его на руки или присесть. Не следует общаться с детьми из различных комнат или отвернувшись от них, создавая какую-либо домашнюю работу.

Так как по позе ребенок будет судить насколько родителям важно общение с ним. Ответы родителей должны звучать в утвердительной форме. Необходимо избегать фраз, которые оформлены в виде вопроса или не отображают сочувствие.

Нужно после каждой реплики держать паузы. Более детально активное слушание Гиппенрейтер описала в собственных книгах.
Активное слушание незаменимо и в семейных отношениях, и в бизнесе, фактически в каждой сфере личностного взаимные действия. Примером поощрительного приема активного слушания послужит фраза: «Я слушаю вас», «Довольно интересно».

Примером уточнения служит фраза – «Как это произошло?», «Что вы подразумеваете?». Примером эмпатии служит фраза: «вы кажетесь немного расстроенным».

Примером резюмирования служит фраза: «я так понимаю это главная мысль того, что вы сказали?».

Активное слушание процедуры

Есть очень большое разнообразие разных тренировок на производство техники активного слушания. Упражнение «активное слушание» предусматривает наличие нескольких участников, продолжается оно будет 60 минут.

Все участвующие садятся по кругу. Упражнение делается в парах, по этой причине каждому участнику рекомендуют на выбор выбрать напарника.
Дальше раздаются карточки, с написанными правилами активного слушания. В парах делятся роли. Один партнер будет «слушающим», а второй – «говорящим».

Задание включает несколько последовательных этапов, которые рассчитаны на ограниченный зазор времени. Ведущий говорит, что необходимо сделать, когда начать задание, а когда его окончить.
Итак, начальный этап состоит в том, что «говорящий» на протяжении пяти минут рассказывает собственному партнеру по паре о трудностях личной жизни, проблемах во взаимодействии с другими. Большое внимание «говорящий» должен выделить тем качествам, которые порождают подобные трудности. «Слушающий» в данное время должен исполнять правила активного слушания, таким образом помогая собеседнику говорить о себе.

Ведущий через 5 минут задерживает общение. Дальше, «говорящему» предлагается в течение одной минуты рассказать «слушающему», что помогает открыться и свободно рассказывать о собственной жизни, а что, наоборот, усложняло такое повествование.

Видео 3 Активное слушание

К этому этапу важно отнестись со всей серьезностью, так как так «слушающий» может узнать для себя, что он выполняет неверно.
По проишествии минуты ведущий даёт второе задание. «Говорящий» должен на протяжении пяти минут рассказывать партнеру по паре о сильных сторонах собственной личности в контакте, что помогает ему ставить взаимное действие, строить отношения с другими субъектами. «Слушающий» снова должен активно слушать, применяя при этом некоторые правила и приемы и беря во внимание информацию, получившуюся от собственного партнера на протяжении предыдущей минуты.
По проишествии пяти минут ведущий задерживает общение и предлагает 3-ий этап. Теперь «слушающий» должен за 5 минут рассказать «говорящему», что он запомнил и понял для себя из 2-ух рассказов партнера о себе.

В данное время «говорящий» должен молчать и исключительно лишь движениями головы демонстрировать выражает ли он согласие с тем, что говорит «слушающий», либо нет. Если «говорящий» показывает, что партнер его не понял, то «слушающий» поправляет себя, пока «говорящий» не кивнет, подтверждая безукоризненность слов.

Активное слушание. Как продать без разговоров?

После завершения рассказа «слушающего», его партнер может подчеркнуть, что было искажено или пропущено.
Вторая часть упражнение предусматривает смену ролей «слушающего» на «гласящего» и наоборот. Эти этапы повторяются, однако при этом ведущий каждый раз начинает новый этап, даёт задание и заканчивает его.
Последним шагом будет совместное рассмотрение того, какая роль бы тяжелее, какие методы активного слушания было исполнять легче, а какие, наоборот, сложнее, о чем тяжелее говорить, о трудностях в контакте или о сильных сторонах, что ощущали партнеры в роли «гласящего», как повлияли разные действия «слушающего».
В результате данного процедуры образуется способность слушать партнера по общению, осознаются барьеры слушания например: оценка, желание давать рекомендации, рассказать что-нибудь из прошлого опыта. Умения активного слушания позволят сделать лучше ежедневное взаимное действие с людьми в собственной жизни, а еще в общественной.

Также они считаются незаменимыми помощниками в ведении бизнеса, тем более, если он связан со сферой продаж.
Автор: Фактический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Активное слушание

Что такое активное слушание и какие существуют техники для его развития

Что выделяет человека от животного? Активная и разнообразная речь.

Человек создал язык, чтобы через него выражать собственные мысли, желания и чувства находящимся вокруг. При этом важным становится активное слушание. Есть конкретные приемы и техники активного слушания, методы.

На примерах рассмотрим, как оно вырисовывается, и на упражнениях покажем, как его развить.
Люди нечасто могут услышать друг друга. К несчастью, неумение слушать собеседника приводит к тому, что люди не знают друг друга, не находят решений сложных ситуаций, расходятся и остаются при собственных обидах.

Вот почему важным становится активное слушание, когда человек понимает, о чем ему говорит собеседник.
Необходимо уметь не только говорить, но и слушать. К успеху приходят люди, умеющие слышать, что им говорится.

Как говорят, «молчание – золото». Однако если человек при этом включается в осознание слов собеседника, то его молчание преобразуется в неоценимую ювелирное изделие.

Что такое активное слушание?

Говоря об активном слушании, сложно передать весь его смысл. Что это такое? Активным слушанием именуют восприятие чужой речи, при которой идет прямое и непрямое взаимное действие между участниками процесса.

Человек как бы включается в процесс разговора, он слышит и понимает значение слов гласящего, воспринимает его речь.
Чтобы понимать иного человека, для начала его необходимо услышать. Как можно общаться и не слышать иного человека?

Многие считают это бредом. В действительности общение многих людей считается поверхностным и односторонним.

Пока собеседник что-то говорит, его оппонент при этом обдумывает свои мысли, прислушивается к собственным ощущениям, которые появляются в ответ на слова гласящего.
Если припомнить, то многие отметят, что в момент, когда они слышат некое досадное слово, все, что говорится после него, остается неуслышанным. Услышав значимое для себя слово, человек заостряет на нем собственное внимание.

 

Он эмоционирует, при этом обдумывает, что сказать собеседнику. Может даже не замечаться, что разговор уже пошёл в иное русло.
Слушание именуется активным лишь благодаря тому, что человек не зацикливается только на своих переживаниях и эмоциях, а воспринимает речь, которая говорится собеседником.
Активное слушание помогает:

  • Направить разговор в необходимое русло.
  • Выбрать вопросы, которые смогут помочь получить необходимые ответы.
  • Правильно и безошибочно понять собеседника.


В общем смысле, активное слушание помогает установить контакт с собеседником и получить от него необходимую информацию.

Техника активного слушания

Если интересуют техники активного слушания, тогда следует прочесть книгу Гиппенрейтера «Чудеса активного слушания», где он отмечает очень важную роль данного явления. Если люди хотят ставить эффектные контакты с близкими и окружающими людьми, тогда следует уметь не только говорить, но и слушать.
Когда человека интересует тема беседы, он в большинстве случаев в нее включается. Он наклоняется или поворачивается к собеседнику, чтобы лучше его понять.

Это считается одним из техник активного слушания, когда человек заинтересован в том, чтобы услышать и понять информацию.
Прочими факторами, которые влияют на эффективное активное слушание, считаются:

  • Удаление тем, которые непонятны собеседнику. Сюда относят акцент и недостатки речи.
  • Абсолютное принятие оппонента. Не оценивать то, что он говорит.
  • Задавание вопросов как признак включения в разговор.


Техники активного слушания:

  1. «Эхо» — повторение окончательных слов собеседника вопросительным тоном.
  2. Перефразирование – короткая передача сути сказанного: «Я тебя правильно понял…? Если я тебя правильно понял, то…».
  3. Интерпретация — предположение об истинных намерениях и целях гласящего, исходя из сказанного им.


Через активное слушание человек сопереживает и проясняет для себя информацию, уточняет и задает вопросы, переводит разговор в необходимую тему. Это существенно увеличивает ощущение своей значимости, если человек отлично владеет техниками общения.
Визуальный контакт многое говорит про то, что интересует человека:

  • Контакт на уровне глаз говорит про то, что человека интересует собеседник и информация, которую он выдаёт.
  • Обсматривание собеседника говорит скорее о заинтересованности личностью гласящего, чем о той информации, которую он выдаёт.
  • Взгляд на находящиеся вокруг предметы говорит про то, что человеку не примечательна ни информация, ни сам собеседник.


Активное слушание включает кивки головой, подтверждающие возгласы («Да», «Я вас понимаю» и др.). Не рекомендуется завершать за человеком его фразы, если вы даже его понимаете.

Разрешите ему полностью и собственными силами выразить собственную мысль.
Основным элементом активного слушания считается задавание вопросов. Если вы задаете вопросы, значит, слушаете.

Ответы помогают вам узнать информацию, помочь собеседнику объяснить ее или перейти на необходимую тему.
Следует отмечать эмоции человека. Если вы говорите про то, что замечаете, какие эмоции он переживает, значит, он проникается к вам доверием.

Приемы активного слушания

Рассмотрим приемы активного слушания:

  • Пауза. Этот прием помогает подумать над сказанным. Иногда человек молчит, просто так как не успевает подумать над чем-то большим, чем с самого начала хотел сказать.
  • Уточнение. Этот прием применяется с целью уточнения, объяснения сказанного. Если этот прием не применяется, то очень часто собеседники додумывают друг за друга то, что им неясно.
  • Пересказ. Этот прием помогает узнать, как правильно были поняты слова собеседника. Либо собеседник подтвердит их, либо уточнит.
  • Развитие мысли. Этот прием применяется как развитие темы беседы, когда собеседник дополняет информацию собственными данными.
  • Сообщение о восприятии. Этот прием предусматривает выражение мыслей о собеседнике.
  • Сообщение о восприятии себя. Этот прием предусматривает утверждение собственных чувств и изменений, которые происходят во время разговора.
  • Сообщение о ходе разговора. Этот прием выражает оценку про то, как проходит общение между собеседниками.

перейти наверх

Методы активного слушания

Что такое активное слушание и какие существуют техники для его развития

Если говорить о методах активного слушания, идет речь о понимании слов гласящего больше, чем они передают. Это говоря иначе проникновение во внутренний мир гласящего, осознание его чувств, впечатлений и мотивов.
В обыкновенной жизни этот способ именуют эмпатией, которая вырисовывается на 3 уровнях:

  1. Сопереживание – это проявление тех же чувств, что и собеседник. Если он плачет, то и вы плачете одновременно с ним.
  2. Сочувствие – это предложение собственной помощи, видя эмоциональные страдания собеседника.
  3. Симпатия – это доброе и положительное отношение к собеседнику.


Некоторые люди рождаются с врожденной склонностью к эмпатии, иные вынуждены ей обучаться. Это реально через Я-высказывания и методы активного слушания.
Чтобы пробраться во внутренний мир собеседника, Карл Роджерс предлагает следующие техники:

  • Постоянное выполнение обязательств.
  • Выражение чувств.
  • Соучастие во внутренней жизни собеседника.
  • Отсутствие отличительных ролей.


Речь идет об эмпатическом слушании, когда человек не просто слушает, что ему говорится, но и воспринимает скрытую информацию, участвует в монологе обычными фразами, выражает подходящие эмоции, перефразирует слова собеседника и направляет их в необходимое русло.
Эмпатическое слушание предусматривает молчание, когда собеседнику дают выговориться. Человек должен отстраниться от своих мыслей, впечатлений и желаний. Он полностью сосредотачивается на интересах собеседника.

Тут не следует выговаривать собственное мнение, оценивать информацию. В большей степени идет речь о сопереживании, поддержке, сочувствии.
Методы активного слушания рассматриваются на ресурсе psytheater.com:

  1. Перефразирование – пересказ важных и важных фраз собственными словами. Помогает услышать свои высказывания со стороны или смысл, который ими подается.
  2. Эхотехника – повторение слов собеседника.
  3. Резюмирование – короткая передача смысла высказанной информации. Смотрится в виде выводов, заключений разговора.
  4. Эмоциональный повтор – пересказывание услышанного с выявлением впечатлений.
  5. Уточнение – задавание вопросов с целью уточнения сказанного. Указывает, что гласящего слушали и даже пытались понять.
  6. Логическое последствие – попытка выдвинуть предположения о мотивах сказанного, развитие грядущего или ситуации.
  7. Нерефлексивное слушание (тщательное молчание) – молча слушая, вникая в слова собеседника, так как можно пропустить мимо ушей существенную информацию.
  8. Невербальное поведение – установление визуального контакта с собеседником.
  9. Вербальные знаки – продолжение разговора и указание, что вы его слушаете: «да-да», «продолжайте», «я вас слушаю».
  10. Отражение в зеркале – выражение тех же впечатлений, что и у собеседника.

перейти наверх

Варианты активного слушания

Активное слушание может быть применено везде, где встречаются два человека. В большей степени оно занимает важное место в сфере работы и взаимоотношений. прекрасным примером могут стать продажи, когда продавец с большим вниманием слушает, что необходимо покупателю, предлагает потенциальные варианты, расширяет выбор.
Активное слушание в продажах, как и в других жизненных сферах, необходимо, чтобы позволить человеку довериться и выговориться о собственных проблемах. Вступая в контакт, у людей есть конкретные мотивы, которые очень часто не произносятся.

Чтобы помочь человеку раскрыться, необходимо с ним установить контакт.
Иным примером активного слушания считается общение с ребенком. Его необходимо понять, узнать его переживания, узнать проблемы, с которыми он пришёл.

Очень часто активное слушание полезно для побуждения ребенка к действиям, когда он не только жалуется, но и получает хороший совет, что разрешено делать дальше.
Активное слушание применяется во всех разновидностях взаимоотношений, где важным становится компонент доверия и партнерства. Между друзьями, между близкими людьми, между партнерами по бизнесу и другими категориями людей хорошо активное слушание.

Процедуры активного слушания

Активное слушание следует в себе развивать. Это стало возможным при помощи следующего процедуры:

  • Берется группа людей и делится на пары. В течение конкретного времени один из партнеров будет играть роль слушающего, а второй – гласящего.
  • В течение 5 минут говорящий рассказывает о паре собственных собственных проблем, заостряя внимание на причинах появления сложностей. Слушающий при этом применяет все техники и приемы активного слушания.
  • В течение 1 минуты после процедуры говорящий говорит про то, что помогало ему открываться, а что мешало. Это дает возможность слушающему понять свои ошибки, если они имелись.
  • Следующие 5 минут говорящий должен рассказывать о собственных сильных сторонах, которые помогают ему ставить контакты с людьми. Слушающий продолжает применять приемы и техники активного слушания, беря во внимание свои ошибки, совершенные в прошлый раз.
  • Следующие 5 минут слушающий должен пересказать все, что он понял из двоих рассказов гласящего. При этом говорящий молчит и лишь кивком головы доказывает или отрицает безукоризненность того, понял его слушающий либо нет. Слушающий в ситуациях несогласия с ним должен исправить себя, пока не получит доказательства. Завершение данного процедуры состоит в том, что говорящий может узнать, где его неверно убедились или исказили.
  • После говорящий и слушающий меняются ролями, по новой проходят все шаги. Теперь слушающий говорит, а говорящий с большим вниманием слушает и применяет приемы и техники активного слушания.


В конце процедуры подводятся итоги: какая роль была самой трудной, в чем заключались ошибки участников, что следовало бы сделать и др. Это упражнение не только позволяет отрепетировать умения активного слушания, но и увидеть барьеры общения между людьми, увидеть их в реальности.
Люди контактируют между собой через общение. Речь считается одним из способов построения отношений и связей.

Активное слушание считается методом успешного установки контактов между людьми, которые в этом заинтересованы. Итог его использования может обрадовать и удивить широких слоев населения.
Культура современного общения не высокая. Люди много говорят, часто не слушая собственных собеседников.

Когда появляется молчание, то очень часто люди погружены в свои мысли. А когда появляется разговор, то люди пытаются по-своему трактовать услышанное.

Все это приводит к непониманию и неправильному принятию решению согласно итогам.
Развитие активного слушания ликвидирует все проблемы в контакте. Установление доброжелательных контактов считается первоначальным преимуществом этого приема.

Приемы активного слушания: техника и методы

Возможно, у каждого в жизни случались ситуации, когда вы сообщали человеку о чем-то важном, значимом для вас, и понимали, что вас не слышат, не слушают. Почему?

Человек сидит напротив, смотрит на вас, а у вас складывается впечатление, что он будто бы «не тут». Попробуйте вспомнить ваше состояние, ваши чувства при этом.

Быстрее всего, у вас пропадало любое желание не только чем-то с ним делиться, но и говорить вообще. А на душе появилось состояние подавленности и неудобства.

Это происходит благодаря тому, что мы не всегда умеем слушать. А что же тогда в действительности слушание и зачем вообще оно нужно?
Слушание – это процесс, в ходе которого монтируются еле заметные связи между людьми, появляется чувство взаимопонимания, делающее процесс общения более практичным.
Слушание бывает вальяжным и активным.
При пассивном слушании нам тяжело понять, воспринимает ли собеседник нашу речь. При этом нет ни мимических, ни физических реакций на получаемую информацию. Создаётся впечатление, что собеседник лишь смотрит на нас, но думает о собственном.

Чувство отсутствия включённости в процесс.
Активное слушание помогает понять, оценить и усвоить информацию, получившуюся от собеседника. Более того, применение приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в необходимое русло и помогать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, получившейся от собеседника в ходе вашего общения.

Это считается особо важным при ведении переговоров и при контакте с пострадавшими в зоне ЧС.
Согласно одному очень популярному мифу, способность слушать – это навык, который, сродни навыку дыхания, человек получает при рождении, а потом применяет всю жизнь. Это совершенно не так.

Можно обучиться активному слушанию и способность слушать оказывается более полезным навыком, чем способность красноречиво говорить и уверять. Если вы мастерски задаете вопросы, однако не умеете слушать ответы, то цена такому общению невелика.
ВЫВОД: подобным образом, мы можем с точностью заявить, что способность слышать и быть услышанным считается важнейшим не только в нашей будничной жизни, но и конкретно в нашей работе. К примеру, за очень короткое время диалога с пострадавшим собрать наиболее значимую для нас информацию (в том числе информацию о местонахождении иных жертв).

И это способность нужно развивать.
Сам по себе процесс слушания бывает двух вариантов: пассивное и активное. При пассивном слушании собеседнику тяжело понять, слышите ли вы его либо нет, так как такой вид предусматривает неяркие скудные эмоции, а это означает малую включённость в процесс общения.

Метод активного слушания появился как технология общения в результате анализа поведения людей, обладающих способностью во время разговора достигать от собеседника необходимых результатов. Например, для того, чтобы четко понимать сказанную вам информацию, быстро вычленять из разговора то, что вам необходимо, и еще уметь быть благодарным слушателем, с которым хочется общаться.

Во время работы с пострадавшими эти умения считаются очень важными. Любая информация, исходящая от потерпевшего, способна заметно сделать меньше время на поиски других (в случае работы с очевидцем случившегося), и еще понять переживания, волнения и боязни человека с дальнейшим прогнозированием динамики его состояния (возможное возникновение заостренных стрессовых реакций, либо высока вероятность образования работающей толпы).
Есть несколько приемов активного слушания, посредством которых вы сумеете показывать заинтересованность и включенность в беседе с пострадавшим.

Приемы активного слушания

Активное слушание – это процесс, в ходе которого слушающий не просто воспринимает информацию от собеседника, но и активно показывает осознание данной информации. Иногда еще можно именовать это виды активного слушания.

  • Эхо-техника — это повторение некоторых слов или слово­сочетаний клиента без каких бы то ни было изменений.
  • Уточнение — не всегда в рассказе человек описывает все детали событий или переживаний. Попросите узнать все, даже очень мелкие подробности.
  • Паузы – когда человек заканчивает говорить — выдержите паузу. Она позволяет подумать, осмыслить, осознать, добавить что-нибудь к рассказу.
  • Сообщение о восприятии – иначе говоря это возможность сообщить собеседнику, что вы убедились, что он вам сказал, его эмоции и состояние. «Я понимаю, как тебе в настоящий момент жалко и больно. Хочется хныкать и чтобы тебя пожалели».
  • Развитие мысли – исполнение попытки подхвата и продвижение дальше хода ключевой идеи или мысли собеседника.
  • Сообщение о восприятии – Слушатель сообщает собственному собеседнику о том, какое впечатление тот произвел в ходе общения . К примеру « Вы говорите об не менее значимых для Вас вещах»
  • Отражение чувств – выражение эмоциональной позиции собеседника на основе наблюдений слушателем не исключительно за тем , что говорит коммуникатор , но и за тем , что выражает его тело « Я вижу, вас это беспокоит…»
  • Сообщение о восприятии себя – слушатель сообщает собственному собеседнику о том , как поменялось его состояние в результате слушания «Меня задели ваши слова»
  • Замечания о ходе беседы – слушатель сообщает о том , как можно осмыслить бесед в общем. « Походу , мы достигли общего понимания проблемы»
  • Резюмирование – проведение промежуточных итогов сказанного собеседником в процессе его монолога «Итак, мы с вами обговорили следущее: тестирование пожарных насосов…»

Приёмы активного слушания в таблице

угу – поддакивание дать понять собеседнику, что его слушают

«да», «угу», «ага»

пауза помочь собеседнику собраться с мыслями и выговориться до конца

вовремя выдержанное молчание закрытые вопросы получение согласия или доказательства прежде достигнутой договоренности

вопросы, имеющие в виду ответы «да» или «нет» открытые вопросы

получение от собеседника, как побольше информации вопросы: «как», «какие», «когда» и т.п. перефразирование позволить говорящему человеку увидеть, что его правильно знают фразы:

«если я вас правильно понял, то …»

резюмирование выделение главной мысли (без сопровождения впечатлений) из уже сказанного собеседником

«если подытожить сказанное, то…»
Это незамысловатый прием активного слушания. Каждый человек им пользуется практически на уровне интуиции. В процессе разговора рекомендуется иногда кивать головой, говорить «да», «угу», «ага» и т.п. Этим вы даёте собеседнику понять, что вы его слушаете и заинтересованы в нём. К примеру, когда вы о чём-нибудь рассказываете по телефону, то применение подобных приёмов собеседником дают вам понять, что вас слушают. Молчание же, на протяжении всего рассказа, вызвали бы у вас сомнения в заинтересованности партнера вашей информацией.
Она нужна в беседе для того, чтобы помочь собеседнику выговориться до конца. Во-первых, человеку часто нужно время для того, чтобы выразить собственные мысли и чувства, а второе, паузы освобождают разговор от ненужной и не необходимой информации. К примеру, говоря историю, человек, быстрее всего, представляет себе её. И, для того, чтобы образное представление переложить в словесную историю, стоит выбрать необходимые слова. И паузы тут являются специальным средством «перевоплощения» образа в слово.

  1. Характерности постановки вопросов.


Есть два типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытые вопросы уместны не тогда, когда вы хотите получить от собеседника как побольше информации, а в то время когда необходимо сделать быстрее получение согласия или доказательства прежде достигнутой договоренности, доказать или оспорить собственные предположения. Вопросы этого типа предполагают ответы: «да» или «нет».

Например, можно привести данные вопросы: «Ты ел сегодня?», «Ты здоров?», «Ты тут давно?» «Ты был один?» и т.п.
Открытые вопросы отличаются тем, что на них нельзя дать ответ «да» или «нет». Они просят какого-нибудь разъяснения. В большинстве случаев начинаются со слов: «что», «кто», «как», «сколько», «почему», «каково ваше мнение».

При помощи вопросов данного типа вы позволяете собеседнику перестраиваться, а беседе – перейти от монолога к диалогу. К этому же типу вопросов могут относиться такие: «Что ты ел сегодня?», «Как ты себя чувствуешь?», «Как давно ты тут?».

  1. Перефразирование.


Это формулировка такой же мысли, но говоря иначе. Перефразирование даст вам возможность говорящему человеку увидеть, что его правильно знают. А если нет – у него имеется возможность своевременно внести корректировки.

При перефразировании нужно ориентироваться на смысл и содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.
Перефразирование можно начать следующими фразами:
– «Если я вас правильно понял, то…»;
– «Поправьте меня, если я ошибаюсь, зато вы говорите что…»;
– «Говоря иначе вы считаете, что…»;
Этот прием уместен тогда, когда говорящий логически заканчил один из частей рассказа и собирается с мыслями чтобы продолжать. Его не стоит перебивать, пока фрагмент рассказа не окончен.
К примеру, ваш собеседник рассказывает про то, что как-то он пришёл домой усталым, поставил портфель и снял обувь, а когда прошёл в комнату, увидел там цветочный горшок, разбитый и лежащий на полу, а рядом сидела его любимая кошка, однако он решил не наказывать её, хотя и очень огорчился. В данном случае, приём перефразирования может быть применен так: если я вас правильно понял, то, придя домой, вы увидели разбитый цветочный горшок и рядом вашу кошку.

Но, не обращая внимания на то, что вы были огорчены увиденным, вы захотели не наказывать любимца.
Этот приём подытоживает ключевые идеи и чувства. Это, как бы, вывод из всего того, что уже было сказано человеком. Резюмирующая фраза собой представляет речь собеседника в «свернутом» виде.

Этот прием активного слушания принципиально выделяется от перефразирования, суть которого, как вы помните, в повторении мысли оппонента, но собственными словами (что показывает собеседнику наше внимание и осознание). При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль, для чего полезны такие фразы, как:
– «Ваша главная идея, как мне стало плнятно, в том, что…»;
– «Если подытожить сказанное, то…».
К примеру, руководитель вам сказал, что, «из-за того, что отношения с коллегами из Италии стали напряжёными и могут угрожать конфликтом, вам нужно поехать в командировку на беседы, наладить с ними отношения и попытаться заключить сделку». Тут приём резюмирования звучал бы так: «если подытожить сказанное, вы просите меня поехать в Италию для того, чтобы наладить контакт с коллегами и заключить с ними договор».
МЕТОДИЧЕСКИЕ Советы: тут советуется провести упражнение, направленное на отработку полученного материала.
Группа разбивается на тройки. Первый человек из тройки рассказывает историю, второй – слушает, применяю приемы активного слушания, 3-ий – следит и даёт обратную связь про то, как это выглядело со стороны.

По завершении работы любая из трех сторон разделяется собственными ощущениями. Как только все тройки закончат упражнение проходит групповое рассмотрение.
– Сложно ли было слушать? Почему? Что мешало?
– Легко ли, приято ли было рассказывать?
– Какими приемами вы пользовались, чтобы показать говорящему, что вы его слушаете и понимаете?
-Какой из приемов был для вас особенно труден?
– Появилось ли у гласящего чувство «услышанности»?

  1. Раппорт(ударение на второй слог).


Раппорт в себя включает «подсоединение» к человеку по конкретным «каналам»: по интонации, по темпу речи и по дыханию.
– подсоединение по интонации;
Теже самые слова, произносимые с различной интонацией, они могут передать разные смыслы, аж до разных. Даже очень простое слово «да» при разном интонировании может нести в себе отрицание.

Интонация способна передать глубокие эмоции (грусть, жалость, нежные чувства и т.д.) и разные состояния (хладнокровие, любопытство, спокойствие, гнев, тревогу и т.п). По этой причине, для того, чтобы нас правильно убедились, особо важно отслеживать свою интонацию.
К примеру, фраза «Я рад тебя видеть» при разном интонировании может носить различный смысл. В одном случае мы понимаем, что человек по настоящему рад нас видеть, а в ином – что эта фраза озвучена лишь из норм любезности.
При контакте с пострадавшим подсоединение по интонации иногда даёт грандиозный результат, происходит как бы отождествление его и вас, создается впечатление родства, похожести, понимания состояния потерпевшего, что в большой мере делает легче с ним последующее взаимное действие.
– подсоединение по темпу речи;
Ритм в себя включает быстроту речи в общем, продолжительность звучания некоторых слов и пауз.
Чрезмерно быстрая речь может говорить о волнении и высоком внутреннем напряжении, даже какой-то нервозности. Чрезмерно медлительная и вялая речь может говорить о депрессивном, апатичном состоянии человека.

Но для того, чтобы определить, какое на самом деле состояние доминирует у нашего собеседника в этот момент, одного данного момента не достаточно, так как для некоторых людей, в силу свойств характера, быстрый или медлительный ритм речи считается ежедневным. Если речь потерпевшего моментальная мы можем понемногу, замедляя собственный ритм, несколько уменьшить нервозность и напряжение внутри оппонента.
– подсоединение по дыханию.
«Присоединившись» к дыханию собеседника, с одной стороны, намного проще общаться в одном темпе с собеседником (так как ритм речи зависит от дыхания), а со второй, – возникает возможность скорректировать его эмоциональное состояние, изменив как ритм, так и его дыхание. К примеру, к вам врывается разъярённый друг, который чем-то возмущён.

Его речь быстрая, дыхание учащённое. И в этой ситуации, чтобы появилось чувство, что вы слышите человека и понимаете его чувства, нужно, присоединившись к нему и эмоционально, и по частоте дыхания, вести с ним разговор.

После того, как вы понимаете, что взаимное действие случилось, нужно сделать меньше частоту собственного дыхания и уменьшить эмоциональный фон речи. Через определенный промежуток времени вы сможете увидеть, что ваш собеседник разговаривает с вами в этом же режиме.

  1. Отражение чувств, эмпатия.


Понятие «эмпатия» значит способность человека к переживанию тех впечатлений, которые появляются у иного человека в процессе общения с ним. Это способность представить себя на месте иного и понять его чувства, желания, идеи и действия.
Для установки хорошего взаимные действия, приходится задействовать прием «отражения чувств», и вот тогда беседа становится более искренней, появляется чувство понимания и сопереживания, а у собеседника есть желание продолжать контакт. Прием «отражения чувств» в себя включает два направления:
– отражение чувств собеседника.
Когда вы называете чувства, которые испытует человек, понимаете его и «попадаете» в его чувства, ваш собеседник ощущает «родственность душ», начинает больше доверять вам и общение переходит на качественный уровень.
– отражение собственных чувств;
Если говорить о своих ощущениях, можно решить одновременно несколько проблем. Во-первых, можно значительно уменьшить отрицательные чувства и переживания самим фактом того, что эти чувства озвучены. Второе, сама беседа становится более искренней.

И, третье, побуждает собеседника открыто выражать и собственные чувства.
В процессе слушания важно помнить и о голосовых характеристиках человека, испытывающего при беседе состояние волнения или нервное напряжение.
Подобными характеристиками могут быть:

  • случайные спазмы голоса – что говорит о внутреннем напряжении;
  • регулярное покашливание – может сообщить нам о лживости, неуверенности в себе, обеспокоенности. Но необходимо помнить, что покашливание может быть результатом дыхательных болезней, к примеру, бронхита;
  • неподходящий моменту неожиданный смех – может характеризовать напряжение, отсутствие контроля над происходящим.


Эти все характерности, несомненно, стоит предусмотреть в беседе, но нужно помнить про то, что любой человек и его реакция индивидуальна и не всегда значит все то же самое.
Советы по ВЕДЕНИЮ: на этом этапе работы советуется провести опрос.
Предлагаемые вопросы для обсуждения:
– Попробуйте вспомнить, были ли в вашем опыте данные случаи, где бы ваша интерпретация человеческого состояния, которая основана на внешних признаках, была ошибочной?
– Как бы вы могли предусматривать такие наружные проявления в вашей работе?
Как и у любого иного метода, у активного слушания имеются собственные опасности, говоря иначе популярные ошибки.
Рассмотрим отдельные из них:

  • стремление посоветовать;
  • желание задавать уточняющие вопросы.


Первое может быть страшно тем, что у человека, послушав ваш совет, могут «работает» механизмы психологической защиты.

  • во-первых, человек, быстрее всего, отвергнет предложенный вами совет (независимо от того, насколько он прекрасен), либо ответственность за решение переляжет на вас;
  • второе, возможно разрушение уже раннее поставленного контакта.


Задавать много уточняющих вопросов также не рекомендуется по причинам:

  • во-первых, есть серьезная опасность увести разговор очень далеко от волнующей человека темы;
  • второе, задавая вопросы, вы берете ответственность за беседу на себя, много говорите сами, взамен того, чтобы позволить говорить вашему собеседнику (пострадавшему).


Как понять, помог ли метод активного слушания в работе?
Есть некоторые критерии, которые считаются важными в успешности применения такого способа в беседе:

  1. Продвижение в решении проблемы собеседника.


Человек, выговариваясь, начинает видеть потенциальные пути выхода из сложной ситуации.

  1. Видимое снижение интенсивности отрицательных переживаний.


Тут работает правило про то, что горе, разделенное с кем-либо, становится вдвое легче, а радость становится вдвое больше. Если человек начинает рассказывать о себе или об интересующей его проблеме больше, это считается дополнительным критерием эффективности активного слушания.

Типы активного слушания

Поддержка разговора при помощи коротких звуковых вставок или фраз (да…, угу…. и т.д.)
В процессе его мы отражаем содержание рассказа клиента и его чувства.
Презентация доступна по кнопке СКАЧАТЬ

Что такое активное слушание и какие существуют техники для его развития

Что такое активное слушание и какие существуют техники для его развития

Что такое активное слушание и какие существуют техники для его развития

Уметь слышать и слушать — активное слушание

Что такое активное слушание и какие существуют техники для его развития

СЛУШАЙТЕ Собственных СОБЕСЕДНИКОВ.
Вот Вам маленькой видео ролик с примером (немного юмора). Приемы активного слушания с 0:40 секунд

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *