Нарушение внимания: что сделать, если донимают халатность, рассеянность и забывчивость
Рассеянность внимания – это довольно серьезно нарушение нервной системы, с которым может соприкоснуться каждый человек. Иногда рассеянность проходит собственными силами, а порой, наоборот, провоцирует еще существенные проблемы.
Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять крепкий дискомфорт и мешать нормальной деятельности. Так что же такое рассеянность и халатность с медицинской точки зрения, как вырисовывается состояние это и как с ним бороться?
Что подобное внимание с точки зрения психологии
Внимание – это понятие когнитивной психологии, оно собой представляет степень процесса обработки определённой информации, которую наш мозг получает из внешней среды.
Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, и еще за счёт него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает по центру нашего сознания, другие детали воспринимаются слабо, не четко, однако при этом направление нашего внимания может меняться.
Внимание бывает нескольких типов:
- Непроизвольного типа. В рабочий период данного типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не перед собой ставит цель.
- Произвольного типа. Во время такой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
- Послепроизвольного типа. Во время данного типа внимания отличительно снижение волевых усилий, однако при этом сохраняется цель быть внимательным.
Что такое рассеянность
Первым делом рассеянность – состояние это халатности, постоянной забывчивости, которое регулярно сопровождает человека.
Необходимо не забывать, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение собственной жизни.
Наличие этого нарушения в обычной жизни приводят к разным проблемам, а порой к очень серьезным. Общение с этими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться особенно трудно.
По этой причине состояние это необходимо лечить, чтобы оно не стало причиной более большим последствиям.
Разновидности нарушения
Рассеянное внимание может быть разнообразных видов:
- практичного вида;
- поэтического вида;
- очень маленького вида.
Практичное расстройство внимания
Халатность данного вида может возникать фактически у каждого человека в результате однообразного и монотонного процесса работы.
Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, и еще, если у человека имеются какие-то заболевания.
Самая маленькая рассеянность
Самая маленькая халатность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить собственное внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в собственные свои проблемы.
Этот тип нарушения появляется из-за причины того, что человек не может отключиться от внутренних переживаний. Свои переживания отвлекают его от всего, что он выполняет.
Поэтическая натура летает высоко…
При этом нарушении внимания человек находится регулярно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет ограничений по возрасту.
Он относится как правило к людям, у которых креативный характер, для них хорошо быть регулярно в задумчивости, поиске, осмыслении.
Разновидности проявлений
Синдром рассеянного внимания может возникать по разному, а конкретно:
- Неудовлетворительная концентрация — рассеянность. Благодаря этому нарушения происходит снижение способности к запоминанию
увиденного или услышанного. Свойственна людям, которые сильно восприимчивы к разным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
- Ригидность – это медленность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на иную. Данное состояние встречается у заболевших с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
- Непрочное — скачкообразное внимание. Для этого состояния отличительно регулярное перескакивание с одной темы на иную, благодаря этому появляются проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто появляется у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что за собой влечет возникновение проблем с памятью, снижение успеваемости.
Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:
Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…
Рассеянность внимания могут вызвать разные причины. Для начала необходимо отметить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют халатность, истощение, скачки и инертность внимания:
- На фоне появлении физической и умственной усталости.
- При хроническом недосыпании, бессоннице.
- При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
- Иногда у людей некоторых профессий, в процессе собственной работы, вырабатывается повадка, при которой встречается сосредоточивание на предмете собственных научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это говоря иначе инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она становиться лучше, просто люди, которые работают в научной области либо другой области, откидывают все не необходимое и пытаются удержать собственное внимание на самом важном.
- Перемены связанные с возрастом. С возрастом, конкретно у стариков за 70 становятся слабее функции концентрирования внимания и появляется его расстройство.
- Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать собственное внимание, что за собой влечет состояние рассеянности.
Неврологические и иные нарушения
Рассеянность, забывчивость и халатность могут появляться из-за разных заболеваний и нарушений в организме:
- во время трудностей с кровоснабжением и питанием мозга головы, которые связаны с нарушениями сосудистого характера –
атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
- разные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
- заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
- разные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
- возникновение головных болей с самым разнообразным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
- проблемы со сном, состояние бессонницы;
- состояние гипоксии;
- факторы генетического типа;
- если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
- если в организме есть нехватка полезных элементов (железо, магний) либо наоборот излишек (свинец).
Рассеянность и забывчивость у детей — основной показатель СДВГ
Очень часто рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще людей помоложе отличается в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме.
В начале собственного пути ему требуется мотивировка и контроль со стороны родителей.
Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто считается одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка есть данное нарушение, то у него появляется рассеянность типа «порхающее» внимание.
Основными особенностями этого состояния являются невысокий уровень концентрации и быстрое невольное переключение внимания.
Причины и симптоматика
Рассеянность и забывчивость у несовершеннолетних детей как правило провоцируют может показаться безобидные факторы и причины:
- разные консерванты, ароматизирующие вещества, иные добавки к пище, которые содержатся в немалом количестве в современных деликатесах;
- лекарства, которые считаются производными от салициловой кислоты;
- если есть очень высокое желание к сладостям;
- проблемы с углеводным обменом;
- появление проявлений аллергии на еду;
- если есть нехватка необходимых компонентов химии для организма ребенка, особенно железа и магния;
- если есть очень высокое содержание в крови тяжёлого металла – свинца. Его излишек может привести к тяжёлым патологиям ЦНС и к появлению умственной отсталости.
Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:
- состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суматохи;
- часто переключается с одного занятия на иное, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
- ребенок не может собрать себя на одном определенном задании;
- у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.
Кроме таких симптомов необходимо обращать свое внимание и на прочие признаки:
- ребенок не может сосредоточиться на определенном задании, регулярно отвлекается от него;
- часто теряет или забывает собственные принадлежности для школы, вещи, игрушки;
- регулярно отказывается от выполнения конкретной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
- появления проблем с успеваемостью благодаря тому, что ребенок не может окончить даже обычные задания;
- медленность;
- пребывает в постоянной мечтательности;
- не слушает инструкции;
- может быстро переключиться на иное задание, при этом, не сделав до конца предыдущее.
Цели и методы диагностики
Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие исследования:
- Осмотр невролога. Во время исследования доктор должен оценить состояние очень маленькой моторики, и еще обнаружить невралгические симптомы.
- Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
- Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого исследования ценится уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении продолжительного задания и иные состояния.
Плюс к этому проводятся инструментальные исследования и сдаются лабораторные анализы:
- химический анализ крови, при котором устанавливается уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
- генетические анализы;
- проведение УЗИ сосудов головы с допплером;
- электроэнцефалография (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с использованием методов вызванных потенциалов (ВП);
- проведение магнитно-резонансной томографии.
Комплекс мер
Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:
- приемы по корректировки поведения;
- психотерапевтические методы;
- нейропсихологическая коррекция.
Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить с помощью занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время таких занятий решаются разные головоломки, логические задачи.
Все занятия необходимо четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физ. активности и отдыха. Но если это лечение не даёт результаты, тогда можно применить и остальные типы лечения.
Ключевые лекарства, которые дают возможность бороться с рассеянностью, забывчивостью и халатностью у ребенка – это психостимуляторы, которые необходимо принимать исключительно под контролем доктора:
- Глицин. Данное средство увеличивает трудоспособность, делает лучше умственную деятельность, оказывает хорошее действие на ЦНС. В
сутки принимается 1 таблетка под язык.
- Пирацетам. Делает лучше умственную деятельность. В день принимается по 30-50 мг.
- Биотредин. Оказывает положительное действие на когнитивные функции. Увеличивает внимательность и делает лучше память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
- Фенибут. Помогает улучшить кровообращение в головном мозге, делает лучше умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.
Во время физиотерапевтического лечения проводятся такие процедуры:
- лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проходит облучение 3-5 зон организма;
- ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
- ингаляционные процедуры 5-10;
- УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
- курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.
Как развить внимательность — будет не лишне и взрослым и детям:
Что сделать родителям невнимательного ребенка?
Существенную роль при проблемах у собственного ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны исполнять такие требования:
- обязательно приспасабливаться под режим собственного ребенка и каждый раз его исполнять;
- контролировать, чтобы в направления дня ребенок ощущал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не лучше всего, чтобы он долго находился перед телевизором или компьютера;
- пытаться вызвать интерес ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, и еще ходить с ним регулярно гулять на чистый воздух;
- лучше всего отказаться от посещений мест с сильным накоплением людей, не звать к себе очень много гостей.
Внимание у ребенка нужно тренировать с самого детства, чтобы в последующем у него не появилось состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Лучше всего его заинтересовывать разными развивающими играми.
Еще в грудном возрасте необходимо демонстрировать различные игрушки и именовать их, чтобы он уже мог сфокусировать внимание на них.
Если вдруг вы уже увидели у собственного ребенка признаки расстройства внимания, то нужно на начальной стадии начать собственными силами развивать внимательность и целеустремленность.
Приобретите игры для развития, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и любое занятие доложен исполнять до конца, а для облегчения данного процесса родители должны ему в этом помогать.
Как прекратить быть рассеянным и увеличить внимательность?
Признаки трудностей с памятью
Есть 2 вида памяти: недолгая и длительная. Недолгая – кладет информацию на какое-то время, без понимания сути информации.
Человек может усвоить мелодию, слова из песни или рекламы. В долгосрочной памяти информация анализируется и откладывается надолго.
Это могут быть воспоминания из детства, знания, полученные на уроке в школе или институте. Проблемы с памятью имеют различный характер:
- Временный, или транзиторный. Человек может забыть названия предметов, имя собеседника, когда лицо кажется знакомым. Забытая информация полностью восстанавливается, спустя небольшой период времени;
- Постоянный, или перманентный, к примеру, забыть о собственными силами назначенной встрече. Потерянная информация не восстанавливается или вспоминается с трудом.
Самая популярная проблема – «паталогическая» забывчивость или амнезия. В данном случае человек помнит про то, что он должен что-нибудь сделать, однако не может припомнить, что конкретно. Признаки амнезии:
- Сложно формулировать собственные мысли, выбирать правильные по смыслу слова;
- Человек часто не может отыскать необходимую вещь, даже в том случае, если сам её куда-то уложил;
- Теряется ориентация в пространстве, даже в хорошо знакомых местах. Человек забывает, куда стоит идти, как именуется улица, на которой он живет;
- Путаются дни недели, числа, месяцы;
- Человек не помнит, что он говорил, по этой причине еще раз рассказывает историю;
- Забывчивость в ежедневных делах. Человек не имеет возможность приобрести продукты без перечня, не помнит, закрыл ли он дверь;
- Сложно запомнить информацию, пользоваться руководствами, разобраться в электронной технике.
К проблемам с памятью также относится снижение внимания. Признаки:
- Халатность. Человек не может вникнуть в суть разговора, воспринимает информацию раздробленно. Прочитав несколько предложений в книге, не помнит, о чем шла речь;
- Замедленное восприятие. Сложно переключаться с одной темы на иную, работать с техникой и компьютерными программами. Резкая смена темы разговора приводит в ступор;
- Плохая концентрация. Человек регулярно отвлекается во время ответственной работы, не может закончить.
Нельзя дать правильный ответ на вопрос «почему приходит в негодность память?», ухудшения встречаются как у пожилых, так и у людей помоложе. Человек может терять память в результате травмы головы, неврозов, частых стрессовых ситуаций.
Если одни проблемы с памятью решаются, когда уходят стрессы и нервное напряжение, иные могут стать симптомом начала заболевания.
У взрослых
В осознанном возрасте провалы в памяти появляются в результате сложностей со здоровьем или из-за возрастных изменений. Главные причины резкого ухудшения памяти:
- Стрессовые ситуации, постоянные переживания и перегрузы на работе;
- Результаты черепно-мозговых травм, сотрясений;
- Неуравновешенность вегетативной нервной системы. Нарушения работы дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
- Гормональные перебои;
- Опухоли мозга, в том числе доброкачественные;
- Перенесенные инсульты и инфаркты;
- Нарушение кровообращения мозга головы. Очень часто появляется в результате атеросклеротического болезни сосудов, когда мозг не получает нужное кол-во кислорода;
- Расстройства психики (депрессия, шизофрения);
- Развитие заболевания Альцгеймера;
- Сахарный диабет.
Стоит обратить внимание! Память может частично исчезать в результате физической и психологической усталости организма.
Проблема носит временный характер и проходит после отдыха.
У молодых
Причины появления проблемы с памятью у людей помоложе могут появляться из-за малоподвижного стиля жизни и сидячей работы. Забывчивость появляется из-за перегрузки мозга информацией, явление нередко встречается среди студентов.
Когда парень или девушка пытается выучить много за 1 раз, мозг отказывается что-нибудь запоминать и воссоздавать. Постоянные заболевания, черепно-мозговые травмы и стрессы одинаково плохо воздействуют на память 40-летнего мужчины и 20-летнего парня.
У детей
Если усугубилась детская память, причинами этому могут быть ослабление иммунитета, анемия, постоянные простудные болезни. Головной мозг ребенка, который часто и сложно болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление.
Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы воздействуют на способность запоминать. Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию.
Тем более это касается детей в возрасте до 13 лет. Проблемы с памятью появляются у малышей с врожденными проблемами мозга головы.
Девочка думает за столом
Как сосредоточиться и прекратить отвлекаться
Когда основой рассеянности становится утомленность – нужно выполнить паузу и расслабиться. Помогает в данном случае и смена деятельности – пройдитесь по улице, полистайте журнал или книгу.
В рабочий период сосредотачивайтесь на текущем моменте. Боритесь с попытками мозга начать мечтать , иначе рассеянность и халатность станут нормой вашей жизни.
Выдумывайте сознательные ассоциации – связывайте дела с предметами. В результате, очутившись в необходимом месте, вы будете не забывать, что нужно выполнить.
Если вас ждут дела – начните, безотлагательно
Много незаконченных дел, которые вы собрали, засоряют ваш разум, распыляют внимание, не давая сосредоточиться на наиболее животрепещущей проблеме. Правильно выставляйте приоритеты и занимайтесь первым делом важными делами
Применяйте зрительные и «напоминалки». Это могут быть , будильники, липкие листья, специализированные компьютерные программы.
В определенный момент эти помощники напомнят вам о деле, которым следует заняться.
Остерегайтесь хаоса и беспорядка. Все не которое относится к делу на вашем столе для работы и каждый раз отвлекает вас, не дает возможность полноценно сосредоточиться на работе
Удалите книги, журналы, фотографии, старые ярлыки и другие вещи, на которые рассеивается ваше внимание
Если вы взволнованны какими-либо событиями, сильно устали, отложите серьезные дела на пару часов или дней. До того времени вы успеете "взять себя в руки" и расслабиться, по этой причине значительных ошибок не совершите.
Каждый человек сталкивался с ситуацией, когда он что-то забыл, опоздал, пообещал и не выполнил. Очень часто это не связано напрямую с памятью, а считается следствием рассеянности или халатности.
Учеными обосновано, что элементарное отсутствие концентрации часто затрудняет людям жизнь. Значит, нужно что-нибудь изменять, а мы постараемся рассказать, как освободится от рассеянности и халатности.
Техногенная перегрузка
Последние достижения науки и техники не только делают нашу жизнь удобней, но и полностью захватывают наше внимание. До определённого момента ваш мозг может, как замечательный секретарь, разложить все по полочкам и структурировать собственные задачи.
Но чем больше дел вы делаете одновременно, тем труднее сосредоточиться на каждом по отдельности.
Представьте: вы работаете над служебным отчётом, вместе с этим ведёте переписку по аське, получаете SMS, да ещё и пытаетесь настроить интенсивность работы кондиционера. Даже не удивляет, что чем больше кнопок вы жмете, тем быстрее забываете, чем вообще занимались.
Что сделать. Самый простой выход — вести ежедневник, записывая туда все, что вам необходимо сделать за сегодня. А ещё попробуйте устраивать себе дни отдыха от Интернета и мобильного телефона.
Заметите, что когда эти все «гаджеты» будут отключены, вы намного быстрее управитесь с собственной работой.
Когда необходимо обратиться к врачу. Если, оторвавшись от работы, чтобы отправить SMS, вы долго не можете вернуться к делу и ищите новых поводов им не заниматься.
Плохая работа
Неудовлетворённость — собой, работой, домом, чем хотите — будет причиной серьёзных хронических проблем. А так как работа занимает одну из главных позиций у нас в жизни, неудовлетворённость работой порой играет важную роль в нашем психическом состоянии.
Разумеется, иногда всем нам докучает то, что мы делаем. Однако если вы регулярно работаете через силу и никаким образом не интересуетесь тем, чем занимаетесь, даже не удивляет, что ваше внимание более охотно перескакивает на что-то вне вашей работы.
Что сделать. Путь один — заменить работу.
Когда необходимо обратиться к врачу. Проблемы на работе на самом деле могут быть следствием СДВГ. Если человек не в состоянии исполнять последовательные операции, плохо справится с коллективными задачами и меняет рабочее место несколько раз в году, есть повод подумать и получить консультацию с профессионалом.
Психологи также отмечают, что симптомом СДВГ может быть постоянное ощущение своей бесполезности и невысокая профессиональная самомнение.
Психологи выделяют три типа халатности
«Порхающее» внимание
Это слабая концентрация внимания, для которого специфична легкая невольная переключаемость. Такая халатность свойственна, к примеру, дошкольниками. Она приходит при усталости, после бессонной ночи, во время боли головы или при однообразной монотонной работе.
Разновидность такой рассеянности – дорожный гипноз, когда человек впадает в состояние полудремы, грядущее при долгой поездке по спокойной дороге.
«Профессорская» рассеянность
При втором типе халатности встречается большая концентрация внимания с проблемой переключения, которая свойственна, к примеру, ученым, сосредоточенным на собственных мыслях, – говоря иначе «профессорская» рассеянность. Многие великие люди были рассеянными, так как были сосредоточены на собственном творчестве.
К примеру, Н. Жуковский, которого именуют отцом русской авиации, как то принимал гостей в своей гостиной. Через пару часов он встал, надел шляпу и стал прощаться, извиняясь, что засиделся в гостях и пора домой.
А британский физик и математик Исаак Ньютон как то, решив сварить яйцо, уложил взамен него в воду часы. Доходило и до подобных казусов: астролог Галилей не мог узнать в супружеской постели собственную жену, так как забыл, что женился.
А историк Моммзен, разыскивая собственные очки, поблагодарил девочку, подавшую ему их, и задал вопрос, как ее зовут. «Анна, твоя дочь, отец» — ответила девочка.
Аналогичный вид халатности встречается у людей, которых преследуют навязчивые мысли, или у людей, чрезмерно поглощенных реализацией сверхценной идеи – идеей-фикс.
Слабая концентрация внимания
И Третий тип халатности – это слабая концентрация внимания с еще более слабой переключаемостью. Она специфична для людей, у которых понижена сила и подвижность нервных процессов. В большинстве случаев в данном случае говорят о старческой рассеянности.
У здоровых же людей данные процессы уменьшаются при переутомлении.
Интересно, что психологи, изучая рассеянность и забывчивость, в ходе эксперимента следили за группой людей и увидели, что у мужчин данные показатели «обострялись» в период с 8 до 10 часов утра, а у женщин – с 10 до 12 часов. А независимо от пола пик совершения ошибок отмечался с 4 до 6 часов дня и с 8 до 10 часов вечера.
Что оказывает влияние на ухудшение памяти
Кроме заболеваний и напряжений, есть иные факторы, неприметно провоцирующие снижение памяти:
- Хмельной напиток. Оказывает влияние на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение. Уменьшается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация. Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается;
- Курение. Головной мозг насыщается кислородом вперемешку с сигаретным дымом и токсичными веществами, которые в нем содержатся. Даже в небольшом количестве сигареты будут ухудшать работу мозга;
- Недомер тиамина – вещества, нужного для работы центральной нервной системы, метаболических процессов. Его минус провоцирует проблемы с непродолжительной и долгосрочной памятью;
- Минус сна. Когда человек проводит во сне, организм создаёт мозговые потоки и волны, отвечающих за сохранность информации. Волны передают воспоминания и мысли в кору мозга головы, где собирается и хранится долговременная информация. Если человек проводит во сне мало, волны не успевают вырабатываться, информация не откладывается. Минус сна ведет к провалам в памяти и непродолжительной её потере;
- Повадка делать несколько дел сразу. Некоторые неправильно думают, что подобным образом тренируют собственную память и увеличивают продуктивность. В действительности мозг не может хорошо работать в нескольких направлениях, в результате уменьшается внимательность.
Стоит обратить внимание! Некоторые лекарства провоцируют временные провалы в памяти, к ним можно отнести обезболивающие и снотворные препараты.
Частично аналогичными характеристиками обладают антидепрессанты и средства от аллергические реакции.
Диагностика
Для диагностирования причин, повлиявших на появление рассеянности, могут назначать МРТ
Если есть наличие рассеянности назначают следующие исследования:
- сначала пациенту рекомендуется пройти осмотр невролога, на котором доктор оценивает состояние функционирования очень маленькой моторики, исключает наличие или отсутствие неврологической симптоматики;
- проведение нейропсихологического теста с целью оценивания уровня интеллектуальных способностей, внимания и работоспособности;
- генетический анализ;
- биохимия крови с целью определения уровня глюкозы, магния, железа, свинца;
- исследование при помощи ультразвука сосудов мозга головы с использованием допплерографии;
- магнитно-резонансная томография;
- электроэнцефалография с ВП.
Стресс
Частые стрессы воздействуют на состояние когнитивных центров нашего мозга. Человек теряет способность ясно думать и быстро реагировать на окружающую обстановку.
Что сделать. Попробуйте проводить сеансы отдыха хотя бы 2 раза в день.
Поищите уединённое спокойное место и сосредоточьтесь на одной мысли или образе. 5-10 минут такой медитации будет довольно, чтобы привести собственные мыслительные способности больше или меньше в порядок.
Когда необходимо обратиться к врачу. Когда стресс и рассеянность перерастают в депрессию или резкие немотивированные перепады настроения.
Виды внимания и невнимательности
Учёные выделяют пару вариантов внимания.
Произвольным (вальяжным, эмоциональным) именуют внимание, проявляющееся независимо от наших усилий, или «само по себе»: когда мы встречаем в толпе человека, одетого ярко и необычно, или внезапно слышим громкие звуки и т.Д. Эмоциональным подобное внимание именуют вследствие того, что люди под воздействием впечатлений могут отмечать или не отмечать те или остальные явления, объекты и события
Расстроенный человек, идя по улице, вряд ли обратит внимание на светлую клумбу или радостно играющих детей, но увидит мусор и грязь, а прохожие ему тоже встречаться будут грустные и печальные. Такой вид внимания нам необходим: если он «выключится», мы можем остановить реагировать на опасность и потерять предостороженность – таких людей именуют «рассеянными», но здесь все сложнее. Способность реагировать на посторонние и не предусмотренные раздражители может играть и негативную роль: обращая на то внимание, что происходит вокруг, мы отвлекаемся от работы
Эмоциональным подобное внимание именуют вследствие того, что люди под воздействием впечатлений могут отмечать или не отмечать те или остальные явления, объекты и события. Расстроенный человек, идя по улице, вряд ли обратит внимание на светлую клумбу или радостно играющих детей, но увидит мусор и грязь, а прохожие ему тоже встречаться будут грустные и печальные
Такой вид внимания нам необходим: если он «выключится», мы можем остановить реагировать на опасность и потерять предостороженность – таких людей именуют «рассеянными», но здесь все сложнее. Способность реагировать на посторонние и не предусмотренные раздражители может играть и негативную роль: обращая на то внимание, что происходит вокруг, мы отвлекаемся от работы.
Произвольным именуют внимание, помогающее сосредоточиться на конкретной задаче или объекте: сами мы делаем волевое усилие и направляем внимание, стремясь достигнуть какой-либо цели. Здесь-то у многих и начинаются трудности: абсолютно не каждому удаётся направлять внимание туда, куда нужно
Мешает слишком много разных факторов: утомление, возбуждение, раздражение и другие состояния, чаще возникающие к концу дня, но очень много работающих людей размещены в данных состояниях фактически все время. Часто, придя на работу утром, мы обнаруживаем, что не можем «собраться», и это раздражает ещё больше.
В зависимости от самочувствия и настроения, невнимание может вызываться рассеянностью – внимание «порхает» с одного предмета на иной, – или усталостью нервной системы – мы теряем интерес к тому, что происходит вокруг
Профилактика снижения памяти
Как быть, если провалы в памяти есть уже? Если они не связаны с серьезными заболеваниями, можно сделать самостоятельно профилактику. Что сделать, если ухудшается память:
- Компенсировать дефицит витамина В12 и тиамина. Витамины группы в немалом количестве содержатся в молочной продукции, печени, красном мясе и яйцах. Рыба и дары моря также богаты витамином В12. Тиамин есть в бобовых, картофеле и шпинате. Отруби и мука из цельных злаков также содержат тиамин;
- Наладить сон. Взрослый человек должен спать не менее 7 часов именно ночью, когда происходит восстановление клеток. Если человек мало проводит во сне, он ощущает тревожность, его внимание ухудшается;
- Питать кровь кислородом: чаще бывать на чистом воздухе, заниматься физической активностью;
- Пробовать новое. То, что человек уже умеет делать, не заставляет мозговых полушария работать, а память напрягаться. Если работа человека связана с логикой и мышлением, нужно применять творческое правое полушарие. Можно рисовать или читать литературу.
Девушка читает на природе
Есть обычные процедуры, которые могут сделать лучше память и работу мозга:
- Больше запоминать. Многие пытаются не загружать мозг, еще раз написать напоминание или записку. Память работает, как и мышцы: чем больше нагрузки, тем сильнее она становится. Можно начать с простых действий: усвоить телефонный номер, имя собеседника, выучить стихотворение. Нужно контролировать не кол-во, а качество получившейся информации;
- «Потрясти» мозг. Такие несложные действия, как пройтись по комнате, найти вещь или очистить зубы, необходимо сделать с закрытыми глазами. Сначала будет сложно, с каким то периодом мозг будет быстро включаться и приспособиться;
- Запоминать. Перед собой стоит поставить предмет, в котором есть детали, к примеру, вазу или картину. С большим вниманием смотреть в течение 1 минуты, после этого закрыть глаза и припомнить все детали: цвет, оттенок, форму. Упражнение можно повторить со слуховой памятью, стремясь усвоить слова песни;
- Акцентировать внимание на мелочах. Не обязательно выделять индивидуальное время, это разрешено делать по пути на работу или домой. Необходимо обучить собственный мозг отмечать небольшие детали вокруг: вывеску, объявление, проходящую мимо кошку;
- Найти ассоциации. Усвоить информацию легче, выстраивая ассоциативный ряд. К примеру, имя собеседника может быть похоже на имя киноактера.
Процедуры могут исполнять взрослые и молодые люди. Для малышей лучше всего превратить их в игру, к примеру, предложить ребенку с закрытыми глазами скушать яблоко, вместе выучить стишок.
Стоит обратить внимание! Иногда человек не может усвоить что-нибудь не благодаря тому, что у него плохая память, а благодаря тому, что это ему не интересно. Необходимо припомнить, как запоминается информация, которая связана с любимым занятием.
Если в голове сразу всплывет обилие терминов, фраз и тонкостей, больших проблем с памятью нет. Это также касается детей: маленький ребенок не будет делать то, что ему не понравится.
Вот пару советов, как бороться с рассеянностью, как не позволить ее критического состояния, когда уже необходимо прибегать к излечению. Рассеянности необходимо объявлять войну. Дети нуждаются в данной области в помощи родителей.
Людям, склонным к рассеянности, важно понимать, что с этой слабой областью необходимо работать.
- Обучиться жить продуманно и не спеша. Часто природой рассеянности считается суматоха и торопливость.
- Наблюдать за ходом мыслей, последовательны ли они; их необходимо организовывать, останавливая суетливость в голове и направляя ход мыслей в одно русло.
- Необходимо обучиться одновременно заниматься лишь одним делом. Это — дисциплина.
- Бороться с привычкой жить автоматично. Приучать себя методично ложить вещи на собственное место.
- Запоминать трудные слова легче при помощи образных подсказок по ассоциации. Также не лениться делать «напоминалки», которые смогут помочь жить более четко, сохраняя приоритеты важности дел.
- Не перегружать мозг; давать себе короткие паузы, чтобы ни о чем не думать.
- Развивать наблюдательность, переводя взгляд от себя — на внешнее, устанавливая контакт с миром вокруг.
- Необходима бдительность, когда приходит ситуация спешки, волнения, стресса. Осознанно говорить «стоп» панике или суете, утешать разум и подбирать хороший выход.
Все выйдет
Если есть затрудненность следить за собой, и рассеянность не подлежит самоконтролю, то необходимо обратиться к врачу для назначения индивидуального лечения рассеянности.
Ответственность любого человека — наблюдать за собственным жизненным образом: умению ли я отдыхать, не ленюсь ли в тренировке собственной памяти и внимания, развиваю самоконтроль?
Для более хорошего результата важно узнать индивидуальную причину рассеянности и попытаться разобраться с ней взамен того, чтобы «сражаться» со следствием проблемы. Тогда все выйдет.
Причины рассеянности
Чтобы освободится от рассеянности, необходимо знать ее причины. Главное, что это не врожденное свойство характера, а приобретенное.
Есть мнение, что рассеянность может появляться:
- подсознательно – при нежелании делать то, на чем необходимо сфокусировать внимание;
- при переутомлении, боли головы, усталости и т. п.;
- во время выполнения автоматизированных действий в знакомой обстановке при внезапном отвлечении внимания внешними или внутренними факторами. К примеру, женщина чистит картофель, и в данное время ей звонит подружка, рассказывающая захватывающую историю. Не удивляет, если, заслушавшись, она машинально бросит картофель в ведро для мусора, а чистки – в кастрюлю. Или иная история: кассирша, работающая за кассовым аппаратом, мысленно переживает грядущий развод. Естественно, ошибки в ее работе неминуемы;
- при попытке делать несколько дел одновременно. О рассеянном человеке в народе поговаривают, что он считает ворон. Другими словами его внимание отвлечено от ключевого занятия сторонними делами;
- при органических поражениях мозга головы;
- при некоторых психических заболеваниях (депрессиях, тревожных расстройствах).
Очень часто люди, страдающие рассеянностью и забывчивостью, нарекают на собственную память, однако она здесь совсем ни при чем.
Малоподвижный жизненный образ
Много исследований подтвердили, что постоянные физические процедуры придают ясность уму и твёрдость памяти. Также, они смогут помочь убрать сами причины халатности.
К примеру, избавят вас от остатков энергии, приводящих к той самой гиперактивности, или вымотают настолько, что сон ваш будет долгим и крепким.
Что сделать. Если нет возможности посещать спортивный зал, обойдитесь 20-минутной зарядкой каждое утро.
Или постарайтесь намного больше ходить пешком — чистый воздух и свет солнца также смогут помочь вам сделать лучше настроение и способность к восприятию.
Когда необходимо обратиться к врачу. Если не можете усидеть на месте больше пяти минут и все время ходите по офису туда-сюда, причём без всякой объективной цели. Кстати, перебор с физкультурой тоже может быть симптомом заболевания.
Если вас тянет выжимать из себя последние соки по 2-3 часа в день, лучше удостовериться в полезности собственных занятий, проконсультировавшись с доктором.
Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение
© Автор: З. Нелли Владимировна, доктор первой квалификационной категории, конкретно для СосудИнфо.ру (об авторах)
Память – основная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученные данные и отлажывать ее в каких-то незаметных «ячейках» мозга головы на всякий случай, чтобы в дальнейшем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической человеческой деятельности, по этой причине малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из обычного жизненного ритма, страдая сам и раздражая окружающих.
Нарушение памяти очень часто воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в других случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками заболевания, на развитие которой никто внимания не обращает, считая, что человек такой от природы.
Большая загадка – память человека
Память – трудоёмкий процесс, текущий в центральной нервной системе и имеющий в виду восприятие, накопление, удерживание и воссоздание получившейся в различные временные отрезки информации. Более всего о характеристиках нашей памяти мы думаем, когда необходимо постичь что-нибудь новое.
От того, как кому получается задеть, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что очень важно при подборе профессии. С точки зрения биологии память бывает недолгая и длительная.
Информация, полученная мельком или, как говорят «в одно ухо влетело, из иного вылетело» – это недолгая память, при которой увиденное и услышанное откладывается на пару минут, однако в основном, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и выветрился.
Недолгая память ничего наперед не обещает, что, наверняка, хорошо, ведь в другом случае человеку понадобилось бы сохранять всю информацию, которая ему совсем не требуется.
Но при конкретных усилиях человека информация, угодившая в территорию непродолжительной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долгосрочное хранение. Это происходит и кроме воли человека, если какие-нибудь эпизоды часто повторяются, имеют особенную эмоциональную важность или занимают из-за разных причин индивидуальное место среди прочих явлений.
Оценивая собственную память, некоторые люди говорят, что она у них недолгая, так как все запоминается, усваивается, пересказывается через несколько дней, а потом также быстро забывается. Это очень часто происходит при приготовлении к экзаменам, когда информация откладывается лишь с целью воссоздать ее для украшения зачетной книжки.
Нужно сказать, что в таких вариантах, обращаясь снова к этой теме, когда она становится интересной, человек запросто может возобновить, кажется, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить данные.
А тут все просто – приобретенные знания без больших усилий человека трансформировались в отделы долговременной памяти.
Длительная память все проводит анализ, структурирует, создаёт объем и целенаправленно кладет для грядущего применения на неизвестный срок. Вот на долгосрочной памяти все и удерживается.
Механизмы запоминания неимоверно сложные, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и обычные вещи. Впрочем отмечаем, что для успешного выполнения процесса обучения, кроме памяти, важно иметь внимание, другими словами, уметь сосредоточиваться на необходимых предметах.
Человеку присуще через определенный промежуток времени забывать прошлые события, если иногда не извлекать собственные знания, чтобы пользоваться ими, по этой причине не всегда неспособность припомнить что-то, необходимо относить к нарушению памяти. Любой из нас испытал на себе ощущение, когда «вращается в голове, но на ум не приходит», однако это не означает, что в памяти случились серьезные расстройства.
Почему случаются провалы в памяти?
Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей бывают разнообразными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу появляются проблемы с учебой, то во взрослое состояние он уже придёт с этими расстройствами.
По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, по этой причине стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже достаточно давно изучили то, что еще только пытается постичь ребенок.
Как ни печально, но тенденция к потреблению спиртных напитков и наркотических средств подростками, да и детками, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и нечасто крепятся в сводках органов правопорядка и лечебных учреждений ситуации отравлений. А ведь для детского мозга головы хмельной напиток – очень сильный яд, очень плохо действующий на память.
Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие основой рассеянности и плохой памяти у взрослых, в основном, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).
Причины нарушения памяти у детей
Подобным образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:
- Витаминный недостаток, анемии;
- Астению;
- Постоянные вирусные инфекции;
- Черепно-мозговые травмы;
- Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, насилие родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
- Плохое зрение;
- Опухоли мозга головы;
- Расстройство психики;
- Отравления, приём спиртного и наркотических средств;
- Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или остальные (какие угодно) состояния (витаминный недостаток или микроэлементов, использование некоторых лекарственных средств, изменение не в хорошую сторону процессов обмена), помогающие появлению синдрома дефицита внимания, который, так же как известно, память не делает лучше.
Причины проблем у взрослых
У взрослых основой того, что стала плохой память, возникла рассеянность и неспособность долго концентрировать внимание, считаются самые разные болезни, приобретенные в процессе жизни:
- Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая утомленность и души, и тела;
- Острые и хронические нарушения кровообращения мозга;
- Атеросклероз;
- Артериальная гипертензия;
- Дисциркуляторная энцефалопатия;
- Остеохондроз отдела шеи позвоночника;
- Вертебро-базилярная недостаточность;
- Черепно-мозговые травмы;
- Метаболические нарушения;
- Дисбаланс гормонов;
- Опухоли ГМ;
- Болезнь Альцгеймера;
- Расстройства психики (депрессия, эпилепсия, шизофрения и остальные).
Несомненно, анемии различного происхождения, минус микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует возникновению забывчивости и рассеянности.
Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения конкретно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым прибавляются свои фантазии пациента.
Кстати, отдельные из них окружающие наоборот считают скорее замечательной памятью, чем ее нарушением. Правда, у профессиональных мастеров может быть на данный счет несколько иное мнение.
Дисмнезии
Замечательная память или расстройство психики?
Гипермнезия – при подобном нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная несколько лет назад, без причины всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое совсем не всегда вызывает приятные эмоции. Человек и сам не знает, для чего ему необходимо сохранять все в голове, но некоторые давно минувшие события способен воспроизвести до мелочи.
К примеру, пожилой человек очень легко может описать в деталях (аж до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не тяжело припомнить и иные подробности, которые касаются учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.
Гипермнезия, наличествуя у человека который здоров при отсутствии иных клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это собственно тот случай, когда говорят о замечательной памяти, хотя с точки зрения психологии замечательная память собой представляет несколько иное явление. Люди, которые обладают аналогичным феноменом, способны запоминать и воссоздавать очень большие объемы информации, не связанной каким-то особенным значением.
Это могут быть большие цифры, наборы некоторых слов, списки предметов, ноты. Такой памятью очень часто обладают великие писатели, музыканты, математики и люди иных профессий, требующих гениальных способностей.
Между тем, гипермнезия у человека который здоров, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего большим коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и нечастое явление.
Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:
- При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
- При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
- В случае гипомании – состояния, похожего на манию, однако не дотягивающего до нее по тяжести направления. У пациентов может отмечаться приток энергии, увеличиваться жизненная активность, и способность к труду. При гипомании очень часто комбинируется нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).
Понятно, что разобраться в подобных тонкостях, разделить норму и патологию под силу только профессионалу. Среди нас во множестве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают.
Иногда (не ежегодно и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда получается сразу заметить, ведь часто подобных индивидов считают просто чудаками. И, в конце концов, (может быть, и редко?) в числе разных патологических состояний встречаются психические заболевания, просящие корректировки и комплексного лечения.
Плохая память
Гипомнензия – такой вид в большинстве случаев выражают 2-мя словами: «плохая память».
Забывчивость, рассеянность и плохая память встречается при астеническом синдроме, для которого, кроме трудностей с памятью, свойственны и иные симптомы:
- Очень высокая утомляемость.
- Нервозность, нервозность всегда, скверное настроение.
- Головные боли.
- Метеозависимость.
- Сонливость днем и бессонница ночью.
- Перепады АД, нарушения сердечного ритма.
- Приливы и иные вегетативные нарушения.
- Хроническая утомленность, слабость.
Астенический синдром, в основном, сформировывает иная патология, к примеру:
- Артериальная гипертензия.
- Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
- Атеросклеротический процесс.
- Первая стадия шизофрении.
Основой нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть разные депрессивные состояния (всех очень много), климактерический синдром, текущий с расстройством адаптации, органические поражения мозга головы (тяжёлые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В таких ситуациях, в основном, кроме гипомнезии, также присутствуют и симптомы, вышеперечисленные.
«Здесь помню – здесь не помню»
При амнезии падает не вся память полностью, а отдельные ее части. Как пример аналогичного вида амнезия так и хочется припомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Здесь помню – здесь не помню».
Однако не все амнезии смотрятся, как в знаменитой кинокартине, есть намного серьезные ситуации, когда память утрачивается значительно и надолго или насовсем, по этой причине среди подобных нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько вариантов:
- Диссоциативная амнезия из памяти стираются события, нанёсшие психологичную травму. Крепкий стресс вызывает реакцию защиты организма, и он пытается подальше скрыть ситуации, которые человек не в силах пережить собственными силами. Из глубины бессознательного эти события можно достать только специализированными методами (гипноз);
- Ретроградная амнезия – человек забывает, что было до травмы (практически всегда это происходит после ЧМТ) – больной пришёл в себя, однако не помнит, кто он и что с ним произошло;
-
Антероградная амнезия – до травмы (ЧТМ или сильная психотравмирующая ситуация) помнится все, а после травмы – крах;
- Фиксационная амнезия – плохая память на текущие события (человек забывает, что было сегодня);
- Тотальная амнезия – из памяти уходит любая информация, в том числе, и относительно своего «Я».
Особенный вид потери памяти, с которым нереально справиться – прогрессирующая амнезия, которая собой представляет последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Основой разрушения памяти в таких вариантах значится органическая атрофия мозга головы, которая встречается при заболевания Альцгеймера и сосудистой деменции.
Такие пациенты плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), к примеру, они забывают названия предметов быта, которые используют каждодневно (тарелка, стул, часы), однако при этом знают, для чего они предназначаются (амнестическая афазия). В остальных случаях больной просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, зачем она необходима (семантическая афазия).
Не следует, впрочем, путать привычки «радивых» владельцев найти использование всему, что есть в доме, даже в том случае, если оно предназначается совсем для остальных целей (из отслуживших собственный срок кухонных часов в виде тарелки можно создать прекрасное блюдо или подставку).
Это ж нужно такое придумать!
Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют такие варианты:
- Конфабуляцию, при которой части своей памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и подаренные им «на полном серьезе», так как сам он верит в то, о чем говорит. Пациенты рассказывают о собственных подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
- Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания иным событием, которое на самом деле имело место в жизни пациента, только совсем в другое время и при других обстоятельствах (синдром Корсакова).
- Криптомнезию, когда пациенты, получив данные из разных источников (книги, кино, рассказы остальных людей), предоставляют ее за пережитые им самим события. Словом, пациенты в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который свойственен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
- Эхомнезию – человек ощущает (вполне искренне), что с ним это мероприятие уже случалось (или видел во время сна?). Разумеется, аналогичные мысли иной раз посещают и человека который здоров, но разница в том, что пациенты придают подобным явлениям особенную важность («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
- Полимпсест – данный признак есть в 2-ух вариантах: непродолжительные провалы в памяти, которые связаны с патологическим опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и сочетания 2-ух различных событий одного временного периода, в конечном счете, больной сам не знает, что же было в действительности.
В основном, этим сигналам при патологических состояниях сопутствуют иные клинические проявления, по этой причине, заметив у себя признаки «дежа вю», не стоит торопиться устанавливать диагноз – подобное случается и у здоровых людей.
Снижение концентрации внимания оказывает влияние на память
К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на определенных объектах относят такие патологические состояния:
- Неустойчивость внимания – человек регулярно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
- Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на иную – данный признак очень свойственен для эпилепсии (кто общался с этими людьми, тот знает – больной регулярно «застревает», что осложняет ведение диалога);
- Неудовлетворительная концентрация внимания – про этих людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», другими словами, рассеянность и плохую память в таких вариантах часто воспринимают, как характерности характера и поведения, что, как правило, очень часто отвечает реальности.
Безусловно, снижение концентрации внимания, например, будет плохо отображаться на всем процессе запоминания и хранения информации, другими словами, на состоянии памяти в общем.
Дети быстрее забывают
Что же касается детей, то эти все грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, в единичных случаях отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, появляющиеся из-за причины врожденных свойств, просят корректировки и при умелом подходе (насколько это реально) могут немного отходить.
Известно много случаев, когда усилия родителей и учителей в буквальном смысле делали чудеса при синдроме Дауна и прочих видах врожденной умственной отсталости, но тут подход персональный и зависимый от различных обстоятельств.
Иное дело, если ребенок появился на свет здоровым, а проблемы возникли в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ждать несколько иную реакцию на самые разнообразные ситуации:
- Амнезия у детей во многих случаях вырисовывается провалами в памяти в отношении некоторых воспоминаний об фрагментах, прошедших в период помрачнения сознания, связанного с малоприятными событиями (отравления, кома, травма) – не напрасно поговаривают, что дети быстро забывают;
- Алкоголизация подросткового периода тоже течет не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты) на события, которые происходят во время опьянения, возникает уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
- Ретроградная амнезия у детей, в основном, затрагует короткий временной промежуток до травмы или заболевания, да и выраженность ее не очень отчетливая, как у взрослых, другими словами, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.
Очень часто у детей и подростков встречается нарушение памяти по типу дисмнезии, что вырисовывается ослаблением способностей запоминать, сохранять (ретенция) и воссоздавать (репродукция) полученные данные. Расстройства аналогичного типа более видны у детей школьного возраста, так как сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в обычной жизни.
У малышей, посещающих детские дошкольные заведения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут принимать участие в детских утренниках и праздниках. Не смотря на то, что детсад ребенок посещает регулярно, каждый раз, приходя туда, он не может лично отыскать собственный шкаф, чтобы переодеться, среди прочих предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему тяжело найти собственные.
Дисмнестические нарушения видны и в уютной обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена иных детей, прочитанные неоднократно сказки каждый раз воспринимает, будто бы, слышит их первый раз, не помнит, как зовут основных героев.
Преходящие нарушения памяти и внимания, вместе с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, очень часто отмечаются у учащихся начальной школы при церебрастеническом синдроме разной этиологии.
Прежде лечения
Перед тем как приступить к излечению симптомов нарушения памяти, необходимо поставить хороший диагноз и выяснить, чем вызваны проблемы пациента. Чтобы это сделать нужно получить как больше информации о его здоровье:
- Какими заболеваниями он страдает? Возможно, выйдет проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в предыдущем) с ухудшением интеллектуальных способностей;
- Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности мозга головы, ЧМТ (в анамнезе), постоянного алкоголизма, лекарственных нарушений?
- Какие медикаментозные препараты принимает больной и связано ли ухудшение памяти с использованием лекарственных средств? Отдельные группы фармацевтических средств, к примеру, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют такого рода нарушения, которые, однако, носят обратимый характер.
По мимо этого, в процессе диагностического поиска очень полезным может стать химический анализ крови, дающий возможность обнаружить метаболические нарушения, дисбаланс гормонов, дефицит витаминов и микроэлементов.
Во многих случаях в поисках причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают выявить опухоль ГМ или гидроцефалию и, к тому же, отделить сосудистое поражение мозга от дегенеративного.
В методах нейровизуализации появляется необходимость еще и благодаря тому, что нарушение памяти на первое время может быть единственным симптомом серьезной патологии. К несчастью, самые большие сложности в диагностировании представляют депрессивные состояния, заставляющие в других случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы выяснить, есть депрессия или ее нет).
Лечение и коррекция
Естественный процесс старения сам по себе предусматривает определённое снижение интеллектуальных способностей: возникает забывчивость, запоминание дается не просто, падает концентрация внимания, тем более, если «зажало» шею или поднялось давление, но такие симптомы не так существенно воздействуют на жизненное качество и поведение в обиходе. Люди в возрасте, адекватно оценивающие собственный возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро помнить) о текущих делах.
По мимо этого, многие с целью улучшения памяти не не берут в учет лечением фармацевтическими средствами.
В настоящее время существует ряд препаратов, способных сделать лучше работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих существенных интеллектуальных усилий. Первым делом, это – ноотропы (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).
Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим конкретные возрастные проблемы, которые находящимся вокруг пока не видны. Препараты этой группы подходят с целью улучшения памяти при нарушении кровообращения мозга, вызванного иными патологическими состояниями мозга головы и сосудистой системы.
Кстати, большинство из этих лекарственных средств прекрасно используются и в педиатрической практике.
Впрочем ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения долгожданного результата необходимо стремиться к этиотропному.
Что же касается заболевания Альцгеймера, опухолей, расстройств психики, то тут подход к излечению должен быть предельно нестандартным – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Одного рецепта для всех случаев нет, по этой причине и порекомендовать пациентам нечего.
Необходимо просто обращаться к доктору, который, возможно, перед тем как назначить препараты с целью улучшения памяти, отправит на дополнительное исследование.
Трудна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под присмотром инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, впрочем тренировки, принося некоторые успехи (как бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все же особо важных результатов не дают.
Коррекция памяти и внимания у детей, кроме лечения при помощи разных групп фармацевтических препаратов, учитывает занятия с психологом, процедуры для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Несомненно, детская психика более мобильна и лучше поддается корректировки в отличии от психики взрослой.
У детей есть перспектива прогрессивного развития, тогда как у людей в возрасте прогрессирует только противоположный эффект.
Видео: плохая память – мнение специалиста
"Что-то с памятью моей стало". Почему ухудшается память и что с этим делать
В той либо другой мере проблема забывчивости, снижения памяти, рассеянности известна, наверняка, каждому. И если вам бывает иногда забывать ключи или искать по дому очки, так как вы не можете припомнить, где их оставили, — это не обязательно причина для серьезного волнения о собственном здоровье.
Но без внимания оставлять аналогичные симптомы все же не следует, тем более если они сопровождают вас регулярно.
Забывчивым и рассеянным иногда может быть, пожалуй, каждый
Забывчивость, проблемы с концентрацией внимания, рассеянность вызываются всевозможными причинами и могут быть признаками значительных заболеваний. Поэтому, если память стала часто подводить — пора подумать: похоже, организм сигнализирует, что ему необходима помощь.
Однако для начала необходимо понять, что можно отнести к тревожным сигналам, а что считается нормой.
Все не забывать нереально
Память, как мы знаем, бывает непродолжительной и долговременной. В непродолжительной откладываются факты и события, на которых мы не заостряем внимания, которые не пытаемся осмыслить и усвоить.
Так, в течение дня в нашей памяти оседают бесчисленные встречи, увиденные лица, услышанные фразы, прочитанные тексты, какие-нибудь события, обстоятельства, факты. И в конце дня многое из данного мы можем припомнить достаточно детально, однако уже через несколько дней большая часть такой информации сотрется из воспоминаний.
А вот стихи, которые были старательно выучены к уроку в школе, некоторые могут рассказать даже спустя десятилетия — они сбереглись в долгосрочной памяти.
Не забывать все нереально, с каким то периодом что-то неминуемо забывается
Впрочем и здесь все очень сложно. Мимолетное мероприятие, увиденная немного сцена могут запомниться на годы, если с ними, например, окажутся связанными яркие эмоции.
А вызубренный к экзамену материал, который, казалось, впечатался в память насовсем, часто забывается (и иной раз достаточно оперативно), если его хотя бы иногда не извлекать и не применять.
Говоря иначе, наша память — очень не простое явление, а что-то забывать с каким то периодом — это абсолютно нормально и очень часто абсолютно не говорит о наличии проблем.
Возраст имеет большое значение
Большинство думает, что ухудшение памяти — признак старения. Это совершенно не так, впрочем возраст, все таки, играет отдельную роль.
Проблемы с памятью бывают и у детей, и у зрелых людей, и у стариков — но вызывают их различные причины, а это означает, и подходы к решению обязаны быть различными.
Вызвать ухудшение памяти в разном возрасте могут:
- стресс, высокая чувственная нагрузка;
- переутомление, недосыпание;
- черепно-мозговая травма;
- несбалансированное питание и связанный с ним дефицит витаминов, иных важных организму веществ;
- опухоли мозга головы;
- расстройства психики.
Переутомление и стресс приводят к проблемам с памятью в разном возрасте
У взрослых, кроме того, отрицательными факторами служат:
- приём спиртного, наркотиков (к несчастью, проблема такого рода сейчас ощутимо «помолодела»);
- дисбаланс гормонов (при менопаузе, заболеваниях щитовидки, иных состояниях);
- нарушения кровообращения мозга (как острые, так и хронические);
- некоторые хронические болезни (гипертония, гипотония, сахарный диабет, остеохондроз, атеросклероз и др.).
У людей постарше прогрессирующие проблемы с памятью просят большого внимания и необходимой консультации доктора, так как могут говорить о развитии значительных заболеваний — заболевания Альцгеймера, деменции (старческого слабоумия) и остальных.
Все забываю — пора к доктору?
Если ваша забывчивость из единичных казусов преобразуется в повседневную проблематику, оставлять ее без внимания нельзя ни в коем случае. Однако перед тем как бежать в поликлинику, проведите «ревизию» своих привычек и стиля жизни.
Иногда, чтобы память перестала подводить, нужно только взять отпуск и хорошо расслабиться. А может, вам необходимо прекратить работать ночью, или запивать стресс алкоголем, или сидеть на жёстких диетах?
Забывчивость стала повседневной трудностью? Возможно, пора обследоваться
С питанием и жизненным образом все в хорошо; черепно-мозговых травм не было; вы не беременны и не переживаете климакс; не принимаете медицинских препаратов, влияющих на способность к концентрации внимания, — а с памятью все равно проблемы? Обязательно необходимо посетить доктора и пройдите исследование, чтобы обнаружить (или убрать) болезни.
Не забывайте, что лечить нужно причину, ведь забывчивость — признак заболевания или ее последствие. А определять истинную причину ухудшения памяти должен мастер. Это важно!
Относясь к проблеме легкомысленно, можно проглядеть появление серьезного недуга, потерять время и шанс скорректировать ситуацию.
Как сделать лучше память и освободится от забывчивости
Большинство из нас привыкли не очень доверять собственной памяти. Мы ведем ежедневники и вешаем виниловые наклейки на дисплей компьютера, чтобы не забыть о запланированных делах и назначенных встречах; потеря телефона может повернуться катастрофой — ведь очень часто мы не в состоянии припомнить никого из записанных в его памяти номеров.
Не доверяя собственной памяти, мы ведем ежедневники и составляем перечни дел
Между тем, ресурсы мозга человека дают возможность запоминать большие объемы информации и настойчиво оперировать ими. если вы даже привыкли думать, что у вас плохая память, — это совершенно не так! Она не плохая — она просто нетренированная.
Чтобы сделать лучше память, полезно:
- решать кроссворды, логические задачи, головоломки и т.п.;
- обучать зарубежные языки;
- учиться чему-то новому — получать новые знания, умения и т.д.;
- читать книги (не имеет значения, классику или детективы — важно, чтобы это было вам интересно);
- двигаться: ходить пешком, исполнять посильные физические процедуры и т.д.
Смогут помочь запоминать информацию:
- специализированные техники и приемы (их очень много, и многие могут показаться вам абсурдными — подбирайте пригодные для себя);
- ароматерапия (к примеру, запах розмарина помогает сосредоточиться, активизирует мышление);
- знание и применение собственных хороших сторон: кто-то лучше запоминает на слух, кому-то необходимо увидеть, прочесть информацию, а кому-то — проговорить ее.
И вдобавок полезно иногда «перетряхивать багаж» — помнить то, что вы когда-то учили, перебирать ценные воспоминания. Невостребованная информация понемногу стирается, поэтому, если хотите что-то сберечь в памяти надолго, — применяйте это или хотя бы просто вспоминайте иногда.
Диета для хорошей памяти
Умственная пища может быть не только умственной. От того, что мы кушаем и в каких количествах, зависят большое число процессов в организме.
В том числе, от этого может зависеть, получает ли мозг все что необходимо для полноценной, продуктивной работы. Если нет — у нас начинаются трудности, и не только с памятью.
Что бы такое скушать, чтобы сделать лучше память?
Что все-таки необходимо есть, чтобы сберечь хорошую память? Детальнее мы побеседуем об этом в одной из следующих статей, а пока — короткий перечень полезных продуктов.
Включите их в собственный рацион, пока не забыли!
- жирная морская рыба;
- яйца курицы;
- печень;
- сыр;
- орехи (особенно грецкие);
- овощи (томаты, брокколи, спаржа, картофель);
- бобовые (горох, фасоль, чечевица);
- цитрусовые (лимоны, апельсины);
- морская капуста;
- розмарин;
- мед;
- масло оливковое;
- темный (горький) шоколад;
- семечки тыквы, кунжут;
- черника.
Диваза — современный комплексный препарат с целью улучшения кровообращения мозга.
Со временем возникает забывчивость, рассеянность и кажется, что сил абсолютно нет? Улучшенный препарат Диваза может помогать улучшению кровообращения мозга и восстановлению процессов памяти.
Диваза — голова ясная, жизнь великолепна!
Смотрите подробности на на ресурсе Дивазы. Препарат считается лекарственным средством и реализуется только в аптеках.
Перед использованием нужно получить консультацию с профессионалом.
Стоит обратить внимание: питание должно быть сбалансированным, поскольку чудо-вещества, способного очень быстро сделать лучше память, нет — организму необходим целый комплекс полезных веществ: и ненасыщенные жирные кислоты, и витамины (особенно витамины группы В), и антиоксиданты, и микроэлементы (особенно цинк, железо, йод, марганец), и клетчатка. По этой причине не необходимо искать панацею и усердно нажимать на тот или другой продукт: за счёт одной лишь морской капусты и брокколи от забывчивости и рассеянности не избавишься, а излишек шоколада или цитрусовых еще и аллергическую реакцию провоцирует.
Какой вывод?
Ухудшение памяти всегда сигнализирует про то, что у нас возникли проблемы, которые не следует пренебрегать, даже в том случае, если это «только лишь» утомленность. Рассеянность и забывчивость могут основательно испортить жизнь, и примиряться с ними не надо.
Тем более, очень часто для того, чтобы сделать лучше память, достаточно обычных мер: наладить режим труда и отдыха; обеспечить настоящий рацион; обучиться бороться со стрессом и его результатами; не пренебрегать физнагрузками; постоянно тренировать мозг.
Замечательная память — залог успеха в работе и учебе
Хорошая память — замечательное подспорье в работе, учебе, да и в ежедневных проблемах. Давайте попробуем сберечь ее крепкой и здоровой до самой старости.
Это в наших силах!