Почему не стоит бояться феминизма
Детальнее о волнах феминизма, хотя и очень америкоцентрированно, можно прочитать, к примеру, в данной заметке на Vox.
8 вопросов о 8 марта: что это за праздник и почему феминизм необходим всем
Все началось в 1910 году: в Дании участницы Второй международной конференции женщин-социалисток из 17 стран решили отмечать в марте Международный женский день. Это был не очень праздник, а быстрее возможность каждый год внимание привлекать к борьбе женщин за равные права: оплату труда, право голосовать на выборах, равный доступ к образованию и т.п.
Праздником «красоты и женственности» этот день стал во времена СССР (с 1921 года — национальный праздник, с 1965 — выходной): понемногу вместо благодарности за участие в революции женщинам стали благодарить за красоту и вдохновение. Так праздник из политического стал домашним.
Впрочем на Западе первоначальный смысл этого дня сохранился: в 1975 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила резолюцию, благодаря ей каждой из стран-участниц предлагалось отмечать Международный день прав женщин. Конкретно этот день и попал в календарь независимой Украины.
Примерно с 2010-х украинские феминистки возвращают 8 марта его политическое значение: устраивают публичные акции и марши, напоминают о важности соблюдения равных прав и фокусируют внимание на насилие над женщинами.
Кстати, благодаря этому День матери не может заменить Международный женский день: не все женщины есть / хотят / могут / планируют быть матерями, однако права и потребности есть у любой.
Кстати, то, что инициаторами Международного дня прав женщин были социалистки, не делает данный праздник социалистическим. Честно.
Когда же идет речь о небиологических, а условно психологических различиях, то феминистки опровергают их естественное происхождение. Еще Симона де Бовуар в собственном труде «Второй пол» предполагала, что гендерные различия (женщины – заботливые, мужчины – смелые и т.п.) – это ничто больше, чем навязанный исторически конструкт.
Это то движение, которое происходит от суфражисток, которые курили белье?
История о феминистках, которые жгли собственные лифчики как символ свободы от гнета патриархата – это один из вредных мифов, распространяемых для того, чтобы оттолкнуть от направления тех, кто в ней заинтересовался. Бюстгальтеры жгли в 1968-м во время протеста против следующего конкурса красоты. Тогда митингующие собрать белье, парики, женские журналы и еще какое-то количество вещей и сожгли их в «Мурке свободы».
Разобравшись с этим, можно вернуться к короткому экскурсу в историю феминизма. Хотя его корни можно проследить во все эпохи – от древности до Ренессанса – все, что было до первой волны феминизма, полагают протофеминизмом. Едва ли не самой громкой фигурой протофеминизма считать можно Олимпию де Гуж, которая в первой половине 90-ых годов XVIII века издала «Декларация прав женщины и гражданки», пародию на Декларацию прав человека маркиза де Лафаета. За собственную деятельность ее отправили в казнь, однако, как считала сама де Гуж, если тебя можно отправить на эшафот, то можно и в парламент.
Разобравшись с этим, можно вернуться к короткому экскурсу в историю феминизма. Хотя его корни можно проследить во все эпохи – от древности до Ренессанса – все, что было до первой волны феминизма, полагают протофеминизмом. Едва ли не самой громкой фигурой протофеминизма считать можно Олимпию де Гуж, которая в первой половине 90-ых годов XVIII века издала «Декларация прав женщины и гражданки», пародию на Декларацию прав человека маркиза де Лафаета. За собственную деятельность ее отправили в казнь, однако, как считала сама де Гуж, если тебя можно отправить на эшафот, то можно и в парламент.
Lists with This Book
как быстро и безболезненно избавиться от страшных и забавных правил о феминизм2 — спрашивает у читательского круга аннотация. Не могу сказать, что эта книжка пригодится в данном деле. Я ожидала от этой книги более научно-популярного формата, легкого для большого круга лиц. Я прочитала методическое пособие для людей, уже имеющих определенный опыт феминистской споры.
Что понравилось: в конце тематических разделов существует много рекомендованных книг, научных трудов, фильмов, аудио- и видео-материалов, отправляемых как быстро и безболезненно избавиться от страшных и забавных правил о феминизм2 — спрашивает у читательского круга аннотация. Не могу сказать, что эта книжка пригодится в данном деле. Я ожидала от этой книги более научно-популярного формата, легкого для большого круга лиц. Я прочитала методическое пособие для людей, уже имеющих определенный опыт феминистской споры.
Что понравилось: в конце тематических разделов много рекомендованных книг, научных работ, фильмов, аудио- и видео-материалов, ссылок на внешние ресурсы и т.д.
Что не понравилось: сходство книги на учебник. Текст насыщен именами и ссылками, но сложно понять, насколько данная информация важна для поверхностных разговоров и споров на идейном уровне. Язык перенасыщен терминами, подобный на канцелярит, если их не знать до прочтения, уровень сложности книги растет ощутимо. Стиль текста разнородна – предложения в семь слов и предложения длиной в параграф на полстраницы идут друг с другом.
Разочарована несоответствием содержимому обложке 🙁 . more
Это весьма хорошее вступление к пониманию феминизма. Книжка имеет четкую справочную структуру, которая распадается на три части:
1) история феминизма на западе;
2) феминистическая оптика к изучению социальной реальности;
3) история феминизма в Украине.
Но второй блок очень связан с первым, поэтому считать можно, что блоков меньше
История феминизма считается рассказом о трех волнах феминизма: какую задачу они ставили, каковы ключевые фигуры и тексты для каждой из волн. Если первая волна (практически, либеральный Это весьма хорошее вступление к пониманию феминизма. Книжка имеет четкую справочную структуру, которая распадается на три части:
1) история феминизма на западе;
2) феминистическая оптика к изучению социальной реальности;
3) история феминизма в Украине.
Но второй блок очень связан с первым, поэтому считать можно, что блоков меньше
История феминизма считается рассказом о трех волнах феминизма: какую задачу они ставили, каковы ключевые фигуры и тексты для каждой из волн. Если первая волна (практически, либеральный феминизм) требует равенства прав женщин и мужчин, то вторая волна уже показывает неравенства в частной сфере (пишу в кавычках, так как в данной волне приватное перестает быть вполне приватным) — когда говорим о репродуктивном труде, уходе за детьми и т.п. Третья же волна больше занимается вопросами идентичности — в широком смысле. Ясно, что все три волны сейчас сосуществуют, поскольку ни одна из них не смогла осуществить полностью собственные задачи. Поэтому второй блок и связан с первым, так как эта феминистская оптика оказывается фишкой второй и еще более третьей волн феминизма.
История феминизма в Украине очень печальная, так как оказывается, что в Украине феминизм таки minority faith: женские организации составляют всего 4% от всех ГО. Да и список феминистских организаций и инициатив полный, но от этого становится грустно: как же их мало, и как часто некоторые из них существовали не больше десятилетия (некоторые — и то меньше).
Существенных преимуществ текста два:
1) списки литературы и фильмов к каждой теме — можно узнать как можно больше, а еще посмотреть документалку, или лекцию, либо даже игровой фильм по теме;
2) критичность к феминизму: автор показывает, что феминизм довольно неоднороден, причем одни направления сопротивляются иным. К примеру, есть pro-life феминизм, который противостоит pro-choice феминизма и говорит, что аборты – зло, так как это повиновение патриархата, который говорит, что женщина должна быть сексуальным объектом, чем нивелируется материнство, есть трансфеминизм, борющийся с предубеждениями. относительно ЛГБТ в обстановке феминисток, есть спорящие направления феминизма, должны ли быть женщины в армии, либо нет (это повиновение мужской культуре насилия или равенство с мужчинами?). И подобных примеров много. Особенно интересным был раздел о постколониальном феминизме, противостоящем западному. Ведь последний как бы и образец, но предлагает повестку дня, которая абсолютно не отражает реалии постколониальных обществ.
В книге есть и ряд определенных минусов. К примеру, автор определяет власть и как неравенство в ресурсах, а еще как возможности оказывать влияние на принимаемые решения и действия остальных людей. Относительно второй части – да, это власть, а вот первая – нет. Власть не считается неравенством в ресурсах, поскольку это и есть неравенство. Вебер определял три критерия: экономические ресурсы, власть и статус.
Также обидно за Энгельса, являющийся фанатом среднего класса и занимался правами женщин только из данного слоя. Как раз нет, Энгельс был женат на работнице (да, фабрикант), чем вызвал недовольство у Маркса и его жены, которые думали, что это заметный мезальянс.
Кроме того, немного тяжело понять, левый феминизм, марксистский феминизм и социалистический феминизм — это все варианты одного направления, или различные?
И изъян, что в тексте постсоветское пространство очень небольшое в Украину, Россию и Белоруссию, хотя автор искренне пишет, что постсоветское пространство так разнородно, что нельзя охватить все в одной главе.
Подытоживая, книжка стоит прочтение — это хорошее вступление к проблематике, которое еще вполне может исполнять роль справочника. . more
Книжка определенно стоима, но меня никак не оставляет впечатление что она могла бы быть намного круче.
Начало просто супер, как и структура книги. Но, для меня доступный стиль изложения и любопытный подача чередовала с набором сухих фактов, сильно напоминавших научный труд, либо же конспект лекций. Меня регулярно не оставляло впечатление, что вот мне на следующую практичную необходимо выучить все имена великих феминисток с их научными трудами.
Я не сказала бы что это плохо, каждому собственное, просто для меня хор.
Начало просто супер, как и структура книги. Но, для меня доступный стиль изложения и любопытный подача чередовала с набором сухих фактов, сильно напоминавших научный труд, либо же конспект лекций. Меня регулярно не оставляло впечатление, что вот мне на следующую практичную необходимо выучить все имена великих феминисток с их научными трудами.
Я не сказала бы что это плохо, каждому собственное, просто для меня хороший нон-фик ценен скорее идеями чем фактами и я привередливо хочу, чтобы фактам меня учили из-за интересных историй и хорошего изложения.
Возможно, я ошибаюсь, но создалось впечатление неоднородности книги, будто бы часть была написана собственно как книжка для общей аудитории, а часть начертана из диссертаций и научных работ автора. Тут выкрикивает и разница стилей. И это довольно легко можно заметить по словечкам, которые так любят в научных кругах и которые можно не прилагая больших усилий заменить намного простыми, книжка же для простых людей и им не очень обязательно знать что такое комодификация, перформативность, упрек, коммеморация, субверсивный, опрессивный и др. Мой мозг может и не заметил бы таких слов в силу знания английского, если бы человек, читавший библиотечную книгу ко мне, бережно не пообводил бы эти слова карандашом и не повыделял бы их вопросительными знаками. А че? – скажут умные люди. – Пускай учат новые слова, эти просточеловеческие плебеи, нечего отливать. Вот мы на инъязе еще и не такое учили. Прекрасностью коммеморации по вашей опрессивности!
Просто для меня тема феминизма особенно актуальна, поэтому мне очень жаль, что подобные мелочи могут напугать человека от последующего изучения темы. В остальных комментариях уже говорили, что книжка так и не отвечает собственному наименованию, потому почему не стоит бояться феминизма мы так и не узнаем. Я бы дала ей название Феминизм 101, так как это замечательный подручный по феминизму для соответствующего курса в университете, скажем. После любого раздела есть выводы и куча дополнительной литературы, что несомненно очень ценно, но я мечтаю, чтобы для этих ленивых срок как я, была книжка, доступным языком, где не только перечислялись бы труды ученых, а было бы глубже написано об их идеях. Хотя, пожалуй, тогда эту книгу понадобилось бы разделить на приличный десяток.
Особо отмечу, что автор обращается к истории феминизма в Украине, а это для меня чрезвычайно ценно. И вообще, не обращая внимания на вот все, что я тут нашкрябала, книжка мне понравилась, хотя и давалась не всегда легко, но это быстрее из-за неверных ожиданий к книге, а не через сам текст. . more
Просто для меня тема феминизма особенно актуальна, поэтому мне очень жаль, что подобные мелочи могут напугать человека от последующего изучения темы. В остальных комментариях уже говорили, что книжка так и не отвечает собственному наименованию, потому почему не стоит бояться феминизма мы так и не узнаем. Я бы дала ей название Феминизм 101, так как это замечательный подручный по феминизму для соответствующего курса в университете, скажем. После любого раздела есть выводы и куча дополнительной литературы, что несомненно очень ценно, но я мечтаю, чтобы для этих ленивых срок как я, была книжка, доступным языком, где не только перечислялись бы труды ученых, а было бы глубже написано об их идеях. Хотя, пожалуй, тогда эту книгу понадобилось бы разделить на приличный десяток.
Даже тут феминистки осуждают друг друга. Есть ли единство в движении?
Как и остальные социальные движения, феминизм не считается монолитом. Феминистическое движение развивается в самых различных странах по-разному, сосредотачиваясь на более актуальных проблемах женщин. Феминистки приходят из самых разнообразных бэкграундов и опыта, их интересуют различные вещи. Благодаря этому существуют различные направления феминизма.
Либеральный феминизм стремится обеспечить равные права и возможности между полами, в частности в образовании, работе и политике. Они применяют демократические и либеральные рычаги, например лоббирование законов, создание критических центров, поддержка финансовых фондов и т.п. В противоположность им кардинальные феминистки возлагают больше вины на мужчин и обвиняют патриархат в целенаправленном подавлении женского движения. Они известны акционизмом и громкими протестами.
Феминистские направления можно перечислять вечно: анархофеминизм, экофеминизм, трансфеминизм и т.д. Больше же внимания в либеральном обществе сейчас уделяют интерсекционному феминизму. Он заключен в вере в то, что борьба за отдельные униженные группы общества отдельно друг от друга не принесёт настоящего результата. Поэтому в вопросах феминизма стоит иметь ввиду также расовые проблемы, ЛГБТ+ дискриминацию, общественное неравенство и т.д.
Причина, почему расизм считается частью феминистского дискурса, лежит в самом определении феминизма. Феминизм – это политическая доктрина и практика, направленная на освобождение всех женщин: цветных женщин, женщин из рабочего класса, бедных, лесбиянок, стариков, а еще экономически привилегированных гетеросексуальных женщин. Все, что охватывает меньше, чем названные проблемы, не феминизм, а женское самовозвышение
Барбара Смит, активистка феминистского движения
Поэтому прежде чем выговаривать какой-то тезис о разнице между мужчинами и женщинами, потратьте пару минут на поиск данной информации на английском.
Содержание
Вторая волна и либеральный феминизм: главные задачи и достижения в обеспечении гендерного равенства. С. 75
Феминистическое мнение после постмодерного поворота: квир-феминизм, трансфеминизм, третья волна феминизма. С. 223
Украинский феминизм 1990-х годов: исторические истоки и практики привлечения внимания к тематике. С. 267
Тоже опровергнуто. Шутки о женщинах за рулем не имеют никаких оснований. Если верить британскому исследованию, то только 21% женщин нарушали правила дорожного движения против 79% мужчин. Мужчины существенно чаще садились за подвыпивший руль, ехали быстрее, чем не запрещается и не имели страховки. Аналогичные результаты показали исследования британской Автомобильной Ассоциации. По их данным, женщины больше уделяли внимание дороге и слепым зонам, реже пользовались телефоном и были более вежливыми для остальных участников движения.
Также советуем прочесть
Дмитриева Валерия Олеговна. Гендерные стереотипы в адаптированных заграничных форматах канала СТБ [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — N 12 ч. 2. — С. 186-189 — Библиогр. в конце ст.
Гончарова Ю. От равных прав до равных возможностей [Текст] // Юридический вестник. — 2017. — N 1. — С. 39-44 — Библиогр. в конце ст.
Крыса Оксана. Феминистический дискурс украинской культуры [Текст] // Украинская культура. — 2013. — N 3. — С. 62-65
Мартенюк Тамара. По всему миру по образованию: пособие. из междунар. стипенд. обучение/ Т. Марценюк; ред. М. Ковальчук-К. : Факел, 2015. — 149, [1] с., ISBN 978-617-7173-34-1, 978-966-1676-91-5
Молодежь Украины: от образования к труду: [монография]/ С. Бархатная, О. Виноградов, Л. Ребенок, Т. Марценюк; Государственный университет Киево-Могилянская академия; ред. О. Пазюк- К. : Киево-Могилян. акад., 2010. — 202 с., ISBN 978-966-2410-09-9
Павлычко Соломия Дмитриевна. Феминизм/С.д. Павлычко; урегулировать. В.П. Агеева-К. : Изд-во Саломеи Павлычко Основы, 2002. — 322 с. — Имен. покажи.: с. 317-322, ISBN 966-500-212-0
Источник — https://kufer.media/gajdy/8-pytan-pro-8-bereznya-shho-tse-za-svyato-i-chomu-feminizm-potriben-vsim/
Источник — https://nachasi.com/cards/2021/11/10/what-is-feminism/
Источник — https://www.goodreads.com/book/show/41180601
Источник — https://nachasi.com/cards/2021/11/10/what-is-feminism/
Источник — https://lib.kherson.ua/ru-publ.chomu-ne-varto-boyatisya-feminizmu-978-617-7286-34-8
Источник — https://lib.kherson.ua/ru-publ.chomu-ne-varto-boyatisya-feminizmu-978-617-7286-34-8
Как поставить человека на место? 5 фраз, о которых нужно узнать 16+
14 ошибок перед тем как ложиться спать, о которых вы не догадывались