Программа предупреждения компьютерной зависимости у подростков.
В качестве программы предупреждения компьютерной зависимости у подростков мы рекомендуем комплекс занятий, проводимых с учащимися, который дает возможность организовать досуг подростков в школе и отвлечь от притягательности компьютерных игр и интернета.
Цель занятия: создание положительной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в контакте; знакомство подростков между собой; установление правил работы в группе; предложение программы занятий.
План занятия.
Введение имени. Рассказ участника о собственном имени.
Начальник тренинговой группы просит участников группы рассказать (показать, как-то выразить для группы) историю — быль или небыль, которая связана с его именем, так чтобы его легко было всем усвоить. (При этом все участники знают, что они подберут подставное имя, псевдоним.)
Помощь начальника состоит в том, что он предлагает вводить имя действенно и эмоционально.
После знакомства ведущий рассказывает о целях программы. Коротко перечисляются темы занятий.
Акцент выполняется на помощи в решении проблем подростков, развитии способностей общения, решительности в себе.
Вопрос к учащимся: «О чем вы бы хотели побеседовать на занятиях?»
Ведущий ведет запись ответов учащихся на доске.
Упражнение на «интенсивное физическое взаимное действие»
Группа сидит на стульях в круг.
Начальник группы (или доброволец) стоит в самом центре круга, так как для него нет свободного стула. Он — водящий.
Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. К примеру, он говорит: «Меняются местами те, кто в черных ботинках».
Все, обладающие перечисленным свойством, должны встать с собственного места и измениться местами с кем-либо из друзей.
Водящий во время обмена местами должен успеть занять чье-то на время свободное место. Участник, который остался без стула, становится водящим.
Представление.
Группа разбивается на пары, в которых каждый рассказывает о себе собственному партнеру. Задача — приготовиться к представлению собственного партнера всей группе.
При этом основное — подметить оригинальность партнера, рассказать о нем таким образом, чтобы другие участники запомнили партнера.
Потом все участники садятся в круг, и представление начинается.
Ритуал окончания занятия: все встают в узкий круг, ложат друг дружке руки на плечи и говорят: «До свидания, мы».
Цель занятия: продолжение знакомства с учащимися, увеличение групповой сплоченности, обучиться снимать барьер на проявление чувств и впечатлений.
Приветствие.
Каждый попеременно произносит собственное имя, но с различной интонацией, задача — «не повторяться».
Проверка запоминания имен.
Доброволец становится по центру круга.
Начальник просит всех участников встать и повернуться спиной к добровольцу.
Задание. Нужно выяснить участников тренинга со спины, подойти к тем, чьи имена добровольцу известны, уложить им руку на плечо и сказать: «Здравствуй, ты. » Если имя названо, правильно, последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться ему и сесть на стул.
Потом проходит помощь тем, кто не запомнил все имена.
Группа разбивается на пары «слепой — поводырь». «Слепой» закрывает глаза.
Задача «поводыря», провести «слепого» по заданию, где проводиться тренинг (оберегая собственного подопечного», предостерегая о поворотах, лестницах и т.д.), предложить объекты для отгадывания — «Что это такое?».
Потом участники меняются ролями.
При обсуждении спросить, не было ли участникам страшно, настойчиво ли себя они ощущали, насколько легко они могли доверять друг дружке, насколько принимали на себя ответственность за безопасность иного, каковы их чувства при тактильной форме знакомства с предметами.
Рассмотрение с участниками, что им мешает быть искренними с остальными людьми.
Что, согласно их точке зрения, способствует открытости в контакте с остальными людьми?
Один из участников застывает в самом центре круга-с равнодушным лицом, задача других -«оживить».
Можно применять разные способы (помимо грубых), исключая касание.
Спросить участников, когда они просили кого-то о чем-то, то какие появлялись при этом трудности, почему?
Задание.
Подобрать партнера и попросить его взять в долг что-нибудь на определенный период времени.
ЖЕНА ИЗБАВИЛА ОТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СВОЕГО МУЖА..(отличный метод)
Кто наберет больше предметов?
При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им это получилось, попросить показать. Обратить собственное внимание группы на применение комплиментов, необычность, находчивость и т.д.
Спросить, как участники оценивают свою коммуникабельность, открыли ли они что-нибудь новое для себя на этом занятии?
Цель занятия: знакомство с базовыми способностями общения; выделение вербальных и невербальных элементов общения. Приветствие. «Здравствуй, ты представляешь. » Попеременно любой из участников, обращаясь к соседу, с чувством радости от встречи произносит: «Здравствуй, (имя), ты представляешь. » и заканчивает фразу, говоря, что-то забавное и интересное.
Группа разбивается на пары «ведущий — зеркало». Ведущий начинает потихоньку исполнять какие-нибудь движения, «зеркало» пытается их повторить.
Потом участники меняются ролями.
Проходит групповая дискуссия, «Какими способами мы общаемся»?
Вывод про то, что общение бывает разным, но можеть быть и без слов; про необходимость быть внимательным к невербальным элементам общения. Рассказ ведущего о культурных различиях в языке жестов и поз.
Упражнение «Разговор через стекло»
Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание, попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым — узнать у первых задание по математике.
Причем первые номера не знают, что было предложено вторьм, и наоборот.
Участники пытаются договориться между собой так, будто бы между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга.
Рассмотрение.
Спросить у участников убедились ли они друг друга, смогли ли договориться. Спросить наиболее успешных игроков, как им это получилось.
Упражнение.
Группа разделяется на две половины: одни участники сидят на стульях в кругу, иные стоят у них за спинами. Причем у одного из стоящих нет пары, стул перед ним пустой.
Его функция — одними глазами, без слов, договориться с кем-то из сидящих и переманить его на собственный стул таким образом, чтобы этого не заметил «напарник» сидящего, задача которого — задержать собственного «подопечного» (без грубой физической силы).
Задание на дом: посмотреть за различиями в применении элементов невербальной коммуникации различными людьми и в различных ситуациях.
Цель занятия: продолжение отработки способностей применения невербальных элементов общения, выделение зон психологического комфорта.
Рассмотрение задания на дом.
Один из участников изображает мимикой -и жестами какую-то фразу, а прочие отгадывают. Тот, кто первым угадает фразу, сам становится изображающим.
Упражнение «Разговор в парах на различных дистанциях»
Участники разбиваются на пары.
Им предлагается поговорить на любую заданную тему, однако при этом перед началом они стоят в различных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя очень плотно друг к другу. Потом участникам дается возможность занять наиболее комфортабельную для них дистанцию.
Проходит рассмотрение: что чувствовали участники игры, когда они ощущали себя дискомфортно?
Участники прочно берутся за руки, организуя кольцо.
Группа начинает запутываться до той поры, пока не сможет сделать больше никаких действий по запутыванию.
Ведущий распутывает группу.
После игры участникам дается возможность рассказать о собственных переживаниях и наблюдениях, появившихся в ходе игры.
Задание участникам: подойти к незнакомым людям с каждым вопросом (выяснить, который час, как пройти куда-либо), при этом ставить разные дистанции.
Посмотреть, как реагируют люди на проникновение в их территорию психологического комфорта.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ РЕБЕНКА, ПОДРОСТКА. ПРИЗНАКИ, КАК РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ
Цель занятия: знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков отличного и плохого умения слушать друг друга.
Упражнение.
Группа делится на тройки: рассказчик — наблюдатель — слушатель.
Рассказчик говорит на заданную тему, слушатель пытается применить умения слушания, наблюдатель по завершении процедуры сообщает, насколько это получилось слушателю.
Потом участники меняются ролями.
Рассмотрение результатов.
Отмечаются наиболее успешные участники.
Задание на дом.
Попытаться применить в беседе с мамой и папой способность активно слушать.
На другом занятии сообщить о результатах.
Цель занятия: знакомство с этапами разговора; выделение роли вербальных и невербальных элементов в умении начинать, поддерживать и заканчивать разговор.
Упражнение для разминки, к примеру «Гимнастика».
Ведущий просит всех участников встать перед ним таким образом, чтобы всем было комфортно и видно ведущего.
Дальше он предлагает всем повторить действия, которые он выполнит.
Рассмотрение возможностей начинать разговор в различных ситуациях.
Как показать желание поддержать или прервать нежелательный разговор?
Упражнение в самом центре группы, когда один из участников пытается начать разговор, а другой поддержать его или отказаться.
Другие наблюдают и оценивают.
Рассмотрение результатов: выводы про то, как лучше начинать разговор в различных ситуациях, как его поддерживать и как заканчивать.
Наркотики. СЕКРЕТЫ МАНИПУЛЯЦИИ! Наркомания и Вред наркотиков
Упражнение «Руководитель и подчиненный»
Условия для участников. «Вы приходите и должны выяснить, когда отправитесь в отпуск.
Руководитель уже решил, но по какой-то причине не желает говорить до недавнего времени времени». Упражнение на интенсивное физическое взаимное действие.
К примеру, «Леди и джентльмены».
Группа в полном составе сидит на стульях в круг. Начальник объявляет: «В настоящий момент, по моей специализированной команде, мы все закроем глаза и поменяемся местами с кем-либо, кто сидит напротив нас.
Приглядитесь к тем, кто сидит напротив вас. Подберите мысленно одного из них, не давая ему сигналов, что вы подобрали собственно его.
Помните, где он сидит.
Итак, закройте глаза, пошли».
Упражнение «Захват инициативы в диалоге»
Двое участников садятся в самом центре круга. Один из них начинает разговор с произвольной реплики.
Второй должен подхватить разговор, однако при этом попытаться как можно скорее переключить собеседника на собственную тему.
Рассмотрение результатов процедуры.
Цель занятия: знакомство с тезисами «уверенность в себе», «закомплексованность» и «враждебность», различение демонстрируемого иными агрессивного, сомневающегося и уверенного поведения; выделение ситуаций, при которых очень часто испытывают закомплексованность в себе.
Попытки изобразить поведение который в себе уверен человека.
Упражнение для разминки «Ловля моли»
Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли.
Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей освободится от моли».
Дальше ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и показывает «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры участвовать в этом действии.
Упражнение «Гости» («День рождение»)
Любому из гостей вручается билетик, в котором отмечено, как себя вести в данной игре.
Содержание билетика хранится в тайнике до конца игры, и только затем, во время обсуждения можно сознаться, что кому было предложено делать.
Среди всех ролей есть нерешительный в себе человек, агрессивно настроенный, уверенный в себе человек.
Рассмотрение процедуры.
Группа отгадывает, какие типы поведения были показаны.
Групповая дискуссия.
Обсуждаются вопросы: случалось ли вам испытывать закомплексованность в себе? В какой ситуации?
Что такое уверенность в себе?
Упражнение «Руководитель — служащий — подчиненный»
Участники работают в парах.
Задача — обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя разные способы поведения:
-более настойчиво, ставя себя выше;
-уступая собеседнику, как бы подчиняясь;
-с чувством своего достоинства, однако без вызова.
Каждый участник должен попробовать себя во всех вариантах.
Задание на дом: в беседе посмотреть, в каком из трех состояний находится ваш собеседник.
Цель занятия: знакомство с тезисами манипулирования и группового давления, с видами группового давления, начало отработки навыка сопротивления групповому давлению.
Упражнение проходит парами.
Один сжимает руку в кулак, а другой пытается разжать его (руки и пальцы не ломать!). По завершении ведущий обнаруживает, применялись ли несиловые методы вроде просьб, уговоров, ухищрения.
Рассмотрение ситуаций, когда вас стремятся заставить, что-нибудь сделать.
Выводы о способах заставить человека сделать что-нибудь.
Введение понятия манипулирования, группового давления.
Дискуссия о видах группового давления.
Выполнение процедуры. Доброволец в самом центре группы, которая пытается заставить его что-нибудь сделать.
Он пытается настойчиво отказаться.
При этом сам ученик или вся группа оценивает, какой из видов давления применялся (лесть, шантаж, уговоры, запугивание и т.д.).
Упражнение «Перетягивание каната»
Игроки берут вымышленный канат, и по команде ведущего начинается его «перетягивание» до той поры, пока один не выиграет (проигравший может упасть, показывая провал). Ведущий напоминает о том, чтобы перетягивающие попеременно выигрывали и проигрывали.
Выполнение процедуры. Группа разделяется на пары.
Один уговаривает иного что-нибудь сделать, второй должен отказаться. Потом меняются ролями.
Варианты заданий: уговорить встать, измениться местами, пойти взамен занятия в кино (прогулять урок) и т.д.
Потом каждая пара сообщает, получилось ли участникам отказаться и какой способ отказа применялся.
Просто сказали «нет», не споря и не объясняя причины, на все уговоры и давление продолжая отвечать «нет».
Рекомендовали сделать что-нибудь другое.
— Попытались заверить партнера отказаться от нежелательного действия и т.д.
Групповая дискуссия на тему «Когда и почему нужно противиться давлению и
Задание на дом: посмотреть, какие из вариантов давления очень часто применяете вы лично, ваши друзья и близкие.
Посмотреть за способами, с помощью которых различные люди говорят «нет».
Цель занятия: знакомство с понятием критики и видами критики, отработка навыка уверенного реагирования на критику.
Упражнение «Этюд на извинение»
Участники подбирают человека в группе, о котором выдумывают и рассказывают короткую забавную историю.
История кончается вопросом: «Как ты объяснишь собственное поведение и то, что случилось»? Первая фраза объяснения должна звучать так: «Да, это было в действительности, я так делал благодаря тому, что я. »
Беседа на тему, «Какая может быть критика? (объективная, несправедливая).
Как нужно и как не нужно реагировать на критику.
Что необходимо знать, когда хочешь сделать замечание, покритиковать кого-то?»
-сначала похвали, потом сделай замечание;
-избегай обобщенной критики, критика должна быть определенной;
-вырази собственное ощущение и опиши без оценок то, чем ты недоволен;
-старайся обойтись определенным вопросом и не переходи «на личности».
Упражнение в парах.
Один осуждает иного, партнер пытается адекватно реагировать все зависит от вида критики.
После процедуры нужно дать шанс участникам поделиться собственными чувствами, ощущениями. Попытаться неудачные критические замечания вместе превратить в определенные Конструктивные замечания.
Упражнение «Хвала по кругу»
Учащиеся попеременно говорят друг дружке комплименты и принимают их.
Цель занятия: отрефлексировать, какие изменения случились в процессе тренинга, осознание себя членом группы.
Один из участников выходит из комнаты, иные начинают собирать ему в путь «чемодан», складывая хорошие качества, которые группа особенно ценит в данном человеке, то, что поможет товарищу в контакте с людьми.
Но отъезжающему обязательно напоминают, что будет помехой ему в дороге: те негативные качества, которые ему нужно побороть, чтобы жизнь его стала лучше. Потом «отъезжающему», который все данное время находился в иной комнате, зачитывается и подается весь перечень.
Есть у него право задавать каждый вопрос по прочитанному.
Потом выходит следующий участник и процедура повторяется до той поры, пока все участники не получат по «чемодану».
Упражнение «Доверяющее падение»
Участники разделяют на пары, один человек будет падать, другой ловить.
Ловящий немного приседает на расстоянии ориентировочно 90 см позади партнера, чтобы успеть прервать падение. Падающий закрывает глаза и расслабленно падает на руки партнера, пытаясь не подстраховывать себя во время падения.
Партнеры меняются местами.
Упражнение «Фотография на память»
Ведущий («фотограф») расставляет участников группы недалеко друг к другу.
При этом каждый должен занимать конкретное место. Ведущий объясняет, почему он расставил участников собственно в таком порядке, рассказывает «историю этой фотографии».
Потом «фотограф» занимает заблаговременно подготовленное для себя место среди прочих участников, «Фотография на память» готова.
В конце занятия ребятам была предложена анкета, и также проведена диагностика по методике «Самомнение».
Выводы по 2 – ой главе:
Данное изыскание было посвящено важной проблеме изучения влияния технологий для компьютера на личность подростков. В работе мы опирались на теоретический анализ научной психологической литературы и на эмпирическое изыскание, чтобы создать лее точное представление про специфики личности подростков, увлеченных компьютерными играми и Интернетом.
Исследуя проблематику компьютерной игры, были выявлены разные варианты и типы последней, впрочем выяснили, что более симпатичной для подростков остается RPG, в процессе которой они отвлекаются от реальности, становясь героем компьютерной игры, а так же как и при игре на компьютере отсутствует «контроль» со стороны семьи подростка за его поведением эта игровая среда влечет его собственной взрослостью, наделением героя самоконтролем и полно серьезностью, которой в реальности ему не хватает.
Во время исследования, было выявлено, что опрошенные нами учащиеся начальной школы в своем большинстве имеют компьютер для дома, который -позволяет им регулярно играть в компьютерные игры, благодаря этому у многих из них есть большой стаж пользование и они имеют шанс играть в компьютерные игры от пары часов на протяжении месяца до пары часов в течении дня.
Также подростки не замечают, что компьютерные игры губительно оказывают влияние на их учебу, здоровье и личностное развитие.
Впрочем со стороны родителей и педагогов поступают жалобы на плохую успеваемость, быструю утомляемость, уменьшение зрения.
В условиях появления увлечений компьютерными технологиями можно отметить два уровня:
2) Социально-психологический (характерности семьи как первой группы)
На основании проведённого нами эмпирического исследования мы можем говорить о том, социально-психологическим условиям увлечения компьютерными играми можно отнести:
1) Психологические характерности личности, например характера, характера;
2) Социальные условия воспитания подростка в семье, например материальные условия, форма воспитания.
Сопротивляться компьютерной зависимости можно различными методами, к примеру
пользоваться поддержкой членов семейства.
Ясно, что в семье с положительной психологической атмосферой навряд ли ребенок либо даже взрослый человек «заразится» компьютерной болезнью. Благодаря этому в первую очередь нужно адекватно решить вопрос о том, какие семейные отношения.
Может быть так, что ребенок или взрослый неосознанно стремятся к
тому, чтобы возместить минус внимания в семье компьютерной игрой, которая дает возможность быть такими, какие они есть в действительности. Бесчисленные управления или методики в научном плане не могут поправить ситуацию, если этого не хотят сами домочадцы.
Самым первым и, наверное, основным шагом к началу борьбы с компьютерной зависимостью считается изменение (разравнивание) психологической атмосферы в семье. Другие же процедуры, которые приведены выше, можно применять как добавление к главной внутренней работе семьи.
Эти все процедуры можно приспосабливать и приспособить к каждому определенному случаю в зависимости от психологии человека и степени зависимости от компьютера или Интернета.
В дипломном исследовании был поставлен и обсужден несколько вопросов, имеющих важное значение для исследования феномена компьютерной зависимости, выявления свойств применения технологий для компьютера и Интернет-предпочтений подростков в зависимости от их гендерной принадлежности и возрастного нюанса, и также от личностных качеств старшеклассников.
В процессе исследования проблемы появления зависимости от IT выяснено, что есть ряд единых черт, свойственных людям, предрасположенных к различного рода зависимостям. Они сходны с чертами, свойственными для зависимого поведения в общем.
Также в процессе исследования нами было подтверждено наличие отличий в применении IT и различия Интернет-предпочтений у юношей и девушек.
Диагностика свойств применения ПК подростками позволила также выделить различия в такой категории в зависимости от возраста учащихся. Важной для подросткового периода характеристикой считается кол-во времени, проводимого в виртуальной реальности.
На основании ответов опрощеных, нами была прослежена четкая связь между гендерной принадлежностью пользователя и времени, проводимом в Сети.
Беря во внимание тот факт, что характерной спецификой формирования стойкой привязанности к виртуальной реальности и созданию предпосылок для формирования начальных признаков Интернет-аддикции, считается небольшой срок от начала знакомства с сетью Интернет, нами были проанализированы ответы о стаже применения Всемирной сети. Данные которые получены дали возможность нам с решительностью говорить, что активный интерес к интернет сети современные учащиеся начальной школы начинают выражать в довольно молодом возрасте и довольно давно имеют очень большой опыт применения интернет сети.
Также были выявлены достоверно важные информацию о времени первого знакомства с сетью Интернет: сейчас можно с решительностью говорить о намечающейся тенденции к поэтапному уменьшению возраста первой инициации.
Имея в виду особую важность структуры Интернет-предпочтений молодежи для процесса появления личности и её несомненную востребованность как фактора социализации подростков, нами были проанализированы данные которые получены в контексте гендерной и возрастной принадлежности.
В результате нам получилось обнаружить неоднородность посещения разных сайтов в зависимости от принадлежности к категориям «пол» и «возраст». Сильная связь половой принадлежности и Интернет-предпочтений прослеживается в посещении молодыми людьми игровых сайтов и сайтов развлекательных мероприятий, а девушками соцсетей.
В этой дипломной работе были рассмотрены самые популярные и важные виды деятельности интернет пользователей: познавательная, игровая и коммуникативная деятельность. Они все, как показано, могут на самом деле помогать трансформациям личности, причем как положительным трансформациям, так и амбивалентными, а при некоторых помогающих факторах влияние IT способно привести к отрицательному преобразованию личности.
В данном плане использование новых IT не выделяются от других видов деятельности, в ходе выполнения которых также возможна конкретная маргинализация личности. На основании вышеизложенного, нужно сделать вывод, что последующие исследования влияния технологий для компьютера на личностные качества и жизнедеятельность подростков должны стать предметом большого внимания психологов и учителей.
Программы предупреждения компьютерной зависимости и её лечение у детей и подростков
На данное время профилактический вопрос детской компьютерной зависимости почти не проработан.
Во многих случаях, лечение и профилактика сводятся к тем же мерам и способам, как и в случае с «традиционной» наркоманией. Главная же проблема заключается в том, что родители не всегда способны вовремя и адекватно расценить признаки состояния, являющегося предболезненным.
К большому сожалению, к профессионалу обращаются уже на стадии сформировавшейся зависимости.
Какой может быть профилактика данной болезни, и что способны сделать родители?
О чем статья:
Диагностика компьютерной зависимости у ребенка – сделайте тест!
Оцениваем тест так:
- Ответ «не так часто» — 1 балл.
- Ответ «иногда» — 2 балла.
- Ответ «часто» — 3 балла.
- Ответ «достаточно часто» — 4 балла.
- Ответ «всегда» — 5 баллов.
Вопросы к тесту:
- Как часто ваше чадо нарушает те временные рамки, что установлены для него вами на «просмотр страниц сайтов»?
- Как часто он пренебрегает собственными домашними задачами в угоду интернету?
- Как часто у ребенка возникают новые «друзья» во всемирной сети?
- Как часто ваше чадо подбирает компьютер взамен отдыха с семьей?
- Как часто вы или муж жалуетесь на то, что ваше чадо чрезмерно увлечено интернетом.
- Как часто ваше чадо проверяет собственную email конкретно перед каким-либо другим занятием?
- Как часто страдает его учеба из-за увлечения компьютером?
- Как часто он уходит от ответа при вопросе — «чем ты занимаешься во всемирной сети»?
- Как часто он сидит в собственной комнате за компьютером?
- Как часто он подбирает компьютер взамен общения с окружающими?
- Как часто ему звонят его новые сетевые «товарищи»?
- Как часто он выходит в интернет наперекор вашему запрету (предположим, вы отняли ноутбук и застукали ребенка, выходящим в сеть через телефон)?
- Как часто ваше чадо раздражается, когда вы просите его отключиться от компьютера?
- Насколько чаще ваше чадо стало смотреться уставшим и утомленным по сравнению с временем, когда компьютера у него не было.
- Как часто он ругается и всевозможными вариантами выражает собственный гнев после ваших сетований на тему «ты снова на протяжении всего дня просидел во всемирной сети»?
- Как часто ваше чадо мысленно стремится назад в интернет во времена отсутствия доступа к компьютеру?
- Как часто он подбирает интернет взамен собственных старых любимых занятий?
- Как часто он подбирает интернет взамен прогулок с собственными друзьями?
- Как часто ваше чадо гневается во времена, когда вы накладываете вето на пользование сетью или ограничиваете время игры?
- Насколько часто бывают ситуации, когда ребенок вне компьютера угнетен и подавлен, а по возвращению в сеть оживает и «искрится радостью»?
Считаем баллы и оцениваем результат:
- До 50 баллов: причин для паники нет, но имеет смысл уменьшить время, что ваше чадо проводит за ноутбуком или планшетным компьютером. А лучше — найти ребенку другое пристрастие, пока компьютер не стал его оптимальным другом.
- От 50 до 79 баллов: вам пора проверить влияние глобальной сети на ребенка и сделать выводы. Как минимум, следует уменьшить его времяпровождение во всемирной сети и определить все плохие стороны отношений в вашей семье и в жизни ребенка — конкретно от проблем дет сбегают в мировую паутину.
- Выше 80 баллов: ваш ребенок интернет-зависим. Без помощи специалиста справиться будет не легко.
Методы лечения компьютерной зависимости у ребенка
Разумеется, компьютер — это не только минусы и виртуальные опасности. Во всемирной сети можно отыскать полезные материалы, развивающие программы и другие забавные вещи.
Но дети в большинстве случаев тянутся не к познаниям, а к играм и живому общению в сети. Постоянные побеги в виртуальный мир ведут к опасной зависимости от игр и интернета, освободится от которой очень сложно.
Какие методы сейчас есть для ее лечения?
- Переключение одного психологического состояния на иное.Другими словами, поиск других возможностей релаксации. Наиболее сложный и самый эффективный метод, в котором без помощи вряд ли можно обойтись.
- Приобщение ребенка к спорту.
- Узкое общение с компанией друзей, близкими людьми, интересными (и, лучше всего, авторитетными) людьми. Естественно, в реальности.
- Помощь психолога.
Необходимо понимать, что даже очень категорический запрет пользы не приносит. Особенно, когда мы говорим о детях.
И собственными силами вылечиться от зависимости ребенок также не сможет. Необходима помощь родителей и их упорство.
Лечение у специалиста
Данный вариант подбирают, когда силы родителей кончаются, и ни один «домашний» метод не приносит результата.
Схема лечения в большинстве случаев состоит из таких элементов:
- Психотерапия, направленная на возвращение ребенка в настоящий мир.
- Лекарства (для закрепления результатов), разрешающие удалить те нарушения, что сопровождают заболевание и затрудняют его лечение. К примеру, успокоительные препараты при лишней возбудимости и нервозности.
Или антидепрессанты если есть наличие признаков затяжной подавлености и интернет-«ломки». Обязательно — комплексы витаминов. - Лечение физических признаков зависимости (от нарушения осанки и синдрома «сухого глаза» до синдрома запястного канала и др.).
- Установление режима отдыха и режима «игр» на компьютере с обустраиванием места работы ребенка.
- Гимнастика для позвоночника и глаз.
- Нетрадиционная медицина. Ее применяют для восстановления равновесия меж системами организма и для лечения нарушенного вещественного обмена.
Суть психотерапии
Смысл лечения — в устранении психологического конфликта, который (как в большинстве случаев и бывает) стал причиной зависимости, и также социальная реинтеграция ребенка. В процессе лечения мастер помогает ребенку, прежде всего, осознать суть губительной привязанности без появления у него чувства вины (это очень и очень важно), и будит здоровое критическое отношение к данному пристрастию.
Сеансы как правило проходят и дома, и в специально оснащенных кабинетах. Самая большая результативность возможна лишь при одобрении самого ребенка на лечение.
Навязанные сеансы только осложнят ситуацию.
При неэффективности сеансов с согласия родителей могут применить гипноз.
Защитить ребенка от компьютерной зависимости – в силах родителей!
Защитить ребенка от зависимости могут только родители.
Как?
Общего рецепта, к сожалению, нет. Но пока эта современная пандемия не коснулась вашего ребенка, необходимо приложить все усилия, чтобы компьютер остался для ребенка лишь полезным предметом в образовании.
Что способны сделать родители?
- Не применяйте методику запретов
Окончательный запрет может привести к тому, что ваш ребенок отгородится от вас, или совсем назло бросит учебу. Принимайте во внимание, что ребенок собственной зависимости не понимает, благодаря этому и наказания понять не сможет. Запрет на любимо занятие всегда вызовет протест. - Будьте ребенку другом
Вопрос доверия между вами — прежде всего. Если ваше чадо вам доверяет, то ваши страхи и волнения за него могут стать сдерживающим аргументом. - Ищите для ребенка альтернативу компьютеру
И чем до недавнего времени — тем лучше. - Проверяйте процесс — во что играет ребенок, какое количество времени, на какие страницы заходит
Кроме зависимости от компьютера, есть еще и опасность попасть через сеть интернет в дурную компанию. - Решительно не ставьте компьютер в комнате ребенка
Достойный вариант — в помещении, где регулярно находятся взрослые. Для контроля. - Почаще «мешайте» ребенку во время его игр, отвлекайте от компьютера разными просьбами и предложениями
Интересуйтесь — что нового он узнал, на каких сайтах бывает, чему выучился. - Если вам некогда на контроль, ищите методы что бы ограничить времени, которое ваше чадо проводит за дисплеем
Стоит подумать про установку программы, которая ограничит ребенку доступ к неблагонадежным страницам, и ограничит время игр. - Решайте проблемы в семье вовремя и чаще интересуйтесь проблемами в собственной жизни ребенка
Конкретно от проблем дети сбегают в сеть интернет очень часто. - Установите правила игр на компьютере
К примеру, только час в течении дня. Или исключительно после того, как будут выполнены уроки. Компьютер должен быть привилегией и полезным предметом, а не средством развлечения и правом. - Будьте чаду примером
Если вы утром до глубокой ночи сидите во всемирной сети, то ребенок просто не поймет — почему вам можно, а ему нельзя. - Смотрите внимательно на игры, за которыми проводит время ребенок
Отдельные игры могут стать причинами нарушения психики, бессонницы, страхов, агрессивности. Подбирайте игры для развития. - Если чувствуете, что ваших сил не хватает, и ребенок все больше погружается в мировую паутину, обращайтесь к профессионалу.
- Не нужно покупать чаду его «собственный» компьютер. Пускай пользуется родительским — папиным. Всегда вы сумеете забрать его под предлогом «папе необходимо работать».
- Забирая компьютер у ребенка, обязательно предложите альтернативу.Ребенок не должен страдать от тоски — он обязан быть занят. Если его тянет к компьютеру, как прирожденного художника к кистям и краскам, то отдайте чадо на курсы компьютера — пускай время хотя бы проходит с пользой, а не напрасно — в играх. Пускай осваивает Photoshop, создаёт сайты, изучает программы — к 18-ти годам у ребенка уже будет специальность.
- Приобретите будильник и установите его рядом с компьютером.Максимальное время в сети для дошкольника — 30 минут/день, для ребенка старших классов — 1 час/день. За 3 часа до сна играть полностью запрещается.
- Учите собственное чадо критически относится к данным из сети, держать персональные данные в секрете (а не ставить их на показ), отфильтровывать вредные и полезные сайты. Учите ребенка брать только полезное из «общения» с компьютером, а все вздорное вычеркивать.
Лучшие программы для предупреждения компьютерной зависимости у детей и подростков
Чтобы родителям было легче контролировать выход собственных детей в интернет для их защиты от плохого контента и от угрозы здоровью, сегодня созданы специализированные программы, разрешающие, как лимитировать время игр, так и отслеживать содержание сайтов, на которых чадо бывает.
Наиболее востребованные среди родителей программы:
- Цена лицензии — 600 р. Работает на о/с Windows 7, Vista, XP.
- Характерности: очень легкий интерфейс, много языков, хорошая защита пароля, журнал скриншотов и комп/событий, статистика применения ПК. При помощи этой программы можно полностью контролировать — что и когда делал ребенок, пока вас не было дома; ставить ограничения времени (к примеру, 1,5 ч/день — как для работы ПК в общем, так же и для некоторых сайтов) и др. Скриншоты и статистику программа автоматично будет посылать вам прямо на почту.
- Плюс программы: родительский контроль можно скрыть. Другими словами, он будет виден именно вам. Вскрыть, удалить файлы, деинсталлировать программу ребенок не сможет при всем желании — права на эти действия существует только у Босса (у вас).
- Приятный бонус: 1 лицензия — на 3 компьютера!
KasperskyCristal
- Стоимость — 1990 рублей на 1 год и на 2 ПК.
- Помимо того, что вы приобретаете противовирусную программу, вы получаете и возможность лимитировать посещение вашим чадом вредных сайтов и отслеживать — куда именно захаживает ребенок.
- Также программа оберегает ваши собственные файлы от кражи/вторжения (пароли, фотографии и др.), создаёт по расписанию резервные копии и др.
- Стоимость — бесплатная.
- Возможности: создание установок и условий контроля времени, напоминание про необходимость перерыва (и даже предложение сделать 1-10 некоторых тренировок).
- Характерности: обычное применение, настройка по вкусам пользователя, отображение таймеров, звуковое сопровождение.
Mipko Time Sheriff
- Работает на о/с Windows.
- Стоимость: можно скачать бесплатно.
- Возможности: ограничение рабочего времени ПК либо некоторых приложений для конкретной учетной записи (комфортно, когда ПК — общий, один на всех); установка расписания, интервалов времени, ограничений; выключение ПК по окончании позволенного периода (либо блокировка, гибернация и др.), ограничение доступа на вредные сайты.
- Характерности: простой функционал, работа в незаметном режиме, защита программы от взламывания/деинсталляции/удаления.
- Стоимость: 1-я версия — бесплатно, 2-я версия — 380 руб.
- Возможности: ограничение рабочего времени на ПК, создание расписания, контроль над его соблюдением, запрет на пуск вредных программ/игр, блокировка доступа к интернету, отправление родителям отчетов о деятельности чада за ПК, предупреждение ребенка о скором завершении позволенного временного периода, презентация расписания на экране для ребенка.
- Характерности: наличие русского интерфейса, получение полных отчетов (включая отчеты о том, сколько раз и как ребенок пытался вскрыть программу или переустановить себе время), справочная система на русском.
- Стоимость: можно скачать бесплатно.
- Возможности: контроль сетевого трафика, отслеживание работы каждого приложения, контроль скорости потока данных, управление трафиком, настройка скорости загрузки приложений, ведение статистики по всем соединениям, установка ограничений и блокировка на конкретные приложения/соединения, ограничение доступа к редактированию настроек/правил самой программы.
- Характерности: возможность удалённого управления ПК, WhoIs, TraceRoute и др.
Браузер Гогуль
- Стоимость — бесплатно.
- Установка приложения выполняется на ресурсе после регистрации.
- Возможности: защита от вредной информации, каталог детских проверенных сайтов, рекомендованных психологами и учителями, статистика посещения сайтов и создание отчетности, ограничение времени нахождения ребенка в Сети, создание расписания.
Advanced Parental Control 1.9
- Стоимость — около 40 долларов.
- Возможности: работа с учетными записями, ограничение действий в сети, отслеживание всех действий в сети, создание расписания для ребенка, запрет (блокировка) на применение ПК после истечения позволенного временного периода, создание черного и белого перечней сайтов для ребенка, составление перечня основных слов для блокирования сайтов, в которых эти слова встречаются; блокировка доступа к панели управления и меню «пуск», к удалению/установке программ; запрет на загрузку файлов, на доступ к сетевым настройкам на установку нового принтера; создание скриншотов и запоминание всех окон сайтов, что посещались.
ChildWebGuardian 4.0
- Стоимость — 1000 руб.
- Работа в браузере MSIE.
- Возможности: фильтр страниц по адресу либо по набору основных слов, белый и черный перечни сайтов, запрет доступа к конкретным сайтам, создание HTML-страницы с любым текстом для вывода ее на экран под видом «ошибки» или «несуществующей страницы», блокировка любых попыток запуска иных браузеров, помимо MSIE; ограничение запуска некоторых приложений, ограничение времени пользования ПК.
Kids Control 2.02
- Стоимость — 870 рублей с обновлением на 6 мес.
- Возможности: блокировка вредных сайтов через страницу «сервер не найден», отслеживание всех действий во всемирной сети, создание черного и белого перечня сайтов, запрет на загрузку файлов, контроль времени, повседневные отчеты про посещение сайтов, контроль трафика.
- Характерности: неприметная для ребенка работа программы, нет потребности в разработке индивидуальной учетной записи для ребенка, пуск программы наряду с включением ПК, оновление базы данных запретных сайтов.
Spector Pro 6.0
- Стоимость — около 100 долларов.
- Работа в MSIE, Mozilla, Firefox. Возможности: контроль над доступом к сайтам, создание скриншотов, запоминание диалогов в мгновенных сообщениях (и блокировка ненужных контактов), контроль над почтой, фильтр писем, блокировка передачи файлов, создание расписания для пользования ПК, отправление отчетов на почту.
- Характерности: отсутствие русского интерфейса, работа программы в скрытом режиме, убирание упоминаний о загрузке данного приложения, отсутствие новых пунктов в меню, работа через комбинирование клавиш и пароль.
Прекрасными программами, по мнению родителей, считаются КиберМама, ChildWebGuardian, и также Kids Control. Наиболее практичная — Advanced Parental Control.
Однако, у любой программы — собственные достоинства и недостатки.
Подбирайте самую комфортабельную!
А как вы решаете проблематику компьютерной зависимости у ребенка?
Ждем ваших советов!
Профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков
Проблема компьютерной зависимости – одна из самых востребованных в сегодняшнем обществе из-за большого распространения не только ПК, но и смартфонов, планшетных компьютеров и прочих портативных устройств. Как и алкогольная или наркотическая аддикция, компьютерная зависимость требует профессионального лечения и выбора персональной программы, впрочем самую большую результативность имеет профилактика, позволяющая устранить развитие патологической тяги к компьютерным играм и интернету как у подростков, так и у детей.
Первичная программа предупреждения компьютерной зависимости
Первая ступень предупреждения компьютерной зависимости включает информирование о проблемах игровой зависимости, проведение бесед о существующей проблеме и ее потенциальных последствиях, и о признаках, по которой можно определить человека с аддикцией.
В рамках глобальной предупреждения выделяются 4-ре направления:
- Воспитание в детях и молодежи понимания концепции разумного применения технологий;
- Воспитание взрослого населения и его информирование о проблеме;
- Мероприятия, которые направлены на грамотное изучение технологий для компьютера.
Также эффект могут возыметь такие мероприятия, как:
- Психологические консультации и беседы со знатоками;
- Чтение информации о компьютерной зависимости;
- Разъяснительные беседы с близкими людьми и близкими;
- Обращение по телефону доверия.
Существенная роль в профилактике отводится родным людям – непосредственно они должны обучить ребенка размеренному и разумному применению компьютерных средств, и также заметить первые проявления зависимости. Хорошим шагом станет творчество, спорт, игры на чистом воздухе, разные кружки по детским интересам, чтобы показать ему, что в реальности он может испытывать наиболее яркие эмоции, чем в сети.
Вторичная профилактика компьютерной зависимости у подростков и детей
Второй этап предупреждения игровых зависимостей направлен на формирования полного понимания проблемы, и также на развитие умения узнать и отличить реальную зависимость от обычного любопытства и легкого пренебрежения правилами применения компьютера. Как пример для обучения применяются ситуации уже зависимых людей, показывающие, что угрозы и суета не приведут ни к чему хорошему, и для близких людей зависимого важно не оставлять ребенка или подростка один на один с трудностью, но вместе сходить к доктору за душевной поддержкой и разработкой программы избавления от зависимости.
Третичная профилактика игровой зависимости и компьютерной аддикции
3-ий этап предупреждения призван устранить срыв у подростков и детей, прошедших курс лечения от интернет-зависимости. Психологическая, медицинская и социальная поддержка по добровольному желанию излечившегося поможет ему полностью вернуться в обычный жизненный ритм и не чувствовать неудобства из-за отсутствия непрерывного доступа к компьютеру.
Необходимо помнить, что профилактика зависимости от компьютерных устройств — не гарантия защиты от развития зависимости. Только комплексные меры по профилактике в семье и в коллективе помогут ребенку осознать опасность и выбрать в пользу настоящей жизни!
Компьютерная зависимость у подростков и детей: признаки, как бороться, профилактика
Современный жизненный ритм заставляет большинства людей проводить немалую часть дня во всемирной сети, и дети тому не исключение: уроки, внешкольные проекты, дополнительное образование. Но если бы подростки и дети пользовались компьютером только в учебных целях, то навряд ли это считали бы психологической трудностью.
А вот зависимость от компьютера и интернета – серьезная угроза здоровью и социализации младшего поколения.
Суть компьютерной зависимости и виды
ВИЧ в России / HIV in Russia (Eng & Rus subtitles)
Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) – аддиктивное, отклоняющееся от нормы поведение, при котором личность утрачивает связь с действительностью, погружаясь в компьютерные игры или виртуальные чаты.
Чаще об интернет-зависимости говорят, имея ввиду напрасное времяпровождение во всемирной сети (переписка, игры, переход от одной новости к другой), но порой и пользование интернетом в целях саморазвития становится зависимостью и вариантом ухода от реальности.
Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году. Автор трактовал интернет-зависимость как привычку, «оказывающую плохое действие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, материальную или (и) психологичную область деятельности».
Компьютерная зависимость вырабатывается также, как никотиновая или алкогольная, не обращая внимания на то что самого химиката нет.
Кажется, это чисто психологическая зависимость, однако она задействует те же рецепторы мозга в отделах удовольствия, вызывая схожие с наркотической зависимостью процессы химического характера.
Можно отметить 3 вида детской и подростковой компьютерной зависимости:
- Игровая зависимость. Сюда относятся как компьютерные игры, так и игры в онлайн режиме.
- Зависимость от соцсетей. Предусматривает замену настоящего общения на виртуальное, увлечение к соцсетям, чатам, форумам, знакомствам во всемирной сети.
- Просмотр сайтов, другими словами напрасное блуждание по сайтам: переход от одной ссылки к другой, беспорядочное поглощение информации либо познавательная деятельность в области программирования и телекоммуникаций или остальной профессиональной области.
Опасности
Компьютерная зависимость опасна следующими проявлениями:
- нарушенное ощущение реальности;
- нарушенное восприятие и чувства времени, аж до полной утраты этого понимания (на последних стадиях зависимости люди могут на пару дней забывать про еду, сон и остальные нужды);
- потеря самоконтроля и саморегуляции, возможности руководить собственными поступками;
- потеря критического мышления;
- уменьшение активности и работоспособности;
- проблемы со сном и циклом сна и бодрствования.
Некоторые ученые отмечают, что компьютер проникает во внутренний мир человека, чем очень часто провоцирует экзистенциональный кризис, когнитивные и эмоциональные нарушения. Виртуальный мир имеет собственные характерности, что очень часто оказывает влияние на мировоззрение и систему ценностей личности, пересмотр взглядов на себя и мир.
Причины зависимости
Компьютерная зависимость существенно помолодела – она встречается среди сегодняшних дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая.
Ведь так просто отвлечь ребенка планшетным компьютером или утешить мультиком.
У подростков компьютерная зависимость, в основном, говорит о проблемах с социализацией и самореализацией.
Подросток уходит в интернет:
- из-за проблем в отношениях с ровесниками;
- сложностей в семье;
- трудностей в обучении;
- при непринятии себя.
Игры дают возможность просто выключиться от всего мира, попав в иную реальность, а интернет-общение возмещает проблемы в реальной коммуникации. Более того, и в играх, и во всемирной сети можно самому создать желательный образ: сильного и отважного либо даже ожесточённого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.
Подобным образом, зависимость от виртуальных миров появляется тогда, когда не устраивает настоящий мир.
Когда в нем не интересно или больно находиться. Но все таки есть и вторая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты.
Интернет на самом деле ликвидирует все границы и создаёт иллюзию того, что весь мир находится в наших руках; показывает большую площадку возможностей и интересов. Хотя данная причина больше свойственна взрослому жителям (о компьютерной зависимости у взрослых читайте тут).
Что привлекает подростка
Компьютерная игра или иная деятельность во всемирной сети привлекает подростка тем, что делает уединенный уголок, мир, в который нет никому доступа, особенно родителям. Более того, компьютерная игра и виртуальное пространство:
- абстрагирует от реальности и преподносит чувство реальности происходящего;
- снимает какую-либо ответственность;
- преподносит бесчисленные шансы на корректировка ошибок или прохождение другой жизни;
- позволяет принимать различные решения, не боясь их последствий.
Признаки зависимости
Не стоит впадать в панику, если поведение ребенка не поменялось, успеваемость в школе не страдает, настроение стабильное и присущее ему. Возможно, он вынужден проводить большое количество времени за компьютером, но зависимостью не страдает.
Необходимо начать беспокоится при следующих условиях:
- Ребенок или подросток проводит за компьютером побольше времени, чем до недавнего времени, и больше 6 часов на протяжении недели.
- Ребенок предпочитает настоящему общению виртуальное, а прогулкам – игру на компьютере, пропускает школу, чтобы остаться дома и посидеть за компьютером.
- Поменялись привычки ребенка, отмечаются нарушения сна и изменение или потеря аппетита.
- Наблюдаются перепады настроения (от уныния до эйфории), неадекватные и агрессивные реакции на просьбы, особенно на все, что связано с компьютером.
- Увеличивается чувственная отстраненность и реакция оппозиции в отношении не только родителей, но и друзей.
- Вне компьютера и виртуального общения ребенок не может расслабиться, ощущает тревогу, думает про то, что его ждет в сети, пытается проверить страницу.
- Ребенок не разделяется тем, чем занимается во всемирной сети или во что играет. Ставит бесчисленные пароли, прячет собственную активность, чистит историю.
- Встречается феномен персонификации или одушевления компьютера, аж до разговоров с ним.
Более того, отмечается ухудшение внимания и памяти, резкая смена круга общения, отказ от старых увлечений и занятий, необоснованные страхи и волнения, перепады состояний от вялости до возбуждения.
Профилактика зависимости
Всегда лучше предупреждать проблематику, чем убирать, потому с первых лет ребенка родители обязаны заниматься профилактической мерой компьютерной зависимости. Что это предусматривает:
- Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и характерностях пользования, увеличение медиаграмотности. Детальную памятку для ребенка вы можете найти в статье «Безопасность на просторах интернета: как защитить себя и психику детей. Правила пользования».
- Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком специфический договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.
- Создание симпатичной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Вслушивайтесь к его интересам, выявляйте способности, устройте совместную активную деятельность.
- Взаимное действие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте искать выход из сложных ситуаций. Донесите ценность и важность решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите осознание, любовь и поддержку. Очень часто собственно за этим дети отправляются на форумы и чаты.
- Многостороннее развитие. Устройте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть подверженности.
Необходимо помнить, что чем приятнее ребенку настоящий мир, чем больше среда отвечает его потребностям и индивидуально-личностным свойствам, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем пренебрегать технический прогресс, необходимо учиться умно сочетать реальную жизнь и виртуальную.
Как бороться
Если заниматься профилактической мерой очень поздно, нужна помощь ребенка, то необходимо обратиться к психологу. А дело все в том, что самостоятельные действия типа наказаний или установки «родительского контроля» не решают проблемы.
Ребенок просто научится искать выход в интернет в ином месте, возможно, сбежит из дома.
Проблема компьютерной зависимости не разрешиться, если социальная среда не безвредна для ребенка, не примечательна (не отвечает его характеру, возрасту, характеру, способностям, потребностям, интересам), если между родителями и детьми успели сложиться неблагоприятные отношения и если ребенок чувствует трудности в отношениях с ровесниками.
Подобным образом, устраняется компьютерная зависимость исключительно за счёт получения ребенком удовольствия и удовлетворения от настоящей жизни.
Но данный вопрос требует строго индивидуального рассмотрения ситуации.