Должна ли христианка носить платок вне храма

 

Может ли платок помочь спасению?

Требования к наружному виду в православном храме (отсутствие головного убора для сильного пола, юбка и платок у женщин, непрезентабельный и аккуратный вид для абсолютно всех) сейчас знает фактически каждый. Нашим современникам они кажутся старыми, свидетельствующими о косном, нелиберальном церковном мышлении. «Ведь Бог же смотрит на сердце, а не на внешний вид человека!» – говорят они.

Церковные доводы им кажутся неубедительными.
Но в духовной жизни христианина все имеет большое значение: и внешний вид, и поведение, и внутреннее устроение. А сейчас требования к наружному виду не только не потеряли собственного значения, но и приобрели новое звучание.
Послушание Церкви

Должна ли христианка носить платок вне храма
Фото с сайта Троицкого собора г. Саратова

Человек, который только переступает порог храма, попадает в абсолютно неизвестный ему мир, живущий по собственным, не всегда понятным правилам. В числе первых правил, с которыми он знакомится, – условие к наружному виду.

Реакция бывает разнообразная. Он может остаться и согласиться перед многолетний традицией, которая кажется непонятной, но достойной уважения.

Может уйти, хлопнув дверью, оскорбившись исключительно за то, что его кто-то вздумал обучать.

А может остаться и исполнять требования Церкви по собственному выбору и художественному вкусу (легендарные платки поверх брюк, изображающие юбку, или носовой платок на голове, изображающий головной убор).
Можно с точностью заявить, что любой подобранный вариант поведения в последующем обязательно будет влиять на духовную жизнь данного человека. Откуда, скажите мне, найдет он в себе силы и решимость (а основное, желание) отказаться от греховных привычек, порвать преступные связи, начать лимитировать себя в еде, если пустяковое условие одеть платок или снять шапку вызывает у него раздражение?
Разумеется, ни юбка, ни платок не считаются самоцелью. Если женщина нечаянно проходила мимо храма и захотела зайти помолиться, можно заходить и в брюках.

Но сейчас очень часто не считают непременным выражать почтение к христианской традиции, даже в том случае, если специально идут на службу. С юбками труднее, а вот платки висят фактически в любом храме – заходи и бери.

Впрочем кто-то берет, а кто-нибудь не считает это необходимым.
Мы живём в эру «общества употребления», в котором человек воспринимает мир вокруг вас как большой магазин, где удовлетворяют его потребности. А Церкви в нем находится место отдела, отвечающего за удобное состояние души.

И Бога тут принимают ровно настолько, насколько Он решает «персонально мои» проблемы. Благодаря этому любое церковное условие оскорбляет нашего современника.
Как служащему собора мне приходится общаться с людьми, которые звонят в храм. К большому сожалению, очень часто моих собеседников раздражают малейшие трудности, которые появляются в связи с церковными правилами (подготовка к Причастию, беседа со священником перед Крещением). «А нельзя ли намного проще?» – задают вопросы они.
Но как бы ни менялась идеология мира сего, Церковь остается местом, где человек служит Богу, а не наоборот. Христианство нереально без жертвы.

Если человек собственным «я» дорожит больше, чем мнением Церкви, ему будет особенно трудно продолжать путь воцерковления.
Проповедь о Церкви
Часто, даже из уст церковных публицистов, звучит утверждение про то, что до недавнего времени платок символизировал собственно домашний статус дамы. А сейчас ничего не означает, и потому совсем не нужно его одевать в храме.
С этим тяжело согласиться. На самом деле, в настоящий момент за мужем дамы одеваются также, как девицы, бабушки, как их внучки.

К большому сожалению, утрачены государственные характерности ежедневной одежды.

Ни покрой, ни цена ничего не могут сказать об имущественном положении человека. Зато наиболее часто одежда может говорить о мировоззрении ее владельца.

Как куртка из кожи и металлические наклепки предоставляют рокера, так и платок с длинной юбкой могут рассказать о церковности дамы.

И поэтому появляется вопрос, а готова ли она молча рассказать о собственной вере? Хотя преследований нет уже двадцать лет, стремление жить не как все как и прежде вызывает вопросы и раздражение.

Но, с другой стороны, даже один ее вид может напомнить соотечественникам, что церковные люди живут рядом с ними, а не только в телевизионных передачах и на газетных страницах. Ведь мусульманские дамы не стесняются носить классическую одежду, аналогичным образом свидетельствуя о собственных религиозных убеждениях.
Воспитание в Церкви
Одной из основных христианских добродетелей считается целомудрие – способность думать цельно, здраво, вести себя в согласии с собственным полом и возрастом. Это очень важно в настоящее время, когда дамы ведут себя, как мужчины, мужчины изнежены и не способны к принятию решений, как дамы, старики изо всех сил подражают молодым.
Непрезентабельная одежда для женщины приучает и вести себя, и ощущать собственно женщиной, а не героиней известного фильма, которая на вопрос: «Вы мужчина или женщина?» – отвечает: «Какая разница, товарищ!» Ведь такое нивелирование ничего, не считая боли, самой женщине не приносит.
Разумеется можно, думать, что так резко поменялись времена, что мы в любом виде можем ощущать и вести себя благочестиво и благоговейно. Но неспроста же писал прп. авва Дорофей: «Иное расположение души у человека, едущего на коне, иное у сидящего на престоле, и иное у сидящего на земля, иное у носящего прекрасную одежду, и иное у носящего худую».

И не стоит считать, что великий авва имел в виду всех, но исключительно не нас с вами.

Должна ли христианка носить платок вне храма?

Вот что пишет один из Священно служителей.
Добрый день. Нужно не забывать, что платок — символ духовной красоты дамы, который выделяет ее застенчивость, смирение и стремление к Богу, и его ношение, безусловно, только поможет в деле сасения.

Собственно поэтому святитель Феофан Затворник говорил, что для дамы ношение платка — особенный вид чина и соблюдение его — строго обязательно и душеполезно.В период апостола Павла головной убор дамы являлся признаком её замужества.

Благодаря этому, говоря со всей строгостью, условие покрывать голову в храме считается обязательным собственно для замужних женщин. В Киевской Руси, впрочем, очень давно есть традиция ношения платков в храм для абсолютно всех лиц женского пола безотносительно возраста и домашнего положения.

Я считаю, что этой традиции необходимо следовать.Носить ли платок вне храма?

Различные священники ответят по-разному.

Моё мнение – что это традиция хорошая и благочестивая .В холодный период года заместо платка можно носить и зимние шапки.Я не понимаю, почему мусульманки не боятся и не стесняются ходить с покрытой головой, даже небольшие и молодые. Вот они стали пред Богом, перед Аллахом, как они выражаются, и боятся, что Аллах их накажет.

А почему мы не боимся Бога, чтобы Господь нас не наказал? такое следование традициям у мусулманских женщин не может не вызывать почтение, а способность сопротивляться давлению современному социуму не может не вызывать даже восхищения! Благослови вас Господь!

А вот что пишет одна из сестёр.
Не бывает не Православных вариантов ношения платка!Искусство носить платок
автор Татьяна Балытникова-Ракитянская дата 21.11.2011
Я люблю носить платки. Как приятно бывает перед выходом из дома вдумчиво выбрать подходящий к костюму платок, подобрать способ повязывания, повертеться возле зеркала, тщательно драпируя складочки головного убора… Разумеется, все самое нарядное приберегается для воскресного дня: ведь каждая Литургия – это праздник Воскресения Христова, а так как мы, люди, состоим из духа и плоти, то радость праздника не может не выражаться у нас и в подобных земных вещах, как прекрасная одежда.

Однако, и деловой костюм будних дней может и должен быть привлекательным – а поэтому для окончания образа к нему выбирается и подходящий случаю платок.
Я уже вижу скептические улыбки на ваших лицах, читательницы – взгляду многих из вас, возможно, представляется неряшливая фигура в аляповатом нейлоновом платке, завязанным большим узлом под подбородком… «Что может тут быть привлекательного и праздничного, для чего носить аналогичное повседневно, по доброй воле?» недоумеваете вы.
С аналогичным непониманием доводится встречаться часто. К большому сожалению, за последнее сто лет, когда женский платок считался практически исключительно принадлежностью деревенских жительниц либо «религиозных фанатичек», культура ношения этого головного убора оказалась фактически утрачена на территории бывшего СССР.

Кажется, эта культура обязана была бы возродиться в церковной обстановке, так как традиции Русской Православной Церкви до этих пор предполагают покрытие женщинами головы во время молитвы.

Но – снова же, очень жалко – многие не так давно воцерковившиеся дамы в неофитском порыве стали давать данной детали костюма практически сакральное значение (автору таких строк доводилось слышать утверждения вроде «голову можно покрывать только платком, никаких шляпок!») и тем создали у большой части православного сообщества предубеждение против ношения платков. К сожалению, платок в настоящий момент очень часто воспринимается не как головной убор, не как привлекательный и хороший аксессуар – каковым он, несомненно, считается – а только как своего рода значок «я – православная» либо же как «пропуск в храм».

А неужели значок или пропуск могут быть красивыми и стильными?
В этой статье мне хочется разогнать хотя бы некоторые из мифов, которые связаны с женским платком, и еще поделиться с читательницами маленькими секретами его ношения. Может быть, эти рекомендации окажутся полезными, и кто то из вас, дорогие читательницы, даже подберет для себя этот головной убор, дающий женщине немало возможностей одеться прекрасно, стильно, комфортно и наряду с тем необычно.
Мифы и легенды

Должна ли христианка носить платок вне храма?

Вопрос про то, обязуется ли христианка носить платок вне храма не теряет собственной популярности на протяжении многих веков. А дело все в том, что чёткого пояснения, не считая единственного упоминания в Священном Писании нет.

Хотя в нём отмечено, что всякая супруга, которая молится с открытой головой, постыжает собственную голову.

Супруга согласно писанию, считалась во власти мужа, а он причислялся к образу, и еще славе Бога, то супруга не должна показываться на людях без накидки на голове в виде платка. Благодаря этому в Священном Писании прописано, что супруга должна на голове иметь собственной символ власти над ней, для Ангелов.

Должна ли христианка носить платок вне храма

Стоит ли христианке носить платок вне храма

Давно считали, что христианка, вышедшая замуж должна обязательно была обязательно носить на голове платок, таким образом символизируя преданность и принадлежность супругу. Опираясь на подобном высказывании, женщина не желающая или просто отказывающаяся покрывать голову, считалась простоволосой, что приравнивалось к порочности.

А это являлось неподобающим поведением для православной христианки, и её за это осуждали, так как она оскверняла супруга и Бога.
Справка! Девственницам в античности не запрещалось не прятать волосы под платком и даже дозволялось причащаться без обозначенного головного убора.

По сей день подобное положение остаётся пока что постоянным.

Почему женщинам нужно одевать платок и юбку в Церковь?

Должна ли христианка носить платок вне храма

Мнение церкви

Что же касается мнения церкви, то оно определенно, и священники призывают носить православным, замужним женщинам платки не только при посещении церкви или храма, при обращении к Богу в молитвах, но и в обычной жизни. Однако в теперешнем обществе не всегда головной предмет в виде платка будет сочетаться с дресс-кодом, установленый в компаниях для служащих.

Благодаря этому строгих требований к носке платков священники не предъявляют, но и не одобряют такие действия с точки зрения православной веры.

Хотя не делают для людей преград, которые ещё не крепки в собственной вере, но находятся на истинном пути.

Должна ли христианка носить платок вне храма

Подводя итоги, необходимо сказать, что православные дамы, которые на самом деле верны собственной вере не только душой, придерживаются установленных правил и пытаются одеваться в сдержанной форме, дабы не соблазнять невоздержанные взгляды другого пола. Но восприятие установленных церковных правил в наше время может трактоваться людьми по-разному опираясь мерой собственной испорченности.

Стоит ли православной христианке регулярно носить платок?

Добрый день! Скажите, пожалуйста, стоит ли православной христианке носить регулярно платок?

У меня много подружек мусульманок, и они ходят в хиджабах.

Я знаю, что до недавнего времени и православные, особенно старообрядцы, носили платки. Однако есть ли какое-либо определенное основание носить христианам регулярно платки в Священном Писании?

Есть ли там прямое, бесспорное указание на это?

Нужно ли носить платок?

И я слышала, что только за мужем до недавнего времени носили платки, а что же девицы? Неужели не все равны перед Господом?

А если в настоящий момент идет христианка по улице в платке, на нее косо смотрят и даже иногда осуждают? Осуждают за что?

За благочестивый вид? Почему в настоящий момент наше общество это так воспринимает?

Спаси Христос!
Доброго здоровья! Да, необходимо.
Всякая супруга, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает собственную голову: потому что это то же, как если бы она была обритая налысо; а если супруге стыдно быть обритой, пускай покрывается (Письмо ап. Павла к Коринфянам, 11, 5-11).
По поводу замужних женщин: им во время венчания священослужитель благословляет повойник и возлагает на голову. Покрытая голова означает, что она замужняя, имеет преданность супругу, повинуется и принадлежит ему, таким образом повинуясь и Богу.

Если замужняя женщина ходит с ненакрытой головой, другими словами простоволосая — это означает о её порочности, другими словами поведении, не соответствующем православной христианке.
Относительно того, кто как воспринимает христиан или за что-то осуждает. Здесь каждый воспринимает в меру собственной испорченности.

Жизнь христиан тяжелая, во все времена к христианам относились и относятся по-разному. Во всяком случае — это не наша проблема.

Кому мы хотим угодить, Богу или людям? Противник человеческого рода — дьявол, используя различные хитрости, сбивает христиан с доброго пути.

И если мы христиане, то мы обязаны подходить этому высокому званию — и душой, и внешним поведением, наружным обликом.

Необходимо одеваться скромно, опрятно, не вызывающе: юбка или платье не выше колен, блуза не в обтяжку, чтобы не оказаться соблазном для невоздержанных взглядов. Девушка, если она на самом деле девушка, немного в ином положении: она имеет право не носить платок в повседневной жизни.

Отвечают пастыри: Зачем женщине платок?

В античности девицы даже причащались без платка (как Христова невеста).

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Российская вера», который пользуется очень большой популярностью. Мы приобретаем новые вопросы православному батюшке фактически повседневно и очень много их поступает от начинающих христиан, которые только слыхали о старообрядчестве, а ознакомиться с ним ближе не могли.
Мы знаем как это бывает сложновато, — переступить порог храма и задать собственный вопрос священнику вживую. И разумеется, собственная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки.

Все таки, нам необходим духовный совет.
Мы верим, что все старания наших пастырей будут не бессмысленны даже в случае если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

О платках и шляпах…

– Оденьте девочке шапку.
– Матушка, молитесь спокойно…
– Нет, вы меня послушайте. Или оденьте шапку, или сейчас же выйдите из храма.
– Матушка, девочке можно пребывать в храме без головного убора.
– А я говорю – нельзя!
– Я сам священослужитель, что вы спорите.
– Ай-яй-яй… Сам священослужитель, а такого не знает… Священослужитель именуется… Чему других-то научит, когда сам ничего не знает.
Такой дружелюбный

)) разговор состоялся 2 года назад в храме небольшого российского городка, в котором я оказался волею случая.
Со мной была небольшая дочь, и она была без шапочки.
Вновь и вновь происходят аналогичные ситуации, и в них, наверняка, попадали и некоторые наши читатели. В действительности, а почему женщина одевает прежде чем войти в храм, головной убор?

И почему мужчины его, наоборот, снимают?
Давайте сегодня об этом побеседуем.
Такая традиция относится к глубокой христианской античности, а конкретно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя порядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову.

Головное покрывало, которое, к примеру, мы видим на иконах Богоматери, говорило о супружеском статусе дамы.

Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она находится в собственности мужа. «Оголить темя» дамы или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср.

Чис. 5:18).

Блудницы и порочные дамы показывали принадлежность к собственным особенного рода занятиям тем, что не покрывали голову.
Супруг имел право развестись со второй половинкой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считали оскорблением мужу.
Девочки и девушки голову не покрывали, еще раз повторю, благодаря тому, что покрывало было знаком особенного положения замужней дамы.
Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.
Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. В любом случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не благодаря тому, что так было положено.

Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, кроме особенных случаев.

Так, к примеру, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.
А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошёл к черте, за которой начнется все новое!

Люди, принявшие Христа как собственного Спасителя, переживают действительно революционное настроение. Немудрено в подобном состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому.

 

Это и случилось среди христиан Коринфа.

Большинство из них начинают обучать, что классические формы поведения и приличий необходимо анулировать. По данному поводу Ап.

Павел высказывает собственное мнение и говорит, что подобные споры очень вредны, потому что дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для чужих Церкви людей скандалистами, нарушителями обще-принятых приличий и норм поведения.

Для того чтобы доказать собственные слова, Апостол Павел, как он это любит и выполняет очень часто, разворачивает целое богословское подтверждение, что не надо нарушать принятых норм поведения. Сначала давайте прочитаем отрывок, в котором Павел говорит на данную тему.
А потом я буду брать по одной-две строчки и объяснять. Аналогичным образом, мы с вами разберем текст больше или меньше со всей серьезностью.
1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, супруге глава – супруг, а Христу глава – Бог.
4. Всякий супруг, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает собственную голову.
5. И всякая супруга, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает собственную голову, потому что это то же, как если бы она была обритая.
6. Потому что если супруга не желает покрываться, то пускай и стрижется; а если супруге стыдно быть остриженной или обритой, пускай покрывается.
7. Итак супруг не должен покрывать голову, так как он есть образ и слава Божия; а супруга есть слава мужа.
8. Потому что не супруг от жены, но супруга от мужа;
9. и не супруг создан для жены, но супруга для мужа.
10. Поэтому супруга и обязана иметь на голове собственной символ власти над нею, для Ангелов.
11. Однако ни супруг без жены, ни супруга без мужа, в Господе.
12. Потому что как супруга от мужа, так и супруг через жену; все же – от Бога.
13. Рассудите сами, достойно ли супруге молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если супруг растит волосы, то это бесславие для него,
15. однако если супруга растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей заместо покрывала?
16. А если бы кто захотел дискутировать, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы готовитесь не на лучшее, а на худшее.
18. Потому что, во-первых, слышу, что, когда вы готовитесь в церковь, между вами бывают деления, чему частично и верю.
19. Потому что надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
1-е Письмо к Коринфянам 11, 1-19
Разберем этот фрагмент подробно:
Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
Ап. Павел классически хвалит собственных адресатов. Если даже они виноваты, Апостол никогда не начинает с упреков, с критики.

Он говорит добрые слова, в свете которых виноватым должно стать стыдно, что они не оправдуют ожиданий великого Павла.
Про какие предания, которые держат люди, говорит Павел? Вероятнее всего, про то, что христиане не должны идти на инцидент с миром вокруг и с нехристианами. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.

12, 18) – любимый совет Ап.

Павла, который он очень часто напоминает христианам.
Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, супруге глава – супруг, а Христу глава – Бог.
Мы выше упоминали, что покрытие головы для дамы означало, что она – за-мужем, она подвластна мужу. Другими словами, платок на голове был знаком, что над нею есть супруг.
Собственную аргументацию Ап. Павел разворачивает и рисует целую цепочку взаимоподчиненности.

Он желает заверить читателей, что все в мире подчинено законам, пронизано иерархичностью.

И не нужно откладывать то, что есть и служит делу гармоничности и порядка. Необходимо выделить, что вообще Ап.

Павел уважает закон, правомерность и никогда не призывает христиан к бунтам, неповиновению, экстравагантным акциям.
Всякий супруг, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает собственную голову.
Не очень ясно, что имеет в виду Ап. Павел.

Может быть, он намекает на то, что покрывать голову обязан был человек отлученный, послушный херему (иудейской анафеме) за тяжкие грехи?
И всякая супруга, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает собственную голову, потому что это то же, как если бы она была обритая.
«Обритая» женщина – это выставленная на стыд за какое-то правонарушение. Для Павла удивительно слышать, что некоторые дамы снимают в христианских собраниях головное покрывало.

Почему они это делали?

Вы помните, как любили обращаться друг к другу христиане? Брат, сестра.

Мы все родные и близкие, духовные близкие люди. Сам Христос считал учеников Собственной семьей.

В Евангелии описана шокирующая история.

Как то Иисус, как в большинстве случаев, учил. «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

И, указав рукою Своею на учеников Собственных, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; потому что, кто будет выполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.

12, 47-50).
Нужно не забывать, как актуальны на Востоке были семейные связи, как много значили семья и близкие люди, чтобы понимать шокирующий радикализм слов Христа. Он Собственную семью расширяет на всех, кто станет Его учеником…
Благодаря этому христиане любили именовать друг друга брат и сестра, благодаря этому и священников мы ласково называем отцом, батюшкой, а почтенных пожилых прихожанок величаем матушкой. Христианская община – твоя семья!

А в семье, с собственными, женщина могла голову не покрывать, покрывала она ее, выходя к чужим, на улицу.
Вот благодаря этому некоторые коринфские христианки снимали головной платок, приходя в общину.
Но Ап. Павел не считает это удачной идеей.

Ведь окружающие не будут вникать в богословские тонкости взаимоотношений членов христианской общины.

Они будут судачить и зубоскалить. Вот собираются христиане вечерами на молитву.

Затворяют двери (непосвященных в собрание не пускали), выполняют там богослужения, которые сами именуют агапы – вечери любви. Что они там выполняют за закрытыми дверями, на вечерях любви, если даже дамы их, как в семье или как базарные блудницы, не покрывают голову?
Мы знаем о многих наветах и клевете, которую распространяли о христианах в первые века. Может быть так, что христианки Коринфа, снимая головные покрывала, тоже давали повод сочинять о христианах разные возмутительные сплетни.
Потому что если супруга не желает покрываться, то пускай и стрижется; а если супруге стыдно быть остриженной или обритой, пускай покрывается.
Апостол Павел любил (это у него был такой риторический прием) собственные размышления доводить, додумывать до конца, иногда карикатурного.
Так и тут. Не желает женщина покрывать голову – пускай бреется наголо.
Ясно, что Ап. Павел это в шутку сказал, а не в действительности давал такой совет.

Его задачей было заверить женщин, что снимать головное покрывало на богослужении – аналогичная глупость, как и бриться наголо.
Итак супруг не должен покрывать голову, так как он есть образ и слава Божия; а супруга есть слава мужа. Потому что не супруг от жены, но супруга от мужа; и не супруг создан для жены, но супруга для мужа.
Еще 1 риторический прием Ап. Павла – убеждать собственную мысль разнообразными примерами.

Через это мысль его получала новое подкрепление и убедительность.
Вот и тут, чтобы еще раз мотивировать необходимость женщине покрывать голову, Апостол напоминает эпизод с Моисеем. Когда Моисей сошел с горы Синай, от Бога, лицо его сияло так сильно, что он уложил на него покрывало (Исх., 34-я глава).

Вот так, говорит Ап. Павел, и в нашем мире.

Женщина – находится в собственности мужа.

Она сияет его славой и честью и должна оберегать это блистание под целомудренным покрывалом. Блистание это не должна открывать сторонним, но исключительно собственной семье.
Поэтому супруга и обязана иметь на голове собственной символ власти над нею, для Ангелов.
Не очень ясно, что Ап. Павел имеет в виду.

Может быть, ту историю из книги Бытие, что падшие ангелы прельстились красотой женщин и стали брать их себе в жены? Попробуйте вспомнить этот эпизод: «Когда люди начали умножаться на земля и появились на свет у них дочурки, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они прекрасны, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Обиход.

6, 1-2)… Это, по рассказу Библии, повлекло за собой рождение людей-исполинов, гнев Божий и потоп.
Может быть, Апостол Павел имеет в виду, что, покрывая лицо для чужих, женщина застрахована от той не приятные моменты, что она приглянется демону?
Тут есть и остальные предположения [1], но все таки неизвестно, что точно имел в виду Ап. Павел.
Однако ни супруг без жены, ни супруга без мужа, в Господе. Потому что как супруга от мужа, так и супруг через жену; все же – от Бога.
Ап. Павел смягчается. Очень сильно он «надавил» на христианок, чрезмерно строг был.

Благодаря этому он говорит, что все должны жить в уважении и любви и ни над кем не преобладать.
В конце Апостол приводит уже не богословские, а «естественные» доводы в защиту того, что женщина должна покрывать голову. Ведь даёт же ей Бог длинный волос. Неужели не ясно, что это для того, чтобы она могла закрывать собственную наготу:
Рассудите сами, достойно ли супруге молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если супруг растит волосы, то это бесславие для него, однако если супруга растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей заместо покрывала?
Завершается этот отрывок очень важным прибавлением. Тщательно прочитайте его:
А если бы кто захотел дискутировать, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы готовитесь не на лучшее, а на худшее.

Потому что, во-первых, слышу, что, когда вы готовитесь в церковь, между вами бывают деления, чему частично и верю. Потому что надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
Апостол говорит, что дискутировать, вводить какие-нибудь экстравагантные новшества – не надо: если бы кто захотел дискутировать, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Нет такого обычая – дискутировать и диктовать собственные мнения Церкви!

Однако, в конце Ап.

Павел говорит, что устанавливать и мирно обговаривать какие-нибудь вопросы – допускается. Возможно, тогда более искусный и убедительный оратор сможет довести собственную правоту.
А теперь, когда мы разобрали этот текст, давайте поставим несколько вопросов и на них дадим ответ:
Ношение женщиной головного покрывала имеет ли христианское основание?
Нет, это общая восточная традиция, которая была принята в период Ап. Павла.

Чтобы христиане не «скандализировали» общество, не казались смутьянами и нарушителями общественных приличий, говорит Ап. Павел, им необходимо придерживаться этого обычая.
Сам Ап. Павел считает это необходимым?
Безусловно. Ап.

Павел, возможно, как человек собственного времени и собственной культуры думал, что это немаловажно. Собственно поэтому Апостол так горячо, вновь и вновь приводя разные доводы, оберегает эту традицию.
С другой стороны, не будем преувеличивать и для самого Ап. Павла значения этой традиции.

Из всех собственных Посланий (а их – 14) Апостол лишь в одном и 1 раз касается данного вопроса. Возможно, благодаря тому, что поведение христианок Коринфа вызвало какие-нибудь скандалы в городе или нестроения в самой Церкви.

Вообще Ап. Павел очень мало уделяет внимания обрядам и традициям, на первое место ставя вопросы веры и нравственной жизни.
В действительности доводы Ап. Павла доказывают ли решительно-принципиально значимость ношения христианами головных покрывал?
Положа руку на сердце, можно сказать, что ни один из доводов Ап. Павла не имеет принципиального богословского веса и важности.

Если кто-то считает иначе, то пускай вспомнит, что Церковь отнюдь не сложно рассталась, к примеру, с тем утверждением Ап.

Павла, что мужчина не должен во время молитвы покрывать голову. Для мирян оно осталось в силе, но священники покрывают голову во время молитвы скуфейками, камилавками, митрами, клобуками и т.д.
В действительности, все доводы Апостола – это доводы, апеллирующие к традиции, обычаям, а не к принципиальным вещам, имеющим отношение к вере и Спасению.
Как, если из этого исходить, должна поступать благочестивая христианка?
Похвально, что в Киевской Руси сохраняется благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает почтение и уважение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла.
Однако будем помнить, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а конкретно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества.

Или, скажем, знаком вдовства либо просто уважаемого возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.
К тому же, женщина не должна относиться к головному покрывалу, как к чему-то принципиальному для веры и духовной жизни. Никаких «репрессий» к тем, у кого голова не покрыта, использовать нельзя.

Нельзя отлучать от Причастия, не допускать в храм и проч.

Христиане должны иметь в виду, что платок на голове у дамы – лишь дань древнему восточному обычаю, не больше.

Григорий Михайлов. Девушка, ставящая свечу перед образом.

1842. Государственная Третьяковка.
Сегодня наши бабушки эту девушку заставили бы одеть косынку. Но В то время, когда люди понимали, «что и как нужно в действительности», аналогичных ситуаций не появилось.
Если кто интересуется, два слова про косы:
Девочке волосы подстригали. Когда она становилась девушкой, другими словами переходила в иную статусную группу, девушке заплетали одну косу.

Эта коса была символом ее девичества, девушка берегла косу, ухаживала за ней. Существовало много поговорок на данную тему, к примеру: «Коса – девичья красота» и др.

В предверии замужества косу расплетали. Не во всех областях России косу подрезали, не во всех просто расчесывали с особыми обрядовыми песнями и причитаниями.

Расплетали в большинстве случаев дружки невесты.
После ей заплетали две косы, которые она теперь и обязана была носить. Эти косы укладывали вокруг головы.

Носить одну косу замужняя женщина не имела возможности, это было некрасиво.
Косу обрезали девушке, если она впадала в блуд и лишалась девичества.
Также косу обрезали при монашеском постриге.

Аким Карнеев. Крестины.

2-я пол.

19-го века.
Внимание свое обратите на девушку, которая держит ребенка. Она тоже не покрыла голову.

Одна коса говорит про то, что перед нами девушка, возможно, нянька ребенка (а, может быть, крестная? но крестная бы предпочтительней оделась).
И последний вопрос: Как относиться к тому, что не исключительно за Западе, но и во многих Православных Поместных Церквах (Греческой, Сербской и др.) дамы в храме головы не покрывают?
В странах востока, преимущественно на балканском полуострове, на самом деле наметилась традиция женщинам в храме головы не покрывать. Греческие священники утверждали мне, что эта традиция идет от того времени, когда Греция и Балканы были под руководством турок.

Турчанки очень обязательно соблюдают эти все обряды покровения головы.

Греческие дамы, в пику им, в храме платки снимали, говоря прочие нормы поведения.
Так это либо нет, я не знаю, но во всяком случае их традиции – их традиции. Никто не запретит русской женщине, если она желает подходить духовной традиции, принятой на ее Родине, одевать на входе в храм платок.
Также и мы обязаны к другим культурам относиться без осуждения.
По-моему, немного в теме разобрались. Жду ваших комментариев и вопросов, которые смогут помочь нам абсолютно в ней разобраться.
Чтобы вам не было совсем тоскливо читать нашу публикацию

и в виде иллюстративного приложения, – пару фотографий египетских женщин, одетых в согласии с их культурой. Эти фотографии я сделал 6 лет тому назад в Египте.

Культура эта сбереглась практически аналогичный, какой была в период Апостолов. Показываясь на людях, дамы всегда покрывают головы платком.

Можно ли женщинам не покрывать голову в Храме?

[1] В благочестивой литературе существует мнение, что идет речь о светлых Ангелах, к примеру об Ангелах Хранителях. Когда женщина носит покрывало, Ангелы видят, что она – замужем, и помогают ей в супружеской жизни.
Это прекрасное предположение, но едва ли верное. В то время, когда писал Ап.

Павел, еще не было сформулировано учение об Ангелах как помощниках, тем более не было учения об Ангелах Хранителях. Оно возникло в дальнейшие христианские века.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *