Симптомы и лечение ЗПР у детей
ЗПР: что это такое
ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, отличающихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз в большинстве случаев ставят в 4–6 лет.
Что это такое детально расскажет врач-невролог или психотерапевт.
ЗПР у детей хорошо поддается корректировки в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления намного ниже
Отставание становится заметным в любом возрасте:
- у малышей до года оно вырисовывается нарушением психомоторных способностей;
- в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (коротко ЗРР или ЗПРР).
Если лечение ЗПР не дало прекрасных результатов лет 10, говорят об умственной недостаточности или умственной отсталости.
Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в намного молодом возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.
Симптомы задержки психического развития: характеристика детей
Очень часто нарушение находится при поступлении в детсад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, чувствует проблемы с учебой, не проявляет заинтересованности к умственной работе.
У детей молодого возраста такую патологию заподозрить нереально, так как умения, нужные для комфортной жизни, возникают понемногу. Важнейшую роль в данном плане играет моторика.
Под данным понятием знают очередность движений, которые направлены на достижение конкретной цели, к примеру, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не отвечает возрастным нормативам, есть предпосылки для развития ЗПР в перспективе, так как двигательная активность напрямую связана с психической работой.
Отставание затрагует все или отдельные сферы психики, к примеру:
- Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступеньки развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и неудовлетворительная самодостаточность.
- Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность подобных детей препятствует их активности и предприимчивости. Наблюдаются проблемы с успеваемостью и обработкой новой информации.
- Речевую. Если другие сферы развиваются хорошо, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают иные, к примеру, речевая и интеллектуальная — ЗПР.
ЗПР и умственная отсталость – это различные патологии, хотя на первых шагах симптомы аналогичные. Первая считается непостоянным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают.
В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии подобное состояние именуется олигофрения.
Задержка психического развития вызывается генетическими факторами и передаваться ребенку от близких родственников
Причины задержки психического развития
У конкретных пациентов предпосылки для ЗПР появляются еще на шаге внутриутробного развития. К подобным относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития мозга головы и прочих органов.
Они появляются под воздействием негативных факторов, оказывают большое влияние на обычное течение беременности. В данный список входят:
- плохие привычки матери, прием лекарств;
- инфекции и хронические заболевания дамы;
- неблагоприятная обстановка, в которой пребывала мама, будучи в положении.
Проблемы на шаге родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К подобным относят:
- родовые травмы;
- долгий безводный период;
- затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
- экстренное кесарево сечение;
- асфиксию в родах.
Не менее популярными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таким относят:
- дефицит внимания родителей;
- напряженную атмосферу в семье, частые скандалы;
- обучение под давлением;
- физическое насилие над малышом;
- редкие прогулки на улице;
- минус общения с ровесниками.
На развитии речи плохо проявляется нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые проживают в семьях, где разговаривают на нескольких языках.
На скорость психического развития оказывают влияние зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.
К редким причинам относят:
- приобретенные поражения мозга головы, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
- сердечно-сосудистые нарушения;
- нарушение кровообращения мозга и др.
Частой проблемой считается пристрастие девайсами. Когда ребенок слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, к примеру, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это превосходно развивает психику детей.
Когда ребенок сидит перед дисплеем, этого не происходит.
Занятия при диагнозе ЗПР проводятся одновременно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом
Постановка диагноза
Факт наличия ЗПР ставится на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На данном шаге доктора интересует любая информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и близких родственников, социально-бытовые условия и т. п.
С целью поиска причины предписывают:
- аудиометрию;
- КТ или МРТ мозга головы (иногда);
- доплеровское сканирование сосудов;
- электроэнцефалограмму;
- электрокардиограмму и др.
Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.
Что сделать родителям: методы лечения
Прежде всего не откладывайте поход к доктору, так как ранняя диагностика существенно делает лучше мониторинг. Удаление задержки проходит по индивидуальной программе, подобающей свойствам ребенка. В нее входит:
- прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
- занятия с логопедом;
- курсы психотерапии;
- массажи;
- гимнастика для лечения;
- физиотерапевтические методы, к примеру, магнитотерапия.
Эффективный результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).
В бытовых условиях родителям нужно:
- систематически пополнять словарный запас ребенка;
- вместе обучать стишки;
- читать забавные рассказы;
- исполнять развивающие процедуры, чтобы обучить ребенка сравнивать и обобщать факты;
- демонстрировать карточки с картинками и просить ребенка раскладывать их в установленном порядке;
- уделять ребенку как можно побольше времени и уберечь его от эмоциональных потрясений.
На определенный период времени лечения нежелательно менять обычную обстановку, так как маленькие детки привязываются к людям, животным, предметам интерьера дома. Переезд, развод, смена детсада или школы может ухудшить ситуацию и повлечь крепкий стресс.
Занятия проводят в гармоничной обстановке. Непозволительно оказывать давление и наказывать за неудачи.
Характерности детского развития с ЗПР аналогичные на проявления аутизма, благодаря этому большинству детей ставят ложный диагноз
Если воспитанник с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в традиционном классе, для него составляется специализированная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.
Процедуры
Цель подобных занятий – сделать лучше мышление и внимательность, и также заинтриговать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.
Процедуры для общего выполнения:
- разложить по дому различные игрушки и попросить принести ту, которая отвечает конкретным признакам, к примеру «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
- демонстрировать различные развивающие картинки типа «что не хватает» или «найди 10 отличий»;
- уложить на столе несколько предметов, потом скрыть один и предложить ребенку угадать, что не хватает;
- назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, потом попросить повторить за мамой или остальным близким человеком.
Слова взрослого обязаны быть четкими и разборчивыми. Если ребенок еще не говорит или выполняет это плохо, длинные слова вообще не нужно применять. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «отец привет» и т. п. По истечению определенного времени словарный запас становится шире очень сложными фразами, к примеру, «принеси синий стакан», «налей воду в чашку», «отец смотрит телевизор» и т. п.
Вероятные осложнения
Плохие последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжёлые органические поражения мозга головы очень часто носят необратимый характер и приводят к различным осложнениям, начиная от умственной отсталости, завершая инвалидностью или смертельным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения разной степени тяжести:
При легкой степени умственной отсталости работоспособность сохраняется. По мере взросления подросток чувствует конкретные сложности в контакте с окружающими, плохо обучаем, замкнут.
Наружные признаки неблагополучия, в основном, отсутствуют. Эти люди не выделяются от здоровых, собственными силами себя обслуживают, ходят на работу.
В намного тяжёлых случаях характерности поведения более выражены.
У большинства малышей на шаге исследования находят кретинизм, который связан с дефицитом гормонов щитовидки на шаге эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и корректировки гормонального фона плохих последствий получается избежать.
В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжёлым формам олигофрении.
Лечение выбирается в зависимости от параметров детей с ЗПР, и также причин отставания в развитии
Иногда ЗПР путают с аутизмом, впрочем это различные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, благодаря этому иным людям их поведение кажется странным.
Полностью аутизм не лечится, в виде исключения могут быть ситуации, когда диагноз был ошибочным.
Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, так как он не конечный. Это только временное отклонение, которое во многих случаях поддается корректировки.
Ранняя диагностика увеличивает вероятность успеха . После 5–6 лет нарушение удалить куда сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.
ЗПР — диагноз, при котором дети ничего не знают, не умеют и не хотят, но все исправимо!
Задержка психического развития — одна из самых популярных детских патологий. Около 50% всех неуспевающих учащихся начальной школы ставится данный диагноз.
Причём большое количество из них занимается в обыкновенных общеобразовательных, а не коррекционных школах, не обращая внимания на то, что не способно овладеть познаниями, предусмотренными классическими программами. В результате появляется масса проблем у педагогов (как учить) и родителей (как развивать).
В действительности ЗПР у детей — абсолютно не приговор, который ставит на жизни крест. Грамотные и постоянные занятия — гарантия удачной психокоррекционной работы.
Что это такое
ЗПР — это задержка психического развития, когда ключевые познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты плохо, как у сверстников, и отличительны от норм, которые установлены для данных лет. Диагностируется исключительно у детей дошкольного возраста или в начальной школе.
Если признаки болезни остаются к моменту перехода в усредненное звено, устанавливаются уже больше серьёзные диагнозы — к примеру, конституциональный инфантилизм или олигофрения.
Термин был предложен советским психиатром Г. Е. Сухаревой во второй половине 50-ых годов двадцатого века. Широко применялся в психолого-педагогической и медицинской практике и литературе.
Однако в конце 90-х годов 20 века признали чрезмерно обобщённым и уже старым, благодаря этому подняли вопрос о его замене. Во второй половине 90-ых годов XX века данный диагноз был выведен из употребления приказом Минздрава.
На смену пришли новые понятия, подходящие кодам F80–F89 и F90–F98 в МКБ-10. К ним можно отнести различные расстройства психологического развития (однако уже не ЗПР):
- расстройства экспрессивной и рецептивной речи;
- гиперкинетические расстройства;
- дислексия;
- дискалькулия;
- диспраксия;
- дисграфия;
- расстройства поведения;
- фобии;
- тики;
- энурез;
- энкопрез;
- заикание.
С 1997 года термин не используем в качестве медицинского диагноза и не противопоставляется расстройствам психики. Впрочем данное понятие продолжает активно применяться в русскоязычной психолого-педагогической литературе и российских учебных учреждениях.
Причины
Все причины ЗПР разделяют на две обширные группы.
Биологические
Патологии и осложнения в период беременности:
- если мама во время вынашивания перенесла тяжёлый токсикоз, инфекцию, интоксикацию, травму;
- многоплодие;
- внутриутробная гипоксия плода;
- недоношенность;
- асфиксия;
- резус-конфликт;
- неверное предлежание;
- родовые травмы.
Инфекционные, токсические и травматические болезни, которые приводят к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни ребенка:
- ядерная желтуха;
- операции под наркозом;
- фетальный алкогольный синдром;
- сердечно-сосудистые патологии;
- самая маленькая мозговая дисфункция, органические поражения мозга головы, черепно-мозговые травмы;
- врождённые нарушения зрения и слуха;
- небольшая подвижность;
- астения;
- гипотрофия, нейроинфекции, грипп, рахит, гидроцефалия, вегетососудистая дистония, эпилепсия.
К биологическим причинам относится также генетика. Известны ситуации, когда отклонения такого рода диагностируются из поколений в поколения.
Социальные
- долгое ограничение деятельности;
- социальная депривация;
- дефицит общения;
- плохие условия воспитания;
- лёгкие умственные отклонения у мамы и папы;
- психотравмы.
Среди плохих условий воспитания, приводят которые к задержке психического развития, выделяют три самых популярных.
Безнадзорность
Ребёнок, которому с раннего детства родители не уделяют необходимого внимания, не занимаются с ним, не развивают, вырастает аффективно лабильным, импульсивным и внушаемым. Не усваивает простые правила поведения, не имеет интеллектуальных интересов.
Для успешного обучения не хватает базовых представлений про мир который находится вокруг. Напоминает Маугли, попавшего в цивилизацию. В конце концов диагностируется ненормальное развитие личности по типу психической неустойчивости.
Однако это не то же самое, что педагогическая запущенность.
Ребёнок, которому с раннего детства тревожные и мнительные родители уделяют слишком достаточно внимания и воспитывают как небольшого «божка» семьи. Не умеет одолевать трудности собственными силами, адекватно соотносить желания и потребности с нужными усилиями. Сила воли отсутствует.
Это приводит к эмоциональной лабильности, безынициативности, эгоцентричности, зависимости от взрослых. В результате диагностируется психогенный инфантилизм.
Авторитаризм
► Психические заболевания у детей | Мацпен
Ребёнок, который с раннего детства подавляется авторитарными родителями, чувствует на себе их агрессию, грубость, жестокость, насилие. Широко задействуется физическое насилие. На подобном плохом фоне развиваются навязчивости, робость, фобии, неврозы, высокий уровень тревожности, аутизм.
Это эмоционально-незрелая личность, не нацеленная на достижение успешности. В результате диагностируется синдром выученной беспомощности.
Клиническая картина
Родителям обязаны быть известны ключевые симптомы ЗПР, отличительные для того либо другого возраста.
1 год
ЗПР не диагностируется в 1 год. Но ряд тревожных звоночков могут указывать на предрасположенность к ней:
- если сравнивать со сверстниками ребенок стал поздно держать голову, садиться, ползать, вертется, вставать на ножки, гулить, ходить;
- плохо держит предметы;
- не может скоординировать движения;
- мало двигается;
- неэмоционален.
При этом стоит иметь ввиду индивидуальные характерности развития ребенка и при появлении сомнений советоваться с педиатром или невропатологом.
2 года
- незнание своего имени;
- отсутствие реакции на очень простые вопросы;
- богатое слюнотечение;
- нарушения сна;
- капризность, плаксивость, нервозность, враждебность;
- трудности с удерживанием внимания на определённом предмете.
3 года
- Бедный словарный запас (не больше 20 слов);
- недостатки речи;
- отсутствие базовых представлений про мир который находится вокруг (не может назвать зверей, бытовые предметы, части тела);
- неспособность оформить связную речь;
- трудности с выполнением простых заданий;
- неразвитое воображение;
- однотипность действий в игре;
- невозможность сосредоточиться;
- быстрая утомляемость;
- враждебность, истерия.
4 года
В 4 года ЗПР уже чётко диагностируется по определенным сигналам.
- слабый тонус мышц;
- кинетоз;
- нарушения мочеиспускания;
- головные боли;
- быстрая утомляемость, слабость, вялость, неподвижность.
- невозможность говорить связно;
- бедный лексический запас;
- рассеянное внимание;
- плохая память;
- неспособность запоминать информацию воочию или на слух;
- отсутствие базовых знаний о мире;
- несформированность увлекательной мотивации.
- враждебность, сомнение, настороженность по сравнению с другими;
- замкнутость, аутизм, погруженность в себя;
- нежелание принимать участие в совместных играх;
- инфантилизм;
- изменения настроения.
Собственно в 4 года при своевременном распознании ЗПР стоит начинать коррекционную работу. При её отсутствии эти все симптомы в 5-6 лет только увеличиваются и углубливаются.
Появляются вторичные признаки: развиваются психосоматические болезни и внутренние комплексы, ухудшаются когнитивные способности, встречается социальная дезадаптация.
В младшем школьном возрасте задержка психического развития вырисовывается уже больше четко. Такие дети отличительны от сверстников и поведением, и способностями к обучению. Если родители и воспитатели в детсаду упустили этот момент и отправили такого ребёнка в школу, преподаватель уже не может не на это обратить внимание.
Ему требуется освоение небольшой типовой программы, без которого он не может перевести такого ученика в другой класс. Благодаря этому на этом этапе организуется медико-педагогическая комиссия, ставится диагноз и начинается психокоррекционная работа.
Характеристика
Психологическая характеристика ребенка с ЗПР составляется по тем психическим функциям, которые у него оказываются нарушенными.
Когнитивные способности
- обычный уровень развития наглядно-действенного мышления;
- для развития наглядно-образного мышления нужно неоднократное повторение задачи;
- несформированные умения проводить операции анализа и синтеза;
- плохо сформированное словесно-логическое мышление.
Коррекционные занятия с детьми, страдающими ЗПР, обязаны быть направлены на развитие мышления с учитыванием данных свойств. Они могут обозначать предметы по одному признаку: по оттенку или форме, к примеру.
Главное — удалить отвлекающие факторы, которые значительно снижаю результативность, терпеливо повторить задание несколько раз и опираться преимущественно на наглядно-действенное мышление, которое развито у них практически также, как у ровесников. В данном плане у них намного больше перспектив по овладению материалом, в сравнении с теми, у кого диагностировали умственную отсталость.
- нестабильная;
- малопродуктивная;
- невольная доминирует над произвольной;
- наглядная доминирует над вербальной;
- очень маленький самоконтроль, отсутствие увлекательной активности и мотивации при заучивании и воспроизведении материала;
- неумение применять приёмы запоминания и организовать работу по заучиванию;
- самым большим нарушениям подвергается непродолжительная память;
- если есть наличие помех процесс запоминания фактически останавливается;
- выученный с трудом материал быстро забывается.
Все перечисленные выше характерные особенности памяти у детей с ЗПР должны обязательно предусматриваться учителями и психологами при организации занятий и родителями при выполнении заданий на дом. Работа должна быть построена так, чтобы опорой служили невольная и наглядная память, а не свободная и вербальная.
- рассеянное;
- ослабленное, если информация подаётся вербально;
- непрочное;
- снижение этих параметров, как объём, избирательность, концентрация и распределение.
ЗПР , Аутизм. Ребенок начал говорить , появилось мышление, учится в обычной школе.
Коррекция внимания направлена на увеличение объёма и концентрации. На занятиях нужно распределение и постоянное переключение между различными типами деятельности.
Наличие творческих заданий приветствуется.
- поверхностное;
- замедленный процесс формирования межанализаторных связей:
- минусы слухо-зрительно-моторной координации;
- небыстрая скорость построения единого цельного образа в представлении.
Коррекция понимания направлена на улучшение предметно-исследовательской деятельности и овладение сенсорными эталонами. Игры на совершенствование координации, ориентирования в пространстве и развитие очень маленькой моторики приветствуются.
- бедный словарный запас;
- нарушенное звукопроизношение;
- несформированность лексико-грамматического строя;
- проблемы со связной речью;
- недостатки артикуляционного аппарата.
Для развития речи просто нужны занятия с логопедом. В бытовых условиях родителям следует больше читать и общаться с ребёнком.
Рекомендуется наблюдать за тем, чтобы он правильно строил предложения, а речь отличалась связностью.
Межличностное общение
Процесс межличностного общения у детей с ЗПР затруднён из-за неполноценности предпосылок, нужных для удачной социализации:
- невысокая познавательная мотивировка;
- неудовлетворительная речевая активность;
- дефектная речемыслительная деятельность;
- несформированность многих элементов речевой деятельности.
Благодаря этому межличностное общение отличается следующими характерностями:
- эпизодический характер (их нечасто принимают в игры);
- работа и игры в одиночку;
- несогласованные действия в парах;
- сюжетно-ролевая игра не считается совместной работой, так как общение в середине неё фактически отсутствует;
- неумение полно и чётко отвечать на появившиеся вопросы, собственными силами формулировать вопрос, высказываться, слушать иных, поддерживать разговор;
- отсутствие привязанности к кому-либо.
Дети с ЗПР намного охотнее играют с теми, кто младше по возрасту. Очень часто на фоне неудавшихся межличностных контактов развивается социофобия и появляются серьёзные проблемы с социальной адаптацией.
Эмоционально-волевая сфера
У детей с ЗПР встречается незрелость эмоционально-волевой сферы. Её проявления:
- чувственная неустойчивость;
- несамостоятельность;
- лабильность;
- лёгкая внушаемость;
- слабость волевых усилий;
- закомплексованность в себе, невысокая самомнение;
- случайное волнение, высокий уровень тревожности;
- моментальная смена настроения, противоположные эмоции;
- неадекватная жизнерадостность, весёлость.
Дети с ЗПР не могут правильно оценивать:
- ситуацию: на любой неуспех и трудности они реагируют чрезмерно агрессивно;
- эмоциональное состояние окружающих: во время похорон могут хихикать и радоваться;
- свои эмоции.
Это интересно! Дети с ЗПР, выделяющиеся эмоциональной незрелостью, отлично распознают эмоции по мимике и картинкам.
Если сравнивать со сверстниками они практически 100% находят мины гнева, страдания и радости.
Психологические характерности
У ребёнка с ЗПР имеются такие характерности психического развития, которые отличительны от симптомов иных похожих патологий. Это важно знать для разделения диагноза.
Отличия от умственной отсталости:
- выборочное, а не полное нарушение увлекательной деятельности;
- большой потенциал возможности последующего развития;
- страдают не сами мыслительные функции, а предпосылки для умственной деятельности (фонематический слух, речь, внимание);
- нестабильности динамики интеллектуальной деятельности;
- способность сотрудничать со взрослыми;
- присутствие впечатлений в игровой деятельности;
- светлое проявление эмоции;
- часто есть способности к рисованию.
Отличия от педагогической запущенности:
- минус воспитания и внимания со стороны взрослых — только одна из причин, в то время как у запущенных детей она только одна;
- поведение вызвано отклонениями в эмоционально-волевой сфере и познавательных способностях, а не проблемами в нравственно-правовом сознании;
- нечасто отличительны девиантным поведением и бунтарским характером;
- умеют взаимодействовать со взрослыми.
От правильной постановки диагноза зависит успешность лечения и корректировки.
Спецификации
Классификация Певзнер и Власовой
М. С. Певзнер — дефектолог, психиатр, психолог, кандидат медицинских и врач педагогических наук. Профессор.
Т. А. Власова — психолог, дефектолог, профессор психологии , профессор, академик. Года: 1972-1973.
- Неосложнённый психофизический и психический инфантилизм
Эмоционально-волевая сфера отвечает развитию младшего возраста. Игровая деятельность доминирует над увлекательной.
Отсюда — халатность и проблемы в обучении.
Истощаемость психических функций вызвана разными биологическими факторами, имевшими место в период беременности или на первом году жизни ребенка.
Классификация Лебединской
К. С. Лебединская — детский психиатр и дефектолог. Год: 1982.
Основа — классификация Певзнер и Власовой, восполненная и расширенная.
Отвечает неосложнённому психическому и психофизическому инфантилизму по спецификации Певзнер и Власовой. Такие дети показывают яркие, но поверхностные и нестабильные эмоции.
У них всегда очень высокое настроение, они посредственны и наивны. Отличительны грацильностью — инфантильным типом сложения тела.
ЗПР вызвана наследственными факторами и осложнениями в период беременности.
Во-первых, появляется на фоне болезней, перенесённых малышом на первом году жизни. Второе, осложняется невротическими отклонениями. Такие дети не самоуверенны, пугливы, требовательны, ощущают собственную физическую неполноценность.
Это все в конце концов приводит к соматогенному инфантилизму — задержке эмоционального развития.
Главная причина — плохие условия воспитания, начав с самого молодого возраста и продолжительно действующие.
Самый популярный вид ЗПР. И. Ф. Марковская (кандидат психологических наук, доцент) выделяет в середине данной группы ещё одну миниклассификацию (1983).
1. Психическая неустойчивость. Вырисовывается в виде гиперактивности, чрезмерной шумности, крикливости, грубости и конфликтности.
Но эмоции у подобных детей непродолжительные, благодаря этому уже спустя минуту они будут играть с теми, с кем только что ссорились либо даже дрались.
2. Психическая тормозивность. Такие дети несамостоятельны, нерешительны, робки, медлительны, чрезмерно привязаны к родителям.
Не принимают участие в совместных подвижных играх с остальными, быстро теряются и плачут, когда от них что-то просят.
Классификация Ковалёва
В. В. Ковалёв — психолог, психотерапевт. Год — 1979.
Это классификация ЗПР, обусловленных биологическими факторами:
- дизонтогенетическая — психический инфантилизм;
- энцефалопатическая — органические поражения нервной системы;
- вторичная на фоне сенсорных недостатков — нарушения зрения и слуха;
- социальнодепривационная — госпитализм.
На данное время в работе наиболее активно используется классификация Лебединской. Хотя ей скоро будет уже 40 лет.
В связи с новыми стандартами обучения и изменившимися реалиями сегодняшней жизни профессионалы достаточно давно говорят про необходимость создания более важной типологии ЗПР.
Диагностика
Наличие ЗПР у ребёнка может подтвердить только специализированная диагностика. Разобраться в характере и глубине имеющихся нарушений могут профильные профессионалы при комплексном обследовании:
Они все входят в специализированную медико-педагогическую комиссию, на которой подтверждается или опровергается диагноз, выносится последнее решение, рекомендуются о будущем развитии ребёнка. Кроме психологических свойств, они с большим вниманием изучают в динамике (данные предоставляются за последние несколько лет):
- успеваемость в школе;
- характер ошибок по математике и русскому языку;
- характерности почерка;
- состояние моторики;
- ритм деятельности и остальные моменты.
На комиссию также предоставляются результаты полного медицинского исследования и история заболеваний.
На основании полученных данных выполняется вывод, есть ли у ребёнка задержка психического развития. Но, как мы уже говорили прежде, медицинский диагноз ЗПР, начав с 1997 года, не ставится. В конце применяется терминология из следующей части МКБ-10:
Обучение
Где и как может обучаться ребёнок с ЗПР:
- интегрированное обучение в общеобразовательной школе;
- коррекционно-развивающее обучение на основе личностно-ориентированного подхода в условиях общеобразовательных учреждений;
- обучение в учреждениях осуществляющих образовательный процесс VII вида, где максимально берутся во внимание все характерности учебной деятельности детей с ЗПР.
В 2015 году был утверждён значимый документ, регламентирующий обучение детей с ЗПР в общеобразовательной школе. Это «Адаптированная главная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития». Она включена в «Специализированные ключевые общеобразовательные программы начального общего образования ФГОС».
Данная система реализовывается в обыкновенных учебных заведениях (не коррекционных) на территории всей РФ с 1 сентября 2016 года в согласии с Письмом Минобразования РФ от 7.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
С этого периода дети с ЗПР имеют безусловное право учиться не в коррекционной, а обыкновенной общеобразовательной школе наряду с хорошо развивающимися ровесниками. При этом педагогам и родителям необходимо взять во внимание следующие характерности обучения:
- им требуется много внимания и персональный подход;
- они занимаются по индивидуальной, облегчённой программе;
- проблемы в усвоении материала обусловливаются не ленью и нерадивостью, а неспособностью.
Педагоги-психологи настаивают, что намного намного продуктивно отдать обучаться ребёнка с ЗПР в специальную коррекционную школу или перевести на домашнюю форму обучения.
Лечение и коррекция
Все зависит от вида ЗПР и индивидуальных свойств ребёнка профильными профессионалами разрабатывается коррекционно-развивающая программа, по которой ему следует заниматься. В неё входят разные блоки, предполагающие всеобъемный подход к решению существующих проблем.
Медикаментозная терапия
Лечение медикаментозным методом для малышей с ЗПР выбирается индивидуально психотерапевтом или невропатологом. Очень часто назначаются ноотропы, чтобы:
- активизировать ЦНС;
- сделать лучше память и умственную деятельность;
- увеличить стойкость мозга к гипоксии и токсическим влияниям;
- активизировать мозговой кровоток.
Очень часто детям с ЗПР прописываются следующие ноотропные препараты:
Без разрешения доктора давать их нельзя!
Микротоковая рефлексотерапия
Это аппаратное действие работающими от электричества импульсами на биоактивные точки мозга, говоря иначе нейрорефлекторные зоны. Целенаправленно восстанавливает работу нервной системы собственно там, где имеются нарушения.
Микротоками выборочно отделываются мозговые центры, отвечающие за интеллектуальные способности, речевую активность, дикцию, словарный запас.
Организуется в условиях стационара. Правда абсолютно не все родители дают согласие на проведение процедуры.
Психолого-педагогические коррекционные занятия
Ребёнок с ЗПР должен систематически ходить на занятия психолога. Цель — подкорректировать психическое развитие так, чтобы оно улучшило качество его жизни. Среди главных задач:
- увеличить уровень интеллектуального, эмоционального и социального развития;
- развить крупную и очень маленькую моторику;
- увеличить словарный запас и понятийный аппарат.
Родители имеют право знать, что в себя включает программа психолога, который занимается с их ребёнком. Моменты, которые вызывают сомнения или сомнение, заблаговременно обязаны быть согласованы.
Психологическая работа с детьми, страдающими ЗПР, предусматривает применение очень разных методик.
На занятиях психолог организует дидактические игры с цветными полосами, кубиками, палочками, фигурами геометрической формы (также объёмными) и специализированными карточками. Варианты нескольких подобных игр показаны ниже.
«Угадай эмоцию»
Проходит либо в группе из 5-6 подобных же детей с ЗПР, либо в паре с психологом. На стол укладываются карточки со схематическим изображением разных впечатлений. Предлагается взять одну из них наобум, назвать, что на рисунке, и попытаться изобразить данное ощущение при помощи мимики, голоса, жестов.
Можно осложнить задание и попросить назвать ситуацию, в которой эта эмоция очень часто вырисовывается.
«Найди цифру»
На столе выложены картинки и объёмные фигуры различных цифр. Они все отличаются размером и цветом.
Психолог называет цифру — из предложенного материала необходимо подобрать все правила (к примеру, все двойки или восьмёрки).
«Лото настроений»
На столе лежат карточки, на которых изображены животные с различными мордочками. Психолог называет какую-либо эмоцию (показывает картинку с ней или изображает сам) — ребёнок должен выбрать под неё необходимую карточку.
«Сказочный мешочек»
В привлекательный мешочек складываются маленькие объёмные вещи, легко узнаваемые на ощупь: зеркальце, будильник, карандаш, блокнот, линейка и т. д. Необходимо запустить туда руку с закрытыми глазами, достать любой предмет и угадать, что это.
«Палитра настроений»
На столе лежат карточки с разными оттенками настроения. Психолог задаёт вопрос: «Как ты себя в настоящий момент чувствуешь?» — ребёнок должен дать ответ при помощи рисунка. Потом вопрос несколько раз трансформируется: «А как сегодня себя чувствует твоя мама?», «Как ты думаешь, какое настроение у твоей кошки?» и т. д.
Альтернативные методики
Дополнительно профильные профессионалы назначают современные, нетрадиционные методы корректировки:
- иппотерапию;
- канистерапию;
- дельфинотерапию;
- фелинотерапию.
Своевременно и правильно проведённая психокоррекционная работа даёт хорошие результаты.
Что сделать родителям
Психологи и воспитатели, работающие конкретно с детьми, у которых встречается ЗПР, дают полезные советы родителям, разрешающие сделать быстрее развитие.
Для начала родителям нужно будет не только понять, но и принять тот момент, что ребёнок будет обучаться очень медленно ровесников и отставать от них в учёбе. Чтобы не требовать от него чрезмерно многого, быть терпеливыми к его свойствам, их необходимо выучить и предусматривать при контакте и занятиях.
Усилиями одних только занятий по дому проблематику ЗПР не решить. Благодаря этому второй шаг родителей, желающих помочь собственному ребёнку, — обращение за профессиональной помощью к профильным мастерам — педагогу-дефектологу, психологу или врачу-психотерапевту.
С учитыванием индивидуальных свойств они дадут советы, что конкретно необходимо делать.
- Заниматься повседневно по 30-40 минут.
- Уделять ребёнку много внимания, организовывать совместное времяпровождение, общаться, применять иных близких людей.
- Обеспечить уютную обстановку в семье.
- Улучшить дневной режим, приобщать к здоровому жизненному образу, обеспечить правильное питание, повысить активность двигательного аппарата и пребывание на чистом воздухе.
- Общаться с остальными родителями подобных же детей (к примеру, через сообщества в социальных сетях).
- Организовывать общение с ровесниками.
- Не говорить ребёнку, что он особенный. Не жалеть, что он не такой, как все.
- Поручить дела по дому, уход за животными, учить самообслуживанию.
- Не увеличивать голоса, быть терпеливыми, что бы ни случилось.
- Вести дневник, чтобы отмечать все успехи, — эти записи смогут помочь подкорректировать последующую работу.
Бытовые занятия для ребёнка с ЗПР
Прежде всего родителям необходимо направить усилия на развитие очень маленькой моторики, которая самым непосредственным образом связана с когнитивными способностями. Чтобы это выполнить рекомендуют использовать:
- конструктора;
- пластилин;
- пазлы;
- мозаики;
- пальчиковые краски;
- кубики;
- пирамидки;
- бисер, бусинки (для создания аппликаций);
- кольцеброс;
- тренажёры для завязывания шнурков и застёгивания пуговиц;
- наборы для вышивания.
Родители также могут исполнять с ребёнком несложные процедуры, помогающие развитию разных психических функций.
«Назови аналогичное»
Родитель называет эмоцию, настроение или ощущение — к ним необходимо выбрать синоним.
«Загадки-описания»
Необходимо отгадать загадки, в которых описываются предметы из окружающего мира для создания базовых представлений.
- Под листьями да под ёлками скрывается мешок с иголками. (ёжик)
- Или рыжая, или серая, хотя по наименованию белая. (белочка)
- Был шарик бел. Ветер подул — он улетел. (одуванчик)
- Серый, однако не волк; длинноухий, однако не зайчик; с копытами, однако не лошадка. (ослик)
«Найди отличия»
Родитель называет слово и просит выбрать к нему такое, которое выделяется от этого одним звуком. К примеру, удочка — уточка, точка — дочка и т. д.
«Закончи предложение»
Родитель начинает предложение, в котором по описанию откровенно угадывается какой-нибудь предмет (животное). Необходимо завершить. К примеру:
- Домашнее животное, которое пьёт молоко и мяукает, — это…
- Дерево в саду, на котором растут яблоки, — это…
- Птица, которая кукарекает, — это…
- Колючее дерево с иголками, которое декорируют на Новый год, — это…
Родитель бросает мяч и произносит слово. Необходимо словить мяч и назвать кол-во звуков (букв) в слове.
Начинать необходимо с предельного числа, понемногу повышая его.
Взрослые должны иметь в виду, что дети с ЗПР просят очень высокого внимания. Им следует уделить времени намного больше и потерпеть при контакте с ними. Не все выйдет с первого раза.
Нужно будет работать много, но в результате потери для психического развития будут минимальны, он социально адаптируется и может быть даже успешен в каких-то жизненных сферах.
Задержка психического развития: причины, симптомы, диагностика
Задержка психического развития – состояние это, при котором у пациентов встречается нарушение эмоционального и психологического характера. У пациентов с ЗПР заторможены процессы мышления, нарушены умения памяти и внимания.
Что вызывает ЗПР – причины
Ориентировочно в 75% случаев точная причина болезни неизвестна. Можно только высказать предположение, что дело в дефектах в генах (или хромосомах), травмах или состояниях, которые развиваются у плода в утробе матери, заболеваниях молодого возраста и воздействии внешней среды.
Роль генетики
Если у одного или двоих родителей есть умственная отсталость, намного шансов больше, что у их детей тоже будет состояние это. Есть множество генетических (унаследованных) причин ЗПР, которые появляются из-за минусов или упущений в генетическом материале, переданном от родителя к ребенку.
Иногда умственная отсталость вызвана странностями в хромосомах, а не отдельными генами. Синдром Дауна, одна из самых востребованных причин задержки психического развития, вызван добавочной хромосомой в клетках.
Другой очень популярный хромосомный дефект, именуемый хрупким синдромом Х, вызывает ЗПР по большей части у мальчиков.
* Гены — это химические вещества в организме, которые помогают определить характеристики человека, например цвет волос или глаз, и унаследованы от его родителей. Они размещены на хромосомах, которые обнаружены в клетках тела.
* Хромосомы (KRO-mo-somes) являются нитевидной структурой в середине ядра клеток, на которых размещены гены.
Проблемы в период беременности
Инфекции у женщин в положении, например как краснуха или токсоплазмоз, также считаются основой задержки психического развития у детей. Не обращая внимания на то, что мама может не пострадать от инфекции, развивающийся плод заражается через материнский организм и у него встречается поражение некоторых участков ЦНС и других органов и систем.
Женщины в положении, которые употребляют спиртные напитки, рискуют иметь умственно отсталого ребенка через состояние, именитое как синдром фетального алкоголя (ФАС). Это популярная и предотвратимая причина ЗПР.
Некоторые препараты (к примеру, кокаин или амфетамины), когда они принимаются в период беременности, могут навредить психическому развитию ребенка.
Недостаточное питание матери и облучение в период беременности также как правило вызывают аналогичные нарушения в развитии.
Родовые травмы
Кислородное голодание у плода во время родов также считается основой ЗПР. Младенцы, родившиеся заранее, в большинстве случаев умственно отстают, тем более, если ребенок весит менее 1,5 кг.
Нарушения, появляющиеся после рождения
Людмила Енькова: Классификация нарушений психического развития | Вилла Папирусов
ЗПР вызывается подобными проблемами, как отравление свинцом или ртутью, серьезное недоедание, несчастные ситуации, которые вызывают тяжёлые травмы головы, прекращение кислородной подачи в мозг (к примеру, практически утопление) или болезни, например энцефалит, менингит и необделанный гипотиреоз у младенцев.
Необходимо понимать: перед тем, как приступать к излечению и корректировки состояния ребенка, нужно определить корни проблемы.
Главные виды ЗПР
Задержка психического развития классифицируется по четырем главным видам.
ЗПР конституционального характера
Причины: генетика.
Симптомы: игровое настроение не зависимо от возраста, привязанности нестойкого проявления, нарушение эмоционально волевой сферы, постоянные перепады настроения.
ЗПР соматогенного характера
Причины: тяжёлые болезни со сложностями работы мозга. Патологию как правило провоцируют перенесенные хирургические вмешательства, болезни сосудисто-сердечной системы, дистрофии различного генеза и степени тяжести, проявления аллергии.
Симптомы: беспричинные капризы, очень высокая нервозность, лишняя закомплексованность.
ЗПР психогенного характера
Причины: дефицит родительского внимания и любви, ошибки в воспитании, плохие условия жизни.
Симптомы: психозы, приступы нервозности, нарушение умственной сферы, что в результате приводит к общей психологической незрелости.
ЗПР церебрально-органического характера
Причины: внутриутробные нарушения, которые могут появиться из-за приема женщиной во время беременности алкогольных, токсических и наркотики. Иногда основой развития собственно этого вида патологии могут быть родовые травмы и кислородное голодание мозга в период родов.
Симптомы: неустойчивость психического состояния.
Симптомы задержки психического развития у детей в различных возрастных промежутках
Иногда признаки расстройства можно наблюдать у детей сразу же после рождения, а в большинстве случаев, проблемы начинают возникать уже в школьном возрасте и позднее. Важно научится своевременно рассмотреть характерности вашего ребенка.
Рассмотрим ключевые тревожные симптомы для самых разнообразных категорий возрастов детей:
- ЗПР до года: поздно начинает держать головку, ползать, ходить, говорить, пользоваться столовыми устройствами.
- Признаки ЗПР в течении года – тихий, неэмоциональный ребенок, с ограниченным или отсутствующим набором обычных слов, не проявляет реакции на обращение к нему.
- ЗПР 2 годат– нет желания узнавать что-нибудь новое за счёт повторения за окружающими, примитивный набор слов (до 20), нет умения составлять логические фразы и предложения, ограниченные умения памяти.
- Симптомы ЗПР у детей 3 лет – быстрая неосознанная речь с проглатыванием звуков, слогов или завершений слов, при ответе на вопрос может продолжительно раздумывать и повторить сам вопрос, движения замедленные или вырисовывается гиперактивность, узнавать мир вокруг вас желания нет, враждебность, очень высокое слюноотделение, неширокий спектр впечатлений, могут возникать признаки ДЦП.
- ЗПР 4 года – плаксивость, враждебность, чувственная нестабильность, немотивированной смех или истерика, слаборазвитая речь, игнорирование просьб взрослых, сложность в контактировании с окружающими.
- ЗПР у дошкольника 5 лет – игнорирование сверстников, враждебность или полная пассивность, сильные перепады настроения, речевые трудности, тем более в построении даже обычного диалога, трудности с памятью, отсутствие обычных бытовых способностей.
- ЗПР 6 лет – поведенческие нарушения, трудности в концентрации внимания, выполнении простых бытовых способностей, заметное отставание от сверстников в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
- ЗПР у детей симптомы 7 лет – трудности с чтением, проблемы с логическими задачами и математическими вычислениями, отсутствие эмоционального контакта с ровесниками, жадный речевой запас, трудности в озвучивании собственных мыслей и просьб, проблемы поведенческого характера (враждебность, плаксивость, нытье, замкнутость в себе, беспочвенный смех и т.д.).
- Характерности ЗПР у подростков – психическая неустойчивость, не развита самомнение, нет стойкости к критике, пытается остерегаться коллектив, психомоторная расторможенность и возбудимость, депрессивная познавательная активность, ограниченная память (чаще непродолжительная), нарушение словесно-образного, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, речевые нарушения, отсутствие мотивации, развитие инфантилизма. Отличительным симптомом психофизического инфантилизма – истероидная психопатия и депрессивные состояния.
В молодом возрасте непросто определять ЗПР. Максимально выраженные симптомы можно наблюдать в дошкольном возрасте, когда уже обязаны быть сформированы умения самообслуживания, ориентации в пространстве, коммуникабельности, полностью развитая память и сформированная речь.
В независимости от возраста, в котором была диагностирована задержка психического развития, к корректировки данного состояния нужно приступать без промедлений.
Скрининг и тесты
ШДК: Почему ребенок не говорит? Шприцы. Детские площадки в Мэриленде — Доктор Комаровский
Диагностика ЗПР может быть сделана исключительно сертифицированным психологом, способным управлять, подсчитывать и трактовать тест интеллекта или познания.
Скрининг болезни включает тесты для анализа интеллектуального и адаптивного развития ребенка, также аномального теста на развитие Денвера и тестирования IQ (эти тесты проводятся с детьми и подростками до 18 лет.)
Дети с IQ менее 70 и с ограничениями в 2-ух или более областях адаптивного поведения (к примеру, двигательные умения, коммуникативные способности, самопомощь и независимые жизненные умения и остальные ежедневные умения), в основном, могут считаться интеллектуально ограниченными.
Осложнения и результаты
Несвоевременная диагностика детей с ЗПР и коррекция данного сложного психического состояния может насовсем отпечататься на жизни ребенка. Подростковый период у настоящего ребенка проходит со сложностями, а для ребенка с ЗПР могут дополнительно развиться комплексы неполноценности, которые провоцируют ряд сложностей в контакте с другим полом и с ровесниками.
Невысокая самомнение оставляет отрицательный отпечаток на успеваемости, стремлении, как следствие возникает очень высокая конфликтность в коллективе и семье. Запущенные ситуации могут повлечь за собой необратимые результаты – тяжёлую форму подавлености и суицид.
ЗПР провоцирует развитие хронических и невылечимых пороков: очень разных расстройств психики, нарушение письменных, речевых, бытовых способностей.
В зрелом возрасте как правило наблюдаются проблемы с адаптацией, работой в коллективе, разработкой семьи.
Правила воспитания ребенка с ЗПР
Каждый родитель после услышанного диагноза, прежде всего, должен эмоционально собраться и подготовится к сложной борьбе за настоящее грядущее ребенка. Потому что в медицинской практике существует очень много примеров, когда дети после диагностирования ЗПР учились в обыкновенных школах и показывали пускай не высокие, но среднестатистические образовательные успехи.
Второе, что необходимо понять, — у ребенка что-то не выходит не из-за причины его лени, ему просто все дается чуть сложнее и очень медленно.
Не необходимо самому развивать у собственного крохи ощущение неполноценности регулярными упреками и руганью. Первая задача родителей – поддержать, мотивировать, помочь, показать осознание и любовь.
Можно ли устранить ЗПР?
Нет конкретного способа устранить задержку психического развития. Улучшение медобслуживания, пренатальное испытание и просвещение в области общественного здравоохранения дают возможность избежать некоторых случаев ЗПР.
Люди, которые хотят стать родителями, могут получить генетическое консультирование, чтобы установить вероятность умственной отсталости от наследственного расстройства. Медицинские тесты, например амниоцентез, выбор хорионической ворсинки и ультрасонография, помогут обнаружить наследственные нарушения вещественного обмена и хромосом связанных с умственной отсталостью.
Прививки могут оберегать женщин в положении от инфекций, которые наносят вред плоду.
Скрининг анализов крови для маленьких деток может обнаружить некоторые расстройства при рождении, что дает возможность проводить более своевременное лечение. Тоже очень важно обезопасить детей от отравления свинцом и травм головы.
* Амниоцентез (am-nee-o-sen-TEE-sis) — это тест, в котором длинная тонкая игла вводится в матку матери, дабы получить образец амниотической околоплодной жидкости. Фетальные клетки в жидкости исследуются на предмет генетических недостатков.
* Отбор проб хорионических ворсинок (выборка VOR-lus KOR-ee-on-ik) — это тест, в котором небольшая пробирка вводится через шейку матки, а маленький фрагмент плаценты, поддерживающей плод, убирается для генетического тестирования.
* Ультрасонография (ul-tra-so-NOG-ra-fee) — это неболезненный тест, где применяются высокочастотные волны звука для записи и отображения формы плода в матке матери.
Жизнь с ЗПР
Нет лекарственных средств от задержки психического развития. Лечение фокусируется на том, чтобы помочь людям путем создания способностей обучения, поведения и самопомощи.
Для малышей с ЗПР поддержка родителей, специально обученных учителей и общества, помогает достигнуть собственных самых больших способностей и стать полноценной частью общества.
Код по МКБ-10
F80-F89 — нарушение психического развития
Характерности диагностирование ЗПР у детей – отзывы
Отзывы взяты с сайтов:
https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/»>https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/
https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=2648.60?>https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=2648.60
http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/
http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/
Позитивные | Негативные |
У нас у дочурки ЗПР из-за причины обширного кислородного голодания в утробе матери и в период родов (у меня была приросшая плацента к матке по периметру, чего на УЗИ не увидели). Но, я благодарю Господа, что мы попали к грамотному врачу, которая координировала все мои будущие действия, выбрала лечение медикаментозным методом, и мы, пускай и не очень такие, как сверстники, зато многое понимаем, и стремимся к обучению. Нам скоро в садик, важно верить, что все будет хорошо, мамочки, не нужно отчаиваться, все у вас выйдет! (Юлия Сергеевна) | Меня сейчас просто рвет, наверняка, осенняя депрессия. Сыну фактически 2 года, нам поставили диагноз ЗПР, однако по развитию он даже на полугодовалого не тянет, помимо того, что умеет ходить. Что-то мне подсказывает, что дело не только в психической задержке, а доктора даже не пытаются «рыть» и «копать» дальше. (Соня) |
Нам диагностировали ЗПР средней тяжести в возрасте 5 лет. Проходили занятия с логопедом, психиатром, катались на лошадях, проходили дельфинотерапию, и знаете, дочь менялась каждый день на глазах. Мы продолжим бороться за здоровое грядущее очень дорогой в жизни девочки! (Светлана) | Определять ЗПР в молодом возрасте нереально, по-любому, так как все организмы индивидуальны. Так что не стоит пичкать малышей лекарствами с самого рождения только благодаря тому, что он развивается не очень так, как вам бы хотелось!)Татьяна) |
У нас были проблемы с появлением речи и поведением, занятия с логопедом и психиатром, всего за шесть месяцев решили все тонкости. А все почему, из-за того что мы начали бить во все колокола, когда в полтора года так и не услышали от сына ни единого слова, только несвязный лепет. В настоящий момент нам 2, и мы разговариваем уже предложениями, осознанными, да и с поведением картина наладилась. Правду говорят, ранняя диагностика – поможет решить очень много проблем! (Татьяна) | Как по мне, любой человек персональный, а показатели, которые приписывают ЗПР, приписуют каждому второму. Как по мне очень подозрительный диагноз. (Лиля) |
Я переболела краснухой беременная на 6 месяце, и рискнула родить, не обращая внимания на все уговоры врачей провести искусственные роды. И знаете, да, нам все дается труднее, каждый навык мы оттачиваем повторениями, но все поддается корректировке, если сильно предпочитать собственную кроху. (Милана) |
Вывод
Разочарование, ощущение вины, опустошенность, угнетенное состояние – обычные эмоции родителей, которые встретились с диагнозом ЗПР. Каждый родитель мечтает, чтобы их ребенок был полноправным, умным, привлекательным. Однако в этом случае, ни гнев, ни истерики, ни укоры, ни слезы, не смогут помочь вашему ребенку.
Необходимо стать стопроцентной опорой для него, показывать собственную поддержку, осознание и любовь, выбирать докторов, учителей, и уж поверьте, все у вас выйдет.
Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены при помощи специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития отличается недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью впечатлений, плохой успеваемостью в школе.
Диагностика ЗПР проходит коллегиально комиссией в составе медицинских профессиональных мастеров, учителей и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.
Общие сведения
Задержка психического развития (ЗПР) собой представляет обратимые нарушения умственной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся нестандартными трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития может достигать 15-16% в детской популяции.
ЗПР считается в большей степени психолого-педагогической категорией, но в ее основании могут лежать органические нарушения, благодаря этому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.
Так как развитие разных психических функций у детей происходит неровно, в большинстве случаев заключение «задержка психического развития» ставится детям-дошкольникам не прежде 4-5 лет, а в работе — чаще в процессе школьного обучения.
Причины ЗПР
Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, которые приводят к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение развития разных отделов мозга головы, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, самое большее значение имеют:
- патология беременности (тяжёлые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., которые приводят к говоря иначе перинатальной энцефалопатии.
- тяжёлые соматические болезни ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., появляющиеся в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
- ЗПР иногда имеет наследственную природу и в определенных семьях диагностируется из поколений в поколения.
2. Социальные факторы. Задержка психического развития может появляться под влиянием средовых (социальных) факторов, что но не исключает наличие начальной органической основы нарушения.
Очень часто дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения с ровесниками и взрослыми.
Задержка психического развития вторичного характера может развиться при первых нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.
Классификация
Детская группа с задержкой психического развития неоднородна. В специализированной психологии предложено много классификаций задержки психического развития.
Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.
- ЗПР конституционального генеза вызвана замедлением развития ЦНС. Отличается гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение подобных детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличительны недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
- ЗПР соматогенного генеза вызвана тяжелыми и продолжительными соматическими заболеваниями ребенка в молодом возрасте, неминуемо задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития постоянно встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточность, пневмонии и др. В большинстве случаев такие дети длительное время лечатся в поликлиниках, что плюс ко всему обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза вырисовывается астеническим синдромом, невысокой производительностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью способностей деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
- ЗПР психогенного генеза вызвана неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, ожесточённым обращением). Дефицит внимания к ребенку образовывает психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интеллектуальном развитии. Очень высокая забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
- ЗПР церебрально-органического генеза встречается очень часто. Вызвана первичным негрубым органическим поражением мозга головы. В данном варианте нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично возникать в самых разных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза отличается несформированностью эмоционально-волевой сферы и увлекательной деятельности: отсутствием живости и яркости впечатлений, невысоким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.
Характеристика детей с ЗПР
Интеллектуальная сфера
Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, впрочем затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полностью, впрочем ребенок чувствует трудности при формировании целостных образов окружающего мира.
Лучше развито визуальное восприятие, хуже – слуховое, благодаря этому разъяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно согласоваться с наглядной опорой.
Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, краткосрочно, поверхностно. Любые сторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.
Ситуации, которые связаны с концентрацией, сосредоточенностью на чем либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и очень высокого напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
Память у детей с задержкой психического развития отличается мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преимуществом наглядно-образной памяти над вербальной, невысокой мыслительной активностью при воспроизведении информации.
У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности понимания. Абстрактно-логическое мышление нереально без помощи взрослого.
Дети с ЗПР испытывают проблемы с анализом и соединением, сравнением, обобщением; не могут урегулировать события, построить умозаключение, выразить выводы.
Речевой статус
Характерность речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой разделении, сильным ограничением словарного запаса, проблемой произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Очень часто ЗПР комбинируется с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).
Чувственная сфера
Личностная сфера у детей с задержкой психического развития отличается эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в общем. Могут отмечаться аффективные реакции, враждебность, конфликтность, очень высокая тревожность.
Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать с ровесниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.
Характерности моторики включают двигательную неловкость, малую координацию, часто – гиперкинезы и тики.
Спецификой задержки психического развития считается то, что компенсация и обратимость нарушений возможны исключительно в условиях специализированного обучения и воспитания.
Диагностика
Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего исследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психотерапевта и др. При этом выполняется:
- сбор и изучение анамнеза, анализ жизненных условий;
- нейропсихологическое испытание;
- диагностическое исследование речи;
- изучение медицинской документации ребенка;
- беседа с ребенком, изыскание интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.
На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают советы по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специализированных учреждений осуществляющих образовательный процесс.
С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских профессиональных мастеров, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ мозга головы ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.
Коррекция задержки психического развития
Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться продолжительно.
Дети с задержкой психического развития должны посещать специальные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К свойствам обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, неоднократное повторение, нередкая смена видов деятельности, применение здоровьесберегающих технологий.
Акцентированное внимание во время работы с подобными детьми уделяют развитию:
- познавательных процессов (понимания, внимания, памяти, мышления);
- эмоциональной, сенсорной и моторной сферы при помощи игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
- корректировки нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.
Одновременно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные воспитатели. Медпомощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в согласии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.
Мониторинг и профилактика
Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии встречается положительная динамика.
При помощи учителей они могут запомнить знания, умения и умения, которые их хорошо развивающиеся сверстники осваивают собственными силами. После завершения школы они могут продолжать собственное обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.
Профилактика задержки психического развития у ребенка предусматривает внимательное планирование беременности, избегание негативных воздействий на плод, профилактику инфекционых и соматических болезней у детей молодого возраста, обеспечение хороший условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии нужно незамедлительное исследование у профессиональных мастеров и организация коррекционной работы.