Как разобрать наручные часы?
С развитием цифровых технологий все больше и больше потребителей отдают предпочтение «умной» носимой технике, а именно смарт-часам, порой забывая о часах наручных. Расширенная функциональность, возможность ответа на звонок, отслеживание физической активности и показателей организма – все это популяризировало «умную технику» среди гиков. А вот частое отставание хода в механике и потребность в замене батарейки в кварце заставляют владельцев часов либо самостоятельно решать проблему, либо обращаться к часовщикам.
Вследствие чего истинные поклонники «часового искусства», эстеты «механики и кварца» нередко задаются вопросом, как разобрать наручные часы.
Наручные часы, будь то механика или кварц, нуждаются в обслуживании. Так, пыль и грязь, забившиеся в шестеренки механизма, приводят к тому, что механические часы со временем начинают отставать, а нередко и вовсе останавливают ход.
Кварцевые же часы, в свою очередь, требуют замены аккумуляторной батарейки как минимум раз в 2-3 года. Как правило, время работы часов от заряда батарейки зависит от электронного механизма и качества самой батарейки.
Пожалуй, первая проблема, с которой может столкнуться потребитель при попытке разобрать часы, заключается в отсутствии необходимых часовых инструментов. Но тут на помощь приходят обычные подручные средства – острый нож, отвертка, шило с затупленным острием, пара чашек Петри или обычные фарфоровые блюдца.
Как разобрать кварцевые наручные часы?
Кварцевые часы делятся на несколько типов:
- аналоговые часы со стрелочным механизмом, питающиеся от батарейки;
- электронные часы с цифровой индикацией времени, также работающие от небольшой батарейки;
- кварцевые часы с автоподзаводом – гибрид кварца и механики.
Так или иначе, чтобы разобрать вышеуказанные часы, нужно снять заднюю крышку, которая в зависимости от типа закрывания в свою очередь подразделяется на несколько видов:
- завинчивающаяся крышка – имеет резьбу на крышке или винтовое кольцо, посредством которого крышка ввинчивается в корпус часов. Чтобы снять ее, нужно пинцет или специальный инструмент вставить в проточки и открутить крышку против часовой стрелки;
- захлопывающаяся крышка с небольшой лыской, в которую вставляется острый предмет и поддевается с небольшим усилием;
- крышка с винтиками – для открытия потребуется отвертка.
Сняв крышку с кварцевых часов, аккуратно выньте аккумуляторную батарейку и замените ее новой. Разбирать электронный механизм не рекомендуется, поскольку собрать его в домашних условиях довольно непросто, а порой и невозможно.
Как разобрать механические наручные часы?
С механикой все намного сложнее, ведь часовой механизм состоит из множества деталей. Отвинтив заднюю крышку часов, нужно сразу спустить заводную пружину, а затем отсоединить заводной вал. После чего снимаются стрелки, циферблат часов, баланс и колеса механизма.
По окончании разборки часов все детали складываются в чашку Петри и промываются бензином. После просушки деталей все составные части часового механизма собираются в обратном порядке.
Основная проблема механических часов заключается в их многообразии, в связи с чем разбор одних часов может отличаться от других. Перед тем как начать разборку механики, рекомендуется просмотреть видеоролик в интернете, благо их в последнее время появляется все больше и больше.
И помните, если вы не уверены в своих силах, не стоит и начинать, так как при работе с часами следует учитывать множество нюансов.
Пример разбора механических часов «Слава» представлен в следующем видеоролике:
Как разобрать наручные часы с батарейкой кварцевые? Как разобрать механические наручные часы с автоподзаводом?
В современном мире не обязательно носить часы на руке, можно узнать время, взглянув на мобильный телефон. Однако для поддержания определенного имиджа и статуса наручные часы носят как непременный аксессуар и мужчины, и женщины. Кто-то отдает предпочтение современным электронным гаджетам, другие придерживаются классической версии.
Рано или поздно возникает потребность в чистке механизма. Для этого необходимо знать, как разобрать наручные часы самостоятельно, если нет желания идти к мастеру.
С чего начать разборку механических часов?
Для начала необходимо приготовить инструмент: пинцет, специальную отвертку, тонкий нож, небольшую палочку, смазку и ватный тампон. Начальная стадия в вопросе о том, как разобрать механические наручные часы, заключается в следующем:
- Демонтаж задней крышки корпуса. Он производится путем поддевания ее острым ножом, поворотом до момента выхода из фиксирующих пазов при помощи пинцета или элементарным откручиванием по резьбе (зависит от конструкции).
- Прежде чем достать механизм, следует спустить заводную пружину путем отведения заводной ручкой фиксирующей собачки в крайнее положение. Механизм при этом придерживают пинцетом.
- Затем отсоединяется заводной вал. Для этого он устанавливается в режим перевода стрелок, после чего ослабляется винт переводного рычага.
- Теперь можно достать механизм.
- Вставив в него вал, проверяют степень свободы вращения колесика, надежность крепления спирали и барабана.
Заключительный этап
Теперь нужно начать демонтаж циферблата и стрелок. Используя пинцет, отсоединяем секундную и минутную стрелки.
Циферблат снимается вместе с указателем часов, после чего проверяется стрелочный механизм, сцепление шестеренок и правильность фиксации рычагов.
Мы узнали, как разобрать наручные часы. Нужно помнить, что важным моментом является отсоединение моста и узла баланса.
Необходимо аккуратно отвернуть винт колонки спирали на пару оборотов, отделить узел баланса от мостового основания, наблюдая за тем, чтобы он не висел на краешке спирали.
Далее снимается анкер, и отсоединяются все его колесики. Проводится осмотр на предмет сцепления и положения зубьев, шестерен, колес.
Также отсоединяется барабан, и исследуется состояние заводного пружинного механизма.
Разборка кварцевых часов
Чтобы знать, как разобрать кварцевые наручные часы, нужно помнить, что они подразделяются на несколько видов:
- Аналоговые модели, которые имеют стрелочный механизм, но питание получают от батарейки.
- Электронные вариации с отображением показаний в цифровом виде, работающие от небольшого элемента питания.
- Комбинированная версия с автоподзаводом, сочетающая в себе кварц и механику.
В любом случае начальные действия одинаковые. Сначала необходимо снять крышку. Она может быть трех видов:
- На резьбе. Отвинчивается против часовой стрелки пинцетом или специальным приспособлением, которым пользуются часовщики.
- Захлопывающийся вариант. Имеет специальный паз и выступ, поддев который острым предметом, можно ее открыть.
- Винтовое крепление. Демонтируется при помощи подходящей отвертки.
Разобравшись с крышкой, следует заменить аккуратно батарейку и закрыть корпус в обратной последовательности.
Что нужно знать?
Для того чтобы знать, как разобрать наручные часы, необходимо изучить схему расположения всех элементов и деталей. Особенно это касается механических устройств.
Схематическое изображение внутренней начинки представлено на следующем фото.
Как заменить батарейку в часах Emporio Armani AR5906
Расшифровка схемы
Ниже по позициям приведена расшифровка цифр, указанных на схеме.
9 – вилковый анкерный механизм
23 – промежуточное колесико
30 – накладка мечеподобная
11/12 – входная/выходная полета
37 – валик для завода часов
49 – триб минутной стрелки
4, 5, 6 – накладной, сквозной и импульсный камень
15, 16 – штифты термометра контроля
28 – заводная пружинная свитка
34 – муфта кулачкового типа
Особенности
Разборка наручных часов любых типов имеет три стадии:
- Подготовка инструментов.
- Открывание крышки.
- Работа над внутренним механизмом.
Как разобрать наручные часы с батарейкой? Этот вопрос актуален для большинства потребителей. Подобный вид работы является одним из самых элементарных.
Определяющим фактором здесь служит определение типа фиксации крышки. Затем нужно просто аккуратно заменить питающий элемент и повторить процедуру в обратном порядке.
Естественно, необходимо использовать типовую или подходящую по параметрам батарею.
Сложнее всего справиться с механическим устройством, так как там много различных винтиков, пружинок и миниатюрных деталей. Внутрь электронного механизма вообще не следует внедряться самостоятельно, если нет соответствующих познаний и опыта.
Заключение
Если вы знаете, как разобрать наручные часы с автоподзаводом, и операция удалась, следует правильно произвести чистку и смазку элементов (касается механики). Для этого детали промываются в чистом бензине, налитом в небольшую емкость. Октановое число в ней не должно превышать 20.
Сначала очищаются детали, которые крупнее, затем миниатюрные элементы.
После этого их следует продуть слабой струей воздуха, удерживая на весу при помощи пинцета. Сборка часов производится в обратной последовательности.
Можно отметить, что разборка такого непростого механизма потребует внимания и кропотливости. Тем не менее провести процедуру самостоятельно абсолютно реально.
Конечно, не стоит рисковать, если часы очень дорогие, а опыта по их обслуживанию у вас никакого. В этом случае необходимо доверить аксессуар опытному часовому мастеру. Простая чистка дорого не будет стоить.
А если потребуется замена определенной детали, тем более будет лучше обратиться к специалисту.
Ремонт часов своими руками. Продолжение.
Часть вторая.
Итак, первую часть мы прошли. Инструмента немного набрались.
Места где произрастает инструмент разведали. Рабочее место себе заготовили. И вообще — пока этим всем занимались — неплохо погуляли по воздуху и получше узнали злачные места и окрестности.
Первая часть предполагала достаточно многие перемещения и внимательность при походах — надо было ИСКАТЬ. Что искать — ФСЕ!
Все интересное и на наш еще не натренированный взгляд — могущее нам пригодиться и необычное. Чем-то напоминает плюшничество. Каков результат:
Инструмент. Какой ? Во-первых отвертки, потом пинцеты.
Разборка, чистка, смазка и сборка часового механизма Слава
К ним — бинокулярную лупу, кисточки, чашки Петри и иголки. Добыли немного масла. Да хоть для швейных машин.
Ну нет другого. Считаем что у нас больше ничего нет.
НЕТ. Все. Обходимся этим примитивным набором.
Но без него — начинать не стоит.
Разных. Старых. Наручных.
Набрали просто механизмов — на запчасти.
Брали без разбору, все что дешевле стоимости полпачки дешевых сигарет. Это их цена. Полпачки Беломора или Примы.
Стоимость проезда в троллейбусе. Больше они стоить не должны.
Вне зависимости от состояния — целые-битые. Критериев только два.
Первый — обязательный — не ржавые. Второй — желательный — чтобы были в сборе (все детали на месте) — вне зависимости от целости. Хлам.
Рассортируем. Что у нас есть ?
— Звезда. Старые.
Механизм бочкообразной формы калибр 18 мм. Якобы в доисторические времена привезли в нам Французы и собрали завод LIP.
Так что все это — Французы.
— Заря — Пензенский часовой завод
— Чайка — стандартные маленькие механизмы, достаточно старые, но живучие
— Слава — более новые механизмы
— множество иных названий. Все Советские.
СССР. Видать государство заботилось о рабочем классе — часы выпускало.
Чтобы на работу не опаздывали. Наверное.
— Победа. Москва.
Маяк. Под этим названиями выпускалось много часов.
Мы говорим не о часах. О механизмах.
Принципиально 2 типа механизмов.
— «высокий» механизм — например 1МЧЗ — «Москва». Центральная секундная стрелка. На его базе собирались большинство часов — вплоть до известных «Спорт».
Они останавливались при вытягивании заводной головки. Эрзац-секундомер.
Более старый тип механизма. Технический калибр не называем — нет смысла.
Заказать детали под калибр все равно невозможно.
— «низкий» механизм — более современный. Боковая секундная стрелка.
И в первом и во втором случае разные заводы выпускали кучу модификаций механизмов — с улучшениями, упрощениями, рац. Предложениями.
Также была куча видов внешней отделки. Удовлетворяли взыскательного потребителя.
Кроме этого — полная радуга других часовых механизмов:
— Слава — 2 типа механизмов, с автоподзаводом и без автоподзавода. В интернете где-то указывалось — прообраз LIP-T-15.
Опять Французы.
Наша задача — научиться разбирать и собирать. Дальше каждый будет идти своей дорогой.
Один будет только разбирать. Другой будет собирать на 50% а потом — по мере надоедания или мирно выбрасывать в мусор (обычнее привычки — водка-танцы пересилят), другие — со злости что не получается — бить на наковальне молотком.
Как работают и как устроены наручные кварцевые часы.
Третьи — спокойно разберут еще раз, отложат на пару дней и опять попробуют. Это нормальная форма поведения для столь необычного хобби — точная механика.
Начнем с более простого направления — мужские наручные часы. Они побольше женских Лучше можно рассмотреть без микроскопа. Пример — «низкая» Победа.
Она для нас — самая простая. «Высокая» сложнее для первого раза. Схема часов в принципе идентична у всех одноплатинных часов.
Поэтому необходимо просто один раз понять и запомнить несколько достаточно простых схем. Для первых тренировок — просто зарисовывать то что мы разбираем.
Задних крышек есть несколько типов. Все различие — по манере закрывания.
— захлопывающиеся. Отличительная особенность — обычно при внимательном рассмотрении можно найти лыску, в которую вгоняется нож для того чтобы при сильном нажатии ее открыть.
В современном электронном ширпотребе очень часто практикуется подобная крышка, но с проточками как бы для откручивания — хороший прикол. Если не знаешь — то хоть стреляйся — открутить не сможешь.
Лыска в кольце стекла. Это не крышка.
Более современное решение — выступ в крышке.
А сюда просто вгоняется нож
— винтовые, с винтовым кольцом или с резьбой на самой крышке.
Или так — по краю крышки видны грани.
Первый вариант откручиваем или самыми большими портняжьими ножницами (они более жесткие) или обточенными губками старого штангенциркуля. На барахолках частенько могут валяться в развалах ключи вот такого вида.
Фирменный ключ (куплен в самом обычном магазине для моделистов — модели паровозов, машин и т.д. в Германии) выглядит вот так.
— достаточно редкий вариант в Советских часах — байонет. Поворачивается на небольшой угол и открываются.
Итак, часы открыли. Что видим — грязь.
Много грязи. Мы сразу говорим о том, что со ржавыми часами мы дела иметь не будем. Нет никаких шансов.
Ничего сделать нельзя — все надо менять. Ставить новое или точить новое.
Это нам пока рано.
III — заводная пружина (может быть две — в Славе)
IV — храповик — их тоже может быть несколько типов.
Что делаем в первую очередь — пока мехнизм находится в корпусе — спускаем заводную пружину. Если головка в тушке сохранилась и ее можно провернуть (она на стерта до основания) — пробуем слегка ее провернуть в сторону завода и смотрим на храповик. Он должен слегка провернуться и проскочить на пару зубьев.
Это нам и надо — иголкой поддерживаем его в отведенном состоянии и без рывков даем заводной головке провернуться и распустить пружину слегка отпуская головку между пальцами.
Сразу ставим перед собой как минимум 2 чашки Петри. Или белых тарелки или блюда с ровным плоским дном. Диаметр 15-20 см.
Я пользуюсь чашками Петри. Их проще накрывать на время перерывов.
Вытаскиваем заводную головку. Для этого надо прижать иглой фиксатор.
Вытаскиваем механизм из корпуса. Иногда это делается в сторону задней крышки. В нашем случае — наоборот.
Снимается кольцо со стеклом и механизм вынимается в стлорону циферблата.
Минутная общем-то просто — да хоть отверткой
Часовая и секундная — это уже немного приключений. Инструмент — выдран кусок из реле (было какое-то электрическое рле — там материал на контактных группах именно тот что нам и надо — жесткий и тонкий. Подогнули — и есть нужный нам инструмент)
Откручиваем баланс. Размер (калибр) отвертки должен соответствовать размеру винта.
02 Как открыть крышку наручных часов — How to Open a Watch Back
Винт открутили и как этот весь узел его поднять ? — а у него обычно есть специальные пазы, в которые можно воткнуть отвертку и разнять платину баланса от основы.
Все постепенно раскладываем по чашкам Петри.
Раскручиваем винты блока заводной пружины. В часах есть одна хитрость — если винт с многими проточками — значит он с левой резьбой.
Под циферблатом — узел колес стрелок ( I) и узел завода и переброса головки из положения завода в положение перевода стрелок ( II) ( называется по научному — ремонтуар). Разбираем.
Снимаем минутный триб. Это единственный узел в часах где требуется приложение усилия. Дергаем достаточно сильно.
Если соскочили — повторим. Он всегда снимается с усилием.
Главное — не бояться.
При разборке узла преревода стрелок (ремонтуара) — особое внмимание на пружину.
У нее есть противное свойство — щелкать и улетать в неопределенном направлении. Против этого простой прием — прикрываем (прижимаем) всю ее слегка просто пальцем и осторожно иглой из-под пальца «выщелкиваем»
Все складываем в чашку Петри
Теперь самое длительное и аккуратное. Помывка.
Берем неглубокую плошку. Льем туда бензин. И моем.
Кисточкой и зубочистками. До блеска.
Чтобы не оставалось никакой грязи.
Для мелких механизмов — беличья кисть. Пожестче.
Для крупных механизмов — будильники, карманные часы — можно попробовать мягкие художественные кисти для маслянных красок.
Сушим: сначала положим после бензина на бумажную салфетку. Обычно я беру тажелую картонку и на нее ложу кусок бумажного полотенца. Чтобы не прыгало и не скакало.
Салфетки и полотенца подбирать по критерию — чем меньше ворсинок — тем лучше.
Пусть бензин впитается. Просто положим.
Потом берем детали пинцетом и обдуваем воздухом из резиновой груши (клизмы) чтобы из отверстий выдуть бензин. И так последовательно все элементы часов, которые лежат в чашке Петри или на импровизированной «сушилке». Узел за узлом.
Имеется в виду вот что: если открутили платину а с ней — 3 винта — ложим их вместе. Считаем — «это наш узел». Дабы не перепутать винты и детали.
Ложим их на те же места в чашку Петри. Или лучше в чистую чашку. Старую — потом помоем и протрем.
Это если не предполагаем собирать быстро. Или собираем «с листа» — с салфетки.
Но это при определенном опыте, навыке и скорости работы. Баланс.
Пока опыта большого нет — не разбираем. Так блок платинка-спираль-баланс пихаем в ванночку с бензином и долго просто полощем в бензине. Ясно, что это неправильно.
Надо все разбирать и т.д. — У НАС ПОКА НЕТ ОПЫТА. Выпотрошим 5-10 часов, а тогда будем смотреть на баланс. На то как он разбирается.
Читать книги. И делать по мудрым книгам (если там это подробно описано).
Некое замечание о заводной пружине. Ничего не делаем. Просто снаружи обтираем салфеткой.
Кистью чистим зубья. Пока больше ничего не делаем.
С разборкой, смазкой, сборкой и заменой пружины будем развлекаться слудующий раз. Опыта пока нет.
Сложно это.
А теперь более интеллектуальная работа — собрать полученный пазл
Все выполняется в следующем порядке:
— колесная система. Тоже немного поразвлекаемся.
Шестерни в нижние камни мы расставили. Платиной накрыли, а потом нам надо пинцетом шевелить верхнюю платину во все стороны до момента, когда верхние оси шестерен не попадут в камни. Немного муторно, но выполнимо.
Иногда можно попробовать помочь процессу тонкой иголкой шевелить шестерни до которых можно достать. Основное правило — НИКАКОГО НАСИЛИЯ. Все должно выполняться без каких бы то ни было усилий.
Все само по себе со временем «вщелкивается» на свои места и платинка заметно «падает» вниз. Часовой механизм — вещь достаточно тонкая, усилия очень малые, потери усилий при работе тоже очень малые, соответственно — он не может собираться на тугих посадках — ИХ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ.
Если верхняя платина не садится на место — щестерня не села в камни. Или пока мы все это шевелили — выскочила из нижнего камня. Еще раз повторим — УСИЛИЙ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ ! Критерием правильности сборки может быть следующее: слегка провернем барабан заводной пружины.
ТОЛЬКР СЛЕГКА — все шестерни должны начать поворачиваться. Это все — практически почти без усилий на заводном барабане.
— ставим на место анкерную вилку
Смазываем камни сверху — со стороны задней крышки. Для этого используем самодельную маслодозировку.
Переворачиваем механизм, смазываем все камни со стороны циферблата. Собираем механизм заводной головки.
Пружинка. Еще одно приключение.
Прижимаем ее всю широкой отверткой. Иглой заправляем на место. Пружины — наверное самое паскудное что есть во всей этой работе.
Скачут. И будем мы страдать с ними а) пока не натренируем руки и б) пока не наберем тушек часов с которых без зазрения совести будем тащить запчасти.
Поставили на место. Не дышим.
А вдруг выскочит.
Собираем колеса стрелок. Минутный триб сильно насаживаем на ось шестерни.
Чем ? Да что под руку попадет примерно подходящее. Как снимали так и ставим. Упираемся.
Прийдется сильно прижать триб до щелчка.
Смазываем. Что там смазывать — если вы этот пазл собрали — сообразили — то по поводу смазки тоже прийдется подумать и смазать самостоятельно. Основное правило — смазывать только маслодозировкой и по минимуму.
Смазываются все трущиеся части. Платины должны быть сухие.
На то она и выемка в камнях — чтобы масло за ее пределы не растекалось. Камни анкерной вилки не смазываем.
Рано пока. Микроскоп нужен.
Нажимая фиксатор заводной головки ставвим ее на место. Заводим.
Наслаждаемся. СДЕЛАЛИ . САМИ .
Дальше — по вкусу. Занимаемся полировкой стекла, корпуса, Кророче — развлекаемся, подыскаваем новый объект исследований.
Полноценное обучение часовщиков в России возможно в Первой Часовой Школе, Москва ВДНХ.