Как дагестанцы относятся к чеченцам
Содержание статьи
Истоки конфликта чеченцев и дагестанцев
В 1944 году из сёл приграничного района Дагестана в Среднюю Азию и Казахстан было депортировано несколько сотен тысяч чеченцев (наряду с ингушами) в ходе операции «Чечевица». Причиной стало обвинение чеченцев и ингушей в массовом уклонении от противостояния фашистской Германии.
Руководил этой операцией нарком внутренних дел СССР Лаврентий Павлович Берия.
В результате депортации дагестанцев принудительно переселили на новое приграничное место жительства, ранее принадлежавшее чеченцам.
После распада СССР депортированные чеченцы захотели вернуться на родину, но их жильё уже было занято дагестанцами, которые не решили уступить чеченцам их территорию, так как уже сформировали собственный быт. Между народами произошёл конфликт, который послужил отголоском дальнейших спорных ситуаций между двумя народами.
Так, в июне 2019 года дагестанцами был снесён дорожный указатель Чеченской республики на выезде из Кизляра, где проходит граница между республиками. Это событие вызвало негодование обоих народов и получило огласку на политическом уровне.
Местные жители ознаменовали ситуацию как продолжение территориального раздела. Рамзан Кадыров официально объявил, что Дагестан не претендует на чужую территорию, а также, что знак был установлен в правильном месте — со стороны Чеченской республики.
Почти три десятка лет чеченцы поднимают вопрос о восстановлении Ауховского района Дагестана, из которого были депортированы их предки. По возвращении из ссылки депортированные чеченцы были расселены по другим районам Дагестана, вернуться на «родную землю», где были похоронены их родственники, не представилось возможным.
Мага Исма сильно высказался о конфликте чеченцев и дагестанцев на границе! / Хабиб про Тони!
Сейчас чеченцы активно поднимают вопрос об установлении исторической справедливости и воссоздании Ауховского района в прежних границах. Это обстоятельство вызывает негодование дагестанцев.
Идеи о переселении части граждан Дагестана на другие территории вызывают у них понятное недовольство.
Братья по вере
Дагестанцы, общаясь с чеченцами, с трудом могут понять друг друга, так как их языки сильно различаются. Лишь некоторые слова этих языков созвучны друг с другом.
Тем не менее дагестанцы и чеченцы исповедуют одну веру — ислам суннитского толка, что говорит об их неразрывной связи не только в отношении менталитета, но и в отношении мировоззренческих основ. Многие дагестанцы считают чеченцев своими братьями, утверждая, что духовная связь, основу которой составляет религия, сильнее национальных интересов.
Дагестанцы просят чечечнцев не поддаваться на возможные провокации и не ставить политику выше общей веры, которая их объединяет.
Разница между чеченцами и дагестанцами
Чем отличаются чеченцы от дагестанцев, и что между ними общего? И те и другие испокон веков живут на Северном Кавказе по соседству.
И те и другие исповедуют ислам. Однако, несмотря на тысячелетнее соседство, сходный уклад жизни и взаимопроникновение культур, различия между ними существуют.
Рассмотрим вопрос более подробно, начиная с древнейших времен.
Немного об истории Северного Кавказа
Прежде чем совершить краткий экскурс в историю Дагестана и Чечни, следует усвоить, что чеченцы – это один народ, а дагестанцы – совокупность народов, населяющих восточную часть Северного Кавказа. Традиционно считается, что в Дагестане проживает больше тридцати народов.
Более точную цифру назвать, пожалуй, невозможно по причине того, что до сих пор нет общего мнения, какая этническая общность является народом, а какая – субэтносом в составе более крупного народа. Поэтому, например, одни исследователи относят ботлихцев или ахвахцев к самостоятельным народам, другие же утверждают, что это субэтносы крупного аварского народа, насчитывающего почти миллион человек.
Отличие чеченцев от дагестанцев состоит в том, что первые никогда не имели своей государственности.
Приход на Кавказ русских застал их на стадии родового строя.
В то время как у многих дагестанских народовсуществует давняя традиция государственности.Известно,например, античное и раннесредневековое государство Кавказская Албания (1 век до н. э. – середина 1 тысячелетия н. э.). Исторически установлено, что одним из языков Кавказской Албании был удинский, близкий родственник современного лезгинского языка.
Сегодня удинский язык считают родным около 10 тысяч человек.
Сравнение
Имеются различия и во времени принятия ислама. В южнодагестанском городе Дербенте до сих пор сохраняются могилы арабских воинов, принесших на эту землю новую религию еще в 7 веке нашей эры.
Правда, утверждение ислама в Дагестане растянулось на несколько веков.
Различные феодальные государства, существовавшие на территории современного Дагестана вплоть до прихода русских, принимали ислам в разное время, в зависимости от активности мусульманских проповедников и сложившейся на тот момент политической конъюнктуры.
Чеченцы же стали массово принимать ислам лишь в 18 веке.
Связано это было с консолидацией народа в борьбе с экспансией Российской империи. Александр Пушкин, проезжавший в 1829 году через Северный Кавказ во время Русско-персидской войны, писал в своих путевых заметках «Путешествие в Арзрум», что черкесы, как в то время называли большинство местных народов, приняли ислам не так давно и он не укоренился среди населения.
По мнению Александра Сергеевича, грамотная прозелитическая политика РПЦ могла бы распространить православие и на здешние «дикие народы».
Существует разница и в языке.
Чеченцы и любой из дагестанских народов, хоть и относятся к кавказской языковой семье, понимать друг друга не могут. Ведь несмотря на то, что они вышли из общего корня, случилось этодавно, и за прошедшее время каждый народ проделал свой исторический путь, не всегда связанный с Северным Кавказом.
Почему все боятся чеченцев
Например, чеченцы, по мнению многих историков, являются потомками хурритских племен, занимавших в 3 тысячелетии до нашей эры обширные территории на Ближнем Востоке и в Междуречье. На это указывает сходство чеченского и хурритского языков и некоторых элементов языческой мифологии.
К дагестанским народам относят и ряд этносов, возникших на Северном Кавказе довольно поздно. Это, в первую очередь, некоторые тюркские народы – кумыки и ногайцы, являющиеся потомками средневековых кочевников Великой Степи.
В 2000 году в Дагестане принят официальный список коренных малочисленных народов республики, куда входят и аккинцы – субэтнос чеченцев, и русские. Список состоит из 14 народов.
Таблица
В компактной таблице подведен итог, в чем разница между чеченцами и дагестанцами.
Дагестанцев удивила настойчивость чеченцев по Ауховскому району
Чеченцев не притесняют в Дагестане, а Ауховский район просуществовал совсем недолго, заявили пользователи дагестанских пабликов, прокомментировавшие одиннадцатый съезд чеченцев в Хасавюрте и обсуждаемые на нем вопросы.
Что было потом: Переселенцы из Новолакского района пожаловались на отсутствие работы и благоустройства
Как писал "Кавказский узел", одиннадцатый съезд чеченцев Дагестана прошел 15 февраля в Хасавюрте и был посвящен вопросу восстановления Ауховского района. Завершился он анонсированием общенационального митинга.
Жители Чечни высказали поддержку этой идее.
Ауховский район Дагестана был ликвидирован как административная единица после депортации чеченцев 1944 года.
Вопрос о восстановлении Ауховского района в Дагестане чеченцы ставили с 1990 года, после этого возник вопрос отселения лакского населения, которое так же, как и аварцы, было переселено на земли депортированных в годы Великой Отечественной войны чеченцев. В июле 1991 года III съездом народных депутатов Дагестана было принято решение о восстановлении Ауховского района.
Однако оно оказалось невыполненным из-за несвоевременного и недостаточного финансирования переселения из этих мест лакцев, отмечается в справочном материале "Конфликт в Карамане", опубликованном на "Кавказском узле".
Тема съезда чеченцев Дагестана заинтересовала пользователей группы «Голос Дагестана» соцсети «ВКонтакте», у которой 76197 подписчиков.
Как чеченцы с дагестанцами проблемы решали на границе
Новость от 17 февраля, в которой сообщается, что главной темой съезда в Хасавюрте стало восстановление Ауховского района, собрала за сутки 11051 просмотр и 336 комментариев.
«Почему им [чеченцам] спокойно не спится сейчас?
Ведь ничего не изменится от этого, если и переименовать», — задается вопросом Али Уцыевский. «Зачем вот это разделение? Это Дагестан, в нем живут чеченцы, зачем это обязательно на бумаге, чтоб печать была, что это чеченской район», — рассуждает Марат Смирнов.
«Аух существовал всего год, а шума-то сколько», — указывает Магомед-С Неважно. «Ауховский даже не год, а полгода существовал. Его создали для переселенцев.
Собрали всех в Аухе, потом выслали и все, с тех пор Ауховский район никто не видел», — отмечает Шамиль Муртазалиев.
Ауховский район, в котором компактно проживали чеченцы-ауховцы, был образован в составе Дагестанской АССР в октябре 1943 года.
В XIX веке территория района входила в состав Северо-Кавказского имамата, где была образована административная единица — Ауховское наибство. После окончания Кавказской войны на месте проживания ауховцев некоторое время существовала административная единица — Ауховский округ, говорится в статье об Ауховском районе в «Википедии».
Операция "Чечевица", во время которой с территории Чечено-Ингушской АССР чеченцы и ингуши были массово выселены в Казахстан и Среднюю Азию, проходила с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Из Чечни и Ингушетии во время депортации было вывезено почти 500 тысяч человек.
Выселены также были все чеченцы и ингуши независимо от места проживания, в том числе и из Дагестана. Подробности этих событий приведены в справке "Депортация чеченцев и ингушей" на "Кавказском узле".
«Шамиль, не надо сейчас намекать на то, что этим землям всего полгода было, на этих землях всю жизнь чеченцы жили, столетиями, до того, как его назвали словом "район"», — отвечает ему Докку Асхабов. «Докку, не только чеченцы жили там. Вообще в наше время всем хватает земли, не понимаю, почему такая война за земли», — вступает в дискуссию Abrek Zloi.
«Аух принадлежит Дагестану. Дагестанцы не виноваты в репрессии чеченцев», — высказывает свою точку зрения Али Асад.
Кремлю выгодно не заниматься решением проблемы Ауховского района, считает Rayan Tedder, который прокомментировал слова участников съезда о том, что они неоднократно обращались к руководству Дагестана, но от чиновников не было реакции. «А реакции никакой не будет, пока Москва не даст добро, а Москва не даст добро, потому что, решив эту плевую проблему, она лишится еще одного рычага (оставленный на всякий случай) на воздействие мозгов впечатлительных людей», — пишет он.
О другой стороне интереса — руководстве Чечни — рассуждает Магомед Магомедов. «Рамзану [Кадырову] тоже выгодно держать эту тему подогретой, чтобы гнев народа от себя отвести, и сплачивать вокруг себя народ, держать в подогретом патриотическом состоянии, так сказать.
Так что тут обоюдный интерес для всех бояр — и дагестанских, и чеченских, и московских», — указывает он.
Отсутствие "мононационального района" у чеченцев в Дагестане является большой проблемой, заявил на десятом съезде чеченцев Дагестана в ноябре 2018 года депутат Госдумы Бувайсар Сайтиев.
Это заявление насторожило дагестанских пользователей соцсетей, которые указали на опасность обострения территориального спора и возникновения конфликта.
Активно обсуждается новость о съезде чеченцев в Хасавюрте и в группе «Свободный Дагестан» в Facebook.
Эта группа закрытая, у нее 1300 подписчиков. Новость о съезде чеченцев Дагестана, опубликованная сегодня, за 12 часов собрала 100 комментариев и 8 лайков.
«Мне не понятно, почему Дагестан идет на поводу этой темы?
Район просуществовал 5 месяцев. Создан он был путем разукрупнения Хасавюртовского района.
Хотят жить в своих домах, пусть живут. Зачем восстанавливать то, что было так недолго и не ими создано?», — пишет Эльдар Эльдаров. «Власти Дагестана дали слабину, вот теперь и пользуются этим», — согласен с ним Курбандибир Далгатов.
Чем отличаются чеченцы от ингушей?
Земли бывшего Ауха не являются землями чеченцев, утверждает Ума Дункан Маклауд. «Эти земли никогда не были их землями. И почему они берут именно ту дату владения землёй, которая им удобна, даже не задумываясь, что было до этого?
И ни разу, по крайней мере, я насколько знаю, они документально этого не доказывали. Только эти документы тоже именно те, которые им нужны и выгодны», — заявляет он, возмущаясь при этом тем, что чеченцы задумали провести митинг. «И зачем они решили тут митинговать.
Пусть у себя митингуют», — указывает пользователь соцсети.
«Это понятно, но чьи земли, и как они там расселились и почему имеют право на эти земли?
Они ведь там не в одном поколении выросли, хоть и район просуществовал совсем немного. Факт, что в 1944 они там жили, они выселены, и есть закон о репрессированных, который не работает, вот и все.
Зачем так далеко копать историю», — возразил ему Злой Димедрол.
По мнению Амраха Гаджибекова, никто чеченцев в Дагестане не притесняет. «Их там никто на дагестанской земле не притесняет, и пускай живут мирно как граждане дагестанцы чеченско-аккинского происхождения», — пишет он.
Две трети территорий, исторически составлявших Ауховский район, сегодня представлены Новолакским районом Дагестана.
Населенные пункты района идут по границе с современной Чечней. В Казбековский район Дагестана входит треть территорий Ауховского района, два самых крупных населенных пункта в котором — села Ленинаул и Калининаул.
Анонсированный на съезде чеченцев Дагестана всеобщий национальный митинг способен повлиять на ситуацию с восстановлением Ауховского района, отметили опрошенные корреспондентом «Кавказского узла» главреды дагестанских изданий. Проблема восстановления Ауховского района требует решения без выхода из состава Дагестана, но чеченцы-ауховцы должны быть восстановлены в политическом статусе и иметь право на культурное возрождение, указали ранее опрошенные "Кавказским узлом" чеченские активисты и историк.
С информацией об истории Ауховского района можно ознакомиться в материале "Главное об Аухе: чего требуют чеченцы от властей Дагестана", опубликованном в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".