Как себя вести если ребенок не слушается, что сделать: 6 несложных правил
Проблема «ребенок не слушается вообще» или «ребенок плохо слушается» есть фактически во всех семьях. При воспитании собственных детей мы регулярно встречаемся с их непослушанием.
С одного края мы кричим «Нельзя!», с иного слышим плач и истерику. Давайте вместе попытаемся разобраться как себя вести если ребенок не слушается.
Как заставить ребенка слушаться?
Уже в самом вопросе есть очень большая ошибка. Если принуждать и «ломать» ребенка, ничего отличного не выйдет.
Либо ребенок «поломается» и будет подавленным и бесхарактерным, либо восстанет и будет хамить и «делать все на зло».
Так что же делать, если дети не хотят слушаться? Задача родителей не навязать, не заставить, не подчинить ребенка, а объяснить ему почему так нельзя или почему так необходимо.
И вот когда ребенок поймет для чего и почему, вопрос «как заставить ребенка слушаться и что с ним делать» сам по себе отпадет.
А теперь спокойно попытаемся разобраться в вопросе: как себя вести если ребенок не слушается.
Рекомендации психолога: любую проблематику с ребенком рассматривайте и со стороны самого ребенка.
Это даст возможность честно оценить проблематику и найти лучший вариант решить проблему. Причем это разновидность индивидуален и зависит от самих родителей и детей.
Ребенок никого не слушается: 4 причины плохого поведения ребенка
- Ребенок болеет хроническими заболеваниями. Его организм ослаблен, он обеспокоен и раздражен. Это обязательно проявляется на поведении ребенка.
- Регулярно простужается. Снова же ослабленный организм, который подвергается разным вирусам и инфекциям. Еще слабая детская нервная система тоже страдает. Приятное настроение у ребенка отсутствует, а вот раздражительности и вечного недовольства – это с горкой.
- Без режимность. Значимость очередности и режима для растущего молодого организма – это залог его чувства безопасности. Когда режим отсутствует, ребенок не организован, он не понимает ему в настоящий момент спать пора или играть? А в настоящий момент есть или идти купаться? У него отсутствуют правила дневного распорядка и, исходя из этого, его раздражает непонимание и неуверенности в следующем этапе.
- Причина – последствие. Исключительно после 7 лет дети в состоянии проводить параллель между тем, что они сделают, и тем, что из данного выйдет. А до этого возраста, ребенок учится только на собственных ошибках, на собственных попытках попробовать, выяснить и понять. Никакие родительские попытки объяснить и защитить просто не находят в детском понимании собственного места.
Психологи говорят, что для родителей покорный ребенок – это хороший ребенок. Другими словами родители воспитывают ребенка прежде всего по правилам, хорошим самим себе.
Если ребенок с малку обязательно слушается родителей во всем, не перечит и не истерит, рано тешится. Такие дети навряд ли подрастут в самостоятельных, инициативных и целеустремленных личностей.
Существует мнение, что дети, которые в трехлетнем возрасте на все реагировали криком и протестом, легче переносят подростковый переходной кризис.
А вот парни, тихони в раннем возрасте, дадут жару родителям попозже.
Как себя вести если ребенок не слушается: 4 главных правила воспитания
Нужно обратить внимание: непослушание ребенка, его истерика и плач – это его попытка отстоять собственную позицию или сказать и объяснить нам взрослым что-то главное для ребенка.
Первое правил воспитания
На каждое родительское «нельзя» должно быть объяснение доступное пониманию ребенка «почему». К примеру: вы не разрешаете ребенку кататься на некоторых качелях.
И, разумеется, ребенок расстроится и начнет вопить. Что сделать: когда ребенок просился на эти самые качели, здесь же не откладывая объяснить почему собственно на них ему страшно кататься.
Там катаются дети постарше, они уже сами на них залазят, сами раскачиваются. Когда ты подрастешь немного, то обязательно тоже сможешь на них кататься.
А в настоящий момент попробуй сам раскачаться на вот данных качелях (поменьше).
Подобным образом ребенок ощущает вашу заботу.
И, что важно, вы предлагаете альтернативу – качели поменьше.
Плюс он учится самостоятельности: сам попытается раскачаться.
Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, другими словами еще компромисс.
На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже прекрасный вариант: ребенок учится договариваться.
Отвлекать ребенка от «не желаемого родителями» необходимо игрой.
Собственно в игровой форме дети учатся и познают этот мир.
Ребенок 3 года не слушается и истерит?
Только на собственной «шишке» он сможет понять почему так, а не иначе.
К примеру: огонь – горячо – это страшно. Пускай дотронется пальцем к горячей кружке.
Это будет не страшно, однако как правило он успеет ощутить и понять, что вы до этого пытались ему объяснить словами.
Задача родителей – достижение целей и потребностей ребенка. А стоп-слова применять очень нечасто, когда иначе нет возможности остановить ребенка.
Ребенок регулярно не слушается маму?
Практически всегда это происходит, если в семье наказывает только отец. Либо, наоборот, наказывает только мама, значит папу ребенок не слушается.
Важно: всегда у ребенка должен быть человек:
- которому ребенок доверяет
- который станет его баловать
- с которым можно развлечься
- который его учит чему-то новому и интересному.
7 Советов Родителям Капризных Детей
Второе правило воспитания
Восхвалять или наказывать сразу же после поступка ребенка. Если вы начнете поучать ребенка в вечернее время за то, что он сделал утром, то навряд ли он вообще припомнит подробности события и воспроизведет собственную вину в случившемся.
Правило тетье воспитания
Сколько наказаний – столько поощрений. Нельзя только восхвалять и стимулировать.
Или исключительно бранить и воспрещать. Нужно воспитывать в той самой «золотой середине», когда на каждое «плохо» есть «хорошо».
Четвертое правило воспитания
Ребенок 9 лет не слушается: в таком возрасте ребенок с большим вниманием отслеживает поведение и действия взрослых. У него есть уже осознание что хорошо, а что плохо.
И если ваш ребенок вас не слушается в таком возрасте, может быть, вы учите его тому, что не показываете сами собственным поведением.
Родители должны сами следовать правилам, которые установили для ребенка.
Не кричать в общественном месте – правило для ребенка и родителей.
Лучший вектор в воспитании – это презентация собственным личным примером выполнения всех правил.
Теперь вы знаете как себя вести если ребенок не слушается.
Как сделать чтобы ребенок слушался (как себя вести если ребенок не слушается): 6 несложных правил
- Выдохнуть и здраво оценить ситуацию, прежде чем накричать и наказать за непослушание. Что собственно вам не понравится в поведении ребенка? Он на самом деле выполняет что-то опасного для него? Или мешает вам в вашем удобстве и вам не комфортно перед окружающими? Если ребенок заслуживает вашего порицания, заблаговременно обдумайте что вы ему скажете, как понятным ребенку языком объясните его погрешность.
Психологи говорят, что когда мы разговариваем с ребенком на очень высоких оттенках, у ребенка «отключаются уши». Срабатывает как бы защитный блок.
Благодаря этому важно "взять себя в руки", взвесить всю тяжесть проступка. Таким образом, может, вы не совершите ошибки, не переусердствуйте в наказании.
- Разговор «глаза в глаза». Присядьте на уровне глаз ребенка. Он не должен ощущать ваше определенное преобладание.
Задача родителей: не заставить, не сломать, а объяснить, достигнуть понимания.
- Замена. На каждое «нельзя» должно быть «можно». А самый лучший вариант, если совсем не принимать запрещающие слова, а сразу предлагать альтернативу. Ну к примеру, взамен фразы «Нельзя бежать через дорогу самому» скажите «Дорогу переходить можно исключительно за руку со взрослыми».
- Инструкция, а не указ. Каждый указ и требовательный тон нарушает свои границы ребенка. И не удивляет, если реакция ребенка будет воспротивиться и восстать против этого нарушения его границ.
А вот детально объяснив, что и как можно создать взамен не желаемого вами, ребенок усвоит и уловит гораздо выше, чем вы думаете.
- Ругайте без имени. Что это означает: ребенок должен предпочитать себя и собственное имя. Постарайтесь именовать по имени ребенка при похвале, а во время порицания можно употребить «солнышко», «зайчик», «сынок».
- Никакого шантажа. Ну признайтесь, наверное утверждали: «Будешь себя так вести, я расстроюсь (обижусь)». Это же чистый шантаж. А теперь представим через десятилетие на вашем личном примере ребенок вам говорит: «Не купишь новый планшетный компьютер – уйду из дома». Ну как вам?
Примеряйте все ваши личные наказания и порицания на себя. Вас что-то унижает?
Или может оскорбляет? Пора подумать, а правильно ли вы воспитываете собственного ребенка.
Книжка «Как ставить правила и границы дозволенного для ребёнка» (30 страниц определенных действий и советов)
Всю 4-х шаговую систему приучения ребёнка к дисциплине и послушанию без слёз автор уместила для Вас в короткую
30-страничную книгу с названием «Как ставить правила и границы дозволенного для ребёнка».
Дополнительно к книге Вы получите от автора два ценных презента:
1. Запись семинара «3 шага к самостоятельности Вашего ребенка».
2. Буклет в формате PDF «Фразы, вдохновляющие и поддерживающие Вашего ребенка».
- Вам больше не надо по 10 раз повторить все то же самое.
- Ребёнок с лёгкость перестаёт делать то, что Вы ему запрещаете и переключается на иное действие.
- Ребёнок быстро обучается правильному поведению.
- если вы даже рядом нет, ребёнок знает, что можно и что нельзя.
- Ребёнок серьёзно относится и прислушивается к Вашим словам.
- Взамен того, чтобы бранить, Вы обучаете вашего малыша на грядущее.
- Если Вам необходимо что-то воспретить, Вы наверняка знаете, как правильно это сделать.
Привязанность «слушаться родителей»
Три вектора в послушании
- Ребенок кричит и не слушается никого
- Ребенок слушается всех и каждого
- Или ребенок слушается выборочных людей, в совершенстве родителей.
Вариант третий наиболее предпочтительный. Из подобных детей отрастают избирательные, думающие и рассуждающие личности.
Как привить ребенку привычку «слушаться родителей», как обучить ребенка слушаться родителей
Ребенок прыгает, вы ему «Давай еще, еще, выше, выше».
Ребенок бегает, вы ему «Быстрее, сынок, классно!».
Результат: ребенок выполняет то, что вы ему говорите. Да, он бы и сам попрыгал и побегал.
Зато вы собственными комментариями заставляете его верить в то, что он делает ваши просьбы. И это у него хорошо выходит, это может быть даже радостно и абсолютно не скучно.
Звучит может быть и не очень, но смысл абсолютно позитивный.
«Сладости для послушных малышей» — дети бегут к вам.
«Кто желает грушу – бежит ко мне» — дети бегут к вам.
Результат: дети учатся приходить к вам на вашу просьбу.
Тут хорошо помогает игра в «Замри».
Результат: ребенок понимает, что если вы просите "взять себя в руки" или постоять с ними рядом, то так и необходимо сделать.
- Способность договариваться и общаться.
Не требовать и не повелевать, а конкретно договариваться с ребенком. Постарайтесь ясно объяснить почему так, а не иначе.
Тогда ребенок будет себя ощущать менее уязвленным и лишенным чего-нибудь.
Результат: у ребенка вырабатывается понятие «договорились, значит необходимо делать так».
Разумеется мы помним о четвертом пункте: способность договариваться и общаться.
Но иногда ребенок не настроен просто просто вас слушать. И вот тогда начинается у кого что: кто на пол падает и топочет ногами, кто отворачивается от вас и собственным делом занимается, кто на все ваше «это» говорит собственное «не это».
И если подобное поведение ребенка показывает не необходимость и необходимость, а только каприз, то самым лучшим вариантом поведения родителей будет пренебрегать это. Да, да, не будет зрителя – не будет представления.
Все просто.
Как себя вести если ребенок не слушается? Ответ на данный вопрос в середине каждого родителя.
Вы как никто другой знаете собственного ребенка и конкретно вы знаете лучший подход к нему.
И подводя итог нашей непростой темы непослушания детей, есть смысл напомнить все же что мы взрослые, а наши дети – это только дети! И когда нам кажется, что ребенок выполняет это на зло, специально, желает нас расстроить, это навряд ли считается таким.
Возможно ребенок самоутверждается, пробует на вкус собственные возможности и силу оказать влияние на ситуацию. А на ком учится как не на собственных родителях?!
Терпения нам, родителям, и понимания.
Своенравный ребенок – где ошибка родителей и что сделать, если дети не слушаются?
Послушные дети — это нонсенс. Малышей, которые регулярно тихонечко сидят в уголочке и рисуют, безоговорочно слушаются взрослых, не шалят и не капризничают, просто не существует в природе.
Это — ребенок, а поэтому это норма.
Но иногда капризы и непослушание переходят все допустимые границы, и родители оказываются «в тупике» — наказывать не хочется, а дисциплина необходима как воздух.
О чем статья:
Причины, почему ребенок не слушается родителей или воспитателя
Прежде всего, разберитесь — «откуда ноги растут». Просто так ничего не происходит, а это означает, ищите корень «зла».
В этом случае причины могут быть следующими:
- Вы очень много разрешаете , и ребенок растет фактически в «бэби-ленде», где допускается все, и запреты отсутствуют, как таковые. Вседозволенность, как все знают, порождает безнаказанность и, как последствие, большие проблемы для двух сторон.
- Вчера (в 1,5-2 года) вы все позволяли, а сегодня (в 3-5 лет) резко перестали. Из-за того что решили, что период «непослушания, как нормы» прошёл, и пора вводить новые правила игры. Но ребенок-то уже привык к устаревшим правилам. И если вчера отец хохотал, когда малыш кидался в гостей поп-корном, то почему вдруг теперь это плохо и некультурно? Дисциплина — это «величина» систематическая. Она начинается с пеленок и длится неизменно, собственно тогда проблемы с непослушанием у мамы и папы отсутствуют.
- Ребенок не хорошо себя чувствует. Речь не о временном кратковременном недомогании, а о некой проблеме постоянного характера. Если все остальные причины отпадают, отвезите ребенка на исследование — возможно, его что-то тревожит (зубки, почки, животик, боль в суставах и др.).
- Несовпадение правил вне и в середине семьи. Такие противоречия всегда ставят ребенка в тупик. Он просто не понимает, почему дома можно, а в садике — нет (либо наоборот). Разумеется, дезориентация для пользы не пойдёт. Приглядитесь к сверстникам ребенка — возможно, причина в них. И побеседуйте с воспитателем.
- Ребенок расширяет собственный кругозор, собственные умения, знания и таланты. Он просто желает все попробовать. И путч — нормальная реакция на запрет. Не стоит пытаться быть злым полицейским — принимайте во внимание оригинальность ребенка. Силой склонить к той модели поведения, которая вам кажется правильной, все равно не выйдет. Направляйте детскую энергию в необходимое русло — так будет очень легко обуздать чадо.
- Вы чрезмерно давите собственным авторитетом. Дайте ребенку «воздуха» — он же желает быть самостоятельным! Придется все равно учиться решать собственные проблемы самому — пускай начинает в настоящий момент, если желает.
- Вас ревнуют. Возможно, у вашего ребенка возникла сестричка (братик), и ему просто не хватает вашей ласки и заботы.
- Ребенок не понимает, чего вы от него желаете. Довольно востребованная причина. Чтобы ребенок вас услышал и понял, он должен осознать — для чего он должен делать то, что его просит мама. Мотивируйте собственные просьбы!
- Вы слишком не хватает времени проводите с ребенком. Работа, магазины, дела, а дома хочется отдыха, уютной комедии и кофе с книжкой. Но ребенок этого не понимает. И не желает ждать, пока вы отдохнете, поработаете, дочитаете книгу. Вы ему необходимы регулярно. Постарайтесь выкраивать время для ребенка даже во времена полной занятости. Мы все делаемся намного спокойнее и счастливее, когда чувствуем, что нас любят.
Как вести себя родителям или воспитателю с непослушным ребенком – учимся правильному диалогу
Если вы ощущаете, что руки уже опускаются, с языка вот-вот слетит какая-то чепуха, а ладонь чешется от желания дать тапком по мягкому месту — выдохните, успокойтесь и запоминайте:
- Всегда объясняйте — почему «нельзя» и почему «нужно». Ребенок должен понимать монтируемые вами правила поведения.
- Никогда не меняйте данные правила. Если нельзя сегодня и тут, то нельзя на следующий день, спустя год, тут, там, у бабушки и др. Контроль над выполнением правил лежит на всех взрослых членах семьи — это обязательно требование. Если вы запретили сладенькое до обеда, то бабушка также должна данное правило исполнять и не кормить внука пирожочками до супа.
- Отучайтесь сюсюкать сразу. Это до года можно умиляться его шалостям, сюсюкать и улыбаться капризам. После года — берите дело в собственные руки, одетые, со своей стороны, в ежовые рукавицы. Да, будут обиды сначала. Это хорошо. Зато через 2-3 года вы не будете вопить подруге в трубку — «я больше не могу, он меня не слушается!». Обижается? Не жалеем! Слова «Нет» и «Нужно» — металлические. Не вздумайте улыбнуться, а то будет как в смешном рассказе — «эй, парни, да она же шутит!».
- Ребенок не хочет играть по вашим правилам? Будьте мудрее. Отказался собирать раскиданные кубики — предложите игру на скорость. Кто быстрее соберет — тому молоко с печеньем (естественно, не торопитесь). Не желает ложиться спать? Заведите привычку — по вечерам купать его в ароматной водичке с высокой пеной и игрушками. А после — интересную сказку на ночь. И проблема будет решена.
- Нахваливайте чадо за послушание, помощь и выполнение ваших просьб. Чем чаще вы будете его восхвалять, тем сильнее он будет пытаться вас обрадовать. Для малышей принципиально важно, когда родители ими гордятся и радуются их успехам. От этого у детей отрастают «крылья».
- Строгий и правильный режим дня. Обязательно! Без режима сна/питания вы никогда ничего не добьетесь.
- Перед тем как сказать «нельзя», нужно хорошо подумать: а, может быть, все же можно? Ребенок желает попрыгать по лужам: почему нельзя, если он в сапожках? Ведь это радостно! Попробуйте вспомнить себя ребенком. Или ребенок желает поваляться в сугробе и сделать ангела. Снова же, почему нет? Надевайте ребенка по погоде с учетом его желаний, и вот тогда взамен вашего «нельзя» и криков ребенка, будет веселый смех и долгая признательность. Желает кидаться камушками? Поставьте в надежном месте (свободном от прохожих) кегли или банки — пускай кидает и учится меткости. Что можно и что нельзя воспрещать ребенку — основные правила для родителей.
- Направляйте активность чада. Ищите способы, через которые он сможет выплескивать энергию. Не запрещайте ему рисовать на объемных обоях, отдайте ему целую стенку под «раскраски» или нужно наклеить 2-3 белых ватмана — пускай творит. Может, это грядущий Дали. Лезет в ваши кастрюльки, мешает готовить? Посадите его за стол, замешайте ему стакан муки с водой — пускай лепит «пельмени».
И, разумеется, сохраняйте бдительность к собственному карапузу.
Не забывайте, что внимания и понимания хочется в разном возрасте, а в детском — кратно больше.
Главные ошибки родителей в воспитании непослушных детей – начните воспитание с себя!
- «Ну, тогда я тебя не люблю». Окончательная и непростительная ошибка, которую позволять нельзя ни в каком случае. Игнорируйте его плохие действия, однако не его самого. Не любите его капризы, однако не его самого. Ребенок должен твердо знать, что мама будет предпочитать его всегда и любым, что она никогда его не разлюбит, никогда не бросит, не придаст и не обманет. Запугиваниями вы поселяете в ребенке страх, что его бросят или разлюбят. Возможно, он будет сидеть совсем глубоко в середине, но определенно будет оказывать влияние на характер, развитие и личность ребенка.
- Не следует допускать молчания. Хуже нет для ребенка, чем мама, которая его «не замечает». Даже, если это — за дело. Отругайте, накажите, лишите сладкого (и др.), однако не лишайте чадо собственного внимания и ласки.
- «Сам поймет, сам научится». Разумеется ребенок должен стать самостоятельным, и ему необходима конкретная свобода. Однако не перегибайте палку! Предоставленная свобода не обязана стать безразличием.
- Никогда не применяйте физическое наказание. Во-первых, вы лишь загоните ребенка в ту «ракушку», из которой он просто не захочет потом вылезать. Второе, он запомнит это на всю жизнь. Третье, вы ничего этим не добьетесь. Ну и четвертое, к подобному виду наказания прибегают только слабые люди, неспособные наладить обычный контакт с ребенком.
- Не балуйте чадо. Да, хочется все наиболее эффективное для него, и хочется все-все разрешать, и пяточки перед тем как ложиться спать целовать, и убирать за ним игрушки, и др. И пускай он кушает, когда захочет, проводит во сне с мамой и папой хоть до женитьбы, красит кошек и засыпает рыбок мукой — только бы дитю было хорошо. Да? Подобный подход ошибочный с самого начала. Вседозволенность приводит к тому, что ребенок просто не будет готов к жизни в обществе. И если вы не жалеете себя (а вам, ох, как достанется в данном варианте, и очень скоро), то пожалейте детей, с которыми вашему ребенку придется учиться. И самого ребенка, которому будет очень тяжело общаться с ребятами, вежливыми радикально по-иному.
- Не запихивайте ребенка в части и кружки, к которым у него не лежит душа. Если вы мечтали, чтобы он играл на флейте, это не означает, что он тоже мечтает о флейте. Быстрее всего, он желает играть в футбол, конструировать, рисовать и др. Руководствуйтесь желаниями ребенка, а не собственными мечтами. К примеру, нужно узнать, как выбрать спорт для ребенка по его характеру и характеру.
- А что же делать с поцелуями? Если ребенок нуждается в ваших объятьях и поцелуях, то не отказывайте ему в них. Часто бывает, что ребенок сам льнет, обнимает, просится на руки и в открытую просит «обнимашек». Это означает, вашему ребенку не хватает ласки. Однако если дитя против, то навязывать собственную любовь не следует.
- Не вымещайте собственную злость на малыше. Ваши проблемы не должны касаться ребенка. А ваше «можно» не должно зависеть от вашего скверного настроения.
- «У меня нет времени». Даже, если ваш день плотно расписан по минутам, это не повод, чтобы ребенок искал «окно» в вашем расписании и записывался на прием. Ищите время для собственного ребенка! 30 минут, 20 минут, но посвященных исключительно ему — любимому, родному человечку, которому вас очень не хватает.
- Не применяйте подкуп, стараясь заставить ребенка что-то сделать. Учитесь договариваться без взяток. Иначе в дальнейшем без них ребенок вообще не будет ничего делать. Взяткой может быть только ваша сказка на ночь, игра с папой и др.
- Не пугайте чадо «барабашками», полицией, дядей Васей-алкашом из соседней квартиры. Страх — не инструмент для воспитания.
- Не наказывайте ребенка и не читайте ему нравоучений, если ребенок кушает, болеет , только проснулся или желает спать, во время игры, и также когда он хотел вам помочь, и при чужих людях.
И, разумеется, не нужно забывать, что детский капризный и «вредный» возраст пролетает довольно быстро. Дисциплина должна быть, однако без любви и заботы все ваши правила бесполезны.
Были ли в вашей супружеской жизни похожие ситуации?
И как вы из них выходили? Поделитесь собственными историями в комментариях ниже!
Не слушаются дети: ошибки воспитания, которые приводят к непослушанию
Знакомые истории, согласны? Не приходилось ли вам задумываться над тем, почему ваши дети вас не слушаются?
Не искали причин непослушания в собственных воспитательных подходах? Необходимо рассмотреть самые типичные ошибки взрослых, приводящих к непослушанию у их детей.
Первое, что необходимо понять родителям, это то, что те правила и ограничения, которые они внушают собственным детям и просят их обязательного выполнения, детям очень часто не понятны. Ребенок на самом деле может искренне не понимать, для чего ложиться спать днем, если пасть не хочется, почему нельзя бегать по лужам, если это так радостно, почему нельзя есть тогда, когда хочется, почему придется убирать собственные игрушки, если они и так хорошо валяются по всему жилому помещению… Со стороны родителей наивно считать, что дети осознают всю необходимость выполнения того, что просят от них родители.
Тем более это касается малышей.
Да и в намного старшем возрасте дети, пожалуй, скорее, согласны и подчиняются требованиям, чем знают их полностью.
Как бы родители не ругались, как бы ни кричали на детей, какие бы санкции к ним ни приняли, дети все равно хотят делать все по-своему.
Наиболее остро такая модель поведения вырисовывается в возрасте 3-4 лет и в подростковом периоде. Собственно в данные периоды обостряется процесс эмансипации детей.
Их отделение от родителей, формирование нового уровня самостоятельности.
Впрочем, помимо данных возрастных свойств, на проявление непослушания оказывает влияние и поведение самих родителей, тактика воспитания и согласованность в подходах воспитания между взрослыми.
Одна из причин формирования модели непослушания считается непоследовательность родителей в собственных требованиях к ребенку.
В особенности, выдвинув условие, отец или мама не просят от ребенка его выполнения по тем или другим причинам. Среди подобных причин могут быть:
— жалобы ребенка на утомленность и нехорошее самочувствие, слезы, плач
— наличие «защиты» от требующего родителя у иного близкого человека
— практический отказ родителя от собственного требования, отсутствие его настойчивости
— предъявление неоднозначных требований.
Если родители не очень усердно настаивают на выполнении требований либо же отменяют их, а может быть, устав требовать, выполняют это за ребенка сами, последний быстро начинает понимать, что покорять требованиям взрослого не всегда обязательно.
Иногда дети согласны послушать все ругательства в собственный адрес, постоять в углу, быть лишенными мультиков и другое, только бы не делать то, чего не хотят, так как все равно за них все будет сделано взрослыми. Подобную модель поведения взрослых дети быстро начинают применять для своей выгоды.
Они начинают себя вести так, словно ничего не слыхали, продолжая заниматься собственными делами. Благодаря этому, выдвинув условие, папе и маме важно настоять на том, чтобы оно было сделано.
Говоря иначе, родители должны проявить очередность в требованиях и их исполнении.
Не менее важное влияние на развитие у детей непослушания выступает и разница в подходах к воспитанию взрослыми. Если мама что-то запрещает, а отец, наоборот, разрешает, то ребенок очень быстро начинает понимать, что на любые запреты матери он всегда может взять разрешение отца.
Благодаря этому, реакцией ребенка на запрет или условие со стороны одного взрослого выступает обращение к иному для избегания подчинения требованиям первого.
5 способов «заставить» ребенка слушаться родителей
Для того чтобы не насаждать у ребенка непослушание, родителям необходимо договориться между собой относительно принципов воспитания и тех требований, которые они предъявляют к ребенку.
Это же касается и тех близких людей, которые тоже принимают участие в воспитании ребенка: бабушек, дедушек и другое.
Также на непослушания оказывает влияние непоследовательность или не понимаемая ребенком очередность взрослых в собственных требованиях. Например, если родители запрещают ребенку бегать по лужам или валяться в снегу, но выполняют это не всегда, ребенку остается так и не понятным, можно в конце концов валяться в снегу или нельзя.
Некоторые мамы мне объясняли, что позволяют детям играть в снегу тогда, когда просто идут гулять, но запрещают, если вышли с ребенком в гости или пошли по каким-либо делам.
Любая разноречивость в требованиях, их непоследовательное или непонятное в очередности предъявление (то можно, то нельзя) приводит к непониманию ребенком мотивов родителей, а это означает, даёт повод пренебрегать требования. Для того чтобы ребенок понимал разницу в том, когда что-то делать можно, а когда нельзя, ребенку маленькие детали этих требований необходимо объяснять.
Бывают ситуации, когда родители отменяют собственные требования из-за причины плача ребенка либо же его жалоб на утомленность или нехорошее самочувствие. Дети очень смышленые и быстро знают, что этим методом получиться избежать подчинения взрослому.
Благодаря этому, выдвигая условие, отец и мама должны либо не реагировать на капризы ребенка, не откладывать собственные требования в ответ на слезы и жалобы. Более детально о формировании капризности как характерные черты ребенка я напишу в другой статье данного цикла.
Подводя итоги данной теме мне нужно упомянуть, что послушания ребенка добиваются последовательностью в требованиях, настойчивостью и достижением понимания ребенком требований родителей.
Что сделать, если ребенок не слушается
Вы себя считаете хорошим родителем, который выполняет все для счастья и безопасности собственного ребенка. Но когда ребёнок не слушается без видимой на то причины, вас одолевают сомнения, все ли вы делаете правильно?
Мы собрали для вас пару рекомендаций про то, как вести себя с непослушным ребёнком и как построить крепкие и конфиденциальные отношения с будущим поколением.
Содержание
Имеет ли возраст значение?
С возрастом способность и готовность ребёнка реагировать на просьбы родителя меняется. Ребёнок должен обучиться управлять собственными желаниями и порывами, чтобы принимать авторитет и отвечать ожиданиям окружающих его людей.
Не обращая внимания на то, что дети часто «ходят по краешку» и тестируют границы дозволенного, регулярное неповиновение считается положительной трудностью в разном возрасте. Постоянное непослушание скорее всего поставит под опасность благосостояние ребёнка по отдельности и семьи в общем, и также перерасти в устойчивую проблемную модель поведения.
Возрастные кризисы у детей 3-7 лет
Дети младшего возраста эгоцентричны – согласно их точке зрения, мир есть единственно для удовлетворения их потребностей и интересов. На данной стадии у ребёнка уже сформировано доверие к родителям и опекунам, но есть инстинктивное ощущение опасности и подозрительности по сравнению с другими людям, особенно незнакомым.
Дошкольники начинают контролировать своё поведение и проверять границы независимости и дозволенности. Они мыслят и думают определенными терминами, а не отвлеченными и гипотетическими образами.
Дошкольники не оценивают вещи и ситуации с позиции чужой точки зрения.
Каждое действие имеет эгоцентрическую, чётко направленную цель. Дети такого возраста не откладуют удовлетворение желаний на второй план – когда они чего-то хотят, они хотят это немедленно.
Все это их делает чувствительными к окружению. Семейная гармоничность и стабильность в доме – вот основа спокойствия и счастья ребёнка.
Скандалы и ссоры в семье могут отложить существенный отпечаток на психике дошкольника. Как следствие, он может зациклиться в себе, попробовать поискать поддержку в ином месте или попытаться убежать.
Рекомендации, которые смогут помочь вам сделать лучше отношения с ребёнком дошкольного возраста:
- создайте дневной режим с необходимым числом времени для сна и отдыха, и также постоянным приемом пищи. Усталый, голодный и скучающий ребёнок предрасположен к раздражительности и непослушанию;
- концентрируйтесь исключительно на непосредственном контакте с ребёнком. Отложите все дела и ни на что не отвлекайтесь. Установите визуальный контакт, по желанию что-то сказать или попросить;
- будьте правильным примером, демонстрируя коммуникативные умения, например способность слушать, сосредотачиваться, ставить визуальный контакт и задавать уточняющие вопросы;
- общайтесь доступным языком и обычными тезисами;
- уточняйте, что ребёнок слушал вас, понял и принял слова к действию. Достаточно обычного «да»;
- «Из-за того что я так сказал…» – вам не всегда необходимо объяснять мотивы, лежащие в основе просьбы, так как часто это приводит к неиспользуемым вопросам и ссорам;
- остерегайтесь повторения одного и того же вопроса или просьбы опять и опять – это подрывает ваш авторитет.
Эти рекомендации смогут помочь закрепить родительский авторитет и сделать лучше ваши отношения с дошкольником. В таком возрасте ребёнок с меньшей вероятностью будет противиться и выражать непослушание, если приобретёт чёткие инструкции и почувствует поддержку.
Ребенок не слушается в 8-12 лет: что сделать?
В начальной школе дети больше общаются с собственными сверстниками, педагогами и прочими авторитетными для них фигурами. Они начинают ощущать уверенность и гордость за собственные успехи, умения и новые способности.
Их ощущение идентичности еще развито не очень сильно – дети только «прощупывают» его, учась самоконтролю и независимости.
Впрочем, так как их отношение к риску, ответственности и социальным нормативам невозможно назвать зрелым, они предрасположены действовать непризвольно, идя на поводу у любопытства.
Учащиеся начальной школы ведут себя более четко и аргументировано, чем их младшие братья и сестры.
Все таки, такие дети все еще не способны думать абстрактно – основная часть их мыслей и действий направлены на определенную, чётко установленную цель.
Учащиеся начальной школы могут обобщать определенную информацию, но просьбы и правила, которые установлены родителями, все равно обязаны иметь чёткий и обоснованный характер:
- постоянно пытайтесь давать ребёнку выбор из 2-ух потенциальных вариантов. Настаивайте на выборе из предоставленных вариантов, даже в том случае, если дети просят еще один вариант;
- включите в собственный дневной режим принудительное общение с ребёнком на различные темы;
- не решайте все проблемы за ребёнка – лучше спросите, какое решение видит он, обговорите преимущества, и недостатки;
- применяйте авторитетные фразы, например «я хочу, чтобы ты…», и «в настоящий момент прекрасное время для тебя…»;
- отстаивайте собственную власть и авторитет спокойным, но решительным тоном;
- попросите ребёнка подумать и написать про то, что он сделал неверно и как это поправить. Потом обговорите это;
- максимально упростите «семейные правила». Варианты: (1) уважай себя и прочих, (2) – уважай чужую собственность и (3) слушайся и выполняй. Данные правила станут основой позитивной семейной атмосферы.
Чёткие правила, инструкции и отстаивание родительского авторитета немаловажны для правильных взаимоотношений с ребёнком младшего школьного возраста. Дети должны обучиться уважению.
Более того, учащимся начальной школы нужно объяснить, что хотя важно принимать и делиться собственными эмоциях, они не должны побеждать и становиться основой разногласия в семье.
Как общаться с непослушным подростком?
Подростки имеют более развитое ощущение самоидентификации. То, как себя они воспринимают, определяет их взгляд на собственное место и важность в мире.
Это образовывает основу ценностей и убеждений, определяющих их поведение. Они лучше знают правила и ожидания, которые предъявляет к ним общество.
Но важно понимать, что подростки регулярно «тестируют» степень собственной независимости и контроля в контексте данных границ.
Поведение подростка зависит от трех факторов: личность, степень возбудимости и кол-во накопленного стресса.
Молодые люди менее предрасположены к риску, но их поведение часто кажется более вызывающим.
Но, очень часто, это происходит без злого умысла. Просто им необходимы видимые границы, в середине которых они будут формироваться и взрослеть.
Если ребёнок подросткового периода не ощущает поддержки, уважения и признания в семье, он будет искать их в ином месте.
Также, без участия членов семейства в его жизни, подросток становится агрессивным и депрессивным.
По официальной статистике, каждый год в Российской Федерации из дома уходит более 50 тысяч детей.
Усредненный возраст “потеряшек” – 10-13 лет. Дети сбегают или станут непослушными из-за разных причин:
- насилие в семье или ожесточённое обращение к ребёнку;
- проблемы в семье (к примеру, разъезд родителей, развод, новый ребёнок, новый отчим/мачеха);
- травля и издевательства в образовательном учреждении;
- стресс из-за проблем в школе, давление со стороны сверстников, приём спиртного или наркотиков или остальные проблемы (к примеру, бедная любовь, финансовые сложности, плохие условия для проживания и т.д.).
Еще, это могут быть проблемы с психическим здоровьем, также депрессия и тревога. Или подросток сделал что-то, чего стесняется и стесняться.
Первый основополагающий шаг при непослушании подростка, когда тот отказывается исполнять просьбы и следовать правилам родителей, – изучение причин и более глубоких мотивов его поведения.
Решите данные вопросы спокойно и с пониманием. Попросите разъяснений.
- Как родитель, сосредоточитесь на собственном отношении к ребёнку, а не на методах воспитания и дисциплины. Сохраняйте хорошее настроение.
- Регулярно показывайте подростку любовь, почтение и его важность. Учтите, что подростки особенно восприимчивы к неудачам и отказам.
- Не забывайте, что в подростком возрасте ребенок чувствует все чувства в гиперболизированной форме – будь то стыд, смущение, страх, любовь и так дальше. Проявляйте почтение и сочувствие к его чувствам.
- Уважайте опыт и интеллект вашего малыша. В настоящий момент он находятся на ранней стадии принятия контроля над собственной жизнью. Покажите подростку, что вы видите его развитие, видите, как он вырос и стал мудрее. Будьте другом и наставником, а не начальником и боссом.
- Чётко и ясно объясняйте, что вы желаете от ребёнка. Забудьте про намёки и завуалированную форму подачи информации.
- Смотрите, говорите и действуйте с полной решительностью в собственном родительском авторитете.
- Не боритесь с подростком за власть. К примеру, не запрещайте что-нибудь делать, но предупредите о потенциальных последствиях.
- Осуществляйте контроль на том уровне, на котором ребенок показывает зрелость. К примеру:
- если ребёнок проявляет эгоистичность и эгоцентризм, то вы должны выражать требовательность и даже действия;
- если он переходит от борьбы к партнерству, то и вы должны заменить диктатуру готовностью к переговорам;
- если у ребёнка хорошо развито ощущение ответственности, то подберите мягкий вариант контроля (поощряйте его инициативы, проявляйте почтение и сочувствие.
Примите тот момент, что ваш ребёнок, перейдя в подростковую фазу развития, наверное, захочет немного расправить крылья и проверить собственную независимость. Важно, чтобы вы позволяли ему взаимодействовать с миром на его условиях, пока подросток находится в относительной безопасности.
Теперь необходимо рассмотреть некоторые из потенциальных причин, почему дети показывают непослушание и как с этим бороться.
Почему ребёнок не слушается
Существует очень много причин, по которой ребёнок не хочет слушаться и считаться с вашими желаниями и требованиями. Возможно, он просто не понимает, что от него требуется.
Есть большое отличие между ребёнком, который предпочитает не покоряться руководствам или действовать наперекор вашим ожиданиям, и ребёнком, который не способен эти инструкции исполнять.
Осознанный выбор не слушать родителя часто построен на выгоде – ребёнок воспринимает непослушание как возможность блеснуть перед друзьями, радостно скоротать время или убежать от малоприятной ему ситуации.
Он может абсолютно не понимать, почему от него ждут повиновения, не видеть неблагоприятных последствий собственного непослушания или, напротив, ждать дискомфорт от повиновения родителю.
Дети постарше могут также стать недоверчивыми, если они посчитают, что родитель или иная фигура власти имеет недостаточно мудрости и уважения.
Неспособность отвечать требованиям – это нечто абсолютно другое.
Ребёнок может не понимать, чего от него ждут.
Он может быть не в состоянии удерживать собственные эмоции или контролировать поведение. У подобных детей очень часто находится внутренний дискомфорт или инцидент, который побуждает их делать «странные» вещи.
Когда вы, как родитель или педагог, поймёте, считается ли поведение ребёнка сознательным выбором или непроизвольным действием, вы должны перейти к оценке этого поведения. Постарайтесь быть объективными и всегда смотрите глубже, чтобы найти настоящие причины, лежащие в основе непослушания.
Некоторые потенциальные причины:
- давление со стороны сверстников;
- потребление психоактивных веществ;
- проблемы с настроением (к примеру, тревога, депрессия);
- чувствительность (к примеру, умственная отсталость);
- травма (к примеру, серьёзная потеря, издевательства);
- проблемы с самоконтролем (к примеру, пресечение гнева, враждебности);
- паранойя (к примеру, сомнение);
- антисоциальные линии личности (к примеру, обман, чёрствость).
В зависимости от степени серьёзности, с целью решения любого из данных вопросов может понадобится профессиональная помощь. Если вы очень озабочены, лучше обратиться к профессионалу.
Однако не забывайте, что кроме каких-нибудь серьёзных отклонений и психологических проблем, не регулярное непослушание встречается среди детей любого возраста, когда они проверяют границы дозволенности и независимости.
ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ СЛУШАЮТСЯ И ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ? — Марафон НЕПОСЛУШНЫЙ РЕБЕНОК 2019 — Света Гончарова
Кроме уже сказанных советов, распределенных по возрастным категориям, есть некоторые общие способы, которые смогут помочь родителю справиться с непослушным ребёнком.
Рекомендации для родителей
Специалисты выделяют два метода для установки взаимоотношений с непослушным ребёнком. Первый именуется «установление контакта перед просьбой», и вот как он функционирует.
Установление контакта перед просьбой или требованием
Когда вы хотите, чтобы ваш ребёнок что-то сделал, сначала спокойно понаблюдайте, чем он занят в данный момент. Оцените уровень заинтересованности и увлечённости ребёнка.
Прокомментируйте или задайте вопрос про то, что ребенок выполняет, чтобы показать интерес. «Я вижу, что ты …» или «Расскажи мне, чем ты таким интересным занят?»
Спросите, можете ли вы присоединиться к нему.
Пускай ваш ребёнок на себя возьмет инициативу за ваше участие в общем деле.
Дождитесь естественного окончания дела или спросите ребёнка, не желает ли он заняться чем-нибудь еще.
Выбор даёт детям ощущение контроля.
Такими действиями вы показали ребёнку, что для вас важнее всего его мнение, его увлечения.
В результате у вас возникло намного шансов больше «сотрудничать» с ребёнком без пререканий и непослушания, чем если бы вы дали незамедлительное указание.
Правило пяти минут
Еще 1 действенный метод состоит в применении 5-минутной техники предостережения.
Дети любого возраста, а именно небольшие, сопротивляются однообразной деятельности.
Если вы скажете ребёнку, что желаете, чтобы он сделал что-то через 5 минут, это ответит его желанию переключиться с одного вида деятельности на другой. Не просите сделать именно сейчас, немедленно…а через 5 минут.
Снова же, подобный подход даёт детям ощущение контроля.
И даёт шанс родителю заставить ребёнка сделать то, что необходимо.
– «Через 5 минут тебе пора очищать зубы»;
– «Я хочу, чтобы через 5 минут ты вышел из дома».
Попробуйте.
Вы приятно удивитесь, насколько такая, с первого взгляда обычная техника делает меньше истерики, гнев и ссоры в семье.
Иные рекомендации
Вот еще несколько дополнительных советов, как справляться с несговорчивым ребёнком. Прежде всего, сохраняйте хорошее настроение, спокойствие и уважительно относитесь к собственному ребёнку.
Будьте хорошим примером для подражания.
- Проверяйте собственные эмоции. Постоянно пытайтесь понять, что вы ощущаете и почему. Будьте честны с самими собой. Поищите более глубокую причину, по которой что-то вызывает гнев, разочарование или неодобрение.
- Выражайте собственные эмоции и давайте ребёнку возможность делать то же самое. Не нужно боятся и не стыдитесь рассказывать иным, как вы себя чувствуете и почему. Постарайтесь быть объективными и определенными.
- Сохраняйте спокойствие, даже когда вы чем-то расстроились. Поищите занятие или увлечения, которое поможет расслабиться и возобновить внутренний баланс. Можно пойти на пробежку или пройтись на улице, послушать музыку и так дальше.
- Попытайтесь понять точку зрения вашего малыша. Попросите объяснений, если вам что-нибудь не ясно. Если вы с большим вниманием слушали, проблема уже частично решена.
- Объясните собственную позицию на языке, который ваш ребёнок может понять. Дайте ему или ей уважительные причины для ограничений и запретов.
- Не применяйте угрозы, давление, запугивание, чтобы принудить ребёнка подчиниться.
- Обговорите вопрос, который вас тревожит. Будьте определенными. Дайте ребёнку возможность объясниться. Слушайте с большим вниманием.
- Не фокусируйтесь на проблеме. Сосредоточьтесь на решении. Составьте перечень как минимум из трех потенциальных вариантов. Попросите друга, члена семьи, учителя или соседа внести собственный взнос, если это нужно. Иная точка зрения в большинстве случаев помогает продвинуться вперёд.
- Покажите к ребёнку почтение как к ценному члену семьи. Признайте его сильные стороны, умения и способности. Составьте перечень и посмотрите, как любая из этих хороших сторон может быть применена для решения имеющейся проблемы.
- Дайте ребёнку свободу и возможность собственными силами принимать решения и переживать результаты.
Эти рекомендации должны Вам помочь сделать лучше ваши отношения с ребёнком, не зависимо от его возраста.
Когда вы установили один или несколько факторов, которые играют важную роль в непослушании вашего малыша, оцените действие любого из данных моментов на физическое и эмоциональное состояние и развитие ребёнка.
Если вы подозреваете, что отказ ребёнка слушать и исполнять ваши просьбы и поручения носит регулярный характер и имеет долговременные результаты, необходимо принимать более решительные действия.
Выявленные источники фрустрации в большинстве случаев приводят к подобным поведенческим проблемам, как отказ от повиновения, споры или мстительность, и также проблемам с гневом.
Вы должны вернуть доверие и осознание вашего малыша.
Быть семьей значит, что вы команда, которая всегда работает вместе.
Как поступить, если ребенок не слушается
Ребёнок, который плохо слушается или отказывается подчиняться родителям, быстрее всего, имеет веские на то причины. Как родитель, вы должны честно и честно оценить собственное поведение и отношения с ребёнком.
Чем он старше, тем труднее разобраться с причиной непослушания.
Если вы переживаете, что ваш ребёнок может убежать из дома, связаться с плохой компанией, «шататься» по улице ночью, или попасть под влияние незнакомого человека – принимайте более серьёзные меры, чем обычное предупреждение и наказание.
Слушайте собственного ребёнка.
Ищите отклонения в поведении, которые могут указывать на присутствие больших неприятностей в его жизни. Вы должны узнать, где и с кем проводит время ваш ребёнок.
Данная информация даст вам дополнительное ощущение уверенности, спокойствия и контроля. Прекрасный вариант – установить приложение «Где мои дети», оно собой представляет лучший инструмент для родителей по отслеживанию расположения ребёнка.
С его помощью можно оказать помощь собственному ребёнку быстро и в срок.
И помните, пока ваш ребёнок находится в безопасности, давайте ему пространство для развития и экспериментов.
Уравновесьте в собственном воспитательном подходе баланс доброты и твёрдости, и вы будете удивлены, сколько проблем разрешится настоящим путем.
Врач Комаровский про то, что делать, если ребенок не слушается родителей
Нет такого ребенка, который всегда бы слушался собственных родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши иногда «бунтуют» и показывают характер.
А некоторые дети так ведут себя достаточно часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап.
Знаменитый врач Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в данной ситуации необходимо делать.
Педагогические проблемы глазами медика
К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и прочих заболеваний. Очень часто родители приводят на прием к педиатру собственных детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным.
В большинстве случаев данная проблема появляется в семьях, где детям уже выполнилось 4 года.
Это очень поздно, говорит Комаровский, вопросами воспитания и послушания лучше всего заниматься тогда, когда ребенку выполнилось 1,5-2 года, а в совершенстве — с самого рождения.
Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в обоих вариантах: если ему с самого рождения давали очень много свободы и если ему очень часто утверждали слово «нельзя».
Задача родителей — найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.
Демократия в семье, предоставляющая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который станет истериками и скандалами достигать собственного например если ему что-то запретили.
Истерики
Если ребенок как то опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, без сомнения, малыш будет применять данный вариант действия родителями и бабушками часто. Благодаря этому если непокорное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о стены и пол, криками, по настоящему, очень долго, оптимальный способ — это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.
Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у новорожденного попросту нет мотивации к истерике.
Если кричит — необходимо удалиться из комнаты, где разворачивается «драма», если бьется — уложить подушечку, чтобы было мягче и удалиться из комнаты. Для родителей данный этап — очень непростой.
Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и жизнелюбием — все точно получится, если мама и отец будут последовательны в собственных действиях.
Не нужно бояться, что ребенок задохнется во время истерики, даже в том случае, если он всем видом показывает, что это вот-вот случится.
Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая запасной, это вызывает продолжительную паузу перед вдохом.
Если возникли вызывала немалые опасения, необходимо просто дунуть ребенку в лицо — он невольно сделает вдох.
Физические наказания
Врач Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого молодого возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет применять это знание всю собственную жизнь. Из этих людей, которые привыкли разрешать проблемы с окружающими с помощью силы, ничего отличного не вырастет.
Если мама или отец не способны решить проблем с собственным ребенком без использования физической силы, это повод для обращения к профессионалу — родителям необходима консультация психолога или психотерапевта. И это – умно и правильно, говорит Комаровский.
Вариантов наказания достаточно и без ремня: изъяснений, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек).
Основное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя утром, а его лишили вечернего просмотра мультипликационных фильмов, он уже не помнит, за что конкретно его наказали.
Поставить ребенка в угол — достаточно разумный способ наказания.
Ребенку в конфликтной ситуации необходимо побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и прочих развлекательных мероприятий. Комаровский советует устанавливать ребенка в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года — 3 минуты, 5 лет — 5 минут).
Что делать если ребенок вас не слушается?
В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему необходимо для жизни — прогулок на чистом воздухе, питья и пищи.
Рекомендации врачи Комаровского
Говорить окончательное «нельзя» следует собственно тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья ребенка и его семьи. Проволоку в розетку — нельзя, попой на холодный кафель — нельзя.
Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет здесь неуместен.
Лучше объяснить, почему это плохо, некомфортно, и почему лучше игрушки все же убрать. Тогда запрет восприметься малышом как нечто на самом деле важное.
Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придаёт ему значения.
Требуя что-то и доказывая собственное условие, родители должны стоять на собственном до конца.
Т о, что было нельзя вчера, должно быть нельзя и сейчас.
Все участники семейства должны поддерживать условие, и не заменять собственных решений.
Это — замечательная профилактика детских исдетских терик.
Если мама научит ребенка «проговаривать» собственные эмоции, именовать чувства словами (что особенно трудно дается всем детям! ), то это поможет малышу легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.
Способность выражать собственные эмоции освобождает ребенка от надобности кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны — только один способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.
Более детально о правилах воспитания непослушного ребенка врач Комаровский расскажет в собственной программе.
медицинский корреспондент, мастер по психосоматике, мама 4х детей