Майя плисецкая когда вся жизнь – балет

 

Майя Плисецкая: все тайны Богини танца (автобиография)

Начало карьеры. Из кордебалета на большую сцену.

Не обращая внимания на опасность и на отсутствие пропуска в Москву, Рахиль отпускает шестнадцатилетнюю дочь в столицу, к Суламифи, которую вызвали для участия В первые московских спектаклях военного времени. На счастье, Майю приняли в выпускной класс.

Экзамен был сдан на «превосходно» и 1 апреля 1943 года, ее, как и всех выпускников того года, приняли в труппу Большого театра, так как в послевоенное время катастрофически не хватало солистов.
Для начала Майя числилась в труппе кордебалета — была одной из восьми нимф в опере «Иван Сусанин».

Чтобы поддерживать себя в надлежащей форме Плисецкая охотно принимала участие в самых разных концертах в клубах Москвы.

В том же 1943 году танцовщица кордебалета Плисецкая первый раз станцевала собственную первую сольную партию. Это была роль Маши в «Щелкунчике» П.И.

Чайковского.

Ее Майя обрела практически нечаянно: все исполнительницы неожиданно заболели. Понемногу Майя Михайловна стала набирать интересный сольный репертуар.

В 1944-ом она исполнила партию одной из трех вилис в балете «Жизель».
В 1945 году ей получилось блеснуть в новой постановке Большого театра «Золушка» на муз.

С.С. Прокофьева.

Плисецкая выполняла партию феи Осени. Партию Золушки танцевали тогдашние примы Большого театра Татьяна Лепешинская (позднее Галина Уланова).

В 194 5 году новый главный балетмейстер Большого театра Л.М. Лавровский ставит постановку «Раймонда».

Этот балет был поставлен конкретно для первой балерины театра Марины Семеновой, которая и танцевала премьеру.

Однако в данное время в государстве проходила компания — «за выдвижение молодежи» и Лавровский поручает одну из очень сложных партий традиционного репертуара — партию Раймонды двадцатилетней Майе Плисецкой. Спустя семь дней после первого выступления, почтальон принёс целый ворох писем на имя Майи, в которых ей признавались в любви, просили руку и сердце и даже денег взаем.

Так Майя стала знаменитой. Ярко показав собственную творческую оригинальность в «Раймонде», она заявила собственное право на роль Одетты — Одиллии в «Лебедином озере» Чайковского.

27 апреля 1947 года балерина первый раз станцевала партию Одетты-Одилии в «Лебедином озере». Этот балет станет центральным в ее творческой биографии.

Плисецкая танцевала Лебединое озеро 30 лет (с 1947 по 1977 год).

По прошествии этого времени балерина исполнила партию Одетты и Одилии около 800 раз. Коронным элементом роли, взглянуть на который зрители приходили по многу раз, были 32 фуэте (виртуозные вращения).

Эта непростая партия требовала не только технически совершенного выполнения, но и глубокой драматической выразительности: зачарованная, трогательная и поэтическая девушка — то лебедь, то человек — Одетта первого акта; хитрая, соблазнительная Одиллия, лишь какими-то неуловимыми чертами подобная на нее; напоследок, Одетта, познавшая страдание. Готовя роль, Майя внимательно изучала строение лебединого крыла.

Она искала образ собственного танца.

Руки собственные она превратила в художественно обобщенный образ крыла. Руками она ведет рассказ, и малейшее их движение всегда сливается с музыкой.

Критик парижской газеты «Фигаро» уверял, что она выполняет это «не по-человечески» и что, «когда Плисецкая начинает волнообразные движения собственных рук, уже более не знаешь – руки это или крылья, или руки ее переходят в движения волн, по которой уплывает лебедь».
1948 год пополнил креативный репертуар Майи Плисецкой ролью Заремы в «Бахчисарайском фонтане».

Плисецкая успешно справлялась и жанром балета-драмы, в котором нужна не только блестящая техника, но и глубокое артистическое проживание образов.

Спектакль Р. Захарова «Бахчисарайский фонтан» по сюжету А.С. Пушкина стал одним из прекрасных постановок эпохи драматического балета.

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века Майя Михайловна первый раз исполнила партию Царь-девицы в «Коньке-Горбунке», поставленном Александром Горским.
В первой половине 50-ых годов двадцатого века прибавилась партии Китри в «Дон Кихоте», Персидки в «Хованщине», и также Вакханки в «Фаусте» (знаменитая сцена Вальпургиевой ночи).

В первой половине 50-ых годов двадцатого века, когда отмечали 175-летие со дня основания Большого театра, Майя Плисецкая стала заслуженной артисткой РСФСР.
В первой половине 50-ых годов двадцатого века в огромном театре прошла премьера балета «Сказ о каменном цветке», в котором Плисецкая исполнила партию Домохозяйки Медной горы.

В 1955 году на сцене филиала Большого театра поставлен балет «Шурале».

И вновь Майе Михайловне, занятой в партии Сюимбике, понадобилось показать собственное способность трансформироваться из девушки в птицу.
Во второй половине 50-ых годов двадцатого века в репертуаре Большого театра появился балет «Лауренсия», где Плисецкая снова танцевала главную героиню.

В этом же году Майе Плисецкой было присвоено звание народной артистки РСФСР.

1956 год — в советском союзе начало оттепели.Советская пропаганда усердно работает на имидж страны, доказывая плюсы социализма. Искусство становится предметом экспорта.

Чудом уцелевший в годы сталинизма имперский балет — главная статья экспортного перечня.

Труппа Большого театра собирается на гастроли в Лондон. В столице Англии ждут Майю Плисецкую с Лебединым озером.

В завершальный момент балерину не выпускают. Труппа театра улетает, Майя остается в Москве.

По словам Плисецкой, сама тогдашний министр культуры Е. Фурцева говорила: «С Плисецкой необходимо быть осторожно, у нее расстелянный отец». Навязчивым иностранным журналистам, обрывающим телефоны Госконцерта участливо объясняют, что балерина необходима столичной публике.

А в это время за Плисецкой ездит машина ГКБ, ночью она пробуждается от гула мотора — это чекисты отгреваются под окнами ее квартиры.

Обвиняемая в шпионаже, долгое время балерина оставалась невыездной, не обращая внимания на бесчисленные приглашения из-за границы.

Щедрин — любовь моя.

В данный этап Майя часто бывала в доме Лили Брик, в прошлом музы Маяковского, и ее мужа, писателя и критика В. Катаняна. Собственно там она повстречала собственного грядущего супруга, соратника и единомышленника — молодого композитора Родиона Щедрина (на семь лет младше Плисецкой).

Щедрин в приятной компании играл много музыки своего сочинения, развлекая гостей.

Между Майей и Родионом скользнула искра заинтересованности, но здесь же затухла. В дальнейшие годы было только несколько мимолетных встреч и несколько мимолетных шутливых реплик в адрес друг друга.

Она выписала ему контрамарки на балет «Спартак».
Плисецкой пришлось принимать участие в трех постановках балета «Спартак» А.И.

Хачатуряна, осуществленных на сцене Большого театра. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века в версии Игоря Моисеева она танцевала Эгину, в первой половине 60-ых годов XX века в постановке Леонида Якобсона – Фригию и в первой половине 70-ых годов XX века – в постановке Юрия Григоровича – Эгину.

Целиком Щедрина и Плисецкую свел балет «Конек-Горбунок», который в 1958 году намечалось поставить в огромном. Заказ на музыку к этому балету получил Родион Щедрин.

Так он первый раз увидел Майю на репетиции: «Она была в самом практичном купальнике. Тогда подобных еще никто не носил.

Я, как теперь модно говорить, «запал» целиком «. Балерина уже в вечернее время была приглашена прокатится по Москве. В конце их совместной работы на титульном листе партитуры первого балета Щедрина – «Конек-Горбунок» – возникло посвящение: «Майе Плисецкой».

Позднее похожие посвящения появятся на иных произведениях композитора: «Анна Каренина» – Майе Плисецкой, неизменно; «Чайка» – Майе Плисецкой, всегда; «Дама с собачкой» – Майе Плисецкой, вечно. Они поженились 2 октября 1958 года.

Как написала Плисецкая в собственной книге годы через: «Признаюсь, что это была моя инициатива.

Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне проницательность подсказывала — власти меньше терзать меня будут, если замужем.

На это неоднократно намекали. А Фурцева впрямую говорила — выходите замуж, вам веры будет побольше.

Даже жилую площадь новую пообещали».

В 2008-ом году пара отметила «золотой юбилейный праздник» — 50-летие со свадебного дня. Полвека назад пара ограничились церемонией в ЗАГСе, но собственную Золотую свадьбу они отметили в Малом зале Московской консерватории.

К празднику муж подготовил балерине книгу «Автобиографические записи», которой он поясняется ей в любви: «Я хочу объясниться собственной супруге в любви.

Во всеуслышание сказать, что люблю эту Женщину. Что для меня Майя — прекрасная среди самых великолепных женщин нашей планеты». «Я не знаю, сколько Господь отпустит нам еще жизни на данной волшебной земля.

Но я безмерно благодарен Небу и Доле, связавшим наши с ней жизни вместе. Мы познали Счастье.

Мы познали Любовь. Мы познали Нежность», — пишет Родион Щедрин в собственной книге.

Балерина Майя Плисецкая ушла из жизни в возрасте 89 лет

«Меня, — говорит Щедрин, — считают любителем балета.

Но это не так. Даже в наше время балетоманом я себя назвать не могу.

Я — Майяман». «Когда к Майе пристают, чтобы она дала автограф, я иногда предлагаю собственные услуги и пишу в одно слово: «Мужмайиплисецкой». Балерине со своей стороны нравится, когда ее за рубежом именуют «госпожа Щедрин». «Щедрин во все времена был в тени прожекторов моего шумного успеха.

Но, на радость мою, никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгое время вместе.

Это — и по счастливой природе независтливого характера собственного и благодаря спокойной убежденности в силе собственных легендарных изначальных творческих возможностей», — говорит Плисецкая.

Плисецкая: коррида первой балерины Большого театра.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века в жизни Майи Плисецкой происходит еще одно знаковое мероприятие. Первый раз балерина едет на гастроли в Америке.

После победоносных выступлений сам Никита Хрущев выражает ей признательность.

В Министрестве культуры рады, что непослушная балерина не сбежала за границу. С данных пор дорога на запад для Плисецкой открыта, впрочем, во время каждых гастролей в Москве обязательно остается ее супруг — Родион Щедрин.

Он выступает поручателем того, что Плисецкая вернется в государство. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века ей было присвоено званиенародной артистки СССР.


В первой половине 60-ых годов XX века репертуар Майи Плисецкой пополнился балетом «Ромео и Джульетта».

Некоторые думали, что роль Джульетты не очень «ее», и потому Плисецкая тем более стремилась себя в ней попробовать. Ей всегда нравилось рушить стереотипы.

Когда-то в 22 года Майя первый раз станцевала «Лебединое озеро», заменив приму Марину Семенову, в 1963 году уже Семенова репетировала с Майей партию Авроры в «Спящей красавице».

Теперь этот балет ставился в редакции, предложенной молодым хореографом Юрием Григоровичем. В первой половине 60-ых годов XX века Майя Михайловна исполнила главную партию в балете «Жар-птица».

В 1965 году она стала первой исполнительницей на сцене Большого театра роли Мехменэ Бану в балете «Легенда о любви».
В 1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра.

У нее не было минуса в спектаклях, и все таки росло ощущение творческой неудовлетворения.

Хотелось плясать не только классику, но и что-нибудь новое, причем поставленное конкретно для нее.
20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была первый раз показана «Кармен-сюита».

Образ Кармен во все времена был мечтой Майи Плисецкой. Она сокрушалась: «Ну почему Бизе написал оперу, а не балет!».

Как то в Москву приехал Государственный кубинский балет и вечно занятая Плисецкая пришла увидеть постановку постановщика Альберта Алонсо, которая ей так понравилась, что прима Большого прямо обратилась к незнакомому режиссеру с вопросом: «Желаете для меня поставить балет?».

На что узнала ответ: «Это моя мечта!».
Майя просила нескольких советских композиторов приспособить музыку Жоржа Бизе для балета, но они все не приняли решение состязаться с великим Бизе.

Когда Алонсо и Плисецкая было уже отчаялись, им взялся помочь Родион Щедрин, который решил увидеть их репетиции.
Уже через двадцать дней музыка Бизе была аранжирована под балет, так появилась на свет «Кармен-сюита».

В настоящий момент этот балет исполняют изо дня в день в различных уголках мира. Альбертом Алонсо был поставлен не только каждый жест, однако даже «каждый взгляд», все что-нибудь значит, все продумано до мелочи.

Кармен Плисецкой лишена коварства (ей казалось это нудным), Майя по-хорошему похулиганила и добавила острого юмора собственной любимой героине, за что и поплатилась. «Кармен-сюиту» запретили, взамен второго спектакля был объявлен «Щелкунчик», так как постановка была чрезмерно далека от соцреализма.

Плисецкая говорит про то, что «все были в обмороке, утверждали что это порнография, хотя там не было ни одного порнографического момента». Раскритикованы были все — Плисецкая за «сексуальную интерпретацию» образа Кармен, Щедрин — за то, что «изуродовал» музыку Бизе.

Майя отстаивала новую постановку на эстетических советах.
«Кармен-сюиту» должностные лица именуют «идеологической диверсией непокорной пары».

Позднее, говоря о своих сложных взаимоотношениях с бюрократами, Плисецкая скажет, что «коррида Кармен похожа на мою корриду, ведь я сорок лет провела в борьбе».
Тяжело верить, что Кармен-сюита, которой было предназначено завоевать весь мир, едва не ушла из жизни в течении дня собственного рождения.

Публика прохладно повстречала новую постановку собственной любимицы. Из зала слышались негромкие внимательные овации, балетоманов, ожидавших обыкновенные фуэте.

В зале царило сомнение. Министр культуры Екатерина Фурцева и совсем исчезла из собственной ложи, не дождавшись завершения спектакля.

Плисецкая не осуждает Фурцеву, говоря о том, что сама она пребывала в системе «запретив мне, она не была против меня».

После обещаний уменьшить «все шокирующие эротические поддержки» — балет разрешили к показу.
В первой половине 70-ых годов XX века Майю Плисецкую пригласили выступить на театральном фестивале Авиньона.

Когда она выполняла собственного знаменитого «Лебедя» неожиданно на открытый амфитеатр и сцену хлынул дождь.

Публика открыла зонты, но видя что Плисецкая продолжает собственную партию под дождем, зрители также перестали прикрываться. Майя танцевала пока не отклеились реснички и не осела от дождя пачка.

Публика горячо приветствовала танцовщицу. В тот день в числе зрителей находился и знаменитый французский кутюрье Пьер Карден.

По завершении концерта он был представлен Майе Михайловне.

Она первая в советском союзе стала одеваться у Пьера Кардена, который был приглашен, чтобы выполнить костюмы для ее пьес. Даже в наше время Майя считается музой Кардена, с котором дружит более 25 лет.

Великий модельер говорит про то, что для него «Майя Плисецкая — осуществление танца, самая представительная фигура среди балерин мира».
В том же году Родион Щедрин, уже будучи автором музыки к кинофильму «Анна Каренина», в котором Майя Плисецкая дебютировала как драматическая актриса в роли княгини Бетси Тверской, сочинил балет «Анна Каренина»,премьера которого состоялась на сцене Большого театра в первой половине 70-ых годов XX века.

Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и первый раз попробовала себя в качестве хореографа.

В первой половине 70-ых годов XX века Ролан Пети конкретно для Майи Плисецкой поставил номер на музыку Малера «Больная роза» или «Погибель Розы». На постановку Пети вдохновило стихотворение Уильяма Блейка.

Постановка состояла из трёх актов.

В первом акте «Сад любви» (без участия Плисецкой) шесть танцоров «Балета Марселя» изображали разные варианты любви: между мужчиной и женщиной, между 2-мя женщинами, между 2-мя мужчинами. Второй акт — дуэт в применении Майи Плисецкой и Руди Бриана — представлял из себя 12-минутную постановку конкретно по сюжету стихотворения Блейка.

 

В третьем акте, костюмы для которого разработал Ив Сен-Лоран, Майя Плисецкая выступала на сцене с шестью партнёрами-мужчинами.

Разумеется в советском союзе в первой половине 70-ых годов XX века была представлена только вторая часть балета, большего власти позволить не имели возможности. Все другое заметила только Европа.

Как то на одном из заграничных фестивалей Майя Плисецкая заметила «Болеро» в постановке Мориса Бежара, с той поры великая балерина заболела … мечтой станцевать его сама и написала в Бельгию Бежару, разумеется ответа не последовало — письмо, видимо, было перехвачено. К самому Бежару Майю также не отпустили.

Ей получилось станцевать эту постановку лишь в 1975 году. Она приехала к Бежару для съемок телевизионной версии «Болеро».

В странах Европы эта постановка пользовалась очень большим успехом. Она смогла удивить жителей стран Европы.

Имя дерзкого исследователя Мориса Бежара, чья слава гремела по всему миру, в кулуарах большого театра произносили шепотом.

Фурцева на вопрос, почему вы не любите Бежара, как-то ответила, «из-за того что Бежар — это либо секс, либо Бог, а нам тут не требуется ни секс, ни Бог», благодаря этому премьерный показ «Болеро» Плисецкой был возможен исключительно за рубежом. Лишь 2 года походов по государственным служащим самых высших рангов дали возможность представить Болеро и в Москве.

А в 1976 ом году Бежар поставил для Плисецкой сольный балет «Айседора», в честь возлюбленной Есенина Айседоры Дункан. Премьера прошла в Монако, недалеко от места гибели героини балета.

Во второй половине 70-ых годов XX века в Париже состоялась премьера балета «Леда», снова же установленного Бежаром.
27 мая 1980 года на сцене Большого театра прошла премьера балета «Чайка» Р. Щедрина в постановке Майи Плисецкой.

После гетеборгской премьеры «Чайки» один из шведских журналистов задал вопрос, нет ли у них желания поставить балет по рассказу Чехова «Дама с собачкой». По возвращении в Москву Щедрин решил, что «Дама с собачкой» – великолепный сюжет для маленького балета, и начал писать музыку.

Премьера в огромном театре прошла в 1985 году, в день рождение Майи Плисецкой.

В первой половине 80-ых годов двадцатого века Плисецкой рекомендовали стать худруком балета Римской оперы. Данный пост она занимала полтора года, за которые поставила «Раймонду» для открытой сцены в римских банях Каракаллы, показала на сцене Римской оперы собственную «Айседору», организовала восстановление «Федры» и нескольких иных балетов.

С конца 1987 по 1990 год Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу «Театро лирико насиональ».

Для такой труппы она, например, возобновила балет «Напрасная предосторожность», ввела в ее репертуар «Кармен-сюиту» и сама танцевала в этом балете.

Плисецкая: самая долгая балетная карьера.

4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала собственный последний спектакль в огромном театре – «Даму с собачкой». Давние разногласия с художественным руководством балетной труппы стали причиной тому, что она ушла из Большого театра.

К 1991 году ключевые творческие интересы семейной пары Щедрин-Плисецкая сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они осели в этом городе. Теперь Плисецкая и Щедрин живут на три дома – большей частью в Мюнхене, в Москве и на собственной даче в Литве.

В первой половине 90-ых годов XX века Майя Плисецкая выступила инициатором создания нового балета — «Безумной из Шайо» на музыку Р. Щедрина.

Она сама станцевала центральную партию «безумной» Орели — стареющей актрисы с эксцентрическими чудачествами. Этот балет был представлен в предверие 50-летия творческой деятельности Майи Михайловны — оригинальный случай для профессии балерины.

Однако она продолжала работать и в 1995 году выпустила новый балет «Курозука»(на оранжированную классическую японскую музыку). Она станцевала его в Москве в честь собственного 70-летия.

А в 1996 году балерина первый раз выступила в постановке «Послеполуденный отдых фавна». В 2000-ом принимала участие в новом балете Мориса Бежара «Крылья кимоно», а том же году в честь собственного 75-летия на юбилейном концерте в Москве Плисецкая исполнила новый номер « Ave Майя» .


Майе Плисецкой присвоены звания народной артистки СССР, Героя соцтруда, она считается кавалером трех орденов Ленина, орденов Франции «За заслуги в литературе и искусстве» и Почетного легиона, орденов «За заслуги перед Отечеством» III и II степени. В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высшую награду Испании – орден Изабеллы Католической.

У Майи Плисецкой нет детей. «Балет учитывает кроме этого отличное телосложение и отличную физическую форму, – оправдует ее сегодня Родион Щедрин. – После родов с каждой женщиной происходят революционные изменения.

Многие балерины потеряли собственную профессию…» Сама же Плисецкая на данный счет говорит: «Семей с детьми много. Майя Плисецкая – одна».

Во второй половине 90-ых годов XX века на Западе, а потом и в РФ наделала шуму история с самозваной дочкой Майи Плисецкой. В конце концов балерина подала на газету в суд, чтобы оспорить эти данные.

Майя Плисецкая — автобиография, фото, балет, личная жизнь балерины


Имя: Майя Плисецкая (Maya Plisetskaya)
Дата рождения: 20 ноября 1925 года
Дата смерти: 2 мая 2015 года
Место смерти: Мюнхен, Германия
Деятельность: балерина, актриса, хореограф
Семейное положение: была замужем за Родион Щедрин

Майя Плисецкая — автобиография
Женщина, покорившая всех, кто хоть как то видел её на сцене. Королева балета, отдававшая всю себя великому искусству музыки и танца.

Она покоряла не только собственным талантом, её красивая точёная фигура, грация и красота никого не имели возможности оставить равнодушными.
Майя Плисецкая — детские годы, семья

Трудной была автобиография будущей прима-балерины. Майя появилась на свет в творческой семье.

Мама – актриса немого кино, тётя и дядя – блистательные танцор , ещё одна тётя – актриса. Отец занимал руководящие должности.

До Второй мировой семья переехала на остров Шпицберген, где отец был консулом СССР.

Когда Майе выполнилось 11 лет, она играла в детском спектакле-опере «Русалка». Это была её первая сценическая проба.

Во время следующего отпуска, семья прибыла в Москву.

Девочку зачислили в школу хореографии, мечты начинали совершаться, но наступил год репрессий, и отца арестовали и расстреляли, подозревая его в предательстве. Существенно позднее реабилитировали.

Арестовали мама, выслали в Казахстан, перед самой войной осиротевшая семья вернулась в столицу.
Тётя Суламифь много сделала для собственной племянницы.

Она избавила её от детского дома, удочерив Майю. Помогла начать обучение в школе балета.

Воспитатели сразу полюбили талантливую девочку, перед самой войной школа хореографии выпускала собственных птенцов. Майя Плисецкая танцевала, это стало её первым настоящим дебютом.

Эвакуировались в уральский город Свердловск, где не было возможности заниматься балетом профессионально. Суламифь занималась с Майей, она подготовила ей партию умирающего лебедя из знаменитого балета П.И.Чайковского.

Грацию и пластику грядущая звезда балета подсмотрела у настоящих лебедей, наблюдая за ними.

1943 год, война, Москва, но Плесецкой удаётся закончить училище, и её зачислили в состав труппы кордебалета Большого театра.
Большой театр в жизни Майи Плисецкой

Балерину увидели, возникли главные роли:

До возникновения Майи Плесецкой многие зрители помнили концерт Галины Улановой.

Новая звезда не пыталась затмить собой прима-балерину. Она просто танцевала, как умела, как чувствовала.

Танцевала душой, потому и была принята зрителями и снискала не меньшую любовь, восторг и почтение к собственному творчеству. В биографии балерины наступил самый основной момент – посвящение творчеству.

Майя Плисецкая — несносный труд или счастье
Майя Михайловна не любила уничтожающий душу труд на балетных тренировочных занятиях. Она просто любила то, что делала, проживала одновременно со своими героинями те минуты и часы, когда она взамен них располагалась на сцене.

Она регулярно оставалась в великолепной форме, не садясь на диеты, не сбрасывая избыточный вес на тренажёрах.

А она ведь танцевала в ведущих спектаклях в 65 лет. Оставаясь влюблённой в балет, она хотела инвестировать аналогичные чувства в иные направления собственной работы.

Многие хореографические постановки были делом её рук, она была великолепным балетмейстером.

В партнерстве с остальными талантливыми мастерами балета Майе Михайловне удаётся поставить балеты на знаменитые традиционные произведения Л.Толстого, А.Чехова. Плисецкую пригласили стать руководителем в Римском оперном театре , потом её перехватили в Испанском национальном балете.

Балерина справлялась с абсолютно любой задачей, а многие пьесы писали конкретно для неё.
Разносторонность таланта балерины
Пьесы в оперном театре , съёмки в фильмах и на телевидении, мемуары балерины, которые помогают открыть характер Плисецкой как человека и дамы.

Майя никогда не была высокой женщиной, но способность держать с гордостью и прямо голову, ходить прекрасно и грациозно делали её значительно выше.

Награды, высокие звания, завоёванные в родной стране и за границей, не имеют числа.
Майя Плисецкая — автобиография личной жизни
Прекрасную женщину окружали не менее привлекательные мужчины.

О тех романах, о которых рассказывает сама балерина в своих мемуарах, можно прочитать, но официальных замужеств у Майи Михайловны Плисецкой было только два.

Балетмейстер Марис Лиепа был первым мужем балерины, но исключительно на 3 месяца.

Композитор Родион Щедрин, второй супруг Плисецкой, прожил с примой больше 50 лет.

А познакомились они на одном из вечерков, устроенных возлюбленной музой Владимира Маяковского Лилей Брик.

Муж писал музыку, под которую танцевала его любимая Майя.

Детей они не родили, так как Майя Михайловна не хотела отягощать себя узами материнства, которые бы, по её мнению, помешали бы любви к балету.

И это её основное увлечение дало возможность быть популярной до конца жизни.
Она умерла на девяностом году жизни от инфаркта.

Большой балерине на родине в Москве поставлен монумент, назвали сквер в её честь, установили памятную доску.

Нигде нет могилы большой танцовщицы, так как она завещала рассеять собственный прах над родной страной. Автобиография балерины закончена, но не забывать её будут вечно.
Документальный фильм о Майе Плисецкой

Майя Плисецкая: Когда вся жизнь – балет

Одна из величайших российских балерин, Майя Плисецкая, была хрупким Лебедем, и в то же время — сильной и несгибаемой личностью. Не обращая внимания на все несчастья, которые жизнь систематически преподносила ей, Майя исполнила собственную мечту.

Разумеется, не без жертв во имя мечты.
И, разумеется, тяжёлым трудом далась ей ее вершина. Но дорога к мечте и не бывает прямой…
О чем статья:

Детство балерины: не сдаваться никогда!

Небольшая Майя стала частью сценической популярной династии Мессерер-Плисецких, родившись в 1925-м году в иудейской семье в Москве.
Родителями будущей Примы стали актриса Рахиль Мессерер и коммунистический хозяйственник, а позднее — генконсул СССР, Михаил Плисецкий.

Майя Плисецкая с мамой и папой

Любовники Роберт Кеннеди, Андрей Миронов: Майя Плисецкая: почему балерина не могла заснуть ночами

Мамина сестра Суламифь и их брат Асаф были талантливыми танцор . Участь девочки, рожденной среди сплошь талантливых людей в такой обстановке, была предопределена.

Суламифь Мессерер — выдающаяся балерина Большого театра
Собственное призвание Майя ощутила еще в молодом возрасте на спектакле, в котором играла ее тетя Суламифь.

Тетя, отметив интерес племянницы к балету, немедленно отвела ее в хореографическое училище, куда Майю приняли, не обращая внимания на возраст, из-за причины особенного таланта и природных данных.

Видео: Майя Плисецкая

Крутой вираж судьбы: «дочь врага народа» и начало карьеры…

37-й год стал для Майи годом расстрела ее отца, который был обвинен в измене Родине. Вскоре и мама с младшим братом были сосланы в Акмолинский лагерь.
Второй брат Майи и сама девочка попали к тете Суламифь, что и спасло детей от детского дома.
Собственно тетя помогла девочке не упасть духом и справиться с трагедией: Майя не только продолжила учиться, но и захватила милость большинства учителей.
За один день до ВОВ Майя первый раз выступила на концерте в училище – это был ее профессиональный дебют и начало длинного пути.

Не забывать о мечте даже во время войны

Начало войны опять помешало планам молодой балерины. Семейство Плисецких было вынуждено эвакуироваться в Свердловск, однако возможностей заниматься балетом там просто не было.

Поддерживать форму и «тонус» Майе опять помогала тетя Суламифь. Собственно тогда наряду с тетей они создали партию того самого умирающего лебедя.

В данной постановке тетя выделила все лучшее, что было в начинающей балерине – от ее впечатляющей грации до пластики рук. И собственно тетя придумала знакомство публики с «Умирающим лебедем» начинать со спины танцовщицы, чего прежде никогда не было.
Возвращение из эвакуации пришлось на 1942-й год. Майя с отличием закончила учебу — и здесь же стала частью кордебалетной группы Большого театра.

Благодаря собственному таланту, Майя очень быстро перешла в ряды ведущих артисток театра, а по истечению определенного времени была утверждена и в звании Примы, которое до нее с гордостью носила иная величайшая российская балерина — Галина Уланова.
Столицу Майя завоевала с «Умирающим лебедем» тети Суламифь, который насовсем стал ее «визиткой».

Видео: Майя Плисецкая. Умирающий лебедь

«Балет – это каторга»

Обладательница большого числа наград, орденов и премий различных государств, будучи балериной очень высокого ранга, Майя смогла сделать свой стиль даже в этом традиционном виде искусства, и приемы Плисецкой стали перенимать все молодые балерины. Майя не боялась экспериментов, и всегда достигала самой большой гармоничности в собственной тяжелейшей работе, каковой и был для нее балет — не обращая внимания на то, что она не мыслила без него собственной жизни.

Балет – это не только искусство. Это — добровольная каторга, на которую балерины отправляются повседневно.

Известно, что даже 3 дня без занятий губительны для балерины, а неделя – это и совсем катастрофа.

Классы – повседневно, потом репетиции и пьесы. Тяжелейшая, однообразная и обязательная работа, после которой Майя всегда никогда не выходила уставшей и некрасивой – она всегда порхала, у нее никогда ничего не болело, даже после тяжёлых съемок и 14-часового рабочего дня она выходила свежей, прекрасной и Богиней.

Майя не позволяла себе раскисать – она была всегда в форме, всегда в тонусе и собрана, всегда ко всем внимательна, требовательна к себе и иным. Эти ее качества и поразительная сила духа восхищали всех, от любителей и режиссеров — до близких друзей.

Личная жизнь: «Наш прах после смерти соедините и развейте над Россией»

Железобетонное постоянство Майи изъявлялось не только в ее принципиальности, но также и в любви: более 50-ти лет брака (57 лет!) они прожили душа в душу с композитором Родионом Щедриным. Они жили друг ради друга, как два вдруг соединившихся полюса – с каждый годом их любовь только крепла, а сами они стали все ближе друг к другу — и все лучше рядом между собой.

Сам Щедрин комментировал их отношения, как замечательные.

После отъезда супруги на гастроли он отмечал изо дня в день ее отсутствия на поверхности стены во время телефонных ежевечерних разговоров. Познакомила Щедрина с Плисецкой та самая подружка Маяковского — и домохозяйка модного салона — со знаменитым всем именем Лиля Брик.

Нежность чувств и истинную любовь они пронесли через всю жизнь.
К большому сожалению, мечты всегда просят жертв.

Подбирая между карьерой балерины и детьми, Плисецкая остановилась на карьере, понимая, что вернуться в балет после родов будет очень сложно, а год декрета для балерины – очень большой риск.

Видео: Личная жизнь Майи Плисецкой

Я с детства не в ладах с неправдой: металлический характер Плисецкой

ШОК!!!.Скончалась балерина Майя Плисецкая 03.05.2015

Майя посвятила всю собственную жизнь танцу.

Не обращая внимания на уникальную трудоспособность, она ленилась в том, чего требовал жёсткий балет, и не особо стремилась к репетициям, вследствие чего, как утверждала сама балерина, она и сберегла ноги.
Не обращая внимания на то, что детство прошло сначала на Шпицбергене, а потом на фоне репрессий, Майя оставалась необычайно светлым и добрым человеком.

Она считала собственные года по эпохам «царствования» вождей, более всего на свете ненавидела ложь и отлично понимала, что система человеческих отношений так и не стала справедливой.
С травмами и проблемами суставов балерины обречены примиряться всю жизнь.

Насилие над телом, разумеется, не проходит даром. И Майя всю собственную жизнь, с самого детства терпела боль в колене, танцуя только для собственного зрителя.

Майя Плисецкая. Линия жизни / Телеканал Культура

При всей собственной внешней хрупкости, балерина никогда не прощала врагов, и ничего не забывала, но — никогда не делила людей по расам, системам и классам. Все люди разделялись у Майи исключительно на хороших и скверных.
Будущим поколениям балерина завещала биться, сражаться — и «отстреливаться» до самого конца, бороться до последнего мига – лишь в данном варианте можно достигнуть победы и вырастить характер.

Видео: Документальный фильм » Майя Плисецкая: Я вернусь.» 1995 г.

Закулисье: неведомая сторона Майи Плисецкой – 10 малоизвестных фактов о жизни Неумирающего лебедя

Одна из величайших балерин России прожила 89 лет счастливой жизни, став профессиональной и удачной танцовщицей, любимой и любящей женщиной, примером для большинства артистов и просто для молодых людей.
До самой смерти она оставалась стройной, пластичной, в отличной форме и в бодрости духа.

  • Прекрасная диета, как считала балерина, лучше всего любившая хлеб с маслом и селедку – это «меньше жрать».
  • Одним из увлечений Майи было собирательство забавных фамилий. Едва наткнувшись на аналогичную в одном из журналов или газет, балерина сразу ее вырезала и добавляла в коллекцию.
  • Плисецкая всегда выглядела «на все сто» и одевалась с иголочки. Наперекор тому, что во времена СССР делать это было сложновато, костюмы Майи постоянно были видны. Так видны, что даже Хрущев как то поинтересовался на приеме – не очень ли богато живёт Плисецкая для балерины.
  • Балерина тепло дружила с Робертом Кеннеди, ознакомившись с ним во время тура. У них был один день рождение на двух, и политик, не скрывавший собственных симпатий, часто поздравлял Майю с праздником и дарил дорогие подарки.
  • Майя жизни собственной не представляла без жирных ночных кремов. Густо намазав крем на лицо, она раскладывала пасьянсы в кухонной комнате – иногда до глубокой ночи, страдая от постоянной бессонницы. Майя часто не имела возможности обойтись без снотворного.
  • Не обращая внимания на нежную и надежную любовь к Родиону, Майя не спешила замуж. Эта идея пришла к ней наряду с мыслью, что власти в конце концов выпустят ее за этап, если она свяжет себя со Щедриным узами брака. За границу Плисецкую не выпускали до 1959-го года.
  • Чтобы пуанты крепче сидели на ногах, Майя перед каждым выступлением наливала в пятки туфель тёплую воду. И страшно боялась забыть о собственном отражении в зеркале перед выходом на сцену, ведь плохо накрашенная балерина – это «бесцветная моль».
  • Плисецкая обожала футбол и яростно болела за любимую команду — ЦСКА.
  • Майя никогда не курила, не любила самих поклонников курения и с алкоголем особенной дружбы тоже не водила.
  • Балерина танцевала аж до 65-ти лет! И после еще раз опять вышла на сцену, уже в 70 лет, да притом в качестве исполнительницы главной балетной партии! К этому юбилейному празднику, конкретно для Майи Морис Бежар создал волнительный номер с наименованием «Аве Майя».

Легенда 20-го и даже 21-го века, знаменитая Майя, непрочная и таинственная, добилась восхитительных успехов. Чего не произошло бы без сильной воли, стремления к идеалу и фантастического трудолюбия.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *