ATI / AMD и Ubuntu. Какой графический драйвер подобрать?
Признаюсь честно, но я старый ценитель продукции NVIDIA, так как она не вызывает у меня никаких опасений во время установки драйвера. Но понял, что моё бегание от продукции AMD стало причиной того, что я абсолютно не ориентируюсь в вопросе установки драйверов для ATI/AMD в Ubuntu.
Есть идеальная статья "ATI/AMD & Ubuntu: how to correctly choose and install the graphics drivers" чей перевод и перерисованные картинки предлагаются для вас.
Большинство новичков в Linux часто не знают как много драйверов уже "предустановлены" в их операционной системе. Это одно из приятных вещей, доступных при применении открытой ОС.
Железо определено и работает без ненужных телодвижений.
Впрочем, часто необходимо установить проприетарные (закрытые) драйвера. Однако не читая документацию, часто пользователи ставят закрытый драйвер видеоплаты изготовителя, когда в нём нет необходимости, перезагружают компьютер и БАЦ . ничего не работает.
Так как есть много разных комбинаций аппаратуры, то вам предлагается информативное изображение, которое легко даст возможность подобрать верный путь установки необходимого драйвера ATI/AMD в Убунту и её дериватах.
Немного терминов!
CPU (central processing unit) — центральный процессор (ЦП; также центральное процессорное устройство — ЦПУ). Иногда именуют процессором или же просто процессором.
GPU (graphics processing unit) — графический процессор. Индивидуальное устройство, выполняющее графический рендеринг.
APU (accelerated processor unit) — гибридный процессор (ускоренный процессор, процессор с видеоускорителем). Микропроцессорная архитектура, подразумевающая объединение центрального процессора с графическим в одном кристалле.
Интегрированное (integrated) — GPU считается частью материнской платы, разделяя ресурсы с CPU и системной памятью.
Отдельная, внешняя (discrete) — GPU размещается на индивидуальной плате (видеоплате), обладая собственной видеопамятью.
1. Какая графическая карта ATI / AMD в системе?
Вызовите Терминал и вставьте команду lspci | grep VGA
Появившийся текст (вот например) позволит найти графическую карту:
- Единственный ATI/AMD GPU или единственный AMD APU.
01:00.0 VGA compatible controller: Advanced Micro Devices, Inc. [AMD/ATI] RV635 [Radeon HD 3650/3750/4570/4580]
У вас ИЛИ отдельная видеокарта AMD ИЛИ всё-в-одном от AMD. - Внешняя ATI/AMD GPU + Intel CPU с интегрированной графикой.
00:02.0 VGA compatible controller: Intel Corporation Haswell-ULT Integrated Graphics Controller (rev 09)
04:00.0 VGA compatible controller: Advanced Micro Devices, Inc. [AMD/ATI] Mars проходит очистку [Radeon HD 8530M / R5 M240] (rev ff)
Нередко встречается в ноутбуках — отдельная видеоплата AMD для мощных задач И графика от Intel для обыкновенной работы, экономя батарею. - AMD APU + внешняя AMD GPU.
00:01.0 VGA compatible controller: Advanced Micro Devices, Inc. [AMD/ATI] Trinity [Radeon HD 7600G]
01:00.0 VGA compatible controller: Advanced Micro Devices, Inc. [AMD/ATI] Mars [Radeon HD 8730M] (rev ff)
2. Какие графические драйвера доступны?
Как только в №1 вы сформировались с установленной в системе видеоплатой, следует перейти к необходимой инструкции.
3. Единственный ATI/AMD GPU или единственный AMD APU.
- Radeon HD 5xxx, 6xxx, 7xxx, 8xxx или Rx 2xx AMD. У вас 2 пути:
- открытый драйвер Radeon, который идёт по умолчанию и дает возможность вам тут же работать с видеоплатой.
- закрытый драйвер AMD Catalyst. Наверное самый лучший вариант, так как управление видеокартой он выполняет лучше, чем Radeon драйвер. НО иногда вы можете соприкоснуться с ситуацией, когда AMD Catalyst не ставится и нужно будет применять Radeon.
4. Внешняя ATI/AMD GPU + Intel CPU с интегрированной графикой.
Тщательно взгляните на установленную модель ATI/AMD карты. Так как у вас в системе ДВЕ графические системы: AMD GPU + интегрированный графический процессор Intel (IGP), то вы будете вынуждены переключаться между ними.
Решение Интел замечательно для сёрфинга во всемирной сети, редактированию документов и всех тех задач, где не требуется мощное 3D и необходима экономия ресурсов, работая от батареи.
Решение AMD замечательно для игр, 3D моделирования и всех тех задач, где требуется графическое быстродействие и нет надобности работать от батареи.
- Radeon HD 6xxx, 7xxx, 8xxx или Rx 2xx AMD. Ставьте закрытый AMD Catalyst драйвер. Он даст возможность применять мощь AMD GPU, менять его настройки и переключаться на Intel карту. Не забывайте, что переключение с карты на карту от вас потребует перезагрузки системы.
- Radeon HD 5xxx или старые видеокарты. Вы не сумеете установить AMD Catalyst драйвер, так как он не поддерживает старую систему Mux, которая занималась переключением между графическими процессорами в старых ноутбуках. Можно применять исключительно vga_switcheroo, который работает лишь с открытыми драйверами драйверами (Intel и Radeon исходя из этого).
5. AMD APU + внешняя AMD GPU.
В таком случае необходимо будет переключаться с APU на внешнюю GPU, хоть оба и от АМД.
- Radeon HD 6xxx, 7xxx, 8xxx или Rx 2xx AMD. Ставьте закрытый AMD Catalyst драйвер. Вы сумеете переключаться между графическими процессорами при помощи Catalyst Control Center. Вам все равно потребуется перезагрузка, не обращая внимания на общего изготовителя в лице АМД.
- Radeon HD 5xxx или старые видеоплаты. Примените vga_switcheroo, который работает лишь с открытыми драйверами Radeon.
В MS Windows два графических процессора (APU и GPU) как правило будут работать вместе и обеспечивать бо?льшую продуктивность, но данный функционал ещё не реализован в Linux.
Установка драйвера AMD Catalyst в Ubuntu.
Установить драйвера видеоплаты в Убунту:
- Откройте Параметры системы -> Программы и изменения -> Дополнительные драйвера.
- Подберите fglrx или fglrx-update
- Перезагрузитесь и молитесь.
Иногда что-то может пойти не так и вы получите чёрный экран. Необходимо удалить установленый вами драйвер и вернуться обратно к применению открытого.
- При чёрном экране жмите Ctrl + Alt + F2.
- Введите собственный логин и пароль.
- Уберите драйвер — sudo apt-get remove -purge fglrx*
- Перезагрузитесь — sudo reboot
Разница между GPU и APU
В 2015 году аналитическая компания Mercury Research выявила существенный регресс продаж на рынке видеоускорителей, логично связав его с совершенствованием интегрированных решений. Дешевые смешанные процессоры в настольных ПК понемногу вытесняют дешевые дискретные видеоплаты, да и в нижнем игровом сегменте последним приходится со всей серьезностью подвинуться.
В мобильных системах встроенная графика решила много проблем без экономии продуктивности. Чем отличается GPU от APU, и нужно ли уже говорить о переходе на «смешанные» рельсы?
GPU (Graphics Processing Unit), или графический процессор, – компонент компьютерной системы, который предназначен для построения изображения по созданной программой модели. Собственно он в ответе за графическую продуктивность устройства.
APU (Accelerated Processing Unit), или гибридный процессор, – CPU со встроенным графическим ядром, исполняющий как вычисления, так и вывод изображения.
В бытовых условиях аббревиатурой GPU очень часто обозначают электронный блок дискретных видеокарт или распаянные на материнских платах независимые чипы видеоускорителей (популярное раньше решение для мобильных систем). Под APU имеется в виду расположение графического ядра с центральным процессором в одном корпусе.
Необходимо сказать, что Intel игнорирует аналогичное обозначение, оставаясь верной классике: начав с линейки SandyBridge идет речь о CPU с интегрированным GPU. Связано это, быстрее всего, с нежеланием корпорации одалживать терминологию у соперника: AMD первой стала именовать собственные смешанные решения APU.
Как показала практика отличие GPU от APU определяется типом вычислений: графическая система нужна для построения изображения при помощи параллельной обработки данных, гибридный процессор же как правило выполняет еще и последовательную. Исходя из этого, задачи они решают различные.
Сравнение
Разумеется, графический и центральный процессоры – не те устройства, между которыми можно подбирать, собирая или приобретая компьютерную систему. Сравниваем и оцениваем мы в данной ситуации возможности связки CPU + GPU и APU.
Видеоускоритель в любом независимом исполнении требует центрального управления, и отличие одного варианта от иного будет в высокой степени конструктивным.
Ядра CPU применяются для обработки данных и выполнения цепочки последовательных руководств (1-2 потока), ядра GPU – для максимально быстрого выполнения большинства параллельных потоков команд (пару тысяч потоков на ядро). В APU же эти ядра соединены на одном кристалле и подключены к общей шине памяти. Вычислительные исполнительные блоки находятся по соседству и взаимодействуют с буферами данных, блоками декодирования, аппаратного предсказания ветвления, кеш-памятью.
Графические исполнительные блоки занимают собственный кристалл фактически полностью (исходя из этого, их умещается в маленьком пространстве намного больше). В современных гибридных процессорах AMD под GPU отводится около половины поверхности, Intel немного экономично.
В чем разница между GPU и APU для конечного потребителя? Продуктивность современных гибридных процессоров дает возможность возводить на их основе очень и очень мощные системы (в том числе и мобильные), справляющиеся с широким кругом задач. Маломощные дискретные видеокарты-недоразумения, в народе называемые «затычками», скоро станут наследием истории.
APU на материнской плате с видеовыходом успешно их заменяет, бонусом предоставляя возможность экономии свободного места в середине корпуса, снижения потребления энергии и тепловыделения. Кроме того, сейчас можно говорить о постепенном вытеснении гибридами из пользовательских ПК игровых дискретных видеоускорителей младшего сегмента: как показывают тесты, APU могут обеспечить игроманам подходящее изображение того же уровня.
Данное решение оценит любой бумажник, потому что ценник на модели средней продуктивности значительно скромнее, чем для связки игровой видеоплаты и центрального процессора.
Однако не все так просто на пути гибридных процессоров. Их графические ядра практично очень лимитированны (приходится разделять кристалл процессора между ними и вычислительными), благодаря этому конкурировать с дискретными видеоускорителями среднего уровня они пока не могут.
С другой стороны, APU предусматривает программный перенос общих вычислений на графические ядра, что принимается во внимание разработчиками приложений (прежде всего работающих с OpenCL). Исходя из этого, оптимизация софта под смешанные процессоры как правило позволяет им выйти с каким то периодом на новый уровень.
APU и GPU в чем разница
APU и GPU в чем разница
6664 дней полёта фантазии
Вспоминаю начало 2000-х. Есть настольный компьютер, есть ноутбук и мобильник, есть, наконец, аудиоплеер. И всем ясно, что сделать со всеми данными устройствами.
А в настоящий момент? Ноутбуки, ультрабуки, нетбуки, неттопы, медиа-центры, настольные ПК, планшетные компьютеры, смартфоны и ещё целая горка мутантов, которые сочетают все и сразу.
Иногда даже и не понять, какую задачу решать при помощи того или другого устройства. Вот, взять, к примеру настольные компьютеры, предположим на базе процессоров AMD.
В точках продажи присутствуют камни серии FX с самым разнообразным количеством ядер и разнообразными частотами, также есть APU, которые как бы и близки собственным “внутренним миром” с некоторыми решениями FX, впрочем и по цене и по форм-фактору радикально отличаются. Неискушённый пользователь очень часто задаётся логичным вопросом – если есть FX, для чего необходим APU?
Сегодня у нас на полигоне мы проведём маленькие проверки APU и попытаемся хотя бы частично снять вопросы о областях применения таких вычислителей.
В общем так. В нашем распоряжении оказались AMD A4 5300 и AMD A10 5800K – младший и старший представители семейства Accelerated Processing Unit от AMD.
APU от AMD – это гибридный процессор, который в себе соединяет ядра x86 центрального процессора AMD и вычислительные блоки графического ускорителя Radeon, размещённые на одном кристалле. Конечно, и те и прочие блоки значительно упрощены по сравнению с оными у флагманских дискретных товарищей, впрочем, достигая оптимальных результатов продуктивности в конкретных задачах, пользователь получает более небольшую и экономную систему, что в большинстве случаев особенно актуально.
Ладно, экономность и создание небольших систем – это хорошо, а что делать-то на них можно?
Если в данной связи припомнить настольные процессоры Atom, к примеру, то впечатления от работы с системами на их основе, скажем так, спорные. В случае с APU ситуация другая, в отличии от Atom, по части традиционных процессорных задач A4 5300 и A10 5800K практически не отличается от “равноядерных” и равночастотных FX, а поэтому вполне могут решать обычные настольные задачи со скоростью, отличительной для решений собственного класса. При всём при этом, благодаря большой степени интеграции система с APU может быть очень небольшой, чего нельзя сказать о большинстве решений на базе FX.
При всём при этом, компактность для FM2 систем абсолютно не считается обязательной. Мы, к примеру, применяем полноразмерную ATX материнскую плату, которая позволяет установку одной либо даже 2-ух дискретных видеокарт. С внешней графикой APU может стать не просто мультимедиа станцией для “лёгких” домашних развлекательных мероприятий, но и игровым ПК средней мощности.
В общем, все ясно, осталось лишь как показала практика оценить, что могут и чего не могут наши подопытные. Только сразу обмолвлюсь, что в рамках рубрики Полигон Modlabs, мы не ставим перед собой цели проводить испытание, демонстрирующее все подряд рабочие нюансы системы с APU AMD.
Более того, в настоящий момент мы не пытаемся найти лучшее интегрированное решение, коих, к слову, много, потому что AMD не одна на рынке. В настоящий момент мы хотим показать, для чего можно применять APU AMD и подумать, настолько хорошо. Для этого мы собрали вот такой тестовый стенд:
- Материнская плата: GIGABYTE GA-F2A85X-UP4 (AMD A85X, FM2); (Благодарю, Gigabyte)
- Процессор: AMD A4-5300, AMD A10-5800K; AMD FX-4130 (Благодарю, AMD)
- Охлаждение CPU: Noctua NH-L9a; (Благодарю, Noctua)
- Термоинтерфейс: Noctua NT-H1; (Благодарю, Noctua)
- Видеокарта: AMD Radeon HD 7970 в случае с FX-4130; (Благодарю, AMD), и еще встроенные в APU
- Оперативка: Kingmax Memory 2?2 Гбайт PC3- 10700H (DDR3-1600); (Благодарю, IT-Labs)
- Накопитель: Seagate ST3250410AS 250 Гбайт;
- Блок питания: Seasonic X-1250 GOLD (SS-1250XM); (Благодарю, Seasonic)
- ОС: Микрософт Windows 7 x64 Ultimate SP1;
- Версия драйвера: Catalyst 13.1.
Характерности тестирования и режимы
- Во время тестирования тактовая частота процессорных ядер APU A4-5300 и A10-5800K вручную поднималась до самого большого турбо значения из спецификации определенного APU.
- Все игры тестировались в родном разрешении матрицы — 1920?1080, детализация выставлялась на усредненный уровень
Несколько слов о A4-5300, просто, чтобы было ясно, с чем мы дело имеем. Перед нами двухъядерный представитель APU AMD. Тепловой пакет этого 32-нм APU не превышает 65 Вт, рабочая частота составляет 3,4 — 3,6 ГГц.
Данный вычислитель лишён кеш памяти 3-го уровня, что совсем в этом нет ничего удивительного, ввиду его малого влияния на продуктивность относительно обычных, по современным меркам, процессоров. Зато, как показало наше обследование FX-4100 и FX-4130, на снижении температуры отсутсвие L3 кеша проявляется хорошо.
Самая большая частота памяти, с которой работает APU A4-5300, составляет 1600 МГц. Нужно обратить внимание, множитель частоты APU A4-5300 заблокирован на увеличение, а это означает самая большая рабочая частота этого APU не превысит значение, предусмотренное турбо режимом. Встроенная графика нумеруется как Radeon HD 7480D, частота графического ядра составляет 724 МГц, другие подробности – на снимке экрана GPU-Z.
APU или GPU (честный взгляд)
В нашем случае, правда, снимок был снять, когда память работала в одноканальном режиме, так что ширина шины памяти практически всегда 128 бит. Конечно, для тестов мы применяли двухканальный режим. Как мы уже писали не так давно, продуктивность встроенного графического ядра напрямую зависит от тактовой частоты оперативки, потому как “интеграшка” применяет собственно её.
Так вот, больше, чем частота памяти, на продуктивность оказывает влияние кол-во задействованных каналов. Примените одноканальный режим лишь крайне редко, по-другому вы рискуете основательно потерять в 3D продуктивности.
Снимок окна CPU-Z, APU A4-5300
Снимок окна CPU-Z, вкладка памяти, APU A4-5300
Снимок окна GPU-Z для Radeon HD 7480D
Фото AMD A4-5300
Фото AMD A4-5300
Теперь о более производительном AMD A10-5800K
Фото AMD A10-5800K
Фото AMD A10-5800K
Этот APU имеет массу отличий от A4-5300, как с точки зрения процессорной, так и с точки зрения графической. В основе A10-5800K уже не 2, а целых 4 ядра, номинальная тактовая частота которых, может составлять от 3800 до 4200 МГц(в турбо режиме). Более того, множитель частоты A10-5800K не заблокирован, что автоматично выполняет его подходящим для разгона.
Ограничений по части частоты памяти тоже сильно не замечено, наши плашки Transcend aXeRam очень хорошо работали на 2400 МГц. Наконец TDP нашего флагмана составляет 100 Вт.
Снимок окна CPU-Z, APU A10-5800K
Снимок окна CPU-Z, вкладка памяти, APU A10-5800K
Графическую часть тоже хорошо подтянули. Интегрированный ускоритель Radeon HD 7660D обладает не только наиболее высокой номинальной частотой ядра, но еще может похвалиться немалым количеством практичных блоков.
Так, многофункциональных шейдерных блоков стало 384 штуки, против 128 у Radeon HD 7480D, блоков растеризации и TMU больше в 2 и 3 раза исходя из этого. с подобным набором уже можно пробовать на зуб свежие игры, не на очень лучших настройках, конечно.
Снимок окна GPU-Z для Radeon HD 7660D
Для желающих увидеть разницу в нагреве APU, прошу сюда. Другие, глядите, что у нас вышло.
В качестве ориентира, чтобы сравнить процессорной части, мы взяли процессор AMD FX-4130, цена которого близка к оной у A10-5800K. Говоря по правде, определяясь по стоимости Яндекс маркета иногда тяжело определить соперника для флагманского APU AMD, ценовая разница, иногда, составляет всего 300 рублей, причём то в пользу APU, то в пользу CPU FX, зависит от магазина.
Кроме того, не во всех магазинах процессор AMD FX-6100, к примеру, стоит одинаково с A10-5800K. Благодаря этому, нужно чётко представлять какую систему вы строите, иначе легко просчитаться.
По результатам испытание вот какие умозаключения мы выполнили:
AMD A4-5300 APU. В любом смысле данное решение начального уровня. Процессор хорошо подойдёт для офиса.
На основе A4-5300 получится сделать компактное место для работы, на котором с успешхом можно решать простые офисные задачи. Встроенное видеоядро даст возможность с удобством играть лишь в старые игры или свежие браузерные вещи вроде Angry Birds. Новинки, да ещё и в большом разрешении, этому ребенку не по зубам.
Вы разумеется можете спорить и предложить уменьшить детализацию в игре до минимума и на пару ступенек уменьшить разрешение, впрочем нужно ли это делать? Неужели вы готовы играть в размазанную по экрану кашу? В общем, удел AMD A4-5300 – работа в небольшой, тихой и холодной мультимедиа системе или офисном ПК начального уровня.
Кстати, для этого APU не надо приобретать дорогостоящую память, в силу ограничения её системы.
- Небольшой офисный ПК или домашняя мультимедийная система начального уровня
- C натяжкой — Временное решение, которое предназначено для фактически полного поэтапного апгрейда на основе FM2
AMD A10-5800K APU. Этот APU вполне подойдет для мощной и небольшой мультимедийной станции. 4-ре ядра и достаточно шустрая для “интеграшки” видеокарта даст возможность успешно играть на средних деталях во многие из современных 3D игр.
Кроме того, внимательно посмотрите на результаты в 3DMark 2006! Близких быстроходных критериев ещё не так давно получалось достигнуть только путём нешуточного разгона, смотрите здесь и тут или тут.
Скоростные критерии дают возможность говорить про то, что A10-5800K хорошо подойдёт для большинства относительно старых игр, к примеру, первой версии Crysis. Более того, этот APU вполне можно применять наряду с полноразмерной ATX материнской платой, если предполагается поэтапное превращение системы в игровую станцию среднего уровня.
Но исключительно поэтапного. Если вы сразу готовы к покупке дискретной графики за 4-5 тысяч, нужно выбрать платформу AM3+ и камень FX, это даст больше перспектив для апгейда.
- Мощный и небольшой мультимедиа центр для дома
- Решение для постепенного апгрейда до среднего по стоимости игрового ПК
Авторы: kim55 и White
Что такое лучший процессор APU AMD для игр – выбор на 2020 год
Ещё в 2011 году AMD представила собственные процессоры APU или ускоренные процессоры. Тогда как первые пару поколений были достаточно потрясающими, устаревшая архитектура процессоров AMD «утопила» дальнейшие выпуски APU, и очень долго казалось, что мечта мертва.
На счастье для нас, AMD не остановилась на этом. Выпустив восхитительную серию процессоров Ryzen с абсолютно новой архитектурой обработки, AMD смогла выпустить новые APU с применением собственных последних достижений науки и техники CPU и GPU на одном чипе.
Сегодня мы познакомим вас с прекрасными.
Что такое процессор APU
Хотя ускоренный процессор считается довольно привлекательным наименованием, не заблуждайтесь: APU – это только комбинация центрального и графического процессора. К примеру, многие процессоры Intel, применяющие встроеную графику, по существу, аналогичные, как APU.
Как работают видеокарты?
Все таки, их графические чипы намного менее мощные, по сравнению с теми, что можно отыскать в таких Ryzen APU.
Статья: вы также можете применить их строго в качестве центрального процессора, добавив выделенный графический процессор (видеоплату) в вашу сборку.
Подобную идею можно отыскать в других промышленных отраслях с названием «SoC». SoC значит «System on Chip», и они, в основном, соединяют воедино все элементы системы в один «чип».
Это нередко встречается в игровых консолях (к примеру, PS4 и Xbox One применяют AMD SoC), смартфонах и порой в ноутбуках.
Что насчет мобильных APU Ryzen?
Если вы отслеживаете технические новости, возможно, знаете, что AMD не так давно объявила Ryzen APU для игровых ноутбуков. На момент написания они ещё не выпустили, но, по всей видимости, навряд ли превзойдут настольные APU Ryzen.
Если даже бы они были доступны, их нельзя приобрести отдельно, и благодаря этому они выходят за рамки данной статьи. Но, если у вас есть желание узнать про них больше, когда они выйдут, скажите нам об этом в комментариях ниже!
Что необходимо знать об APU
- Тактовая частота – грубая скорость процессора, которая измеряется в ГГц. Как выше отмечалось, эти все APU базируются на архитектуре Zen, которая великолепна благодаря собственной сильной одноядерной продуктивности; это очень полезно для игр.
- Ядра. Чем больше ядер, тем будет лучше работать процессор с многозадачностью и приложениями, использующими несколько ядер. Игры наиболее интенсивнее применяют одно ядро, а при разработке значимого количества контента акцент выполняется на несколько ядер.
- Потоки можно рассматривать как дополнительные виртуальные ядра. К примеру, процессор имеет лишь одно физическое ядро. Все таки, он функционирует как два ядра во время обработки задач и процессов.
- Графика относится к интеграции «GPU». В данном случае иерархия начинается с Vega 8 на бюджетном APU и кончается Vega 11 на высоком уровне, сейчас.
В поиске лучшего APU для игр
AMD Ryzen 5 3400G – хороший выбор APU
Что нам понравилось:
- Мощный APU с очень привлекательной стоимостью и встроенной графикой VEGA 11
- Совместим с материнскими платами AM4 серии 300/400
- Получите 30 кадров в секунду для многих игр AAA (с оптимизированной графикой)
Что нас разочаровало:
- Требуется оновление BIOS, если у вас есть желание применять старые материнские платы
3400G считается текущим флагманом процессором APU AMD и является самым мощным в мире благодаря встроенной графике, с которой поставляется этот чип. В отличии от 3200G, 3400G имеет 4 ядра и 8 потоков, 6 МБ кэш-памяти и потрясающий графический движок VEGA 11.
Он функционирует на частоте 3,7 ГГц с возможностью увеличения тактовой частоты до 4,2 ГГц, что считается существенным улучшением если сравнивать с предшественником. По заявлению AMD, Ryzen 5 3400G поставляется с очень качественным железным TIM.
Это функция, которая автоматично разгоняет микросхему, когда это нужно.
Интегрированный GPU работает на базовой частоте 1400 МГц, что выполняет его на 150 МГц быстрее, чем 2400G. Как и 3200G, этот чип поставляется с процессором AMD Wraith Spire.
Если это все не впечатлило вас, то посмотрите на ценник. Он имеет цену около 10000 рублей, что считается фантастическим соотношением качества и стоимости.
Тем более, если взять во внимание, что 2400G дебютировал по стоимости 15000 рублей.
AMD Ryzen 5 2400G – второе место
Что нам понравилось:
- Недорогой
- Четырехъядерный процессор с 8 потоками
- Встроенная графика подойдет для ключевых игр
- Разблокирован для разгона
- Встроенная графика Vega 11
Что нас разочаровало:
- Можно играть в игры без графического процессора, но менее успешно
Раньше 2400G от AMD считался оптимальным APU, которое можно приобрести за деньги. Благодаря их потрясающим новым процессорам 3-го поколения это уже не так.
Все таки, его встроенная графическая продуктивность все также намного превосходит соединенную графику в решениях Intel, давая возможность играть во многие современные игры со средним 720p и даже большим разрешением 1080p.
Главным минусом этого чипа считается то, что с точки зрения чистой стоимости, он не абсолютно отвечает тому, что предлагает 2200G. Продуктивность графики не резко повышается, не обращая внимания на кажущийся скачок в цифрах.
Стоит думать об этом, как о варианте для тех, кто желает закончить собственную сборку ближе к верхней линии диапазона.
При этом 2400G все также предлагает замечательный многоцелевой продукт, который прекрасно подходит любому новичку в сборке ПК.
AMD Ryzen 3 3200G – прекрасная цена APU
Что нам понравилось:
- Чрезвычайно доступный процессор с мощной встроенной графикой VEGA 8
- Обратная совместимость с материнскими платами серии 300/400
- Достигает 30FPS в играх AAA
Что нас разочаровало:
- Для результативной работы нужно соединение с ОЗУ 3200+
В основе этого прекрасного, хорошо сбалансированного APU находится графический движок VEGA 8. Он может справиться с давлением многих игр ААА благодаря не так давно увеличенной тактовой частоте. Как и его предшественник, Ryzen 3 3200G имеет четырехъядерный процессор.
К несчастью, AMD опять решила отказаться от технологии многопоточности.
При этом у него существует несколько сюрпризов, например как довольно высокая тактовая частота и намного доступный кэш. 3200G оборудован графической системой Vega 8 с тактовой частотой 1250 МГц.
Это будет на 150 МГц быстрее, чем 2200G последнего поколения.
Как и все чипы Ryzen, 3200G имеет свой собственный процессорный кулер. В таком случае это Wraith Stealth.
Я был приятно удивлен работоспособностью и мгновенным охлаждением, которое он дал чипу.
Одна область, которая не была улучшена, считается TDP, который все ещё находится на уровне 65 Вт. Хотя это и не так уж важно, если говорить правду, но ценник только подслащивает покупку.
AMD Ryzen 3 2200G – лучший недорогой APU
Что нам понравилось:
- Прекрасная производительность центрального и графического процессора
- Возможность разгона
Что нас разочаровало:
- Может стать узким местом при переходе на выделенный GPU
- «Подавится» некоторыми современными играми
Ryzen 3 2200G – недорогой выбор в данном списке и тот, который практически устарел. Потому как 3200G и 3400G принесли собственные плоды, очень сложно советовать 2200g, когда цены нового поколения так близки.
Процессор в середине 2200G приблизительно равноценен процессору Ryzen 3 1300X. Это значит, что он обязан быть прекрасен во всех играх, не считая самых ресурсоемких, и он не станет узким местом для вашей GPU, пока вы не выйдете из среднего класса видеоплат.
Для многих людей это будет вполне достаточно в качестве начального чипа для низкоуровневого ПК!
Видеосистема Vega 8, приблизительно, равноценна GT 1030 с точки зрения игровой продуктивности. Он, как и все чипы Ryzen, разблокирован для разгона и может добиться отличного бенчмаркинга в комбинировании с быстрой оперативной памятью.
Если вы подберете эту опцию, вы можете освежить GPU спустя пару лет. Если вы хорошо относитесь к недорогим играм, это должно занять у вас большое количество времени.
Какой процессор APU подобрать
Теперь настало время Вам помочь совершить выбор:
- Ryzen 5 3400G – мифический многоцелевой процессор, способный справиться с некоторыми требовательными играми ААА прямо из коробки, без графического сопровождения.
- Ryzen 5 2400G – если вы хотите найти достойный стартовый процессор, который станет играть во многие игры AAA, то это процессор для вас. Замечательное начало, если вы думаете об обновлениях в дальнейшем.
- Ryzen 3 3200G – если вы большой ценитель 2200G, но желаете немного добавочной мощности, этот процессор способна удовлетворить ваши потребности.
- Ryzen 3 2200G – если у вас есть желание получить прекрасное соотношение качества и стоимости!
Персонально мы советуем Ryzen 5 3400G. Что касается цены, то это самый лучший из процессоров по соотношению цена/продуктивность, и он считается прекрасной пусковой точкой для платформы AM4 в общем, тем более если вы не готовитесь применять RTX 2080 позднее.
Стоит ли покупать видеокарту с RTX ? | Сравнение
CPU и GPU в чем разница?
В чем разница между CPU и GPU? Мы все знаем, что у видеоплаты и процессора несколько разнообразные задачи, впрочем знаете ли вы, чем они друг от друга отличаются во внутренней структуре?
Как CPU (англ. — central processing unit), так и GPU (англ. — graphics processing unit) являются процессорами, и между ними имеется множество общего, впрочем спроектированы они были для исполнения самых многообразных задач. Детальнее об этом вы узнаете из этой публикации.
Что такое CPU
CPU расшифровка — это аббревиатура центрального процессора компьютера (Central Processing Unit). Что такое CPU в компьютере?
Это мозг компьютера, в котором происходит большинство вычислений. А компьютер в переводе значит «вычислитель».
Блок управления (CU) считается важной частью центрального процессора компьютера (CPU) и управляет его работой. Он сообщает памяти компьютера, арифметическому, т.е. логическому, устройству, и еще устройствам ввода и вывода, как реагировать на инструкции программ.
Отдельный вопрос: графическое ядро в процессоре что это такое? Если совсем просто – то это встроенная в центральный процессор видеоплата.
Сгенерированная компьютером графика, к примеру, в видеоиграх или других анимациях, требует, чтобы каждый отдельный кадр был «нарисован» компьютером персонально. А это требует значимого количества энергии и вычислительных мощностей.
Что такое GPU
На вопрос «gpu что это» ответ такой – это графический процессор, т.е. программируемый закономерный чип, который предназначен для функций отображения на экране. GPU создаёт изображения, анимацию и видео на мониторе. Графические процессоры (гпу) размещены на сменяемых платах, в чипсете на материнской плате или в такой же микросхеме, что и процессор.
Итак, GPU это видеокарта или процессор? Ответ Вы уже знаете – это процессор!
Графический процессор ( GPU ) — это компьютерная микросхема, которая выполняет быстрые математические вычисления, как правило для представления изображений, но в наши дни активно применяемые в майнинге. Блок обработки графики помогает компьютеру работать бесперебойно.
Графические процессоры считаются более сильными, чем CPU, из-за того что графические процессоры выделяются намного немалым количеством процессорных ядер. Традиционный пользователь ПК не применяет их для собственных типовых нужд, из-за того что GPU требуется коллективный вид работы.
Все компьютеры имеют графический процессор .Но не все компьютеры имеют выделенный графический процессор. Нет надобности иметь его, если вы не готовитесь применять собственный компьютер для продвинутых игр и майнинга.
Интегрированный графический процессор собой представляет просто графический чипсет, встроенный в материнскую плату. Теперь становится ясно, чем отличается видеоплата от процессора GPU.
Другими словами, GPU — это процессор, специально разработанный для обработки интенсивных задач визуализации графики, и который применяется для майнинга. А видеоплата – это индивидуальное устройство, которое имеет свой собственный GPU.
Отличие CPU и GPU
Главное отличие между CPU и GPU заключается в том, что CPU акцентирован на небольшой задержке. GPU же выполняет упор на высокую способность пропуска.
Говоря проще — графические процессоры предназначаются для одновременного выполнения большинства задач, а центральные процессоры применяются для одновременного выполнения одной операции, но достаточно стремительно.
Разница в скорости вычислений
Главная характеристика PU — это тактовая частота, измеряемая в герцах (МГц или ГГц). Чтобы запускать приложения, процессор (как правило, центральный) должен регулярно исполнять вычисления.
И чем выше тактовая частота, тем быстрее вычисления. В результате приложения будут работать быстрее и более медленно.
На самом обыкновенном процессоре – максимум 2 ядра, а на GPU: 4-10. Разница в скорости вычислений объяснима.
В Чем Разница Между CPU и GPU
Майнинг bitcoin
В качестве награды за работу по отслеживанию и защите транзакций майнеры зарабатывают биткойны, фактически — за каждый удачно обработанный блок. В Bitcoin основатели установили лимит 21 млн Bitcoins, доступного для добычи, благодаря этому стоимость криптографические валюты регулярно возрастает, как и число желающих их приобрести.
Потенциальным майнерам необходимо сначала выяснить про GPU и что это в компьютере, а потом уже разбираться в блокчейнах и криптовалютах. Хорошо понимать, что такое RAM и CPU в компьютере, а потом двигаться дальше.
Грустная правда состоит в том, что сейчас только те, у кого есть специальное, мощное оборудование, могут выгодно добывать биткойны. Хотя их добыча все также в теории и технически возможна для абсолютно всех.
Впрочем, те, у кого недостаточно мощные устройства, со временем обнаружат, что на электрическую энергию тратится денег побольше, чем на добычу биткоинов.
Принципиально работа майнеров состоит в подборе одной-единственной из многих миллионов комбинаций хэша, подходящего ко всем вновь созданным транзакциям и сгенерированному тайному ключу. Ясно, что только самое производительное оборудование может обеспечить майнеру конкурентное превосходство и обеспечит получение награды.
Майнинг Ethereum
Добыча криптографические валюты считается чрезвычайно динамичной отраслью, с ее регулярными обновлениями оборудования и ПО. Все сложнее проссчитать прибыльность и принципиальную возможность добычи криптомонет. Ethereum – не исключение, хотя эта криптографическая валюта возникла после биткоинов.
Но работает эта блокчейн-система по тем же принципам, что и биткоин. Впрочем, биткоин – самодостаточный «первенец», ресурсы которого уже на 2/3 освоены, причем первыми майнерами.
А Ethereum – это не только одноимённая криптографическая валюта. Прежде всего – это открытая для абсолютно всех программная платформа для разработки новых криптографических валют.
Хотя сама криптомонета Ethereum, как и биткоин, служит хорошим инвестиционным активом, однако для добычи уже мало перспективна.
Майнинг иных криптографических валют
Начинающим крипто-претендентам следует взяться за какую-то из самых примитивных и новых монет, чтобы по настоящему их добыть. В 2019-м году это:
Monero, признанный самой передовой монетой конфиденциальности, построен на алгоритме хеширования с проверкой работоспособности, известном как CryptoNight. Вы можете легко добывать Monero на самом обыкновенном компьютере просто путем загрузки и установки ПО Monero добычи.
Благодаря этому эта новая криптографическая валюта является самым подходящим вариантов майнинга с GPU, если сравнивать с другими.
Виды графических процессоров
Большинство графических процессоров созданы для определенного применения. Очень часто – для отображения трехмерной графики в настоящем времени, или других массированных вычислений:
Часто задают вопросы: GPU — это видеокарта?
Нет, видеокарта — это индивидуальное оборудование, тогда как GPU — чип, только часть видеокарты. Видеоплата — это аппаратная часть, которая выводит картинку на дисплей.
Чип – это микросхема, обеспечивающая работу видеокарты.
Основное отличие графических процессоров; внутренние они или наружные. Наружные видеокарты подбирают в большинстве случаев пользователи, у которых физически нереально установить GPU в середине устройства.
К примеру, это важно для хозяев ноутбуков, которые ценят продвинутую графику.
Как подбирать
При подборе хорошей видеокарты игроманам и майнерам необходимо смотреть на следующие критерии:
- Тактовая частота (МГц). Чем больше цифра, тем лучше.
- Архитектура немаловажна. Чем больше вычислительных блоков, тем быстрее будут производиться графические задачи.
- Скорость наполнения (филлрейт). Это критерий того, с какой скоростью графический процессор прорисовывает картинку.
Геометрические блоки
В графических процессорах 2 вида геометрических блоков:
В современных GPU пиксельных блоков меньше. Они заняты блендингом, т.е. записью рассчитаные видеоадаптером пикселей в оперативку и перемешивании их.
Текстурные блоки подбирают и очищают текстуры и другую информацию для построения сцен и общих расчетов.
До возникновения DirectX 11 мало кто вообще знал, что DirectX – это программная среда (т.е. инструментальный набор) для разработки компьютерных игр. В 2015-м появился DirectX 12.
Чем выше тесселяция, т.е. деление плоскости экрана на части для щепетильного наполнения их графической информацией, тем выше реализм игры.
Т.е., чтобы с головой окунуться в атмосферу подобных продвинутых игр, как Metro 2033 и т.п., необходимо брать во внимание число геометрических блоков при выборе GPU.
Единственные два типа памяти, которые практически находятся на чипе GPU, — это регистровая и делимая. Локальная, массовая, неизменная и текстурная память находятся вне чипа. Интегрированный GPU не имеет своей памяти для проведения расчетов, а для графики и связанных с ней вычислений, тем более в 3D играх, требуется большое количество памяти.
Такой графический процессор (интегрированный GPU) применяет оперативную память в качестве своей.
Однако у оперативки существует несколько основных свойств:
- Объем. Данный показатель несколько переоценен, иные характеристики более актуальны;
- Ширина шины – параметр важнее, чем объем. Чем шире шина, тем приличное количество информации отправит оперативка чипу за зазор времени, и наоборот. Для воспроизведения большинства игр требуется минимум: 128 бит;
- Частота, от нее завист пропускная способность оперативки. Впрочем, 256-битная шина при частоте 800 (3200) МГц оказывается продуктивнее, чем 128-битная при 1000 (4000) МГц.
- Вид. Идеальные на 2019 год типы — это 3-е и 5-е поколения GDDR.
Охлаждение GPU
Если Вы лично собираете игровой ПК, то лучше всего применять отдельные кулеры для процессора и для видеокарты. Если у вас есть желание действительно разогнать систему, то Вам следует перейти с воздушного на жидкостное охлаждение.
Процессор GPU с жидкостным охлаждением всегда имеет штатный кулер.
Температура графической карты в большинстве случаев может составлять от 30°C до 40°C на холостом ходу и от 60°C до 85°C под обыкновенной нагрузкой. Большинство очень производительных видеоплат настроены на самую большую температуру 95°C-105°C, после этого система автоматично выключается.
Вот почему интенсивным процессорам требуется прекрасное охлаждение. Для мониторинга температуры центрального процессора и видеоплаты есть специализированный софт, к примеру, «GPU-Z» и проч.
Итак, теперь Вы как правило понимаете, что такое CPU и GPU (т.е. что такое графический процессор), оперативка и видеоплаты. И как они меняют жизнь геймеров и майнеров.
Если вы нашли погрешность, пожалуйста, выдилите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В чем разница между CPU и GPU?
Мы все знаем, что у видеокарты и процессора несколько разнообразные задачи, впрочем знаете ли вы, чем они друг от друга отличаются во внутренней структуре? Как CPU (англ. — central processing unit), так и GPU (англ. — graphics processing unit) являются процессорами, и между ними имеется множество общего, впрочем спроектированы они были для исполнения самых многообразных задач.
Детальнее об этом вы узнаете из этой публикации.
Главная задача CPU, если говорить обычными словами, это выполнение цепочки руководств за максимально небольшое время. CPU сконструирован так, чтобы исполнять несколько подобных цепочек одновременно или разбивать один поток руководств на несколько и, после выполнения их отдельно, сливать их опять в одну, в правильном порядке.
Каждая инструкция в потоке зависит от следующих за ней, и благодаря этому в CPU так мало исполнительных блоков, а весь упор выполняется на быстрота исполнения и уменьшение простоев, это достигается с помощью кэш-памяти и конвейера.
Главная функция GPU — рендеринг 3D графики и оптических эффектов, стало быть, в нем все немного легче: ему нужно получить при входе полигоны, а в результате проведения над ними нужных математических и логических операций, на выходе выдать координаты пикселей. По существу, работа GPU сводится к оперированию над внушительным количеством независимых между собой задач, стало быть, он содержит значительный объем памяти, однако не такой быстрой, как в CPU, и большое количество исполнительных блоков: в современных GPU их 2048 и более, тогда как у CPU их кол-во достигает 48, однако чаще всего их кол-во находится в диапазоне 2-8.
Главные отличия
CPU выделяется от GPU прежде всего способами доступа к памяти. В GPU он связанный и очень легко прогнозируемый — если из памяти читается тексел текстуры, то через определенный промежуток времени настанет очередь и соседних текселов. С записью подобная ситуация — пиксель записывается во фреймбуфер, и через несколько тактов будет записываться размещенный рядом с ним.
Также графическому процессору, в отличии от многофункциональных процессоров, просто бесполезна кэш-память больших размеров, а для текстур нужны лишь 128–256 килобайт. Также, на видеокартах используется более быстрая память, и в результате GPU доступна в несколько раз высокая пропускная способность, что тоже очень важно для параллельных расчетов, оперирующих с очень большими потоками данных.
Существует очень много различий и в поддержке многопоточности: CPU исполняет 1–2 потока вычислений на одно процессорное ядро, а GPU может поддерживать пару тысяч потоков на каждый мультипроцессор, которых в чипе несколько штук! И если переключение с одного потока на другой для CPU стоит сотни тактов, то GPU переключает несколько потоков за один такт.
В CPU значительная часть площади чипа занята под буферы команд, аппаратное предсказание ветвления и очень большие объемы кэш-памяти, а в GPU значительная часть площади занята исполнительными блоками. Вышеописанное устройство схематично нарисовано ниже:
Разница в скорости вычислений
Если CPU — это как бы «руководитель», принимающий решения согласно указаниям программы, то GPU — это «рабочий», который создает большое количество однотипных вычислений. Получается, что если подавать на GPU независимые очень простые математические задачи, то он управится намного быстрее, чем центральный процессор.
Данным отличием удачно пользуются майнеры биткоинов.
Майнинг Bitcoin
Суть майнинга состоит в том, что компьютеры, находящиеся в самых различных точках Земли, решают математические задачи, из-за которых делаются биткоины. Все биткоин-переводы по цепочке передаются майнерам, чья работа заключается в том, чтобы выбрать из миллионов комбинаций один-единственный хэш, подходящий ко всем новым транзакциям и тайному ключу, который и обеспечит майнеру получение награды в 25 биткоинов за раз. Так как скорость вычисления зависит от численности исполнительных блоков, выходит, что GPU значительно прекрасно подойдут для выполнения такого типа задачи, чем CPU.
Чем больше кол-во выполненных вычислений, тем больше шанс получить биткоины. Дело даже дошло до строения целых ферм из видеоплат:
Что такое APU?
APU — Accelerated Processing Unit (ускоренное процессорное устройство) – это гибрид, соединяющий в одном полупроводниковом кристалле классические вычислительные ядра общего назначения и графическое ядро.
По словам компании AMD, графическое ядро должно иметь архитектуру в виде массива параллельных потоковых процессоров, которые выполняют математические расчеты. Как раз ядра процессора AMD такими и являются.
Термин APU можно рассматривать и с программной точки зрения. Это процессорное устройство имеет возможность переноса вычислений с классических ядер общего назначения на параллельные графические конвейеры.
Современное ПО позволяет распараллеливать программные процессы за счёт применение нескольких ядер, благодаря этому применение экономичных гибридных устройств содержащих встроенное графическое ядро даст возможность сделать лучше быстродействие за счёт производительных графических конвейеров.
Компания AMD предлагает присовокупить к x86-ядрам потоковые процессоры собственной графики семейства Radeon HD не только в программах для обработки графики, но также и в приложениях общего назначения.
Такая гибридность даст возможность добиться самой большой продуктивности таких экономичных решений.
Одним из главных свойств Accelerated Processing Unit считается поддержка программного интерфейса OpenGL, который самым лучшим образом подойдет для данной цели.
AMD — главный идеолог продвижения на рынок гибридных процессоров и абсолютно заслужено, что её продукты семейства Llano очень хорошо вписуются в любой сегмент компьютерных решений.
С ключевым соперником компании AMD — Intel, обстоят дела чуть сложнее.
Процессоры Sandy Bridge вполне можно считать APU, так как они соединяют воедино на одном полупроводниковом кристалле x86-ядра и графику. В то же время, графические ядра Intel Bromolow (HD Graphics 2000/3000) не умеют вести расчеты.
Так как под необходимым атрибутом APU имеется в виду возможность вычислений на графическом ядре, то Sandy Bridge такими не считаются. Тем не менее, программный интерфейс OpenCL процессорами Intel все таки поддерживается.
Другими словами программы, написанные для APU и применяющие OpenCL, на системах, основанных на процессорах Core второго поколения, работать будут, но осуществляться они будут исключительно средствами x86-ядер.
Классификация современных APU осложняется еще и тем, что одна из очень востребованных задач, решаемых силами параллельных потоковых процессоров графического ядра, кодирование HD-видео, в процессорах Sandy Bridge делается блоком Quick Sync, входящим в состав графики. Говоря просто, современная графика Intel не дает возможность на себя взять параллельные вычисления в общем смысле, а узкоспециализированные задачи, которые связаны с кодированием HD-видео, решать она может.
APU против GPU: сравнительный обзор
Давненько мы не посещали сектор недорогих графических процессоров. Внимание тестовых лабораторий приковано к мощным высокопроизводительным GPU, ведь собственно в них наиболее ярко вырисовывается движение прогресса. Изредка в поле зрения попадает видеоплата средней категории цен, ну а все, что ниже, — для энтузиастов просто мышиная возня.
Но необходимо спуститься с небес на землю. Младшие GPU реализовываются так, как и не снилось флагманам, ведь не все геймеры стремятся играть с бескомпромиссными настройками графики и готовы расходовать большие суммы на подходящее железо.
Это во-первых. Второе, в бюджетном секторе в настоящий момент происходят не очень яркие, как на самом верху, однако по сути так же существенные изменения.
Ряд технологий, которые когда то дебютировали в очень дорогих продуктах, продержались на рынке довольно долго, чтобы у двоих ведущих изготовителей GPU сформировались модельные линейки, унифицированные по назначениям и аннуитетные только по продуктивности. Везде поддерживается DirectX 11 с эффектами, соответствующими как минимум feature level 11_0, из которых наиболее заметный — аппаратная тесселяция.
Есть аппаратное декодирование видео стандарта H.264 и — за редкими исключениями — порт HDMI 1.2a, обеспечивающий совместимость с 4К-дисплеями и стереоскопическим 3D.
Переход AMD и NVIDIA на технологическую норму 28 нм также позволил недорогим GPU сделать большой шаг вперед в тактовых частотах и продуктивности, оставаясь в рамках скромного энергетического бюджета. Очень значительный эффект оказало распространение памяти GDDR5: GDDR3 осталась признаком уж откровенно недорогих видеоадаптеров. В конечном итоге, дешевые GPU показывают в бенчмарках уровень продуктивности, которого сложно ждать от невзрачных на вид видеокарточек, очень часто даже без дополнительного питания.
В серии групповых тестов, которые мы иногда проводим в популярных играх, дешевые GPU раз за разом пробиваются в диаграммы вместе с более большими чипами, преодолевая порог в 30 FPS при разрешении 1920х1080, пускай и с небольшими настройками графики.
Конечно, присутствуют встречные усилия и со стороны изготовителей игр. Даже проекты класса ААА, которые на самых больших настройках делают значительные трудности для топовых GPU (Crysis 3, Battlefield 4, Metro: Last Light и др.), хорошо масштабируются для того, чтобы отвечать возможностям недорогого железа, при этом сохраняя львиную долю зрительной привлекательности.
Иная категория игр с самого начала лишена тяжёлой графической оболочки, что не мешает им пользоваться огромной популярностью, недоступной хитам одного сезона, которые в большинстве случаев применяются в качестве бенчмарков GPU. Это MMO-игры: традиционные RPG во главе с непреходящим лидером — World of Warcraft, так же как и всенародно любимые «Танки» с их последователями.
Эти все проекты мало выигрывают от железа среднего уровня продуктивности, а на консервативных настройках вполне сносно работают не то что на недорогих, а на дешевых GPU.
Наконец, самый важный тренд, побудивший нас обратиться к теме графики начального уровня, — это подъем APU (Accelerated Processing Unit) — процессоров с интегрированным графическим ядром, в терминологии AMD. Чисто технически любой CPU с встроенной графикой квалифицируется как APU, и само по себе это не новое явление.
Нынешняя ситуация примечательна тем, что объединенные графические процессоры в составе APU по вычислительной мощи уже не только превосходят самые слабые из дискретных GPU, выпускаемых сегодня, но и вполне подпадают под формулировку «игровая графика».
Собственно, только чипы AMD среди десктопных процессоров полностью достойны введенного ею термина APU, потому как относительно мощное ядро Iris Pro с внешним кешем 4-го уровня остается прерогативой ноутбучных моделей Intel, а настольные ограничиваются примитивным вариантом в лице Intel HD Graphics. В последней итерации — ядро Kaveri — APU выполнили большой шаг вперед, объединив новые ядра x86 и GPU на архитектуре GCN. В результате удался процессор с беспрецедентно высокой долей графического компонента — 47% площади кристалла.
В самой полной комбинации встроенный GPU Kaveri превосходит по числу вычислительных блоков совсем не очень доступные модели дискретных видеоадаптеров AMD уровня Radeon R7 250. И это не предел, потому что в консоли PlayStation 4 и Xbox One поставляются APU с еще более мощной графикой.
Все это побуждает посмотреть на сегмент бюджетной графики непредвзято и найти место APU в данной картине. Раньше мы уже делали детальный обзор архитектуры и тесты продуктивности 2-ух представителей линейки Kaveri: A10-7850K и A8-7600.
Задача этого обзора — более широко открыть тему игровой продуктивности, сопоставив APU с набором соперников из дискретных видеоадаптеров.
?#Участники тестирования
В тестировании продуктивности приняли участие следующие APU и GPU:
- AMD A10-7700K
- AMD A10-7850K
- AMD Radeon R5 230
- AMD Radeon R7 240 (GDDR 5)
- AMD Radeon R7 250 (GDDR 5)
- Intel Core i5-4460 (HD Graphics 4600 GT2)
- NVIDIA GeForce GT 630
- NVIDIA GeForce GT 640 (GDDR 5).
Ряд моделей Kaveri на данный момент состоит из девяти APU, разбитых на разделы A6, A8 и A10 в порядке возрастания продуктивности. Вместе с разной конфигурацией x86-ядер, APU отличаются и в графической части.
Младшие чипы, A6, укомплектовываются GPU Radeon R5 с 256 вычислительными ALU (потоковыми процессорами). A8 имеют 384 ALU, а A10 — 512.
Единственным исключением считается A10-7700K, который также включает 384 ALU.
Но в продаже вы в настоящий момент навряд ли сумеете приобрести что-нибудь, не считая A10-7700K и A10-7850K, являющихся, исходя из этого, младшей и старшей моделью линейки AMD A10. Расценки на Newegg.com составляют $160 и $190, а в московских онлайн-магазинах нашелся только A10-7850K по стоимости 6 000 руб.
Вот эта пара и будет принимать участие в тестировании, что для наших целей очень комфортно: оба чипа включают 4-ядерный CPU, но соединенную графику разной комбинации.
Для APU критически основным параметром считается пропускная способность оперативки. A10 поддерживает двухканальную DDR3 SDRAM с частотой аж до 2133 МГц, причем для нужд графического процессора можно отметить до 2048 Мбайт объема. Аналогичным образом, по части памяти APU соответствуют недорогим дискретным видеоадаптерам со 128-битной шиной и чипами GDDR3, с поправкой на то, что способность пропуска приходится разделять с x86-ядрами.
Не совсем официально A10 способна работать и с модулями DDR3-2400, которые сама AMD выпускает под маркой Radeon R9 Memory. Именно с подобной памятью мы будем тестировать APU, хотя отдельно проверим, много ли потеряет процессор, если применять ширпотребную DDR3-1600.
Чтобы сравнить с интегрированной графикой мы подобрали дискретные видеоадаптеры в категории цен до $90. Принимают участие самые младшие из розничных моделей на GPU AMD и NVIDIA, кроме GeForce GT 610, который уже просто чрезмерно слаб с его 48 ядрами CUDA.
Все карты оборудованы памятью типа GDDR5, кроме Radeon R5 230 и GeForce GT 630, которыми пользуются GDDR 3 (хотя последний есть в варианте с GDDR5).
Ключевые элементы | |||||||
GPU | – | – | Caicos | Oland PRO | Oland XT | GK208 | GK107 |
Число транзисторов | – | – | 0,37 | 1,04 | 1,04 | 1,3 | 1,3 |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 40 | 28 | 28 | 28 | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock | 720/– | 720/– | 625/– | 730/780 | 1000/1050 | 875/– | 950/– |
Потоковые процессоры / ядра CUDA | 384 | 512 | 160 | 320 | 320 | 384 | 384 |
Текстурные блоки | 24 | 32 | 8 | 20 | 20 | 16 | 32 |
ROPs | 8 | 8 | 4 | 8 | 8 | 8 | 16 |
Видеопамять: вид, объем, Мбайт | DDR3 SDRAM, до 2048 | DDR3 SDRAM, до 2048 | GDDR3 SDRAM, 1024 | GDDR5 SDRAM, 1024 | GDDR5 SDRAM, 1024 | GDDR3 SDRAM, 2048 | GDDR5 SDRAM, 1024 |
Тактовая частота памяти: реальная (продуктивная), МГц | до 1066 (2133) | до 1066 (2133) | 533 (1066) | 1125 (4500) | 1125 (4500) | 900 (1800) | 1250 (5000) |
Ширина шины памяти, бит | 128 | 128 | 64 | 128 | 128 | 64 | 128 |
Интерфейс | – | – | PCI-Express 2.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 2.0 x8 | PCI-Express 3.0 x16 |
TDP, Вт | 95 | 95 | 19 | 30 | 75 | 25 | НД |
Средняя цена в рознице, руб. | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
Дискретные видеоадаптеры проходили испытание на площадке Intel с процессором Core i5-4460. Выбор этого чипа не случайный, потому как при рекомендованной цене $182 он наиболее близок к старшему Kaveri. Влияние платформы на продуктивность нам еще предстоит проверить.
Интегрированный GPU Core i5 также участвует в тестах, хотя по сравнению с APU удача ему откровенно не светит.
Наконец, у гибридных процессоров AMD есть любопытная опция с названием Dual Graphics, которая собой представляет вариант CrossFire для соединений соединенного GPU с дискретной графикой. Тем не менее, поддерживаются только две модели с архитектурой GCN — Radeon R7 240 и R7 250, которые как раз соизмеримы по форме с графическим ядром Kaveri A8-A10.
Тестами Dual Graphics мы также займемся сегодня.
?#Тестовый стенд, методика тестирования
CPU | Intel Intel Core i5-4460 | AMD A10-7700K / AMD A10-7850K |
Материнская плата | ASUS Sabertooth Z97 Mark 1 | ASRock FM2A88X Extreme6+ |
Оперативка | DDR3 Kingston HyperX 4×2 Гбайт, 1600 МГц, CL9 | AMD Radeon R9 Gamer Series 2×8 Гбайт, 2400 МГц, CL11 |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт | |
Блок питания | Corsair AX1200i, 1200 Вт | |
Охлаждение CPU | Thermalright Archon | |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 | |
ОС | Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 | |
ПО для карт AMD | AMD Catalyst 14.4 WHQL | |
ПО для карт NVIDIA | 335.23 WHQL |
В настройках драйвера NVIDIA всегда в качестве процессора для вычисления PhysX подбирается CPU. В настройках AMD всегда настройка Tesselation переводится из состояния AMD Optimized в Use application settings.
В CrossFire-конфигурациях остается включенной опция Frame Pacing.
Программа | API | Настройки | Разрешение |
3DMark 2011 | DirectX 11 | Профиль Entry | — |
3DMark | DirectX 11 | Тест Cloud Gate | — |
Unigine Heaven 4 | DirectX 11 | DirectX 11, мин. качество | 1920×1080 |
DiRT Showdown . Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Средний уровень качества, Global Illumination выкл. Магистраль Nevada, 8 машин | 1920×1080 |
Far Cry 3 + FRAPS | DirectX 11 | DirectX 11, мин. качество, HDAO. Начало миссии Secure the Outpost | 1920×1080 |
Tomb Raider. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Мин. качество | 1920×1080 |
Bioshock Infinite. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Мин. качество. Postprocessing: Normal | 1920×1080 |
Crysis 3 + FRAPS | DirectX 11 | Мин. качество. Начало миссии Post Human | 1920×1080 |
Metro: Last Light. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Мин. качество | 1920×1080 |
Company of Heroes 2. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Мин. качество | 1920×1080 |
Batman: Arkham Origins. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Мин. качество | 1920×1080 |
Battlefield 4 + FRAPS | DirectX 11 | Мин. качество. Начало мисии Tashgar | 1920×1080 |
Thief. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Мин. качество | 1920×1080 |
World of Tanks + FRAPS | DirectX 11 | Качество «усредненное». Карта «Энск» | 1920×1080 |