Разница между добродетелью и добром
Добро и добродетель – основополагающие понятия науки этики. Они, несомненно, близки, но означают различные по существу вещи.
Почему необходимо разделять добро и добродетель, в чем их важные отличия один от одного? Попытаемся разобраться.
Обозначение
Добродетель – стремление человека выполнять добрые действия, тесно связанное с его постоянной духовной работой над собой.
Добро – наивысшее хорошо, безусловная высоконравственная ценность; то, что приближает к совершенству.
Сравнение
Добро – одна из самых древних моральных категорий. Это общее понятие, которое относится к самым высоким моральным, нравственным ценностям, если сравнивать с которым все другие категории являются вторичными.
Добро с давних пор противостоит злу (в том числе и в сказках).
Оно направляет людей по пути безупречному, стремясь к преодолению недопонимания и разобщенности. Добро зовет к светлому, чистому, божественному.
К нему обращаются, чтобы достигнуть совершенства и гармоничности. Добро – это высший моральный закон, следуя постулатам которого, человек делает собственное основное предназначение на Земля.
Добродетель – это достоинства человека с точки зрения нравственности и морали. Человек этот стремится делать добро, выполнять хорошо, к тому же не один раз, а постоянно, регулярно.
Делание добра будто для него становится привычкой, полезным навыком. Добродетель – это субъективная категория, подтверждающая наличие у личности нужных качеств, соотносимых с понятием добра.
Человек, который знает о добре, однако не совершает добрых поступков, не считается добродетельным, из чего делаем вывод, что добродетель – качество активное. Лишь осознанно и каждый раз, намеренно, искренне и бескорыстно действуя согласно высшему нравственному закону, можно создавать добро.
Неожиданно и одномоментно выполнять добрые действия способны большинство людей, а вот добродетельные всю собственную жизнь направляют к деланию добра. Необходимо выделить, что само содержание понятия добродетели от века к веку менялось очень значительно.
Добродетели (например, справедливость, мудрость, достоверность, воспитанность) отражали противоположные стороны добра.
Разница между добродетелью и искренностью
Многие из нас было воспитано в духе стремления быть «хорошими», на основе некоторых – смутно очерченных, но быстро усваиваемых – параметров добродетели (в дальнейших главах данный процесс будет освещен подробно). На самом деле, мы в своем большинстве усвоили, что быть хорошим – наибольший уровень бытия и что быть, не являясь хорошим, значит быть в той либо другой мере недостойным человеком.
Эта установка укоренена настолько глубоко, что ощущается как ключевой нюанс бытия – и собственно поэтому очень много людей не ощущают, насколько тяжела ноша добродетели в действительности, она ведь является основой благополучия. Впрочем добродетель неразделимо связана с собственной противоположностью – порочностью или злом; нереально говорить о добродетели, не имея в виду эту оппозиционеров.
Аналогичным образом, добродетель в определенном смысле ведет борьбу против зла, ведь поступать хорошо – значит остерегаться скверных поступков. Поэтому, попытка осуществлять добродетель в некоторой степени всегда значит борьбу: необходимо изо всех сил стремиться быть хорошим, потому как не быть хорошим – значит быть плохим, а быть плохим недостойно.
Впрочем практически всем нам внушена уверенность в позитивности этой борьбы: так вырабатывается характер, что выполняет нас лучше.
Но сложность в том, ЧТО ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ОТОЖДЕСТВЛЯЕМ СЕБЯ С ДОБРОДЕТЕЛЬЮ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ УХОДИТ На ЭТУ Внутреннюю БОРЬБУ ДОБРА И ЗЛА.
И по прошествии времени все меньше и меньше психической энергии остается на то, чтобы быть искренним, из-за того что нам приходится не только регулярно представлять из себя хороших людей, но и пренебрегать ради этого собственной настоящей сущностью. Более того, у многих из нас очень рано возникают устойчивые ассоциации отличного и плохого поведения с результатами того и прочего; эти ассоциации могут сохраняться, даже в том случае, если осознать, что они не всегда важны, а очень часто даже противоречат здравому смыслу.
Наши представления про то, что хорошо и что плохо, обладают большой силой и кажутся нам очень определенными, но подобные вещи, как добро и зло, померять нереально как правило. Если увидеть вокруг, станет довольно понятно, что то, что считается очень хорошим для одной семьи, одной культуры или общества, считается плохим в прочих.
Но, как мы увидим, многие измеряют собственную человеческую ценность, опираясь на данных неизмеряемых и довольно размытых понятиях. Потому как концепции добродетели и ее полной констрастности – порока – нереально определить при помощи четких параметров, остается заключить, что это только ментальные конструкты, поддерживаемые обществом и принятые нами за истину.
Опасность ситуации в том, что жить так, будто бы эти вещи имеют четкие определения, – значит отказываться от составных частей своей личности. Если, к примеру, я считаю, что быть добрым значит никогда не говорить иному человеку, что я чувствую, когда он приходит мне на ногу раз на протяжении недели, когда наши пути пересечены, то я буду продолжать примиряться с этим поведением ради того, чтобы оставаться добрым.
Я буду уверять себя, что это грубо и плохо – ранить чувства иного человека собственной просьбой прекратить делать то, что он выполняет. Как обезопасить себя и в то же время остаться добрым?
Это не простой вопрос для большинства людей, считающих, что добродетель (доброта в таком случае) должна определять их характер.
Люди живут, отождествляя себя с добродетелью, что подавляет их откровенные проявления.
Расщепление сознания, появившееся вследствие аналогичного мышления, приводит к тому, что те части нас, которые мы считаем плохими, вытесняются в подсознание, где они вызревают, как нарывы, и потом прорываются самым неприглядным образом, чтобы опять быть отвергнутыми или приписанными каким-то плохим частям личности, которые нужно сделать лучше. Другими словами мы опять подавляем говоря иначе плохие проявления, до того времени пока они снова не выйдут наружу, чтобы еще раз быть подавленными.
Есть сходства между древнеегипетской мифологией и Священными Писаниями? Священник Максим Каскун
Многие из нас ощущает стыд (другими словами ощущение своей ничтожности), в самой разной степени, когда смотрится не в согласии с тем, что считается хорошим. И что мы делаем с этим стыдом?
Мы подавляем его и пытаемся вникнуть в образ, какой лучше отражает наше представление о хорошем. В определенных религиях есть ритуалы очищения или молитвы, которые помогают освободится от чувства стыда, но и они очень часто служат лишь подспорьем в подавлении чего-нибудь в себе.
ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ИСКРЕННЕГО Поведения – ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, Которая Выполняет НАС ЦЕЛЬНЫМИ, Тогда как Пресечение ЧАСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПРИВОДИТ ЛИШЬ К ЕЕ РАЗДВОЕНИЮ.
В результате такого раздвоения одна часть личности осознается, а остальная пребывает в подсознании, и эта подсознательная часть сформирована также из того, что было вытеснено из сознания как то, что мы сочли недостаточно хорошим.
Аналогичным образом, человек ведет двойную жизнь: одна его часть действует неосознанно, а остальная управляется сознанием. Однако даже в сознательной жизни он не верен собственной истинной сущности, потому как это требует принятия того, что он в себе подавил.
Взамен этого он одевает маску и костюм, подходящие требованиям, навязанным семьей и обществом, не чувствуя себя способным применять силу своей искренности для собственного же блага. Допустим, у человека исчезает способность действовать с позиции настоящего сострадания – он может ощущать некое сострадание, но все таки его поведение по большей части вызвано чувством вины и желанием освободится от груза этой вины.
Добродетель действует первым делом с позиции стремления быть хорошим и исходит не внутри, из истинного «Я», а усваивается снаружи как домашний и социальный конструкт. Когда мы искренни, мы сначала сверяемся с самими собой, с собственными истинными мотивами, благодаря этому, когда доходит до дела, мы просто делаем то, что в действительности считаем необходимым.
Искренность предполагает способность выйти за рамки навязанных обязательств и предъявить слово сердцу, уму и душе, чтобы действовать под их руководством.
Когда мы искренни, мы не заставляем себя героически создавать добро, только бы ощутить собственную ценность, – мы знаем, что имеем ценность уже благодаря тому, что существуем.
Эта книжка поможет вам оставить позади прежние заблуждения, стратегии, хитрости и отождествление с ментальными конструктами и благодаря этому встать на путь натуральности и гармоничной искренности.
Данный текст считается ознакомительным фрагментом.
Размышление о добродетели
И, пожалуй, каждый этого желает. Каждый предпочитает, чтобы его назвали «хорошим человеком», и возразит, если его назовут «плохим человеком».
Никто в раннем возрасте не мечтает стать злодеем.
Все люди тянутся к добру. Но проходят годы, и, в основном, все больше позади ошибок, и все больше несовершенств скапливается в человеке.
А тот идеал, который был в юные годы, так и остается недостижим.
Есть две основные причины.
Первая – неправильные отношения человека с Богом.
Бог есть подлинное хорошо и источник всякого блага, благодаря этому в этом нет ничего удивительного, что тот, кто по собственной жизни и делам не имеет с Ним общения, не может стать благим в совершенном смысле слова.
Вторая причина – ошибочное сознание добра, его смысла, его цели.
Непонимание того, что есть настоящее добро и чем оно разнится от ложного добра, которое только кажется добром, однако не считается им в действительности.
Известна такая пословица: «горбатого могила исправит».
Она выражает мнение безнравственных людей, убежденных, что тот, кто укоренился в какой-нибудь отвратительный привычке, уже не имеет шанса стать лучше. Эту поговорку выдумали те, кто не имел веры и кто хотел оправдать нежелание меняться.
Господь может поправить любого горбатого – и в физическом и в нравственном отношении. Чтобы это произошло, человек должен приблизиться к Богу. «Приблизьтесь к Богу, и [Он] приблизится к вам», – говорит апостол Иаков (Иак.
4: 8).
Смиренномудрие , что это? Каскун Максим
А приближение человека к Богу происходит как раз благодаря укоренению в добродетели, сопровождаемому отказом от греха.
Что такое добродетель?
В отличии от единичного доброго поступка, который бывает в жизни любого человека, даже злодея, добродетель значит частое, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. Собственно приобретение подобных способностей и выполняет человека в настоящем смысле слова хорошим, добрым, потому что добрые способности помогают избавиться от дурных способностей, другими словами греховных страстей, поработивших любого человека, не просвещенного Христом.
Очень большая сложность в делании добра – обозначение четких ориентиров и понятий. Для всё большего количества людей большим препятствием на этом пути стало непонимание, что есть настоящее добро и почему оно считается таким, как можно отличить его от зла, каких видов оно бывает, ради чего происходит и к чему приводит.
Любой по своему опыту знает, что, хотя в определенных ситуациях очень просто понять, какой поступок тут будет правильным и хорошим, однако данная ясность есть абсолютно не всегда.
Святитель Тихон Задонский даёт такое обозначение: «Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим» [1] .
В этом изречении святой папа сразу дает понять, что подлинное добро неизменно связано с Богом.
Бог полностью добр, и Он – настоящий источник добра. Благодаря этому добром в настоящем смысле считается сознательное исполнение Его святой воли, которая для людей выражается в заповедях Божиих.
Любой человек, как создание Божие, ощущает в себе голос совести, который помогает ему в кратце отличать добро от зла, даже в том случае, если это человек неверующий. Благодаря этому и у людей, не компетентных Бога, есть определённое стремление к добру, ощущение добра и добрые действия.
Но ценность каждого поступка определяется тем, с каким намерением он происходит. Известна такая история.
Трое рабочих работали на строительстве храма, перенося кирпичи.
Каждому задали вопрос: что он выполняет? Первый ответил: «Таскаю кирпичи»; второй: «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью»; а 3-ий сказал: «Строю храм».
Аналогичным образом, хотя внешне они исполняли одну работу, но внутренне это было не так, и вес поступка любого из них изменялся в зависимости от того смысла, с которым он совершался. В глазах посторонних людей их дело было одинаковым, но неодинаковым оно было в глазах Бога, и неодинаковое значение имело для душевных качеств любого из них.
Итак, высоконравственное значение дела зависит от того, с каким намерением его совершает человек и ради чего или ради кого.
Вот помогать больным – дело прекрасное.
Но представим человека, который помогает больным, впрочем применяет это как средство для личной наживы – просит у остальных людей денег для больных, самим больным передает крохи, а значительную часть забирает себе. Выполняет ли данный человек добро?
Нет, он просто деньги зарабатывает.
Или представим иного человека, также помогающего больным.
Он не получает за это никаких денег, впрочем заботится о том, чтобы его благотворительность была известна как можно большему числу людей через газеты и телевидение. Выполняет ли данный человек добро?
Нет, он просто применяет это как средство для получения себе положительной репутации, людской славы, уважения.
Всякое дело, совершаемое с корыстными целями, не есть доброе дело по сути.
Сюда относят и тот случай, когда кто то восклицает: «Вот, я ему столько добра сделал, а он мне такую мерзость причинил!» – да еще прибавляет: – «Вот и делай потом добро людям». Однако что данные слова значат?
Что человек и не делал настоящего добра, а искал выгоды для себя, желал привязать к себе облагодетельствованного человека, рассчитывал на взаимность по принципу «ты – мне, я – тебе». Тут те же самые корыстные цели, пускай корысть состоит не в деньгах или славе, а в расположении определенного человека.
Вернемся например при помощи больным. Представим человека, который выполняет это, не получая ни денег, ни славы и не рассчитывая захватить расположение каких-нибудь людей.
Однако он выполняет это ради себя, чтобы ощутить себя удовлетворенным, чтобы восхвалять себя и гордиться собой, превозносясь над теми, кто не очень щедрый, как он. Неужели не скажешь, что и он аналогичным образом получает собственную выгоду, корысть, которая портит значение его доброго дела?
«Как сгнивший плод бесполезен земледельцу, так добродетель гордого не требуется Богу» [2] .
Итак, никакое доброе дело, совершаемое из эгоистичных побуждений, будь то получение денег, славы или хотя бы самодовольства, в реальности не считается настоящим добром. Не считаются также подлинным добром те действия, которые выполняются под явным или неявным нажимом остальных людей: сделает ли это доброе дело человек, из-за того что его кто-то заставляет или донимает просьбами, либо для того «чтобы не выделяться из всех», как, к примеру, в храме многие прихожане во время обхода с блюдом для пожертвований охотно укладывают деньги на виду у всех, но вовсе не все из них опускают пожертвование в специализированный ящик, когда этого никто не видит.
О таких вещах святитель Иоанн Златоуст сказал: «Всякое доброе дело, сделанное по принуждению, теряет собственную награду» [3] . По свидетельству святителя Григория Богослова, «добродетель должна быть бескорыстна, если хочет быть добродетелью, имеющую в виду одно добро» [4] . И преподобный Иоанн Кассиан говорит, что «тот, кто желает достигнуть истинного усыновления Богу, должен создавать благое из любви к самому благу» [5] .
В полном смысле слова добро считается таким, когда происходит в добровольном порядке и свободно от любой эгоистической мотивации. А такую свободу дает разрешение, совершаемое не ради себя, а ради Бога.
Всякий, кому приходилось делать благородное добро, знает, как легко на душе после него. Если даже выбор был такой: поступить плохо, но с выгодой для себя, или поступить хорошо, но с ущербом для себя, и человек подберет второе, у него на душе все равно легко, и совесть чиста.
Пускай он не получил никакой пользы, пускай никто ему не скажет благодарю, однако он знает, что поступил правильно, и уже это будет достаточной наградой. В этом случае происходит то, о чем сказал преподобный Ефрем Сирин: «Как семя даёт росток, когда пойдёт дождь, так расцветает сердце при добрых делах» [6] .
Если такую радость ощущает человек, совершающий добро ради самого добра, то в этом нет ничего удивительного, что еще огромную радость чувствует тот, кто выполняет добро ради Источника всякого добра – Бога.
В наше время большинство жалуются на подавленное настроение, нервозность, подавлености. Не потому ли все это происходит, что так мало и так нерегулярно люди творят чистое добро?
Все знают, что человек, по настоящему хороший, добродетельный, даже внешне выделяется из окружающих – «прямо светится», как говорят иногда. Почему так?
Из-за того что, по словам святителя Григория Нисского, приобретение добродетели «приносит в душу непрекращающуюся радость», которая распространяется для человека «не только в настоящем, но на все времена… Процветающего в добре радует и воспоминание о жизни, проведенной правильно, и сама жизнь в настоящем, и ожидание [будущего] воздаяния» [7] .
«Живые выделяются от мертвых не только тем, что смотрят на солнечных лучах и дышат воздухом, однако тем, что выполняют что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то… ничем не лучше мертвых», – говорит святой Григорий Богослов [8] . Сколь многие могли удостовериться в истинности данных слов, найдя доказательство им если не во всей собственной жизни, то хотя бы в отдельные ее периоды, наиболее «темные» в эмоциональном проекте.
Люди не ощущают в себе радости, из-за того что не ощущают в себе жизни, а не ощущают жизни, из-за того что не творят подлинное добро.
Многие беды сегодняшнего человека вытекают из того, что он не выполняет добро, а если и выполняет, то изредка, по случаю, кое-как.
Для него доброделание считается скорее исключением, а не правилом. От этого всеобщее оскудение любви, которое мы все видим.
Родители забрасывают детей, дети забывают престарелых родителей, супруги разрушают браки – и все благодаря тому, что любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, пропадает.
Святитель Григорий Палама пишет: «Душа любого из нас подобна лампаде, делание добра – елею, любовь – фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа.
Когда же недостает елея, другими словами доброделания, то любовь кончается и свет Божественной благодати… гаснет» [9] .
Все люди смертны. Все знают это, однако многие пытаются забыть, отодвинув подальше тот момент, когда о смерти придется подумать серьезно.
А любые добропорядочные размышления о смерти неминуемо приводят к двум основным вопросам: «Что остается после меня?» и «Что возьму я с собой?». Смерть – тот этап, который обесценивает многие земные ценности.
Разумный человек понимает, что ни деньги, ни имение, ни слава, ни власть, ни родные, ни друзья не сопроводят человека, отправляющегося в путь. Все остается тут, когда душа его уйдет на суд Божий.
Имущество достанется иным, людская память пропадет, тело истлеет.
Но неподдельное добро, сделанное человеком, не пропадет и не истлеет, оно – то одно, что он может взять с собой, что сохраняется в вечности и что определит его судьба в вечности.
Наши добрые дела останутся с нами и на суде Божием будут говорить в нашу пользу. Так об этом говорит преподобный Ефрем Сирин: «Все преходит, братия мои, только дела наши будут сопровождать нас.
Потому приготовьте себе напутствие для странствия, которого никто не избежит» [10] .
Иногда люди боятся приниматься за добродетели, считая, что не смогут из собственного сегодняшнего уровня подняться так высоко, чтобы сплести такой венец добродетелей, какой сплетали себе святые. Но следует понимать, что совершенствование в добродетелях происходит не столько силами самого человека, сколько силой Бога, которая подается, если человек принял и показал твёрдую решимость встать на путь добра.
Более того, добродетели покупаются не постепенно, как кирпичи, слагающие дом. Нет, «все добродетели между собой связаны, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависят», – говорит святой Макарий Египетский [11] . Благодаря этому «одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели» [12] .
Но в духовной жизни необходимо помнить, что те добрые дела, которые мы совершаем, мы совершаем благодаря Богу, вследствие того, что Он дал нам возможность, разумение и силу их осуществить.
Это сознание бережет от эгоистичного тщеславия, которое портит душевную пользу от выполненных добрых дел также, как коррозия портит металл. Неправильно приписывать лишь себе самому собственные добродетели, потому что «как источник естественного света – солнце, так начало всякой добродетели – Бог» [13] . Как говорит святитель Тихон Задонский, «истинно добрые дела происходят от Бога.
Или легче сказать, христиане Богом пробуждаются к творению добрых дел, силу и крепость получают от Бога, содействием Его благодати трудятся. Так говорит Божие слово: “Бог создает в вас и хотение и действие по собственному благоволению” (Флп.
2: 13) и “без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15: 5)» [14] .
Заблуждаются те, кто говорит: вот, я крещен, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь – и этого довольно для моего спасения.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах… ни вкушение тела Христова, ни приобщение крови и ничто другое не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и добропорядочной и чистой от всякого греха» [15] .
Мы приобретаем отпущение грехов в таинстве исповеди, но всякий может удостовериться, что очень часто после исповеди человек впадает в тот же грех. Почему так?
Из-за того что грех стал уже привычкой, дурным навыком. И полное очищение жизни от этого навыка происходит, когда мы при помощи Божией выкорчевываем отвратительный навык противоположной ему добродетелью.
«Подлинная добродетель состоит в победе себя самого, в желании делать не то, что желает тленное естество, но чего желает святая воля Божия, завоевывать собственную волю воле Божией и побеждать благим – злобное, побеждать смирением – гордость, кротостью и терпением – гнев, любовью – нелюбовь. Это есть христианская победа, более замечательная, чем победа над народами.
Этого требует от нас Бог: “Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром” (Рим. 12: 21)» [16] .
Каждая добродетель постигается В практических условиях.
Пока человек не начнет работать делом в покупке добродетелей, он станет иметь про них лишь поверхностное и самое неполное представление. Тут разница приблизительно аналогичная, как между тем, чтобы почитать буклет для туриста о далекой стране, и тем, чтобы самому поехать в это государство.
Не надо отлажывать добрые дела «на завтра», другими словами искать какого-то «более комфортного» для них времени. Как все знают, дорога с названием «сделаю на следующий день» выводит на дорогу с названием «никогда».
Нет, всякое время следует считать хорошим к исполнению добра, угодного Богу.
Святитель Василий Великий говорит: «Что пользы человеку от вчерашней сытости, если он голоден сегодня?
8.2 Мораль и нравственность — Философия для бакалавров
Так и душе не в пользу вчерашнее доброе дело, если сегодня оставлено исполнение правды» [17] . Благодаря этому следует иметь в виду, что «добродетели эти просят не только неоднократного проявления, они должны в любой момент пребывать в нас, быть свойственными нам, укорененными в нас. И они не должны оставаться в одном уровне, но все более и более умножаться и вырастать в силе и плодотворности» [18] .
Уместно припомнить, как Господь Христос предупреждал: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи!
Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21), таким образом ясно дав понять, что одно лишь называние себя христианином и даже молитвы к Господу, если это не соединено с творением добра, заповеданного Богом, не принесут пользы и спасения.
Про это говорит и апостол Иаков: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его. вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2: 14, 17).
Однако при этом необходимо бояться, чтобы не впасть в иную крайность, полагая, что не имеет значения, как верить, основное, что человек делал хорошие дела. Потому как добро конкретно связано с Богом, то нереально на самом деле совершенствоваться в добродетели, имея искаженные или ложные представления об источнике добра – Боге.
Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что для успеха подлинная вера должна комбинироваться с доброделанием: «Богопочитание состоит в познании догматов благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не любит Он и дел, если они построены не на догматах благочестия.
Потому что что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы быть воздержанным и нечестиво богохульствовать?» [19] . И святой Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «лишь тогда принимает Бог добродетели наши, когда они – свидетели веры, сами же по себе они недостойны Бога» [20] .
Хочется привести великолепные слова отца Иоанна (Крестьянкина): «Большинство людей думают, что жить по вере и выполнять волю Божию достаточно тяжело.
В действительности – совершенно не сложно. Нужно только обратить собственное внимание на мелочи, на пустяки и пытаться не согрешить в очень маленьких и легких делах.
В большинстве случаев человек думает, что Создатель требует от него довольно больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности. Человек так пугается этими мыслями, что начинает страшиться в чем либо приблизиться к Богу, скрывается от Бога, как согрешивший Адам, и даже не вникает в слово Божие. “Все равно, – думает, – ничего не могу сделать для Бога и для души собственной, буду уж лучше в сторонке от духовного мира, не буду думать о вечной жизни, о Боге, а буду жить как живется”.
У самого входа в религиозную область есть некий “гипноз больших дел”: “необходимо делать какое-то большое дело – или никакого”. И люди не делают никакого дела для Бога и для души собственной.
Необычайно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в тонкостях желает быть добропорядочным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти любой человек, который хочет приблизиться к Царству Божию.
Очень маленькие хорошие действия – это вода на цветок личности человека. Абсолютно не нужно вылить на требующий воды цветок море воды.
Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для жизни огромное значение.
Абсолютно не нужно человеку голодному или давно недоедавшему скушать полпуда хлеба – достаточно скушать полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама даёт поразительные подобия и образы важности небольших дел.
И хочется остановить большое внимание всякого человека на совсем малых, облегченных для него и, впрочем, чрезвычайно необходимых вещах…
Если бы люди были мудры, они бы все стремились на небольшое и совсем не тяжелое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище.
Чтобы всквасить бочку с тестом, абсолютно не нужно ее перемешивать с бочкой дрожжей. Достаточно уложить очень мало дрожжей – и вся бочка вскиснет.
То же и доброе: самое небольшое может произвести большое действие. Вот почему не нужно пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: “Большое добро не могу сделать – не буду беспокоиться и ни о каком добре”.
Действительно, небольшое добро более нужно, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, почти не проживут.
Погибает человечество не от минуса большого добра, а от минуса собственно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на поверхности стен – кирпичиках – малого добра.
Итак, небольшое, самое не тяжелое добро оставил на земля Создатель создавать человеку, взяв на Себя все великое. И здесь через того, кто творит небольшое, Сам Господь творит великое.
Добро подлинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто соединяет с ним собственную душу.
Это только одна неэгоистическая радость – радость добра, радость Царства Божия. И в данной радости будет человек спасен от зла, будет жить у Бога вечно.
Для человека, не испытавшего эффективного добра, оно представляется иногда как бесполезное мучение, никому не необходимое… Но через небольшое, не тяжелое, с самой большой легкостью совершаемое дело человек лучше всего привыкает к добру и начинает ему служить и через это более и более входит в атмосферу добра, пускает корни собственной жизни в новую почву добра. Корни жизни человеческой легко приспосабливаются к данной почве добра и вскоре уже не могут без нее жить… Так спасается человек: от малого происходит великое. “Верный в малом” оказывается верным в великом» [21] .
Добродетели: что это такое? Перечень добродетелей
Что такое добродетели?
Добродетели — это проявления высшей доброты. Дела, продиктованные нам не человеческой моралью или мирскими тезисами о добре и зле, но Высшей Силой.
Сам человек не может стяжать добродетели без помощи Господа.
После грехопадения добродетели стали недоступны человеческому роду «по умолчанию». Но собственно добродетели противопоставляются греху, как проявления принадлежности к «новому» миру, миру, который подарил нам Новый Завет.
Понятие добродетелей существовало не только в христианстве, но также и в древней этике.
Чем отличается добродетель от обычного доброго поступка?
Добрый поступок | Добродетель |
Помириться с обидчиком | Простить обидчика, молиться о нем даже, если он не хочет примирения. Отказаться от мщения, не желать ему зла. |
Сохранять преданность супругу | Не менять супругу даже помышлением, ведь Христос сказал «кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце собственном». |
Покормить нуждающегося | Отдать последнее тем, кто нуждается в помощи. Не привязываться к материальному миру, деньгам, вещам. |
Итак, добродетели выделяются от типовых «добрых дел». Добродетели — это не список необходимых условий для попадания в рай.
Это означает, что, если очень пытаться быть добродетельным де-юре, не вкладывая душу в собственные хорошие действия, их смысл теряется.
Добродетель — то, что природно для человека, любящего Бога. Добродетельный человек не просто делает свод некоторых правил, а пытается жить так, как заповедовал Христос, из-за того что только в Господе видит жизнь.
К большому сожалению, человек уже сделал грехопадение и не рождается с подобным состоянием души за редким исключением Святых, большинство из которых еще в отрочестве были призваны явить миру дела Господни. Как же выучится жить добродетельной жизнью?
Молиться, ходить в Церковь, причащаться, предпочитать Бога и ближних. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей предпочитать ближнего, как самого себя и Творца.
Добродетели — действия, которые по настоящему совершает человек, который живет в мире с Богом и людьми.
Тема добродетелей неоднократно обыгрывалась в искусстве: в живописи и литературе.
Так семи добродетелям посвящены фрески Джотто, серия гравюр Брейгеля, серия росписей спинок судейских кресел Полайолло, одну из которых выполнил Боттичелли.
Добродетели: перечень
Есть два перечня добродетелей. Первый просто перечисляет их:
- Осторожность (лат. Prudentia )
- Мужество (лат. Fortitudo )
- Справедливость (лат. Justitia )
- Сдержаность (лат. Temperantia )
- Вера (лат. Fides )
- Надежда (лат. Spes )
- Любовь (лат. Caritas )
Второй же исходит из противопоставления грехам:
Маргинал и Ежи об этике
- Целомудрие (лат. Castitas )
- Сдержаность (лат. Temperantia )
- Любовь (лат. Caritas )
- Усердие (лат. Industria )
- Упорство (лат. Patientia )
- Доброта (лат. Humanitas )
- Смирение (лат. Humilitas )
В действительности, под добродетелями знают не только эти ключевые перечни, но и остальные понятия. Например трезвение, любовь к труду, ревность и остальные.
Главное, что мы знаем о добродетелях — Господь ничего не «выдумывает» для того, чтобы осложнить человеку жизнь, но позволяет даже зло обратить во благо. До последнего человеку дается шанс поправить собственные плохие действия, поменять собственную жизнь.
Добродетели
Надежда и любовь в качестве добродетелей выделяются от мирского понимания данных слов. К примеру, если семейный человек полюбил иную женщину, их отношения не будут добродетелью, не обращая внимания на то, что мужчина на самом деле будет страдать от своих чувств.
Добрая любовь — это высшая любовь и высшая правда. Так, выявлением любви к супруге, будет борьба с греховной страстью к другой.
Если мы говорим о вере, то для христиан вера без дел мертва и в Бога верят не так, как другие люди верят в инопланетян, вера деятельна и для человека, искренне доверяющего Писанию было бы удивительно остерегаться выполнения заповедей, стремления следовать воле Бога. Не из страха, однако из желания хоть чуть чуть приблизиться к Божественной святости.
Милосердие как добродетель выражается не только благотворительных акциях или материальной помощи бездомным, обездоленном, но и в общем сострадательном отношении к ближнему. В желании простить, понять и принять слабости иного человека.
Милосердие — это отдавать последнее, не жалея ничего для остальных людей, отказаться от поисков благодарности и награды за это.
Смирение — это победа над грехом гордыни, осознание себя безнравственным и слабым человеком, который не выберется из власти греза без помощи Господа. Собственно смирение открывает двери и для прочих добродетелей, ведь стяжать их может лишь тот человек, который просит Бога дать ему для этого душевных сил и мудрости.
Ревность, как добродетель, не имеет ничего общего с желанием «присвоить» человека себе и не давать ему общаться с другим полом. В большинстве случаев мы употребляем слово «ревность» собственно в таком контексте.
Однако среди добродетелей ревность — это решимость быть с Богом, нелюбовь ко злу.
Кажется, как среди добродетелей оказалась сдержаность?
В чем она должна выражаться? Сдержаность преподносит человеку свободу и возможность быть независимым от каких-нибудь привычек, сдержаность в еде, к примеру, хранит человека от многих болезней, сдержаность в алкоголе не даёт скатиться в бездну зависимости, которая разрушает не только телу, но и человеческую душу.
Не просто так в перечне добродетелей оказалось и осторожность. По определению святого Григория Нисского, «целомудрие одновременно с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».
Целомудрие говорит не только о физической, но и о духовной чистоте, о цельности личности христианина. Это уклонение от искушения.
Конечно, стяжание добродетелей дается людям сложно, но с Богом человеку все под силу.
Высказывания о христианских добродетелях
«Дела – это единичные, в этот час и здесь действия, а расположения означают частые настроения сердца, коими определяется характер и характер человека, и откуда исходят его самые большие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями» (св.
Феофан Затворник).
«Кто обрел и имеет в себе сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уж без понуждения и затруднения.
Станем же просить Бога, возьмём и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Собственного и аналогичным образом возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и абсолютно выполнять всякую правду» (прп. Макарий Великий)
«Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, потому что благодать связует душу предпочитать Бога, и она возлюбила Его, и не желает оторваться от Него, потому что не может насытиться сладостью Духа Святого.
Без благодати Божией не можем мы предпочитать врагов, – говорит он о евангельской любви к врагам, – но Дух Святой научает любви, и вот тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу» (св. Силуан Афонский)
«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческой свободы; любая из них – это Бого-человеческое действие, Бого-человеческий факт» (св.
Иустин Попович)
«Любой кто хочет спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в псалме: уклонися от зла и сотвори хорошо ( Пс.33:15 ); не сказано только: уклонися от зла, но и: сотвори хорошо. К примеру, если кто то привык огорчать, то он должен не только не огорчать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не придаваться блуду, но и быть воздержным; если был гневлив, должен не только не сердиться, но и приобрести безропотность; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться.
И сие-то значит: уклонися от зла и сотвори хорошо. Потому что каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – упорство, гнев – безропотность, нелюбовь – любовь и, проще говоря, каждая страсть, как я сказал, имеет противоположную ей добродетель» (прп. авва Дорофей)
«Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, собственно: смирение, сокрушение, безропотность, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, дружелюбие и упорство.
Святой апостол Павел следующие указывает христианские благорасположения сердца, яко плоды Духа Святаго: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, безропотность, воздержание ( Гал.5:22-23 ). В ином месте: облецытеся… якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, безропотность и долготерпение, приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы. Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле: и благодарни бывайте ( Кол.3:12-15 )». (свт.
Феофан Затворник).
«Что такое добродетель?
Это свобода, которая не подбирает.
Добродетельный человек не думает, что ему необходимо делать добрые дела, добро для него стало настоящим. Скажем, мы – в общем и целом порядочные люди иногда можем покривить душой, хотя по большей части и пытаемся говорить правду.
Этим мы и отличаемся от по-настоящему добродетельных людей. У человека, утвердившегося в добродетели, просто не выйдет соврать.
Добродетельный человек верен и в малых делах» (прот. Алексий Уминский)