Разница между дознанием и предварительным следствием
Вопросы права и процесса занимают многих профессиональных мастеров, а еще людей, которые хотят хорошо разобраться в мелочах данной темы. Отличия дознания от предварительного следствия очень значительны.
Они прямо влияют как на статус подозреваемого (обвиняемого) лица, так и на сроки проведения проверочных мероприятий.
Обозначение
Дознание – это форма расследования преимущественно преступлений маленькой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.
О предварительном следствии
Подготовительное последствие – это форма расследования преступлений, указанных в ч.2 ст.151 УПК РФ (в основном, тяжких и особо тяжких), проводимая в вариантах, когда обвиняемый не поставлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.
Сравнение
Аналогичным образом, очень важное отличие – это составы уголовно-наказуемых деяний и наличие виновного лица. Дознаватели могут расследовать лишь те преступления, которые перечислены в ч.3 ст.151 УПК РФ и по которой есть обвиняемый, тогда как следователи – любые, кроме тех, что указаны в ч.2 ст.151 УПК РФ.
Дознание проходит в течение 20 дней, если понадобится пролонгируется на период до 10 суток.
Если поныне обвиняемый не поставлен, либо он не ознакомился с обвинительным заключением, проходит подготовительное последствие.
Важные отличия дознания от следствия
Дознание считается одной из форм предварительного расследова- ния вместе с предварительным следствием. Дознание регламентирует- ся главами 32–32.1 УПК (ст.
223–226.9). По собственной сущности оно собой представляет несколько упрощенное последствие.
По большей части дознание прово- дится по тем же правилам, что и подготовительное последствие (ч. 1 ст.
223 УПК).
Так, в ходе дознания производятся те же самые следственные действия и в этом же порядке, что и на предварительном заключении. Одновременно с тем дознание имеет и значительные различия от следствия, также и те, которые нельзя отнести к упрощениям производства.
Потому как порядок дознания и предварительного следствия в ос- новном одинаков, ниже рассмотрим только нестандартные линии дознания, его отличия от следствия. Дознание в общей форме отличается следующими характерными чертами.
1. Дознание проходит по некоторым категориям дел, по которой подготовительное последствие не обязательно, — делам о пре- ступлениях маленькой и средней тяжести. Список их дан в ст.
150 УПК. Это преступления относительно небольшой общественной опасности и очень часто не представляющие высокой сложности в рас- следовании.
По письменному указанию прокурора в некоторых слу- чаях дознание может проводиться и по делам о других преступлениях маленькой и средней тяжести, не названных в отмеченном списке (п. 2 ч. 3 ст.
150 УПК).
2. Дознание проходит дознавателями органов внутренних дел РФ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов Федслужбы судебных приставов, органов пожарного надзора федеральной противо- пожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль).
В большинстве случаев, по определенным категориям уголовных дел или по письменному указанию прокурора дознание может быть вверено следователям соответствующего следственного органа (ч. 4 ст.
150 УПК).
Дознаватели любого из указанных органов выполняют дознание по некоторым категориям дел, с учетом предметной подследственности, которая определена законом (ч. 3 ст.
151 УПК).
Впрочем процессуальный порядок производства дознания по всем делам одинаков и не зависит от ведомственной принадлежности до- знавателя. Ключевым органом дознания являются милиция, к компетенции (подследственности) которых отнесено подавля- ющее большинство уголовных дел.
3. Дознание считается альтернативной формой расследования. Оно, как самая простая форма, может быть заменено более криволинейной формой — следствием.
Подобная замена выполняется по письменному указанию прокурора (ч. 4. ст.
150). Обратная замена не разрешается.
4. Сроки дознания короче сроков следствия.
Общий (первона- чальный) срок — 30 суток. Если понадобится он может быть продлен еще на 30 суток.
В нужных случаях, также связанных с про- изводством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен до шести месяцев. И наконец, крайне редко, которые связаны с ис- полнением запроса о правовой помощи в порядке международного партнерства (ст.
453 УПК), срок дознания может быть продлен до 12 месяцев. Этот срок считается предельным и продлению не подлежит (в отличии от предварительного следствия, где предельного срока нет).
По всей видимости, если дознание не может быть окончено в этот срок, оно обязано быть заменено следствием. Продление сроков до- знания выполняется прокурором, в границах компетенции, уста- новленной законом (ст.
223 УПК).
5. Во время изготовления дознания будут сохранены все властные полно- мочия прокурора, которые касательно к следствию в 2007 г. были переданы руководителю следственного органа. Так, прокурор может давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий, откладывать незаконные или необоснованные постановления дознавателя и др. (ст.
37 УПК).
6. Во время изготовления дознания появляются две процессуальные фигуры, отсутствующие на заключении — руководитель подразделения дознания и руководитель органа дознания.
Начальнику подразделении дознания посвящена ст.
40.1 УПК, введенная законом от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ. Это официальное лицо возглавляет под-
разграничение (отдел, управление и др.), в котором работают дознаватели, и выполняет непосредственное руководство им.
Все дознаватели, работающие в этом подразделении, считаются его подчиненными. Его процессуальные полномочия аналогичные на полномочия руководи- теля следственного органа и включают руководство дознанием и кон- троль за его законностью.
Начальник подразделения дознания:
— поручает производство дознания, а еще проверку сообще- ния о преступлении и принятие решения определенному дознавателю;
— может изымать дело у дознавателя и передавать его иному дознавателю, но с указыванием оснований такой передачи;
— вправе проверять материалы дела и давать до- знавателю указания о направлении расследования, производстве некоторых следственных действий, об избрании меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
— может откладывать незаконные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по делу; прочие решения дознавателя он откладывать не вправе, а может только вносить прокурору прошение об отмене незаконных или необоснованных постановле- ний дознавателя об отказе в возбуждении дела.
Указания руководителя подразделения дознания даются в пись- менном виде и обязательны для выполнения дознавателем.
Но он может обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору, но обжалование не приостанавливает их выполнения. Руководитель под- деления дознания как правило выполняет функции дознавателя — воз- будить дело и принять его к собственному производству и произ- вести дознание в полном объеме.
Он при этом обладает полномочиями дознавателя.
Руководитель органа дознания — это начальник структурного подразделения органов дознания (к примеру, Управления внутренних дел по г. Москве), в его состав, вместе с остальными службами, входит подразделение дознания.
Благодаря этому руководитель подразделения дознания считается его подчиненным. В УПК индивидуальной статьи, по- священной этому субъекту, нет.
Но все таки некоторые его процес- суальные полномочия в законе закреплены.
Как выше отмечалось, он разрешает жалобы дознавателя, не согласного с указаниями на- чальника подразделения дознания. Он вправе давать указания до- знавателю, к примеру о проверке сообщения о преступлении.
В случае несогласия с ними дознаватель вправе обжаловать их прокурору (ч. 4 ст.
41 УПК).
Решение о производстве дознания группой дознавателей, а еще о ее составе тоже принимает руководитель органа дознания (ч. 1 ст.
223.1 УПК). И наконец, обвинительный акт перед направлением
его прокурору должен быть утвержден начальником органа дознания (ч.
4 ст. 225 УПК).
7. Отличается процессуальный статус дознавателя и следователя.
У дознавателя меньше процессуальной самостоятельности. Он также вправе своими силами делать следственные и другие процессу- альные действия и принимать процессуальные решения, за исклю- чением случаев, когда потребуется согласие руководителя следственного органа или прокурора либо судебное решение.
Но все указания на- чальника следственного органа и прокурора для него обязательны. Их обжалование не приостанавливает их исполнение, тогда как обжалование следователем указаний начальника следственного органа по ключевым, радикальным вопросам дела (о ква- лификации преступления, объеме обвинения и др.) приостанавливает их исполнение (ч.
3 ст. 39 УПК).
8. Главное отличие процессуального порядка дознания от отпечаток- ствия и главное упрощение, «процессуальная экономия», заключаются в том, что на дознании отсутствует такое процессуальное действие, как привлечение лица в качестве обвиняемого.
Лицо становится обвиняемым лишь при завершении дознания — с момента вынесения обвинительного акта. Однако из данного правила есть одно исключение.
Если в отношении подозреваемого избрана мера пресечения в виде за- ключения под стражу, то обвинительный акт должен быть составлен не позже 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. При невозможности этого подозреваемому должно быть предъявлено нарекание в этом же порядке, как и на предварительном заключении.
Это можно объяснить тем, что общий период действия меры пресечения в отношении подозреваемого — 10 суток. В течение данного периода ему либо должно быть предъявлено нарекание, либо мера пресечения от- меняется (ч.
1 ст.
100 УПК). Благодаря этому срок нахождения лица в качестве подозреваемого очень короток: в течение 10 суток он должен либо преобразиться в обвиняемого, либо выбывает из уголовного судопро- изводства.
То же самое и на дознании — либо дознание должно быть завершено до истечения данного периода составлением обвинительного акта, чтобы обвиняемый стал обвиняемым, либо ему должно быть предъявлено нарекание в простом порядке. По делам о некоторых особо опасных преступлениях, указанных в ч. 2 ст.
100 УПК, срок предъявления обвинения подозреваемому больше — до 30 суток, однако по таким делам проходит не дознание, а подготовительное последствие.
9. На дознании есть такой своеобразный акт, отсутству- ющий на предварительном заключении, как уведомление о подозрении в совершении преступления (ст.
223.1 УПК). Другими словами кроме общих
оснований признания лица подозреваемым, перечисленных в ч. 1 ст.
46 УПК, на дознании возможен очередной вариант возникновения такой процессуальной фигуры путем составления и направления ему ука- занного уведомления.
Чем поясняется такое отличие дознания от предварительного следствия? А дело все в том, что прежде дознание осуществлялось лишь по делам, возбужденным в отношении определенного лица, совершившего правонарушение в условиях очевидности.
И вот тогда это лицо автоматиче- ски становилось подозреваемым изначально дознания — с мо- мента возбуждения против него дела. Но потом, по мере усложнения дознания, это ограничение было отменено и дознание теперь выполняется и по всем остальным делам, возбужденным по факту совершения преступления.
А потому как на дознании лицо становится обвиняемым лишь в самом конце дознания, а сроки до- знания в настоящий момент достаточно большие, то это лицо может долгое время пребывать в неизвестном процессуальном статусе — не быть ни обвиняемым, ни подозреваемым. Это значительно уменьшает его право на защиту, потому как он ничего не знает о содержании не только обвинения, однако даже и подозрения.
Введенная законодательная новелла — возникновение ст. 223.1 УПК — разрешила данную проблему.
Когда собраны достаточные данные, дающие основание предполагать лицо в совершении преступлении, такое подо- зрение процессуально оформляется и лицо приобретает конкретный процессуальный статус и возможности чтобы защищать.
Уведомление о подозрении в совершении преступления составляется на бумажном листе. В нем указывается дата и место его составления, кем составле- но, приводятся информацию о личности подозреваемого, дается описание преступления, с указыванием места и времени его совершения и прочих обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Дается также правовая квалификация деяния — пункт, часть, статья УК.
Если лицо подозревается в совершении нескольких преступле- ний, в уведомлении приводятся все указанные данные в отношении каждого деяния.
Если подозреваемых несколько, уведомление состав- ляется в отношении любого из них. Копия уведомления вручается подозреваемому.
В течение 3 суток с момента вручения копии подо- зреваемый должен быть допрошен. Он ознакомлен с содержанием подозрения и может свидетельствовать по сути этого подозрения.
Копия уведомления о подозрении в совершении преступления на- правляется также прокурору.
10. Отличается процессуальный порядок завершения дознания и предварительного следствия.
Итоговым документом дознания яв-
ляется не обвинительное заключение, а обвинительный акт (ст. 225 УПК).
Его содержание и структура аналогичные, как и у обвинительного заключения. Только одно отличие, имеющее технический характер, заключается в том, что перечень лиц, подлежащих вызову в суд, составляется не в виде отдельного документа (приложения), а приводится в самом обвинительном акте.
Справка о движении дела, как и на заключении, оформляется как приложение.
Но при всем сходстве по форме правовое значение обвини- тельного заключения и обвинительного акта принципиально различ- ны.
Обвинительный акт — это не только итоговый документ стадии. Он имеет двойственную природу, являясь прежде всего документом, в котором первый раз формулируется нарекание (как говорилось, обвине- ние может предъявляться и на дознании, однако это сравнительно редкое исключение).
Именно с этого периода — с момента вынесения обви- нительного акта — лицо становится обвиняемым (п. 2 ч. 1 ст.
47 УПК). Одновременно обвинительный акт заканчивает дознание, как обвини- тельное заключение заканчивает последствие.
Благодаря этому обвинительный акт, если проводить аналогию со следствием, считается симбиозом 2-ух документов — постановления о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительного заключения, имеет линии того и прочего.
После составления обвинительного акта дознаватель должен знакомить с ним и с любым материалом дела обвиняе- мого и его защитника (если он участвует в деле), о чем составляется протокол.
Их права при этом аналогичные, как и при ознакомлении с ма- териалами дела на заключении. По ходатайству потерпевшего или его представителя им тоже бывают представлены для знакомства обвинительный акт и материалы дела.
Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и потом одновременно с материалами дела направляется прокуро- ру. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвини- тельным актом, сильно разнятся от его действий и решений по делу, поступившему с обвинительным заключением (ст.
221, 226 УПК). Во-первых, короче установленый законом срок принятия про- курором решения — 2 суток (ч. 1 ст.
226 УПК). Однако это отличие чисто техническое, обусловленное тем, что в форме дознания расследуются, в основном, сравнительно несложные и малообъемные дела.
Органы дознания
Что касается создания, то прокурор может принять те же реше- ния, что и на предварительном заключении — согласовать обвинительный акт и направить дело в суд или возвратить уголовное дела для изготовления дополнительного дознания или пересоставле- ния обвинительного акта. Он при этом может установить срок для
производства дополнительного дознания не больше 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не больше 3 суток.
Но, более того, прокурор имеет много прочих полномочий, которых он лишен на предварительном заключении. Он может собственным постановлением пре- кратить дело, если к этому имеются предусмотренные за- коном основания.
Может также добавить корректировки в обвинительный акт, но исключительно в пользу обвиняемого — убрать отдельные пункты обвинения или переквалифицировать нарекание на менее тяжелое. О внесении данных изменений прокурор также выносит распоряжение.
И наконец, у прокурора существует еще один, своеобразный вариант решения — он может направить дело для изготовления предварительного следствия. Говорилось выше, что прокурор вправе заменить дознание предварительным следствием до начала производ- ства по делу, если в рамках дознания его расследование затруднено или нереально (к примеру, большое, групповое и многоэпизодное дело).
Впрочем предусмотреть эти обстоятельства заблаговременно не всегда возможно. Благодаря этому прокурор вправе это сделать после поступления к нему дела с обвинительным актом.
Это может быть, к примеру, когда дополнительное дознание нереально ввиду значительного объема
работы, когда истекает максимальный срок дознания и т. п.
Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняе- мому, его защитнику и потерпевшему в этом же порядке, как и копия обвинительного заключения (ст.
222 УПК).
Характерные черты дознания от предварительного следствия
юридические науки
- Подготовительное Последствие
- ДОЗНАНИЕ
- Подготовительное РАССЛЕДОВАНИЕ
- СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Похожие материалы
В теории уголовного процесса, приличное количество научных работ разных авторов посвящено теме дознания и предварительного следствия. Ключевыми вопросами исследуемых тем являлось место данных 2-ух форм уголовно-процессуальной деятельности в предварительном расследовании, их отличия один от одного и характерности каждого как формы предварительного расследования, и все данные вопросы, так или по другому, соединяются между собой.
Ныне действующая УПК РФ в п. 8 ст. 5 рассматривает дознание, как разновидность предварительного расследования, выполняемую дознавателем, по уголовным делам в которых исполнение предварительного следствия необязательно.
Хотя прежде дознанием именовалось и деятельность, по которой обязательно подготовительное последствие. Сейчас же, п. 19 ст.
5 УПК РФ причисляет данную форму к неотложным следственным действиям [3, c. 244]. В отличии от дознания, подготовительное последствие понимается как форма предварительного расследования, которая состоит из процессуальных действия и решений, включающая в себя исполнение следственных действий, использование мер уголовного принуждения, привлечение лиц как обвиняемых по делу и т.д.
По словам Н.Н. Апостоловой, «дознание — это только производство неотложных следственных действий (и необходимых решений)» [2, c. 23].
Как правильно отмечает В.В.
Дронов, «дознание всегда считается лишь первоочередным шагом (частью) расследования, а говоря иначе дознание в полном объеме — это проводимая деятельность органом следствия, при этом ограничивая права граждан» [5, c. 48]. Вполне оправданно, называть эти две формы деятельности одинаково, также и уголовно-процессуальную практику дознания.
А вот о значительных различиях в дознании и предварительном заключении, говорит Ю.Н. Кабанцев.
Он отмечает, что «дознание — это форма расследования, дополнительная в отношении к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, для того, чтобы полнее и многостороннее расследование уголовного дела было сделано на предварительном заключении» [6, c. 169].
Согласно его точке зрения, дознание играет роль «раскачки» для последующего, более полного и всестороннего предварительного следствия.
Во время изготовления дознания, орган, осуществляющий данную деятельность, принимает меры по установке обстоятельств, которые подлежат доказыванию в уголовном деле, руководствуясь при этом, процессуальными правилами предварительного следствия [4, c. 36].
У данных двух вариантов деятельности имеется множество общих сторон: начиная от момента начала и завершения, завершая основания производства процессуальных действий. Важными отличиями дознания от предварительного следствия считается:
- Срок дознания меньше сроков предварительного следствия. Он будет тридцать дней, а первый срок предварительного следствия-2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на год, границ увеличении срока предварительного следствия нет. Срок дознания, проводимого органом дознания, пролонгируется прокурором, а срок предварительного следствия пролонгируется руководителем следственного органа. Есть различия в причинах продления.
- Дознание в большинстве случаев проходит дознавателем, статус которого разнится от правового положения следователя. Прокурор может давать дознавателю обязательные письменные указание. Донное лицо имеет право обжаловать любое указание прокурора, однако в этом случае обязан немедленно приступать к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного распоряжения прокурора, ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его выполнения.
- При дознании, лицо может быть уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 уголовного кодекса, после этого он становится подозреваемым. Если в ходе расследования обвиняемый задержан, расследование должно быть завершено, либо подозреваемому предъявлено нарекание не позже 10 дней со дня избрания указанной меры пресечения. Если в течение данного периода нереально составить обвинительный акт, подозреваемому предъявляют нарекание в общем порядке, после этого производство дознания длится или отменяется.
Еще одной характерной спецификой 2-ух форм предварительного расследования считается тот момент, что расследование в форме дознания завершается составлением обвинительного заключения, прекращением разбирательства. Согласно Э.Н.
Алимамедову, «подготовительное последствие завершается обвинительным заключением, обвинительным заключением с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, прекращением производства, постановлением о направлении дела в суд для подачи заявления несовершеннолетнему об обязательных мерах воспитательного характера» [1, c. 4]. Спецификой обвинительного акта, в отличии от обвинительного заключения, считается то, что с момента составления этого документа обвиняемый по уголовному делу приобретает статус обвиняемого.
Аналогичным образом, обвинительное заключение по собственному правовому характеру приравнивается к решению о привлечении лица в качестве обвиняемого, составленному следователем.
Исходя из всего вышеотмеченного, две формы расследования имеют как схожие линии, так и характерные стороны.
Знакомство следователь и дознаватель
Ключевыми характерными чертами дознания и предварительного следствия являются правила проведения расследования, регламентация сроков проведения расследования, наличие исключительной процедуры уведомления о подозрении в совершении преступления. Значительное отличие, все зависит от формы процедур расследования, вырисовывается в документировании окончания предварительного следствия обвинительным заключением или обвинительным актом.
Перечень литературы
- Алимамедов Э. Н. Понятие этапа завершения предварительного следствия с обвинительным заключением / Э. Н. Алимамедов // Российский следователь, 2010. — N 11. — С. 2-4.
- Апостолова Н. Н. Подготовительное расследование и судебное последствие / Н. Н. Апостолова // Отечественная юстиция, 2014. — № 7. — С. 21-24.
- Берова Д. М. Функции органов дознания как субъекта уголовного процесса // Общество и право. 2009. №1 (23). – С. 240-245.
- Галимов Э.Р., Муртазин Р.М., Шагиева З.Х. Использование мер пресечения в судебных стадиях уголовного процесса: монография. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 168 с.
- Дронов В. В. Надзор за процессуальной работой органов, осуществляющих подготовительное последствие / В. В. Дронов // Правомерность, 2014. — № 5. — С. 48-49.
- Кабанцов Ю. Н. Сущность и формы дознания в отечественном уголовном процессе // Общество и право. 2015. №2 (52). – С. 167-171.
Электронное периодичное издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в области связи, IT и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационное свидетельство СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Учредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Чем дознание разнится от следствия
В чем разница между дознанием и следствием?
Исполнение процедур такого типа подразумевает следование конкретным процессуальным принципам и требованиям уголовного законодательства.
Необходимо выделить, что процедуры в большинстве случаев подобны, потому как эти процессы выполняются в рамках общих многоступенчатых процессуальных операций.
Подобие следствия и дознания заключается еще и в том, что они собой представляют разные варианты одной и той же стадии или предварительного расследования. Но все таки, есть и приличное количество различий, которые достаточно указать для разъединения данных понятий.
Ключевым нюансом считается то, что сами профессионалы, которые выполняют соответствующую операцию, различны. Подготовительное последствие реализует исключительно следователь, другими словами собственно установленное на данный пост официальное лицо.
Собственно эта область деятельности считается для них ключевой и единственной в рамках их работы. Если говорить о дознании, то оно выполняется предписанными законодательством органами и входящими в них служащими.
В рамках дознания, это лишь один из видов работы, которые выполняют подходящие профессионалы. Эта область деятельности тесно связывается с общим поддержанием правопорядка в самых разных областях социальной жизни.
При выполнении непосредственного расследования правонарушений, представители органов предварительного следствия реализуют как следственные, так и другие процессуальные операции, которые нужны для получения данных.
Если говорить об органах дознания, то в рамках этой деятельности комбинируется не только следственная, но и другие процессуальные операции, реализуемые при поддержке подобающей техники, научно-технических устройств и путем личного сыска.
Необходимо выделить, что оба действия хорошо восполняются, результатом чего считается оперативное и эффективное раскрытие преступлений, раскрытие совершивших их лиц, поиск и поимка злоумышленников.
Не обращая внимания на много аналогичных черт, как дознание, так и подготовительное последствие имеют значительные различия по органам, которые реализуют должные действия.
Они даже входят в разные ведомственные системы. Так органы дознания ввиду характерности структуры правоохранительной системы, а еще поддержания отличительного набора требуемых операций, есть на порядок выше, чем собственно органов следствия.
Вязнюк В.А. Предварительное расследование
Также процедуры двоих типов указанной деятельности значительно выделяются в согласии с последовательностью уголовных дел.
Органы дознания обслуживают намного приличное количество операций, которые связаны с преступлениями небольшой и средней тяжести.
Очень часто дознавательным органам отделений приходится иметь дело с преступлениями в области социального взаимного действия граждан, а еще охраны порядка. Данное виды преступлений классифицируются как гораздо менее опасные и непростые.
В то же время, компетенция следователей подразумевает расследование дел о тяжких и особо тяжких видах преступлений, они собой представляют гораздо серьёзную опасность для общественности, а еще сложность и сложность в процессе выполнения операций.
Процессуальный режим 2-ух таких видов деятельности также сильно отличается.
В делах, где есть необходимость обязательного следствия на подготовительной основе, все действия выполняются уже в течение 10 суток с факта возбуждения дела.
Необходимо выделить, что закон не учитывает продление данного периода, благодаря этому профессионалы должны приложить все разумные усилия за эти 10 дней.
Если говорить о дознании, то в таком случае законом предполагается 30 суток конкретно с момента возбуждения самого дела. Более того, надзирающий прокурор имеет право увеличить данный период еще на 30 суток.
Доступность документации после окончания дознания или следствия также значительно отличается.
Так после завершения всех операций, которые связаны с предварительным следствием, познакомиться с материалами на полной или частичной основе, не считая документов, описанных во второй части статьи 317.4 уголовно правового кодекса, могут и гражданский истец, и потерпевший, и гражданский ответчик.
Для этого, конечно, потребуется прошение.
Что же касается дознания, то после завершения исчерпывающего расследования по соответствующему делу, право познакомиться с документами предоставляются только потерпевшему либо его представителю согласно ходатайства.
Дела, которые предполагают обязательность предварительного следствия, предоставляют следователю возможность давать поручения органам дознания для реализации всех указанных операций.