Фольклор и литература: какое сходство отличие связь?
Разумеется, фольклор и литература относятся к одному виду искусства, это искусству слова.
Оба эти направления предназначаются для создания эстетических словесных образов и мы воспринимая это на слух преображаем их в собственном сознании — в картинки, мероприятие.
И фольклор и литература имеют общую родовую систему.
Разумеется между фольклором и литературой имеются отличия. Основное разумеется, это стадиальное, т. е. временное.
Фольклор появился после появления речи, а литература позднее — после возникновения письменности. Автором фольклора считается народ, когда у литературного произведения автор известен, это определенный человек (писатель, поэт и др.).
По передачи информации, фольклор подается рассказчиком устно, ну а литературные через книги.
Связь между фольклором и литературой существовала всегда, ведь многие образы в собственных произведениях, писатели черпали их народного фольклора.
Да и потом многие литературные произведения народ стал считать фольклором, забыв, что есть у него определенный автор.
Именно на картинке показаны обобщенные сведения по сходству и различию фольклора и литературы:
Фольклор и литература
Фольклор есть продукт особенного вида поэтического искусства. Между фольклором и литературой, между фольклористикой и литературоведением есть самая узкая связь.
Литература и фольклор, прежде всего, частично совпадают по собственным поэтическим родам и жанрам.
Есть, жанры, которые специфичны исключительно для литературы и невозможны в фольклоре (к примеру, роман) и, наоборот: есть жанры, нестандартные для фольклора и невозможные в литературе (к примеру, заговор). Возможность спецификации в литературе и фольклоре по жанрам, есть факт, относящийся к области поэтики.
Курс «Скандинавская мифология и фольклор»
Одна из задач фольклористики есть задача выделения и изучения категории жанра и каждого жанра по отдельности, и задача эта — литературоведческая.
Одна из очень важных и труднейших задач фольклористики это — изыскание структуры находящейся внутри произведений, другими словами,- изучение композиции, строя.
Изучение средств поэтического языка — чисто литературоведческая задача. Фольклор обладает нестандартными для него средствами (параллелизмы, повторения и т. д.) или что простые средства поэтического языка (сравнение, метафоры, эпитеты) наполняются абсолютно другим содержанием, чем в литературе.
Установить это можно лишь путем литературного анализа.
Фольклор обладает абсолютно особенной, неординарной для него поэтикой, отличной от поэтики литературных произведений.
Между фольклором и литературой не только есть узкая связь, однако что фольклор, как такой, есть явление литературного порядка. Он — один из видов поэтического искусства.
Фольклористика в собственных описательных элементах — наука литературоведческая.
Связь между этими науками настолько тесна, что между фольклором, и литературой и соответствующими науками у нас часто ставится символ равенства. Литературный анализ может лишь установить явление и закономерность фольклорной поэтики, однако он не в силах их объяснить.
Фольклор владеет рядом нестандартных черт, настолько сильно отличающих его от литературы, что методов литературного исследования недостаточно для разрешения всех связанных с фольклором проблем.
Одно из очень важных отличий заключается в том, что литературные произведения всегда и обязательно имеют автора.
Фольклорные произведения же могут не иметь автора, и в этом — одна из характерных особенностей фольклора.
Мы стоим на точке зрения, что этническое творчество не есть фикция, а есть собственно как таковое, и что изучение его и есть первая задача фольклористики как науки.
Генетически фольклор должен быть сближаем не с литературой, а с языком, который также никем не выдуман и не имеет ни автора, ни авторов. Он появляется и меняется абсолютно обосновано и независимо от воли людей, везде там, где для этого в историческом развитии народов создались подходящие условия.
Зачем нужна художественная литература?
Фольклор сначала может составлять интегрирующую часть обряда. С вырождением или падением обряда фольклор открепляется от него и начинает жить жизнью без чьей-либо помощи.
Данное отличие дает возможность выделить фольклор в особенный вид искусства, а фольклористику — в особенную науку. Историк литературы, желая проанализировать происхождение произведения, ищет его автора.
Фольклорист с помощью широкого сравнительного материала устанавливает условия, создавшие сюжет. Литература и фольклор выделяются не только собственным происхождением, но и формами собственного существования, собственного бытования.
Вяч.Вс. Иванов «Основные типы цивилизаций и их различия» РАШ; 2016; лекция десятая
Литература распространяется письменным путем, фольклор — устным. Разница эта затрагует самую суть дела.
Литературное творение, раз возникнув, уже не меняется.
Оно функционирует если есть наличие 2-ух величин: это — автор, создатель произведения, и читатель. Посредствующим звеном между ними считается книжка, рукопись или исполнение.
Если литературное творение неизменно, то читатель, наоборот, всегда меняется.
Фольклор еще есть если есть наличие 2-ух величин, но величин, отличных от того, что мы имеем в литературе.
Это исполнитель и слушатель, конкретно, точнее — неопосредствованно противопоставленные друг дружке.
Исполнитель исполняет творение, не созданное им персонально, а слышанное им до недавнего времени.
Исполнитель совсем не может быть сопоставлен с поэтом, читающим собственное творение. Исполнитель — своеобразная для фольклора фигура.
Исполнитель не повторяет буква в букву того, что он слышал, а привносит в слышанное им собственные изменения.
Признали факт изменяемости фольклорных произведений сравнительно с неизменяемостью произведений литературных.
Читатель литературного произведения есть как бы лишенный всяких полномочий малосильный цензор и критик, то всякий слушатель фольклора есть возможный грядущий исполнитель.
Фольклорное творение живёт в регулярном движении и изменении. Благодаря этому оно не может быть изучено полностью, если оно записано лишь единожды.
Оно обязано быть записано очень много раз. Такая запись именуется вариантом и эти варианты собой представляет абсолютно другое явление, чем, к примеру, редакции литературного произведения, сделанные одним и тем же лицом.
Фольклорные произведения обращаются, все время изменяясь, и это обращение и изменяемость есть один из нестандартных признаков фольклора. В орбиту этого фольклорного обращения могут быть втянуты и литературные произведения.
Если, к примеру, наизусть говорится без разных изменений против оригинала, то данный случай принципиально мало чем разнится от выполнения с эстрады или где бы то ни было. Но как только аналогичные песни начинают изменяться, петься по-разному, создавать варианты, они уже становятся фольклором, и процесс их изменения подлежит изучению фольклориста.
Между фольклором первого рода и стихотворениями поэтов, вольно исполняемыми и передаваемыми дальше со слуха, есть принципиальная разница. В первом варианте мы имеем чистый фольклор, т. е. фольклор как по рождению, так и по курсированию, обращению.
В другом варианте мы имеем фольклор литературного происхождения, включающий лишь один из признаков его, а конкретно фольклор лишь по курсированию, но литературу по рождению.
Данную разницу всегда нужно понимать при изучении фольклора.
Об авторстве в фольклоре существует два крайних случая: первый — фольклор, персонально никем не созданный, возникший еще в доисторическое время в системе какого-нибудь обряда или иначе и доживший в устной передаче до нашего времени, второй вариант — откровенно индивидуальное творение новейшего времени, обращающееся как фольклор. Между этими 2-мя крайними точками на протяжении развития, как фольклора, так и литературы возможны все формы перехода.
Такого рода вопросы решаются, впрочем, не описательно, а в их развитии. Генетическое изучение фольклора существует только часть историчного изучения его, это приводит нас к вопросам о фольклоре как явлении уже не только литературного, но и историчного порядка, и о фольклористике как исторической, а не только литературоведческой дисциплине.
Разница между фольклором и литературой
Между фольклором и литературой есть узкая связь, обусловленная особенностью словесного искусства, в котором отображаются представления человека про мир который находится вокруг и закономерности развития общественного сознания. Но в фольклорных и литературных произведениях есть принципиальные различия, определяющие их отличительные черты и характерности.
Фольклор в широком смысле – это исторически сложившееся, впитавшее народные традиции коллективное соавторство, передающее в устной или игровой форме поэтическое обобщение опыта многих поколений. Среди фольклорных жанров выделяют обрядовые, песенные и эпические.
К эпическим жанрам относятся сказки, предания, былины, легенды, сказы, а еще малые формы устного народного искусства – пословицы, поговорки, загадки и анекдоты. Слово «фольклор» часто употребляют в намного узком значении – для определения содержания и способа создания словесных эстетических образов, свойственных собственно этим жанрам.
Пословицы и поговорки 3
Появление литературы как вида искусства во многих культурах связано с появлением народного эпоса. Он служил основой летописей и жизнеописания святых; принцип повествования, позаимствованный из фольклорных сказок, применялся в построении сюжетов авантюрных и плутовских романов – прообраза многих жанров сегодняшней прозы; образный строй и ритмическая организация былин, исторических, обрядовых песен нашли отражение в авторской поэзии.
Впрочем литературные произведения не подчинялись фольклорным канонам, имели более непростую композицию, произвольно развивающийся сюжет и могли существовать только в письменной форме, потому как любое из них собой представляет экстравагантное сочинение, созданное одним человеком.
Начав с ренесанса, отличительной чертой художественной литературы становится дизайнерский стиль, а объектом изображения – внутренний мир героя, в котором читатель находит нравственные приоритеты и линии эпохи, свойственные определенному историческому периоду в развитии общества.
Современный литературный процесс – не простое разноплановое культурное явление, проявляющееся в разнообразии уже сложившихся и только зарождающихся форм словесного искусства.
В отличии от литературы, фольклор хранит стойкие формы и малоподвижную композиционную структуру текста.
Внутренний мир героя закрыт: значение имеют лишь мероприятие или поступок, в которых вырисовывается не характерные черты, а общепризнанные принципы поведения, принятые за основу порядка, устанавливающего равновесие между добром и злом.
Расскажите о сходстве и различиях между фольклором и литературой
Ответ или решение 1
1) Фольклор появился до недавнего времени литературы (фольклор — после появления речи, литература — после возникновения письменности)
2) Фольклор — искусство устного слова, литература — искусство письменного слова
3) В фольклоре может существовать пару вариантов одного и того же произведения. В литературе вариант лишь один.
4) В фольклоре автор — народ, в литературе — определенный человек
5) Фольклор подается из уст в уста, литература подается в письменной форме.
6) Есть различия в жанровой системе
1) принадлежат к одному виду искусства
2) делают художественные словесные образы (некоторые фольклорные образы применяются авторами в литературе)
3) имеют общую родовую систему (эпос, лирика, драма)