LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Административный ресурс власти (101)
- Ангелы и феи (13)
- Архитектура (63)
- Афоризмы. Притчи. Цитаты. (70)
- Библиотеки (33)
- Болезни, оставшиеся в прошлом (3)
- Воспитание и наказание. (12)
- Воспитание и образование (139)
- Выборг (24)
- Город и цивилизация (19)
- Города мира (21)
- Города, где я бывал" (19)
- Женские портреты (13)
- Живописные подборки на ТЕМУ. (16)
- Живопись и сказка (16)
- Живопись великолепная (20)
- Живопись. Видимость (13)
- Живопись. Картинка (19)
- Живопись. Фантастика (17)
- Загадки и тайны. Знаки и символы (11)
- Таинственные цивилизации (44)
- Здоровье (103)
- Земля и родина (17)
- Игры (79)
- История и некоторые истории (52)
- История песни (45)
- Капризы природы (9)
- Катастрофы (36)
- Кладбищенские истории (20)
- Книги. Флора. Иллюстрации (17)
- Компьтерные штучки. Полезные сайты (52)
- Космонавтика (22)
- Крым (34)
- Куклы (41)
- Кулинария (215)
- Кулинарное. О продуктах и диетах (52)
- Леса и парки (16)
- Индивидуальное (6)
- Мир театра (4)
- Мифология (23)
- Мода прошлых лет и современная (33)
- Музыка и музыканты (37)
- Нынешнее (21)
- Неповторимые места планеты (16)
- Неповторимые шахматы (6)
- Самые новые материалы в искусстве (12)
- Нравы (37)
- О морали, атеизме и религии (66)
- О морали, религии и патриархе (52)
- Писатели не из России. (14)
- Праздники (17)
- Пушкин и другие русские поэты и писатели (96)
- Рассказы о живописи (10)
- Рассказы о картинах и художниках (29)
- Рассказы о фразеологизмах и крылатых выражениях (26)
- Сады мира (8)
- Сделано собственноручно (59)
- Сказки (17)
- Скульптура (15)
- СМИ (7)
- Современные художники (47)
- Старые интерьеры (5)
- Стихотворения и стихотвореньица (39)
- Странные вещи (34)
- Тайны планеты (15)
- Танец в системе воспитания человека (14)
- Темы дя сочинений (5)
- Удивительный мир зверей (55)
- Философия (12)
- Фильмы-передачи о легендарных людях (21)
- Финляндия (54)
- Фотографии распространенных фотографов (28)
- Фотошопчик (5)
- Химия в домашних условиях (16)
- Человеческие судьбы (31)
- Экранизации романов (23)
- Ювелирка (20)
- Язык и речь (165)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Какого цвета шуба у Деда Мороза.
ТАЙНЫ ДЕДА МОРОЗА
Процитировано не полностью. Читайте у автора.
Нужно начать с того, что в истории происхождения Деда Мороза переплетены три версии — языческая, религиозная и светско-советская.
Начнем с костюма! В какой все таки должен быть Дедушка Мороз шубе — красной или синей?
Светлана Жарникова, кандидат исторических наук, искусствовед и этнолог в своих работах говорит точно — в красной! И расписывает традиционный вид Деда Мороза подробно, указывая, что он складывается из аналогичных атрибутов:
1. БОРОДА И ВОЛОСЫ — густые, седые (серебристые). Эти детали облика, не считая своего "физиологического" смысла (старец — седой) несут ещё и огромнейший символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство.
Необычайно, но собственно волосы — лишь одна деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.
2. РУБАШКА И БРЮКИ- белые, льняные, приукрашены белым рисунком геометрической формы (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в нынешнем представлении о костюме.
Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что разрешается). На брюки, как правило, внимания не обращают или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)
3. ШУБА — длинная (по щиколотку или по голень), ОБЯЗАТЕЛЬНО КРАСНАЯ, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный узор), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, к большому сожалению, грешат экспериментами в области цветовые палитры и замены материалов.
Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого колдуна в синей или зелёной шубе.
Если так, знайте — это не Дедушка Мороз, а один из его многих "младших братьев". Замена лебединого пуха на белый мех хотя и не желательна, но все таки разрешается.
4. ШАПКА — красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога).
Форма шапки — полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, необходимо припомнить головной убор Ивана Сурового). Не считая вальяжного отношения к цвету, вышесказанного, театральные костюмеры современности пробовали скорректировать украшение и форму головного убора Деда Мороза.
Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (разрешается), отсутствие выреза за оторочке (не намного лучше, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).
5. ТРЁХПАЛЫЕ ПЕРЧАТКИ ИЛИ ВАРЕЖКИ — белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита.
Какой символьный смысл несут современные красные варежки — неизвестно.
6. ПОЯС — белый с красным рисунком (символ связи прадедов и потомков). В настоящий момент сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую палитру.
7. ОБУВЬ — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с поднятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует.
В холодный день Дедушка Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты.
Собственно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "фальшивки".
8. ПОСОХ — хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, также серебристо-белой цветовые палитры.
Посох заканчивает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).
В настоящий момент сложно найти посох подходящий этим описаниям.
Из 8и пунктов абсолютно нет вопросов к бороде, обуви и посоху, а вот в остальном можно покопаться! Вы обратили внимание на практически указ искусствоведа насчет шубы — ОБЯЗАТЕЛЬНО КРАСНАЯ!
Если принять это за догму, то почему главный Дедушка Мороз страны (народный артист России, артист Дмитрий Назаров) в прошедшем сезоне выходил в красной шубе, а в этом — в синей??
Теперь контраргументы госпоже Жарниковой, взятые из Всемирной паутины на ресурсе "За Деда Мороза".
Внешние особенности Деда Мороза и его неотъемлемые атрибуты такие:
1. Дедушка Мороз носит очень тёплую шапку с меховой опушкой. Важно:
никаких бомбошек и кисточек!
2. Нос Деда Мороза – во многих случаях красный. (Никаких дурных аналогий! Просто
на крайнем севере Особенно прохладно!)
3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.
4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху.
Изначально, цвет шубы был СИНИМ, ХОЛОДНЫМ, В СИЛУ СНЕЖНО-ЛЕДЯНОГО
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕДУШКИ, но под влиянием красных шубок "европейских
собратьев", прообразом которых стал святой епископ Николай ( о нем позже),
изменился на красный (есть еще одна коммунистическая версия красной шубы,
но о ней тоже позже!). На данный момент допускаются 2 варианта.
5. Руки Дедушка Мороз прячет в особенно высоки рукавицы.
6. Дедушка Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком. Во всяком случае,
застегивается на пуговицы.
7. Дедушка Мороз предпочитает исключительно валенки. И не восхищает,
ведь при – 50 С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у
Снежного хозяина ноги отмерзнут.
8. С собой Дедушка Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по
сугробам пробираться. А второе, как гласят легенды, Дедушка Мороз, еще
будучи "диким Морозко", этим самым посохом народ-то и "морозил".
9. Мешок с презентами – более поздний предмет Хозяина зимы. Большинство детей верят,
что он глубокий. Во всяком случае, Дедушка Мороз никогда никого к мешку не
подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он, не глядя, но
всегда угадывает, кто какой подарок ждет.
10. Дедушка Мороз передвигается пешком или на санях, запряженных тройкой.
Любит также рассекать родные просторы на лыжах. Случаев с использованием
оленей не зарегистрировано.
11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница
внучка Снегурочка. Оно и ясно: в одиночестве да на крайнем севере,
где одни тюлени да пингвины, с тоски скончаться можно! А с внучкой оно
веселее.
Еще 1 аргумент в пользу синей шубы — это легенда связанная с Великим Устюгом — родиной Деда Мороза.
Необходимо обратить собственное внимание, что Дедушка Мороз на картинке, взятой с великоустюжского сайта Деда Мороза, тоже в СИНЕЙ ШУБЕ.
А вот и сама легенда
«Почему собственно Великий Устюг выбрал Дедушка Мороз для своей вотчины?»
История этого древнего северорусского города богата былинами, легендами и сказаниями. Есть среди них и такая.
Жили на реке Гледен два брата — Водолей — старший и Мороз — младший.
И правили они водами: старший — летом, младший — во время зимы. Как то поссорились братья, и старший Водолей, закручинившись, пошёл куда глаза глядят, пришёл на то место, где стоит сейчас Великий Устюг, и выстроил там чарующий град. (Кстати, на гербе города и по сию пору изображен Водолей (а цвет этого знака — синий. ).) Младший же решил пойти на чужбину счастья искать.
Много дорог исходил Мороз, много чего с ним по проишествии данного периода времени приключилось, пожил он и в Лапландии, путешествовал даже в Америку. Но вот устал Мороз, душа его заныла, потянуло в края родные, знал он, что ждут его в Устюге, не дождутся.
Вернулся он, помирился с братом Водолеем и поселился в деревушке Морозовице подле Устюга.
Так и стали они, как прежде хозяйничать водами (опять же вода синего цвета!), Водолей летом, а Мороз — во время зимы.
Но сказать точно, что живёт российский Дедушка Мороз только в Великом Устюге, сложно, так как имеется множество других легенд. Некоторые поговаривают, что Дедушка Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии.
А в сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" Мороз Красный Нос вообще по весне перебирается в колодец, где "и летом студено".
И еще 1 аргумент в защиту синей шубы Деда Мороза, взятый из "Истории Деда Мороза"
У нас в государстве прижилась востребованная в Европейских государствах традиция дарения подарков под елкой особым мифологическим персонажем. Имя у этого персонажа появилось не сразу.
Называли дарителя и Дедушка Николай, и Старый Рупрехт (персонаж из немецкой традиции), добрый Морозко, Мороз Елкич. Но постепенно своё место у елки прочно занял Дедушка Мороз . Постепенно из злого деда , которым родители пугали детей, Мороз превращается в доброго колдуна, властителя зимнего леса, создающего зимний праздник.
И поныне все знают, что живёт Дедушка Мороз в лесу и дружит с лесными зверями и птицами.
Сначала шуба его была СИНЕЙ (КАК УКАЗЫВАЮЩАЯ На СЕВЕРНОЕ, ХОЛОДНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ), на дореволюционных открытках можно встретить и синего, и даже белого Деда Мороза . Сейчас Дедушка Мороз наиболее часто приходит в красном костюме (что не верно, ведь он не святой Николай!), правда бывает, что и в синей шубе.
Ну, а теперь, нужно разобраться кто же в реальности Дедушка Мороз.
В которых есть его генеалогические корни, в какую седую древность проникли они своими отростками. Если к этой проблеме подойти, как к научному исследованию, то можно обнаружить ряд любознательных и занимательных фактов.
Дедушка Мороз — персонаж довольно спорный, и чтобы понимать его специфическую психологию, следует обратиться к истории и попытаться выяснить, откуда он вообще взялся, этот зимний друг детей?
Наверное образ деда Мороза считается СОБИРАТЕЛЬНЫМ.
Он впитал в себя и древние предания славянской мифологии, и христианское учение с легендой о святом Николе-угоднике, и легенды петровской эпохи, и прокоммунистические истории времен развитого социализма. Они все право имеют на жизнь, главное для себя решить несет ли Дедушка Мороз религиозную подоплеку, считается ли он для вас светлым языческим духом либо же просто сказочным персонажем.
Тогда и будут решены все проблемы и с биографией Дедушки и с его костюмами!
Итак, 4-ре версии одной биографии!
Версия 1. ЯЗЫЧЕСКАЯ (САМАЯ ПРАВДОПОДОБНАЯ. )
Появился Дедушка Мороз издревле. Но сначала это был просто символ, дух холода.
В то время люди не ждали от предка теперешнего Деда Мороза подарков, а дарили их ему сами!
Более 2-ух тысяч лет тому назад жители Севера в зимние ноли празднично бросали за порог своих жилищ лепешки и мясо, чтобы задобрить Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод, не мешал охоте.
В давние времена славяне, как и другие народы, верили: от бед и несчастий людей оберегают духи прадедов.
В нашем языке слово "дедушка" означало — дух предка, охраняющий дом от чужих, враждебных духов. И так, теперь ясно, что верования в деда — достаточно старая традиция.
А самый древний прообраз деда Мороза, как считает большинство исследователей славянской культуры и мифологии, это дедушка — защитник и символичный глава рода, покойный предок, основной функцией которого являлась охрана потомков от бед и их воспитание.
Славяне считали, что Мороз — один из общих прадедов всех семей, из-за этого именно для этого предка имелась общая обрядность, несколько выделяющаяся от ритуального почитания остальных прадедов. Почести Деду Морозу воздавали не только в дни зимнего солнцестояния, но и весной, чтобы он хранил посевы и не портил их.
Постепенно наш дедушка превратился в персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.
Языческим прообразом нашего персонажа был, наверное, дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Это и не удивительно ведь славяне жили в условиях довольно холодного климата и ситуации гибели от переохлаждения, и еще падежи скота и потери урожая, были довольно частыми.
Вот и изображался дедушка Трескун в образе злобного старика, враждебного в отношении к людям и всему живому.
Законсервировать беспечного путника было для него делом привычным.
Конкретно благодаря этому славяне пытались задобрить злобного духа и приносили ему нехитрые дары.
Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то своё.
Добавочным прообразом Деда Мороза считают Позвизда — славянского бога бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой — на землю валил большой град.
Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег.
Довольно быстро носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
В легендах древних славян существовал и другой персонаж — Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика невысокого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с ненакрытой головой, в тёплой белой одежде и с железной булавой в руках.
Где он пройдёт — там жди ожесточённой стужи.
Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун — злой дух, уменьшающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.
Но со временем Мороз менялся. Строгий, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земля и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков, он из сурового постепенно превращается в справедливого и доброго деда.
Версия 2. СКАЗОЧНАЯ (Проще говоря ПРИДУМАННАЯ КЕМ-ТО)
Согласно другой версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой народных русских сказок Морозко (он же в гораздо поздних вариантах – Мороз Иванович, Мороз-Красный нос), хозяин погоды, зимы и мороза. Это Дух Зимы – строгий, иногда злой, сварливый, но добропорядочный.
Хорошим людям благоволит и одаривает, а скверных может и законсервировать своим волшебным посохом.
Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы характером. С ноября по март Дедушка Трескун был хозяином на земля.
Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме.
Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – король холодов, корень зимы, ее повелитель.
Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.
В русских сказках Дедушка Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но добропорядочный дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку "Морозко".
Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть.
У восточных славян представлен сказочный образ Мороза — богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами" (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер).
Известно несколько народных сказок, где Северный ветер
(или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.
Наш Дедушка Мороз отражен в народных русских сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А.
Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я.
Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала").
Версия 3. РЕЛИГИОЗНАЯ
(Более подходящая ВСЕ ЖЕ САНТА КЛАУСУ В СИЛУ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ 2-мя Ветвями ХРИСТИАНСТВА)
Согласно ей в четвертом веке жил в турецком городе Миры архиепископ Николай, святой Николай Мирликийский, который появился на свет в третьем веке в городе Паотара (Маленькая Азия, Ликия) у очень не бедных родителей.. Славился он не только своей набожностью и благочестием, но и душевной добротой.
Еще парнем он поселился в г. Миры Ликийские (ныне г. Демре, недалеко от Финикии в Турции), где через конкретный зазор времени стал епископом. В Демре и сейчас стоит храм, в котором сбереглись элементы архитектуры III века.
Турки назвали этот древнейший монумент Баба Ноэль Килизе — Церковь Деда Мороза.
Мало того, находчивые турки установили и монумент святителю Николаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского Собора и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и довольно-таки крупным мешком на плечах.
Самое древнее упоминание его имени мы находим в "Похвале", написанной константинопольским патриархом Проклом на переломе IV и V веков.
Федор Чтец, живший столетием позже, включает епископа Мир Ликийских Николая в список участников Первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским.
Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех незаслужено приговоренных к смерти византийских чиновниковов. Вот, как бы, и все.
Как во многих случаях и бывает, недостаток информации дополнили благочестивые народные легенды, появлявшиеся на протяжении веков.
Например, одним из распространенных считается сказание о трех бесприданницах, которых отец готов был сделать блудницами.
Трех сестер никто не хотел брать замуж без приданого. И впавший в нищету отец готов был сделать из них блудниц.
Чтобы не позволить греха, епископ Николай незаметно подкинул в дом нищего три мешочка с золотом (по другой версии — три золотых яблока).
Так продолжалось 2 года. На третье Рождество Николай не смог попасть в дом бедняка из-за плотно закрытых от мороза окон.
Тогда он кинул кошелек в дымовую трубу. И сюрприз угодил в башмачок младшей сестры.
В результате все девушки вышли замуж.
А с той поры дети вывешивают в рождественскую ночь чулки или выставляют башмачки для подарков.
Кстати, примерно в первой половине 60-ых годов X века будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное творение о святом Николае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова "innocentes" (невинные) относительно к трем жителям Мир, незаслужено приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети). В виду того, что средневековый мюзикл о святом епископе имел неимоверный успех, появилась на свет традиция почитания святого Николая, как покровителя детей.
Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и торговцы.
Скончался св. Николай 6 декабря 310 или 312 года, став жертвой преследования императора Диоклетиана.
Как гласит предание, св. Николай похоронен в г. Демре, однако, в 1087 году итальянские торговцы попытались захватить его мощи и из-за этого спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства.
В двенадцатом веке жители г. Бари, находящегося на юге Италии, в Апулии, представили в дар лотарингскому правителю Оберу де Варан-жевилю одну фалангу пальца святого.
Он, с собственной стороны, передал реликвию в церковь Девы Марии в Поре, которая вскоре так прославилась, что была переименована в церковь Сен-Никола-де-Пор, а за нею также называться и город.
Во второй половине 80-ых годов Одиннадцатого столетия Отец Урбан II официально установил литургическое торжество данного события на 9 мая. На византийском востоке данный праздник не приняли, но, не смотря на это, в Киевской Руси он получил широкое распространение и сохранился до таких пор, именуемый в народе "Миколой — вешним", 22(9) мая.
Кстати, в Киевской Руси святой Николай является одним из самых чтимых святых. В какой-то степени это произошло из-за комбинирования в народной религиозности Николая Чудотворца с образом языческого божества Волоса, с которым боролся бог-громовежец.
С той поры в крестьянской мифологии Николай прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Причем народы, общавшиеся с русскими, называли даже Николая "русским богом".
Как вы успели заметить, прообраз святого Николая лучше подойдет зарубежным братишкам Деда Мороза по некоторым причинам:
1. Собственно, Санта Клаус переводится, как святой Николай. Чего же тогда нашего деда не называть просто Николай-угодник или Дедушка Коля?
2. Головной убор и посох собственно Санта Клауса подобные на митру и католический посох епископа — палка с загнутым верхом, что противоречит православным канонам.
3. Светлана Жарникова говорит, что что у настоящего русского Деда Мороза под шубой должна быть обязательно длинная белая сорочка, и обязательно льняная, украшенная белым рисунком геометрической формы (символ чистоты). Ну, это уж просто цитата из ватиканской инструкции о литургическом облачении епископов!
Опять нестыковочка.
До недавнего времени твердо установился обычай в Николин день, 6 (19) декабря, дарить детям подарки. Изначально св.
Николай дарил подарки, но никакой связи с Рождеством не имел. Эту связь установил Мартин Лютер.
Примерно в десятом веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, также как помним, благодаря своеобразному мюзиклу стал на Западе почитаться как покровитель детей.
Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально выполненные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже ощутимо переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до таких пор иногда не обойдется.
Не во всех государствах святой епископ не прячется и приходит в дома не ночью, а днем в день своей памяти в полном литургическом облачении и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных жителей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли если из этого исходить адвоката и прокурора, а потом по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.
В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии.
Во второй половине 20-ых годов Семнадцатого века несколько голландских кораблейпод руководством фрегатом "Goede Vrove" на носу которого стояла фигура святого Николая прибыла в Новый свет. Выходцы из Нидерландов называли его "святой Николай", что звучало как "Синтер Клаас"\Sinter Klaas (Клаас — короткая форма имени "Николай" или "Николас"), после, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а немного позже в Санта-Клаус\Santa Claus.
А вместе с фигуркой они привезли с собой и предания о Святом Николае.
Искатели счастья купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревня именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь.
Одной из первых церквей, построеных в тогдашнем Нью-Йорке, была Синтер Клаас, или Синт Николас, позднее названная "Санта-Клаус".
Версия 4. СВЕТСКО-Пропагандистская
(САМАЯ КУРЬЕЗНАЯ И одновременно Страшная ИЗ Всех!)
Елка в качестве новогоднего атрибута появилась у нас в государстве при Петре Первом и постепенно стала очень популярна. Родом традиция украшать елку пошла, если вы помните, из Германии.
Про происхождение Деда Мороза есть легенда из петровской эпохи.
Петр заставлял всех ставить елки и лично на выбор проверял отдельно взятых бояр. Тех, кто не ставил елку — заставлял на следующий год ходить и раздавать подарки.
Как правило, елки не ставили аналогичные, что не брили бороды. Самим разносить подарки было тяжело, из-за этого они брали дочерей и внучек.
Версия недоказанная, но великолепная!
К большому сожалению, не всегда судьба доброго Дедушки Мороза складывалась легко.
После Октябрьской революции 1917 года, в 1920-х годах, Дедушка Мороз стал подвергаться преследованиям как идеологически вредный персонаж (вместе с ни в чем не повинной елкой, как символом Нового года). «Декаденты», «траты минувшего» здесь же выдумали себе героев Деда Ёлкича, деда Шишкаря, Корневика, Белого Деда, которые, к большому сожалению!, не прижились. Придумала их наша интеллигенция.
Не по вдохновению, а что называется, от нужды.
Так было аж до 1929 года, когда елку запретили совсем и упразднили Деда Мороза.
Но в предверии до этого на сцену выходит персонаж, обладающий знакомыми нам чертами.
Прочтите цитату:
«Дети собрались у елки и с нетерпением ждут ключевого героя, без которого праздник не может начаться. А что, если он не приедет совсем?
Ведь на дворе метель замела все дороги… Но вот открывается дверь и входит долгожданный гость. Он знал, что его ждут дети, и не побоялся пурги.
Елка зажигается, дети радостно пляшут вокруг нее, поют, декламируют стихи, которые гость тщательно выслушивает.
После откуда ни возьмись появляются две дамы с целым возом подарков и раздают их детям. Дети в восторге их рассматривают. «А Ленин как-то незаметно, под шумок, вышел из комнаты и уехал».
Да, господа, долгожданным гостем, идеальным другом детей был Владимир Ильич Ленин. А 2-мя добрыми женщинами — Надежда Константиновна и Марья Ильинична».
Деды Морозы несколько десятков лет на всех детских утренниках, во всех тюзовских спектаклях вели себя по схеме, предложенной Ильичом и описанной в воспоминаниях Бонч-Бруевича, а потом в рассказе писателя Кононова «Елка в Сокольниках».
Опала Деда Мороза кончилась только в 1935 году, и сценаристы стали разрабатывать программы массовых новогодних елок, ведущими которых стали Дедушка Мороз и его внучка, Снегурочка.
В КРАСНОЙ (цвет победившего социализма и государственного флага. ) длинной шубе, подпоясанной широким поясом, в круглой высокой шапке, с посохом в руке — проще говоря абсолютно такой, каким мы его знаем все, он появился вместе с реабилитированной елкой здесь же после статьи Постышева, размещённой в «Правде» 28 декабря 1935 года.
Тов. Постышев в не позволяющем возражений тоне писал: «Следует этому неправильному осуждению елки положить конец.
Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год сделать коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка!
Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы в предверии Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, представители районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей большой социалистической родины».
Не смотря ни на что, а опоздал товарищ Постышев выступить с инициативой, как будто бы по мановению волшебной палочки тротуары зазеленели. Уже 30 декабря 1935 года «Правда» рапортует о небольших и больших елочках, украшающих харьковский дворец пионеров, о тысяче елок, которые обязались провести в Киеве. «Мы рождены, чтобы сказку сделать былью».
В начале 1937 года Дедушка Мороз и Снегурочка первый раз явились вместе на праздник елки в столичный Дом Союзов. Потом популярность героев продолжала расти, и Дедушка Мороз стал знаменитым в каждом населенном пункте.
В больших количествах выходившие в 1936 г. методички объясняли, как сделать праздник, как Деду Морозу надлежит себя на нем вести и как он должен смотреться.
ВОТ Такие МЕТАМОРФОЗЫ. Из чего я могу сделать вывод, что российский Дедушка Мороз должен быть в СИНЕЙ шубе, а это значит, я — НАСТОЯЩИЙ Дедушка МОРОЗ.
И наконец несколько интересных фактов:
1. С языческими корнями Деда Мороза связан один курьезный случай. Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан после встречи с областным руководством заявил, что церковь не будет поддерживать проект "Великий Устюг — родина Деда Мороза".
Причина — отсутствие в биографии Деда Мороза упоминаний о его крещении. По словам владыки, язычникам на Вологодской земля не место.
2. Партийные же структуры происхождение Деда Мороза не смутило. Пару лет назад сказочного героя приняли в "Единую Россию".
Теперь каждую зиму помощник Деда Мороза в куртке с партийной атрибутикой разъезжает в каждом населенном пункте с презентами.
Интересно, но здесь же после того, как сказочный персонаж определился со своей партийной принадлежностью, из бюджета страны на проект было выделено 20 миллионов рублей.
3. Великий Устюг — родина Деда Мороза, а Кострома — родина Снегурочки. Следуя сюжету сказки Островского, Снегурочка — уроженка Костромского края.
Для Костромского края внучка сказочного Деда Мороза — фигура культовая.
Как все знают, под Костромой находится село имени знаменитого русского драматурга Александра Островского, где он написал свою известную сказку.
Резиденция у Снегурочки в Щелыкове — это примерно в ста км. от Костромы. В имении Островского до таких пор бьет ключ, который, по версии драматурга, появился после того, как Снегурочка растаяла.
Биение ключа — это биение ее сердца. В Щелыкове работает почта Снегурочки.
Сказочной красавице пишут дети со всей страны, корреспонденция приходит даже из дальнего зарубежья.
По народным сказаниям, бездетные старик со старухой слепили из снега ледяную внучку — себе в умиротворенность, а людям на радость. Этой концепции проект "Костромская Снегурочка" отвечает полностью.
Задавали вопросы? Отвечаем (цвет шубы Деда Мороза, откуда взялась внучка и т.п.)
Традиционный вид Деда Мороза
В вопросе определения традиционного образа Деда Мороза есть многочисленные "опасности". В действительности, что считать параметром соответствия — исторические зарисовки, исследования эпоса или образ сформированный современными художниками и кинематографистами?
Вопрос остаётся открытым.
Особенно не повезло костюму Деда Мороза. Образы выполненные в кино отличными Российскими режиссёрами и актёрами во многих случаях разрушили традиционные правила костюма.
При этом виновниками такого вольготного отношения к традициям очень иногда бывают сами зрители, ассоциируя с Дедом Морозом его многих "младших братьев" — Морозко, Мороза-Трескуна и других.
И все таки, давайте попробуем определить основные линии облика Российского Деда Мороза нужные как историческим так и современным представлениям об этом сказочном колдуне. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза — кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой — традиционный вид Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, учитывает:
Борода и волосы — густые, седые (серебристые). Эти детали облика, не считая своего "физиологического" смысла (старец — седой) несут ещё и огромнейший символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство.
Необычайно, но собственно волосы — лишь одна деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.
Шуба. — длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный узор), отороченная лебединым пухом.
Некоторые современные театральные костюмы, к большому сожалению, грешат экспериментами в области цветовые палитры и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого колдуна в синей или зелёной шубе.
Если так, знайте — это не Дедушка Мороз, а один из его многих "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы — перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза.
А вот замена лебединого пуха на белый мех хотя и не желательна, но все таки разрешается.
Рубашка и брюки — белые, льняные, приукрашены белым рисунком геометрической формы (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в нынешнем представлении о костюме.
Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что разрешается). На брюки, как правило, внимания не обращают или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)
Шапка — красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога).
Форма шапки — полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, необходимо припомнить головной убор Ивана Сурового).
Не считая вальяжного отношения к цвету, вышесказанного, театральные костюмеры современности пробовали скорректировать украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (разрешается), отсутствие выреза за оторочке (не намного лучше, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).
Трёхпалые перчатки или варежки — белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита.
Какой символьный смысл несут современные красные варежки — неизвестно.
Пояс — белый с красным рисунком (символ связи прадедов и потомков). В настоящий момент сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую палитру. А жаль .
Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с поднятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует.
В холодный день Дедушка Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты.
Собственно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "фальшивки".
Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! Во всяком случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или классические черные валенки (что, безусловно, не намного лучше).
Посох — хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, также серебристо-белой цветовые палитры.
Посох заканчивает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).
В настоящий момент сложно найти посох подходящий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его линии.
Снегурочка — неповторимый предмет образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.
Образ Снегурочки — символ застывших вод (вот откуда она взяласьи почему у Деда Мороза нет и не было детей). Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды.
Никакой иной цвет в традиционной символике не позволяется.
Её головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки наиболее часто отвечает историческому описанию.
Нарушения цветовые палитры встречаются очень редко и как правило оправдываются отсутствием возможности сделать "хороший" костюм.
Какого цвета должна быть шуба у настоящего Деда Мороза
Дедушка Мороз, символ Нового года, во многих случаях изображается как дедушка с бородой, посохом в руке и мешком подарков для детей. А вот шуба у него может быть разных цветов: красного, белого, голубого, зеленого.
Попробуем разобраться, какого же цвета должна быть одежда у настоящего Деда Мороза, русского сказочного персонажа.
Белый и голубой — традиционные цвета шубы Деда Мороза
Реальная отечественная зима с ее морозцем, сугробами пушистого искрящегося снега, серебристыми узорами изо льда, инеем на деревах всегда представляется человеку в белых и голубых холодных цветах. А Дедушка Мороз считается волшебным повелителем этой красоты.
Классические цвета его роскошной шубы — белый и голубой, символы снега, чистоты, совершенства, холода и стужи.
Почему сейчас Дедушка Мороз часто носит красную шубу
Со временем окрас верхней одежды Дедушки сменил свою первоначальную палитру с холодных голубого и белого цветов на облачение красного (намного тёплого) цвета. Версий такой замены несколько:
- Во времена советского союза верхняя одежда этого персонажа стала красной в согласии с цветом государственного флага.
- Так как Дедушка Мороз учавствовал в праздниках со Снегурочкой, думали, что такой насыщенный оттенок как правило составит контраст ее бело-голубым одеждам.
- В Киевской Руси с античности красный означал «симпатичный».
- Этот цвет позаимствован у Санта-Клауса, собрата русского Дедушки, популярного на Западе и облаченного в красные одежды.
Красная шуба Дедушки прибавляет яркости и теплоты холодным краскам зимы. А сам этот цвет значит красоту и богатство.
Почему иногда Дедушка Мороз облачен в жёлтую, золотую, черно-синюю, зеленую шубу
Не смотря на то что главный наш Дедушка живёт в Великом Устюге, даже у нас в государстве он не одинок. Во многих республиках с разными культурами, и еще других государствах известны свои зимние кудесники, его «братья».
Выделяются они один от одного местом проживания и одеждами. Оттенки шуб у них исключительно разнообразны. Среди аналогичных служащих:
- Кыш Бабай, занимающий у нас в государстве второе место по известности. Он популярен у башкир и татар. Живёт Кыш Бабай вблизи Казани, носит шубку в зеленом цвете.
- Тол Бабай, удмуртский коллега, живёт в Шарканском районе Удмуртии и ходит в фиолетовом одеянии.
- Каханд Папи («Дедушка Нового года») преподносит подарки на праздник детям Армении. Он символ плодородия, начала другой жизни, а его шуба покрашена в желтовато-земляной цвет.
- Увлин Унгун. Этот Дед-колдун приходит на праздник в Монголии и облачен он в традиционную черно-синюю одежду скотоводов.
Редко, но встречаются у собратьев Мороза по ремеслу шубки, окрашенные в жёлтый и золотой цвета. Эти солнечные тона мало сочетаются с образом зимнего сказочного персонажа, но во многих случаях его «младшие» братья, желающие показать что-то необычное и свое, появляются в аналогичных одеждах.
Основные цвета шубы ключевого колдуна страны, поздравляющего детей с новогодними праздниками, — голубой (разные оттенки синего), белый, красный. Однако верхняя одежда других цветов тоже встречается, она принадлежит «коллегам» русского Мороза и делает сказочную атмосферу праздника.
Какой цвет шубы должен быть у Деда Мороза: синяя или красная?
Дедушка Мороз и Снегурочка — персонажи, без которых не наступит Новый год. С детских времен мы уверены в этом.
С их процессии по государству начинаются новогодняя суета и приготовления к празднику. Так происходит не год или два, а столетия.
По проишествии данного периода времени даже его внешний вид изменился.
Сегодня мы привыкли видеть его в длинной красной шубе, богато отделанной вышивкой и лебяжьим пухом. Впрочем совершенно недавно костюм сказочного персонажа смотрелся совсем по-иному.
Почему Дедушка Мороз раньше носил синюю шубу
Языческие мифы и легенды представляют любимого детского героя величественным стариком, который жил в мире мёртвых. Попасть в него получалось только через колодец.
Там у него была своя ледяная избушка, которую он раз в году покидал, чтобы дарить ощущение праздника людям.
Значение синего цвета
Важно! Синяя шуба была основным костюмом сказочного дедушки.
Она олицетворяла мороз, сковывающие реки и озёра льды и приход морозной зимы.
Большинство советских открыток и различных иллюстраций представляет нам великолепного Деда Мороза в шубе из синей парчи, расшитой яркими узорами серебристой нитью. Валенки и шапка под тон к шубе дополняют образ величественного колдуна.
Сегодня синяя шуба также есть в гардеропе мифического персонажа. Многие театральные постановки и самые разнообразные мероприятия для малышей используют сапфировый костюм для волшебного гостя, приносящего нам зиму и ощущение праздника на Новый год.
Дополнительный оттенок — белый
Была в гардеропе Деда Мороза и белая шубка. Она также напоминала об арктических льдах, холоде и пронизывающих ветрах.
На дореволюционных открытках часто можно встретить Деда Мороза в длинной белой шубе, отороченной очень белым мехом.
Образ смотрится очень эффектно и величественно.
Причины смены цвета
Сегодня наряду с этими оттенками в гардеропе героя есть белая, красная и даже зелёная шубы. Но самой распространённой на сегодняшний день является красная одежда.
Есть несколько версий такого изменения.
Традиционное отношение народа
Одной из версий смены синего костюма на красный считается значение самого слова «красный». Для наших соотечествеников это не просто цвет, а показатель красоты, силы и чистоты помыслов.
В народных русских сказках всегда можно встретить выражение «красна девушка», что означает «красавица». А представители знати в сказках всегда одеты в красный кафтан, ставший символом богатства и благосостояния.
Красный — цвет революции
После Октябрьской революции 1917 года, когда отвергались старые верования и языческие предания, Дедушка Мороз стал подвергаться преследованиям. Он, вместе с ёлкой и Снегурочкой, как символ прежней жизни, признали идеологически вредным персонажем.
Использование атрибутики праздника признавалось вредным для нового государства.
На счастье, опала сказочного персонажа длилась короткое время. Уже в 1935 году необыкновенный дедушка снова начал появляться на зимних праздниках.
Однако по проишествии данного периода времени произошло небольшое оновление.
Роскошную синюю шубу сменил костюм красного цвета — знака революционных перемен.
Красная шуба представляет собой символ праздника, красоты, счастья и надежд на светлое предстоящее.
Влияние зарубежного Санты
Ещё одной основой считают направления из Европы и Америки, которые стали особенно заметными после падения железного занавеса.
Санта-Клаус и другие новогодние персонажи, например гномы, носили короткие красные шубы, украшенные белой отделкой. Отчего же и нашему Деду не стать таким ярким?
Он богат на сюрпризы и подарки, обладает непомерным величием и является основным зимним колдуном. Красная шуба очень замечательно подойдет, чтобы выделить его способности принести людям праздник и расслабляющее настроение.
А вам Дедушка Мороз больше в какой шубе нравится?
«Так происходит не год или два, а столетия.» Да неужели?
«После Октябрьской революции 1917 года, когда отвергались старые верования и языческие предания, Дедушка Мороз стал подвергаться преследованиям. Он, вместе с ёлкой и Снегурочкой, как символ прежней жизни, признали идеологически вредным персонажем.» Вы это серьёзно?
Не знаю даже смеяться или кричать над вашим невежеством. Дедушка Мороз и Снегурочка как Новогодние персонажи были придуманы во времена СССР (в 30-х годах 20-го века).
До этого были просто отдельные персонажи из сказок Снегурочка и Морозко (при чем из очень разных сказок).
Персонажа Дедушка Мороз не было, как и не было традиции дарить детям подарки от его имени. Было божество злой Карачун, он же Мороз.
И на Западе была традиция, хотя и не достаточно распространенная: на Рождество приходил Санта Клаус и хорошим детям мог положить в чулок (башмачок) монету, а плохим кусок угля.
Широко же традиция дарить подарки от имени Санта Клауса разошлась только в начале 20-го века.
Вам самой не стыдно такой бред нести? НЕВЕЖЕСТВОНЕВЕЖЕСТВОНЕВЕЖЕСТВО.
Читая такие непрофессиональные стати хочеться разбить монитор компьютера о голову пишущих.
Вас дети читают! Вы это специально делаете?
Причем здесь направления запада и цвет шубы?
Причем здесь Революция и цвет шубы? Причем здесь гномы и цвет шубы?
Причем здесь Клаус и цвет шубы?
Что означает ваша постоянная формулировка «Была..»? А сейчас нет?
Тогда к чему вопрос: «А какой цвет шубы вам нравится?» Сейчас только красный.
Вы персонально это написали и притянули непонятные высказывания типа: «Ещё одной основой считают…» Кто считает? Вы. «Языческие мифы и легенды представляют любимого детского героя величественным стариком…» Вы серьёзно?
Да не было этого персонажа в Русской культуре ни в языческие времена ни в христианские. Прочтите предыдущего оратора.
Вам БАН! НЕУЧИ.
славянский вариант рождественского дарителя[3]. Известен (как Мороз Иванович) с 1840 года[4], но создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло в период СССР и относится к концу 1930-х годов, когда после несколько лет запрета вновь была разрешена ёлка[5].
Прообразами Деда Мороза являются персонаж славянского сказочного фольклора и календарных обрядов[6] и Святой Николай[7].
Дедушка Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена советского союза, бывало, и Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года)