Что такое стертая дизартрия: причины, симптомы и лечение нарушения
Дизартрия, если рассматривать с преимущественно медицинской точки зрения – это неполадка речевого аппарата.
Определенное заболевание обуславливается наличием повреждений неврологического характера, в том числе — и коры головного человеческого мозга.
В основе данного нарушения лежит блокировка (неполная парализация) мышц речевого аппарата.
Попытаемся разобраться, что такое легкая дизартрия, симптомы и методы лечения I степени псевдобульбарной формы нарушения, которая очень часто называется как стертая.
Терминология — формы и стадии нарушения
Выделяют несколько главных форм детской дизартрии, в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:
- Бульбарная. Поражение немалого количества окончаний нервов, что, со своей стороны, приводит к сковыванию конкретных групп мышц, которые отвечают и воздействуют конкретно на артикуляцию. Характерности — нарушение мимики.
- Псевдобульбарная. Повреждение и дисфункция отдельных участков мозга головы, что приводит к парализации речевого аппарата. Отличительный признак – однотонность произношения.
- Корковая. Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный признак – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
- Мозжечковая. Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Отличается нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость регулярно изменяются.
- Подкорковая. Поражается часть мозга головы, которая отвечает за обычное формирование речи. Характерность – невнятность и смазанность произношения.
- Смешанная. считается следствием самых разных травм ребенка возрастной группы до двух лет. Как характерность – сложение нескольких факторов, оказывают большое влияние на формирование дизартрии.
Отличают 4-ре степени дизартрической патологии, которые разделяются согласно выраженности и тяжести нарушения речи:
- Степень I – стертая дизартрия. Очень часто выявляется в 5-ти летнем возрасте. Ключевые симптомы могут быть сходными с симптоматикой других болезней нервной системы. Особенно ощутимо слияние звуков и подмена одних – иными. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
- Степень II. Может характеризоваться достаточно ясной речью, но недостатки произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
- Степень III. Усугубление речи доходит до того момента, что сторонние люди почти что не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
- Степень IV. Искажение речи может достигать тех границ, что даже ближайшие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. По мимо прочего, речь может отсутствовать совсем.
Стертая дизартрия – переломный момент в развитии определенного типажа неврологических патологий. считается наиболее легкой формой
псевдобульбарной дизартрии, оперативное обнаружение которой гарантирует полное лечение и возможность ребенка в последующем вести обычный жизненный стиль.
Определенный термин «стертая дизартрия», был первый раз предложен врачом Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в своём проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».
Отличается особенной проблемой при преодолении трудностей с произношением. Дети, страдающие от определенного типажа болезни, произносят подавляющую часть звуков правильно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость разделения звуков.
Причины и выявления в молодом возрасте
Факторы, провоцирующие возникновение и прогресс болезни, появляются еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Очень часто, они такие:
- мало кислорода у развивающегося плода;
- сильные токсикозы и гестозы;
- невропатия или поражение почек;
- вирусные болезни I-II триместра;
- родовые травмы;
- слабость либо излишняя активность родовой деятельности матери;
- нейроинфекции.
Важно отметить проявления стертой дизартрии в как можно более молодом возрасте, так как успешное и полное ее лечение можно только при обнаружении до 5-ти лет.
Лечение при нахождении в намного зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также трудности появляются благодаря тому, что тело частично сформировано и наиболее активная стадия его роста закончена.
Характерности клинической картины
Причинами появления определённой формы дизартрии считается поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения и, как последствие – последующий прогресс заболевания и поражение коры мозга головы.
При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.
Стертая дизартрия у детей вырисовывается следующими ключевыми симптомами:
- вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента фактически неподвижны, при выполнении тренировок, относящиеся к артикуляции, вырисовывается слабость выраженности;
- видны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые появляются из-за причины напряжения лицевых мышц;
- происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению тренировок;
- тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как последствие — излишек отделяемой слюны.
Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно показать:
- нарушение очень маленькой моторики;
- очень высокая случайная утомляемость;
- нарушение равновесия;
- неспособность к имитирования простых тренировок;
- сложность ориентации в пространстве.
Относительная классификация больных
Условно всех детей, с подтверждённым диагнозом стертая дизартрия можно поделить на 3 группы, учитывая то – какая собственно функция нарушена:
- дети, которые немогут четко делить звуки и воссоздавать интонации, единственно верные в разных жизненных ситуациях. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
- пациенты с нарушениями восприятия звуковых факторов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут находится грамматические и лексические ошибки;
- полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют трудности при сложении слов и словоформ.
Диагностические параметры и методики
Определить присутствие болезни весьма не легко. Подавляющая часть успеха при подсчете стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым нужно вовремя заметить какие-нибудь нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду.
Логопед проведет некоторые проверки.
Осмотр у доктора состоит из таких этапов:
- обследование и проверка присутствующих нарушений речи;
- обнаружение патологий, не связанных с артикуляцией;
- проверка работоспособности мышц лица, в особенности – мимических;
- проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и другого.
Выявив некоторые недостатки, которые относятся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.
Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проходит комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на подобные подсобные исследования:
Опираясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет определенный план лечения и ставит последний диагноз.
Коррекция и лечение
Лечение проходит на основании установленного диагноза, в случае стертой дизартрии, при адекватных методах корректировки в большинстве случаев имеет место оптимистический прогноз, но необходимо определить – нет ли еще каких нибудь сопутствующих невралгических болезней и нарушений.
Обязательные методы ее корректировки при стертой дизартрии:
- обучение физиологически верному дыханию;
- гимнастика для дыхания, направленная на речевое развитие и усиление голосовых связок;
- массаж мышц речевого аппарата и дополнительные процедуры по развитию разговорного навыка;
- назначение тренировок, направленные на развитие очень маленькой моторики, дети с аналогичным заболеванием нередко имеют проблемы с каллиграфией;
- корректировка произношения и развитие живой речи;
- увеличение разговорной активности;
- выполнение тренировок на развитие памяти и внимания.
Консервативное лечение
В качестве дополнительных назначений, иногда применяют некоторые группы препаратов и витаминов, главное действие которых направлено на стимуляцию активности мозга, улучшение памяти и увеличение уровня внимания.
В консервативное лечение при легкой форме дизартрии входят следующие препараты:
- снимающие сосудистые спазмы – Пантогам;
- ноотропы – Энцефабол, Пантокальцин, другие;
- метаболические – Актовегин, Церебролизин, другие;
- седативные – Тенотен, Ново-пассит.
Меры профилактики
В качестве профилактических мер для устранения определенного болезни, требуется обратить очень большое внимание на срок беременности и процесс родов.
Если вовремя предупредить гипоксию плода и защитить ребенка от повреждений головы в процессе рождения, и еще — в первые годы после, то дизартрия маловероятна.
Для полнейшего исключения стертой дизартрии, родителям требуется:
- постоянно посещать с ребенком логопеда, — если в возрасте года нет «агуканья», если в 2 года абсолютно не разговаривает, если до 3-х лет словарный запас чрезмерно беден либо нет произношения обычных звуков, если в 3-5 лет нет точности произношения или речь разительно отличается от речи сверстников – это повод для неотложного визита к логопеду;
- общаться с ребенком и привить ему интерес к разговору;
- одновременно с ребенком тренировать речь – обучать скороговорки;
- защищать ребенка от соприкасания и попадания в организм ядовитых веществ;
- вести профилактику нейроинфекций – шапка в период холодов обязательна, раннее лечение простуд и ЛОР-заболеваний, постоянные визиты и лечение дантиста.
При возникновении начальных симптомов дизартрии, нужно посетить доктора, не откладывая визит в поликлинику на потом. В случае быстрого обращения, все назначения и терапия могут быть лимитированны кратким курсом консервативного лечения причины, другими словами – нарушений в работе мозга головы, и направлением в специализированную детскую группу в детсаду.
В большинстве случаев, в аналогичных группах проводят все что необходимо обучение и коррекцию речи.
Что такое стертая дизартрия у детей и как ее лечить?
Нарушение при произношении слов из-за трудностей с иннервацией речевого аппарата сегодня встречается очень часто. Ограниченность в движении губ, мягкого неба и языка приводит к затруднению речи или дизартрии.
Причины появления заболевания многообразны. По этой причине нужно при первых же признаках провести проверку, начать лечение.
Формы дизартрии
Формы этой детской патологии зависят от того, какое место подверглось поражению:
- Бульбарная — подъязычный, тройничный, лицевой, блуждающий и языкоглоточный нерв парализован. Благодаря этому происходит поражение мышц, которые отвечают за артикуляцию. Сопутствующим аргументом этой формы становится проблема с глотанием.
- Псевдобульбарная – неполадка корко-ядерных проводящих путей. Основным признаком странности становится однообразная речь. Псевдобульбарная дизартрия имеет три степени – легкая, средняя, тяжёлая.
- Мозжечковая – поражение малого мозга или мозжечка выполняет речь тягучей с меняющейся громкостью.
- Корковая – из-за повреждения коры мозга головы нарушается работа мышц, участвующих в произношении слов. При этой форме заболевания структура слов остается без изменений, но произношение слогов меняется.
- Подкорковая или экстрапирамидная появляется в связи с нарушением в подкорковых узлах. Смазанная, неясная речь с назализацией относится к основным сигналам.
- Стертая дизартрия выражается нарушением произношения свистящих и шипящих звуков. считается патологией, которая связана с микрооргоническим поражением мозга головы невыраженной этимологии.
- Холодовая вырисовывается при нервно-мышечном (миастеническом синдроме). Речевые проблемы появляются у ребенка в момент, если он находится там, где температура, очень высокая или пониженная.
- Паркинсоническая дизартрия развивается у заболевших паркинсонизмом. Речь становится невнятной, замедленной.
Степени
Кроме неврологической спецификации патологии, есть еще логопедическая.
Она базируется на понимании речи ребенка окружающими и имеет пару степеней:
- К I степени относится стертая форма дизартрии. Недостатки могут быть выявлены только путем специализированного исследования.
- При II степени речь остается понятной, но ее недостатки видны всем.
- Речь детей с III степенью понятна только родителям, знакомым. Сторонние знают частично, то, о чем говорит ребенок.
- При IV степени речь ребенка как таковой отсутствует или ее не могут понять даже родители.
Диагностика дизартрии
Все основные формы дизартрии имеют очаговое поражение мозга с неврологическими признаками.
Для точного диагноза нужно провести специализированное неврологическое исследование:
- Электроэнцефалографию;
- Электромиографию;
- Электронейрографию;
- Магнитную стимуляцию трансканальную;
- МРТ.
Томящийся дизартрией ребенок имеет нарушение техники речи, а не ее праксические функции. Это означает, что ребенок, не обращая внимания на недостатки, логически выражает собственные мысли, понимает услышанное или написанное.
При дизартрии проходит дифференциальный диагноз.
Построен он на общем обследовании с учетом:
- нарушений речевых или неречевых;
- психоневрологического состояния и возраста ребенка.
Важно! На данное время созданы способы для определения дизартрии на первых сроках.
Дизартрия очень часто вырисовывается наличием псевдобульбарных симптомов. Признаки видны даже у малыша.
Симптоматика данного вида вырисовывается:
- Слабым криком или его отсутствием.
- Сосательный рефлекс нарушен – ребенок захлебывается, из носа может вытекать молоко.
- Ребенок плохо сглатывает или совсем не может глотать, синеет.
При тяжёлой форме заболевания ребенок не берет грудь. Его питание выполняется с помощью зонда.
С возрастом у детей, страдающих дизартрией, встречается:
- Неполная артикуляция, стабильный дефект произношения.
- Язык в полости рта размещен неверно.
- Проблемы с речевым дыханием и задержка в развитии речи.
По этим признакам профессионалы могут поставить диагноз. Для проведения дифференциальной диагностики были выделены важные признаки.
Сюда можно отнести:
- Проблемы с артикуляцией — тремор языка, неполное загибание кончика языка вверх;
- Присутствие синкинезии – во время движения языка происходит движение пальцев на руках;
- Просодические расстройства;
- Произношение замедленно;
- Проблемы с удерживанием артикуляции;
- В переключении произношения появляются проблемы;
- Стойкие нарушения с произношением звуков и в автоматизации поставленных звуков.
Для вынесения точного диагноза прибегают к практичным пробам. Логопед может попросить ребенка открыть рот и высунуть.
Его необходимо неподвижно удержать в середине рта.
Одновременно с этим, ребенку показывают различные передвигаемые предметы в боковом направлении. Он должен наблюдать за ними, помня удерживать язык в необходимом положении.
Если язык ребенка совершает движение вместе с глазами, то это свидетельствует о наличии дизартрии.
Во время исследования мастер:
- Уделяет внимание произношению в момент покоя, при общих движениях и в момент мимики.
- Также принимается во внимание объем движения, ритм, наличие рефлекторных содружественных движений конечностей.
- И еще точность, плавность и соразмерность при переключении.
При диагностике письменной речи делаются задания:
- по списыванию текста;
- по написанию диктанта;
- чтению отрывков и понимания прочитанного.
Лечение
Основное направление в излечении дизартрии – это развить у новорожденного правильную речь, которая не помешает общению и обучению в последующем навыкам чтения и письма.
Для терапии дизартрии мастер назначает лечение в комплексе. Оно в себе совмещает лекарства, занятия с логопедом и помощь.
Консервативное лечение
Консервативное лечение проходит с использованием ноотропов. Они нестандартны воздействуют на функции мозга, умственную деятельность, усовершенствуют память.
Активизируют интеллектуальную деятельность и познавательные функции ребенка.
К подобным лекарствам относятся:
- Гопантеновая кислота или пантогам;
- Энцефабол;
- Церебролизин;
- Глицин;
- Семакс;
- Фенибутс;
- Кортексин.
Логопедическая работа с дизартрией и методы корректировки
Логопедическое лечение выстраивается на специально выбранных занятиях. Специалистом составляется речевая карта, в которой содержатся данные диагностики, план корректировки, описание тренировок.
Логопеды во время работы с подобными детьми внимание обращают на многостороннее развитие речи ребенка:
- грамматический строй;
- фонетический слух;
- словарный запас.
Профессионалами, при занятиях, применяются компьютерные тренажеры, программы, способны справиться с трудностью.
Важно! Логопедические занятия выполняются в группе или индивидуально.
Есть специальные группы, детсады, школы.
Помощь при дизартрии в себя включает:
- акупрессуры;
- точечный и сегментарно-рефлекторный массаж;
- гирудотерапию;
- иглоукалывание;
- ЛФК.
На занятиях по корректировки дефекта проходит развитие:
- очень маленькой моторики – гимнастика для пальчиков;
- моторика речевого аппарата – артикуляционная гимнастика и логопедический массаж;
- гимнастика для дыхания;
- голосовые процедуры;
- поправка и закрепление нарушенного звукопроизношения;
- развитие речевой коммуникации и живой речи.
В зависимости от степени тяжести и вида дизартрии отличаются методы работы по корректировки.
Важные этапы работы:
- развитие мышечного тонуса речевого аппарата с помощью массажа;
- формирование правильного произношения путем специализированных тренировок;
- с помощью уже поставленных звуков проходит обучение правильной артикуляции.
Процедуры
Во время лечения болезни необходимо тренировать систему дыхания. Для этого необходимо делать процедуры по методу А. Стрельниковой.
Они собой представляют резкие вздохи при наклоне и выдохи при выпрямлении.
Прекрасный результат дают самостоятельные занятия. После консультации у профессиональных мастеров, можно проводить лечение дома.
Несложные процедуры по корректировки и развитие речи разрешено делать по очереди:
- Упражнение для губ и щек:
- Щеки и губы надуть;
- По очереди раздувать щеки;
- Втягивать щеки между зубов;
- Моделировать сосательные движения;
- Делать вибрацию губами.
- Гимнастика для нижней челюсти:
- Щелкая зубами закрывать и открывать рот;
- Взрослый пытается вынять изо рта ребенка, зажатый в зубах бинт. Можно применять леденец на палочке. Чем меньше он станет в размере, тем труднее будет выполнить задание.
- Упражнение для языка:
- Уложить кусковой сахар за щеку ребенка и попросить его рассосать;
- Облизывание губ.
Скороговорки, потешки помогают развить звукопроизношение.
Мониторинг дизартрии
Актуальная диагностика и в срок начатая терапия по корректировки дизартрии может дать положительные результаты. Очень важно в борьбе с недугом усердие самого пациента и его близких.
Особенно хорошо это при стертой дизартрии.
Детям с тяжёлой формой болезни можно слегка сделать лучше речевые функции.
Профилактика расстройства произношения у детей с перинатальными поражениями состоит в медико-педагогической работе на ранней стадии. Также следует ограждать ребенка от травм, токсических воздействий и нейроинфекций.
Поддержка ребенка заболевшего дизартрией родными и родными людьми имеет большое значение. Ребенку нужно создать стимул для самостоятельных тренировок и занятий. Для этого его стоит восхвалять при любых результатах.
Это прибавит ребенку уверенность в себе.
Признаки дизартрии у детей и методы ее лечения
Причины патологии
Популярность дизартрии у детей составляет не больше 6%. При этом патология относится к одной из самых востребованных логопедических проблем.
Впрочем изучением и терапией данной проблемы занимаются не только логопеды, но еще неврологи и психиатры.
В основе развития дизартрии у детей лежат патологии центральной и периферической нервной системы
В основе развития дизартрии лежат патологии центральной и периферической нервной системы. Они возможно появятся как в процессе внутриутробного развития, так и после рождения.
Факторами, провоцирующими появление дизартрии у детей во время их нахождения в животе мамы, становятся:
- появляющаяся иммунная реакция материнского организма с резус-отрицательной группой крови на резус-положительный плод. Состояние классифицируется как резус-конфликт и с первых месяцев беременности должно быть на особом наблюдении;
- наличие у беременной соматических болезней с хроническим течением;
- токсикоз и гестоз, провоцирующие гипоксию плода;
- патологии родовой деятельности;
- травмы плода, полученные во время его рождения;
- асфиксия, наблюдающаяся при рождении. Патологическое состояние может появиться при долгом пребывании плода в матке после отхождения околоплодных вод, и при обвитии шеи ребенка пуповиной;
- билирубиновая энцефалопатия, вследствие которой у новорожденных часто развивается ядерная желтуха;
- недоношенность, срок которой составляет 1 месяц и более.
Дизартрия у детей в дошкольном возрасте может возникать вследствие подобных патологий:
- травмы головы и костей черепа;
- гнойный отит, развивающийся в среднем ухе;
- инфекции мозга головы;
- интоксикации;
- наследственные болезни и новые образования в области черепа.
Дизартрия может развиться у ребенка школьного возраста и взрослого человека на фоне подобных состояний:
- травма головы;
- проведенные прежде нейрохирургические вмешательства;
- онкологические образования мозга головы;
- инсульт;
- нейросифилис;
- болезнь Паркинсона;
- рассеянный склероз.
Сложность терапии дизартрии всегда сильно зависит от тяжести имеющихся нарушений работы центральной и периферической нервной систем ребенка.
Виды и стадии дизартрии
По неврологическим показателям речевое расстройство классифицируется с учетом зоны локализации ключевой патологии. Так, дизартрия бывает:
- бульбарная. При патологии наблюдаются поражение речевых центров в продолговатом мозге. Состояние сопровождается проблемами с рефлексами сосания и глотания. Также появляются проблемы с пережевыванием твёрдой пищи. Фактически все согласные выговариваются одинаково;
- псевдобульбарная дизартрия. Появляется при повреждении связей между корой мозга головы и черепными нервами. При подобной патологии ребенку сложно поднять кончик языка и удерживать его в одном положении; может появляться насильственный смех и плач;
- подкорковая, или экстрапирамидная. Вырисовывается вследствие повреждения подкорковых центров. Речь заболевшего сопровождается резкими неконтролируемыми гортанными выкриками. Мышцы лица непроизвольно резко двигаются. Речь нечленораздельная, медлительная и понемногу стихающая;
- мозжечковая дизартрия. Развивается на фоне очагового повреждения проводящих путей и мозжечка. При патологии ребенок может выкрикивать отдельные слоги и слова, речь становится протяжной и небыстрой. Больной ходит, шатаясь, движения неуклюжие;
- корковая патология. Появляется из-за причины воспалительных и деструктивных процессов в мозге. Состояние сопровождается неконтролируемыми мышечными спазмами. Ребенок может не только невнятно говорить слова, но и в некоторых случаях не понимать речь.
Тогда, когда главной причиной развития заболевания считается детский церебральный паралич (ДЦП), патология условно делится на:
- спастико-паретическую;
- атактико-гиперкинетическую;
- спастико-гиперкинетическую;
- спастико-атактическую.
Патология имеет такие степени тяжести:
- 1 степень называется стертой. Наличие у ребенка речевых недостатков находится только во время логопедического исследования;
- 2 степень отличается понятной речью ребенка, при которой наблюдаются заметные недостатки произношения звуков и слогов;
- 3 степень устанавливается тогда, когда речь ребенка знают только близкие;
- 4 степень, или анартрия. Речь неразборчива даже для самого близкого окружения ребенка.
В некоторых случаях при 4 степени дизартрии дети не разговаривают вообще.
Признаки патологии
Дефект речи при дизартрии имеет очень много нестандартных симптомов, которые связаны с маленьким количеством или патологиями окончаний нервов. К важным признакам патологии относятся:
- неудовлетворительная или неполная подвижность губных мышц;
- ограниченный радиус движения языка;
- отсутствие чувствительности мягкого неба;
- патология голосовых связок;
- недостаточно развитая дыхательная мускулатура;
- патологии сооружения гортани;
- невнятность речи.
Дизартрия у детей также сопровождается зрительными физическими дефектами. Проблемы с артикуляцией появляются очень высокой подвижностью либо фактически полным неимением движений мышц мимики.
При гипотонии артикуляционной моторики почти всегда встречается плотное смыкание губ и напряженность лица.
При мышечной дистонии язык ребенка недвижим и вяло лежит в полости рта, губы разомкнуты. Вместе с этим встречается слюнотечение, а голос приобретает носовой характер.
При попытках заговорить тонус мышц резко меняется с низкого на очень высокий.
Стертая дизартрия сопровождается маленьким искажением произносимых звуков. При более значительных степенях патологии ребенок говорит неторопливо и протяжно, заменяя при этом отдельные звуки и слоги либо пропуская их во время произношения слов.
Из-за анартрии речевые мышцы полностью парализованы и ребенок физически не способен высказывать слова и слоги.
Дизартрия у детей имеет такие характерности:
- нарушена артикуляция всех звуков;
- шипящие и свистящие звуки произносятся сквозь зубы или боковым произношением, при котором кончик языка не вибрирует, а одна его боковая сторона прижата к верхнему ряду зубов;
- произносимые твёрдые согласные почти всегда смягчаются;
- укороченный выдох, при котором речь часто прерывается;
- глухой и тихий тембр голоса;
- речь однообразная.
Часто ввиду минуса общения у ребенка с подобным диагнозом встречается торможение развития речи, маленький запас слов и дисграфия (нарушение письма).
Диагностика
Постановкой диагноза и дальнейшим лечением больных дизартрией занимается логопед и невролог. Логопед во время первичного приема квалифицирует как речевые, так и неречевые нарушения.
Речевые нарушения определяются после устной и письменной проверки. Устная диагностика включает обозначение:
- способа и характера произношения;
- правильности произношения звуков и слогов;
- темпа и ритма ведения речи;
- характер дыхательного ритма в процессе разговора;
- разборчивости речи;
- уровня лексико-грамматического построения предложений в процессе разговора.
Для проведения диагностики письменной речи ребенку нужно переписывать отдельные слова и предложения с предоставленного примера, писать под диктовку, читать и объяснять вычитанное, осмысляя полученные данные.
Диагностика дизартрии у детей дает возможность обнаружить стертые формы
При диагностике неречевых нарушений логопед оценивает работу мимической и артикуляционной мускулатуры, объем их движений и характерности дыхания.
В ходе неврологических обследований могут понадобиться данные МРТ мозга, электромиографии и электроэнцефалографии.
Коррекция дизартрии
Коррекционная терапия включает подобные приемы:
- логопедический, общий точечный, артикуляционный и сегменто-рефлекторный массаж;
- посещение занятий ЛФК;
- механотерапия;
- иглоукалывание;
- использование комплекса тренировок для развития очень маленькой моторики;
- гимнастика для дыхания;
- процедуры для развития голоса.
Плюс ко всему к ключевым логопедическим методам, лечение может в себя включать сеансы оригинальных методов терапии:
Для достижения хорошего результата все назначенные доктором занятия с ребенком должны проводиться каждодневно.
Процесс автоматизации речи и корректировки дизартрии занимает очень много времени и требует особенной настойчивости, поскольку первые результаты появляются не прежде, чем спустя пару месяцев после начала активных занятий.
Педагогические занятия с логопедом обязательно должны проводиться вместе с медикаментозной терапией патологии, назначенной неврологом. Наиболее заметный хороший результат от лечения получают пациенты, терапия у которых направлена на удаление причины дизартрии.
Мониторинг
Нормализации речи до отметки 90-100% можно достигнуть у пациентов со стертой дизартрией. В данном случае ребенок может учиться в обыкновенной школе, иногда посещая логопедические пункты.
При более тяжёлых случаях лечение обеспечивает улучшение речи. Впрочем больной нуждается в обучении в специальной логопедической школе.
Стертая дизартрия у детей
Стертая дизартрия встречается практически у половины детей с недоразвитием речи или фонетико-фонематическими нарушениями. Но подобный решение логопеда не должен пугать родителей – проблема преодолима.
Что это такое?
Стертой именуется дизартрия, при которой нарушения речи связаны с маленькими нарушениями работы артикуляционного аппарата. В большинстве случаев это нарушения, которые связаны с нечетким произношением, искажением звуков, детская речь с небольшой выразительностью.
Первый раз термин предоставили применять в 1969 году. С той поры дефектологи не прекращают научных споров о сути патологии, стараясь ее конкретизировать.
Чаще проблематику именуют очень маленьким дизартрическим расстройством. Доктора в странах Европы именуют ее артикуляционной диспраксией.
Причины
Считается, что в основе нарушения речи лежит слабость или излишняя напряженность мышц артикуляционных органов – губ, языка, мягкого неба. Мышцы пребывают в аномальном состоянии из-за причины поражения центральной нервной системы.
Часто стертая форма дизартрии связана с некоторыми плохими факторами, которые влияли на ЦНС ребенка в период его нахождения в материнской утробе, и еще после рождения.
Среди внутриутробных причин чаще именуют гестоз, большое давление у будущей мамы, почечную недостаточность, резус-конфликт, сахарный диабет матери, фетоплацентарную недостаточность. Эти состояния приводят к гипоксии, а нехватка кислорода проявляется на развитии мозга головы и нервной системы.
Посодействовать могут инфекции, которые поразили ребенка в утробе. Очень часто легкая стертая форма дизартрии свойственна детям, которые перенесли инфекцию в третьем триместре.
Патологические роды – следующая причина нарушения речи. Считается, что вызвать гипоксию со всеми вытекающими для нервной системы результатами могут чрезмерно длительные или быстрые роды, продолжительный период нахождения без вод, обвитие пуповиной вокруг шеи.
Если ребенок появился на свет абсолютно здоровым, то основой формирования недостатков речи выступают осложнения после прививки, вирусные болезни, инфекции, которые чадо перенесло в начальные месяцы жизни, другими словами в период, который является доречевым.
Проявления
Стертую дизартрию собственными силами узнать родителям как правило невозможно. Нарушение речи минимально, и обратить собственное внимание на него может лишь мастер в период выполнения логопедического исследования.
Очень часто такая патология становится очевидной в возрасте 5-6 лет. До этого возраста некоторая неразборчивость некоторых звуков расценивается как дислалия, и только упорность ее и отсутствие эффекта от развивающих занятий у логопеда может навести на мысль про то, что дело прячется в дизартрии.
Дети со стертой формой дизартрии немного отстают от сверстников физически, нередко имеют маленькой рост, дефицит массы тела, у них неширокая грудная клетка. Часто малыши очень неуклюжие, они куда быстрее ровесников устают при нагрузке и им бывает сложновато сделать одновременное синхронное движение, к примеру, обоими руками.
У них слабее развита очень маленькая моторика, им труднее дается сборка конструкторов, задача застегнуть пуговицы на одежде или завязать шнурки на обуви. Им сложно дается рисование, лепка.
Дети старшего возраста с подобным диагнозом пишут неразборчиво и довольно медленно.
Дети с дизартрией, даже стертой ее формой, не имеют в собственном распоряжении богатого многообразия мимики, у них часто бывает несимметричны носогубные складочки.
Такие дети легко возбудимы, часто суетятся, или, наоборот, несколько заторможены. Очень часто трудности звукопроизношения связаны с неправильным или затрудненным произношением свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Характерности звукопроизношения сосоят в том, что проблематичная группа звуков произносится неразборчиво.
Как проходит диагностика?
Для того чтобы исследовать ребенка, следует обратиться к логопеду. Этот мастер проведет серию тестов на очень маленькую моторику, мимику, способность свободно артикулировать, проверит, насколько правильным считается речевое дыхание у ребенка.
Если логопед заподозрит стертую дизартрию, он обязательно посоветует родителям посетить с ребенком детского невролога.
Этот врач назначит электроэнцефалограмму мозга головы, может провести электронейромиографическое исследование, если необходимо – МРТ мозга головы. С результатами таких исследований и заключением невролога о состоянии нервной системы и артикуляционных мышц ребенок опять поехать на прием к логопеду.
Он заведет специализированную коррекционную логопедическую карту и будет составлять индивидуальную программу реабилитации Плюс ко всему к назначенным неврологом медикаментам.
Лечение
Лечить стертую дизартрию у детей дошкольного и школьного возраста следует комплексно. Необходим общий труд невролога и логопеда.
Это даст возможность достичь стойкого необходимого результата, при котором от дефекта полностью получится избавиться. Одно, что требуется от родителей, – большое упорство и очередность, ответственность за исполнение всех назначений, ведь коррекция довольно долговременная.
Невролог назначает в большинстве случаев прием ноотропных лекарств, витаминов группы В. В комплексе подобное лечение позволяет активизировать работу нервной системы, и еще помогает улучшить кровообращение мозга головы. Ребенку показан массаж, рефлексотерапия.
Часто доктора советуют записать ребенка со стертой дизартрией в секцию плавания. Собственно занятия плаванием усовершенствуют состояние мышц, и еще усовершенствуют моторные умения.
Дошкольнику показана пальчиковая гимнастика, а детям школьного возраста советуют артикуляционную гимнастику, постичь которую должны родители. Профессионалы покажут, какие процедуры смогут помочь снять мышечные зажимы, какие – расслабить артикуляционные мышцы и как сочетать их с дыхательными упражнениями.
Логопед поставит неверно или неразборчиво произносимые звуки, а потом этот навык будет случаться до автоматизма. Логопедические занятия часто восполняются логопедическим массажем.
Следует приготовиться к продолжительному курсу лечения – он может составлять от года и более.
Если учесть, что недостатки речи минимальны, на развитии ребенка они могут и не отразиться, однако даже маленькие отклонения в звукопроизношении мешают хорошо выстраивать коммуникацию, что так или по другому может отобразиться на психологическом развитии ребенка.
При вовремя начатом лечении прогнозы прекрасные. Недостатки речи получается убрать полностью.
Детальнее о дизартрии рассказывает мастер в следующем видео.
медицинский корреспондент, мастер по психосоматике, мама 4х детей