Венчание в православной церкви
Смысл венчания
Венчание, по собственной сущности — это обряд во время которого церковь призывает Господа благословить новую семью. Кроме того, она зовет Бога стать частью этой семьи, а самих жениха и невесты стать частью Господа.
Не напрасно семью в данном отношении именуют небольшой церковью, где глава семьи как священослужитель, символизирующий Христа, а супруга – как Церковь, обрученная Спасителю.
В данной небольшой церкви есть и собственная фантастическая жизнь, собственные богослужения – в виде жертвенности супругов, рождения и воспитания детей, духовного восхождения на Небо. Ничего аналогичного нет в иных формах для создания семьи.
Благодаря этому для верующих людей Венчание в православной церкви – это основополагающий шаг.
Правила венчания
Паре, вступающей в церковный брак, церковь советует пройти 7-10дневный пост. А за три дня до венчания (в определенных храмах собственно в день венчания) исповедаться и причаститься.
Это быстрее, рекомендация, чем твёрдое правило. Но к ней необходимо прислушаться, если венчание в православной церкви вы совершаете по велению сердца, а не просто, как дань прекрасной традиции.
Учтите, что венчаться в православной церкви можно совсем не любой день. Так что, перед тем, как назначить дату празднования уточните в храме, не приходится ли она на день, когда Таинство венчания не происходит.
Не венчают в пост, в Сырную седмицу, в Пасхальную седмицу и в Святки. Вас не повенчают в среду, субботу или в пятницу — в предверии постных дней.
Что подготовить заблаговременно
Для совершения Таинства нужно две иконы – Богоматери и Спасителя. В семьях, где венчание стало семейной традицией, такие иконы (образа) переходят из поколений в поколения. Считается, что они помогают продлению рода и укреплению семьи.
Однако если аналогичных раритетов в доме не имеется — не бойтесь! Венчальные иконы вы сумеете приобрести в любой церковной лавке.
Образа Пресвятой Богородицы и Спасителя во время венчания в православной церкви необходимы для благословления жениха и невесты на счастливую семейную жизнь.
Венчание Екатерины и Михаила. Полная версия
Разумеется, необходимо не забыть приобрести свадебные кольца. Они бывают любыми — золотыми, серебренными, медными, да хоть какими!
Кольцо — это символ семейных уз и счастья в семье, а оно, как все знают, не зависит от качества металла.
Подготовьте 2 привлекательных вышитых полотенца. Их классически накидывают на иконы во время таинства венчания.
И обязательно небольшой ковер или рушник! На них положено встать молодым во время венчания в православной церкви.
Еще вам потребуются 4 белых носовых платочка. Два — для свидетелей, чтобы держать венцы.
И еще два для самих жениха и невесты, чтобы держать венчальные свечки.
Специализированные венчальные свечки вы сумеете заплатить прямо в самом храме.
И, наверное, самый основной атрибут венчания — это нательный крестик. Не забывайте его одеть в свадебной толчее!
Кого не венчают
Но все таки есть ряд случаев, когда священослужитель не может благословить союз. Во-первых, если это четвертый или пятый брак хотя бы для одного из супругов.
Второе, не венчаются пары, состоящие в родственных связях, даже в том случае, если это троюродные брат и сестра.
Третье, церковь запрещает проводить Таинство, если хотя бы один из жениха и невесты причисляет себя к атеистам.
И, напоследок, церковь не венчает пары, если хотя бы один из супругов не крещен.
Как одеваться
Что же касается костюмов, то раньше считали, что на женихе должен быть обязательно строгий костюм черного цвета. Современная церковь более лояльна.
Жених может быть и в белом, и в сером, и в голубом костюме. Если, разумеется, под костюмом вы не подразумеваете джинсовку с рваными коленками.
Невеста же наряжается в белое, либо просто яркое платье (однако не зеленое!) с закрытыми плечами, неглубоким декольте. Белье принято одевать только белое.
И, конечно, оно не должно просвечивать через подвенечное платье. Колени у невесты обязаны быть прикрыты.
Головной убор — необходимый атрибут невесты. Фата, платок или шляпа — все равно, основное, чтобы голова была прикрыта.
Как происходит само таинство
Прибывшие в церковь жених и невеста становятся перед алтарем: он — с правой стороны, она — слева. Находящиеся на торжестве размещаются должным образом: те, кто со стороны невесты — слева, а те, кто со стороны молодого- с правой стороны.
Таинство венчания начинается с тройного благословения пары. Потом священослужитель подает молодым две зажженные свечки, которые должны гореть до конца церемонии.
Зажженные свечки — это символ радости, тепла, любви, целомудрия и чистоты 2-ух сердец которые любят друг друга.
Если церковный брак заключается во второй раз, свечки не зажигаются и венцы не кладутся.
Дальше церковь начинает молиться за молодых супругов перед Господом. Чтобы он не оставлял семью и прислушивался ко ее просьбам.
Приметы на венчание
С давних пор с Таинством венчания к нам пришли много различных примет и поверий. К примеру:
… если жених и невеста перед заключением церковного брака поклянутся друг дружке над колодцем в верности, то их любовь будет вечной и бездонной.
… перед венчанием невеста должна немного вплакнуть. Пускай это будут слезы от добрых напутствий родных, а не от будущих потенциальных ( жизнь трудна!) проблем.
… считается, что если во время венчания жених и невеста смогут ни разу не посмотреть на один на один, то в таком браке не будет измен.
… чтобы грядущее семейное счастье не сглазили, жениху и невесте следует прикрепить английскую булавку головкой вниз : невесте – на подол платья, жениху – под бутоньерку.
… свадебные кольца нельзя давать примерять иным ни до венчания, ни после. Это сулит разрыв в семье.
… венчаться с кольцами родителей – повторить их судьбу (а оно вам нужно?).
… чтобы грядущая семья не нуждалась в деньгах, жених перед венчанием должен уложить в правый башмак монетку.
… играть свадьбу на одолженные деньги — семья все жизнь будет жить взаймы
… для здоровья в семье: когда над молодоженами вознесут венцы один из них должен тихо тихо сказать: «А заболевания с нами не венчаются». Кто произнесет данные слова договоритесь заблаговременно.
… после венчания новую семью родители встречают караваем, а под ноги бросают хмель. Каравай — чтобы в доме во все времена был достаток, а хмель –чтобы совместная жизнь была веселой и весёлой.
… Сев за стол, супруги должны переплести под столом ноги, чтобы никакая «кошка» между ними не пробежала.
… молодые не кушают на свадьбе с одной ложки- чтобы не был ссор в семье
… в церковь и из церкви необходимо ехать различными маршрутами (чтобы вскружить голову нечистую силу). И остерегаться пути мимо кладбищ.
Венчание – духовное основание семьи (+ВИДЕО)
Грамматика супружеской жизни. Беседа 4-я
Почему необходимо обязательно венчаться? Какая символика колец и венцов? Почему жених и невеста стоят при венчании лицом на восток?
Что означает выражение «предпочитать, как самого себя»? Как четко понимать слова: «Супруга да боится супруга»?
Добрый день, дорогие друзья. Цикл бесед «Грамматика супружеской жизни» длится, и сейчас мы побеседуем о духовной жизни семьи и о начале этой духовной жизни, которым считается Таинство венчания.
Таинство венчания вполне уместно сравнить с крещением – с крещением новой семьи. Вот ребенок рождается: получив жизнь от родителей, получив от Бога бессмертную душу, он приходит в этот мир, – но дитя необходимо одухотворить, необходимо посвятить Богу – освятить его в Таинстве Крещения. Так и семья.
Создание семьи – это всегда тайна: два абсолютно разных человека становятся одним целым, однако данный союз нуждается в освящении – в Таинстве венчания.
У меня в руках Требник – книжка, содержащая чинопоследования тех церковных Таинств, которые выполняются на приходе: это как раз Таинство венчания, но еще Таинства крещения, елеосвящения и др. Сегодня я, кое-что даже прочитав вам из нее, расскажу об обручении и венчании.
О важности венчания
Обязательно ли венчаться? Да, брак обязательно должен быть освящен. А большинство пар приходят в храм с сомнениями: «Мы пока не готовы к венчанию.
Может быть, мы подумаем, а пока походим в храм…» Для людей церковных, верующих вопрос: а стоит ли венчаться? – совсем не может стоять. Если ребенок появился на свет – его нужно крестить; если создан молодой союз – его необходимо одухотворить, посвятить Богу.
Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, гарантирующее крепкий брак
Начинать семейную жизнь необходимо просьбой о помощи к Богу. Любое дело позитивное мы начнем с молитвы: служим молебен перед путешествием, строительством дома и проч.
И, естественно, перед строительством нашего домашнего очага необходимо преимущественно помолиться Богу, и Господь дарует Собственную благодать. Но Бог не спасает нас без нас.
И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, которое свяжет пару на всю жизнь независимо от духовного состояния супругов, от их веры, и дальше уже все пойдёт у них как по накатанной дорожке, по хорошо проложенным рельсам. Разумеется, любое таинство и даже любой обряд, к примеру такой, как освящение машины, не действует без веры человека: если человек считает, что все за него должен сделать священослужитель, сам не прикладывает никаких усилий, не молится, не собирается исполнять правила дорожного движения, ясно, что это не поможет ему нисколько.
В браке точно также: супруги должны вести духовную христианскую жизнь, должны молиться друг за друга, обязаны быть православными христианами и должны, естественно, сами призывать на помощь силу Божию и верить в силу совершенного Таинства, в то, что Господь им поможет.
Таинство венчания начинается с обручения. Обручение – это некое чинопоследование, даже еще не Таинство, при котором супруги обмениваются кольцами. Кстати, обручение в античности, в первые века, было обрядом не христианским: им сопровождалось юридическое оформление брака.
Вот как сейчас в России, где Церковь отгорожена от государства, Таинство венчания происходит отдельно от оформления брака, а это оформление выполняется через регистрацию в ЗАГСе, аналогичная ситуация была и в Империи Рима. Любой брак, который благословлял и венчал епископ, а позднее пресвитеры, должен был пройти юридическое оформление.
Так что в Таинстве брака две составляющих: одна – законная, иная – духовная.
Обряд обручения совершался через обмен кольцами при подписании конкретного брачного документа в наличии свидетелей – Империя Рима очень строго следила за записями гражданского состояния, за соблюдением законов и норм римского права.
То чинопоследование венчания, которое в настоящий момент происходит в Церкви в положенные дни, складывалось веками – оно сформировалось где нибудь к XIV веку. Как венчали в первые века, нам сказать тяжело.
Но известно одно: епископ вот эту молодую пару, которая расписалась законно, поставлял в церкви, читал конкретную молитву, благословлял ее, и они вместе причащались на Божественной Литургии. Отзвук этого общего Причастия на Божественной Литургии – та общая чаша, которую пьют супруги во время венчания.
Итак, обручение. Супруги обмениваются кольцами – священослужитель меняет их кольца. По строгой православной традиции, супруга носит золотое кольцо, муж одевает кольцо серебряное.
Но в действительности это не их кольца: муж носит как бы кольцо супруги, из-за того что серебро – это символ Луны, того светила, которое получает свет от солнечных лучей; а супруга носит кольцо мужа – золотое, «солнечное». Для чего необходим обмен кольцами?
Чтобы супруги все время помнили друг о друге. Вспомним, что кольцо – без начала и без конца, это тупик – символ вечности и бесконечности. Этот обмен кольцами сравнивают с окольцеванием птиц; и в семинарии студентов, вступавших в брак, не в серьез монахи величали «окольцованными», поздравляли собственных однокурсников с «окольцеванием».
В данной шутке ничего, я думаю, обидного нет, ведь что означает быть окольцованным? Это означает, что ты кому-то уже принадлежишь. У окольцованной птицы есть хозяин, за ней наблюдают, конкретные нормы ей предписывают…
Итак, священослужитель властью, этой ему от Бога, меняет кольца пары, одевает кольцо молодого на палец невесты, а кольцо невесты – на палец молодого. В большинстве случаев кольца выполняются по размерам руки того, кто станет его носить, из-за того что мужские пальцы крупнее женских, и именно, каждый это кольцо не с собственной руки снимает.
Но все равно всегда нужно не забывать, глядя на собственное кольцо, что это кольцо твоей супруги/твоего супруга, которое тебе вручено было при обручении.
Дальше читаются конкретные молитвы, провозглашается ектения, в которой испрашивается благословение и помощь на супружескую жизнь, и начинается конкретно Таинство венчания.
Я остановлюсь исключительно на важных моментах этого Таинства, из-за того что формат нашей беседы не предусматривает глубокого его исследования.
Сначала – мирная ектения, к которой помимо прошений обыкновенных еще подсоединяются прошения особенные – о мире, любви, согласии, даровании чад супругам и благословении их жизни вместе.
Дальше читаются три молитвы, в которых упоминаются ветхозаветные праведники, преуспевшие в жизни семейной: Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, Захария и Елисавета и другие святые, которых мы почитаем в основном веры и образ кротости супружеской жизни и на которых мы равняемся в нашей супружеской жизни.
Дальше следует само Таинство венчания: священослужитель одевает на венчающихся венцы, благодаря этому Таинство и именуется венчанием. Кстати, это тоже пришло не сразу, но в четвертом веке уже сложилось, из-за того что святитель Иоанн Златоуст о венцах уже пишет. Что же это за венцы?
Святые отцы утверждали так: это венец, с одной стороны, мученический. А люди получают венцы за какой-то подвиг, мученик венчается за преданность, устойчивость в исповедании Христовом.
И супруги венчаются как люди, которые сберегли преданность друг дружке, собственное девство, целомудрие до семейной супружеской жизни. Но венцы имеют также значение венцов царских: создается как бы новое царство – семья, в которых есть собственный король и собственная царица, а до недавнего времени данные люди жили в доме собственных родителей, где они не были владельцами, – сейчас же начинается новый этап их жизни.
Будут у царя и царицы и подданные – дети. И неспроста митрополит Антоний Сурожский напоминал про то, что в античности венчающихся величали «князь и княгиня».
Так вот эти венцы – символ их власти, венчания на новое царство.
Дальше следует самое важное чтение из Апостола – Письмо к Ефесянам апостола Павла о том, каковы обязанности мужа и жены в отношении друг к другу. Здесь раскрывается и глубина венчания.
Ведь православное венчание – это образ комбинирования Христа и Церкви. Как Христос есть глава, «спаситель тела», как говорит апостол Павел, другими словами Церкви Собственной, а невеста Христова – это Церковь, и Господь готов душу Собственную уложить за Церковь, что Он и сделал, принёсши за нас за всех великую Жертву на Кресте; также и супруг готов пожертвовать для жены очень главным, наиболее ценным в жизни, если это понадобится. «Зане супруг глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и той есть спаситель тела, но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены собственным мужем во всем. Мужие, любите собственная жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню» (Еф.
5: 23–25). Тут сказано про то, как Церковь должна подчиняться Христу и как Христос должен беспокоиться о Церкви, быть главой Церкви. И супруг, как глава церкви – семьи, этой небольшой церковной общины, сравнивается со Христом.
Есть у семьи подобное название – «небольшая Церковь», «домашняя Церковь».
Почему семья – небольшая Церковь? Мы знаем, что Господь создаёт род человеческий как семью – сначала как семью Адама и Евы, потом – как Церковь Божию. И даже монастырь – это образ семьи, где люди именуют друг друга «братья во Христе» или «сестры во Христе» под самим началом единого отца, к примеру, игумена.
Из-за того что человек не спасается поодиночке – человек спасается в общине. Взаимодействуя между собой, служа друг дружке, мы спасаемся. И самая основная задача создания семьи – это как раз спасение ее членов: мы вместе идем ко спасению.
Неспроста при Таинстве венчания мы смотрим в очень правильном направлении – на восток, и супруги стоят не лицом друг к другу, а поворачиваются друг к другу только когда поздравляют друг друга, целуют друг друга в конце Таинства венчания… Но смотрят они, стоя рядом, держа в руках зажженные свечки, как раз в сторону с восточной стороны – другими словами вместе идут ко Христу. Как сказал еще Антуан де Сент-Экзюпери: любящие – это не те, кто смотрят один на один, а те, кто смотрят в одну сторону.
Для нас как раз эта сторона самая основная – восточная.
О муже и супруге в данной небольшой Церкви можно сказать еще и так: супруг – глава, он как бы первосвященник; жену сравнивают с диаконом – это вторая степень священства – служителем; слово «диакон» так и переводится: слуга, служитель при совершении таинств. А их дети – «се аз и дети, которых дал мне Бог», – это прихожане небольшой Церкви. Задача этого домашнего корабля – спасение: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.
18: 20) – это очень важное, для чего мы совершаем венчание, для чего мы благословляем брак как малую Церковь.
Кстати, некоторые детали венчания очень схожи со священнической хиротонией: священника также водят вокруг престола, как супругов водят вокруг аналоя, и поют аналогичные песнопения, только немного в ином порядке. Как священослужитель венчается Церкви, так и жених венчается собственной невесте.
Дальше говорится – и это тоже принципиальный момент – об обязанностях мужа: «Тако должни суть мужие любити собственная жены, яко собственная телеса: любяй бо собственную жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда собственную плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь» (Еф. 5: 28–29).
Другими словами невеста, супруга грядущая сравнивается с телом мужа. Существует такое выражение: предпочитать, как самого себя. Кое-кто считает, что это как-то пламенно, особенной какой-то любовью.
Однако у этого выражения абсолютно другой смысл. Любой из нас желает, чтобы его уважали, жалели, почитали, о нем заботились, – вот что означает «предпочитать, как самого себя».
Никто не желает, чтобы ему делали замечания, пилили его бесконечно, не по-доброму относились, обязанности собственные не делали… Все ведь достаточно легко: ты себе не хочешь зла – и иному не делай; ты себе хочешь добра, отличного отношения к себе – поступай также по сравнению с другими.
Однако в этом читаемом на венчании отрывке из Послания апостола заповедуется и большая любовь: мужу заповедуется любовь к собственной супруге такая, какая любовь Христа к Церкви. А что Христос сделал для Церкви? – Он отдал за нее жизнь.
Мы себя любим какой любовью? – Мы себе вредить не будем. Но ради наших близких мы можем пойти на что-нибудь в ущерб себе. Когда заболеет близкий человек, к примеру ребенок, я думаю, что любой обычный родитель без капли колебаний отдаст почку собственную для него, если нужно; отдаст и вторую, отдаст жизнь, продаст жилую площадь, чтобы ребенок жил, чтобы он был здоров… И любого близкого и дорогого тебе человека ты любишь даже в ущерб себе, другими словами выходит, что ты его любишь даже большей любовью, чем любишь самого себя.
Это высшая любовь, которую нам Господь заповедовал в Таинстве венчания, и это довольно хорошо раскрывается в читаемом Апостоле.
Боязнь – это некий трепет, робкое отношение. Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть его
Окончательные слова из данного Апостола: «А супруга да боится супруга» (Еф. 5: 33). В большинстве случаев какой-либо громогласный чтец или диакон на всю церковь это возглашает, и все здесь же в трепет приходят, кто-то начинает улыбаться, вспоминая какие-нибудь жизненные истории.
Что означает: «Супруга да боится супруга»? Во-первых, вспомним, что сказано у апостола Павла до этого: «Обаче… кийждо собственную жену сице да любит» (Еф.
5: 33), другими словами так любит, как было сказано, – как Христос любит Церковь. А что означает «а супруга да боится», что означает «боится»? Как и многие русские слова, слово «боится» имеет множество значений.
Знаем мы, к примеру, слова псалмопевца Давида: «Работайте Господеви испуганно и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2: 11), другими словами боязнь – это как раз некий трепет, это робкое отношение.
Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть любимого, дорогого, родственника. Вот эту боязнь как раз должна ощущать супруга к супругу.
Дальше читается всем именитое Евангелие про то, как Господь присутствовал на браке в Кане Галилейской и благословил этот брак, сделал там первое чудо – претворения воды в вино. Митрополит Антоний Сурожский, толкуя этот отрывок, говорит про то, что в супружеской жизни может наступить момент, когда люди исчерпают ресурс любви, когда их отношения начинают охладевать, – и и тогда им необходимо особенно просить у Бога помощи, заступничества, чтобы компенсировать эти опустевшие сосуды их души, их любви новым вином, новой благодатью Божией, которую Господь, естественно, даёт.
Потом супруги водятся вокруг аналоя – в символ вечности, бесконечности, радости. Как при Крещении человек водится вокруг купели.
Потом следует снятие венцов через некоторое время и пожелание молодых – на этом кончается Таинство венчания.
Супруг должен беспокоиться о духовном воспитании супруги, должен быть все время как будто бы на несколько шагов впереди жены
Пару слов о духовной жизни семьи. Духовная жизнь в семье, собственно, и вытекает из Таинства венчания.
Семья – это небольшая Церковь, как я уже говорил, и супруги должны не только решать задачи по воспитанию детей, экономические какие-нибудь проблемы и другое. Основная задача супругов – спасение.
Чтобы вместе быть не только тут, но вместе быть и в вечности. Вместе между собой и с собственными детьми.
И, как напоминал святитель Иоанн Златоуст, задача и обязанность мужа – беспокоиться не только о духовном воспитании собственных детей, но и о духовном воспитании супруги, другими словами супруг должен быть все время как будто бы на несколько шагов впереди жены – не супруга должна его тащить сначала к Таинству венчания, потом к первому Причастию и т.д., а муж должен идти во главе, впереди этого малого церковного корабля. И да поможет Господь вам всем в этом очень непростом, но очень благодатном, очень спасительном, очень счастливом семейном плавании!
Храни всех Господь и Матерь Божия!
Обряд венчания: традиции, правила, рекомендации
Что такое обряд венчания, в чём его смысл и как сделать все правильно в согласии с православной традицией? Wedding рассказывает, что нужно знать невестам о венчании.
Венчание: основное
Таинство венчания — один из наиболее привлекательных и очаровывающих обрядов православной церкви. Сама атмосфера в церкви, стены, украшенные фресками, иконостас, много горящих свечей, аромат ладана и невысокий голос священника — это все вызывает внутренний трепет.
Но внешняя символика, красота обряда или же просто дань моде не должны приниматься за основу. Определяющей обязана стать глубина чувств 2-ух людей и очень взвешенное, взрослое отношение ко всему происходящему.
Молодые входят в храм, их обручают кольцами (символ бесконечности), и они клянутся предпочитать друг друга вечно. Потом священослужитель передает молодым зажжённые свечки, которые они держат на протяжении обряда венчания — это символ готовности идти навстречу друг дружке.
Жених и невеста выполняют ход вокруг аналоя с Евангелием три раза: так стоит идти по жизни — рука об руку, выполняя христианские законы, а потом вкушают вино из одной чаши — символа их общего грядущего.
Какие детали необходимо обговорить заблаговременно:
1. В момент совершения таинства никого не должны крестить, венчать или отпевать.
2. Важно, чтобы интерьер церкви подходил представлениям пары о скромности или пышности – это зависит от приоритетов. Подобрав храм, не забывайте заранее утвердить собственное решение с настоятелем церкви.
Он должен дать собственное благословение, после этого можно подобрать дату.
3. Со священником стоит сразу обговорить пару моментов, во избежание малоприятных подарков: обратить собственное внимание, что вы желаете быть единственной венчающейся парой в данный момент времени. По церковному уставу запрещено венчать несколько пар одновременно, однако в работе может случиться все что угодно.
4. Обязательно уточните, можно ли проводить в храме фото- и видеосъемку, что нужно при себе иметь и на что обратить собственное внимание.
Когда и кому можно венчаться?
Венчают только в конкретные дни. Обряд не проводят во время постов, в предверии двунадесятых праздничных дней, во вторник, четверг и субботу.
Перед венчанием необходимо соблюсти ряд ритуалов — пост, исповедь, причащение, мольба и обоюдное помилование. Венчают только семьи, имеющие свидетельство о браке.
Что взять с собой?
Для обряда венчания нужно свидетельство о браке, рушник , венчальные свечки, кольца, иконы Спасителя и Богоматери и нательные крестики.
В чём венчаться?
С женихом все очень просто – строгий костюм или смокинг вполне подойдут, а вот невесте следует предусмотреть ряд деталей.
О брючнух костюмах и коротких платьях нужно будет забыть. Допускаются только «закрытые» облачения белого цвета или белых оттенков длиной не выше колен, а лучше всего прямое в пол. Платье должно быть одновременно и сдержанным, и торжественным.
Часто подвенечный костюм имеет детали классического русского костюма, подчеркивая преемственность поколений, традиции.
Обувь и головной убор для венчания тоже обязаны быть особыми — носок и пятка обязаны быть закрытыми, а голова прикрыта фатой или палантином.
Мейкап должен быть максимально настоящим, маникюр – неброским, а запах духов едва уловим. Во время церемонии нужно прикладываться к венцу, кресту, иконе, благодаря этому забудьте в этот же день про яркую помаду для губ или блеск.
Для женщин обязательны головные уборы, закрытого типа одежда, платья или юбки. Все подряд гости должны одеть собственные нательные крестики.
Свидетели обязательно обязаны быть крещеными.
Чистота души и плоти: наиболее полная инструкция по тому, что необходимо для церковного венчания
Венчание – основополагающий шаг в жизни пары, вершина брачных отношений, и готовиться к нему стоит по-особенному. Так как обряд духовный, то для начала нужно настроиться на таинство, почистить помыслы и тело для серьезного обета.
Но и мирские дела – выбор костюмов, сопутствующих элементов обряда, места, даты и остальные моменты организации списать со счётов не получится.
Значение обряда
Останние годы все приличное количество пар не только расписываются в загсе, но и решают объединить судьбы в церкви. Следует осознать глубинную значимость этого шага.
Происходящее во время таинства волнующе не менее, чем подготовка к нему. Чтобы в спешке помнить существенные детали, начните готовиться заблаговременно.
Взвесить нужно любую мелочь: начиная от духовных факторов (исповедь, пост, покаяние) и завершая материальными – платьем невесты, составлением перечня гостей, выбором даты, места, организацией празднования после обряда, закупкой всех обязательных атрибутов (кагора, свечей, рушника, колец, икон).
Как приготовиться и подобрать место?
На начальной стадии необходимо выбирать храм, в котором вы скрепите ваши судьбы в одну. Это необязательно должна быть богато украшенная церковь.
Некоторые жених и невеста, напротив, подбирают маленькие сельские приходы, к примеру, те, где их крестили.
Очень важны свои чувства под сенью храма. Вы должны ощущать спокойствие и благодать, если же что-то не понравится или тревожит, то, может быть, стоит поискать иную церковь.
Столько же внимания нужно уделить священнику, которому предстоит проводить обряд. Батюшка должен вызывать доверие, выражать милость и осознание, обучить и рассказать о принципиальных моментах таинства, а не укорять вас в незнании правил.
Если вы воцерковлены, то проблемы не появится. Венчайтесь у собственного батюшки, к которому ходите исповедоваться. Это оптимальное решение.
Если же ваше знакомство с православием настало совсем недавно, то готовьтесь к маленькому собеседованию. Священослужитель должен удостовериться что вы, во-первых, понимаете, что собой представляет таинство, а не гонитесь за модным привлекательным ритуалом, а второе – готовы нести узы брака.
С батюшкой можно обговорить иные спорные моменты – про внешний вид, фотосъемке в стенках храма, самой лучшей дате.
Дополнительные приготовления нужно будет провести людям, вступающим в брак не в первый раз. По возможности от ситуации потребуется или простое покаяние с благословением на второй брак, или разрешение от архиерея.
Православные запреты в церкви
Есть некоторые церковные запреты на брак. Одни правила соблюдены строго, иные – имеют исключения.
Наиболее весь перечень причин, по которой вам могут отказать в таинстве, следующий:
- Вы считаетесь друг дружке родными или духовными близкими людьми;
- Один из молодых несовершеннолетний или недееспособный;
- У одного из супругов это уже 4 брак, причём являются не только венчанные, но и светские, и гражданские;
- Ещё не расторгнут предыдущий брак или не оформлен этот – в церковь нужно принести свидетельство из загса;
- Кто-нибудь из молодых принадлежит к другой конфессии, некрещён или атеистом. Исключения в приватном порядке способны сделать для протестантов и католиков, но лишь например если семья пообещает, что воспитывать детей будут в православной традиции;
- Не венчают женщин старше 60 и мужчин после 70 лет – эти возрастные рамки ограничивают возраст потенциального деторождения.
Как подобрать дату?
При подборе даты необходимо пользоваться церковным календарём или проконсультироваться с батюшкой. Во всяком случае нереально назначить таинство на вторник, четверг или субботу. Полностью выпадают Великие посты, Пасхальная и Масленичная недели, двунадесятые, престольные и великие церковные праздничные дни.
Более того, венчание никогда не проходит ночью.
Женщинам необходимо не забывать и о ещё одной детали – во время месячных находиться под сводами храма строжайше запрещено, благодаря этому при подборе даты таинства, сверяйтесь со своим календарём.
Если предусматривать и народные приметы, то исключается май – «всю жизнь будете мучиться», а самым оптимальным временем считается лето, особенно август.
Что сделать перед таинством?
Претворяет таинство пост, исповедь и причастие.
Перед венчанием нужно духовно очиститься и настроиться на сакральность момента. Для этого молодоженам следует три дня поститься – не есть животной пищи (продуктов из молока, мяса, рыбы, яиц).
Необходимо отказаться от алкоголя и если есть возможность от курения.
Если у вас медицинские противопоказания к такой диете или вы занимаетесь тяжёлым физическим трудом, то посоветуйтесь с батюшкой. Возможно, он сделает послабления.
Смысл поста не столько в пищевых ограничениях, сколько в том, чтобы перенести фокус с плотского на духовное.
Исповедь
Исповедаться двоим молодоженам нужно в предверии таинства. Не бойтесь данного момента, батюшка – не строгий обвинитель, а арбитр между вами и Богом, помогающий почистить душу и свыкнуться с собой.
На исповеди важно без утайки рассказать обо всём, что волнует и гнетёт, о не самых привлекательных поступках, словах и даже мыслях. Не нужно боятся, что ваши слова пойдут дальше – это абсолютно исключается.
После беседы со священником обязательно станет легче, и в новую венчанную жизнь вы войдёте обновлёнными и счастливыми.
Причастие
Причастие вы получите в течении дня венчания, на утренней литургии. Оно собой представляет ложечку красного вина и хлеб, которые каждый прихожанин вкушает из рук священника.
Если вы не исповедовались, то и на причастие не имеете права. Считается, что обряд позволяет ощутить благодать, а перед венчанием это довольно важно.
Перед причастием с полночи не стоит есть, пить, курить.
Послабления возможны, к примеру, людям со слабым здоровьем. Позволяется покушать тем, кто опасается голодного обморока, но еда во всяком случае не должна быть животного происхождения, жирной или шикарной.
Намного лучше, если это будет йогурт или сладкий чай.
Подготовка набора атрибутов – перечень
На самом таинстве вам потребуются такие вещи:
- венчальные кольца;
- рушник – большое полотенце белого или розового цвета, символизирующее жизненный путь, оно обязано быть большим настолько, чтобы вы оба могли на него встать;
- свечки;
- платочки для держания свечей;
- бутылка церковного кагора;
- иконы Богоматери и Спасителя.
Их можно приобрести как специализированным набором, так и выбрать отдельно, собственно такие, какие вам импонируют.
Иконы и крестики
Самый лучший вариант – получить образа в качестве подарка от родителей, однако если это нереально, то можно приобрести новые. Икона Спасителя предназначается жениху, Богоматери – невесте.
Образами молодых благословит священослужитель, а после обряда иконы будут оберегать семью, Находясь на почётном месте в доме.
Нательный крестик – необходимый атрибут для любого православного, который нужно носить не снимая. Естественно, на очень важное таинство его тоже очень важно иметь всем присутствующим: и молодоженам, и гостям.
Кольца
По правилам кольца невесты и жениха отличительны материалом. Жених приносит золотое, символ Христа, солнечного света, мужского начала.
Невеста – серебряное, символ луны, церкви и женского начала.
Так как во время церемонии вам предстоит обменяться украшениями трижды, то на невесте остается кольцо мужа, как символ его защиты и ответственности, а на женихе – кольцо жены, как символ её беззаветной верности и покорности.
Данное правило не считается просто обязательным, благодаря этому если есть желание вы можете подобрать одинаковые кольца – из белого или жёлтого золота, серебра, платины. А вот бижутерия абсолютно не подходит.
Строгий батюшка может отказаться ложить такие украшения на алтарь для освящения.
Кольца для венчания, в отличии от обручальных, лучше подбирать обычные, без вычурного оригинального декора, больших ярких камней, неожиданных элементов. Венчальные кольца не принято снимать никогда, благодаря этому простой изысканный дизайн освободит вас также от трудностей с выбором гардероба к данному атрибуту.
Возможны как гладкие украшения, так и с гравировкой. Это могут быть молитвы, ваши имена, дата свадьбы, слово «любовь», общая фамилия.
Также могут допускаться и венчальные кольца.
Свечки и вино
Свечки рекомендуется приобрести в церковной лавке, там они в большинстве случаев самого лучшего качества. Однако, подходят и декоративные венчальные восковые свечки, заранее освященные батюшкой.
Не забывайте приобрести платочки – чисто-белые, обычные или украшенные вышивкой и кружевом. Они потребуются вам, чтобы обмотать основание свечки, иначе воск будет капать на руки.
Кагор считается классическим вариантом вина, но подходит любое красное креплёное. Вино в процессе церемонии предстоит пить молодым из одной чаши – символа постоянного общения и радости брачной жизни.
Венцы
Украшенные короны, которые держат над головами молодых, а порой и одевают, означают то, что в этот миг молодожены – цари своей жизни, дошедшие до светлого и решающего момента создания освящённой семьи.
Еще, это и символ Царствия Небесного, ведь на мистериальном уровне жених представляет Христа, а невеста – церковь, комбинирующуюся с ним браком. Наряду с тем венец – и символ мученичества, того, что брак – не только счастье, но и трудности, которые следует одолеть хорошо.
Венцы в большинстве случаев предоставляют в самом храме, благодаря этому если вам не сказали другого, приобретать их не следует.
Правила дресс-кода
Платье невесты совсем не нужно должно быть белым, но цвет во всяком случае нужно выбирать светлый. Яркие и тёмные оттенки исключены. Не стоит одевать чрезмерно откровенные, обтягивающие, шикарные костюмы – они будут абсолютно неподходящи.
Прекрасное решение – закрытое непрезентабельное платье, скрывающее колени, территорию декольте и плечи. Если рукав платья чрезмерно короткий, то побеспокойтесь о перчатках, которые придется снять перед обменом кольцами.
Еще один вариант – кружевной пиджак или болеро.
Нужно помнить о том, что все дамы должны покрыть в храме голову. Невеста может накрыть волосы фатой, накидкой, платком.
Если выбор пал на фату, то она должна обязательно закрывать волосы. Лучше иных подойдёт вариант с креплением аксессуара на макушке и открытым лицом.
Присутствующим на празднестве женщинам также следует покрыть голову платком. Лучше – нарядным и светлым, ведь праздник – веселый.
Что же касается молодого и гостей мужского пола, то им наиболее правильно подобрать суровые обычные костюмы, без ярких кричащих деталей. Простой чёрный или тёмно-синий костюм замечательно подойдет.
Не забывайте, что мужчины не как правило находиться в храме в головных уборах.
Стоимость
Практически всех интересует вопрос, сколько стоит венчание? По церковным законам никакого прайс-листа нет. Венчание, как и прочие таинства, не приобретаются и не реализовываются.
Впрочем после обряда по правилам прихожане имеют шанс оставить добровольное пожертвование храму, причём его сумма не регламентировано.
В самых известных соборах – в храме Христа Спасителя в Москве или в Казанском соборе в Петербурге в большинстве случаев оставляют от 10000 рублей. В менее популярных церквях нерегламентированная цена меняется от 500 до 5000 рублей.
Если у вас проблемы с финансами – это не преграда. Всегда можно предупредить батюшку, и вам, быстрее всего, пойдут навстречу.
Какие документы необходимы?
На само венчание вам потребуются только паспорта со штампом и свидетельство о браке из загса. Вступающим в брак еще раз дополнительно понадобится разрешение от архиерея и свидетельство о разводе.
Труднее дела обстоят, если вы все таки захотели венчаться не в РФ, а в другой православной стране. Тогда плюс ко всему вам потребуются:
- свидетельство о крещении в православной вере;
- свидетельство из вашего прихода, которым священослужитель подтвердит, что вы можете венчаться;
- свидетельство о рождении;
- заграничный паспорт.
Необходимые документы необходимо перевести на британский и нотариально заверить.
Выбор свидетелей
В отличии от гражданского празднования, для венчания в качестве свидетелей лучше подобрать двух мужчин, крепких и немного выше вас ростом, ведь им нужно будет продолжительно держать на вытянутых руках тяжёлые венцы над головами молодых.
Вы можете подобрать близких людей либо близких друзей, однако важно, чтобы они были крещёными православными, ведь атеисты и представители иных конфессий на венчание не допускаются.
Свидетели только не обязаны быть разведёнными или живущими в гражданском браке. Лучше подбирать людей, которые вызывают у вас почтение и живут по православным законам, потому что они станут фактически вторыми родителями, духовными наставниками для молодых.
Также может быть вариант женатой пары в качестве свидетелей, однако это не обязаны быть родители молодого или невесты.
Полезное видео
Провести обряд венчания в православной церкви можно в любое время — во время свадьбы, через пару дней, спустя семь дней или года. Не имеет значение, когда вы на данный шаг осмелитесь.
Главное — соблюсти все условия, которые учитывает церковь. Про то, что нужно предусмотреть при венчании и подготовке к нему в видео:
Для чего нужно венчаться в храме?
Заключение
Подготовка к таинству венчания – фактически аналогичный волнующий момент, как и сам обряд. Стоит тщательно продумать все моменты организации, но основное – настроиться духовно.
И вот тогда праздник насовсем остается в душе светлым воспоминанием.
Венчание: подготовка, условия, совершение
В Таинстве Брака Бог подает будущим супругам, при обещании ими сохранять преданность друг дружке, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Желающие венчаться обязаны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко понимать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть абсолютный грех.
Как готовиться к таинству венчания ^
Свадебная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.
Если жених и невеста ещё не воцерковлены, то до брака им лучше всего исповедаться и причаститься Святых Тайн (для верных частое причащение — это норма). Требуется, чтобы они за пару дней до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.
Для браковенчания необходимо подготовить две иконы — Спасителя и Богоматери, которыми во время Таинства благословляют невесту и жениха. До недавнего времени эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям.
Иконы приносятся родителями, а если они не принимают участие в Таинстве брака — женихом и невестой.
Жених и невеста приобретают свадебные кольца. Кольцо — символ вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец может быть золотым, а другое серебряным.
Золотое Кольцо обозначает собственным блеском солнце, свету которого уподобляется супруг в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным дневным светом. Теперь для двоих брачующихся приобретаются, в основном, кольца из золота.
Кольца могут иметь также украшения из дорогих камней.
Святая Церковь рекомендует вступающим в брак приготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и Причащения.
День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заблаговременно и персонально.
Лучше всего пригласить 2-ух свидетелей.
Для совершения Таинства брака следует иметь:
- Икону Спасителя.
- Икону Богоматери.
- Свадебные кольца.
- Венчальные свечки (покупаются храме).
- Белое полотенце для постилания под ноги. Это лишь традиция, а не необходимый элемент Таинства.
Что нужно знать свидетелям ^
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их величали дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Гаранты подтверждали собственными автографами акт браковенчания в метрической книге; они, в основном, хорошо знали невесту и жениха, поручались за них.
Гаранты участвовали в обручении и венчании, другими словами во время обхождения невесты и жениха вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Теперь гаранты (свидетели) могут быть либо же не быть — если хотите брачующихся. Гаранты обязательно обязаны быть православными, лучше всего церковными людьми, должны относиться к Таинству брака с благоговением. Обязанности гарантов при бракосочетании в собственной духовной основе аналогичные, как восприемников в Крещении: как восприемники, квалифицированные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и гаранты должны духовно руководить новой семьей.
Благодаря этому до недавнего времени в гаранты не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.
О поведении в храме во время таинства ^
Часто кажется, словно жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на мероприятие. Дожидаясь завершения Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание нужно знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как исключительно о двух лицах — женихе и невесте (неужели всего раз произносится мольба “за воспитавших родителей”).
Невнимание и неблагоговение невесты и жениха к церковной молитве показывает, что они пришли в храм исключительно из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю дальнейшую семейную жизнь.
Все находящие при бракосочетании, и тем более жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.
Как происходит обручение ^
Венчанию предшествует обручение.
Обручение происходит в ознаменование того, что брак происходит перед лицом Божиим, в Его наличии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепливаются обоюдные обещания вступающих в брак.
Обручение происходит после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается значимость Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступать к его заключению.
То, что обручение происходит в храме, значит, что супруг принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение происходит перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, в то время как священослужитель, изображающий в данное время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.
Священослужитель вводит невесту и жениха в храм в знак того, что венчающиеся сродни первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, собственную новую и святую жизнь в чистом супружестве.
О чём ЛУЧШЕ НЕ ЗНАТЬ, когда венчаешься? Обязательно к просмотру.
Правда о венчании.
Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного добропорядочным бракам (см.: Тов. 8, 2 ). Священослужитель трижды благословляет сначала молодого, потом молодую, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и даёт им зажженные свечки.
На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечки.
Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного празднования. Зажженные свечки, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они теперь должны питать друг к другу и какая обязана быть пламенна и чиста.
Зажженные свечки знаменуют также целомудрие невесты и жениха и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение значит невидимое, загадочное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.
По обычаю Церкви, всякое богослужение начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и важное значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).
Мир от Бога нужен брачующимся, и комбинируют они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).
Потом диакон произносит, между иными обыкновенными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая мольба Святой Церкви о женихе и невесте — это мольба о ныне обручающихся и о спасении их.
Святая Церковь молит Господа за невесту и жениха, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения человеческого рода.
Наряду с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое ходотайство невесты и жениха, которое относится к их спасению.
Священослужитель, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил невесту и жениха на всякое благое дело. Потом священослужитель, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы собственные пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.
Эта мольба возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.
Потом священослужитель берет кольца со святого престола и одевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя молодого) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Потом одевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя молодого) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Кольца имеют при обручении самое важное значение: это не просто дар молодого невесте, а символ непрерывного, вечного союза между ними. Кольца укладываются на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через касание к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие.
Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая таким образом обоюдную любовь и единение в вере невесты и жениха.
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених одевает собственное кольцо на руку невесте в символ любви и готовности жертвовать всем супруге собственной и помогать ей всю жизнь; невеста одевает собственное кольцо на руку жениху в символ собственной любви и преданности, в символ готовности принимать от него помощь всю жизнь.
Такой обмен выполняется трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и говорит (иногда кольца меняет сам священослужитель).
Потом священослужитель опять молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и начальника в новой их жизни. На этом обручение кончается.
Как происходит венчание ^
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечки, изображающие духовный свет таинства, празднично входят на середину храма. Им предшествует священослужитель с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они следовать должны по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127 ( Пс.127 ), в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом семейство; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.
Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание пожениться и отсутствие в прошлом со стороны любого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
Священослужитель задаёт вопросы молодого: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и надежную мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
( “Имеешь ли ты неподдельное и непринужденное желание и твёрдое план быть мужем этой (имя невесты), которую видишь тут перед собою?”)
И жених отвечает: «Имам, добропорядочный отче» (“Имею, добропорядочный отче”). И священослужитель дальше задаёт вопросы: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”).
И жених отвечает: «Не обещахся, добропорядочный отче» (“Нет, не связан”).
Потом аналогичный вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твёрдую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты неподдельное и непринужденное желание и твёрдое план быть женою этого (имя молодого), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси другому мужу» (“Не связана ли обещанием иному жениху?”)— “Нет, не связана”.
Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость собственного намерения вступить в семейство. Такое волеизъявление в нехристианском браке считается решающим принципом.
В христианском браке оно—основное требование для естественного (по плоти) брака, требование, после которого он должен считаться заключенным.
Теперь лишь, после заключения этого естественного брака, начинается загадочное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается вовлеченность брачующихся Царству Божиему.
После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном невесты и жениха священослужитель произносит три пространные молитвы.
Первая мольба обращена к Господу Иисусу Христу. Священослужитель молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад собственных, ложе их сохрани ненаветным.
И даруй им от росы небесной более, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они разделялись избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, необходимое ко спасению”.
Во второй молитве священослужитель молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сберег и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с отличными ветками, даруй им семя колосистое, дабы они, имея удовлетворенность во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов собственных, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола собственного и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.
Потом, в третьей молитве, священослужитель еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и затем из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Собственную от святого дома Собственного, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.
После данных молитв приходят самые важные минуты венчания. То, о чем священослужитель молил Господа Бога пред лицом всей церкви и одновременно со всею церковью — о благословении Божием, — теперь по всей видимости происходит над брачующимися, скрепляет и освящает их брачный союз.
Священослужитель, взяв венец, знаменует им крестообразно молодого и даёт ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая молодого, священослужитель произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Благословив точно также молодую и дав ей приложиться к образу Богоматери , украшающему ее венец, священослужитель венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ждут благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!
Священослужитель говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При данных словах он, от лица Бога, благословляет их.
Это молитвенное возглашение священослужитель произносит трижды и трижды благословляет невесту и жениха.
Все кто присутствовал в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторить за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
Возложение венцов и слова священника:
“Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся основателями новой христианской семьи — небольшой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ).
Потом читается Письмо к Ефесянам святого апостола Павла ( Еф.5:20-33 ), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к супруге—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное подчинение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—обоюдная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за безнравственных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших собственную преданность и любовь к Господу.
Последнее изречение апостола: а супруга да боится супруга — призывает не к страху слабого перед сильным, не к опасения рабыни в отношении к господину, но к страху огорчить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а это означает, присутствия Божия в супружеской жизни, должен испытывать и супруг, глава которому — Христос.
В ином послании апостол Павел говорит: Супруга не властна над собственным телом, но супруг; равно и супруг не властен над собственным телом, но супруга. Не уклоняйтесь один от одного, неужели по согласию, на определенный период времени, для процедуры в посте и молитве, а потом снова будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор.7:4-5 ).
Супруги — члены Церкви и, будучи частичками полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.
После Апостола читается Евангелие от Иоанна ( Ин.2:1-11 ). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь высится до любви небесной, объединяющей души о Господе.
О нравственной перемене, нужной для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, потому что Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, поменялась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).
После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви короткое ходотайство о молодых и мольба священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сберег комбинировавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был добропорядочным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.
Священослужитель возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И молодожены одновременно со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.
В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею небольшой церковью, так чтобы и через них на земля воля Его исполнялась и господствовала в их супружеской жизни. В символ покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.
После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и наряду с тем и перед Отцом нашим. Потом приносится чаша с красным вином, или, точнее, чаша общения, и священослужитель благословляет ее на обоюдное общение мужа и жены.
Вино при венчании подается в символ радости и веселья, напоминая о чудесном перевоплощении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.
Священослужитель троекратно даёт молодой паре испить вина из всей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом супруге. В большинстве случаев вино отпивают по три небольших глоточка: сначала супруг, потом супруга.
Преподав общую чашу, священослужитель соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покроет руки их епитрахилью и поверх нее укладывает собственную руку Это значит, что через руку священника супруг получает жену от самой Церкви, объединяющей их во Христе навеки. Священослужитель трижды обводит молодых вокруг аналоя.
При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.
При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души со Спасителем.
Напоследок, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава молодых, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.
Это круговое хождение значит вечное шествие, которое настало в этот же день для такой четы. Семейство их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и событием совершенного сегодня таинства.
Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По завершении праздничного процессии священослужитель снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:
“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.
“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о собственном муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.
Венчание правила.
Потом в 2-ух дальнейших молитвах священослужитель просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы молодых неоскверненными и непорочными в Царствии Собственном. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов молодых, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением.
По завершении ее молодожены целомудренным поцелуем говорят святую и чистую любовь друг к другу.
Дальше, согласно обычаю, молодых подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Богоматери; потом они меняются местами и прикладываются исходя из этого: жених — к иконе Богоматери, а невеста — к иконе Спасителя. Тут же священослужитель даёт им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.
Какой должна быть свадебная пирушка ^
Празднично и радостно происходит Таинство брака. От большинства населения: украины, родных и друзей, — от блеска свеч, от церковного пения как-то инстинктивно становится празднично и радостно на душе.
После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.
Но как же некрасиво при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Очень часто тут упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают.
Подобное поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения.
В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (другими словами даже близким людям невесты и жениха и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как достойно христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия.
Такое негромкое и непрезентабельное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Собственным присутствием и совершением первого чуда.
Что может мешать христианскому браку ^
Очень часто готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Все таки условия заключения брака по гражданскому закону и по церковным канонам имеют различия.
Но не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.
Церковь не позволяет вступление в брак более трех раз. По гражданскому закону разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.
Не благословляется брак, если один из брачующихся (и особенно оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришёл на венчание лишь по требованию супруга или родителей.
Не позволяется венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.
Венчание нереально, если один из будущих супругов практически состоит в браке с иным лицом. Сначала необходимо анулировать гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно получить разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.
Еще одно преграда к совершению браковенчания — родное родство невесты и жениха и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.
Когда не происходит венчание ^
Согласно каноническим правилам, не позволяется выполнять венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято выполнять браки на шестой день недели, и также в предверии двунадесятых, легендарных и храмовых праздничных дней, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях.
Более того, в Русской Православной Церкви браковенчание не происходит по вторникам и четвергам (в предверии постных дней — среды и пятницы), в предверии и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из данных правил могут быть изготовлены по нужде только правящим архиереем.
См. Календарь венчаний.