Кто и как выполняет одежду для кино. Интересные детали
Какую роль у нас в жизни играет одежда? Наверняка она отражает характер, настроение и какие-то другие моменты нашей жизни.
Как все знают — встречают по одёжке, а провожают по уму.
Эта фраза приобретает приоритетное значение, если это костюм киногероя. Почему сценический костюм немаловажен для актёра и кто вообще выполняет его образ в кино?
Что представляет собой сценический костюм и почему он очень принципиален для актёра
Одежда актёра для фильма — это неотъемлемая часть его образа, помогающая перевоплощению, средство художественного воздействия. Она показывает внешние признаки персонажа, определяет его.
Её можно назвать второй кожей. Задача художника по костюмам — а именно так называют тех, кто выполняет одежду «киношных» героев, — пошить её так, чтобы она не только не мешала, но в ней хотелось выполнять определённый образ на экране.
Справка. Неправильно считать, что сценический костюм — это только одежда. В это понятие входят ещё и причёска, грим и самые разнообразные аксессуары — зонты, сумки, украшения и т. д.
Костюм героя изначально фильма должен многое сказать и о нём самом и об эпохе, в которой происходит действие. Одежда и правильно подобранные аксессуары должны создавать достоверные образы героев, раскрывать их внутренний мир, и еще подходить стилю картины.
Плохо сшитый костюм способен «убрать» актёра, хороший — «поднять», показать на основные линии личности персонажа, помочь лучше вникнуть в роль.
Интересно. Всем известный режиссёр Клод Отан-Лара утверждал, что костюмы в кино должны создаваться для того, чтобы одевать характеры.
Он считал, что сценическая одежда — одна из главных составляющих фильма не только с точки зрения истории, но и психологии.
Не считая выражения психологических показателей, костюм показывает статус в обществе героя. По нему можно безошибочно выяснить, богат персонаж или беден, военный это, дворянин и т. д. Кроме того, специально сшитый костюм может подкорректировать и фигуру актёра — это можно достигнуть за счёт особого кроя.
Это необходимо при разрабатывании костюмов для характерных ролей, и еще для героев, живущих в какую-то эру.
Иногда костюм актёра становится самостоятельным символом. В нём видят уже не просто предмет гардероба, а воспринимают как своеобразную демонстрацию плана режиссёра.
Он приобретает значение своего рода метафоры.
Примером такого образа может послужить костюм Чарли Чаплина. Котелок, тросточка — говорят об успехе, а мешковатый сюртук и штаны не по размеру — вызывают разочарование, будто бы говоря, что жизнь не удалась.
Все разом выполняет убедительный и неповторимый образ, символизирующий как говорят иначе маленького человека.
Как выполняют костюмы для актёров
Ещё во время подготовки к съёмкам рисуются эскизы сценических костюмов, в работе дизайнер руководствуется идеей, лежащей в основе драматургии, режиссёрского плана, отталкивается от стилистики грядущего фильма и характера героев. Подбирается вид ткани, фасон, цвет одежды, благодаря чему образ героя раскрывается, становится более «объёмным» или, наоборот, «невидимым».
При необходимости создать образ персонажа историчного или фильма в жанре фэнтези, дизайнер ориентируется на стиль определенной эпохи или проявляет фантазию. При продумывании современного костюма, кажется, помощь специалиста не понадобится.
Но это не так. Если даже костюм героя выглядит как обычный, это не значит, что он считается повседневным элементом гардероба — «киношные» костюмы шьются специально или берутся напрокат.
Справка. Когда одежда для съёмок приобретается в магазине, выбираются вещи неузнаваемых брендов, если только марка предметов гардероба не призвана выделить статус героя.
Иногда в процессе фильма необходимо показать, как таже самая одежда меняется на протяжении определенного времени. Для этого шьётся несколько копий костюмов, некоторые из которых искусственно состаривают.
Например, для главной героини киноленты «Унесённые ветром» было выполнено 27 копий одного и того же костюма, которые отличались лишь степенью износа.
Дизайнер фильма «Семь» приобретал одежду для героев в секонд-хенде или шил, а потом искусственно делал её «сильно изношенной». Для этого на костюмах ломались пуговицы, предметы гардероба «выпекались» в духовке, перекрашивались и неоднократно стирались.
В результате совсем не давно купленная вещь выглядела так, словно носилась уже очень давно.
Кто одевает актёров: знаменитые художники по костюмам
«Оскар», бесспорно, можно назвать высочайшей наградой в мире кино. В двадцать первом веке 19 фильмов удостоились премии за качественнейший дизайн костюмов.
Особого признания кинокритиков и судей заслуживают с точностью воссозданные исторические костюмы. Иногда сама картина, получившая награду за лучшие сценические образы, оказывается ничем не примечательной, но могут быть и исключения, когда фильм получает премии в самых разнообразных номинациях.
Так кто же они — лучшие из лучших, мастера своего дела, художники по костюмам, получившие крупное признание?
Хозяином «костюмной» статуэтки стала картина «Фантастические твари и где они живут». Основным элементом гардероба, созданным Коллин Этвуд, стало пальто героя Ньюта Саламандера.
ОБАЛДЕННЫЙ фильм к просмотру — Русская мелодрама новинка, фильмы 2019 HD — ЕСЛИ БЫ ДА КАБЫ
Оно имеет неповторимый иными словами бензиновый цвет, а сделано в количестве 12 экземпляров.
Справка. В «копилке» оформителя Коллин Этвуд такие фильмы, как «Алиса в стране чудес», «Мемуары гейши» (также хозяева «костюмных» фигурок), «Молчание ягнят», «Сонная лощина».
За свою карьеру дизайнер 10 раз номинировалась и три раза награда «нашла свою героиню».
В полном согласии с жанровой направленностью фильма «Отель «Гранд Будапешт», а именно, иронично-утопической, были созданы костюмы и его героев. Милана Канонеро выбрала для них веселые, на самом деле «сказочные» цвета — фиолетовый, красный, розовый, золотой.
Основным материалом костюмов стал фетр.
Отмечен фигуркой и следующий фильм, для которого Милана Канонеро придумала костюмы, — «Мария-Антуанетта». Костюмы не претендуют на историческую точность, хотя художником сохранён исходный крой одежды тогдашней эпохи.
В общем стиль костюмов можно назвать «торжеством рококо».
Обрела фигурку и, без сомнения, оригинальная картина «Великий Гэтсби». Его дизайнер по костюмам — Кэтрин Мартин, а в создании одежды для фильма принимали участие такие «гиганты» как Prada, Tiffany & Ко и Brooks Brothers.
Вполне закономерно, что ажиотаж вокруг костюмов героев картины возник задолго до её выхода.
Для создания роскошных костюмов фильма «Золотой век», дизайнер Александра Бирн задействовала целый производственный отдел. Создавая эскизы, дизайнер в большей степени руководствовалась не портретными костюмами королевы Елизаветы.
Она исполняла образ для актрисы, играющей важную роль — Кейт Бланшетт, «прислушиваясь» к собственной интуиции. Вся история как говорят иначе золотого века была воссоздана при помощи цвета.
Перечисляя получивших крупное признание «костюмных дел профессиональных мастеров», хочется припомнить Пэт Филд, художника, создавшего костюмы для сериала и фильма «Секс в большом городе». Именно она «ответственна» за образы четырёх подруг — героинь фильма, также «творение» Пэт — платье для свадьбы Кэрри словно от Vivienne Westwood.
Сейчас ей 72 года, а в 2013 по версии журнала Time Out она была признана самой стильной жительницей Нью-Йорка.
19 фильмов с роскошными костюмами, которые получили «Оскар» за прекраснейший дизайн костюмов
Парни, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Благодарю за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
В двадцать первом веке лишь 19 фильмов удостоились высочайшей награды киноакадемии — «Вручения Вручения Оскара» — за прекраснейший дизайн костюмов. Как правило, награду получают картины с исторически точно воссозданными образами.
Во многих случаях вид ценится полностью, включая прически и грим. Поэтому нередко кинофильму дают сразу несколько фигурок.
Причем сама кинолента при этом может быть предельно посредственной и не получить награды за актерское мастерство или сценарий, хотя иногда случаются приятные комбинации.
Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным
Дизайнер по костюмам Елена Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме подходить музейным образцам или дизайнер может проявить художественную фантазию
1Голливудская причина: не стоит портить звезду
С момента основания кино никто в нем не стремился к музейной аутентичности. Боссы киностудий быстро поняли, что у каждого ведущего киноартиста или актрисы есть свои личные фанаты.
Из-за этого на экране и вне его актерский имидж тщательно оберегали . Ничто и не при каких условиях не должно было его повредить.
Одежда из фильма «Дьявол носит Прада»
Даже для повседневной жизни гардеробом звезды занимался дизайнер по костюмам, так как любое публичное появление продолжало поддерживать тщательно выстроенный студийным пиар-отделом образ. И уж тем более в фильме — звезда всегда должна быть узнаваема и выглядеть как можно привлекательнее.
Портрет Армады / Изображение: Wikipedia
Считается, что все пришло с актрисы Сары Бернар, какая в фильме «Королева Ольга» (1912) снималась в костюмах парижского кутюрье Поля Пуаре. Костюмы поражали (и до таких пор изумляют) своей изысканной красотой, но к елизаветинской эпохе отношения никакого не имеют.
Скорее, это стилистический микс из одежд времен итальянского ренессанса и моды 1910-х годов.
Но публика была в полном восхищении, что обеспечило кинофильму отличные кассовые сборы.
Кадр из фильма «Королева Ольга» (1912) / Фото: Famous Players Film Company
Голливудские продюсеры сразу увидели материальную выгоду в том, чтобы звезда была одета модно и красиво. Любую историческую одежду подгоняли под звезду и эстетические идеалы того времени, когда снимался фильм.
Режиссер Сесил Б. ДеМилль открыто говорил: «Я хочу видеть костюмы, которые заставят людей задохнуться от восторга!». И это стало основой коммерческого успеха его фильмов.
Древнеегипетский костюм / Фото: Royal Ontario Museum
Не то чтобы ему было все равно, как обращаются с эпохой. Например, для работы над «Клеопатрой» (1936) изначально привлекались серьезные научные консультанты-египтологи.
Модная штучка (2014) / Комедия, мелодрама
По подлинным изображениям фараонов и их жен к кинофильму были выполнены костюмы , но в первый же съемочный день случился скандал — исполнительница главной роли Колетт Кольбер наотрез отказалась выйти на съемку, так как «ей это не идет». И немедленно был вызван глава костюмерного отдела «Парамаунт» Трэвис Бентон, который создал костюмы, в основу которых лег крой по косой, разработанный французским модельером Мадлен Вионне, отвечавший моде 1930-х гг, желаниям актрисы и чаяньям публики.
Кадр из фильма «Клеопатра» (1934) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Клеопатра» (1934) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Клеопатра» (1963) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Клеопатра» (1963) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «В джазе только девушки» (1959) / Фото: United Artists
Мода 1920-х годов / Картинка: Katharine Wireman
2Вторая причина: костюмом нельзя лимитировать актерскую игру
Смотреть на привлекательные портреты дам, скажем, XVIII века — одно удовольствие. Но как двигались дамы в подобных довольно крупных платьях и высоких париках?
Как жестикулировали? Как садились и вставали?
Как с ними взаимодействовали другие люди?
Историк моды Раиса Мардуховна Кирсанова пишет в своей книге «Российский костюм и обиход XVII — XIX веков»: «После 1718 года знатные дамы у нас в государстве начинают носить „панье“ (от фр. Panier — корзина).
ИНТЕРЕСНЫЕ ДЕТАЛИ в ФИЛЬМАХ — КиноДетали #3
Это сооружение из ивовых прутьев или китового уса значительно расширило юбку… Сначала круглая, юбка приобрела после форму овала, так что дама уже не могла опустить руки вдоль тела и всегда обязана была держать их согнутыми в локтях… Ширина юбки была такая, что в дверь следовало проходить боком и к даме, занимавшей достаточно прилично свободного места, тяжело было приблизиться».
Фрагмент портрета графини Сарры Элеоноры Фермор работы И. А. Вишнякова
Из-за этого, обращаясь к эпохе рококо, дизайнер по костюмам пытается максимально сделать легче костюм. Никого не устроят неповоротливые актеры, скованные в жестах и проявлениях эмоций.
Французское придворное платье (1750) / Фото: The Metropolitan Museum of Art
К примеру, костюмы в фильме «Мария-Антуанетта» 1938 года кажутся удивительно воздушными благодаря неаутентичным тканям — тюлю, шифону, капрону. При этом дизайнер по костюмам Адриан специально ездил во Францию, изучал моду эпохи рококо, делал зарисовки платьев и декора (что широко освещалось в американской прессе).
Но в костюмах исполнительницы главной роли Нормы Ширер больше читается влияние парижского модельера Эльзы Скиапарелли, чем моды XVIII века.
Зато актриса выглядела в них прекрасно для современниц, и, также, могла элегантно двигаться и легко дышать, не стянутая жёстким корсетом.
3Третья причина: привлекательность для современнейшей аудитории
Кадр из фильма «Мария-Антуанетта» (2006) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Мария-Антуанетта» (2006) / Фото: Columbia Pictures
Хороший силуэт — это главное в историческом фильме. Именно он делает подлинную атмосферу и прибавляет убедительности картинке.
Но в костюмы обязательно вводятся современные стильные детали, чтобы привлечь зрителей.
Одним из недавних примеров комбинирования историчного силуэта и эстетики нынешних дней считается фильм «Две королевы». Дизайнер по костюмам Александра Бирн уже работала с эпохой Елизаветы I и даже заслуженно обрела «Оскар» за кинокартину «Ольга.
Золотой век» (2007).
Новый фильм был посвящен Марии Стюарт и ее взаимоотношениям с английской Королевой-девой. Для этого фильма дизайнер по костюмам придумала новый интересный ход — пошить костюмы из джинсовой ткани.
Кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Фото: Universal Pictures
«У нас был достаточно маленькой бюджет. Если на фильме „Ольга.
Золотой век“ только на материал для одного платья уходило 3000 долларов США, то тут мы не могли себе этого позволить, из-за этого нужно было придумать нечто другое.
И я решила ввести джинсовую ткань в елизаветинскую эру, чтобы картина стала понятнее современникам и при этом не лишилась историчного правдоподобия. Большая часть нашего фильма снималась в Шотландии, где погода неустойчива, часто дождит и костюмы сильно пачкаются, из-за этого я искала ткань, которая выдержала бы все это, оставаясь в эстетическом плане симпатичной, так как в период Елизаветы I не было химчисток.
Понятие красоты и сексуальности постоянно меняется, как и представление об „аутентичном“. Из-за этого еще одной моей проблемой было заставить смотреться мужчин в этой истории сексуальными.
И в этом мне снова помогла ткань джинсовая».
Кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Фото: Universal Pictures
4Четвертая причина: поддержка художественного стиля фильма
Главный рассказчик истории в кино — режиссер, от его видения отталкивается вся творческая группа. Из-за этого дизайнер по костюмам, прежде чем приступать к работе, выясняет, в каком стилевом решении будет сниматься фильм, и нужна ли в костюмах историческая искренность.
Если дизайнер точно следует художественной концепции кинокартины, то зритель не станет смотреть на отсутствие аутентичности в костюме. Никому в голову не придёт осуждать костюмы в фильмах Федерико Феллини, Пьера Паоло Пазолини, Тима Бертона, Терри Гиллиама и других режиссеров, придающих значение визуальному ряду, умеющих донести до зрителя свою историю через хорошую идею, образ, линию, фактуру и цвет.
Кадр из фильма «Казанова Феллини» (1976) / Фото: Universal Studios
Кадр из фильма «Сонная лощина» (1999) / Фото: Paramount Pictures
5Пятая причина: костюм открывает характер персонажа
И, разумеется, костюм работает на образ персонажа. И если чтобы это сделать нужно пойти против исторической правды — например, подкорректировать силуэт, длину или цвет костюма, то дизайнер это сделает, не думая.
Так как ему важнее донести до зрителя характер героя, открыть драматургию сцены, чем процитировать предмет музея.
Кадр из фильма «Александр» (2004) / Фото: Warner Bros.
Приведенные выше причины, далеко не все, по которой зритель не увидит 100-процентной реконструкции историчного костюма в кино. Художники Пьеро Този, Джеймс Ачесон и Майкл О’Коннор, знаменитые своим стилем, приближенным к аутентичному, применяли его лишь как художественный ход, продиктованный мыслью фильма.
При ближайшем рассмотрении, эти все костюмы — лишь прекрасная авторская стилизация.
Так что на предметы идем смотреть в музей, а в кино наслаждаемся образами.
Обложка: кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Universal Pictures