Kulikoff-Sun › Blog › Как правильно пользоваться автоматической коробкой переключения передач
Может и ничего нового, но все разом умно написано. Благодаря этому добавим в копилку знаний.
К несчастью, не все автомобилисты, особенно с меньшим стажем вождения, знают, как правильно использовать коробку-автомат. Рекомендуем компенсировать данный пробел.
? Плюсы и минусы
Наличие АКПП намного повышает уютность управления автомобилем. Данный факт никто не спорит.
Нет потребности постоянного выбора необходимой передачи позволяет построить полностью сосредоточиться на вождении, тем более в трудных дорожных условиях.
Гидротрансформатор и система управления коробкой-автоматом дают возможность остерегаться перегрузок мотора и ходовой части, вызванных неправильными действиями водителя, создавая для них оптимальные эксплуатационные условия и существенно делая больше их ресурс.
С другой стороны, из-за силовых потерь в гидротрансформаторе несколько уменьшается КПД мотора и трансмиссии, приводящий к увеличению топливного расхода. Да и динамика разгона машины автоматической коробкой хуже, чем у подобной модели с «механикой».
? Начало движения
В начале движения, тем более когда холодно на улице, нужно прогреть масло в коробке-автомате.
Для этого после запуска мотора и его прогрева необходимо нажать на педаль тормоза и, не отпуская ее, по очереди перемещать рычажок выбора диапазона (в механических коробках его называют рычажком переключения передач) во все положения, задерживаясь в каждом из рабочих режимов на пару секунд.
Для дополнительного прогрева и улучшения циркуляции масла рекомендуется включить режим движения D (Drive) и 1-2 минуты постоять, удерживая машину нажатой педалью тормоза.
Особенно опасным для «здоровья» трансмиссии считается трогание с места без прогрева масла в коробке, применяя режим движения назад R (Reverse). Вследствие серьезной нагрузки и высокой вязкости смазывающей жидкости планетарный механизм автоматической коробки будет испытывать непомерные нагрузки и в самые минимальные сроки может поломаться.
Начинать движение следует с нажатия на тормоз и переключения рычага выбора диапазона (РВД) в необходимое положение. Потом, дождавшись легкого толчка, нужно выпустить педаль тормоза и лишь после этого, нажав на педаль акселератора, дать автомобилю ускорение и начать движение.
? Применение нейтрального режима
При остановках у светофора или в маленьких пробках большинство водителей применяют нейтральный режим, переводя рычажок выбора диапазонов в положение N (Neutral). Это очень большая ошибка, порожденная неправильным суждением про то, что нейтральная передача в «механике» и нейтральный режим в «автомате» — это одно и тоже.
У АКПП «нейтраль» — это аварийный режим и необходим он только для перемещения машины с двигателем, отключенным от трансмиссии. Благодаря этому переключение коробки-автомата в нейтральный режим резонно только в больших автомобильных пробках в жару, давая возможность избежать перегрева смазывающей жидкости в АКПП.
В других вариантах рекомендуется удерживать автомобиль на месте, удерживая нажатой педаль тормоза.
? Переключение режимов при движении
Абсолютно запрещено на ходу переключать режимы-антагонисты. Во время движения вперед непозволительно переводить РВД в положения обратного движения ® или парковки (P).
Переключаться в такие режимы можно исключительно после полной остановки машины.
Не рекомендуется при движении переключать Автоматическую коробку в нейтральный режим, потому как при этом связь колес с двигателем отсутствует и внезапное нажатие на педаль тормоза способно вызвать занос автомобиля.
? Парковка
При постановке автомобиля на стоянку на ровных участках достаточно перевести рычажок коробки-автомата в положение Р, при котором выходной вал АКПП будет надежно зафиксирован блокирующим механизмом.
В случае парковки на уклоне, чтобы не было повреждения блокиратора коробки, нужно сначала натянуть ручку стояночного (ручного) тормоза и только потом переключить АКПП в режим Р.
? Буксировка автомобиля с АКПП
Многие машины, оборудованные автоматизированными коробками сами производственники либо не советуют буксировать, либо накладуют на их буксировку жёсткие ограничения в расстоянии и скорости движения.
Очень хорошим вариантом транспортировки поломанного автомобиля станет его перемещение с помощью эвакуатора.
Полностью запрещается также заводить с буксира машину, оснащенную коробкой-автоматом. Противоестественный рабочий режим трансмиссии и обратная нагрузка очень быстро приведут АКПП в непригодность.
Знайте – пуск автомобильного двигателя с автоматической коробкой или с вариатором разрешается исключительно с помощью стартера!
Ключевые, самые основные мы считаем, моменты эксплуатации автомобилей с автоматизированными коробками переключения передач рассмотрены. Желаем, чтобы АКПП вашего автомобиля служила долго и правильно, без неполадок и неисправностей!
Alexmtx › Блог › АКПП и правильная ее работа
АКПП — автоматическая коробка переключения передач
АКПП состоит из гидротрансформатора и ряда планетарных передач (в АКПП Honda традиционный ряд как на механике).
Гидротрансформатор позволяет вращающий момент усиливать в 2,5 раза и передавать его медленно, без крутильных колебаний .
В гидротрансформаторе нет прямого сцепления с ведущей передачей и машина получает возможность ехать внатяг на высокой передаче. Это достигается путем потери мощности (за счёт разницы оборотов насосного колеса и приемной турбины и обратной связи масла в гидротрансформаторе), благодаря этому нет чудес от того, что тяга выше. Приблизительная аналогия — когда поднимаешь груз веревкой через блок с колесом.
Мотор при этом работает без перегрузки и никогда не заглохнет! За нагрузкой на мотор и оперативное переключение передач наблюдает электроника, от ее алгоритма очень напрямую зависит скорость работы АКПП.
Режимы АКПП (P, R, N, D, 2, 1, M)
Режим "P" (Parking) — мотор отсоединен от трансмиссии и автомобиль заторможен. Применяется при стоянке.
В таком режиме разрешен пуск мотора. Можно применять "P" как стояночный тормоз для хорошей фиксации автомобиля на стоянке на ровных участках при исправном механизме блокировки выходного вала АКПП.
Но если автомобиль стоит на уклоне >15%, то включение ручного тормоза обязательно! Причем первым нужно натянуть ручной тормоз и лишь после этого перейти в режим "Р", потом медленно выпустить педаль тормоза, чтобы авто встал на стопор мягко.
Режим R (Reverse) — включает режим движения задним ходом.
Режим "N" (Neutral) — мотор отсоединен от трансмиссии, автомобиль не заторможен. Нейтральный режим предназначается только для буксировки автомобиля на короткие расстояния, но обязательно с работающим двигателем! Чтобы не перегрелось трансмиссионное масло ATF, скорость буксировки должна быть низкой.
Также он применяется при проведении специализированных работ на автосервисах.
Если при продолжительных остановках в пробках устала нога, то лучше перейти в режим "P" (PARKING). Также при остановке в жару — для уменьшения тепловыделения и устранения перегрева масла в коробке.
Не рекомендуется двигаться накатом в режиме "N" (к примеру, подкатываясь к перекрестку) — это большая ошибка и во многих автошколах если катиться на нейтрали, то вождение не сдать!
Во время движения на длинных спусках ставить рычажок селектора в положение "N" нельзя — это не приводит к экономии топлива, но может вызвать перегрев коробки при возвращении в "D" на большой скорости. Двигаясь накатом коробка в режиме "D" сама перейдет на высшую из позволенных передач и обеспечит небольшое торможение двигателем, а на спуске переключится на низшую передачу и поможет торможением двигателем.
Аналогичным образом, не стоит применять режим "N", не считая случаев запуска стартером вдруг заглохшего мотора в движении (что удивительно при АКПП), и еще буксировки автомобиля или перекатывания его вручную.
Режим "D" (Drive) — ключевой рабочий режим — разрешена езда на всех передачах (их в простом автомате всего 4): третья — прямая, с передаточным числом 1, четвертая — повышающая или овердрайв (overdrive), так как передаточное число у нее менее единицы (0,69). Четвертая передача в АКПП аналогична пятой или шестой в ручных коробках.
Более того, в режиме D быстро блокируется гидротрансформатор (см. ниже примечание о блокировке гидротрансформатора), что благотворно при езде по трассе (на 1,5-2 литра сокращается расход).
Поигрывая педалью газа в режиме "D" можно самому управлять переключением передач: если при разгоне медленно утопить газ до 2/3 и держать, то мотор будет раскрутиться на моменте на этой передаче, не переключая до недавнего времени времени вверх, если же приотпустить газ, то сразу переключит вверх.
Если опять необходимо вниз, то быстро утопить педать на 2/3 хода и приотпустить, таким образом даём понять электронике что хотим придержать передачу.
В городе рекомендуется пользоваться преимущественно режимом "D3", "S" или ручной, тем более зимой. Режим "D" рекомендуют для загородной езды.
Принудительно исключая из работы повышающую передачу вы делаете автомобиль более "живым" (АКПП быстрее переключается вниз при обгонах и перестроениях) и эффектнее применяете торможение двигателем при сбросе газа.
Режим "D3" — включается индивидуальной кнопкой выключения овердрайва, переключение не выше третьей передачи. Применяется как правило при езде с нередкими остановками и на скорости не выше 80 километров в час.
Режим "S" (Спорт) — спортивный режим АКПП, выделяется от "D" тем, что в нем передачи переключаются при очень больших оборотах мотора. Прекрасно подойдет в городе.
Режим "L" (Low) или "1" — включение понижающей передачи во время движения по гололеду, на крутых подъемах и спусках, когда потребуется передать на ведущие колеса самую большую тягу мотора.
Режим "M" (Manual) — ручной режим переключения (типтроник) при сдвиге рычага влево, дает возможность более точно управлять АКПП и выполнять мощность мотора, копирует работу механической коробки с принудительным последовательным повышением или уменьшением передачи во время движения рычага в положениях + и -, либо подрулевыми лепестками. В него переходите из режима "D" и обратно практически в любое время, независимо от нажатия педали газа. Если в ручном режиме подобрать 1-ю передачу, то при сбросе газа на маленький скорости происходит блокировка гидротрансформатора (переход в режим гидромуфты) и идет эффективное торможение двигателем — это достаточно удобно при маленьких скоростях при рваном режиме в пробках — меньше приходится пользоваться педалью тормоза.
Тормозить пониженными передачами можно. Перевод рычага выполнять на надлежащих скоростях (диапазон 1 включать на скорости ниже 50 км\ч, диапазон 2 — ниже 90км\ч и т.д.), электроника не переключит на довольно невысокую передачу при превышении допустимой для нее скорости.
Режим "Кик даун" (KickDown) — крах педали до пола. Автоматично срабатывает при резком утапливании педали газа, переключая вниз на 1-2 передачи для интенсивного обгона.
Автоматическая коробка передач. Как правильно пользоваться АКПП?
При достижении максимально заданной производителями скорости для передачи автомат сам перейдет на очередную передачу. Исключение — ручной "правдивый" режим типтроник.
Режим "2" или "2L" — движение вперед не выше второй передачи. Применяется при езде на извилистых горных дорогах или холмистой местности.
Режим "W" (Winter) — предполагает трогание с места не с первой, а со второй передачи в целях устранения проскальзывания колес на скользком покрытии. Для активации такого режима как правило применяется отдельная кнопка или переключатель, которые также могут иметь определения WINTER, HOLD или значок снежинки.
Эксплуатационные правила АКПП
1. Переключения рычага селектора перед троганием вперед или назад должны выполняться при нажатой педали тормоза и полностью заторможенном автомобиле.
При переводе рычага из режима "D" в "R" и обратно не надо делать задержку в положении "N" (это не механика с синхронизаторами, где необходима маленькая пауза на нейтрали при переключениях вверх).
2. Начинать движение (снимать ногу с педали тормоза и жать на педаль газа) следует исключительно после отличительного толчка, свидетельствующего о полном включении передачи.
3. Во время остановок на светофорах, в пробках, кратковременных стоянках не нужно применять режим "N". Для этого есть режим "P", либо удерживать авто педалью тормоза. Также не стоит применять "N" при продолжительных спусках для оснащения движения "накатом".
Нарушения данного правила приводят к неполадке АКПП.
На скользкой дороге во время принудительного понижения передачи ведущие колеса скорее всего начнут буксовать, что может привести к появлению заноса. Не бойтесь во время буксования в АКПП не происходит.
Необходимо избегать лишь долгой пробуксовки ведущих колес. Очень высокое тепловыделение в гидротрансформаторе в данном случае может быть критичным (тем более, если система охлаждения имеет невысокую результативность, к примеру, охладительный радиатор АКПП засорен).
Если автомобиль забуксовал, то давить на педаль газа бесполезно и вредно для АКПП. В подобных вариантах необходимо включить понижающую передачу, и действуя педалью тормоза как сцеплением, обеспечивая медлительное вращение колес, попробовать выкарабкаться.
Новички, привыкнув ездить как правило по твёрдому покрытию, часто вязнут в снегу или грязи, из-за того что панически газуют. При "раскачивании" автомобиля с АКПП необходимо не просто переключать селектор "вперед — назад", а обязательно останавливать движение в точке "зависания" тормозом.
Если не пользоваться тормозом, АКПП сильно нагружается.
С АКПП нельзя перевозить авто на сцепке — необходим эвакуатор. А дело все в том, что в АКПП смазка выполняется принудительно, т.е. масло подводится к каждой паре трения под давлением исключительно при работающем двигателе. Если мотор не работает или трансмиссия неисправна, значит нет и смазки.
Косвенно трудоспособность насоса оценить можно, сопоставив уровень масла при заглушенном и работающем двигателе. Если уровень не меняется, о буксировке даже и не стоит думать.
Буксировку можно делать исключительно при работающем двигателе и в режиме “N”.
Автомобиль с АКПП нельзя завести принудительно с толкача, не применяя стартер. Шестеренчатый насос получает энергию лишь от мотора, и если мотор не работает, то давления в системе нет, в каком бы положении ни находился рычажок выбора режима движения (если нет отдельного масляного насоса, работающего не от мотора, а от карданного вала).
Ощутимо уменьшают ресурс АКПП:
а) Чрезмерно постоянные кикдауны
б) Переключения, когда "газ в пол"
в) Переключения "вниз", когда высока скорость
г) Невысокий или большой уровень масла
д) Резкая езда на перегретой коробке в жару
е) Езда на "пограничных" режимах между передачами на коробках, где мал "гистерезис"
ё) Езда с наиболее частыми переключениями
ж) Чрезмерно регулярное "поигрывание" педалью газа
з) Резкая "газоподача" во время переключения "вверх" до включения передачи
и) Внезапный "сброс газа" в момент переключения "вниз" до включения передачи
й) Неизменная езда с "пробуксовками"
к) Включение задней передачи при скорости более +2 километров в час
л) Включение передних режимов при скорости более -2 километров в час
м) Переключения перед/зад при максимальных оборотах мотора (>1200 оборотов в минуту)
н) Езда на нисколько не прогретой коробке при любой температуре
о) Буксировка машины с АКПП на длинные расстояния
п) Буксировка машины с АКПП с высокой скоростью
р) Одновременное применение педалей "газа" и тормоза
с) Работа АКПП в паре с "троящим" мотором
т) Работа АКПП в паре с "хрустящими" ШРУСами
у) Регулярное трогание на высших передачах (на коробках, которые это как правило дают возможность)
ф) Долгая езда на АКПП, находящейся в "защищённых режимах"
х) Последующая езда на понятно поломанной коробке
ц) При трогании газоподача ДО того, как машина обрела заметный толчок вперёд в результате включения передачи
ч) "Подталкивание" переключений при помощи добавки газа педалью
ш) Езда на плохом старом масле
щ) Езда с нередкими блокировками/разблокировками гидротрансформатора (переход в режим гидромуфты)
ъ) Езда на масле, не соответствующем мануалу (dexron заместо dexron-II, к примеру)
ы) Резкая газоподача после торможения двигателем при включенной принудительно низшей передаче
ь) Езда с перегретым мотором
э) Резкая езда на свежеотремонтированной АКПП
ю) Быстрая резкая езда задом
я) Езда по собственным делам, когда ехать уже нужно в сервис.
Можно ли с АКПП буксировать иные машины?
• Вполне даже можно спасти кого-то из беды. Включаешь на "L" (или "1"), и тянешь не торопясь. Ущерба не более, чем если бы у вас был автомобиль на ручной коробке.
А вот буксовать долго на автомате вредно. Как, тем не менее, и на ручке.
Разрешается ли буксировка прицепа автомобилем с АКПП?
• Разрешается. Но нужно не забывать, что чем выше нагрузка, тем больше тепловыделение в гидротрансфоматоре. Если вы регулярно пользуетесь прицепом, стоит подумать про установку дополнительного отопительного прибора в систему охлаждения АКПП.
Более того, в случае продолжительного буксирования прицепа применение повышающей передачи нежелательно. Лучше это делать на диапазонах «3» или «2».
Насколько надежна АКПП? Сколько в большинстве случаев ходит без ремонта?
• Ресурс АКПП чуть меньше, чем механической и составляет для автомобилей среднего класса как правило 300 тыс. км, малого — 150-200 тыс. км. Отклонения данных показателей в сторону уменьшения или увеличения связаны с манерой езды и своевременным обслуживанием автоматической коробки. Постоянные интенсивные разгоны, неправильные переключения рычага селектора, несвоевременная замена фильтра и масла, понижение его уровня способны значительно уменьшить ресурс АКПП.
Выполнение советов по эксплуатированию и обслуживанию, движение в спокойном режиме значительно делают больше ресурс коробки до капремонта.
Необходимо ли согревать АКПП?
• Первое время после начала движения рекомендуется остерегаться динамичной езды, пока масло во всех агрегатах не прогрелось до рабочей температуры. Когда на улице холодно, до начала движения не будет мешать немного прогреть масло в АКПП. Чтобы это сделать нужно переставить РВД во все положения, задерживаясь в каждом из них на пару секунд.
Потом включите один из диапазонов движения, и пару минут удерживайте автомобиль тормозом, мотор при этом должен работать на холостых оборотах.
Примечания
Блокировка гидротрансформатора (переход в режим гидромуфты) (Lock Up Torque Convertor Clutch) — это специализированный рабочий режим АКПП, когда вращающий момент от мотора подается конкретно на планетарную передачу минуя гидравлическую связь через масло, т.е. передача становится полностью механической.
Блокировка гидротрансформатора на повышающей передаче сводит до минимума потери во время движения на большой скорости, уменьшает эксплутационную температуру ATF и дает возможность сделать лучше топливную экономность автомобиля.
Муфта (Torque Convertor Clutch) автоматично блокируется при езде на высшей передаче только в режиме "D" и на прогретой коробке, если установленное время скорость постоянна и педаль акселератора не меняет положения. Это ощутимо по маленькому падению оборотов.
В случае ускорения автомобиля или при торможении или подъеме в гору, муфта автоматично выключится.
Для того, чтобы сделать быстрее блокировку в движении, можно немного приотпустить газ после включения 4-ой передачи.
АКПП тяжелее МКПП, труднее в изготовлении и ремонте, дороже, потребляет на 3-5 процентов больше топлива.
«Stall Speed» тест для определения пробуксовок в АКПП и мощности мотора
"Stall Speed" — это самые большие обороты мотора при полностью нажатой педали газа, которые больше не становятся больше — контролируются на неподвижном автомобиле (нажатой педали тормоза) и заблокированных ведущих колесах (башмаком).
Контролируются данные обороты во всех положениях рычага переключения передач, не считая «P» и «N».
Самые большие обороты во всех положениях рычага переключения передач АКПП обязаны быть похожими.
Методика проведения Stall Speed Test
1. Установить рычажок переключения передач в положение «Р» (паркинг) и закрыть колёса автомобиля тормозными башмаками.
2. Включить мотор и прогреть его до нормальной рабочей температуры.
3. Проверить и если понадобится довести до нормального уровень трансмиссионной жидкости (масла) в АКПП.
4. Нажать на педаль тормоза и перевести рычажок переключения передач в положение «D». Удерживая нажатой педаль тормоза, быстро нажать педаль газа до конца (полное открытие дроссельной заслонки мотора) и считать показания тахометра.
Не удерживать педаль газа в нажатом состоянии дольше 5 секунд.
Если значение «Stall Speed» превысит указанное в техдокументации на АКПП, следует немедленно выпустить педаль газа.
Очень высокий «Stall Speed» — точный признак пробуксовок в АКПП!
5. После определения «Stall Speed» нужно выпустить педаль газа (педаль тормоза держиться нажатой) и перевести рычажок переключения передач в положение «N» (нейтраль).
6. Дать поработать двигателю в течение 2 минут в режиме 1000 — 1500 об./мин. для охлаждения масла в АКПП.
7. Подобно «Stall Speed» тест проходит для всех других положений рычага переключения передач (не считая «P» и «N»).
8. После любого замера «Stall Speed» следует повторить операции п. 5-6
Значение допустимой частоты вращения мотора по тахометру необходимо смотреть в мануале: 2100 rpm (допустимый диапазон: 1960 — 2250 rpm).
Результаты «Stall Speed» теста:
1. Если значение «Stall Speed» ниже заданного в документации на АКПП, это значит, что мотор не действует как следует, развиваемая им мощность ниже номинальной;
2. Если значение «Stall Speed» выше заданного в документации на АКПП, стало быть, в пакетах фрикционов происходит пробуксовка между ведущими и ведомыми дисками;
3. Если значение «Stall Speed» в границах нормы, то детали АКПП, передающие вращающий момент (ГТ, пакеты фрикционов), и еще мотор функционируют нормально.
Компьютерная диагностика при поломке фрикционов ничего не покажет, т.к. она фиксирует поломки только элементов электроники АКПП (датчиков и соленоидов).
Для начала, можно попробовать заменить масло в АКПП.
Если принято решение о ремонте, то приходится менять весь фрикционный пакет на все передачи! Есть «TRANSTAR», очень достойный полный кит на АКПП (фрикционы, резинки, сальники — все в комплекте).
Причём, есть очень сильный, в котором основа фрикционов не бумага (как на оригинальном), а какой-то материал на основе композита, который не разваливается при попадании влаги в АКПП.
Наборы фрикционов в разобранной коробке могут быть зрительно хорошими, но износ все равно есть! Исследуется просто.
Замеряется пакет штангенциркулем, потом подымается верхнее металлическое кольцо, высчитывается разница. Исследуется по таблице, обязаны быть размеры всех скоростей.
Довольно часто мигающий указатель на приборке "D" при движении – это ошибка датчика средней передачи. Возможно, просто из-за проникновения воды на измеритель при мойке, а может быть и нет.
Если мигание "D" не закончилось, то наиболее целесообразно сделать проверку АКПП.
Формулировка: «Неисправен измеритель средней передачи» не значит, что конкретно 3-ей передачи (может и 2-ой)!
Поговаривают, что если заморгала "D" после замены датчика, то для начала можно проверить давление (выкрутить измеритель и закрутить прибор для определения величины давления):
— Если прибор для определения величины давления покажет около 3-4 атм, значит может быть забив, к примеру, проблема в фильтре.
— Если давление обычное, около 7 атм, проблема может быть в электрической проводке.
Если одновременно с индикатором вокруг «D» не горит «Чек Энджин», то ошибка не значительная — ездить можно, однако не агрессивно!
Как правильно пользоваться АКПП
Статья про то, как правильно пользоваться коробкой «автомат» — символы на панели АКПП, пуск мотора, движение и остановка, потенциальные ошибки. В конце статьи — видео об применении автоматической коробки.
Сейчас отличают 3 вида автоматизированных трансмиссий: «традиционная», с «бесступенчатым вариатором», с «роботизированной механикой». В зависимости от вариации и изготовителя указанные виды трансмиссий могут несущественно разниться (различное число передач, несколько иной ход рычага – прямой или зигзагообразный, определения и др.), но главные функции будут такие же для абсолютно всех.
Увеличивающаяся популярность АКПП легко объяснима – она более удобная в работе (чем «механика» — МКПП) тем более для новичков, надежна и предохраняет мотор от перегрузок. Как бы все просто!
Впрочем ошибки водители все же допускают, и даже очень надежный механизм может поломаться, если его неверно использовать. Дальше мы будем рассматривать, как правильно пользоваться АКПП и как правильно ее использовать.
Определения (символы) на панели АКПП
Чтобы обучиться правильно пользоваться «автоматом», сначала необходимо разобраться, что же означают буквенные символы (английские буквы) и цифры на панели АКПП с ручкой переключения передач. Сразу напомним, что в зависимости от марки машины цифры и буквы различаются.
- «P» – «паркинг». Включается при парковке автомобиля на стоянке. Некий аналог стояночного тормоза, лишь с блокировкой вала, а не с прижатием тормозных колодок.
- «R» – «реверс». Включается для движения назад. В большинстве случаев называют его – «задняя скорость».
- «N» – «нейтральный». Нейтральная передача. Иногда называют – «нейтралка». В отличии от режима паркинга «P», в нейтральном режиме «N» колеса разблокированы, благодаря этому машина может двигаться накатом. Исходя из этого, машина также может самопроизвольно покатиться под уклон на парковке, если колеса не зафиксированы ручным тормозом.
- «D» – «драйв». Режим движения вперед.
- «A» – «автомат». Автоматизированный режим (фактически, то же самое, что и режим «D»).
- «L» – «лоу» (невысокий). Режим пониженной передачи.
- «B» – Аналогичный режим, как и «L».
- «2» – режим движения не выше второй передачи.
- «3» – режим движения не выше третьей передачи.
- «M» – «мануал». Режим ручного управления с повышением/уменьшением передачи через знаки «+» и «–». Этот режим копирует механический режим переключения с МКПП, только в намного обычном варианте.
- «S» – «спорт». Спортивный режим движения.
- «OD» – «овердрайв». Увеличение передачи (ускоренный режим).
- «W» – «винтер». Режим движения для зимы, при котором трогание с места начинается со второй передачи.
- «E» – «экономик». Движение в экономичном режиме.
- «HOLD» – «удержание». Применяется одновременно с «D», «L», «S», в основном, на машинах марки «Мазда». (Читать руководство).
При работе АКПП большое внимание нужно выделить изучению руководства по эксплуатированию определенного автомобиля, потому что некоторые определения могут практично разниться.
А если в полноприводном автомобиле присутствуют определения «1» и «L», то буква «L» может означать не «Low» (понижение), а «Lock» (замок) – что тоже означает блокировку дифференциала.
Пуск мотора с АКПП
Пуск мотора с автоматической коробкой имеет следующие характерности:
-
В машине с АКПП всего две педали: «тормоз» и «газ». Благодаря этому левая нога водителя как правило не применяется.
- При запуске мотора педаль «газа» не нажимается, а вот педаль тормоза не во всех марках автомобилей жать обязательно, иначе мотор не заведется (читать руководство по эксплуатированию).
Впрочем инструкторы по вождению рекомендуют взять за правило – перед запуском мотора с АКПП жать педаль тормоза всегда. Это предотвращает самопроизвольное движение машины при нейтральном режиме «N», а тоже даст возможность быстро перейти в режимы движения «D» или «R». (Без нажатия тормозной педали переключиться в указанные режимы и тронуться с места не выйдет).
В автомобилях с АКПП предусматривается защита – автоматическая блокировка запуска мотора при неправильном положении рычага переключения передач. Это означает, что мотор с АКПП можно завести лишь при условии, что рычажок переключения передач находится в одном из 2-ух положений: или «P» (паркинг), или «N» (нейтралка). Если рычажок ПП будет пребывать в любом ином положении, предназначенном для движения, будет включаться блокировочная защита от неправильного запуска.
Эта роль защиты крайне полезна, тем более для новичков, и тем более в городах с большой «автомобильной плотностью», где на парковках и в потоках машины стоят плотно друг к другу. Ведь даже квалифицированные водители иногда забывают «снять автомобиль со скорости» перед запуском мотора, благодаря чему при запуске машина сразу начинает ехать и врезается в ближайшее авто или преграда.
Запускать мотор с АКПП можно как в режиме «P» (паркинг), так и в режиме «N» (нейтральный), впрочем изготовители рекомендуют применять исключительно режим «P». Благодаря этому лучше установить для себя еще одно правило – парковаться и запускать мотор только в режиме «паркинг».
Необходимо не забывать, что на отдельных марках автомобилей с АКПП переключение передач нереально без вставки и поворота ключа в замке зажигания (разблокировки коробки передач). Также, на отдельных марках нереально вынять ключ из замка зажигания, если рычажок ПП находится в положении «D». (Читайте руководство по эксплуатированию).
Начало движения и остановка с АКПП
Многие водители, которые пересаживаются с «механики» на «автомат», первое время машинально выполняют действия, которые они привыкли неоднократно исполнять при езде на автомобиле с механической коробкой передач. Благодаря этому таким водителям, перед тем как начинать ездить с АКПП по дороге в общем автомобильном потоке, рекомендуется заранее потренироваться в одиночестве.
Итак, обыкновенный порядок действий для трогания с места на автомобиле с АКПП выглядит так:
- Вставить ключ в замок зажигания.
- Выжать педаль тормоза правой ногой (левая нога при езде с АКПП не задействуется).
- Проверить положение рычага переключения передач — он должен пребывать в положении «P» – «паркинг».
- Запустить мотор (при нажатой педали тормоза).
- Также при нажатой педали тормоза переключить рычажок ПП в положение «D» – «драйв» (движение вперед).
- Полностью выпустить педаль тормоза, после этого автомобиль тронется с места и начнет движение вперед с маленькой скоростью — около пяти километров/час.
- С целью увеличения скорости движения необходимо нажать на педаль «газа». Чем сильнее вы будете жать на педаль «газа», тем выше будут передачи и скорость.
- Для остановки автомобиля необходимо удалить правую ногу с педали «газа» и выжать (ей же) педаль тормоза. Автомобиль остановится.
- Если Вы запланировали покинуть автомобиль после остановки, то при нажатой педали тормоза переместите рычажок переключения передач в режим «P» – «паркинг». Если же остановка потребовалась в пробке, у светофора или перехода для пешеходов, то, естественно, рычажок ПП переключать в «паркинг» не надо. После того, как вы решите снова продолжать движение, отпустите педаль тормоза и нажмите на педаль «газа» с целью увеличения скорости.
Многие современные АКПП имеют имитацию механического режима переключения передач «M» (как на МКПП) для увеличения/понижения передач при помощи кнопок «+» и «–» на рычаге ПП. Другими словами, водителю дается шанс самому вручную увеличивать или уменьшать передачи, забирая подобную функцию у «автомата».
При этом переход на механический режим переключения передач может выполняться в движении, когда машина уже едет в режиме «D».
Для устранения повреждения мотора при переходе в ручной режим «M» на ходу у всех АКПП предусматривается специализированная защита. Переход на ручное управление «M» важен в следующих ситуациях:
- Во время движения по бездорожью на пониженной передаче, во избежание пробуксовки.
- Во время движения накатом с горки, с торможением двигателем. Применять для движения накатом нейтральный режим «N» не рекомендуется, так как он вреден для АКПП. А накат в режиме «D» не очень удобен, так как происходит постепенное снижение скорости.
- Для хорошего прохождения поворотов и прочих маневров, в том числе и для резкого ускорения при обгоне.
Типичные ошибки при применении АКПП
-
Самой типичной ошибкой, приводящей к неполадке АКПП, считается включение режима «D» — «драйв» (движение вперед) без полной остановки во время движения задним ходом. И, то же самое, только наоборот – включение режима «R» (задний ход) без полной остановки во время движения вперед.
Вторая частая ошибка (скорее, заблуждение) связана с режимом «N» (нейтралка). А дело все в том, что этот режим считается экстренным, чтобы разблокировать колеса для непродолжительной буксировки или перестановки машины в случае какой-нибудь поломки. И исключительно для этого!
Однако многие малоопытные водители применяют нейтральный режим «N» в пробках при непродолжительных остановках, что приводит к гидроудару и преждевременному изнашиванию АКПП. В пробках при частых остановках необходимо применять режим «D» наряду с педалью тормоза. Если необходимо остановиться – нажимается педаль тормоза, если необходимо неторопливо продвинуться – педаль тормоза просто отпускается, и машина неторопливо катится вперед. И так можно ездить весь день.
Третья ошибка – переход в нейтральный режим «N» из режима «D» на ходу, в движении по трассе. Это страшно (особенно на высокой скорости), так как может заглохнуть мотор, благодаря чему выключится гидроусиление руля и усиление тормозов, и автомобиль станет практически неуправляемым.
Еще одна ошибка – буксировка машины с АКПП на расстояние больше сорока километров и на скорости более 50 километров в час. В коробке «автомат», в отличии от МКПП, система масляной подачи работает под давлением, однако при буксировке она не работает. Исходя из этого, детали «автомата» вращаются «на сухую», без смазки, благодаря этому происходит их невероятно быстрый износ.
Заключение
Абсолютно может быть, что для кого-то АКПП покажется сложным и привередливым механизмом, не обращая внимания на простоту и удобство его применения. Однако это только с первого взгляда. В действительности «автоматы» себя зарекомендовали как вполне хорошие агрегаты, но, разумеется, при условиях их правильной и грамотной эксплуатации.
Наиболее удобно пользоваться АКПП в мегаполисах, где нередко приходится стоять в пробках.
Видео про то, как пользоваться «автоматом»:
Как пользоваться АКПП? Рабочие режимы | Управление
В основном, очень часто основой неполадок коробки-автомата неграмотное их обслуживание и применение. После запуска мотора, дабы автоматическая коробка переключения передач приняла состояние работы, перед тем как начать движение нужно выждать около минуты. Итак переходим к теме этой статьи: управление автомобилем с АКПП .
Управление АКПП
Диапазон Р (Park) — парковочный режим.
Данный режим подбирается при очень длительной стоянке машины. В этом положении в коробке отключены детали управления, заблокирован выходной вал, как последствие нереально движение машины (заблокированы ведущие колеса, блокировка не связана со стояночным тормозом и находится в середине самой коробки).
Пуск мотора в таком режиме разрешен.
Необходимо ли применять на стоянке стояночный тормоз? На ровных участках, при условиях исправности, блокировки выходного вала коробки для хорошей фиксации вполне множество.
При остановке на уклоне неплохо бы воспользоваться стояночным тормозом. В данном случае сначала необходимо потянуть ручной тормоз, а уж потом поставить рычажок переключения передач в режим Р. Таким образом вы снимаете дополнительную нагрузку с механизма блокировки выходного вала автоматической коробки переключения передач.
Диапазон N (Neutral) — нейтральный режим.
В таком режиме детали управления выключены. При этом с выключенным механизмом блокировки выходного вала возможно свободное перемещение автомобиля.
Как пользоваться автоматической коробкой передач
Пуск мотора при этом режиме также разрешен. Режим N применяют при буксировке автомобиля на малые расстояния, и еще при кратковременных остановках. Иногда у определенных водителей возникает вопрос:
Необходимо ли переводить автомат (АКПП) в N на светофоре?
Имеет смысл переводить АКПП в нейтральный режим исключительно при долгих остановках в пробках в жару, во избежания перегрева самой коробки-автомата. В остальных случаях делать это совсем не обязательно.
Диапазон R (Reverse) — режим заднего хода.
Попытка включить режим R при движении вперед неминуемо приведет к выходу из строя коробки-автомата и остальных трансмиссионных элементов (на автомобилях, в трансмиссиях которых отсутствует соответственная блокировка, очень противопоказано до полной остановки включать режим R). Также нереален пуск мотора если рычажок переключения режимов передач находится в этом положении.
Четырехступенчатые автоматизированные коробки переключения передач для движения вперед имеют 4-ре режима: D, 3, 2 и 1 (L). Тут стоит добавить, что пуск мотора нереален если включен один из указанных режимов.
Диапазон D (Drive) — ключевой режим для движения вперед.
Данный режим создает автоматическое методичное переключение скоростей (в таком режиме в большинстве случаев использованы все передачи кроме повышающих). Конкретно данный режим рекомендован при нормальных условиях движения.
Диапазон 3 (Цифра 3 на отдельных типах АКПП) — три первых передачи использованы при движении. Данный режим активный, он замечательно подойдет для городского движения, при отключении зажигания отключается.
Тем более при высокой скорости работы коробки-автомата экономить горючее не выйдет, данный режим не допускает того чтобы муфта гидротрансформатора неоднократно блокировалась-разблокировалась в условиях рваной езды по городским улицам(не больше 80 км.ч.) , также частично блокируется переключаясь на передачи очень высокие. Лучше всего подходит для движения когда неминуемы постоянные остановки и для езды по дорогам сочных спусками и подъемами.
Торможение двигателем в таком режиме возможно.
Диапазон 2 (Цифра 2 на АКПП) — в таком режиме допускается движение исключительно на второй и первой передаче. Лучше всего подходит для применение в условиях горных извилистых дорог.
Запрещено переключение на четвертую и третью передачу.
Диапазон 1 (L или Low) — пониженная передача. В таком режиме не запрещается движение лишь на первой передаче. Тяговые возможности мотора в этом диапазоне реализовываются максимально, так как вращающий момент передаваемый на колеса исключительно на первой передаче максимален.
Особенно эффективное торможение двигателем именно в таком режиме. Движение на крутых спусках и подъемах нужно выполнять собственно на первой передаче.
Overdrive (O/D)
На отдельных автоматизированных коробках переключения передач ставится режим в котором возможно автоматическое переключение на очень высокую передачу. Кнопка O/D (Оverdrive) служит для подсоединения данного режима акпп.
Её утопленное положение при включенном режиме (Drive) позволяет переключатся на очень высокую передачу. Если отжать эту кнопку, то переключение на последнюю передачу вновь окажется невозможным. С помощью индикатора O/D OFF отражается состояние системы управления.
Ошибка новичков. Коробка автомат. Она сама уедет от вас. АКПП
Если указатель горит, то применение режима Overdrive нереально, в обратном же случае подобная возможность есть.
Лучше всего применять повышающую передачу преимущественно на магистрали для более выгодного и ритмического движения. Интересно, что некоторые четырехступенчатые АКПП (например, (toyota)aisin 241e) могут отключать 4-ю передачу с передаточным числом 1, которая и овердрайвом-то не считается!
Одним из отличий коробки-автомата от механики считается невозможность делать торможение двигателем на каждом режиме. В обгонных муфтах, при режимах недопускающих торможение двигателем, трансмиссия проскальзывает и происходит движение автомобиля «накатом». А при подборе водителя положения 1 торможение двигателем задействуется с первой передачей.
В первой же передаче в положении D такое торможение нереально.
Как правильно начинать движение автомобиля с АКПП?
В основном, очень часто основой неполадок коробки-автомата неграмотное их обслуживание и применение. После запуска мотора, дабы автоматическая коробка переключения передач приняла состояние работы, перед тем как начать движение нужно выждать около минуты.
Перед тем как начать движение, не нажимая при этом педали управления дроссельной заслонкой, нужно выжать и удерживать педаль тормоза при этом поставить ручку рычага переключения передач в режим D или R. Дождавшись легкого толчка можно начать движение, отпустив педаль тормоза и действуя ногой на педаль акселератора. Динамичной езды некоторое время после начала движения стоит остерегаться, дабы масло во всех узлах и агрегатах достигло собственной рабочей температуры. Перед тем как начать движение, для более хорошего прогрева коробки-автомата, рукоядка рычага управления переключением передач необходимо перемещать в различные положения, на некоторое время задерживаясь в каждом из них.
После этого включив один из режимов движения и нажав на тормоз удерживайте машину на месте пару минут, мотор в данное время должен работать в холостом режиме. При невысоких показателях температуры воздуха в положении R начинать движение абсолютно не прогрев автоматическую коробку переключения передач непозволительно, поскольку это (ввиду большой вязкости жидкости в трансмиссии) может поломать планетарный механизм.
АКПП как пользоваться видео
Буксировка автомобиля с АКПП
Поломанный автомобиль буксируется в режиме N, но необходимо помнить про то, что машины с АКПП буксировать можно исключительно на относительно короткие расстояния. Благодаря тому, что в неработающем двигателе бездействует и насос для масла, то существенно ухудшается смазка узлов и элементов коробки-автомата. Все перечисленное важно при перевозке авто на большие расстояния.
Благодаря этому при возникшей надобности транспортировки вашего поломанного ТС содержащего АКПП, делать это стоит при скорости не превышающей 70 км.ч. и на расстояние не больше 70 километров. В другом случае замечательно будет воспользоваться эвакуатором.
Можно ли буксовать на АКПП?
На автомобиле с коробкой-автоматом забуксовать труднее, чем на авто с обыкновенной «механикой». Однако если это все же случилось, то «раскачивать» машину переключая коробку передач из положения движения вперед в положение задней передачи и наоборот, просто непозволительно. В этом случае необходимо воспользоваться понижающим диапазоном, он исключает переключения на высшие передачи, и в таком режиме пытаться одолеть грязевой участок пользуясь тормозом как сцеплением.
Практически аналогичным образом (не перегазовывая и подыгрывая тормозом) выполняют маневры в маленьком пространстве.
Можно ли переключать скорости АКПП на ходу?
Переключение режимов движения на ходу позволяется, однако не во все положения. Так, например, режимы P и R включать во время движения вперед непозволительно.
Включение таких режимов выполняется при условиях полной остановки автомобиля. Игнорирование данным правилом неминуемо приводит к серьезной поломки коробки-автомата. Также нежелательно при движении устанавливать рычажок переключения передач в режим N, поскольку в таком режиме выключается связь мотора с колесами и в случае резкого торможения может привести к заносу машины.
В любой иной режим АКПП можно переводить в движении. В большинстве случаев это делать даже нужно.
Так, например, переключение из режима 3 в режим 2 увеличивает результативность торможения двигателем.
Дополнительные рабочие режимы АКПП
В автоматизированных коробках переключения передач более поздних моделей, где большее число рабочих диапазонов, есть дополнительные рабочие режимы. В системе управления коробки-автомата они присутствуют в виде кнопок-переключателей.
Опытный шофер знает как пользоваться режимами акпп, благодаря этому необходимо рассмотреть все сами.
Экономный режим ("Eco" или "E") — обеспечивает небольшой расход топлива при движении, так как мотор ограниченный в скоростном диапазоне на любой из ступенек. Аналогичным образом сотрудничество мотора и АКПП проходит так, что на любой очень высокой передаче работу мотор начинает практически с холостых оборотов в последующем их повышая, однако не доводя до самых больших.
В таком режиме движение автомобиля носит характер умеренный и плавный.
Спортивный режим ("S") — в таком режиме работы АКПП мощность мотора применяется максимально. Каждая дальнейшая передача включается на частотах близких самому большому крутящему моменту. Ускоряясь дальше вращение коленчатого вала доходит до предела, и благодаря этому мотор развивает собственную всю мощность и начинает работать с полной отдачей.
А автомобиль в этом режиме намного с большим ускорением передвигается если сравнивать с экономным режимом. Специализированный переключатель, который предназначен для реализации спортивного или выгодного режима, размещен, в основном, рядом с рычажком переключения передач и как правило имеет разные определения, например — POWER, S, SPORT, AUTO, A/T MODE и т. п. Распространение также получили спортивные автоматизированные коробки передач, которые имеют немного другие алгоритмы управления трансмиссией.
В таком случае переключение разных рабочих режимов может выполняться как селектором, так и с помощью надлежащих практичных кнопок, когда положения рычага акпп не меняется.
Kickdown — режим дающий возможность системе управления двигателем и АКПП достичь высоких значений ускорения, например, для совершения обгона. В этот режим АКПП переходит после резкого нажатия на педаль акселератора, переключаясь на одну или две понижающих передачи.
Передаваемый от мотора на колеса вращающий момент возрастет , при этом диапазон скоростей в двигателе такой, что его отдача фактически максимальна. А при достижении самых больших оборотов двигателем происходит переход автомата на очередную повышающую передачу.
Если педаль акселератора выпустить, АКПП перейдет в штатный рабочий режим. Иногда при выключенном режиме Overdrive режим Kickdown запрещен.
Нужно предусматривать тот момент, что на скользком покрытии при принудительном уменьшении передачи, неизбежна пробуксовка ведущих колес и последующему появлению заноса.
5 ошибок ПРИ ВОЖДЕНИИ на автомате (АКПП)!
Зимний режим (Снежинка) — для активации данного режима учтены специализированная кнопка либо переключатель с подобными обозначениями: Winter, W, Hold (либо Snow). Во избежания пробуксовки ведущих колес на скользкой дороге при трогании с места, передаваемый к колесам от мотора вращающий момент нужен самый маленький.
Это выполняется при помощи трогания автомобиля со второй или третьей передачи — это опасно перегревом АКПП, благодаря этому ездить регулярно на этом режиме противопоказано.
Аварийный режим — данный рабочий режим автоматической коробки переключения передач включается при неисправностях в системе управления или трансмиссии которые могут привести к неполадкам АКПП. Блок управления включает программу защиты трансмиссии и это дает возможность доехать до автомобильного сервиса автомобилю собственным ходом. В основном, при экстремальных условиях запрещены переключения и работает какая-либо одна передача.
Номер такой передачи в большинстве случаев отвечает той передаче пр которой соленоиды переключения в выключенном состоянии. Также при срабатывании аварийного режима акпп блокировка гидротрансформатора воспрещена и ставится максимальное давление в ключевой магистрали.
Адаптивный режим коробки автомат (АКПП) | Привыкание АКПП.
Адаптивные коробки передач обязаны собственным возникновением прогрессу в развитии АКПП электронных. Более интеллектуальными становятся алгоритмы управления, отсюда появляются новые качества в тех же самых с точки зрения механики трансмиссиях.
Теперь бортовой компьютер отслеживает характерности и манеру управления водителя и и уже под них подстраивает работу АКПП и мотора подобающим образом. При ровной манере движения компьютер путем надлежащих поправок не выводит мотор на самые большие мощностные темпы работы, что значительно уменьшает топливный расход.
Если шофер предпочитает внезапный, «порывный» стиль езды сопровождающийся нередкими выжимами педали акселератора, компьютер выполняет акцент на постоянные ускорения и интенсивную скорость движения и выводит мотор в режим самых больших оборотов. Для того чтобы выполнять наиболее динамичные разгоны система управления выполняет переключения на две, бывает и три ступеньки ниже. Интересно, что учет износа фрикционных элементов автоматической коробки переключения передач уже заложен в алгоритм работы.
Что благоприятным образом проявляется не только на комфортабельности езды на подобном автомобиле, но и повышает его экономность и ресурс.
Рабочий режим АКПП AUTOSTICK (StepTronic, TipTronic)
Подобная система управления коробкой-автоматом, при которой учтены как автоматизированный так и полуавтоматический режимы управления (первой реализован компанией Porsche), тут команда переключения подается водителем, а система управления обеспечивает качество подобных переключений. Этот режим в зависимости от изготовителей может носить различные названия: AUTOSTICK, STEPTRONIC, TIPTRONIC.
Есть он исключительно на автомобилях с электронной системой управления автоматической коробкой переключения передач, да и то не на всех.
Что такое TipTronic (Видео)
Рукоять рычага переключения передач на автомобилях с данной системой имеет особенное положение при котором режим AUTOSTICK включается. У такого режима существует два нефиксируемых положения с обозначением UP ,,+,, и DN ,,-,, , нужные для переключения на невысокую или высокую передачу.
Выбор передачи в таком режиме выполняется водителем вручную, рычажок селектора подталкивается по направлению ,,-,, или ,,+,, — переводя передачи вверх или вниз. При падении оборотов мотора до холостых понижение передачи автоматично выполняется только в канонической конструкции.
У определенных изготовителей трансмиссии автоматично увеличивают передачу на предельных оборотах мотора.
Механическая часть такой коробки неотличима от обыкновенной коробки автомат, изменены только автоматика управления и рычажок селектора. Для этих АКПП свойственен вырез для движения рычага селектора в виде буквы Н, и символы ,,+,, и ,,-,, . Все же этот режим (AUTOSTICK) больше полуавтоматический чем ручной, так как компьютер трансмиссии контролирует деятельность водителя и не даст ему подобрать передачу превыщающую допустимые обороты мотора или не даст ему тронутся с высшей передачи.
В остальном создается впечатление применения механической коробки переключения передач. Если появится подобное желание, то легко можно вернуться к режиму обыкновенной АКПП поставив рукоядка переключения режимов скоростей в положение D, благодаря этому скорее это езда на акпп, чем "тырканье" ручкой.
На мощных типах автомобилей монтируются спортивные автоматизированные коробки передач, которые оборудуется функцией ручного переключения передач. Причём такое ручное переключение передач может выполняться не только путём перемещения селектора вверх-вниз, но и с помощью маленьких подрулевых лепестков, нажатие на которые позволяет уменьшать или увеличивать ступеньки.
Аналогичное неимоверно востребованно на гоночных автомобилях и представительских седанах, которые оборудуются сильными двигателями.