Отличие шиитов от суннитов

 

Как отличаются сунниты от шиитов?

Востоковед-арабист Андрей Чупрыгин об истории ислама, религиозных разногласиях и положении шиизма и суннизма сегодня
Суть различий суннитов и шиитов в религиозных разногласиях. Раскол (схизма) в исламе начал вызревать сразу же после смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры. Мухаммед был «харизматичным авторитетом», который, по словам Макса Вебера, «собой представляет хрупкую конструкцию, неспособную без изменений пережить собственного носителя».

Аналогичным образом, когда после смерти Мухаммеда возник вопрос про выбор преемника, было ясно, что им должен стать некто, очень приближенный к сохранившемуся образу покойного лидера.
Если сам Мухаммед обладал некими исключительными чертами, то, может быть, стоит искать преемника в семье пророка, среди его потомков, унаследовавших его харизму, ум и способности? Или вся мудрость и весь опыт уже и так есть в Коране и вот тогда нужен человек, лучший среди равных в части познания божественного послания? В этом случае идет речь о свободном выборе преемника среди хороших.

В результате те, кто считал нужным семейную преемственность, стали шиитами, а те, кто считал правильным избирать лучшего среди равных, — суннитами.
Аналогичным образом, смело можно говорить, что причина раскола в исламе на шиизм и суннизм крылась в борьбе за власть в рамках «избирательной кампании». Главная интрига развернулась вокруг 2-ух основных кандидатур: Абу Бакра ас-Сиддика, тестя Мухаммеда, и Али ибн Абу Активиста движения Талибан — кузена и зятя Мухаммеда, женатого на любимой дочурки пророка Фатиме.
В настоящий момент тяжело говорить на тему, почему сахаба — компаньоны пророка, его ближний круг последователей — остановили выбор на Абу Бакре. Оба кандидата были людьми популярными и пользовались популярностью.

Доказательство шиизма за одну минуту – Аятулла Мухсин Гираати

Быстрее всего, сыграла роль возрастная разница: Абу Бакр был существенно старше Али, что автоматично ставило его в разряд более мудрых. Возможно, сахаба не подобрали Али собственно благодаря тому, что он являлся членом семьи. Вышедши замуж за Мухаммеда, Аиша, дочь Абу Бакра, пришла в семью пророка, в то время как Мухаммед не считался, в согласии с традицией, вошедшим в семью Абу Бакра.

В завещаниях пророка достаточно внимания уделяют равенству всех мусульман, и, может быть, благодаря этому его ближний круг не захотел создавать факт «семейной исключительности». Так или по другому, Абу Бакр стал, став первым халифом и положив, сам того не желая, начало расколу в середине ислама.
За назначением халифа последовала вереница событий преимущественно светского, гражданского характера, которые и привели в результате к противоречиям доктринального толка, проявляющимся сегодня достаточно остро: сразу же после смерти Мухаммеда его дочь Фатима, она же супруга проигравшего кандидата Али, предоставила, как мы сказали бы сегодня, гражданский иск о праве вступления в наследие в отношении оазиса Фадак, принадлежавшего Мухаммеду. Абу Бакр, обладавший правом вынесения судебных решений, в иске отказал, сказав, что «посланник Бога не имел возможности иметь собственности», так что и наследовать нечего. Данное решение особо не понравилось «протошиитам», став дополнительным доводом, доказывающим, что Али был бы оптимальным кандидатом — уже тогда ходили слухи, что Мухаммед перед смертью подарил оазис Фатиме.

Следующим событием стала так именуемая проповедь Фатимы в мечети пророка, где, как гласит предание, Фатима прилюдно подвергла критике власть Абу Бакра как нелегитимную. С этого периода проводится отсчет процесса перехода раскола из сферы гражданской в сферу религиозную, из-за которого в исламе появились два ключевых соперничающих направления: шииты (Shi’at Ali — партия Али) и сунниты (Ahl Sunna — люди Cунны).
Значительное разногласие, как мы выше упоминали, сводилось к позиции по вопросу о том, кто может и должен руководить исламской уммой (сообществом): прямой отпрыск Мухаммеда по линии Али и Фатимы, на чем настаивают шииты, или человек, подобранный из наиболее хороших среди равных себе мусульман, как говорят сунниты. При этом, будучи правоверными мусульманами, и те и прочие приводят в подтверждение убедительные выдержки из священных текстов (часто теже самые, однако в различной интерпретации) в подтверждение собственной правоты и неправоты оппонента.
Имеется еще и противоречия, касающиеся роли имамата: шииты считают имама духовным лидером и руководителем общины одновременно, в то время как для суннитов имам — это прежде всего настоятель мечети. Хотя в данном вопросе не все определенно, границы понятий в большинстве случаев размыты. К примеру, большинство суннитов, также как и шииты, верят в приход Махди, который есть не кто иной, как скрывшийся в 260 году хиджры двенадцатый имам.

И те и прочие отсылают нас к пророчеству о двенадцати правильных имамах, но исключительно шииты ставят этот хадис во главу учения о властном наследовании (отсюда и наименование ключевого крыла шиитов — двунадесятники).
Другие противоречия относятся к сфере юриспруденции, толкования Корана, интерпретации Cунны пророка. Шииты, к примеру, не согласны с суннитской практикой развода, а сунниты, наоборот, возражают против практики «не постоянных браков» у шиитов.

Шииты, в отличии от суннитов, почитают высказывания имамов одинаково с пророчествами Cунны.
Эти все различия не имеют принципиального характера в духовной сфере. И те и прочие не перестают почитать Коран и Cунну в качестве источников веры и с ревностью хранят принцип единобожия. На протяжении тысячелетия существования 2-ух ключевых соперничающих течений в исламе противоречия между шиитами и суннитами иногда переносились из области духовной в область политическую, другими словами назад к истокам, приводя к конфликтам разной степени интенсивности, впрочем, кроме отдельных трагических событий, никогда не носили затяжного и особо кровавого характера.

Разница между шиитами и суннитами mp4

Тут, разумеется, лидером стал XXI век, вызвавший к жизни, понятно, самый ожесточённый и бескомпромиссный инцидент между шиитскими и суннитскими общинами за всю историю существования ислама.
В сегодняшнем мире шииты составляют приблизительно 11% мусульманского населения мира. Страны, в которых шииты составляют большинство: Иран — 93,4%, Азербайджан — 70%, Ирак — 62%. Большие общины шиитов находятся в Кувейте (30%), Ливане (34%), Йемене (40%).

Страной, претендующей на лидерство в шиитском мире, считается, разумеется, Иран. После революции 1979 года, когда к власти в Иране пришло кардинальное шиитское духовенство, Иран начал активно создавать говоря иначе шиитский пояс Иран — Сирия — Ливан (Хезболла), вызвав ухудшение конфликтной ситуации с Саудовской Аравией, которая сочла действия Ирана угрозой собственным интересам в регионе.

В основе столкновения ИРИ и КСА лежат преимущественно экономические соображения. Впрочем две стороны изначально разыгрывали карту шиито-суннитских противоречий в качестве мощного мобилизационного инструмента.
Последние несколько веков шииты и сунниты жили в относительном спокойствии. Однако в конце Двадцатого столетия ситуация, к несчастью, поменялась, и теперь мы имеем эскалирующий инцидент, перешедший в резкую религиозно-племенную форму.

Как мы уже обговорили выше, принципиальных непримиримых разногласий в действительности между шиитами и суннитами нет. Доказательством тому считается в том числе и то, что на протяжении веков в местах общего проживания шииты и сунниты часто посещали и посещают теже самые мечети, а исторический как показывает опыт, что, как только встречается начало шиито-суннитского конфликта в самом разном месте, здесь же можно отыскать в близи того, кто этот инцидент инспирировал совсем не в религиозных целях.
Андрей Чупрыгин, старший учитель Школы востоковедения факультета глобальной экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Чем сунниты выделяются от шиитов?

Ислам делится на 2 крупных направления — суннизм и шиизм. Сейчас сунниты составляют около 85 – 87% мусульман, а кол-во шиитов не превышает 10%.

 

Про то, как ислам раскололся на эти два направления и чем они разнятся, рассказывает АиФ.ru.

Когда и почему последователи ислама раскололись на суннитов и шиитов?

Мусульмане раскололись на суннитов и шиитов по политическим причинам. Во второй половине VII века после завершения правления халифа Али* в Арабском халифате** возникли споры о том, кто занимает его место. А дело все в том, что Али был зятем Пророка Мухаммеда***, и часть мусульман думала, что власть должна перейти собственно его потомкам.

Шииты всего мира празднуют Ашуру

Данную часть стали именовать «шиитами», что если перевести с арабского значит «власть Али». В то время, как иные последователи ислама ставили под сомнение исключительную привилегированность этого рода и предлагали большинством мусульманской общины подобрать иную кандидатуру из потомков Мухаммеда, объясняя собственную позицию выдержками из сунны — второго после Корана**** источника исламского права, отчего стали именоваться «суннитами».

Каковы различия в толковании ислама у суннитов и шиитов?

  • Сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты же равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али.
  • Сунниты и шииты по-разному подбирают высшую власть. У суннитов она принадлежит избираемым или назначаемым духовным лицам, а у шиитов представитель высшей власти должен быть только из рода Али.
  • Имам. Для суннитов это духовное лицо, которое заведует мечетью. Для шиитов это духовный лидер и отпрыск пророка Мухаммеда.
  • Сунниты изучают весь текст сунны, а шииты исключительно ту её часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи.
  • Шииты верят, что как то в лице «скрытого имама» придёт мессия.

Шииты не мусульмане? Мнение суннитов (не ваххабитов)

Могут ли сунниты и шииты вместе выполнять намаз и хадж?

Последователи разных течений ислама могут выполнять намаз (каждодневное пятикратное чтение молитв) вместе: не во всех мечетях это активно практикуется. Более того, сунниты и шииты могут выполнять общий хадж — паломничество в Мекку (город священный мусульман на Западе Саудовской Аравии).

В каких государствах большие шиитские общины?

Более всего последователей шиизма живёт в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Иране, Ливане и Йемене.

*Али ибн Абу Активист движения Талибан — выдающийся политический и социальный функционер; двоюродный брат, зять пророка Мухаммеда; первый имам в учении шиитов.
**Арабский халифат — исламское государство, появившееся в результате мусульманских завоеваний в VII–IX вв. Располагалось на территории современных Сирии, Египта, Ирана, Ирака, юга Закавказья, Средней Азии, севера Африки и юга Европы.
***Пророк Мухаммед (Мухаммад, Магомед, Мохаммед) — проповедник единобожия и пророк ислама, главная фигура в религии после Аллаха.

Как отличаются сунниты от шиитов

Отличие шиитов от суннитов

Шииты и сунниты — две главные ветки ислама, представители которых враждуют уже на протяжении многих веков. Причины неприязни обусловливаются большинством факторов, в том числе политическими.
Как передает Day.Az, об этом пишет russian7.ru.
Корни раскола
Разграничение мусульманской уммы (общины) на две ветки случилось в седьмом веке, после смерти пророка Мухаммеда. Между его сподвижниками возник спор о том, кто должен быть его приемником.

Часть мусульман выступала за выборность халифов, иная же видела новым предводителем уммы зятя Мухаммеда Али, а наследовать власть должны были исключительно его потомки.
Несогласные с этим ссылались на то, что ни в Коране, ни в Сунне о божественном назначении Али и его потомства, и еще об обоснованности их претензии на власть ничего не сказано. Шииты же говорили, что священные книги подлежат толкованию: то, что в них записано, не обязательно воспринимать буквально.
Через 24 года после смерти Мухаммеда, в 656 году, Али стал халифом. Но правил он непродолжительное время: в стране разразилась гражданская война, и в 661 году Али был убит в результате покушения. Потом власть в халифате захватил повелитель Сирии Муавия.

Он заключил союз с сыном Али имамом Хусейном. Последнему не нравилось, что Муавия собирался передать власть собственному сыну, что автоматично приводило к установке наследственной монархии.
Противостояние с потомками Муавии стало причиной убийству Хусейна и его сыновей в Кербеле. Как отмечает профессор Американского университета в Вашингтоне, автор книги "Путешествие в ислам" Акбар Ахмед, шииты признали Хусейна мучеником за веру, а город Кербела, где его убили, стал для них священным.
Потом раскол между мусульманами оформился целиком. Сторонники Али были названы "шиитами" (с арабского — "последователи Али"), а их соперники — "суннитами" (приверженцы догматического подхода).
Основные различия
По словам зампреда Совета муфтиев России Рушана Аббясова, в отличии от христианства, где разграничение на православие и католицизм случилось в основном на набожной основе, распад единой мусульманской общины случился как правило по политическим мотивам.
Для суннитов халиф может выбираться путем всенародного голосования. Также, они делят светскую власть и духовную: религиозный лидер должен прежде всего заниматься соответствующими вопросами.

Шииты же, отмечает востоковед-арабист Алексей Чупрыгин, считают, что верховодить мусульманами могут исключительно потомки Али — имамы, причем в их руках должна быть сконцентрирована как политическая, так и религиозная власть.
Сунниты считают, что строгое, догматическое следование предписаниям священных книг — кредо каждого мусульманина. В Сунне и Коране при этом не сказано о правах на власть Али и его потомков, а раз так, то претензии шиитов, считают их соперники, не имеют почвы.

По словам главы государства Института религии и политики Александра Игнатенко, шииты считают эксплуатируемый суннитами Коран сфальсифицированным, говоря, что оттуда собственно убраны стихи о назначении Али преемником Мухаммеда.
Посредничество между богом и человеком, которое, с точки зрения шиитов выполняет имам, для суннитов считается ересью. Для посредников Али же неприемлем суннитский догматизм, который, считают они, порождает кардинальные направления, в том числе ваххабизм.
С оружием в руках
В сегодняшнем мире сунниты составляют большинство мусульман — порядка 90%. Шииты же сосредоточены плотно, и как правило живут в Иране, Восточном Афганистане, Ираке, Сирии и Йемене.

Религийные разногласия, и еще непростая политическая атмосфера на Ближнем Востоке, отмечают специалисты, стала основой разразившихся на рубеже веков вооруженных конфликтных ситуаций между представителями 2-ух ветвей ислама.
Во второй половине 70-ых годов двадцатого века в Иране случилась Исламская революция, давшая начало подъему шиитов по всему Ближнему Востоку. Через год Ирак, большинство населения которого составляли шииты, но правящая верхушка при этом была суннитской, начал войну Ирану.

Конкретно данный инцидент стал первым в современной истории столкновением 2-ух ветвей ислама на поле боя.
Свержение режима Саддама Хуссейна в Ираке в 2003 году стало самим началом "шиитского реванша": они начали возвращать себе государственные посты и укреплять положение в системе госуправления, что вызвало возмущение суннитов. Впрочем профессор Мичиганского университета Хуан Коул говорит, что продолжающийся инцидент между 2-мя ветками ислама в данной стране связан больше с борьбой за власть, чем с религиозными разночтениями.
Еще одной точкой столкновения суннитов и шиитов стала Сирия. С 2011 года в арабской республике идет гражданская война, имеющую, в том числе, конфессиональную подоплеку. По данным обзора Международной комиссии по набожной свободе Госдепа за 2015 год, значительная часть сирийских мусульман (74%) — сунниты, шиизм исповедуют лишь 13% граждан.

При этом алавиты (ветвь шиизма) составляют правящую элиту в республике.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *