Как Айседора Дункан стала знаменитой танцовщицей – путь к успеху
Айседора Дункан прославилась тем, что расширила границы танца и создала собственный оригинальный стиль, который обрел название «танцы босоножек».
Это была сильная женщина, профессиональная жизнь которой складывалась удачнее, чем собственная. Но, не обращая внимания на все трудности, Айседора смогла сберечь силу духа и желание плясать.
О чем статья:
Начало начал Айседоры Дункан
Грядущая популярная танцовщица появилась на свет во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века в Сан-Франциско в семье банкира, Джозефа Дункана. Она была самым младшим ребенком в семье, а ее старшие братья и сестра также связали собственную жизнь с танцами.
Детство у Айседоры было нелегким: в результате банковских махинаций, ее отец разорился — и ушел из семьи. Мэри Айседоре Грей понадобилось одной подымать четырех детей.
Но, не обращая внимания на все трудности, в их доме всегда звучала музыка, всегда танцевали и ставили пьесы по древним произведениям.
Благодаря этому нет ничего поразительного в том, что, подросшая в такой творческой атмосфере, Айседора решила стать танцовщицей. Девочка стала плясать уже в 2 года, а в шесть лет молодое дарование стала учить танцам соседских детей — так девочка помогала матери.
В 10 лет Анжела (имя Айседоры Дункан) решила кинуть школу за ненужностью, и полностью посвятить себя изучению танцев и прочих направленностей искусства.
Видео: Айседора Дункан
Открытия юности — «рождение» большой босоножки
В 1895 году 18-летняя Дункан наряду с семьей перебралась в Чикаго, где продолжила плясать в вечерних клубах. Но ее выступления разительно отличались от номеров иных танцовщиц.
Она была диковинкой: танцы без обуви и в греческом хитоне изумляли публику. Для Айседоры традиционный балет был лишь комплексом механических движений тела.
Девушке от танца было следует больше: она стремилась передать чувства и эмоции через танцевальные движения.
В 1903 году Айседора с семьей совершила экскурсию в Грецию. Для танцовщицы это было творческим паломничеством: Дункан находила вдохновение в античном мире, а ее идеалом стала танцующая Гетера.
Конкретно данный образ и лег в основу знаменитого «дункановского» стиля: выступления без обуви, полупрозрачная туника и распущеные волосы.
В Греции, по инициативе Дункан, было начато строительство храма для проведения танцевальных занятий. Выступления танцовщицы проходили в сопровождении хора из мальчиков, и в 1904 году она объездила с этими номерами Вену, Мюнхен и Берлин.
И в том же году встала во главе танцевальные школы для девочек, расположившейся недалеко от Берлина в Грюневальде.
Танец Айседоры — больше, чем жизнь
Стиль танца Айседоры выделялся обычностью и поразительной пластичностью движений. Она хотела станцевать все — от музыки до стихотворений.
«Айседора пляшет все, что иные говорят, пою, пишут, играют и рисуют, она пляшет Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она пляшет «Primavera» Боттичелли и стихи Горация», — так говорил о Дункан Максимилиан Волошин.
Для Айседоры танец был настоящим состоянием, и она мечтала наряду с единомышленницами о создании нового человека, для которого танец станет более чем естественен.
Сильное влияние на ее мировоззрение оказали работы Ницше. И, Находясь под впечатлением от его философии, Дункан написала книгу «Танец грядущего».
Айседора думала, что учить танцам необходимо всех. В школе Грюневальде знаменитая танцовщица не только обучала воспитанников собственному искусству, но и практически содержала их.
Эта школа действовала до начала Первой мировой.
Трагедии в жизни Айседоры Дункан
Если в карьере у Айседоры все складывалось хорошо, то с обустраиванием личной жизни было немного тяжелее. Насмотревшись на семейную жизнь родителей, Дункан придерживалась феминистких взглядов, и не спешила заводить семью.
Разумеется, у нее были романы, но выходить замуж звезда танцевальной сцены не собиралась.
В 1904 году у нее был кратковременный роман с режиссером-модернистом Гордоном Крэгом, от которого она родила дочь Дейдру. Позднее у нее появился сын Патрик от Париса Юджина Зингера.
Неистовая Айседора. Г.Комлева.
Furious Isadora. Gabriela Komleva (1987)
Но с ее детьми случилась страшная трагедия: в 1913 году сын и дочь Дункан погибли в автокатастрофе. Айседора впала в депрессию, однако она просила за шофера, из-за того что он был домашний человек.
Позднее она родила еще сына, но ребенок скончался через пару часов после рождения. От отчаянного шага Айседору остановили ее воспитанницы. Дункан удочерила шесть девочек, и ко всем собственным воспитанникам она относилась, как к родным детям.
Не обращая внимания на собственную популярность, танцовщица не была богатейшей. Практически все собственные накопления она вкладывала в развитие танцевальных школ и благотворительность.
Путь в Россию
В 1907 году популярная и одаренная Айседора Дункан выступила в Петербурге. На ее выступлениях в числе гостей были члены семьи императора, и также Сергей Дягилев, Александр Бенуа и остальные знаменитости искусства.
Тогда же Дункан познакомилась с Константином Станиславским.
В 1913 году она вновь с гастролями посетила Россию, в которой у нее было много любителей. Даже начали возникать студии свободного и пластического танца.
В первой половине 20-ых годов двадцатого века Луначарский (нарком просвещения РСФСР) предложил ей открыть школу танца в советском союзе, обещав всестороннюю поддержку с государственной стороны. Для Айседоры Дункан открылись новые перспективы, она была счастлива: в конце концов она сможет уехать из буржуазной Европы и осуществить собственную мечту о создании особой танцевальной школы.
Но все оказалось не очень просто: не обращая внимания на материальную поддержку, Айседоре понадобилось решать большинство домашних проблем самой, а главную часть финансов она добывала собственными силами.
Айседора и Есенин
Тогда же, в первой половине 20-ых годов двадцатого века, состоялось ее знакомство с уже состоявшимся поэтом Сергеем Есениным. Их отношения вызывали много неоднозначных мнений в обществе, большинство людей не понимали — что нашла популярная по всему миру Айседора Дункан в простом пареньке Сергее Есенине?
Остальные же недоумевали — что прельстило молодого поэта в женщине, которая была старше его на 18 лет? Когда Есенин читал ей стихи, как потом вспоминала Дункан, она ничего в них не понимала — помимо того, что это было прекрасно, и их написал гений.
И общались они через переводчика: поэт не знал британский, она – российский. Вспыхнувший роман развивался очень быстро: вскоре Сергей Есенин переселился в ее жилую площадь, они величали друг друга «Изадора» и «Езенин». Их отношения были очень бурными: у поэта был очень раздражительный, несдержанный характер.
Как отмечали многие, он любил Дункан странной любовью. Достаточно часто ревновал ее, пил, иногда поднимал руку, уходил — потом возвращался, принёс свои извинения.
Друзья и поклонники Айседоры были возмущены его поведением, она же сама думала, что у него просто временное расстройство психики, и скоро все наладится.
Прощайте, друзья, я еду к славе!
К большому сожалению, карьера танцовщицы развивалась не так удачно, как того ожидала Дункан. И она решила уехать за границу. Но, чтобы Есенин смог выехать одновременно с ней, им необходимо было сыграть свадьбу.
В первой половине 20-ых годов XX века они узаконили отношения и взяли двойную фамилию Дункан-Есенин.
Какое то время они путешествовали по Европе, а потом вернулись в Америку. Айседора пыталась сделать поэтическую карьеру Есенину.
Но поэт все больше страдал от депрессий и устраивал скандалы.
Пара вернулась в советском союзе, но позднее Дункан уехала в Париж, где и обрела телеграмму от Есенина, в которой он сообщал, что полюбил иную женщину, женился и счастлив.
Айседора продолжала заниматься танцами и благотворительностью. И она никогда не говорила о Сергее Есенине ничего дурного.
Жизнь популярной Дункан оборвалась трагически: она удушилась собственным шарфом, нечаянно попавшим в ось автомобильного колеса, когда она совершала прогулку. Прежде чем автомобиль тронулся, она воскликнула провожавшим: «Прощайте, друзья, я еду к славе!»
Для Айседоры Дункан танец был не просто механическим движением рук и ног, он должен был стать отражением внутреннего мира человека. Она хотела создать «танец грядущего» — он должен был стать настоящим для людей, их вдохновением.
Философия большой танцовщицы нашла продолжение: ее ученицы стали хранительницами устоев свободного пластичного танца и искусства великолепной и талантливой Айседоры Дункан.
Школа танца Айседоры Дункан: неудобный эротизм или искусство грядущего?
Получайте на почту 1 раз в день одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и Vkontakte.
Айседора увлекалась танцами с 6 лет, а с собственной концертной программой первый раз выступила в Будапеште в 1903 г. Спустя год она захватила Россию. Ее «свободный танец» дали хорошую оценку любители русского балета, а С. Дягилев даже говорил, что ее гастроли нанесли традиционному балету «удар, от которого он никогда не оправится».
Андрей Белый восхищенно писал: «. она вышла, легкая весёлая, с детским лицом. И мне стало плнятно, что она – о несказанном.
В ее улыбке была заря. В движениях тела – запах зеленого луга. Складочки ее туники, точно журча, бились пенными струями, когда отдавалась она пляске вольной и чистой».
В 1907 г. в РФ была опубликована книжка Дункан «Танец грядущего», где она объясняла собственные взгляды на искусство.
Танец был для Айседоры больше, чем просто танец, она создала свою философию натуральности и свободы: «Для меня танец не только искусство, позволяющее человеческой душе выявиться в движениях, однако он еще и основа целой концепции жизни, более изысканной, более гармоничной, более естественной. …все подчиняется этому верховному ритму, отличительным признаком которого считается струение. Ни в чем природа не совершает скачков; между всеми моментами и состояниями жизни есть очередность, которую должна свято исполнять в собственном искусстве и танцовщица, иначе она превратится в неестественную, лишенную истинной красоты, марионетку. Искать в природе наиболее великолепные формы и искать движение, которое обнаруживает душу этим форм, – вот искусство танцовщицы», – писала она в статье «Искусство танца» в 1913 г.
В Америке Айседору не признавали, и она решила перебраться в страны Европы, где к новым направлениям хореографии относились более благосклонно. В Париже она открыла собственную школу танцев.
Но помня о собственном успехе в РФ, Дункан мечтает туда вернуться. Айседора написала письмо Луначарскому, заявив про то, что устала от буржуазного, коммерческого искусства и мечтает плясать для типичных людей, для масс. В ответ он позвал Дункан в Россию и пообещал ей «школу и тысячу детей».
Ей предъявили дом на Пречистенке с 2-мя большими залами для танцев.
Не обращая внимания на то, что Дункан была все еще довольно востребована в РФ, на нее обрушился шквал критики. В. Мейерхольд называл ее «полностью устаревшей», пришедшие к власти коммунисты считали ее танец мистическим и неудобным.
Критики с возмущением писали о ее зрелом возрасте и лишнем весе, отмечая не танцевальное искусство, а «тяжелые ноги» и «трясущиеся груди». Ее костюм величали безвкусным, писали, что она смешно и пошло смотрится в полупрозрачных коротких туниках.
Американец Ф. Голдер, описывая праздник, на котором танцевала Дункан, не сдерживался в выражениях: «Специализированным гостем была Айседора Дункан; женщина была либо пьяной, либо сумасшедшей, либо и то, и другое. Она была полуодета, и просила юношей одернуть ее хитон».
Во время собственного нахождения в РФ Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным и в 1922 г. стала его женой. А вскоре ей поступило предложение дать серию представлений в Америке. На этот раз Америка повстречала ее аншлагами и овациями, однако не во всех городах.
Ее изгнали из Чикаго и Бостона, в Бруклине она упала со сцены. Критики опять были беспощадны: в ее коротком красном костюме видели большевистскую пропаганду и неудобный эротизм.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Айседора Дункан — автобиография, личная жизнь: история жизни танцовщицы
Имя: Айседора Дункан (Isadora Duncan)
Дата рождения: 27 мая 1877 года
Дата смерти: 14 сентября 1927 года
Место рождения: Сан-Франциско, Калифорния, США
Деятельность: американская танцовщица
Семейное положение: была замужем
Айседора Дункан — автобиография
Имя американской танцовщицы известно каждому в РФ. Прежде всего, так как Айседора Дункан была женой Сергея Есенина. Но жизнь этой знаменитой личности интересная сама по себе.
Не напрасно она привлекала в очень разный период времени писателей и режиссеров.
Айседора Дункан — ранние годы
Детство Айседоры было несчастливым. Ее отец обанкротился и покинул семью еще до рождения будущей танцовщицы. Джозеф Дункан оставил жену с четырьмя детьми без всяких денег на жизнь.
Небольшую Айседору отдали в школу в пятилетнем возрасте. С первых лет она чувствовала себя чужой среди сверстников.
Ее одноклассники жили в нормальных и порядочных семьях, мама же Айседоры полагала, что имущественные ценности не имеют никакого значения.
И хотя, в определенном смысле женщина, в жизни которой искусство играло значительную роль, была частично и права, жизнь собственной дочурки она сделала невыносимой, чрезмерно рано предоставив ей полную свободу и независимость. Айседоре было тринадцать лет, когда она решила не посещать более школы, так как была убеждена, что занятия там считаются не чем другим, как бесполезным времяпровождением.
Бросив школу, Айседора приступила к самообразованию. Она серьёзно занималась музыкой и хореографией, но делала это только по своей системе. В последующем, когда она стала знаменитой танцовщицей, на вопрос про то, кто был ее педагогом, Дункан отвечала: «Афродита!», чем приводила в немалое изумление репортеров.
В реальности, Айседора всю жизни увлекалась древнегреческой культурой, хотя это и не мешало ей интересоваться современным искусством.
В восемнадцать лет Айседора решила завоевать американскую публику, а поэтому отправилась в Чикаго. В этом городе у нее завязался роман с одним из ее любителей.
Избранником ее стал небогатый семейный поляк по имени Иван Мироски. Романтичная история кончилась очень печально, что положило начало череде беспросветных неудач в собственной жизни. Счастья в ее жизни не было никогда.
Автобиография Дункан включает столь печальные факты, что кажется поразительным воспоминания очевидцев, которые отзывались об этой женщине, как о человеке очень жизнерадостным и чрезвычайно восторженном.
Дункан всегда настаивала на том, что искусство танца должно быть основано натуральности, отображать чувства и эмоции исполнителя. Ее идеи были не только новаторскими, но вступали в острое противоречие с традиционной балетной школой.
Хотя, нужно заявить, что выдающаяся балерина Анна Павлова отнеслась во время первоначальной поездки Дункан в Россию, к манере выполнения американской танцовщицы очень благосклонно.
Первые выступления Айседоры Дункан происходили во время светских вечеринок. Восходящая звезда пользовалась популярностью среди представителей американского высшего общества. Она собой представляла некое добавление к изысканным увеселениям, модную диковинку.
Танцевала Айседора, как все знают, исключительно без обуви, не признавая пуант.
Благодаря собственной популярности, Айседора значительно поправила материальное положение. И вскоре наряду с семьей успела реализовать заветную мечту, а конкретно – осуществить паломничество в Грецию.
По улицам современных Афин Дунканы расхаживали в сандалиях и туниках, приводя районное население в сомнение. В Греции Айседора начала постройку храма и провела отбор мальчиков, пение которых в последствии сопровождало ее выступления.
Айседора Дункан — автобиография личной жизни
После плохой истории с женатым поляком, в жизни Дункан появился яркий и привлекательный артист. Его Айседора первый раз заметила на сценической сцене, в применении Ромео.
А поэтому в последующем называла Вручения Оскара Бережи (так звали нового возлюбленного) исключительно именем шекспировского героя. Но и с ним Дункан не получилось связать собственную жизнь: артист избрал карьеру. Потом в жизни знаменитой танцовщицы был практически неизвестный писатель.
Впрочем эти отношения носили платонический характер и никак не имели возможности перерасти во что-то серьезное.
Его Айседора называла Тедди. Данный человек был талантливым театральным постановщиком, и он сыграл значительную роль в жизни Дункан.
Их счастье не было безоговорочным. Крэгу случалось регулярно решать проблемы с финансами Дункан, которая не просто не любила экономить, но с юности до последних дней собственной жизни разбрасывалась деньгами.
Даже в том случае, когда она оказывалась на грани нищеты. У киноактера, более того, были и остальные дамы, на что Айседора старалась смотреть с пониманием, так как полагала, что свобода больше всего. От Крэга у Айседоры появилась на свет дочь, о которой она давно мечтала.
Впрочем женой Крэга стала, все же, его давнишняя возлюбленная Елена.
Во время собственной первоначальной поездки в Петербург, Дункан дала несколько концертов. В РФ она подружилась с выдающимися личностями в мире искусства.
Прежде всего, это были Анна Павлова и Константин Станиславский. Всем известный театральный функционер открыто восхищался талантом Дункан, и между ними чуть было не завязался роман.
Впрочем взгляды Станиславского на отношения между мужчиной и женщиной существенно отличались от представлений Айседоры. Он не признавал безграничную свободу и не понимал легкомысленности Дункан.
Айседора Дункан и Юджин Зингер
Этого мужчину Айседора прозвала Лоэнгрином. Он был миллионером, сыном основателя очень большого бизнеса по изготовлению швейных машин. Зингер до конца дней Дункан поддерживал ее финансово и всегда оставался ее надежным товарищем.
От него танцовщица родила сына.
В 1913 в жизни Дункан случилась трагедия, которую едва ли может пережить мама. Накануне до этого ее тревожили страшные видения.
Во время нахождения в РФ она словно слышала регулярно похоронный марш. После возвращения из Санкт-Петербурга она отправилась в Париж наряду с детьми. Во французской столице их ждал Зингер.
Как то, после праздничного вечера в ресторане, Айседора отправила детей домой с гувернанткой на такси. По время поездки мотор заглох, и шофер вышел проверить автомобиль. Неожиданно машина заработала… Они проезжали мост.
Автомобиль с гувернанткой и детьми отправился прямо в Сену.
От этого горя Айседора не оправилась никогда. Существенно позднее, когда она стала женой русского поэта, близкая подружка недоумевала, отчего та прощает собственному молодому супругу столько скандальных, которые не имеют объяснения выходок.
Как то Дункан сказала ей: «Неужели ты не видишь? Он так похож на Патрика».
Патриком звали погибшего сына Дункан, мальчика с золотыми вьющимися кудряшками.
Автобиография Айседоры Дункан
Супруг — Сергей Есенин (с 1922 г.)
Партнёры: Эдуард Гордон Крэг, Романо Романелли
Родители: Джозеф Чарлз Дункан, Мэри Дора Греи?
Дети: Ирма Дункан, Анна Дункан, Патрик Дункан, Дердри Дункан
Айседора Дункан (1877-1927) – знаменитая американская танцовщица-новатор, являлась основоположницей свободного танца. Ей принадлежала разработка целой системы и пластики, которая связана с древнегреческими танцами.
Много раз в результате опросов Дункан признавалась величайшей танцовщицей мира.
Айседора известна также тем, что была женой великого русского поэта Сергея Есенина.
Детство
Айседора возникла на свет 27 мая 1877 года. Случилось это в американском штате Калифорния, в городе Сан-Франциско на улице Гири.
Её настоящее имя – Дора Энджела Дункан.
Её отец, Джозеф Чарлз Дункан, провернул крупную банковскую аферу, после этого забрал все деньги и сбежал, оставив беременную жену с тремя детьми без денег.
Мама будущей танцовщицы, Мэри Дора Грэй Дункан, по собственному переживала эту трагедию, она ничего не имела возможности есть помимо устриц, которые запивала холодным шампанским. В последствии, когда журналисты задавали Айседоре вопрос, в каком возрасте она первый раз начала плясать, женщина не в серьез отвечала, что, наверняка, ещё в утробе матери, так давали о себе знать шампанское и устрицы.
Детство девочки радостным совсем не назовешь. Мама еле-еле вытягивала на собственных плечах сейчас уже четырех детей и длительное время отбивалась от обманутых отцом инвесторов, которые то и дело митинговали под их окнами.
Нужно отдать должное маме Айседоры, женщину не сломили такие беды и не приятные моменты. Она дала себе слово, что воспитает собственных детей, обеспечит всем важным и вырастит из них хороших людей. По профессии мама была музыкальным исполнителем, и чтобы содержать семью, ей случалось довольно много работать, давая приватные уроки.
Благодаря этому она просто физически не имела возможности уделять собственным детям необходимого внимания, особенно очень маленькой Доре.
Чтобы не оставлять малышку дома одну надолго, её уже в 5 лет отдали в школу, скрыв при этом настоящий возраст девочки. Насовсем в сердце и в памяти Айседоры остались те малоприятные воспоминания и чувства из детства, когда она чувствовала себя некомфортно и одиноко среди старших по возрасту благополучных одноклассников.
Но были в раннем возрасте девочки и положительные моменты, хотя и редкие. Самоотверженная мама вечерками принадлежала только собственным детям, она играла им произведения Бетховена и прочих легендарных композиторов, читала Уильяма Шекспира, с первых лет прививая любовь к искусству.
Дети, как цыплята вокруг курочки, объединились вокруг мамы, образовав крепкий и сплочённый клан Дунканов, который готов был кинуть вызов всему миру, если потребуется.
Пристрастие танцем
Можно сказать, что уже в шестилетнем возрасте Дора открыла собственную первую школу танцев. Это потом она выполняла их по всему миру, а тогда небольшая девочка наряду с сестрой просто учила соседскую детвору плясать, прекрасно и пластично двигаться. А к десяти собственным годам Дункан уже зарабатывала танцами собственные первые деньги.
Она не просто обучала младших детей, но и выдумывала новые привлекательные движения. Это были её первые шаги в разработке собственного дизайнерского стиля в танцах.
Очень рано заинтересовали Айседору представители другого пола. Нет, она абсолютно не была распущенной нимфеткой, просто с юных лет отличалась влюбчивостью.
Первый раз ей приглянулся молодой мужчина Вернон, работавший на аптечном складе. Доре было в то время всего одиннадцать лет, однако она так уверенно добивалась внимания к себе, что Вернону понадобилось врать, будто бы он помолвлен. И только когда парень заверил Айседору, что скоро женится, она от него отстала.
Девочка была ещё совсем юной, влюблённость оказалась наивной по-детски, однако уже тогда стало ясно, что вырастет из неё упрямая и эксцентричная особа.
Программа в шкалах давалась Доре с огромным трудом. И не благодаря тому, что она чего-то не понимала, напротив, Дункан была очень способной.
Просто школьные занятия вызывали у Айседоры ужасную тоску. Девочка неоднократно убегала с уроков и бродила по морском берегу, прислушиваясь к музыке прибоя и выдумывая под шум волны лёгкие воздушные танцевальные движения.
Айседоре было тринадцать лет, когда она кинула школу, сказав, что не видит в обучении никакого смысла, считает это занятием бесполезным, в жизни она и без школьного образования сможет достигнуть многого. Она серьёзно стала уделять внимание музыке и танцам.
Сначала девушка занималась самообразованием. Но вскоре ей посчастливилось и без чьих-либо протекций и советов, без блата и денег: она попала к знаменитой американской танцовщице и актрисе Лои Фуллер, которая являлась основательницей танца модерн.
Фуллер взяла Айседору к себе в ученицы, однако уже в недалеком будущем молодая Дункан стала выступать одновременно со своей наставницей. Так продолжалось много лет, а к восемнадцати годам одаренная воспитанница отправилась подчинять Чикаго.
Собственные танцевальные номера она показывала в вечерних клубах, где её представляли публике как экзотическую диковинку, так как выступала Айседора без обуви и в коротком древнегреческом хитоне. Публика была шокирована манерой выполнения Дункан, она танцевала так чувственно и нежно, что нереально было оторвать взгляд от её движений и подняться с кресел после завершения танца.
Такая длина платья в то время была немыслимой даже для прогрессивной Америки, все таки никто ни разу не именовал танцы Айседоры вульгарными, настолько они были легки, изящны и свободны.
Выступления Айседоры были успешными, что дало возможность ей сделать лучше материальное состояние и отправиться подчинять Европу.
В 1903 году она приехала со всем семейством Дункан в Грецию. Уже в 1904 году прошли оглушительные выступления Айседоры в Берлине, Мюнхене, Вене.
В странах Европы она довольно быстро захватила популярность.
В 1904 году состоялись первые гастроли Айседоры в Петербурге. Потом она ещё неоднократно приезжала в Россию, где было довольно много поклонников её таланта.
Не обращая внимания на такой успех, Дункан не была богатейшей женщиной, все заработанные деньги она тратила на открытие новых танцевальных школ. Были моменты, когда у неё абсолютно не было денег, тогда Айседоре помогали друзья.
Личная жизнь
После служащего аптекарского склада Вернона, в которого Айседора влюбилась в одиннадцатилетнем возрасте, в течение 6-ти лет она была занята исключительно танцами, работой и карьерой. Её юные годы прошли без амурных приключений.
А начав с 17 лет, Дункан испытала все чувства, которые подчинены женщине на Земля, – любовь, сожаления, счастье, горе, боль, трагедии. У неё, принципиальной противницы брачных отношений, была чрезмерно кипучая личная жизнь.
Её любовниками стали различные мужчины: старые и юные, женатые и холостые, богатые и бедные, привлекательные и талантливые или вообще никакие.
Когда она выступала в чикагских вечерних клубах, в Айседору до беспамятства влюбился польский эмигрант, дизайнер Иван Мироцкий. Он не слыл красавцем, носил бороду, а его копна волос на голове была яркого рыжего цвета.
Все таки Дункан прониклась к нему симпатией, даже не обращая внимания на то, что мужчина был старше практически на тридцать лет. Их роман с прогулками по лесу, поцелуями, ухаживаниями продолжался полтора года.
Дело начало двигаться к свадебной церемонии, и уже была назначена её дата, когда брат Айседоры выяснил, что Мироцкий женат, его жена проживала в странах Европы. Дункан мучительно переживала этот разрыв, он стал для неё первой положительной трагедией в жизни.
Чтобы обо всём забыть, она решила уехать из Америки.
Потом в её жизни появился актёр-неудачник Оскар Бережи. Ей было 25 лет, Оскар стал первым мужчиной Айседоры, не обращая внимания на то, что она регулярно вращалась в богемных кругах.
Свадьбы опять не вышло, так как Бережи рекомендовали интересный договор, и он предпочёл Айседоре карьеру, уехав в Испанию.
Через 4-ре года Дункан познакомилась с театральным режиссёром Гордоном Крэгом. Айседора родила от него дочь, но в недалеком будущем Крэг их бросил и женился на собственной давней знакомой.
Преемник знаменитой династии, придумавшей швейные машинки, Парис Юджен Зингер – следующий мужчина в жизни Дункан. Он сильно хотел ознакомиться с танцовщицей и как то после выступления сам пришёл к Айседоре в гримёрку.
Замуж за Зингера она не вышла, хотя родила от него сына.
Трагедия с детьми
У неё был оригинальный дар: Дункан предчувствовала, когда рядом ходила смерть. В её жизни неоднократно бывало, что сама природа отправляла ей какой-то символ, а практически сразу после этого умирал кто-нибудь из близких, друзей или знакомых Айседоры.
Благодаря этому, когда в 1913 году её начали мучать страшные видения, женщина потеряла покой. Ей регулярно слышались похоронные марши и виделись небольшие гробики. Она с ума сходила, переживая за собственных детей.
Дункан пыталась сделать жизнь малышей полностью неопасной. С гражданским мужем и детьми они перебрались в негромкое уютное место Версаль.
«Танец будущего Айседоры Дункан: философия и практика». Лекция Елены Юшковой
Как то Айседора располагалась с детьми в Париже, у неё возникли там неотложные дела, и она отправила малышей с шофёром и гувернанткой домой в Версаль. По пути машина заглохла, шофер вышел, чтобы узнать причину.
В данный момент автомобиль поехал и упал в реку Сену, детей спасти не получилось.
Депрессия у Айседоры была жуткая, все таки она нашла в себе силы выступить в защиту шофёра, понимая, что у него тоже есть маленькие детки.
Она была как камень, не хныкала и никогда ни с кем не говорила об этой трагедии. Но как то во время прогулки у реки заметила призрак собственных несовершеннолетних детей, они удерживались за руки. Женщина закричала, у неё возникла истерика.
На помощь к ней кинулся парень, проходивший мимо. Айседора глянула ему в глаза и тихо сказала: «Спасите… Подарите мне ребёнка!» От этой мимолётной связи она родила ребенка, однако он прожил только несколько дней.
Дункан и Есенин
В первой половине 20-ых годов двадцатого века в её жизнь пришла наибольшая любовь. Она познакомилась с русским поэтом Сергеем Есениным.
Кипучий роман начался тут же в течении дня знакомства. Она влюбилась в него, из-за того что Сергей напоминал ей небольшого светленького сына с глазами голубого цвета.
Разница в восемнадцать лет не помешала им стать супругами в первой половине 20-ых годов XX века, в жизни Дункан это был первый и единственный брак.
Есенин любил Айседору безумно и восхищался ею, они путешествовали по Европе и Америке, были счастливы, но непродолжительное время. Он абсолютно не знал английского, а Айседора русского.
Но не только эти трудности в языковом контакте нарушили их идиллию. Есенина угнетало, что за рубежом все воспринимали его только как мужа большой Айседоры Дункан.
Страсть прошла, и вечного амурного союза не вышло. Сергей вернулся в Россию через 2 года после свадьбы, а Айседора продолжала его предпочитать.
Он ушёл из жизни в 1925 году, в жизни Дункан не стало ещё одного светловолосого, голубоглазого, самого любимого.
Смерть
Любовь и смерть Айседоры Дункан
Одна близкая подружка говорила про Айседору, что для неё быстро двигаться было плюс к этому нужно, как дышать. Дункан всю жизнь неслась, как безумная, делая остановку только для того, чтобы поесть и выпить.
У неё были все предпосылки, чтобы разбиться на машине минимум раз двадцать.
Машины стали в жизни Айседоры каким-то наваждением и играли мистическую роль. Её дети погибли в автокатастрофе, сама танцовщица не 1 раз разбивалась, рассекая на машинах по России.
За время европейского поездки с Есениным они поменяли 4-ре автомобиля, из-за того что Дункан просто терроризировала шофёров, требуя ехать как можно скорее, и несколько раз эти её требования заканчивались плачевно.
Она словно всю жизнь играла с автомобилями: кто кого? Машины приносили ей боль, сожаления и трагедии, а она опять садилась и мчалась. 14 сентября 1927 года в Ницце наступил финал, Дункан проиграла.
У неё было свидание с очередным любовником Бенуа Фалькетто. Айседора села на пассажирское сидение его двухместного спортивного автомобиля и не увидела, как край длинной шали остался за бортом и зацепился за заднее колесо.
Бенуа дал газу, автомобиль сдвинулся с места, шаль в натяжку, как струна, и в один миг сломала шею Айседоры. В 9.30 вечера в клинике Сен-Рош врачи зафиксировали смерть большой танцовщицы.
Как Опра Уинфри Стала Знаменитой (История Успеха)