Кто носит паранджу
Паранджа собой представляет самый основной предмет гардероба женщин в исламских государствах. Традиционная паранджа имеет форму удлинённого халата с рукавами-обманками, маскирующими все черты фигуры женщины.
Собеседник может увидеть только часть лица, закрытого толстым сетчатым материалом из конского волоса.
Его можно достаточно легко подымать и опускать, что весьма комфортно.
Кому следует носить паранджу
В исламе нет строго предписания женщинам прятать лицо за тканью. Согласно Корану хиджаб предусматривает ношение такой одежды для женщин, которая прячет ноги до лодыжки и часть рук и до кистей.
Закрытыми должны оставаться голова её обладательницы и область груди.
СПРАВКА! В виде исключения могут быть совсем молоденькие девушки, у которых ещё не начался период полового развития.
Также данный вариант одежды не обязаны носить дамы в возрасте и те, кто по материальным вопросам не располагает возможностью её приобрести.
Государственные характерности
На некоторых территориях применение паранджи и прочих религиозных одеяний решительно будет под запретом при нахождении в местах единого пользования. К примеру, в Турции ещё совершенно недавно женщинам запрещалось посещать в парандже государственные учреждения, например поликлиники, магазины и другие.
Иногда люди высказывают своё мнение против этого запрета, пытаются вернуть прежнее право на ношение этой одежды и воскресить таким образом утраченные древние обряды.
ВНИМАНИЕ! В сегодняшнем исламской реальности паранджу очень часто можно повстречать в Афгане.
Там дамы одевают плотно закрытые покрывала.
Если мусульманка уже носит никаб, снимать его грех?
С внешним миром их связует лишь тонкая сеточка в районе глаз. Вариацией данного вида одежды являются никаб и бурка.
Они получили широкое распространение в Саудовской Аравии.
Есть некоторые государства, где одевать паранджу обязаны все дамы без исключения. К вероисповеданию в таком случае отношения это не имеет.
К примеру, подобное требование есть в Иране и Саудовской Аравии.
Назначение паранджи
Этот вид верхней одежды должен закрывать полностью все тело. Непременным требованием данного предмета считается наличие длинного рукава.
Паранджа должна прятать лицо и волосы незнакомки. Эта одежда призвана укрыть фигуру её обладательницы от чужих взглядов.
Аналогичным образом, когда девушка стала женой пределы дома, она обязана быть полностью закрыта.
К данному виду одежды предъявляют большой ряд требований и условий. Она должна владеть следующими особыми чертами:
- быть широкой и полностью прятать черты фигуры;
- рукав должен быть подобной длины, чтобы кисть была открыта;
- должна быть сшита из плотных устойчивых к износу материалов;
- ткани для производства обязаны быть строго в один тон и не броскими;
- на неё не позволяется брызгать духи и остальные ароматические вещества;
- женский вид одежды должен кардинально различаться от мужского.
Все ли дамы должны её носить и в каких вариантах
Любая женщина имеет право сама совершить выбор носить либо нет эту одежду. Прогуливаясь по улицам больших мегаполисов в развитых мусульманских государствах можно заметить что все люди одеты по-разному. Есть установленные ситуации, когда женщинам позволено не носить паранджу:
- девушка может открыть лицо незнакомому мужчине во время процесса сватовства, если на смотрины приглашён её грядущий супруг;
- позволено демонстрировать лицо в косметических магазинах при контакте с продавцами при выборе уходовых средств за собой;
- если в доме у девушки нет чужих лиц;
- при супруге или в наличии ближайших родных, которые не имеют права за неё посвататься;
- если необходимо сделать фотографию на документы с открытым лицом;
- можно не закрываться во время посещения докторов в поликлиниках в наличии мужа или любого иного близкого человека мужского пола.
«Забрасывать камнями» за отказ одеть паранджу женщин могут только в самых отдалённых и не развитых селениях. В сегодняшнем быстроменяющемся мире многое уже определяется характеристиками воспитания, и еще семейными устоями.
Так, если в семье девочки её мама и бабушка носили какую-то национальную одежду, она вероятнее всего, захочет перенять эту традицию у прадедов.
Паранджа, никаб, хиджаб и чадра — честь и положительное качество дамы (фотосессия)
Государства Европы ведут бессовестную борьбу, чтобы воспретить женщинам-мусульманкам носить паранджу. Оказывается, оголяться и носить мини-юбки, раздавать нечестие — это хорошо, а блюсти собственную честь и положительное качество — это плохо.
Мусульманкам вне мусульманского мира живется сложно. Да-да, вот, например, в государствах запада, просят разрешить им фотографироваться на паспорт с закрытым лицом.
И что?
Им запрещают! Говорят, нужно обнажать лицо перед фотографом!
А это же интимнейший момент. В мусульманской семье если и выполняют снимок, то в очень исключительных случаях.
И исключительно для "внутреннего пользования".
Те же проблемы есть в странах востока, подобравших светский путь развития. В Татарстане, например, около полутора тысяч женщин-мусульманок живут вообще без удостоверения личности, так как они не готовы "обнажиться" перед фотографом.
В парламенте Турции депутатам официально запрещено показывать собственные верования, так что одной даме-депутату мусульманского вероисповедания понадобилось за паранджу удалиться из зала заседаний парламента. А зато в демократической Англии женщинам-мусульманкам, служащим в английской полиции, разрешили носить хиджаб, при этом дизайн этого покрова специально разработал профессиональный модельер, чтобы хоть немного приспособить паранджу к полицейской форме.
Кстати, если с дамы снять паранджу принудительно — будет плохо. Обязательное обнажение женщины-мусульманки — грех не прощаемый.
Паранджа — женская верхняя одежда в мусульманских государствах, в особенности Центральной Азии и на Ближнем Востоке, которая собой представляет халат с длинными ложными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой — чачван.
Термин паранджа происходит от персидского фараджи . Слово фараджи с самого начала означало мужскую широкую верхнюю одежду, в большинстве случаев с большими рукавами. В шестанадцатом веке халаты фараджи носили как мужчины, так и дамы.
Расцвет культуры ношения паранджи у народов Средней Азии пришелся на конец XIX — начало 20 века.
Если упрощенно взглянуть на виды одежды для женщин в исламе,то их можно поделить на две категории: закрывающие лицо в самой разной степени (никаб, паранджа, чадра) и открывающие лицо (хиджаб). Изначальный смысл сокрытия тела женщины,а часто и лица — защита дамы, а не её унижение.
Что значит хиджаб для девушки?
За мужем дамы закрывали себя от чужих и дурного глаза, выходя на улицу в городах. В парандже женщина чувствовала себя защищенной.
Каждая мусульманка должна держаться некоторых правил:
- Одежда должна прятать все женщинское тело кроме кистей лица и рук (некоторыми учеными разрешается возможность открыть также стопы ног).
- Одежда не должна плотно облегать тело (особенно грудь,талию и бедра).
- Одежда не должна быть пошита из тканей пропускающих свет, сквозь которые можно заметить черты фигуры и цвет кожи.
- Одежда дамы не должна уподобляться на одежду мужчины.
- Одежда не должна быть пропитана духами,быть ярких расцветов, не обязана иметь звенящих или сверкающих элементов декора.
Все таки есть те кто делают исключения.
Это платок, покрывало. Согласно канонам ислама, мусульманская женщина способен удерживать открытыми только лицо и кисти рук.
Сейчас хиджабами именуют любую одежду для женщин, по которой видно, что она — мусульманка, будь это платок или паранджа, или длинный плащ.
Никаб — мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с не широкой прорезью для глаз. Никаб,в отличии от хиджаба, не обязателен для мусульманки, хотя в мусульманских государствах никаб широко популярен.
В Судане и Саудовской Аравии положено одевать и хиджаб, и никаб, какого бы вероисповедания вы ни были, причем за нарушение правил можно и в тюрьму угодить.
Должна ли мусульманка носить паранджу?
В Иране хиджаб обязателен, хотя лицо как правило можно оставлять открытым. Граждане Объединенных Арабских Эмиратов тоже соблюдают все нормы ислама, но в последнее время там уже практически привыкли к виду туристок в откровенных костюмах.
А существуют страны, где, наоборот, запрещено одевать хиджаб, к примеру, сотрудницам госучреждений, школьницам и студенткам институтов.
Конкретно так обстоит дело в сегодняшней Турции, хотя местные сторонницы исламской моды не собираются сдаваться и всегда отстаивают собственное право носить хиджаб.
Чадра-лёгкое женское покрывало белого, синего или чёрного цвета. Одевается при выходе из дома и закрывает фигуру дамы с головы до ног.
В отличии от обыкновенных вуалей, головная часть чадры состоит из муслиновой ткани, закрывающей лицо, и ткани, закрывающей голову; это дает возможность сильнее задрапироваться.
Мусульманки часто поговаривают, что себя чувствуют "защищенными", "в безопасности", "уважаемыми", когда одевают хиджаб (обязательный по религии непрезентабельный костюм, который прячет формы тела и в себя включает платок или вуаль). Теперь возникли подтверждения того, что их чувства имеют научное разъяснение.
Когда психолог Сюзан Фиске и команда экспериментаторов Принстонского университета провели магнитно-резонансную томографию мозга головы у мужчин классической ориентации, которым рекомендовали просмотреть серию фотографий полуобнаженных и полностью одетых мужчин и женщин, они выявили, что реакция мужчин на женщин, одетых в открытую одежду, абсолютно ясна и недвусмысленна. Чем меньше на них было надето, тем сильнее активизировалась у мужчин премоторная кора мозга головы и задняя часть средней височной борозды.
Эти зоны мозга отвечают за обращение с инструментами, движения рук и побуждение к действию (Сикара, Дель-Амор).
"Будто бы они тут же подумали про то, что бы хотели сделать с этими телами", — объяснила Фиске во время ежегодной встречи Американской ассоциации развития науки в Чикаго 12-16 февраля. "Они реагируют на эти фотографии так, как люди реагируют на объекты", — говорит она (Николсон).
Тесты на скорость усвоения на мужчинах показали, что они намного лучше запомнили фотографии женщин без головы, одетых в бикини, хотя смотрели на них лишь долю секунды (Ландау).
Фиске и ее команда также протестировала мужчин на враждебные женофобские настроения. Оказалось, что те, кому была приписана более большая степень агрессии, имели довольно невысокую активность в тех зонах мозга, отвечающих за обдумывание мыслей и чувств остальных людей (феномен осмысления действий), во время просмотра фотографий женщин в бикини.
"Они не думают об их уме", — говорит Фиске (Сикара, Дель-Аморе, Ландау).
Дамы, подчеркивающие собственную сексуальность, воспринимаются, как менее "человечные"
По данным доклада Фиске, предоставленного "IslamOnline", когда система осмысленная находящейся вокруг реальности мужчины закрывается, это значит, что он воспринимает женщин с выраженной сексуальностью как менее "человечных" (Сикара). Данный тип "обесчеловечивания" нечасто встречается в лабораторных исследованиях — по словам Фиске, такое отмечалось только раз — в недавней статье "National Geographic" говорилось об исследовании, в котором люди показывали признаки отвращения при виде фотографий бомжей и наркоманов (Дель-Аморе).
В случае с полуодетыми женщинами мужчины показывают не такое ощущение отвращения, как в случае с бездомными. Напротив, им хочется "толкнуть", "взять в руки", "поймать" объекты в купальниках, изображенные на фото (Дель-Аморе, Ландау).
Мина Сикара, выпускница Принстонского университета, участвовавшая в проведении исследования, прибавляет, что мужчины не смотрят на собственных жен или сестер также, как на женщин в честной одежде. Также, мужчины ассоциировали изображения полностью одетых женщин с глаголами в третьем лице — "она толкает", "она держит в руках", "она хватает", что, по мнению Фиске, значит, что мужчины воспринимают полностью одетых женщин более независимыми и в намного меньшей степени считают их объектами для действия (Эшльман, Ландау).
Больше одежды — больше уважения
По Фиске, результаты исследования дают возможность сделать важные выводы для женщин, особенно работающих — наблюдение за женщинами с выраженной сексуальностью может оказать влияние на то, как мужчины воспринимают женщин и общаются с ними потом (Ландау, Сэмпл).
Изучение женофобии, проведенное профессором университета в Лоуренсе, Питером Гликом, показало, что женщины-специалисты, надевающие более откровенную одежду на рабочем месте, воспринимаются менее компетентными и культурными, тем более, когда им принадлежат высокие посты. По данным "DiversityJobs", исследования Глика показали, что "женщинам на больших уровнях иерархии и менеджерам следует одеваться довольно скромно и консервативно, чтобы захватить почтение сотрудников".
Ряд исследований также показывает связь между просмотром порнографии и совершением актов насилия против женщин, включая сексуальное насилие. Во время войн в Боснии и Ираке воины, совершавшие зверства и преступления против человечности, оказывались регулярными потребителями порнографии, даже смотрели ее, чтобы "расслабиться" после убийств (Чу, Риджали).
Фиске сравнила результаты исследования с выводами остальных ученых, показавших, что просмотр телепрограмм может уменьшить эмоциональную чувствительность человека к насилию.
Положительное качество и уверенность
Не обращая внимания на явные подтверждения положительных качеств скромного и консервативного стиля одежды, характеристики хиджаба в массмедиа часто изображают мусульманок угнетенными и забитыми. Карен Дэниэльсон, впрочем, уверена, что ношение хиджаба придаёт женщине уверенность и положительное качество.
Даниэльсон, американка, живущая в Иордании, первый раз участка хиджаб более 2-ух десятков лет назад, практически сразу после принятия Ислама в 1983 г. "Когда я иду по улице, меня не могут оценивать по моей чувственности или ее минусу, или по тому, насколько я красива для сильного пола, — объясняет она "IslamOnline". — Я оцениваю себя, опираясь на добродетельности поведении и интеллигентности — чему и способствует мой хиджаб — и я выгляжу скромно в непритязательной одежде".
"Я чувствую, что могу быть собой, неподражаемым индивидом со своим голосом для самовыражения, — прибавляет Сумайя Финнигэн. — Я не присоединяюсь к большинству в плане их речей и стиля одежды, и благодаря этому остаюсь собой — что выполняет меня совершенно свободной".
Балкис Мухаммад, американка, принявшая Ислам в 1979 г., придерживается подобных взглядов. Она утверждает, что хиджаб "способствует скромности для женщин и для абсолютно всех, кто их окружает".
Мухаммад, живущая в Саудовской Аравии, закрывает не только собственное тело, но и лицо, и говорит, что ее стиль одежды "заставляет других, а именно мужчин, не быть чрезмерно раскрепощенными и не заводить лишних разговоров".
"Я точно чувствую себя в большей безопасности, нося хиджаб и одеваясь в общем скромно", — говорит Кари Абудейи, еще одна американка, живущая в Иордании и соблюдающая Ислам с 12 лет, в интервью с "IslamOnline".
"Я чувствую, что это мой барьер, закрывающий меня от мужчин, их взглядов и неуважения в отношении ко мне и моим границам. Это барьер, предотвращающий или меняющий первый инстинктивный оценивающий взгляд, который бросают мужчины, барьер для устранения сексуальных чувств, которые тебе не требуются от мужчин, или мыслей в их головах, которые появляются от провоцирующей одежды".
Она продолжает, говоря: "Это защита от мужчин, которые пристают к тебе в неподобающей манере, помогающая оказать влияние на их решение по поводу того, чтобы встать рядом, заговорить, уставиться на тебя или тем более прикоснуться".
Финнигэн, уроженка Лондона, противопоставляет ношение хиджаба, который она определяет как "акт повиновения Создателю, сохраняющий женщину в большей безопасности как в буквальном, так и в духовном смысле", с чувством уязвимости, которую она ощущала до принятия Ислама и хиджаба в 1999 г.
"Было время, когда я жалела про то, что не участка более закрытую одежду, чтобы просто-напросто доехать до дома, не беспокоясь о том, кто может идти за мной следом", — говорит Финнигэн. "По вечерам я выходила из дома и возвращалась обратно, оборачиваясь через плечо, в страхе, что на меня нападут или изнасилуют", — рассказывает она.
"Всегда можно найти такие, кто может напасть на женщину независимо от их поведения или манеры одеваться", — признает Мухаммад. Однако она считает, что мусульманский хиджаб — "помощь в предотвращении лишних физических контактов".
"Одна из основных целей хиджаба — оберегать женщин от взглядов людей со слабым моральным стержнем, и тех, кто любит пуститься в излишние устные комплименты", — говорит шейх Рияд аль-Мусаймири, профессор университета Аль-Имам в Эр-Рияде.
По данным "IslamToday", некоторые западные корреспонденты думают, что покрытие головы у женщин значит их признание собственного более невысокого статуса в обществе. "Сильнее прогадать нереально. Коран недвусмысленно говорит, что причина этого стиля одежды состоит в стремлении к уважению со стороны окружающих.
Письмо дамы в хиджабе звучит приблизительно так: "Уважай меня за то, кто я есть.
Я не соблазнительный объект", — отмечает издание.
Для Мухаммад выбор хиджаба был понятен. "Для меня вопрос про безопасность не стоял. Я никогда не думала об этом с подобной стороны", — объясняет она.
"Это был вопрос движения установлениям Аллаха. Я не имела возможности быть счастливой или довольной, став мусульманкой только частично.
Или я становлюсь мусульманкой и следую велениям и установлениям самым лучшим образом, или остаюсь прошлой", — говорит она.
"Моя одежда мне помогает напомнить для себя о моем поведении и моей религии, и говорит про то же самом находящимся вокруг, — прибавляет Дэниэльсон. — И эта безопасность очень высокого уровня; это мир ума и защищенное сердце. Слава Всевышнему Аллаху!"
Реальная История Возникновения ПАРАНДЖИ. ХОРОШО БЫ ЗНАТЬ ЕЁ ТЕМ, КТО В настоящий момент ПАРАНДЖУ НОСИТ– МОЖЕТ, ОДЕВАЛИСЬ БЫ ИНАЧЕ…
Фараджи
Точную дату возникновения паранджи, в ежедневном костюме назвать нереально. Это был продолжительный процесс с различными сроками не только у различных народов, но и в различных местах.
Термин «Фараджи», или в узбекском произношении «параджи», арабского происхождения, если перевести с персидского значит платье. «Фараджи» значит мужскую широкую верхнюю одежду, преимущественно с большими рукавами, а у константинопольских турок — и одежду для женщин, надеваемую при выходе из дома.
Упоминания об одежде в виде халата, закрывающего фигуру до пят и содержащего широкие длинные рукава, и еще украшенного вышивкой и даже ювелирными камнями, имеются в источниках еще IX века.
Фараджи возник в Египте, откуда распространился в прочие восточные страны. В Средней Азии при Шейбанидах (XVI в.) фараджи-халат был одеждой ученых.
В Индии и Средней Азии при Бабуре и Тимуридах фараджи был верхней одеждой ученых, чиновников и духовенства.
Однако нельзя исключать, что на арабское происхождение слова «паранджа» указывает только то, что традиция ношения покрывала на лице стала неукоснительно соблюдаться с пришествием арабов в Среднюю Азию в восьмом веке. Более древние головные уборы, не считая религиозного значения, имели цель обезопасить голову и плечи от изнуряющего солнца.
Исторические свидетельства
Знаменитый таджикский писатель средних веков Зайнаддин Махмуд Васифи (1485-1551) в собственных мемуарах «Поразительные события» упоминает фараджи, как халат мужчин, так и женщин.
В XVI-XVIII веках жительницы Стамбула стали носить аналогичную одежду, какая в турецком произношении называлась фередже. Она тоже была частью верхней одежды, но заместо чачвана — сетки, закрывающей лицо — турчанки одевали платок или белую вуаль, которая хотя и закрывала лицо, но оставляла щель для глаз.
Во время зимы фередже внакидку носили и дервиши.
В шестанадцатом веке термин «фараджи» упоминается в письменных источниках в значении «халат», в его спеецифическом, парадном, выходном варианте. В восемнадцатом веке Ф.Ефремов, российский офицер побывавший во второй половине XVIII века в Бухаре и Хиве, пишет: «Дамы сверх платья одевают фараджи, другими словами женский халат, у коего с головы до пят рукава очень узкие, вместе пошитые и пущенные назад, длиною ниже икор… На лицо одевают волосяные сетки, оные называются чашман».
Другое описание оставил Филипп Назаров, бывший в Ташкенте в 1813-1814 годах. Он утверждает, что те дамы, которых он видел на базаре, были «под покрывалом».
Они «накидывают на себя халаты… а на лицо опускают волосяную сетку, которая пришивается к халату».
Сейчас термин «фараджи» по всей Средней Азии применяется в искаженной форме (фаранджи, паранджи), лишь у припамирских таджиков (в Хуфе и Шунгане), он сберег собственную начальную форму, но означает там не вид одежды, а способ ношения ее мужчинами внакидку.
Паранджа
Итак, связь между паранджой среднеазиатских женщин и древней фараджи — нарядным халатом, одевавшимся как накидка объяснима. «Трансформация» возникла в феодальную эру, видоизменяясь в согласии с новыми предпочтениями, но все таки сохраняя древнюю основу.
Уже в шестанадцатом веке длинные и не комфортные рукава стали деталью декора, а в восемнадцатом веке целиком утратили собственное практичное назначение. В период позднего феодализма назначение паранджи поменялось: она стала прятать женщину от чужих взглядов согласно нормам ислама.
То, что женщина набрасывала на голову мужской халат, поясняется просто — А дело все в том, что специализированной женской верхней одежды просто не было. С самого начала халаты кроились одинаково как для сильного пола, так же и для женщин.
Эта традиция была порождена исконным разделением труда между полами: на женщинах лежали работы как правило в доме и во дворе, в то время как мужчины работали вне дома. Есть еще одна точка зрения, благодаря ей одинаковая одежда для женщин и мужчин свойственна кочевым народам вообще.
С нательной одеждой ситуация была аналогичный. Разница состояла лишь в том, что после появления ребенка ворот рубахи дамы приспосабливали для грудного кормления.
Однако в двенадцатом веке во многих районов (Ферганской долине, Киргизии, Восточном Туркестане) деление на мужскую и одежду для женщин уже существовало.
В письменном источнике «Хидае», составленном городским жителем Маргелан Бурханеддином Али Маргеани, регламентируются правила поведения мусульман, и дается указание на то, как должны одеваться гермафродиты, в которых преобладают признаки того либо другого пола: «Если он мужчина, то ношение платья со швом для него возмутительно, если он женщина… ему следует носить платье со швом, как женщина».
Но почему с самого начала плечевая одежда вдруг стала головной накидкой? Разобраться в данном помогают свадебные обряды и обряды, регламентирующие поведение молодой жены в доме мужа в первые годы замужества.
Известно, что во время свадьбы у среднеазиатских народов на молодую, а потом, в период до возникновения ребенка, на молодую, набрасывали халат или иного рода покрывало, закрывающее лицо.
По обычаю, закрывать молодую повелось при совершении обряда мусульманского бракосочетания — никоха, и тем более при переезде ее в дом мужа, иначе говоря во времена самые ответственные в жизни создаваемой семьи.
Считали, что аналогичным образом невесты обеспечивается защита от воздействия вредоносных сил.
У киргизов для этой цели по пути в дом мужа на новобрачную одевали свадебный головной убор шокуло и закрывали лицо покрывалом буркончек. У памирских киргизов покрывало называлось чумкот, а головной убор — калак.
У казахов свадебный головной убор назывался саукеле, а особое покрывало для лица — желек.
У казахов был и специализированный свадебный халат, который на юге и востоке Казахстана набрасывали невесте на голову, в прочих местах — на плечи, после он входил в набор одежды молодой жены.
Обычай закрывать лицо во время свадьбы известен у джемшидов и хазар. У горных таджиков существовали особенные свадебные внешние занавеси, орнаментальные мотивы вышивки которых имели магико-охранное значение.
Накидки в виде платка и обычай закрывать ими в дни свадьбы лицо есть и у населений украины — башкир, чувашей, марийцев. У различных народов лицо невесты прячут за разными покрывалами, шалью, шелковым платком, фатой, большим платком в роспуск, полотенцем, платком из шерсти до пояса, белым покрывалом и т.д.
Объектами религиозно-магического внимания были также рот, нос, уши, через которые входит и выходить неизвестная сила. Отсюда обычай закрывать рот и частично нос.
В Средней Азии для этого предназначался яшмак. Особенные занавесочки, прикрывающие рот, встречаются у героев настенной живописи Афрасиаба (VII век н.э.), а обычай закрывать лицо кисеей известен в Средней Азии во времена правления Тимура (начало XV века).
Источники — Абдуллаев Т.А. Одежда узбеков (XIX-нач.ХХ в). — Ташкент: Фан, 1978., Ершов Н.Н., Широкова З.А.
Альбом одежды Таджиков. — Душанбе, 1969., Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР.
М.: «Планета», 1990., Костюм народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. — М: Наука,1979.,Лобачева Н. Паранджа: Ритуальный костюм или свадебная одежда. — «Азия и Африка сегодня», 1995, N8, с.78-80.,Русяйкина С.П.
Экскурсия в Таджикскую ССР. — Академия наук СССР. ВУЗ этнографии.
Краткие сообщения, вып.4. — Издательство академии наук СССР, 1948, с. 81-86., Сухарева О.А.
История Среднеазиатского костюма: Самарканд (2-ая половина XIX- нач. ХХв.). — М., 1982.
Делитесь этой важной информацией с компанией друзей в соцсетях!
ЧТО ГОВОРИТ КОРАН О ХИДЖАБЕ МУСУЛЬМАНКИ НА САМОМ ДЕЛЕ — Самина Али — TED на русском