Член летной подкомиссии, расследовавшей катастрофу самолета первого астронавта планеты, рассказал «КП» собственную версию причин трагедии.
Арсений Дмитриевич Миронов держит спину прямо, говорит четко, жестко. Я слушаю его и удивляюсь, как он на память цитирует документы, имена, фамилии, должности и про себя думаю, что был бы благодарен доле, если б в восемьдесят лет смотрелся также.
— Восемьдесят? — переспрашивает меня друг, истовый историк авиации и космонавтики Андрей Симонов, который и помог мне найти Миронова. — Ему девяносто семь!
И для убедительности прибавляет:
— Девяносто семь с половиной!
Миронов до этого времени работает в родном Летно-исследовательском институте имени Громова, куда пришёл. в первой половине 40-ых годов XX века. Кабинет у него на четвертом этаже и изо дня в день он приходит туда заниматься бумагами.
Тем не менее, и квартира у него на четвертом этаже.
— Помните, в доме не имеется лифта! — предупреждает он меня когда я звоню, чтобы договориться о встрече.
Что произошло 27 марта 1968 года
За прошедшие десятилетия какие только версии ухода из жизни Юрия Гагарина не выдвигали летчики, инженеры, пытливые доброхоты и спекулянты-жулики, пытавшиеся поживиться народной любови к первому астронавту.
Была создана комиссия . Лес под Киржачом вокруг воронки, оставшейся после падения МиГ-15 УТИ, вытоптали в радиусе 3 километров! Землю просеивали!
А потом – молчок.
Сорок три года единственным официальным документом о гибели Гагарина и Серегина оставался некролог: «. В результате катастрофы при выполнении тренировочного полета. », подписанный Политбюро ЦК КПСС. В нем ни слова не было о причинах смерти пилотов.
Только в 2011 году — к 50-летию первого полета человека в космос, были, наконец, рассекречены результаты расследования. Но и они оказались очень расплывчатыми.
– Комиссия заключила: исходя из анализа обстоятельств летного события и материалов расследования, наиболее возможная причина катастрофы – выполнение резкого маневра для отворота от шара зонда. Или, что менее возможно, – для устранения входа в верхний краешек первого слоя облачности, – цитировал документ начдеп по обеспечению деятельности архива производства главы Российской Федерации Александр Степанов.
В результате «внезапный маневр стал причиной дальнейшему попаданию самолета в закритический режим полета и сваливанию в штопор условиях усложненной метеорологической обстановки».
Но мой собеседник считает: опубликовано не то, что было в действительности, а то, что устраивало в то время руководство комиссии.
– Если исходить из озвученной версии, картина выходит такая: летчик, видимо Гагарин (он сидел в передней кабине), увидел метеозонд, на который он шел напрямую, и резко ушел в сторону. Предрасположенность к переходу в штопор у УТИ МиГ-15 – была.
Но тогда почему никто этого зонда не видел?! В большинстве случаев в подобной ситуации пилот должен был передать на землю: встретились с зондом.
Гагарин (связь в УТИ МиГ-15 с землёй существует только у того, кто сидит в первой кабине) этого не сделал. Допустим, опоздал.
Однако если у комиссии возникает версия про зонд, почему никто не попытался узнать откуда он был запущен? Сотни человек принимают участие в расследовании, а такую обычную вещь не выполняют!
Зонды раздуваются, поднимаются на конкретную высоту, потом лопаются и падают. На месте падения самолета Гагарина под Киржачом нашли 10 или 11 старых зондов. Пускали их В то время из Долгопрудного – там метеорологический ВУЗ был.
Известна скорость подъема зонда, известен ветер — сила и направление. Когда зонд летит он по радио передает данные. Другими словами выяснить в котором часу он мог быть запущен и определить его траекторию очень просто.
Можно даже выяснить на какой высоте он самоликвидировался. Но — нужно обратить внимание! – никакой информации про то, что зонд искали, связывались с институтом, который мог его запустить, в материалах комиссии нет . Как так – в резюме комиссии он описывается как наиболее возможная причина гибели экипажа, а никто в эту сторону не копает?!
Вторая версии про то, что, возможно, отворот, который произвел экипаж, был для того, чтобы не входить в облако. Это вообще чушь! Они весь полет пребывали в облаках!
Как можно отворачиваться от того, где ты и так находишься? Нелепость!
Валентину Гагарину опекали астронавты из первого отряда. На фото она с Алексеем Леоновым (с правой стороны).
Во время похорон у Кремля: Валентина Гагарина, Валентина Терешкова и дочурки Юрия Алексеевича — Галя и Лена.
Тел не останется. Для прощания выставили урны с прахом Гагарина и Серегина.
Эти все ужасные дни от Валентины Гагариной не отходила Валентина Терешкова.
День 1 расследования
– В вечернее время в тот день, когда погиб Гагарин, мне был звонок от секретаря министра авиа промышленности Петра Васильевича Дементьева: «Вас включил в комиссию по расследованию причин гибели астронавта». – рассказывает Арсений Дмитриевич. – Я В то время был начальником научно-исследовательского отделения ЛИИ, кандидат наук. У меня был опыт расследований авиапроисшествий.
Да и сам я как летчик летал, правда, на легкомоторных самолетах.
Утром 28 марта я был в Чкаловском. Это аэродром принадлежал и принадлежит в настоящий момент Лётно-испытательному институту ВВС.
Там же базировался 70-й отдельный испытательно-тренировочный авиационный полк особенного назначения. По существу это было нечто вроде аэроклуба для астронавтов.
ВУЗ управлял полетами, а полк обеспечивал тренировки астронавтов, которые хотели летать — первые же наборы были из летчиков.
В 10 утра те, кто принимал участие в расследовании, вылетели с аэродрома Чкаловский на 3 вертолетах на место гибели и пробыли там часа полтора-два. Снег, несмотря на конец марта, был довольно глубокий. Очень маленькие березовые перелески.
Гибель Гагарина. Документы, которые Алексей Леонов просил не публиковать при его жизни
В один из данных перелесков упал самолет. Я закрепил для себя следующее: самолет падал под угол приблизительно 50 градусов.
Я увидел некоторые части тел летчиков. Удивило же вот что.
В воронке, появившейся от взрыва самолета, искореженные катапультные кресла. Другими словами летчики не катапультировались.
Там же, около кресел, ранцы, куда ложатся парашюты. А парашютов нет.
Поднялось страшное волнение. В группе было много КГБшников.
По-моему, в тот же день или на следующий соседней в деревне парашюты нашли. Оказывается, два здешних мужика приблизительно за 3 часа — данное время между тем, когда упал самолет и когда его выявили, пришли, срезали парашюты и утащили.
Кто-то потом придумывал, мол, они на парашютах спаслись было, а парашюты оторвались из-за чего то. Неправда — стропы тупыми ножами обрезали и все.
«Юрий Гагарин. Народный герой»
Cборник очерков и репортажей «Комсомолки» — первая книжка о настоящем, а не плакатном Гагарине. В книге уникальные свидетельства сотрудников, друзей первого астронавта планеты, и еще версии его гибели.
Воспоминания читателей «КП» о встречах с Гагариным — живые, эмоциональные — восполняют образ первого астронавта планеты и объясняют почему данный человек и в действительности стал народным героем.
Читайте электронную книгу в приложении «Библиотека «Комсомольской правды» для iPad и Android, в Гугл Книги и Литрес. Детальнее.
КАК ПОГИБ ЮРИЙ ГАГАРИН
Как в действительности погиб Гагарин: версии профессионалов
#38: Лучшие материалы «Распространенной механики» за 2019 год.
Обстоятельства смерти первого человека в космосе Юрия Гагарина, погибшего во второй половине 60-ых годов XX века при крушении самолета, весьма долго были окружены слухами.
27 марта 1968 года недалеко от деревни Новоселово во Владимирской области разбился самолет, который пилотировал Юрий Гагарин наряду с инструктором Владимиром Серегиным. Но о смерти любимца народа узнали только после 2 дня, а все информацию о трагедии сразу засекретили.
Собственно эта таинственность и породила слухи про то, что катастрофа была абсолютно не случайностью.
«Жалоб не было»
Позднее Алексей Леонов — первый вышедший в открытый космос в скафандре человек — так вспоминал последние дни Гагарина: «Юра погиб во вторник, а за два-три дня до этого, на шестой день недели, мы с ним решили постричься. Делали мы это в большинстве случаев в парихмахерской гостиницы «молодость», около стадиона «Лужники», у одного и того же мастера по имени Игорь.
И когда я постригся, присел позади кресла для работы и следил за процессом.
У Юры на шее была большая родинка, приблизительно полсантиметра в диаметре. И когда Игорь стал опасной бритвой подбривать ближе к шее, я ему говорю: «Смотри, самую красоту-то не сбрей нечаянно!» Он не обиделся, понимал, что я шучу, и буркнул в ответ: «Да знаю я, знаю…»
Часто, когда человек умирает, мы вспоминаем что-то символичное, оригинальное в его поведении. У Юры ничего такого не было, никаких там дурных предчувствий. Однако по проишествии времени поведение мастера по прическам показалось мне не таким, как обычно.
В большинстве случаев после прически он сметал волосы с пола и выбрасывал. А в ту субботу он Юрины пряди бережно собрал и уложил в шкаф».
Перед полетом Гагарин, как в большинстве случаев, прошёл медосмотр. Жалоб не было. Леонов в день аварии находился недалеко от места катастрофы.
Он сообщил, что слышал два громких взрыва.
Официальные выводы комиссии: экипаж изменил в полете направление, сделал внезапный маневр и ушел в штопор. Летчики пытались вывести самолет в горизонтальный полет, но все равно встретились с землёй. Экипаж погиб.
Ни поломки техники, ни каких-нибудь следов в крови пилотов обнаружено не было.
«Этот вывод смотрится правдоподобным для простых людей, — пояснял 79-летний Леонов, — однако не профессиональным». Отчёт комиссии был сохраняеться в тайне, и его детали известны лишь из статей и интервью отдельных её членов.
Причины и обстоятельства катастрофы остаются невыясненными.
Иные версии
В наше время есть очень большое количество версий падения самолета Гагарина. Приводим лишь немногие из них.
Есть даже такие, согласно которым Гагарин с Серегиным перед полетом выпили водки.
Версия врача технических наук С. М. Белоцерковского, А. А. Леонова и ряда учёных. Наиболее популярная версия падения самолета в себя включает целый набор факторов, начиная от скверных условий погоды и конструкторских минусов самолета.
Они могли попытаться уйти от иного самолета или стаи птиц, попасть в отпечаток пролетевшего самолета или нечаянно попасть в восходящий воздушный поток.
Версия бортинженера космического корабля «Союз-22» Владимира Аксенова. Он высказал предположение, что Гагарин и Серегин сделали погрешность в сложных метеоусловиях. «Облачность в этот же день была оригинальной: край в низу практически сплошных облаков был на высоте приблизительно 600 метров над землёй.
Потом до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с маленькими разрежениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и довольно хорошая видимость.
Нам показали даже фотографии верхней кромки, созданные с самолёта-метеоразведчика», — отмечает Аксёнов.
Версия летчика-аса Николая Кузнецова. Руководитель Центра подготовки астронавтов отмечает, что Серегину в тот день нездоровилось: он жаловался на сердце.
Кузнецов высказал предположение, что во время виража Серегину стало плохо, а Гагарин не сразу заметил состояние инструктора. По мнению Кузнецова, у Серегина был сердечный приступ, он расстегнул ремни, и его тело отшвырнуло в другой угол кабины, заблокировав управление.
«Юрий Гагарин. Последний миг». Документальный фильм
Гагарин не стал бросать друга и катапультироваться.
Версия бывшего служащего НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники Игоря Кузнецова. Если верить анализу Кузнецова, в самолете остался полуоткрытым один из вентиляционных кранов.
Кабина не была герметична, а летчики увидели это поздно. Они попытались уменьшить самолет, однако из-за измения давления потеряли понимание.
Эту версию многие оспаривают.
Есть и более дикие конспирологические теории. Одни говорят, что Гагарин имитировал собственную смерть, иные — что был убит по приказу властей после конфликта с ними.
Последнее письмо Гагарина
Перед собственным полетом в космос еще в первой половине 60-ых годов XX века Гагарин написал родным прощальное письмо — на случай, если он не вернется. После авиакатастрофы супруге астронавта Валентине Гагариной вручили его.
Приводим здесь лишь отрывок из письма.
«В технику я верю полностью, — писал Гагарин. — Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Тут тоже может что-нибудь случиться.
Но сам я пока в это не верю. Ну, а Если что случится, то прошу вас и прежде всего тебя, Валюша, не убиваться с горя.
Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирует, что его на следующий день не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны».
Материал предъявлен редакцией издания « Семейный очаг »
Тайна гибели Гагарина: почему спустя пяти десятилетий после трагедии споры о ней не утихают
Сегодня, спустя половину столетия после трагедии, споры о ней не утихают. Среди других звучат конспирологические версии, озвучиваются предположения одна абсурднее другой, выдвигаются теории.
Наверняка, благодаря тому, что сама личность первого покорителя Вселенной не даёт оснований верить в «бытовую» версию трагического летного события.
«Прошу разрешения на разворот»
Это был традиционный полет, хотя и с не очень обыкновенными пилотами. Оба полковника, оба — кавалеры Золотых Звезд, квалифицированные военные летчики. Владимир Серегин, комполка при Центре подготовки астронавтов ВВС, звания Героя был награжден за боевые подвиги, улучшенные в годы ВОВ.
На собственном Ил-2 он сделал около 140 вылетов на штурм позиций соперника, выполнил полсотни разведывательных полетов, провел около 2-ух десятков воздушных боев. Большую летную практику имел и Юрий Гагарин, хотя те полеты он исполнял после перерыва, вызванного защитой дипломной работы в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского.
Известно, что Гагарин после собственного космического триумфа сильно хотел летать, хотя его и отговаривали — никто не желал бравировать жизнью первого покорителя Вселенной. Все таки в середине марта 1968 года он приступил к тренировочным полетам на МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — так именуемая «спарка»).
До злополучного вылета 27 марта полковник 18 раз поднимался в небо с инструктором, налетав в общей трудности около 7 часов. «Обкатку» астронавта на себя взял персонально комполка Владимир Серегин.
Они стартовали утром с подмосковного аэродрома Чкаловский. Задание на полет было несложным — упражнение Курса боевой подготовки истребительной авиации: пилотаж с выполнением виражей, витков небольшой спирали, пикирований, боевых разворотов, «бочек», полета на небольшой скорости горизонтального полета. Вскоре последовал доклад Гагарина:
«625-й задание в зоне 20 закончил, прошу разрешения на разворот на курс 320».
«625-й, разрешаю», — ответил начальник.
«Понял, выполняю», — сказал Гагарин.
После данных слов радиообмен закончился, и больше на запросы 625-й не отвечал. Когда стало очевидным, что у самолета уже должно было завершиться горючее, начались экстренные поиски. Через 3 часа одному из вертолетов аварийно-спасательной службы получилось выявить обломки в районе деревни Новоселово Владимирской области: как раскроется позднее, самолет буквально вонзился в землю на большой скорости.
На месте падения были обнаружены части тел пилотов, опознанные близкими людьми и сослуживцами, свои вещи пилотов — в том числе, кошелек с водительскими правами Гагарина и его талонами на питание в летной столовой.
Для расследования причин катастрофы была сформирована специализированная Государственная комиссия. Первое, что было установлено, — какие-нибудь отказы или поломки техники отсутствовали.
Более того, проведенный химический анализ останков и крови летчиков не выявил никаких чужих веществ. Отчет комиссии составил 29 томов и очень долго находился под грифом «Секретно».
Лишь к 50-летнему юбилейному празднику космического старта Гагарина некоторые выводы о потенциальных причинах трагедии 1968 года были преданы гласности. Наиболее вероятной основой падения самолета, согласно открытой информации, был назван внезапный маневр уклонения от шара-зонда или, что менее возможно, для устранения входа в верхний краешек облачности.
В условиях усложненной метеорологической обстановки это стало причиной попаданию самолета в закритический режим полета и сваливанию.
Не хватило секунд и метров
С самого момента трагедии версий ходило много, причем отдельные из них напоминали плод заболевшего воображения. К примеру, говорилось, что у Гагарина возник инцидент с высшим правительством, и его погибель была подстроена.
Утверждалось также, что первый астронавт погиб не 27 марта, а несколькими днями раньше, в момент запуска нового тайного космического корабля. Совсем уж абсурдными оказались слухи про то, что Гагарин сам сымитировал собственную погибель, спрятавшись от людей и завершив жизнь отшельником.
Во второй половине 80-ых годов XX века профессор Сергей Белоцерковский и член первого отряда астронавтов, два раза Герой СССР Алексей Леонов выступили с собственной версией случившегося. Они сослались на расчеты, проведенные группой профессиональных мастеров по динамике полетов. Ключевой вывод: МиГ оказался на закритическом режиме в положении отвесного пикирования благодаря тому, что либо натолкнулся на преграда (к примеру, на стаю птиц), либо попал в отпечаток пролетевшего самолета, ушел в внезапный крен и свалился, либо из за того что, что оказался в восходящем вертикальном воздушном потоке, который мог поменять характер обтекания МиГа в горизонтальном полете.
Тайна смерти Гагарина раскрыта. Что произошло в небе на самом деле.
При этом специалисты подчеркнули, что оба летчика, видимо, не растерялись, а выполнили все что можно для выхода из критичной ситуации. В течение нескольких секунд Гагарин и Серегин, сохраняя согласованность действий, выводили самолет из пикирования, хотя и пребывали под воздействием существенных перегрузок.
Им не хватило двухсот метров высоты — всего 2-ух секунд полета.
Летчик-астронавт, два раза Герой СССР Владимир Аксенов 27 марта 1968 года также исполнял тренировочный полет с аэродрома Чкаловский и наряду с Гагариным проходил предполетное медобследование. Собственную версию причины гибели астронавта №1 он изложил в книге «Дорогами испытаний», вышедшей ограниченным тиражом.
При этом астронавт сослался на мнение члена Госкомиссии, заслуженного летчика-испытателя, Героя СССР Сергея Анохина. По оценке этого эксперта, Гагарин и Серегин, сделав переворот, задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и внезапно для себя попали в слой сплошной облачности.
Без стойкой работы приборов пространственного положения, прежде всего авиагоризонта, это могло увести машину в глубокую нисходящую спираль, либо, при интенсивных попытках уйти вверх — в срыв в скоростной штопор.
«Основой катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхней кромки сплошной облачности на высоте около 4 километров, а нижнего края — на высоте всего 600 метров от земли; недооценивание летчиками, прежде всего Серегиным, трудности метеообстановки, и еще ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на высокой скорости в режиме интенсивного снижения, и, как последствие, невозможность устойчивого пилотирования», — заключил автор книги «Дорогами испытаний».
Стечение антропогенных факторов
Бывший офицер ФСБ, проходивший в свое время службу при Центре подготовки астронавтов, полковник Николай Рыбкин собственное мнение о причинах трагедии 27 марта 1968 года изложил в книге «Записки космического контрразведчика». Кстати, он одним из первых сообщил, что расследованием катастрофы одновременно с остальными профессионалами занимались и представители КГБ, причем комиссию возглавлял один из начальников Управления контрразведки.
«В первой половине 90-ых годов двадцатого века я готовился к защите кандидатской диссертации, работал в архивах военной контрразведки, — вспоминал Николай Рыбкин. — Среди прочих бумаг я обнаружил документы по катастрофе самолета Гагарина и Серегина. И тщательно изучил их.
У меня сложилось впечатление, что Гагарина — разумеется, неспециально — подвели к тому, что произошло. Не Гагарин погиб, а Гагарина не уберегли. »
По оценке Рыбкина, проведенное в то время чекистское расследование было совершенно беспристрастным.
«Тут же были выдвинуты 4-ре версии: умышленные действия по выводу техники из строя (во враждебных целях или из низменных побуждений), низкокачественная подготовка матчасти к полетам, неподготовленность летчиков, и еще неудовлетворительное руководство полетом, — отмечает полковник. — Диверсию после всех проведенных проверок исключили, а вот на самом деле тревожным звоночком стало то, что бригада, которая руководила полетом, была, скажем так, не на уровне. Начальник в проблемных ситуациях проявлял нервозность и растерянность, из-за слабой памяти плохо усваивал задания на полеты, принимал поспешные и неправильные решения. Дежурный навигатор был суетлив, решения принимал быстро, делал ошибки в расчетах времени прибытия самолетов, плохо знал характеристики радиолокаторов и остальной техники.
Помощник начальника злоупотреблял спиртным, к служебным обязанностям относился недобросовестно. За 7 дней до трагедии самолет Серегина оказался в секундах от катастрофы: начальник полетами не провел анализ метеообстановку, благодаря чему не заметил снежного заряда.
В условиях ограниченной видимости Серегину разрешили посадку, и тот произвел ее с перелетом. Выкатывание самолета и потенциальная авария были предотвращены лишь благодаря использованию специализированного тормозного устройства».
В сам день последнего полета тоже хватало «накладок». Так, была поздно выполнена разведка погоды, более того, пилотов могли дезориентировать ошибочные данные о высоте облачности.
«Самая расхожая версия: МиГ-15 угодил в критическую ситуацию (врезался в зонд, птицу, уклонился от недалеко пролетавшего самолета) и сорвался в штопор, — пишет в собственной книге полковник Рыбкин. — Впрочем летчики вышли из него и практически вывели машину из пикирования. Про это говорит все: положение закрылков, рабочие позы Гагарина и Серегина, даже отсутствие в их крови значимого количества адреналина говорит про то, что они опоздали ужаснуться и были уверены, что спасут машину и себя. Но — не хватило высоты.
Гагарин и Серегин были уверены: под слоем снизу необходимый запас. Оказалось, его попросту нет».
До этого времени не известно, как в действительности погиб Юрий Гагарин
Специалисты полагают, что советские власти намеренно утаили правду об обстоятельствах гибели первого астронавта.
Версию гибели Гагарина, выдвинутую сыном генерала Каманина — Львом Николаевичем Каманиным, выпускником Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, публикует в ЖЖ популярный блогер, непримиримый борец с мифами Photo-vlad:
Три десятилетия через погибель Юрия Гагарина, отправившегося 27 марта 1968 года в полет на "МИГе" с полковником Владимиром Серёгиным, остаётся одной из очень таинственных тайн уходящего века.
Госкомиссия, расследовавшая это трагическое событие, не смогла (или не захотела?) определенно установить его причину, ограничившись в собственных выводах лишь изложением самой правдоподобной, на ее взгляд, версии катастрофы. Эта версия детально изложена в книге профессора С.М. Белоцерковского.
Между тем есть и иные гипотезы о причине гибели Гагарина и Серёгина. С одной из них выступает сын знаменитого генерала Николая Каманина, который в течение многих лет руководил подготовкой советских астронавтов.
Утром 27 марта 1968 года с подмосковного аэродрома "Чкаловский" поднялся в небо двухместный учебно-боевой самолет УТИ "МиГ-15" с бортовым номером "18", управляемый астронавтом Юрием Гагариным. В инструкторской кабине "спарки" находился летчик-испытатель Владимир Серёгин — ему было вверено проверить подготовленность полковника Гагарина к возобновлению (после восьмилетнего перерыва) самостоятельных полетов на боевом истребителе.
Через 12 минут после взлета Гагарин доложил по рации руководителю полетов: "Задание в зоне 20 закончил, прошу разрешения на разворот на курс 320". Получив разрешение возвращаться на аэродром, он, как и положено по правилам радиообмена, предоставил типовую квитанцию: "Понял, выполняю".
На этом связь с экипажем "спарки" N 18 оборвалась. К вечеру того же дня обломки самолета и останки летчиков были найдены в лесу вблизи деревни Новосёлово Владимирской области.
Специалисты хотя и возражали, но.
Вот что записано в акте государственной комиссии о результатах расследования катастрофы самолета УТИ "МиГ-15" N 18: "Наиболее вероятной основой гибели Гагарина и Серёгина был внезапный отворот самолета с целью избежать столкновения с шаром-зондом, менее вероятной основой был отворот самолета от верхней кромки облаков. В результате резкого отворота самолет вышел на критические углы полета, непростая метеообстановка затруднила управление самолетом, и экипаж погиб".
Под эластичным камуфляжем формулировки официальной версии о "резком отвороте" несложно выявить "обвинительный вердикт" комиссии: находившиеся в состоянии полной работоспособности летчики сорвались в штопор и не сумели вывести из него самолет..
Известно между тем, что группа авиационных профессиональных мастеровпод руководством заслуженными летчиками-испытателями СССР Г.А. Седовым и В.С. Ильюшиным, провела в том же 1968 году независимую экспертную оценку движения самолета Гагарина в последнюю минутку полета и пришла к заключению: "Объяснить движение самолета по рассчитанным группой динамики полета траекториям никакими сознательными действиями экипажа нереально.
Подобное движение самолета, наверное, могло быть при временной потере экипажем работоспособности в воздухе вследствие какого-нибудь воздействия на экипаж".
Кажется, материалы расследования и выводы государственной комиссии не должны вызывать сомнений в их объективности и достоверности, потому что в ее состав входили многие высокоавторитетные деятели авиационной науки и техники. Но чего же комиссия не приняла к сведению вышеприведенную экспертную оценку? Ответ на этот далеко не риторический вопрос можно отыскать в мемуарах "Что было — то было" бывшего командующего Дальней авиацией генерала В.В.Решетникова: «. не было в моей жизни ни одного расследования летного события, когда бы совершенно надежный факт и лежащая на поверхности очевидность, ставшие основой рокового исхода полета, не оспаривались бы, не подвергались массированным атакам со стороны тех, чьи ведомственные "уши" предательски торчали из обломков. »
Как то я задал вопрос одного из видных членов государственной комиссии, крупного и известного в собственной области специалиста (основного инженера ВВС генерала Н.М.Мишука. — Л.К.), участвовавшего в расследовании причин катастрофы Ю.Гагарина:
— Сознайтесь, Михаил Никитич, ведь комиссия изначально, не сговариваясь, поставила перед собой задачу "не найти" истинную причину? Он чуть улыбнулся и сказал: " Естественно".
«Возобновлённая рана много хуже противу новой»
Это предупреждение Козьмы Пруткова инстинктивно вспоминается по прочтении документальной повести "Первопроходцы Вселенной", большинство которой посвящена подробному анализу предпосылок и допустимых причин катастрофы 27 марта 1968 года. Автор повести — врач технических наук, профессор С.М.Белоцерковский — преследовал, безусловно, благородную цель: применяя полученные численным экспериментированием на ЭВМ параметры всех мыслимых траекторий снижения самолета УТИ "МиГ-15" N 18, довести, что его экипаж действовал в непредвиденной ситуации правильно и целеустремленно.
Результат же удался, я так думаю, противоположный — порочащий хорошую память о первом астронавте планеты и его инструкторе. Вот уж действительно "нам не дано предугадать, как слово наше отзовется".
Профессор Белоцерковский, поддерживая официальную версию о причине катастрофы, пишет: ". возможным стало моделирование многих предлагавшихся версий снижения самолета (спираль, полуспираль, пикирование). Но концы с концами не сходились, пока не обратились к гипотезе о штопоре: при 3-5 витках все стало на место".
И дальше: ". при моделировке на ЭВМ рассматривалось две причины: попадание в вихревой отпечаток впереди идущего самолета. и внезапный маневр при уклонении от самолета или шара-зонда".
Предположение о попадании в вихревой отпечаток как о причине сваливания в штопор вызывает, говоря мягко, определённое сомнение. Как же, спрашивается, летают в сомкнутом строю рядовые летчики и как выполняют умопомрачительный групповой пилотаж "Русские витязи", "Стрижи" или "Французский патруль"?
Ни то ни прочее было бы просто невозможным, если бы попадание в вихревой отпечаток впереди летящего самолета грозило столь опасным последствием, каким считается штопор.
А что на деле значит предположение о "резком маневре", из-за которого пилотируемый Гагариным самолет будто бы вышел на опасный угол атаки и сорвался в штопор? Оно значит, что Гагарин допустил серьезную ошибку, а инспектирующий его Серёгин либо совсем не принял никаких мер для ее устранения, либо, взяв управление самолетом на себя, действовал плохо, с нарушением всех условий безопасности. Зададимся вопросом: что должен был сделать Серёгин, обнаружив погрешность Гагарина?
Инструкцией по технике пилотирования в случае срыва в штопор на высотах полета менее 4000-5000 метров экипажу предписывается: немедленно произвести аварийное покидание самолета. Характеристики конструкции УТИ "МиГ-15" такие, что инструктору, сидящему в задней кабине, следует катапультироваться первым.
Значит, Серёгин обязан был скомандовать Гагарину: "Делай, как я!" — и первым покинуть штопорящий самолёт. Но допустим, что он, надеясь на собственный богатый опыт летчика-испытателя, решил вывести машину из штопора.
Приняв такое заключение, Серёгин должен был, снова-таки, как указано в инструкции, перевести мотор на режим "малого газа", однако он не сделал и этого.
Из всего сказанного следует неутешительный вывод: если считать официальную версию катастрофы единственно достоверной, то волей-неволей приходится согласится, что Гагарин и контролировавший его технику пилотирования Серёгин проявили себя как плохие летчики.
Причина и последствие меняются местами?
Рассмотрим детальнее версию о неработоспособном состоянии экипажа в последние 50-70 секунд полета, решительно отвергнутую государственной аварийной комиссией, а вслед за ней и автором "Первопроходцев Вселенной". Потеря экипажем работоспособности могла случиться из-за внезапной разгерметизации кабин самолета при столкновении его с каким-нибудь сторонним предметом (с подвеской шара-зонда, к примеру) или вследствие взрыва вблизи расположения кабин.
Предположение о разгерметизации в воздухе подкрепляется следующими фактами и обстоятельствами.
Во-первых, по отпечаткам стрелок УВПД — указателя высоты и измения давления — в кабинах зафиксировано отрицательное, "избыточное" давление (-0,01 килограмма на сантиметр квадратный). Госкомиссия пришла, все таки, к заключению про то, что разгерметизация случилась не в полете на высоте 4200-3500 метров, а в момент соударения падающего самолета с верхушками деревьев.
При этом комиссия сослалась на результаты следственных экспериментов по замеру времени срабатывания УВПД при сбросе кабинного фонаря, сделанных без учета наддува от скоростного напора и от мотора, работающего на номинальном режиме. Если есть наличие наддува время срабатывания прибора должно быть значительно большим, чем те 0,1-0,2 секунды, за которые самолет прошёл расстояние от верхушек деревьев до земли со скоростью 190 метров в секунду при угле пикирования, составлявшем приблизительно 50 градусов с горизонтом.