Постановка звука «Р»: как научить ребенка объяснять непослушный звук
“Как научить ребенка говорить букву р?” — волнуются мамы, когда слышат обычные “лыба” и “лысь”, а восклицание: “Мама, ты класная!”- приводит в замешательство.
Волноваться не стоит. Постановка звука р — методика, которая вполне себе по силам каждому родителю.
Если у Вас есть сомнения в том, как правильно научить ребенка говорить букву “р” или не знаете, как научиться говорить букву “р” самому, читайте дальше нашу статью.
Почему ребенок не выговаривает букву “р”
Звук “р” дольше всех звучит нетактично и за счёт этого относится к труднопроизносимым. Для того, чтобы его осилить, речевой аппарат должен быть хорошо развит.
За счёт этого до 5-6 лет, пока идет этот процесс, правильная артикуляция звука “р” тоже осваивается понемножку.
Произношение считается неправильным, когда:
- звук “р” пропускается (рука — _ука, паровоз — па_овоз);
- замещается доступными для произношения звуками “л”, “г”, “й” (красный — класный, карандаш — кагандаш, дерево — дейево);
- выговаривается с вибрацией губ и щек либо гортанно.
Ребенок начинает говорить букву “р” к 5-6 годам. Если этого не происходит, то причины возможны такие:
- Недостаточная длина уздечки. Она не позволяет языку достать до неба перед верхними резцами и произвести вибрирующий звук “р”. В таком случае хорошие результаты даёт массаж уздечки, особые процедуры, иногда же показано оперативное вмешательство.
- Слабо развит артикуляционный аппарат. Малоподвижные наружные мышцы и ленивый язык не могут сладить с трудным звуком. Гримасничанье и кривляние сослужат хорошую службу: улыбайтесь до ушей, складывайте губы трубочкой, показывайте язык своему отражению в зеркале. Активные движения подобного рода развивают органы речи и делают произношение звуков более четким.
- Неверное дыхание. Свойственные заболевания системы дыхания не дают создать мощную воздушную струю для “сурового рррычания”. Комбинирование физических и речевых тренировок помогают одолеть и это преграда на пути к заветному четкому “р”.
Визит к логопеду позволит выявить причину нарушения и принять меры для ее устранения. И и тогда без разных отлагательств принимайтесь за работу и наверстывайте упущенное время.
Кстати, речевой гимнастикой можно начинать понемножку заниматься уже с 3 лет, чтобы к 5-6 годам, когда ребенок должен говорить букву “р”, проблемы с ее выговариванием обошли вас стороной.
Как поставить звук “р” дома
Как научить ребенка объяснять букву “р” дома? Не смотря на желание быстро поставить звук “р” и научиться говорить ее за 5 минут, только настойчивость и труд станут тем основанием, на котором по кирпичику можно построить четкое звучание речи вашего ребенка.
А чтобы эти условия соблюсти, не нужно забывать про эмоциональную составляющую: перед вами стоит задача — логопедические процедуры на звук “р” сделать увлекательной игрой и обеспечить всем участникам расслабляющее настроение.
Итак, процедуры для выговаривания буквы “р” начните с разминки:
Дальше следует основная часть по постановке звука “р” у детей, в которой можно подчеркнуть три момента:
- “р”, звучащий независимо;
- “р” в слогах и в словах;
- “р” в связной речи.
Ставим звук “р”, используя один из видов:
1. Тяните всегдамечтать “грезить” и не отрывайте язык от неба. Когда он завибрирует на сильном выдохе, выйдет звук “ддд-ррр”. Потом переходите на слоги “дра”, “дро”, “дру” с твёрдым “р”.
Потом — на слова с этими слогами (дрова, дружба, драма) и на звук “тр” (труд, тракт, тропа). Когда эти приемы будут хорошо отработаны, убирайте “д” и “т” и учитесь говорить звук “р” без них: град, брать, кран, баран, город, корова, забор, топор.
Если не вышло сказать “р”, то на этапе непрерывного “д” можно легонько направить язычок ребенка в глубь рта, например, палочкой от мороженого, или повибрировать ею же на середине языка. Звук “ддррр” должен выйдет!
А дальше — уже слоги и слова.
2. Если у ребенка чистый и отчетливый звук “ж”, то научить ребенка говорить букву “р” можно, воспользовавшись подобным вариантом. Жужжите громко, сильно, одновременно отодвигая язык вглубь. Выходит короткий звук “р”.
Упражняйтесь много раз, потом переходите на слоги и слова, которые начинаются на “жр”, а потом убирайте “ж” и работайте с “р”, как описано выше.
3. Чтобы научиться объяснять “р”, попросите ребенка сказать “сссс” на выдохе, а потом вдохнуть через рот, прижав язык к небу рядом с верхними зубами. Возникает нужная вибрация и звучит “р”.
А далее — тот же алгоритм: этот звук в слогах и в начале, середине, конце слова.
4. Можно сделать постановку “р” от “рь”. Если взять во внимание, что мягкий звук “рь” одноударный, добейтесь его длительной вибрации “рьрьрь” и переводите в звук “ррр”.
Потом отрабатывайте оба звука в слогах и словах.
Для того, чтобы поставить звук “р” и закрепить свое достижение, делайте процедуры для автоматизации звука: учите и проговаривайте скороговорки, стишки, чистоговорки.
Постановка мягкого звука “рь” делается после того, как закреплено произношение твёрдого “р”. Упражнениями для проговаривания буквы “р” в таком случае являются чистоговорки с мягким “р”:
Скороговорки отлично помогают поставить мягкий “р” :
Как успехи? Можно отдохнуть)
Процедуры логопеда для буквы “р”
Как научить ребенка говорить букву “р”, если к примеру выявлены причины ее неправильного звучания?
В случае с недостаточной длиной уздечки станут полезными такие процедуры:
- тянемся язычком до носа, пытаемся , потому что это задача не из легких; повторяем несколько раз в течение дня;
- перевоплощаемся в домашнего питомца и пробуем лакать молоко из миски.
Легкий массаж уздечки языка указательным и большим пальцами, небольшое ее потягивание в течение 2-3 минут 2 раза в день тоже дадут положительный эффект, если вы задались целью научить ребенка говорить “р” дома.
Если у ребенка недостаточно развит речевой аппарат, то весьма кстати будут обычные процедуры, которые приведут в тонус наружные мышцы и сделают легче произношение трудных звуков:
Легкие и занимательные дыхательные процедуры необходимы для правильного произношения буквы “р”:
Чтобы научить ребенка букве “р” самому, стоит внимать рекомендациям специалиста и работать над проблемой сообща: нетактично поставленный звук с каким то временем будет сложнее исправить.
Создавая процедуры на букву “р” для детей, активно используют логопедический зонд для постановки этого звука. Этим инструментом механически оказывают влияние на язык, отодвигая его или создавая вибрацию, и подобным образом поправляют артикуляцию.
Им можно обзавестись, посетив ближайшую аптеку, или использовать подручные средства, например, палочку от мороженого.
Постановка звука “р” у взрослых
Логопедические занятия на постановку звука “р” у взрослых в себя включают:
- технику глубокого дыхания с участием диафрагмы;
- процедуры, которые направлены на разработку мышц языка и губ.
Техника дыхания состоит в следующем:
- вдыхайте через нос, выпячивая живот и наполняя воздухом находящиеся снизу отделы легких;
- выдыхайте, делая меньше мышцы живота и пропуская мощную воздушную струю через голосовые связки.
Процедуры для выговаривания буквы “р” направлены на то, чтобы “расшевелить” язык: покусывайте его, цокайте, вытягивайте, скручивайте, делайте поперечные развороты и круговые движения.
И, конечно, скороговорки — их значение тяжело переоценить. Ррразучивайте, повторрряйте и нахваливайте себя за успехи.
Чтобы научиться объяснять “р” взрослому человеку, потребуется, может быть времени больше, чем ребенку, за счёт этого важен настрой на результат. А когда есть мотивировка, процесс идет гораздо быстрее.
Заключение
Ежедневные занятия с ребенком по работе над буквой “р”, конечно, завершаться успехом — даже не надо сомневаться в этом.
Но еще они научат маленького человека верить в себя, справляться с неудачами, чувствовать поддержку близких людей и благодарить, идти к цели и работать для ее достижения.
Насколько быстро научить ребенка говорить букву «р» своими силами дома?
Становление речи – неразрешимая задача, которую ребенок осваивает в возрасте от 2 до 4 лет. В этот период он учится понимать речь окружающих и пытается сам восстанавливать звуки родного алфавита. Как правило, 4-летние малыши уже выговаривают все звуки.
Но часто им сложно дается произношение звуков «л» и «р».
В логопедии они считаются довольно сложными, за счёт этого для их возникновения профессионалы отводят еще 2 года. Если ребенку не выходит своими силами постичь их до 6 лет, то ему следует помочь.
Существует несколько способов, насколько быстро научить ребенка говорить букву «р» дома, не прибегая к помощи логопеда. При этом родителям важно запастись терпением и выдержкой, поскольку тренировки просят постоянных усилий и большое количество времени.
Почему ребенок не выговаривает букву «р»?
С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», встречаются большинство родителей. При этом причины такого явления могут быть самые разные:
Анатомические. У некоторых детей встречаются странности развития речевого аппарата. Некоторые могут оказывать влияние на их способность объяснять звуки:
- плохая подвижность языка;
- аномальное строение подъязычной уздечки;
- неправильный прикус;
- слабо развитые мышцы щек и губ.
Исправить такие проблемы довольно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. Во многих случаях требуется операция .
Особенности восприятия звуков. В таком случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими.
Основой может быть нарушение фонетического слуха – когда ребенок не воспринимает некоторые звуки.
Также такое нарушение может быть связано с подражанием кому-либо из близкого окружения (например, старший брат картавит, а ребенок копирует его речь).
Проблемы с ЛОР-органами. Их в основном провоцируют нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:
- аллергический ринит;
- тонзиллит;
- перенесенная ангина;
- наличие аденоидов или полипов в горле;
- парезы ЛОР-органов.
В таком случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических тренировок для восстановления речевых функций.
Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В таком случае требуется консультация психотерапевта.
Как научить ребенка 4-6 лет говорить звук «р» быстро дома?
Если ребенок начал картавить или менять «р» другими, более легкими для произношения звуками, то не стоит пускать проблематику на самотек. С ребенком нужно заниматься. Лучше всего предоставить это врачу, специализирующемуся на становлении речи – логопеду.
Но не все родители готовы воспользоваться его услугами, многие предпочитают научить ребенка объяснять звуки дома. Чтобы это сделать нужно использовать комплекс специальных тренировок.
Процедуры для речевого аппарата
В помощь родителям разработаны особые процедуры, которые помогут развивать речевой аппарат, что играет большую роль при проблемах с речью и выговаривании звука «р».
Гимнастика для губ. Губы также принимают участие в воспроизведении звуков. За счёт этого для их разработки применяют такие процедуры:
- растянуть губы в широкой улыбке и задержать в этом положении на пару секунд;
- сложить губы трубочкой и максимально вытянуть их вперед (показать хоботок слоника);
- зубы сомкнуть, при этом открыть губы, чтобы зубки были видны (упражнение «Заборчик»).
Гимнастические процедуры для языка:
- «Лошадка». Ребенок должен показать языком, как цокает лошадка.
- «Качелька». Сначала ребенок высовывает язык и пытается достать до носа. Потом язычок опускается вниз к подбородку. Повторить упражнение следует до тех пор, пока ребенок не устанет.
- «Варенье». Ребенок представляет, что его губы вымазаны вареньем, которое нужно слизать язычком – сначала с верхней, а потом с нижней губы.
Процедуры при короткой уздечке
Если у ребенка до 5 лет проблемы с выговариванием звуков связаны с короткой уздечкой, то необязательно решать ее хирургическим путем. Логопеды рекомендуют попробовать растянуть ее, используя особую технику массажа, и еще особые артикуляционные процедуры. Проводить занятия следует в игровой форме:
-
Соревнование – кто дотянется до кончика носа. Мама предлагает ребенку сыграть в веселую игру – попробовать дотянуться до носа концом языка.
При этом язык следует тянуть вверх, прилагая максимум усилий. Это упражнение требует 5-6 повторений в день.
Также взрослый может проводить ежедневный массаж уздечки. Чтобы это сделать нужно попросить ребенка открыть рот и поднять язычок. Массажные движения производятся большим и указательным пальцами, иногда (не очень) подтягивая уздечку вверх. В день 2 подходов по 2 минуты будет достаточно.
Дыхательные процедуры
Неверное дыхание часто оказывается основой проблем с речью. Для его улучшения используются эти процедуры:
- «Именинный торт». Ребенок должен представить, что перед ним торт со свечками. Его роль – задуть свечки. Чтобы это сделать нужно набрать на порядок выше воздуха в легкие и с силой его выдуть.
- «Снежинка». Нужно представить, что у крохи на ладони снежинка. Попросите его носом вдохнуть воздух, а потом неторопливо выпустить его через рот, чтобы сдуть воображаемую снежинку.
Автоматизация звука
Закрепить произношение весомого звука «р» можно при помощи автоматизации, проще говоря его каждодневного проговаривания. В этом помогают стишки и скороговорки, которые следует выучить с малышом и повторить каждый день.
Скороговорки
Это особые предложения или несколько, в которых акцент ставится на трудновыговариваемом звуке. Лучше всего проговаривать скороговорки перед зеркалом.
Так ребенок будет видеть, как ему правильно ставить язычок или растягивать губки, чтобы звук получался чистым. Варианты скороговорок на «р»:
- Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
- Карл у Клары похитил кораллы, а Клара у Карла похитила кларнет.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Испугался Рома грома, заревел он громче грома. От такого рева гром, притаился за бугром.
Скороговорки на “р”
Сначала можно говорить скороговорки медленно. Потом следует убыстрять ритм, чтобы звук произносился автоматично.
Стишки
Стишки помогают ребенку закрепить выученную «р» и пользоваться ею в разных словах. При этом важно начинать с небольших легких стишков:
- ру-ру-ру – ходил я к повару;
- ро-ро-ро – великолепное перо;
- ри-ри-ри – делим все на три;
- ра-ра-ра – высокая горка.
Если ребенок освоил такие стишки, можно начинать разучивать с ним более сложные:
Дождь прошёл. Трава сверкает,
Стихи и загадки на букву Р
Кар! – кричит ворона. – Кража!
Брошь похитил он из кармана!
Жить не можешь без обмана
– Что ж вы раньше не сказали!
Не нашли за дверью в доме?
Мягкая «р»
Часто родители советуют ребенку сказать слово «рак» или «рыба». Но в этих словах звук твёрдый.
Легче всего выговорить мягкую «р». Она есть в словах «рябина», «властитель», «ребенок», «глянь» и других.
Пусть ребенок для начала попытается проговаривать точно такие же слова, тогда твёрдый звук ему будет даваться легче.
Мурлыкайте на здоровье! Простые логопедические процедуры на постановку звука Р
Большинство отечественных логопедов согласны, что научиться правильно и бегло говорить звук Р — одна из очень тяжелых речевых задач для малышей. Мало кто из них управится с ней своими силами и в срок.
Тем не менее помочь им могут не только профессионалы, но и сами родители. С помощью обычных логопедических тренировок на постановку звука Р.
Звук Р: правильно-неправильно
Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие телесные «достижения». В данном нет ничего поразительного, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.
Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у поколения которое подрастает не так уж и много. Очень популярные детские «издевательства» над звуком Р:
-
Звук просто пропускается, падает. Особенно это отличительно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
Вместо звука Р выходит звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите ребенка «порычать» — так называемым, несколько раз сказать звук Р сам по себе, а не в составе каких-нибудь слов. Потом пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не выходит одиночный звук Р, то для начала вам предстоит поупражняться собственно в этом — научить ребенка говорить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок «на очень хорошо», а вот в словах произносит звук Р ошибочно — то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.
Освободить звук Р «из-под узды»
Поскольку в статье речь идет собственно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то для начала будет полезным напомнить: если вы даже, полные любви родителей и логопедического энтузиазма, решили своими силами научить вашего ребенка раскатисто рычать намного лучше тигренка и не смущаясь декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и умелого логопеда.
А а все потому, что довольно часто неспособность четко сформулировать звук Р поясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемым «уздечки». И данный нюанс способен определить исключительно врач.
В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (за счёт чего язык ребенка просто не достает до верхнего нёба, что и осложняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно убрать за счёт ежедневных тренировок и специального массажа. Но иногда случаются ситуации, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения.
Собственно задачу эту — разрезать или нет — и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не надо волноваться — современные врача в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических тренировок, в том числе — и тренировок на постановку звука Р.
Другие причины неправильного произношения звука Р
Малоподвижный артикуляционный аппарат. На заметку: В таком случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько. гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте ребенка на активное «движение во рту» — пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это любят!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее.
Эти все комичные шалости быстро укрепят наружные мышцы и разовьют подвижность органов речи.
Нарушение фонематического слуха. На заметку: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что ребенок в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, и еще мягкие и твёрдые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)
«Неполадки» в речевом дыхании. На заметку: Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования. Довольно востребованными нарушениями речевого дыхания во многих случаях являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сосудисто-сердечной системы.
Для развития правильного речевого дыхания применяется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую во многих случаях назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.
Наукой доказано, что способность объяснять сложные звуки — в том числе и звук Р — определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и характерностями речи, которую систематически слышит ребенок, но частично и генетически.
Если никаких принципиальных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не встречается, то берите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступаем к обыденными упражнениям.
Логопедическим упражнениям — самое время
Подумать о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло 5 лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не выучился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а молоко дают коёвы.
Первая консультация у умелого логопеда обогатит вас знаниями, какие собственно проблемы есть у вашего ребенка с артикуляционным аппаратом, и какие оригинальные упражнение вам необходимо с ним практиковать. Однако помимо особой гимнастики есть и более-менее общий для совершенно всех случаев постановки звука Р набор тренировок, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой.
Подготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем 30 минут в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.
Как правило, постановка звука Р, как кстати и остальных звуков, делится условно на три момента:
- сначала вы должны научить ребенка уверенно говорить этот звук изолированно, сам по себе;
- потом следует постичь уверенное произношение звука в слогах и словах;
- и только затем тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.
В домашних условиях же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая ребенка немедленно повторить сказанное. К несчастью, впрочем эта тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.
Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут
Наберитесь терпения и идите от обыкновенного к сложному. На счастье или к несчастью, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать — если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в сразу, то правильно говорить звуки, к несчастью, точно нет.
Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.
Помните одно простое правило: любое занятие, в том числе и логопедические процедуры, должны приносить ребенку удовольствие и приятные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не ребенка.
И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы помните, что это вам легко языком вращать и разные звуки говорить, а для ребенка это всегда — огромнейший труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болевые ощущения), вы добьетесь успеха.
Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые процедуры в забавную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните ребенка — и вы персонально не заметите, как ребенок прочно «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с аналогичным коварным, как звук Р.
Процедуры для разминки
Постановка звука Р — это ежедневные тренировки. Какждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные процедуры для разминки:
Упражнение «Малярную кисть». Ребенок должен улыбнуться и приоткрыть рот.
Дальше, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.
Упражнение «Маятник». Как и в варианте который был первым — нужно улыбнуться, открыть рот.
Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так дальше. Около 10-20 раз.
Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик.
Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся сказать мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, потом закрываем, открываем-закрываем.
Около 15-20 раз.
«Чистим зубки». Первое положение — улыбаемся и открываем ротик. Концом языка проводим по поверхности в середине верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их.
Делаем упражнение 10-15 раз. Потом, не меняя начального положения, попеременно упираемся язычком в каждый верхний зубик внутри, как бы проверяя — на месте ли он.
Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение!
Ребенок должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться сказать звук «з-з-з», потом сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у самого основания зубов и снова сказать «з-з-з».
Эти все процедуры очень хорошо развивают артикуляционный аппарат, прикрепляют мышцы и понемножку растягивают «уздечку». Однако для отработки собственно звука «Р» нужны особые постановочные процедуры.
Процедуры на постановку звука Р
К числу самых примитивных тренировок, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести такие:
-
Ребенок открывает рот, а кончик языка жмет к основе верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (проще говоря попытаться сказать «д-д-д» на сильном выдохе).
- Звука Р пока не выйдет, но ребенок должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и понемножку запомнить ее.
Для следующего процедуры понадобится специальный логопедический шпатель (его можно подобрать в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для ребенка, часто — с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, говорить звук «ж-ж-ж», понемножку сдвигая язычок ближе к основе верхних зубов. Дайте ему свыкнуться пару секунд, а потом осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (однако не очень!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. Сейчас ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» — подобным образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
Попросите ребенка широко открыть рот и при этом сказать слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. Сейчас, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
Известно, что в молодости Ленин очень комплексовал из-за своей картавости. И одно время будущий вождь мирового пролетариата уделял большое внимание упражнениям на постановку звука Р. Поскольку артикуляция звука Р сходна с артикуляцией звука Д, он тренировался на словах, в которых Д и Р стоят рядом. Довольно часто из комнаты Володи можно было слышать логопедическую «мантру»: драка, дрова, дразнить.
Вы и есть — «учитель года»!
Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не надо лениться демонстрировать своему ребенку, как прекрасно и мастерски вы персонально произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка — самый лучший учитель и преподаватель.
Наклоняйтесь к нему ближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Довольно часто именно так, подражая «под копирку», дети и учатся говорить звуки.
Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения — на отработку каждого процедуры по постановке звука Р может уйти от нескольких суток до пары месяцев.
Как только вы услышите, что у ребенка выходит более-менее хорошо говорить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» — проще говоря всевозможные комбинирования звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Потом переходите к индивидуальным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук Р должен стоят в разных местах слов).
И только когда ребенок будет уверенно и правильно говорить слова, переходите к поточной речи.
Большинство родителей воспринимают проблемы с произношением звука Р как существенную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка начинают стращать будущими сложностями в контакте. Если вы сознательный и любящий родитель — остановите эту «истерию» в зачатке!
Научите своего ребенка относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно, и с юмором. И если у вас выйдет превратить логопедию в увлекательную игру, вы и ваш ребенок выиграете в любом случае — либо он освоит звук Р, либо научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.
Как научить ребенка говорить звук [р] без логопеда дома
Речь маленьких детей часто бывает непонятна находящимся вокруг, так как малыши еще только осваивают родной язык. Многих родителей тревожит вопрос, как научить ребенка объяснять букву «Р» дома.
Насколько быстро научить ребенка говорить букву «Р»
Для того чтобы помочь ребенку проговаривать букву «Р», требуется время на постановку и автоматизацию в речи. Если обратиться к логопеду с этой проблемой, достаточно 6-10 занятий в зависимости от параметров каждого ребенка.
Работа над правильным звукопроизношением
Возрастные нормы
Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей считается временем формирования речи, выделяющейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти.
В этом возрасте дети или никаким образом не произносят звук [р] (рука – ука), или заменяют его на смягченный [л] (рука – люка).
Необходимо обращать собственное внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением.
Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный [р], нужно помочь ему исправить неверное произношение.
Может ли ребенок 3 лет говорить букву «Р»
К 2-3 годам во многих случаях ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что ребенок не произносит букву «Р».
Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата ребенок еще не может управлять своим языком.
Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» дома
Ребенок 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни хотели родители помочь ему в этом. Однако в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.
Необходимо обращать собственное внимание! Ребенка учат узнавать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко).
Также полезно проводить логоритмику, где ребенок выполняет разные движения в комбинировании с речевым текстом.
Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»
Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука [р]. Распространенной основой считается недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.
Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, хорошо бы в вечернее время и утром, это поможет зафиксировать мышцы органов речи и намного улучшить качество произносимого звука [р].
Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»
Если у ребенка 6-7 лет имеются проблемы с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он порекомендует комплекс тренировок, в ходе которых ребенок научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.
Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить профессионалу, так как только он сможет с помощью логопедического массажа помочь ребенку зафиксировать мышцы языка.
Телесные причины картавости
Картавое произношение буквы «Р» бывает у детей с короткой уздечкой и малоподвижным языком. Кончик и средняя часть языка опущены, благодаря свободному проходу вибрируют голосовые связки и за счёт этого слышится картавый, увулярный звук.
Процедуры для растягивания уздечки
В норме подъязычная уздечка должна быть длиной 1,5 см. Если она короче, язык не может подняться вверх, за счёт этого нарушается произношение звука [р].
Однако не стоит спешить подрезать уздечку.
Уздечка языка до и после подрезания
Она обладает эластичностью и может растянуться в результате постоянного выполнения тренировок, описание которых можно отыскать в интернете: «Маляр», «Барабан», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дотянись до носа».
Процедуры на дыхание
Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики хорошо бы сделать пару тренировок, в ходе которых прорабатывается речевое дыхание. Способность неторопливо выдыхать обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звука.
Необходимо обращать собственное внимание! Выполнение тренировок на дыхание лучше предлагать ребенку в игровой форме: «подуй, как ветер», «подуй на одуванчик».
Учимся дома объяснять звук [р]
Большинство родителей задают вопросы, как выучить букву «Р» ребенку дома. Чтобы это сделать нужно делать процедуры для тренировки речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, приобрести домашние тетради для закрепления произношения звука [р] и заниматься по ним.
ТОП-5 продуктивных тренировок для формирования правильного произношения «Р»
Одними из лучших тренировок считаются:
- «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Упражнение лучше делать лежа.
- «Буря в стакане». Понадобятся емкость с водой и трубочка для сока. Нужно подуть через трубочку, чтобы вода забурлила.
- Предложить ребенку сказать д-р-рынь, при этом щекоча кончик языка палочкой из ваты.
- «Барабанщик». Нужно улыбнуться и открыть рот, концом языка постучать за верхним рядом зубов много раз, четко произнося звук [д-д-д].
- «Моторчик». Предложить ребенку «завести мотор» [д-д-д], сейчас с помощью палочки от мороженого быстро делать колебательные движения по краешку языка из стороны в сторону.
Техника постановки звука от логопеда
Звук ставится двумя способами: по подражанию и механическим путем. Эти два способа в основном будут работать также в комбинировании. Постановка по подражанию базируется на повторении звука за логопедом.
Его стоит подкреплять картинкой, тогда ребенку будет довольно просто представлять звук с настоящим предметом.
Механический способ воздействия на речевые органы делается при помощи каких-нибудь устройств (зонд, шпатель, ватная палочка).
Постановка звука с помощью логопедического зонда
Ребенку предлагается сказать звук, при этом логопед помогает языку принять нужное положение.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы помочь ребенку научиться ставить язык в прекрасное положение, следует осуществлять комплекс тренировок:
Взрослому хорошо бы показать на своем примере, как делается упражнение, потом предложить ребенку повторить за ним. Комплекс построен в установленной очередности, чтобы процедуры выполнялись от обыкновенных к сложным.
Необходимо обращать собственное внимание! В результате артикуляционной гимнастики мышцы становятся крепче стенок и кончика языка.
Автоматизация звука [р] в речи
Автоматизацию звука [р] начинают тогда, когда ребенок уже сам может четко сказать «Р». Теперь ребенка нужно научить пользоваться им во фразовой речи.
Работа по автоматизации состоит в том, что поставленный звук сначала произносят в слогах, потом в словах, дальше в предложениях и в самостоятельной речи.
Автоматизация звука [р] в слогах должна идти в строгой очередности: «Р» в начале слога, в конце слога, в середине слога, в стечении согласных. При автоматизации звука в словах нужно держаться этого же принципа.
Чтобы поддерживать детский интерес к занятиям, ему предлагаются картинки, в наименовании которых есть буква «Р».
Занятия с наглядным материалом
Чистоговорки и скороговорки
Потом ребенку советуют повторить за взрослым предложения со словами, в которых есть звук [р]. Начинают с обыкновенных чистоговорок: ра-ра-ра – у лисы нора.
Потом переходите к скороговоркам – коротким стихотворениям, в которых фактически в любом слове есть буква «Р».
Логопедические песенки
Можно предложить ребенку пропевать слоговые песенки, например, ря-рё-ри-ре, ырь-урь-арь-эрь и т.д. Популярны также короткие песни, текст которых содержит слова с буквой «Р».
Ребенка можно научить говорить букву «Р» правильно при воплощении условий: следование рекомендациям логопеда, правильное выполнение тренировок, частые уроки, хорошее настроение взрослых и ребенка.
Редактор: Конева Ольга Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
Учим ребенка объяснять букву «Р»
Великолепная речь – непременный атрибут успешного человека. Минусы дикции, будь то заикание или ошибочное произношение, приводят к психологическим комплексам.
Одолеть их сложнее, чем обучить ребенка говорить правильно. Логопедические проблемы решаются сегодня намного выгоднее.
За редким исключением, научить ребенка говорить букву «Р» быстро и правильно можно и без помощи логопеда.
Российский речевой аттракцион
«Р» – самый сложнопроизносимый звук для артикуляции. Встречается он довольно таки не во всех мировых языках.
Например, в английском «R» — упрощенный вариант русского, в китайском — он не выделяется от «Л».
Для русских отличительно раскатистое произношение буквы «Р». Для ее воспроизведения нужен виртуозный речевой аппарат, хорошая языковая вибрация и прочие лингвистические «достижения».
Овладеть ими под силу не всем иностранцам. В данном нет ничего поразительного, что наши дети испытывают трудности в произношении буквы «Р».
В настоящий момент еще встречаются ситуации картавости у подростков и взрослых. В 99 % процентах виноваты в этом не они, а родители.
Возможно, был упущен тот момент, когда можно быстро научить ребенка говорить букву «Р» дома. Именно на родителях (бабушках и дедушках) лежит ответственность вовремя выяснить первые сигналы неблагополучия и в срок скорректировать проблематику.
В каком возрасте бить тревогу
Общепринятая точка зрения говорит, что большинство букв ребенок должен говорить безошибочно к 4,5-5 годам. В виде исключения могут быть «Л» и «Р».
Большинство детей по данным статистики осваивают их к 6-ти годам.
Пора подумать настает, если ребенок не пытается говорить звучное «Р» по достижении пяти лет. В речке у него вместо «рыбы» все еще плавают «лыбы» или даже селедки, в небе летают «шаиики», ворона так и не умеет каРРкать.
Возможно, ребенок произносит букву «Р», но не совсем правильно.
Профессионалы выделяют много вариантов детского коверканья буквы «Р». Очень популярные ситуации:
- Буква «Р» пропускается: «ко_ова» вместо «корова».
- Заменяется другими звуками: «Л», «Ы», «Й». «Класки» вместо «краски».
- Говорение «Р» не отличительно для русского произношения.
Последний вариант имеет особенно много нюансов, разобраться в которых по силу лишь опытному логопеду. Речевыми вариантами «грешат» во многих случаях дети-билингвы, говорящие сразу на 2-ух языках.
Такой ребенок говорит «Р», например, грассируя, как жители Франции. При этом вместо языка вибрирует мягкое небо.
Французский логопед посчитает такое произношение нормой, а российский — речевым дефектом. Если ребенок растет в русскоговорящей обстановке, необычный «Р» хорошо бы привести к общепринятой норме.
Без помощи логопеда все же не обойтись
Поскольку речь пойдёт о том, как научить маленького ребенка говорить букву «Р» дома, стоит напомнить про необходимость подготовительной консультации у профессонального логопеда. Иначе, даже к примеру, если родители полны энтузиазма и по радикальному настроены на самостоятельные процедуры, их усилия могут быть бессмысленны.
Первичный визит к профессионалу нужен, чтобы убрать индивидуальные особенности, мешающие приручить коварную «Р». Говорится о подъязычной связке, которую в народе называют «уздечкой».
Из-за ее неразвитости язычок ребенка не касается верхнего нёба, что мешает научить его правильно говорить звуки.
Определить анатомические нарушения по силу только врачу. Как правило, «уздечка» разрабатывается логопедическими упражнениями и массажем.
В большинстве случаев связку, мешающую возникновению речи, следует подрезать. Чтобы разрешить задачу про необходимость вмешательства хирурга, требуется авторитетное мнение логопеда.
Родители, не нужно беспокоиться. У очень многих детей врача прибегают к разработке «уздечки» обыкновенными методиками. «Снять узду» с буквы «Р» поможет специальная артикуляционная гимнастика.
Как научить этому дома, мы расскажем дальше.
На что обращать свое внимание
Если логопед исключил необходимость подрезания «уздечки», остается еще пару причин отсутствия звука «Р» в детской речи:
Вялая артикуляция
Для улучшения дикции следует заниматься не только упражнениями на развитие «Р», но и научить ребенка. строить мины!
Стимулируйте у него выразительную мимику и активные «движения ртом». В процессе игры попросите сложить язык лодочкой (дети это занятие любят!); дотронуться языком до кончика носа; растянуть губы, широко улыбаясь как чеширский кот.
Точно такие же забавные действия очень хорошо развивают подвижность речевого аппарата.
Плохой фонематический слух
У аналогичного ребенка не выходит правильное звукообразование, так как он нечетко улавливает речь взрослых на слух. Про это говорит путаница звонких и глухих звуков, мягких и твёрдых согласных («любовь-любоф», «дверь-тверь», «балка-палка»).
Развить фонематический слух поможет игра-упражнение «Шутки-минутки». Читайте «неправильные» детские стишки, а ребенка попросите найти и исправить глупость.
Например: «Кот ныряет глубоко, кит лакает молоко».
Проблемы с речевым дыханием
Характерный признак – долго непроходящий насморк, вызванный аденоидами, искривлением носовой перегородки, аллергическими проявлениями. В этой ситуации необходимо бороться с основой нарушения дыхания.
Наследственность
Доказано, что несовершенное произношение буквы «Р» в основном имеет наследственный характер. В аналогичных семьях проблема усугубляется тем, что ребенок копирует неправильную родительскую речь.
После выяснения истинных истоков минусов речи переходите к прицельной корректировки, чтобы своевременно научить ребенка говорить «Р». Не считая особой терапии для конкретных нарушений, есть всеми признанный набор ежедневных тренировок.
Как минимум они потребуют 30 минут вашего времени несколько раз на протяжении недели, а лучше ежедневно.
Приступаем к тренировкам
Попросите ребенка «порычать». Например, как тигр. Потом сказать понятные и простые слова: «трава, королева, рядом, ворона».
В зависимости от результата проверки, постановка «Р» проходит в три последовательные стадии.
- Если ребенку не выходит сказать одиночный звук, то в первую очередь нужно отработать именно этот момент. Научите его моделировать рычание волка (рррр), мурчание котенка (мррр) или гудение трактора (тррр).
- Если изолированное произношение не вызывает труда, поупражняйтесь в слогах: ре-ро-ра-ри, а потом в словах. Произносите их медленно и четко, нараспев и просите повторить.
- Последний, наиболее сложный этап — тренировка звука в скороговорках, предложениях.
Нужно не забывать! Довольно часто вечно спешащие родители поступают строго наоборот. Нависнув над неуверенным ребенком, вынуждают его тараторить архитрудные скороговорки, которые и сами произносят с ошибками.
Научить говорить подобным образом невозможно. Ребенок испугается, закроется и откажется тренироваться наотрез.
Залог успеха: теРРпение и тРРуд все пеРРетРРут
Единственно верный способ — от легкого к сложному. Задача детской логопедии – не одномоментная коррекция, а постепенное укрепление артикуляционного аппарата.
Не требуйте от ребенка стремительных результатов, уж уж поверьте, ему и самому хочется побыстрее постичь премудрость.
Поставьте себя на место ребенка. Если взрослым языковые пируэты даются довольно просто, то для ребенка – это кропотливая работа и определенный дискомфорт.
Добавьте к занятиям немного юмора, игры, материальных поощрений. Расскажите, что вас самого бабушка научила говорить «Р» лишь благодаря аналогичным упражнениям.
Только не передразнивайте и не смейтесь над неумелыми попытками юного лингвиста.
Разминка
Занятия начинаются с приготовления — разогревания артикуляционного аппарата. Все процедуры повторяем по 10-12 раз.
Сначала родители показывают ребенку, как качественно выполнять упражнение. Это поможет быстрее научить ребенка правильной технике.
«Прятки»
Слегка приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, потом спрятать за верхний ряд зубов.
«Дизайнер»
Дотронуться язычком до нёба и, словно кистью, поглаживать его вперед-назад.
«Маятник»
Высунуть язык и поводить им по сторонам: влево-вправо и обратно.
«Чистим зубы»
Проводим языком по основанию верхнего ряда зубов словно зубной щеточкой. Потом поперемено нащупываем язычком каждый зуб.
«Комарик»
Приоткрываем ротик в улыбке, высовываем кончик языка и пытаемся позудеть как комарик «з-з-з». Убираем язычок за передние зубы и продолжаем говорить «з-з-з».
Такие процедуры прикрепляют языковые мышцы и делают «уздечку». Для отработки настоящего звука «Р» применяют специальный логопедический тренинг.
- Произносим ритмично «д-д-д», стуча концом языка по верхним зубам в середине. Потом начинаем выдувать сильную воздушную струю, стремясь одновременно сказать «Д». Цель – почувствовать нестандартную вибрацию языка и зафиксировать ее.
- Настоящий способ создать уздечки — цоканье. Прислоняем язык к верхнему нёбу и легко пощелкиваем.
Для дальнейших тренировок нужен специальный шпатель, иногда его называют постановочным зондом. Инструмент для постановки буквы «Р» реализовывается в специальных магазинах для логопедов, аптеках.
Современные зонды довольно комфортны и безболезненны, встречаются ароматизированные модели: с запахом клубники, ванили и т. д. Попытайтесь пользоваться шпателем уверенно, но бережно.
- Попросите ребенка открыть рот и пожужжать как пчела. Через пару секунд следует бережно просунуть шпатель под язык и быстро делать вибрирующие движения влево-вправо. Ребенок продолжает говорить «жжж» на выдохе.
- Попросите ребенка сказать «з-з-за», отодвигая язык подальше назад. Просуньте ему под язычок зонд и двигайте им как описано выше. Если все выполнять правильно, послышится четкий звук «Р».
- Похвалите ребенка, насколько быстро он освоил трудную задачу. Понемножку подключайте проговаривание рычащих слогов и скороговорок.
- Чистоговорки подбирайте по возрасту. Чем меньше ребенок, тем короче и легче должны быть предложения. Разнообразьте репертуар, не мучайте ребенка одной и аналогичный фразой. Повторение должно трансформироваться не в рутину, а в интересную игру. Хорошо выучить прикольный стишок или песенку, где встречается «Р».
Не торопитесь. Отработка звука «Р» у всех происходит лично: от нескольких суток до месяцев. Как говаривал великий Суворов: «Тяжело в ученье – легко в бою!»