Разница между работой и поведением
В отличии от прочих представителей настоящей природы, человек предрасположен к осознанным действиям, отвлеченному мышлению, пониманию собственного места в мире который нас окружает. Кроме того, социум в самой разной степени управляет активностью любого человека, заключая индивидов в установленные рамки.
Никто не поспорит с тем суждением, что деятельность людей разнится от данной категории, как поведение. В чём отличие между данными тезисами и почему очень важно отделять их один от одного?
Обозначение
Деятельность – осознанная активность человека, направленная на изменение исходной материи, удовлетворение собственных желаний и желаний. Главное её свойство – сознательность, другими словами сознание субъектом заданных целей и задач.
Деятельность может быть практической, эстетической и увлекательной и всегда имеет определённый смысл.
Поведение – способность живых существ к действию под действием самых разных факторов.
Основная причина такой активности – необходимость адаптации к изменяющимся условиям, выживание, развитие. Поведение вырисовывается у многоклеточных организмов, где им управляет главная нервная система.
Нужно отграничивать данное понятие от действия, которое свойственно и одноклеточным существам, а еще растениям.
Сравнение
Основное отличие деятельности от поведения – это наличие конкретной цели, которая стоит перед субъектом. Собственно наличие мотива выделяет такую активность и выполняет её уникальной.
Деятельность – это система целенаправленных действий, которые подчинены друг дружке, имеют мотив, предмет и средства. Собственно психическое осознание совершаемого поступка считается необходимым в определенных ветвях.
Например, в уголовном праве ответственности подлежит только то лицо, которое осознаёт практический характер совершенных им деяний.
Более того, поведение создания может быть только внешним, тогда как деятельность – ещё и внутренней (мышление, научная работа). Проявления типов активности также отличаются между собой.
Поведение всегда направлено на удовлетворение биологических потребностей, а деятельность – ещё и на реализацию социально-культурных запросов. В науке существует мнение, что конкретно они предопределили развитие человека и оказали важное воздействие на него.
Деятельность считается преобладающим видом активности у людей, поведение же более присуще иным живым существам, которые сознанием не награждены. Между такими категориями есть и конкретные сходства.
Так, и поведение, и деятельность направлены на изменение исходной материи, реализацию конкретных задач, решение которых особенно актуально для субъекта активности. Две формы взаимного действия с внешним миром могут быть запрещёнными, если они представляют опасность для общества.
Отличие понятия деятельности от понятий «активность» и «поведение»
Деятельность – наиболее большая единица анализа внешних проявлений активности, целый мотивационный акт поведения.
Активность – деятельностное состояние живых организмов как требование их существования.
Быть субъектом активности – значит воссоздавать себя, быть основой собственного существования в мире.
Активность как деятельностное состояние субъекта детерминирована внутри, со стороны отношения к миру, и реализовывается во вне — в процессах поведения.
Внутренняя организация активности: мотив, цель, инструменты; внешняя – поведение.
Деятельность – единство внешних и внутренних проявлений активности.
Но активность разнится от деятельности, так как первая может быть и не целенаправленной, и не осознанной.
Отличается понятие деятельности и от понятия «поведение», так как поведение не подразумевает создание конкретного продукта, часто носит пассивный характер, бывает спонтанным и хаотичным. При дифференцировании деятельности и поведения можно ориентироваться на взгляды С. Л. Рубинштейна.
Согласно его точке зрения, деятельность становится поведением тогда, когда мотивировка человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Основное в поведении – отношение к моральным нормативам.
Если единицей анализа деятельности выступает действие, то в случае с поведением – поступок (проступок).
Ключевые характеристики деятельности
Так как, деятельность – это активное взаимное действие живого создания с находящейся вокруг реальностью, где оно выступает как субъект, воздействующий на объект и удовлетворяющий аналогичным образом собственные потребности, то к ключевым свойствам деятельности как правило относят предметность и субъективность.
Характерность предметной детерминации деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не конкретно влияют на субъект, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, поэтому достигается большая адекватность их отражения в сознании. (Филогенетические предпосылки: тигр, как субъект, видит и желает кабана, как объект, который в результате его деятельности может преобразиться в предмет, удовлетворяющий его биологическую необходимость; медведь роет берлогу и другое.) В собственной развитой форме предметность свойственна исключительно деятельности человека.
Она социально вызвана (а не только биологически), т.е. связана со значениями, закреплёнными в орудиях, схемах действия, в понятиях языка, ценностях, социальных нормах и др.
Характерности деятельности зверей:
1. вся активность зверей определяется биологическими моделями;
2. вся деятельность зверей ограничена рамками наглядных определенных ситуаций;
3. основу поведения зверей составляют наследственные программы и научение, ограниченное приобретением собственного индивидуального опыта, которое не передаётся иным поколениям в материальной форме.
Субъективность деятельности выражается в следующих качествах активности субъекта:
I. 1) обусловленность психического образа прошлым опытом;
2) потребностью (непосредственно они считается спусковым крючком для деятельности);
4) целями и мотивами, определяющими тенденция и избирательность деятельности;
II.
В личностном смысле (значение для меня), который придаёт мотивы разным событиям, действиям и деяниям.
Атрибуты деятельности: мотив, цель, предмет, структура и средства. Другими словами, атрибуты деятельности составляют структурный и мотивационный элементы деятельности.
Схема: Соотношение структурного и мотивационного элементов деятельности по Леонтьеву.
Структурный элемент Мотивационный элемент
Деятельность мотив необходимость
Действие цель
Операция условия
Психофизиологическая
В психологии необходимость рассматривается как переживание нужды в том, что нужно для поддерживания жизни организма и развития его личности.
Потребности служат источником активности. Они бывают организменные (еда, питьё), социальные (необходимость в контакте), культурные, духовные.
Необходимость возникает тогда, когда возникает предмет.
Собственно предметы включают потребности: необходимость всегда в чем- то. До того, как возникает необходимость, организм чувствует потребностное состояние или нужду (чего-то хочется, не знает чего).
По Леонтьеву, необходимость – это человеческое состояние, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов, условий существования, присутствующих вне индивида. Необходимость включает мотив.
Мотивом деятельности именуют то, что побуждает её, ради чего она выполняется. Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к конкретной деятельности, тот предмет, ради которого выполняется эта деятельность.
Мотив (по Леонтьеву) – опредмеченная необходимость.
Общий процесс рождения мотива можно представить так: организм чего-то хотел, испытывал напряжение, однако не отдавал себе отчёта.
Однако, в ходе поисковой деятельности происходит встреча с предметом. Происходит процесс узнавания собственного предмета (так завершается первый шаг жизни потребности) – и мы дело имеем уже с опредмеченой потребностью – в акте опредмечивания рождается мотив.
Через мотив необходимость становится понятной, и поведение человека резко меняется: оно становится направленным, из-за того что мотив – это то, ради чего происходит действие.
Нужно сказать, что деятельность, в основном, происходит не ради одного мотива.
Их может быть комплекс. К примеру, субъект ходит в спортивный зал не только ради достижений в определённом виде спорта, но и ради стройной фигуры, здоровья, общения с людьми и другое.
Эти дополнительные мотивы – стимулы, которые не столько запускают деятельность, сколько активизируют её.
Мотивы могут осознаваться и не осознаваться.
Осознание мотивов – это особенная деятельность, особенная работа внутри. (Для чего мне это необходимо?)
Неосознаваемые мотивы появляются как:
1. Эмоции (отражают отношение результата деятельности к её мотиву: удачно- приятные эмоции; неуспешно- негативные эмоции);
2. Личностный смысл — это переживание очень высокой субъективной значимости предмета, действия или события в поле ведущего мотива.
Мотивы образовывают иерархическую систему.
В большинстве случаев это иерархия не осознаётся полностью. Но вырисовывается в ситуациях конфликта мотивов.
Мотивы, побуждая к деятельности, формируют её тенденция, т. е. формируют её цели и задачи.
Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата (цель деятельности не равноценна мотиву, хотя они могут совпадать.) Цель, эта в конкретных условиях, в теории деятельности, именуется задачей.
Целью может быть предмет, явление или определённое действие.
Задача – это заданная в конкретных условиях цель деятельности, какая обязана быть достигнута путём преобразований данных условий.
Любая задача в себя включает: цель, которую необходимо достигнуть, условия постановки задачи, искомое – что необходимо сделать, чтобы достичь цели.
К примеру, цель — стать психологом.
Но чтобы её достигнуть, следует решить задачу — закончить ВУЗ (в теории постичь эту профессия).
Итак, мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению цели, которая, будучи представлена в конкретных условиях, требует выполнения действия, направленного для создания или получение предмета.
Действие, как важная часть деятельности, отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность выполняется в форме действия или цепи действий.
Таже самая деятельность может выполняться всевозможными действиями. Все то же самое действие входит в различные виды деятельности.
Лекция 2: Участники деятельности фирмы
Действие, имея какую-то цель, выполняется всевозможными вариантами в зависимости от условий, в которых это действие происходит.
Способы выполнения действия называются операциями.
Операции – это преобразованные действия, которые, в основном, не осознаются.
К примеру, ребёнок учится писать буквы: написание буквы считается для него действием, направленным сознательной целью — правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребёнок применяет его как способ (операцию) для написания слов.
Операции бывают двух вариантов: 1) появляющиеся путём автоматизации действия; 2) появляющиеся путём адаптации к внешней среде, путём непосредственного подражания.
Человеческая деятельность имеет не простое иерархическое строение, которое можно представить в виде уровней.
Эти уровни составляют структурный элемент деятельности.
I уровень – уровень особенных видов деятельности (деятельность познания, игровая деятельность);
II уровень – уровень действия – занимает основное место в иерархии, считается единицей деятельности. Это сознательное проявление активности, т. к. оно направленно на цель (Образ желаемого – сознательный образ).
Поэтому: 1) действие включает акт сознания; 2) действие – акт поведения; 3) действие выполняется по принципу активности, (источник которой в середине субъекта – мотив), а не по принципу реактивности (принцип стимул – реакция, источник снаружи); 4) действия – всегда предметны, их цели носят социальный характер.
III уровень – уровень операций — вариантов выполнения действий.
В зависимости от задачи, операция состоит из самых разных действий, которые могут быть подразделены ещё на более мелкие. Аналогичным образом, операции могут являться более большими единицами деятельности, чем действие.
Ключевое свойство операций – они мало или абсолютно не осознаются. Уровень операций – это уровень автоматизированных действий и способностей.
Граница между операциями и действиями взаимопроницаема (можно не думая очищать зубы, а можно думать и контролировать данный процесс).
IV уровень — психофизиологических функций.
Телесные механизмы оснащения психических процессов (способности к ощущениям, моторные способности; мнемические функции – врождённая способность запоминать, она считается основанием для развития процесса произвольного запоминания).
Характеристика деятельности
Под работой знают нестандартны человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески видоизменяет мир вокруг вас, преобразовывая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект собственной деятельности.
Под субъектом тут понимается источник активности, действующее лицо.
Потому как активность проявляет, в основном, человек, то чаше всего конкретно он называется субъектом.
Объектом именуют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой выполняется деятельность.
Объектом деятельности может быть натуральный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).
Отличие деятельности от поведения и активности.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание. Видеоурок по биологии 8 класс
Деятельность – осознанная активность человека, направленная на изменение исходной материи, удовлетворение собственных желаний и желаний. Главное её свойство – сознательность, другими словами сознание субъектом заданных целей и задач.
Деятельность может быть практической, эстетической и увлекательной и всегда имеет определённый смысл.
Поведение – способность живых существ к действию под действием самых разных факторов.
Основная причина такой активности – необходимость адаптации к изменяющимся условиям, выживание, развитие. Поведение вырисовывается у многоклеточных организмов, где им управляет главная нервная система.
Нужно отграничивать данное понятие от действия, которое свойственно и одноклеточным существам, а еще растениям.
Термины «деятельность» и «поведение» имеют собственную отдельную специфику содержания.
Они оба являются формами проявления активности, но разительно друг от друга отличаются по собственному значению и потреблению. В сегодняшней статье мы будем рассматривать отличия этих терминов.
ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПОБЕДОЙ И УСПЕХОМ?
В научном смысле слово «деятельность» применимо только в отношении к разумному существу, другими словами к человеку. И все благодаря тому, что совокупность действий рождается побуждающими результатами.
Она состоит из определенных компонентов, среди них всегда есть цель, благоразумная необходимость и очередность смежных актов. Она может возникать внутренне или внешне, однако всегда подчиняется только разуму.
Деятельность неразрывна с социальным статусом индивида. Вне его она нет, деятельность не может быть врожденной формой активности.
Посмотрите на любого младенца, до достижения психологической зрелости, он не может осознанно устанавливать перед собой цели и выполнять их, и все благодаря тому, что у него нет опыта в жизни.
1.Единицей деятельности считается действие, в отличии от единицы поведения – поступка.
2.Деятельность свойственна только правильным существам. Характерности поведения как правило наблюдаются и у зверей.
3.Деятельность может быть внутренней (психическая активность) и внешней (подвижность), в отличии от поведения, форма активности которого может быть только внешней.
4.Поведение – это одна из форм деятельности.
Рациональное экономическое поведение ЕГЭ — обществознание без репетитора
Деятельность более многогранна и обширна.
5.Поведение не всегда целенаправленно, часто пассивно, в отличии от деятельности, которая – обязательно активна, имеет цель, помогает создавать финансовый или духовный продукт.
6.Поведение – неожиданно, а деятельность всегда организована.
Структура деятельности
Структура деятельности состоит из мотивов, вариантов и приемов, цели и результата.
Мотив – это внутренняя цель, она связана конкретно с потребностью личности и побуждает личность к некоторой деятельности. Аналогичным образом, мотив – это то, ради чего выполняется деятельность и то, что ее побуждает.
Мотивы, со своей стороны, могут иметь самую разнообразную природу, они бывают органическими (направлены на удовлетворение природных потребностей организма), рабочими (удовлетворяются при помощи различного рода культурных форм активности), материальными (направлены для создания предметов, обслуживающих естественные потребности), социальными (порождают разные варианты деятельности, которые направлены на то, чтобы занять конкретное место в обществе), духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека).
Мотив и цель, взаимодействуя, формируют направление деятельности, величину усилий, которые придется приложить субъекту чтобы ее сделать.
Аналогичным образом, происходит организация системы всех психических процессов и состояний, которые будут развернуты во время выполнения деятельности.
Способами и приемами (действиями) в большинстве случаев считают относительно законченные детали деятельности, которые направлены на достижение промежуточных целей, которые, со своей стороны, подчиняются общему мотиву.
Необходимо учесть, что если действие не простое, оно может "настойчиво попросить" составления цепи актов, специальным образом связанных между собой. Эти самые звенья цепи являются операциями.
Любая деятельность состоит из 2-ух элементов: внешнего и внутреннего.
Виды деятельности.
Обозначать все разновидности человеческой деятельности возможным не представляется, но можно отметить главные, свойственные всем людям виды деятельности. Они соответствуют общим потребностям и обнаруживаются фактически у всех подряд людей.
Отличают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих всю жизнь вида деятельности: игру, учение и труд.
Игра — это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения.
С возрастом игры усложняются.
Для малышей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не считается главной деятельностью, а служит средством общения и разрядки.
Есть несколько типов игр: индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Учение.
Учение — это деятельность, целью которой считается приобретение человеком знаний, способностей и способностей.
Учение бывает как организованным в специализированных учреждениях, так и неорганизованным и выполняться неожиданно, вместе с прочими видами деятельности.
В обучении имеется две стороны: деятельность учителя и деятельность ученика (учение).
В школе ребенок не только перенимает совокупность знаний, способностей и способностей, но, что не менее важно, он учится жить, понимать жизнь во всей ее трудности и принимать в ней участие.
Движущей силой учения считается противоречие между тем, что ребенок знает, и тем, что он желает или должен выяснить.
Так, к примеру, в младенческом возрасте действия с предметами и игрушками дают возможность ребенку выучится применить их в согласии с назначением. Большинство действий ребенок усваивает по образцу.
В одном случае ребенок видит, как работают взрослые, и сам воспроизводит их действия. В ином — взрослые собственно показывают приемы действия и помогают постичь их.
В большинстве случаев самостоятельного освоения детьми образцов намного выше, чем тех, которые они осваивают по инициативе и при помощи взрослых. Тут встречается узкая связь между игрой и учением, постоянный переход игры и учения друг в друга, включение элементов одной деятельности в иную.
Учение как познание мира и игра с самых первых дней жизни ребенка неразделимо связаны.
Труд.
Труд особенное занимает место в системе жизнедеятельности человека. Труд — это деятельность, направленная на переустройство материальных и нематериальных объектов и устройство их для удовлетворения человеческих потребностей.
Игра и учение это лишь подготовка к труду и случились из труда, так как собственно труд считается решающим требованием формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те свои качества человека, которые в его процессе обязательно и каждый раз им появляются.
Труд развивает физические силы: способность переносить большие нагрузки физического плана, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.
По характеру расходуемых главных усилий трудовую деятельность можно поделить на несколько вариантов:
— ручной труд;
— интеллектуальный труд;
— духовный труд.
В теории и В практических условиях под трудом, собственно, в самой большой мере и понимается собственно труд физический.
Мотивировка деятельности.
Одним из очень важных условий достижения целей организации считается обеспечение заинтересованности всех кто учавствует в процессе управления в эффективности их действий.
Для успешного достижения целей нужно реализовать:
· стимулирование, т.е. побуждение сотрудников к активной деятельности при помощи внешних факторов (материальное и нравственное стимулирование);
· мотивировкат.е. создание у сотрудников внутренних побуждений к труду.
Мотивировка — это совокупность внешних и внутренних движущих сил, заставляющих человека действовать нестандартным, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и прочих к деятельности для достижения целей организации или собственных целей.
В мотивационной сфере выделяются:
· мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая в себя включает такие элементы, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
· мотивировка достижения — необходимость в достижении прекрасных результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
· мотивировка самоактуализации — наибольший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к самой полной реализации собственного потенциала, в потребности самореализации себя.
Ключевые составляющие мотивации:
· потребности— это осознание отсутствия чего-нибудь, вызывающее побуждение к действию.
· вознаграждение — это все, что человек считает для себя ценным.
Потребности как правило деляться на:
· телесные (еда, вода, жилье, отдых, секс и т.д.)
· психологические (успех, власть, почтение и т.д.)
Поощрения могут быть:
· внутреннее– от самого труда, от общения
· внешнее– заработная плата, дополнительные выплаты, льготы
Умения и способности.
Навык — автоматический компонент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения такого действия.
Любая профессиональная деятельность очень трудна. Она требует переработки в сознании человека очень большого объема информации.
Для хорошей работы нужно часть информации «вывести» из поля сознания и выполнять ряд действий автоматично. Подобную функцию и делает навык.
Есть различные виды способностей: сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и т.д.
Навык — это прижизненно сформированный способ решать какую-либо задачу. В любом навыке можно разпознать психологичную и физиологическую стороны.
Пусковым механизмом любого навыка считается сенсорный сигнал, воздействующий на человека.
Одними из первых начинают развиваться моторные способности, понемногу осложняясь сенсорными и интеллектуальными элементами. Формирование любого навыка начинается с получения информации о состоянии среды в форме какого-нибудь сенсорного сигнала.
Общая схема выработки навыка состоит в следующем: в процессе деятельности на человека неоднократно влияют сходные раздражители (к примеру, делается однотипная производственная операция). Под их воздействием у субъекта вырабатывается конкретная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая крепится и «подается» на уровень подсознательного контроля.
Данная программа не идентична с одиночным ответом в схеме реакции. Она собой представляет способность действовать в конкретной ситуации с высокой степенью приспособляемости к данной ситуации.
Формирование навыков профессионализма идет не пассивно, а под влиянием собственно организованных тренировок, включенных в систему профессиональной подготовки.
Упражнение — это главный способ закрепления навыка.
Одним из очень важных практичных вопросов считается вопрос о количестве тренировок, нужных Для полной отработки навыка. Кол-во применяемых тренировок зависит от скорости формирования психологической системы действия.
Чем быстрее вырабатывается психологическая система действия, тем меньше требуется тренировок.
Наличие у учащегося психологической системы действия определяется по таким признакам:
1) ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;
2) наличие приблизительной основы действия в виде системы нужных и достаточных информационных признаков, на которые ориентируется ученик при выполнении действия;
3) неполная автоматизация действия;
4) наличие системы обратной связи и сформированный на ее основании внутренний самоконтроль выполнения действия;
5) «пуск» системы саморегуляции действия, направленной на удаление минусов и корректировка ошибок;
6) постоянное улучшение критериев качества работы и увеличение темпа деятельности.
Наличие данных признаков позволяет считать навык сформированным и завершить постоянные процедуры по его отработке. Но если процедуры перестать полностью и в то же время не исполнять действие, навык может понемногу разрушаться.
Для его восстановления требуется новая серия тренировок.
Существенным моментом любой деятельности считается ее оценка.
Эта оценка распространяется и на выполнение навыка.
Переходный этап овладения современным способом действия на основе полученного знания, однако не достигшего уровня навыка, именуют умением. Способность — это знание, которое понято и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно осуществляемого действия и приобретшего некоторые линии оперативности.
На шаге умения усвоенный способ действия изменяется знанием и по мере тренировки достигается переустройство умения в навык, при котором происходит изменение приблизительной основы действия. Способность в себя включает очень не простую систему психических и практичных действий.
Если есть наличие умения под контролем сознания человек удачно делает то либо иное действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения.
Формирование способностей, по мнению К.К.
Платонова, проходит ряд стадий:
· первое способность;
· недостаточно умелое действие;
· развитые отдельные умения(умелые, относительно законченные детали действия);
· высокоразвитые умения;
На шаге умения полный сознательный контроль обеспечивает своевременную перестройку системно-структурной основы действия при существенном изменении условий его выполнения.
В данном плане способность разнится от навыка. Последний имеет стандартизированную форму и при радикальном изменении условий выполнения может стать неадекватным.
Главная форма выполнения учебной деятельности — упражнение. Для того чтобы постичь какую-либо деятельность, человеку нужно ее неоднократно повторить.
Упражнение — это активный процесс систематического и целенаправленного выполнения какого-нибудь действия с целью его усвоения и улучшения. Кол-во и качество тренировок зависят от целей обучения и трудности установленной задачи.