Разница между активным и пассивным избирательным правом

 

Разница между активным и вальяжным избирательным правом

Избирательное право гражданина бывает 2-ух типов — активным и вальяжным. Что определяет любую из его разновидностей?

Что такое активное избирательное право?

Активное избирательное право выражается в наличии у человека возможности голосовать на самых разных выборах — общенациональных, региональных, муниципальных. В основном, оно есть у совершеннолетних жителей государства.

В Российской Федерации данным правом обладают все граждане в возрасте 18 лет и старше. Можно подчеркнуть, что в определенных государствах голосование на выборах — не право, а обязанность.

Что такое пассивное избирательное право?

Пассивное избирательное право выражается в наличии у гражданина возможности становиться кандидатом на тех либо других выборах. В основном, ограничений на его реализацию намного больше, чем в прошлом случае.

Так, к примеру, если человек РФ намеревается стать депутатом Государственной думы, он может подать заявление на участие в выборах в парламент лишь по достижении 21 года. Подобный ценз поставлен для выборов на муниципальном уровне.

Главой государства имеет право стать человек РФ в возрасте 35 лет и старше, он также должен регулярно обитать в собственной стране 10 лет и более.

Разница между активным и пассивным избирательным правом

Сравнение

Основное отличие активного избирательного права от пассивного в том, что первое подразумевает — человек будет голосовать за кого-то, тогда как второе значит возможность самому становиться кандидатом на выборах. Более того, два рассматриваемых вида избирательных прав могут разниться и по строгости ценза на участие людей в выборах — в качестве голосующих или кандидатов.

Определив то, в чем разница между активным и вальяжным избирательным правом, зафиксируем ее основные показатели в маленькой таблице.

Чем отличаются активное и пассивное избирательные права

Избирательное право – это одно из политических прав, которые гражданам гарантирует Конституция . Это право имеет две стороны – право своими силами подбирать представителей в органы презентабельной власти и право быть избранным. Аналогичным образом, избирательное право предоставляет гарантию каждому гражданину принимать участие в выборах в виде избирателя и в виде кандидата.

Изменяется это право не только Конституцией , но и остальными законами и нормативными актами.
Аналогичным образом, избирательное право состоит из 2-ух составляющих:

  • Активное избирательное право.
  • Пассивное избирательное право.

Суть активного избирательного права

Активное избирательное право – это право подбирать. Даже из самого названия «активное» ясно, что для того, чтобы воспользоваться этим правом, нужно произвести некоторые действия.

Это право предполагает возможность участвовать в выборах любого вида. Таким правом обладают все совершеннолетние женщины и мужчины.

В этом праве не может быть ограниченный ни один человек по любому из признаков (религиозная принадлежность, раса, родной язык, национальность и т.д.). Ограничение активного права одно – не могут голосовать недееспособные и ограничено правоспособные лица.

Суть пассивного избирательного права

Пассивное избирательное право доступно не для любого. Чтобы иметь шанс осуществить его, нужно владеть всеми цензами (к примеру, возрастным и материальным).

Оно вырисовывается в возможности быть кандидатом и получать за себя голоса на выборах. Ограничения и цензы зависят от того, какие выборы проходят.

Право 10 класс (Урок№15 — Избирательные системы и их виды.)

Для того чтобы стать кандидатом в депутаты Государственной думы или областного (городского) совета, нужно достигнуть 21 года. Кандидат на пост президента должен быть не младше 35 лет.

Также, для кандидата на пост президента есть говоря иначе «ценз оселости» – нужно обитать на российской территории не менее 10 лет до выборов.

Разница между правами

Как уже ясно, первое отличие вырисовывается в самой сущности активного и пассивного избирательных прав, а второе отличие – в количестве ограничений на реализацию. Пассивное право имеет их больше, чем активное.

Более того, пассивное право предполагает более большой возрастной порог, также для кандидатов (в государственную думу или в Главы государства) могут ставить впечатляющий материальный вклад. Для того, чтобы быть избранным, нужно обитать на территории государства некоторое количество времени, иметь чистое, «некриминальное» прошлое, свободно обладать языком, и даже сдавать экзамен на знание языка.

Чем отличаются активные и неактивные избирательные права?

Активное избирательное право — право каждого гражданина персонально принимать участие в выборах в гос Думу, Главы государства и т.д.

в качестве избирателя.

Для участия в выборах в качестве избирателя нужно достигнуть нужного возраста — 18 лет.
Пассивное избирательное правоправо гражданина быть избранным в органы власти либо же в муниципальные органы власти.

Условия участия в выборах в качестве кандидата отличаются в зависимости от того, куда человек избирается. Для кандидата в Главы государства РФ учтены такие параметры: возраст — не менее 35 лет, и проживание на территории РФ не менее 10 лет, а для избрания в гос Думу кандидат обязан иметь возраст не менее 21 года.

Характерности реализации активного и пассивного избирательного права на муниципальных выборах в РФ

Основы избирательного права закреплены в статье 32 Конституции РФ в виде права гражданина РФ избирать и быть избранным в органы власти и местного самоуправления. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а еще имеющиеся в местах лишения свободы по решению суда.

Более подробное управление данного права, осуществленное в законе «О ключевых гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России», ложится в классическую схему всеобщего, прямого, равного избирательного права при закрытом голосовании, которая декларировалась еще Конституцией СССР 1936 года.
Между тем, как активное, так и пассивное избирательное право на муниципальных выборах сильно отличается от данного права на выборах федеративного и регионального уровня.

По единому правилу, избирательным правом в РФ обладают только ее граждане. Что же касается федеральных и региональных выборов, подобное положение полностью резонно.

Голосование на выборах в органы власти собой представляет прежде всего реализацию субъективного политического права, раскрытие политической позиции избирателя по самым основным общественно значимым вопросам в РФ или соответствующем регионе.
Но в отношении муниципальных выборов ситуация принципиально другая.

 

Конституция РФ устанавливает районное самоуправление как ВУЗ, призванный обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, также через подходящие выборные органы. В качестве субъекта местного самоуправления конституционно закреплено «население городского образования».

Потому как в Конституции не содержится никаких оговорок по поводу того, что под населением понимаются только граждане РФ, данное понятие в себя включает не только граждан России, проживающих на территории городского образования, но еще иностранцев и лиц без гражданства. Поэтому, логичным продолжением конституционных норм смотрится положение закона «О ключевых гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России», допускающее возможность участия в муниципальных выборах иностранцев, если это рассчитано международным договором.

Участие в здешних выборах иностранцев и лиц без гражданства рассчитано законодательством большого ряда государств. К примеру, часть 1 статьи 28 Главного закона Германии, учитывает, что на выборах в уездах и коммунах могут избирать и быть избранными граждане государств – членов Европейского Союза.

Право Эстонской Республики наделяет иностранцев и лиц без гражданства только активным избирательным правом. Возможность наделения избирательным правом иностранцев активно обсуждается во Франции, например, «выдвигались предложения по реформам, которые основываются на желании самым лучшим образом соединить в народное объединение эмигрантское население.

В ожидании данных реформ, которые должны пойти по пути пересмотра Конституции, появляются разные местные инициативы, которые направлены на принятие во внимание желания эмигрантского населения в определенных коммунах, путем, прямо не признанным здешним правом, впрочем приводящим к созданию при политических органах консультативных организаций, призванных разрешить самовыражение соответствующего населения (подобного рода инициативы были приняты в отношении детей и подростков)» 20 .
В РФ, в отличии от указанных государств, проблема участия иностранцев в общественной жизни стоит не очень остро. Во-первых, раньше жители бывшего СССР могли получить гражданство России в чрезвычайно упрощенном порядке.

История выборов

Второе, иностранцы, регулярно или преимущественно проживающие на территории РФ, не показывают сколько-нибудь заметной общественной активности в области местного самоуправления.
Аналогичным образом, вопрос об участии иностранцев в муниципальных выборах в РФ носит в бoльшей степени теоретический, чем прикладной характер.

Единственным договором, предоставлявшим иностранцам такое право являлся Договор о создании Союза Беларуси и России 21 . В согласии со статьей 18 Устава Союза Беларуси и России, являющегося частью данного Договора, «человек Союза, регулярно проживающий в ином государстве — участнике Союза, имеет право избирать и быть избранным в муниципальные органы власти на территории этой страны».
Аналогичным образом, граждане Республики Беларусь наделялись как активным, так и вальяжным избирательным правом на муниципальных выборах в РФ.

Но в 1999 году процесс сближения 2-ух государств стал причиной заключения между ними Договора о создании Союзного государства 22 . В этом договоре предусматривается создание союзных органов власти, учтены предметы ведения союза. Впрочем вопросы избирательного права на муниципальных выборах не нашли собственного отражения в Договоре.

В нем содержится лишь общая норма про то, что граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории иного государства-участника, если иное не рассчитано законами государств-участников, договорами между ними. Между тем, согласно пункту 10 статьи 4 закона «О ключевых гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России» «на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, зарубежные граждане, регулярно проживающие на территории соответствующего городского образования, право имеют избирать и быть избранными в муниципальные органы власти, принимать участие в других избирательных действиях на перечисленных выборах, а еще принимать участие в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ».

Представляется, что эта формулировка учитывает необходимость прямого указания в международном договоре РФ возможности участия иностранцев в муниципальных выборах. Договор о создании Союзного государства такой нормы не содержит.

Избирательные системы. Что такое избирательный округ? Пропорциональная, смешанная, мажоритарная.

Что же касается Договора о создании Союза Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, частью которого считается Устав Союза Беларуси и России, он прекратил собственное действие со дня вступления в силу Договора о создании Союзного государства.
Аналогичным образом, как ни удивительно, после вступления в силу Договора о создании Союзного государства, означающего переход на новый уровень интеграции России и Беларуси, граждане Беларуси, регулярно живущие в РФ, оказались лишены активного и пассивного избирательного права на муниципальных выборах в РФ, которым они обладали в течение более чем 2-ух лет.

Тяжело высказать предположение, что такая мера была предпринята осознанно. Вероятнее всего, имела место недоработка на стадии подготовки договора, потому как вопрос об участии в муниципальных выборах честно не находится в числе более актуальных проблем межправительственных отношений России и Беларуси.

Иным значительным отличием положения избирателей на муниципальных выборах считается лишение активного избирательного права военнослужащих, служащих по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсантов военных учреждений образования профессионального образования, которые размещены на территории соответствующего городского образования, если место проживание данных военнослужащих до призыва в армию не было расположено на территории городского образования.
Позиция законодателя понятна: в местах дислокации больших воинских частей, соединений и объединений солдаты могут составлять большую часть населения, обладающего активным избирательным правом.

Более того, среди такой категории избирателей явка приближается к 100 процентам, а их выбор, в основном, определяется совсем не красотой программ того либо другого кандидата. Данный факт поясняется не столько внеправовыми факторами, которые влияют на волеизъявление, сколько тем, что солдат срочной службы в силу особенности собственного правового положения не в состоянии правильно оценить интересы и проблемы городского образования, на его территории он служит . В согласии со статьей 38 закона «О воинской обязанности и военной службе» служебный срок по призыву по единому правилу составляет 24 месяца.

При этом в течение первых 6 месяцев службы военнослужащий служит в учебной части, а другое время, в основном, в воинской части, расположившейся в иной местности. Более того, общение военнослужащего с здешним населением по настоящему ограничено.

Высказывается мнение, что солдаты срочной службы, если они служат на территории городского образования, в котором они не проживали до призыва, лишаются права на исполнение местного самоуправления, впрочем эта проблема может быть разрешена, если законодательством будет рассчитано голосование по почте 23 .
На самом деле, при прохождении службы по призыву права военнослужащих на исполнение местного самоуправления обходятся, впрочем представляется, что это не самое значительное ограничение прав военнослужащих, тем более что оно неразделимо связано с абсолютно настоящим ограничением свободы передвижения при прохождении военной службы. О полном лишении военнослужащего срочной службы права на участие в осуществлении местного самоуправления не дает возможность говорить и тот момент, что его пассивное избирательное право не исчерпывается.

Кроме того, со дня регистрации в качестве кандидата командование воинской части будет обязано предъявить ему отпуск до дня официального опубликования общих итогов выборов.
Что же касается голосования по почте, то оно в отношении военнослужащих представляется сложным.

Технически обнаружить место службы жителя городского образования не тяжело, потому как такой информацией располагают подходящие органы военного управления. Впрочем военнослужащий не всегда может быть адекватно проинформирован о ходе избирательной кампании в собственном муниципальном образовании, о программах кандидатов.

Аналогичным образом, для оснащения его волеизъявления потребуется послать как минимум информацию о кандидатах, которая вывешивается на участках для голосования. Так письмо может преобразиться в бандероль, и если отправка письма не сопряжена с значительными затратами, о бандероли этого не скажешь.

Про сабвуферы активный или пассивный ?

Более того, есть конкретные сложности, которые связаны со сроками совершения избирательных действий.
Регистрация кандидатов завершается, в основном, не прежде чем за 30-40 дней до дня голосования, еще позже утверждается форма бюллетеня и происходит изготовление бюллетеней.

Так что в самом удачном случае избирательная комиссия будет в состоянии послать солдату бюллетень не прежде чем за 20 дней до дня голосования. Вызывает сомнения, чтобы за этот срок письмо с бюллетенем дошло до адресата и обратно пришёл заполненный бюллетень.

Аналогичным образом, голосование по почте соединено с значительными затратами и не гарантирует выполнения волеизъявления избирателя.
Изложенное дает возможность сделать вывод про то, что активным избирательным правом на муниципальных выборах в РФ обладают граждане РФ, кроме военнослужащих, идущие срочную службу вне места постоянного или преимущественного проживания.

Что же касается пассивного избирательного права, то его выделяет от активного лишь немного более большой возрастной ценз, который вероятно будет установлен федеральными и региональными законами (не больше 21 года).
Вопрос об установлении ценза оседлости или ценза проживания весьма непрост.

Подходящие ограничения есть в большинстве государств мира. Во Франции депутатом городского совета могут быть избраны либо житель подобающей коммуны, либо лицо, уплачивающее в ней местные налоги.

Французская теория административного права рассматривает связь между администратором и коллективом, которым он управляет в качестве одного из принципов местной демократии 24 . В Германии такие ограничения есть во всех федеральных землях: к примеру, в Баварии вальяжным избирательным правом на муниципальных выборах обладают лишь граждане, проживающие на территории подобающей территориальной единицы, а в Шлезвиг-Гольштейне для выполнения пассивного избирательного права в любой общине и в любом уезде гражданину достаточно обитать на территории этой федеральной земли. В Америке пассивное избирательное право не исчерпывается, но есть традиция, благодаря ей кандидат должен обитать на территории собственного округа.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.06.98 №17-п 25 . право субъектов РФ ставить дополнительные основания реализации пассивного избирательного права признано не противоречащим Конституции.
Впрочем российский основатель пошёл по другому пути: ограничения на выполнения пассивного избирательного права по признаку проживания на конкретной территории запрещены, кроме ценза оседлости в отношении кандидата на пост Главы государства РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *