Дети и телевизор: что обратить внимание, в каком возрасте, сколько — и можно ли смотреть ребенку телевизор вообще?
С какого возраста детям можно есть сладкое? — Доктор Комаровский
Телевидение достаточно давно поселилось в наших домах, и, не обращая внимания на возникновение еще и компьютеров, остается важным для любой семьи. И, если до этого времени дети ожидали нового мультипликационного фильма, сказки или интересной детской передачи, то сейчас телевизор вещает фактически круглые сутки, иногда просто фоном и очень часто взамен няни.
И, к сожалению — про качество ТВ-контента сегодня приходится только мечтать. Разумеется, некоторые детские каналы пытаются стать полезными, но «коммерческая составная часть» все же перевешивает…
О чем статья:
Влияние телевизора на ребенка – польза и вред телепросмотров для малышей
Разумеется, сказать, что «от телевидения – только вред» — неверно. Все же еще остались каналы, которые очень бережно относятся к выбору программ и фильмов, заботясь о собственной репутации.
Более того, есть специализированные познавательные и детские каналы, в какой-то степени помогающие детскому развитию. Но процент подобных каналов очень и очень мал.
Грамотная передача или неплохой мультик…
К сожалению, пунктов в перечне «чем вредно телевидение» наберется больше:
- Ущерб для глаз. Ребенок не может сфокусировать взгляд на одной картинке, из-за того что она меняется очень быстро. Также нужно выделить, что ребенок около телевизора реже моргает, двигательная активность глаз сильно уменьшается, а нервная система устает от мерцания. По истечению определенного времени перенапряжение внутриглазных мышц ведет к близорукости и даже косоглазию.
- Ущерб для развития мозга. Ребенок, «живущий» у телевизора, теряет воображение, логику, способность раздумывать логически, анализировать и делать выводы: необходимые изображения и выводы ему даёт ТВ, оно же «разжевывает» все задачки и даёт ответы, которые мозг ребенка должен искать собственными силами. Телевизор воплощает ребенка из потенциального творца в обыкновенного «потребителя», который, раскрыв рот и практически не мигая, «поедает» все, что льется с экрана.
- Ущерб для психического здоровья. При продолжительных просмотрах ТВ нервная система ребенка перевозбуждается, следствием чего становятся бессонница и нервозность, стресс, враждебность, и проч.
- Ущерб для физического здоровья. Лежа/сидя у телевизора, ребенок находится в состоянии физического покоя и почти не расходует энергию. Мало того, согласно проведенными изысканиям, во время просмотра ТВ расходуется еще меньше энергии, чем просто в состоянии покоя. Большинство поклонников ТВ страдают от избыточного веса и трудностей с позвоночником.
- Ущерб для развития речи. Лексикон ребенка обрастает жаргонизмами и теряет литературность. Понемногу речь обескультуривается, становится примитивной. Более того, развитие речи ребенка не может происходить в одиночку – всего лишь за счёт общения с экраном. Для развития речи необходим контакт – живой разговор ребенка и взрослого. ТВ-изолированность от такого обоюдного общения – прямой путь к потере способности воспринимать речь на слух, и оскуднению речи в общем.
К остальным плохим последствиям детской увлеченности телевизором можно отнести…
- Пресечение природных желаний и способностей (ребенок забывает есть, пить и даже ходить в санузел, общаться с компанией друзей, заниматься привычными вещами и др.).
- Замена настоящего мира телевизионным. В реальности очень мало «драйва» после ярких мультипликационных фильмов, динамических кинокартин и громких реклам.
- Бесполезная пустая трата времени. За 2 часа у телевизора можно создать множество полезных для всеобщего развития вещей. Телевизор деорганизует – маленький человек еще быстрее взрослого теряет способность организовывать личное время.
- Провоцирование ребенка на действия, которые быть опасными для жизни и здоровья. Маленький ребенок все принимает на веру. Если на экране мальчик летает на метле – значит, и ребенок сможет летать на метле. Если в рекламе показывают вкусный майонез, который кушают всем семейством едва ли не ложками — значит, он на самом деле вкусный и практичный.
И, разумеется, невозможно не сказать про то, что телевизор – он, как няня, понемногу внушает ребенку те либо другие «истины» и способен легко манипулировать детским сознанием. Ребенок, сродни губке, впитает полностью все.
С какого возраста и какое количество времени в течении дня можно смотреть детям телевизор?
Ребенок не способен критически осмыслить все, что происходит на экране – он принимает все на веру. И все ТВ-картинки воспринимаются детским сознанием не отдельно, как образы — а для единого плана.
Способность анализировать и отделять выдумка от реальности к ребенку придёт позднее — и до этого времени можно «наломать много дров», если не подбирать для ребенка ТВ-контент, и не лимитировать время просмотра.
Что сообщают специалисты о не постоянных рамках для просмотра детьми ТВ?
- До двух лет – решительно воспретить просмотр телевизора.
- В 2-3 годика – максимум 10 минут в течении дня.
- В 3-5 лет – не больше 30-ти минут на протяжении дня.
- От 5-ти до 8 лет – не боле часа в течении дня.
- В 8-12 лет – 2 часа максимум.
Дети смотрят телевизор – как свести до минимума вредное влияние ТВ, и остальные отрицательные факторы?
Чтобы уменьшить вредное влияние телевизора на здоровье детей, необходимо соблюдать некоторые правила:
- Строго лимитируем время просмотра.
- Смотреть ТВ исключительно в сидячем положении.
- Не смотреть телевизор в темноте – комната должна обязательно быть освещенной.
- Расстояние мимнимум от ребенка до экрана ТВ – 3 м. При экране с диагональю боле 21 дюйма – и того больше.
- Смотрим ТВ наряду с ребенком, чтобы помочь ему проверить увиденное.
- Предпочтение отдаем диафильмам, во время осмотра которых мозг ребенка лучше усваивает увиденное, чем во время осмотра быстро чередующихся картинок мультипликационного фильма.
Как подбирать мультфильмы, фильмы и телепередачи для детских просмотров правильно – инструкция для родителей
Мультик – это один из инструментов воспитания, если применять его с умом. Ребенок часто имитирует образ и поведение любимых героев, подражает им в речи, примеряет на себя ситуации из мультипликационных фильмов и кинокартин.
Благодаря этому важно правильно подбирать ТВ-контент, который должен быть исключительно полезным с этической и педагогической точки зрения.
На что нужно обращать внимание, подбирая передачи, фильмы и мультфильмы для ребенка?
- Собираем собственную коллекцию видео – конкретно для ребенка. В нее можно включить научные передачи для его возраста, детские кинофильмы и мультики, которые воспитывают в детях правильные качества (борьба за правду, защита слабых, воспитание силы воли, почтение к старшим и проч.), исторические передачи, викторины.
- Не проходим мимо советских мультипликационных фильмов , которые считаются настоящими энциклопедиями самых важных ценностей жизни. Более того, «наши» мультики не перевозбуждают психику детей, а напротив – гармонизируют ее.
- Подбирайте хорошие мультики не как способ «расслабиться от ребенка полчасика» , пока тот смотрит в экран, а для призы. Подобранный мультик обязательно смотрите вместе, всем семейством – это поможет вам, кстати, узнать лучше собственное чадо. И вдобавок можно завести добрую семейную традицию – просматривать кинофильмы и мультфильмы вместе. Для просмотра длинного мультипликационного фильма в 1,5-2 часа подбирайте максимум один день на протяжении недели, не больше.
- Чтобы не лишать ребенка выбора, и не смотреться тираном , предлагайте ребенку передачи или мультики на выбор.
- Анализируйте заблаговременно – какими качествами обладают герои, какая речь звучит с экрана, чему учит мультик, и проч.
- Подбирайте контент по возрасту! Не торопите ребенка жить – не надо заблаговременно рассказывать ему через экран ТВ о взрослой жизни и ее проблемах. Всему свое время.
- Обращаем свое внимание на ритм смены сюжета. Для детей до 7-8 лет лучше подбирать мультики и кинокартины со спокойной сменой обстановки, чтобы ребенок успевал усваивать и понимать увиденное.
- Фильм, мультфильм или передача должны вызывать вопросы! Если ребенок после просмотра ни о чем не задаёт вопросы, необходимо задуматься – не очень ли примитивный контент вы подобрали. Нужно ориентироваться на подобной контент, который заставляет думать, а не тот, где уже «все разжевано и в рот положено».
- Выбираем героев, на которых ваше чадо захочет стать похожим. Не пукающего Шрека, не забавного и сумасшедшего Миньона — а, к примеру, робота Валли или Лиса из Небольшого Принца.
- Отдельно необходимо отметить мультики о животном мире , о котором дети еще так мало знают: про то, что малышей-пингвинят высиживают папы, а не мамы; про то, как волчица прячет собственных волчат, и проч.
- Подбираем для ребенка фильмотеку собственными силами. Не приучаем чадо быть зависимым от ТВ и программы передач. Однако не включаем видео на «ютубе», откуда ребенок сможет перескочить и на запрещенный для его возраста контент.
- Не применяем телевизор в качестве няни и во время еды.
- Для ребенка 3-8 лет лучше подбирать ТВ-контент, который не будет психологически давить – спокойные развивающие передачи, добрые мультики, короткие поучающие видео.
- Для ребенка 8-12 лет можно выбрать добрые детские фильмы, научные программы для его возраста, развивающие передачи разной стилистики . Разумеется, в таком возрасте уже можно дать чаду немножко побольше свободы в подборе тем, но контролировать просматриваемый контент необходимо обязательно.
ГАДЖЕТЫ для ДЕТЕЙ/МУЛЬТИКИ/С какого возраста?ЧТО СМОТРЕТЬ?
Разумеется, не надо с головой закапываться в поиске психологически правильного мультипликационного фильма, чтобы нечаянно не включить мультфильм с каким-нибудь тайным умыслом – ни к чему демонтировать каждый кадр по косточкам и искать психологически неверные ходы мультипликаторов. Достаточно краткого анализа – общий смысл, характер героев и речь, способы достижения цели героями, результат который получился и мораль.
Ну и, разумеется — основным «мультипликационным фильмом» для ребенка обязана стать реальная жизнь. Необходимо найти для собственного ребенка такие занятия и увлечения, от них он не захочет отрываться.
Тогда бороться с ТВ и интернетом даже не придется.
Что решительно нельзя разрешать к просмотру детям по телевизору – родители, сохраняйте бдительность!
В погоне за прибылью изготовители мультипликационных фильмов и кинокартин для детей и учащихся начальной школы совсем забывают о морально-этической, и особенно — о воспитательной стороне вопроса. И оставленные наедине с телевизором дети в конце концов видят то, что им видеть абсолютно не надо.
Благодаря этому, прежде всего — не оставляем детей наедине с телевизором!
Ну, а вторым шагом родителей должен стать жёсткий отсев ТВ-контента, нежелательного для просмотра детьми.
К примеру, фильмы, передачи и мультики, в которых…
- Отсутствует литературная речь, и в больших количествах присутствуют американизмы и жаргонизмы.
- Учат лицемерию, вранью, злорадству.
- Основные герои – непонятные и непривлекательные создания со странным поведением.
- Со злом не борются, а прославляют его.
- Плохое поведение героев одобряется.
- Есть издевка над слабыми, старыми или больными персонами.
- Герои издеваются над животными, или наносят вред находящимся вокруг, или неуважительно относятся к природе и находящимся вокруг.
- Присутствуют сцены насилия, агрессии, порнографии и проч.
Разумеется, под запрет – все новостные программы, ток-шоу, взрослые фильмы и передачи, если только это — не научно-познавательный или исторический фильм.
Также под запрет и весь ТВ-контент, который может вызвать агрессию, страх, неправильное поведение ребенка.
Ребенок посмотрел телевизор – избавляемся от лишних впечатлений и включаемся в реальную жизнь
Как показывают исследования, ребенку после просмотра ТВ требуется от 40 минут и более, чтобы прийти в себя и «вернуться в настоящий мир». Через 40 минут нервная система понемногу возвращается в исходное состояние, а ребенок унимается.
Правда, речь идет исключительно о спокойных мультипликационных фильмах и передачах. А вот на возобновление после мультипликационного фильма, где герои кричать, носятся, стреляют и проч., иногда требуется и пару дней.
Нужно выделить, что дети до 3-5 лет особо уязвимы — и относительно зрения, и относительно психики. Благодаря этому мультфильмы «с драйвом» оставить лучше на потом.
С какого возраста детям можно смотреть телевизор?
Анна Ремиш, научный корреспондент: Когда ребенку можно начинать смотреть вожделенные мультики: после года, после 2-х или позднее? Психологи и ученые едины во мнении: минимум до двух лет (но чем позднее, тем лучше) детей нельзя знакомить с телевизором или с современными девайсами.
Почему?
Советы российских психологов
- Профессор психологии , профессор, мастер в области детской психологии и психологии развития Елена Смирнова: «В таком возрасте (до 3-х лет — ред.) у детей восприятие так устроено: они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультики, реклама, порнофильм – все равно! Здесь не важен контент – важно, что что-то пестрит на экране, и они просто наблюдают за этим мельканием. Дети смотрят не фильм, у них восприятие чисто сенсорное, и такая вещь крайне опасная, из-за того что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны формироваться (…) Блокируются те виды деятельности, в которых должно проходить развитие в таком возрасте, например, предметная деятельность» [1]. Данные слова подтверждают результаты исследования, проведенного в Америке, когда детей 6-ти, 12-ти и 18-ти месяцев разделили на возрастные группы и посадили перед телевизором, который показывал мультики с обыкновенной и с обратной последовательностью кадров (другими словами сначала до конца и от конца до начала). При этом лишь самые старшие малыши предпочитали хороший контент [2]. Правда, это не означает, что они более разборчивы. Исследования показывают, что ребенок младше 2-х лет не может познавательно понять чтособственно происходит на экране и усвоить это, а это означает, он просто-напросто заворожен сменой картинок или палитры цветов, что уже смахивает на зомбирование.
- Академик РАМТН, начальник клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный взгляд», врач-офтальмолог Игорь Азнаурян: «Детям младше 2-х лет совсем не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием телевидения на центральную нервную систему, что может привести к излишнему возбуждению ребенка. Особенно оказывают влияние на это ролики с рекламой. Разумеется, они привлекают ребенка яркими, быстро сменяющимися картинками (…) Но пользы при этом бывает значительно меньше, чем ущерба. Общая длительность просмотра телевизионных программ для малышей старше 2-х лет не должна быть больше 30 минут в течении дня. Дети от 3-х до 7-ми лет могут смотреть телевизор не больше 40-50 минут в течении дня; с 7-ми до 13-ти лет — не больше 2 часов в течении дня (при этом постоянная нагрузка должна быть не больше 1,5 часов в течении дня)» [3].
- Руководитель координационно-аналитического отдела Московского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина: «Просмотр мультипликационных фильмов детьми молодого возраста (до двух лет) способно вызывать необратимые изменения психики. В этом возрасте содержание мультипликационного фильма ребенком не воспринимается» [4].
Мнение педиатров из Американской академии педиатрии
Американские педиатры ведут серьезную борьбу с телевизором и девайсами у детей младшего возраста. На основании десятков исследований они разработали достаточно-таки жёсткие советы:
- Детям до 18 месяцев запрещен любой видеоконтент (включая общение с родными через скайп).
- Родители детей 18-24 месяцев, которые хотят познакомить собственных малышей с возможностями цифровых устройств (речь идет об обучении или об контакте с близкими людьми, а не о мультипликационных фильмах), должны подбирать исключительно хорошего качества контент и применять его одновременно с детьми, из-за того что наблюдение за действиями взрослого — оптимальный способ обучения для ребенка.
- Небольшим детям достаточно проблематично установить связь между тем, что они видят на экране и миром который нас окружает. И, хотя, дети старше 15-18 месяцев способны обучаться при помощи хороших программ на компьютере, это разрешено делать лишь тогда, когда родители сами готовы заниматься таким учебой.
- Ребенок младше 2-х лет не должен оставаться один на один с девайсами или с телевизором.
- Детям от 2-х до 5-ти лет нужно значительное ограничение времени, которое они проводят у экрана: не больше 1 часа в течении дня. Мало того, в спальной комнате, где проводит во сне ребенок, не должно быть телевизора, компьютера или смартфонов [5], [6].
Почему очень важно удержаться без телевизора хотя бы до двух лет? Мы уже писали про то, что просмотр мультипликационных фильмов во время еды может привести в перспективе к ожирению.
Мало того, «высаживание» перед телевизором с младых ногтей может аукнуться, к примеру, проблемами с концентрацией внимания. «Часто родители испытывают шок, – рассказывает американский педиатр, вице-президент ассоциации врачей-педиатров в Уилмингтоне Дэвид Хилл, — когда я говорю им, что детские доктора выступают против того, чтобы малыши младше 18 месяцев смотрели телевизор или играли с девайсами. Исследования показывают, что 92,2% годовалых американцев хотя бы раз в жизни держали в руках какой-нибудь электронный гаджет, при этом некоторые стали делать это уже в 4 месяца от роду! Разумеется, родители считают, что их детям это нравится, впрочем факт в том, что ребенок может внимательно смотреть на яркие цвета или двигающиеся по экрану фигуры, но его мозг не в состоянии понять ни смысла, ни значения данных действий.
Исследования говорят о том, что просмотр любого видеоконтента в возрасте до 18 месяцев имеет очень плохие последствия для развития речевых способностей, непродолжительной памяти и способности к чтению, а еще оказывает влияние на появление проблем со сном и с концентрацией внимания. Все это осложняется еще и тем, что дети учатся только во взаимодействии с остальными людьми.
И, если какая-то одна сторона смотрит в данное время телевизор, общение (исходя из этого, и обучение тоже) заканчивается» [7].
Исследования науки
В 2014 году 276 добровольцев в возрасте 5-18 лет, смотревшие телевизор до 4-х часов в течении дня (примерно — 2 часа), приняли участие в исследовании Университета Тохоку (Япония). Ученые выполнили им МРТ мозга головы, после этого проанализировали результаты и пришли к заключению: чем дольше ребенок смотрел телевизор, тем больше это сказывалось на развитии его мозга, аж до снижения вербального интеллекта [8].
В 2013 году ученые из Новой Зеландии изучили первые 26 лет жизни более 1000 людей и установили, что факт продолжительного просмотра телевизора в раннем детстве (в исследовании участвовали дети, начав с 5-ти лет) увеличивал вероятность судимости и развития ассоциальных черт в перспективе. К примеру, каждый «лишний» час, проведенный перед телеэкраном, увеличивал риск появления судимости на 30% [9].
В 2005 году было опубликовано изыскание о связи просмотра телевизора с нарушениями графика сна у детей до 3-х лет. Изучив более 2000 малышей, искатели заявили, что «просмотр телевизора младенцами и детьми младшего возраста связан с нарушением регулярности графика их сна.
Но для более точных выводов нужны дополнительные исследования» [10].
Почему детям до 2 лет нельзя смотреть телевизор и играть с девайсами
Как картинка на экране телевизора или планшетного компьютера замедляет развитие ребенка
Когда ребенку можно начинать смотреть вожделенные мультики: после года, после 2-ух или позднее? Психологи и ученые едины во мнении: минимум до 2 лет (и чем позднее, тем лучше) детей нельзя знакомить с телевизором или с современными девайсами.
Почему?
Советы российских психологов
Профессор психологии , профессор, мастер в области детской психологии и психологии развития Елена Смирнова: «До 3 лет у детей восприятие так устроено: они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультики, реклама — все равно!
В таком возрасте не важен контент — важно, что что-то пестрит на экране, и они просто наблюдают за этим мельканием.
Дети смотрят не фильм — у них восприятие чисто сенсорное, и это слишком опасно, из-за того что в момент просмотра блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны формироваться. Более того, ребенок оказывается лишен тех видов деятельности, в которых должно проходить развитие в таком возрасте, в особенности — предметной деятельности».
Данные слова подтверждают результаты исследования, проведенного в Америке. Детей 6, 12 и 18 месяцев разделили на возрастные группы и посадили перед телевизором, который показывал мультики с обыкновенной и с обратной последовательностью кадров (другими словами сначала до конца и от конца до начала).
При этом лишь самые старшие малыши предпочитали хороший порядок кадров.
Но и это не означает, что они более разборчивы. Исследования показывают, что ребенок младше 2 лет не может понять, что конкретно происходит на экране, и усвоить это — а это означает, он просто-напросто заворожен сменой картинок или палитры цветов.
Руководитель координационно-аналитического отдела Московского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина: «Просмотр мультипликационных фильмов детьми молодого возраста (до 2 лет) способно вызывать необратимые изменения психики. В этом возрасте содержание мультипликационного фильма ребенком не воспринимается».
Телевизор и зрение ребенка
Академик РАМТН, начальник клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный взгляд», врач-офтальмолог Игорь Азнаурян: «Детям младше 2 лет совсем не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием телевидения на центральную нервную систему — просмотр телевизора может привести к излишнему возбуждению ребенка.
Очень негативно влияют ролики с рекламой. Разумеется, они привлекают ребенка яркими, быстро сменяющимися картинками.
Но пользы при этом бывает значительно меньше, чем ущерба.
Общая длительность просмотра телевизионных программ для малышей старше 2 лет не должна быть больше 30 минут в течении дня. Дети от 3 до 7 лет могут смотреть телевизор не больше 40-50 минут в течении дня; с 7 до 13 лет — не больше 2 часов в течении дня (при этом постоянная нагрузка должна быть не больше 1,5 часов в течении дня)»
Мнение Американской академии педиатрии
Американские педиатры ведут серьезную борьбу с телевизором и девайсами у детей младшего возраста. На основании десятков исследований они разработали достаточно-таки жёсткие советы.
- Детям до 18 месяцев запрещен любой видеоконтент (включая общение с родными через скайп).
- Родители детей 18-24 месяцев, которые хотят познакомить собственных малышей с возможностями цифровых устройств (речь идет об обучении или об контакте с близкими людьми, а не о мультипликационных фильмах), должны подбирать исключительно хорошего качества контент и применять его одновременно с детьми, из-за того что наблюдение за действиями взрослого — оптимальный способ обучения для ребенка.
- Небольшим детям достаточно проблематично установить связь между тем, что они видят на экране, и миром который нас окружает. И хотя дети старше 15-18 месяцев способны обучаться при помощи хороших программ на компьютере, это разрешено делать лишь тогда, когда родители сами готовы заниматься таким учебой.
- Ребенок младше 2 лет не должен оставаться один на один с девайсами или с телевизором.
- Детям от 2 до 5 лет нужно значительное ограничение времени, которое они проводят у экрана: не больше 1 часа в течении дня. Мало того, в комнате, где проводит во сне ребенок, не должно быть телевизора, компьютера или смартфонов.
Телевизор и способности к обучению у ребенка
Почему важно удержаться без телевизора хотя бы до 2 лет? «Высаживание» перед телевизором с молодого возраста может аукнуться, к примеру, проблемами с концентрацией внимания. «Часто родители испытывают шок, — рассказывает американский педиатр, вице-президент ассоциации врачей-педиатров в Уилмингтоне Дэвид Хилл, — когда я говорю им, что детские доктора выступают против того, чтобы малыши младше 18 месяцев смотрели телевизор или играли с девайсами. Исследования показывают, что 92,2% годовалых американцев хотя бы раз в жизни держали в руках какой-нибудь электронный гаджет, при этом некоторые стали делать это уже в 4 месяца от роду!
Разумеется, родители считают, что их детям это нравится, впрочем факт в том, что ребенок может внимательно смотреть на яркие цвета или двигающиеся по экрану фигуры, но его мозг не в состоянии понять ни смысла, ни значения данных действий. Исследования говорят о том, что просмотр любого видеоконтента в возрасте до 18 месяцев имеет очень плохие последствия для развития речи, непродолжительной памяти и способности к чтению, и также оказывает влияние на появление проблем со сном и с концентрацией внимания.
Все это осложняется еще и тем, что дети учатся только во взаимодействии с остальными людьми. И если какая-то одна сторона смотрит в данное время телевизор, общение (исходя из этого, и обучение тоже) заканчивается».
Влияние видеопросмотра на детское развитие: исследования науки
В 2014 году 276 добровольцев в возрасте 5-18 лет, смотревшие телевизор до 4 часов в течении дня (примерно — 2 часа), приняли участие в исследовании Университета Тохоку (Япония). Ученые выполнили им МРТ мозга головы, после этого проанализировали результаты и пришли к заключению: чем дольше ребенок смотрел телевизор, тем больше это сказывалось на развитии его мозга, аж до снижения вербального интеллекта.
В 2013 году ученые из Новой Зеландии изучили первые 26 лет жизни более 1000 людей и установили, что факт продолжительного просмотра телевизора в раннем детстве (в исследовании участвовали дети начав с 5 лет) увеличивал вероятность судимости и развития асоциальных черт в перспективе. К примеру, каждый «лишний» час, проведенный перед телеэкраном, увеличивал риск появления судимости на 30%.
В 2005 году было опубликовано изыскание о связи просмотра телевизора с нарушениями графика сна у детей до 3 лет. Изучив более 2000 малышей, искатели заявили, что «просмотр телевизора младенцами и детьми младшего возраста связан с нарушением регулярности графика их сна.
Но для более точных выводов нужны дополнительные исследования».
По медицинским вопросам обязательно заранее посоветуйтесь с доктором
Сколько можно смотреть телевизор ребенку?
Совместимы ли дети и телевизор? Неоднозначный вопрос, который тревожит родителей во времена возникновения в домах первых «голубых экранов».
Так тяжело решить для себя, нужно ли разрешать мультики, сколько можно смотреть телевизор ребёнку не навредив здоровью, какие передачи подбирать. Часто у мамы и папы вопросов намного больше, чем ответов.
Что же, попытаемся разобраться в данной теме и понять, как сделать таким образом, чтобы телевизор стал другом наших детей.
В чём прячется опасность?
Дети любят сидеть перед телевизором. И это хорошо!
Быстрая смена ярких картинок привлекает, очаровывает. В любимых мультипликационных фильмах герои оживают, смеются, разговаривают с малышами, рассказывают много интересного и даже полезного.
И так хочется не мешать этому волшебству, тем более что можно без зазрения совести заняться собственными делами, пока ребёнок зачарованно смотрит в экран. Но вот проходит какое то время и очень часто случаются истерики, начинаются требования включить телевизор, теряется интерес к играм, книгам, возникает нервозность и враждебность, ухудшается сон.
Не каждый родитель свяжет это с передозировкой картинками на экране, но эта связь есть. Благодаря этому до той поры, пока у взрослых выходит оказывать влияние на то, сколько ребёнку можно смотреть телевизор в течении дня, они должны это делать.
Во время просмотра телевизора мозг ребёнка обрабатывает большое количество информации, да ещё и в быстром темпе. Нельзя остановиться, чтобы рассмотреть картинку, нельзя спросить у мамы, что на экране, отмотать назад тоже нельзя.
Ребенку нередко приходится принимать неиспользуемую и скучную для него информацию. Поток неимоверный, происходит самая реальная передозировка.
Это легко увидеть на возбудимых детях – 30 минут у экрана и ребёнок выдаёт истерику.
Вредна даже фоновая работа телевизора. Нервная система ребёнка ещё чрезмерно нежная, чтобы подвергаться действию тысячи инородних шумов за одну секунду.
Если фоном идут взрослые фильмы и передачи, то добавляется риск увидеть и услышать что-нибудь такое, что испугает, вызовет агрессию, зародит неиспользуемые чувства. Только тщательное наблюдение за ребёнком поможет понять, сколько и когда ребенку можно смотреть телевизор.
Кроме опасностей, которые связаны с воздействием на психику, есть ряд других проблем, вызванных лишним просмотром телевизора:
- Малыши, большое количество времени проводящие наедине с экраном, чаще остальных обзаводятся проблемами в развитии речи.
- Страдают глаза, очень важен данный пункт для малышей, с предрасположенностью к ухудшению зрения. В данном варианте, необходимо побеседовать с доктором о том, сколько должен ребёнок смотреть телевизор.
- Появляются «кумиры», которые не всегда отвечают понятиям отличного, доброго героя.
- Телевизор начинает менять иные занятия, теряется интерес к игре.
Однако даже после всего сказанного выше стоит отметить, что телевизор сегодня не редкость. Не дома, так в гостях ребёнок с ним столкнётся. Благодаря этому полностью воспрещать телевизор глупо.
Но важно с детских времен прививать культуру просмотра, не позволять круглосуточного сидения перед телевизором, фильтровать программы и мультики.
Со скольки детям можно смотреть телевизор?
Возраст | Время |
1 год | Не больше 15 минут в день (лучше вообще убрать) |
2 года | Не больше 20 минут в день и только плавные картинки |
3-4 года | 30 минут просмотра за 1 сеанс (мультики с мамой и папой) |
5 лет | Максимум 1 час в течении дня |
От 7 лет | 2-3 час в течении дня под контролем контента родителями |
От 12 лет | Наблюдать за контентом, который смотрит ребенок |
Доктора и психологи согласны, что детям до года телевизор ни к чему. Если даже выбросить в сторону огромную нагрузку на психику, ущерб для зрения и развития, все равно не найдётся причин, по которой могут потребоваться мультики.
У младенцев ещё нет достаточного запаса знаний, образов, чтобы понимать то, что происходит на экране. Смысла он не усвоит, зато прочувствует эмоции, которые не всегда отличаются благоприятно.
Включить телевизор ребенку в столь молодом возрасте очень соблазнительная перспектива, к примеру, чтобы покормить ребёнка. Замелькали весёлые картинки, и малыш уже послушно открывает рот.
Только этот сказочный способ приносит и проблемы. Дети, которых кормят под мультфильмы, не учатся контролировать чувства (аппетит – сытость), с раннего детства переедают, создают неверное пищевое поведение.
Благодаря этому если даже ну сильно хочется включить телевизор, делать это во время приёма пищи не рекомендуется.
В каком возрасте можно начинать смотреть мультики. Советы педиатра.
Так со скольки ребёнку можно смотреть телевизор? Чем позднее, тем лучше! Однако если всё-таки принято решение в пользу мультиков, то максимум времени для просмотра в течении года или два – 15 минут в течении дня.
Подбирать необходимо добрые сюжеты без резких звуков, с участием милых зверей, несовершеннолетних детей.
Время, которое можно потратить на мультфильмы в 2 года
Если ребёнок спокойно относится к отсутствию мультипликационных фильмов в его жизни, то не стоит ровно в 2 года кидаться включать их. Разумеется, то, с какого возраста можно смотреть телевизор, решают родители, но чем дольше ребенок не познакомится с экраном, тем лучше. Чем меньше времени он будет проводить за ним, тем лучше!
Однако в случае, когда всё таки мультики уже необходимы, просмотр должен продолжаться ориентировочно двадцать минут в один приём.
Разрешено делать несколько подобных сеансов в течении дня, только наблюдать, чтобы перерывы между ними были достаточно большими (три – 4-ре часа) и сопровождались либо двигательной активностью, либо спокойными играми, помогающими «разгрузить» нервную систему.
В 2 года мультики подбираются все ещё обычные, без запутанных сюжетных линий. Хорошо, если кто-нибудь из взрослых будет рядом и сможет объяснять происходящее на экране. Комфортно выработать режим, когда ребенок получает собственную порцию в конкретное время, к примеру, после сна, после прогулки.
Так у крохи окажется меньшей поводов просить «включи мультфильм», а у мамы и папы станет меньше переживаний о том, сколько можно смотреть телевизор. Напомним, что перед тем как ложиться спать лучше ничего не смотреть, чтобы не возбудить нервную систему ребёнка.
В вечернее время это ни к чему, так как может вылиться проблемами с засыпанием, ночными пробуждениями, страхами.
Телевизор в жизни трёх- и четырёхлетних детей
Сколько можно смотреть телевизор ребёнку 3х лет? В три – 4-ре года быстрыми темпами развивается фантазия. Малыш уже понимает увиденное, примеряет на себя роли, переживает эмоции героев.
Но в отличии от, к примеру, учащихся начальной школы, четырёхлетний ребенок принимает все серьезно. Он запросто может верить, что Человек-паук в действительности умеет ползать по стенкам и решить проверить это на себе.
Благодаря этому важно контролировать сюжеты просматриваемых мультипликационных фильмов, предпочтение лучше отдавать тем лентам, где нет насилия и опасных трюков.
Не менее важно контролировать то, сколько можно смотреть телевизор ребенку 4 лет. В таком возрасте возникают представления о мире, складывается характер, также и на основе увиденного.
Если очень много времени ребенка «учат» не очень качественные видео, то могут появиться серьёзные проблемы.
Психологи советуют лимитировать единовременный просмотр 30 минутами, а предпочтение отдавать досугу с ролевыми играми, в которых ребёнок при помощи родителей получит настоящие знания и умения, научится понимать и контролировать эмоции.
Пятилетки и старше – как «приятельствовать» с телевизором?
Ближе к школьному периоду, когда ребёнок уже легко держит внимание на чём-то одном, время просмотра возрастает до одного часа в течении дня. Раз на протяжении недели допускается устраивать сеанс с полнометражной лентой, помня подбирать мультики с добрым сюжетом.
Как правило, это подходящий возраст для первых походов в киноцентр. Нервная система уже окрепла, но вопрос того, сколько минут можно смотреть телевизор ребёнку, все ещё важен и должен контролироваться родителями.
Телевизор и дети 7 лет и старше
Младшие учащиеся начальной школы чётко отграничивают правду от выдумки, имеют представления о добре и зле и в какой-то степени уже сами подбирают мультики. Давая ответ на вопрос «Сколько можно смотреть телевизор ребёнку 7 лет?», озвучиваются довольно внушительные цифры – 2 или 3 часа в течении дня. Это не означает, что мамам и папам пора отойти в сторонку.
Все ещё важен общий просмотр с комментариями по поводу поступков и чувств героев, тем более что дети начинают выделять героев, пытаются им подражать. Родительские подсказки и поддержка смогут помочь не запутаться, а факт того, что мама и отец интересуются кумирами ребёнка, обеспечит отличные семейные отношения.
Время у экрана становится больше до 2-ух часов в течении дня, однако, как и в разном возрасте, действует правило – меньше, значит, лучше. Родители, определяя для себя, какое количество времени можно смотреть телевизор ребёнку 10 лет должны помнить, что нервную систему и зрение необходимо оберегать в разном возрасте.
От 12 и старше – разрешать, или воспрещать
Подростки бывают очень непростыми. Очень часто они только и хотят лежать на диване перед телевизором сутки напролёт. Но просто воспретить уже становится довольно проблематично, да и что поделаешь, если человек вырос и имеет собственное мнение?
Мало кому удаётся ладить со старшими учащимися начальной школы, однако, всеже стоит помнить, что все равно они остаются детьми и они тоже хотят внимания, заинтересованности и уважения. Благодаря этому контроль того, какое количество времени можно смотреть телевизор, сохраняется, однако в настоящее время очень важно помнить о ощущениях уже такого большого человека.
Если не запрещается смотреть телевизор не больше трёх часов в течении дня, то и родители должны обязательно исполнять данное правило.
Запреты обязаны быть обоснованы, хорошо, если будет предложено альтернативное занятие, прекрасно, если это совместная деятельность. Можно завести несколько семейных обычаев, к примеру, «никаких телевизоров в отпускной период», или «на ужин мы разговариваем, а не смотрим в экран». Подросток впитует модели поведения в семье и в перспективе перенесёт это все в собственную жизнь.
Занимаясь самосовершенствованием , мы воспитываем собственных детей. И если в семье все уважают друг друга, знают много других возможностей проведения отдыха, то вопрос «Сколько можно смотреть телевизор ребёнку?» понемногу сойдёт на нет.
Подводим итоги
Дети похожи на собственных родителей, они повторяют все, инстинктивно перенимая вид поведения. И если подумать, это очень большой козырь в руках мам и пап, козырь, который выполняет воспитание лёгким, помогает вырастить по-настоящему хороших людей.
Решая, сколько часов можно смотреть телевизор детям, будет полезно посмотреть на себя со стороны. И начинать изменения необходимо тоже с себя, показывая собственным примером, что кроме телевизора есть много интереснейших занятий.
Однако не переусердствуйте! Зайти слишком далеко легко, разрушить отношения ещё легче.
Важно учавствовать в жизни детей, интересоваться тем, что происходит, что тревожит, отдыхать вместе и даже смотреть передачи вместе! И вот тогда человечек будет расти с глубоким осознанием того, что мир это не только картинки по ту сторону экрана, что вокруг так много интересного, а основное, есть у него любящие люди, которые всегда рядом.
Мультики про машинки Трактаун — Все серии подряд — Сборник для детей