Отличие инкультурации и социализации
Итак, процесс вхождения в новое культурное пространство и присвоения этнокультурного опыта, специфичного для местной исторически сложившейся культуры, определяется как процесс инкультурации. Как мы уже говорили, очень часто в качестве подобного понятия применяется термин «социализация».
Потребление данных терминов в качестве синонимов возможно при условиях прирав-
5.3.
Инкультурация и социализация 103
нивания культурного пространства к социальному.
Социологизация культуры, широко используемая в американской культурантропологии, предполагает, что каждая социальная общность имеет свою систему норм и правил поведения (особенных структур), разделяемых всеми ее участниками. Тождественность процессов социализации и инкультурации, аналогичным образом, вытекает из единства социальных и культурных структур.
Для акцентирования особенности процесса инкультурации не следует жестко разделять эти структуры, однако следует учесть их самодостаточность. Основоположник культурно-исторической психологии Л.С.
Выготский подчеркивал, что овладение культурными объектами (языком, орудиями и т.д.) нереально вне социальной структуры, т.е. социальная среда считается необходимым, однако не достаточным требованием для инкультурации индивида. Инкультурация предполагает усвоение и символического пространства культуры.
Непрерывность развития в культурном плане порождает единый процесс усвоения обычаев и реализации их в будущей практике, условия для которой как раз и предоставляет общество. Аналогичным образом, результатом социализации считается приобретение способности изменяться, результатом же инкультурации — качественные характерности изменений.
Первичная социализация, которую каждый проходит в период детства, — это незаконченный процесс, трансформирующийся у взрослого (социализированного) человека в инкультурационные процессы, протекающие в результате смены привычной среды проживания на новую (переезд из деревенской местности в город или эмиграция и др.). Освоение в ходе первой социализации культурных объектов и их значений возможно только в конкретной знаково-смысловой обстановке.
Культурное пространство, освоение которого начинается с процесса первой социализации, не только создает роль удовлетворения потребностей, но и дает возможность запомнить принципы культурных норм, оно становится также источником самоидентификации человека.
Не нашли то, что искали?
Инкультурация
Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое основное не сдать экзамен, а своевременно припомнить о нем.
10601 —
| 7792 —
или читать все.
Разница между инкультурацией и социализацией
В гуманитарных исследованиях постоянно применяются такие понятия, как инкультурация и социализация. Что они означают?
Что собой представляет инкультурация?
Под инкультурацией понимается формирование у кого-либо приверженности к конкретным культурным ценностям, нормативам, традициям, обычаям, символам. В большинстве случаев этот процесс носит односторонний характер: человек, в основном, только принимает нормы культуры.
Практически не бывает, что он оказывается способен оказать большое воздействие на подходящие нормы, которые складываются в течение очень длительного времени.
Инкультурация возможна как в процессе взаимного действия с обществом, так и вне прямого контакта с ним — к примеру, при помощи чтения книг, видео просмотра, прослушивания аудиозаписей.
Интересно, что в ходе самостоятельной инкультурации человек может впитать значительно больший объем норм культуры какого-нибудь народа, чем даже представитель подобающей нации. При этом объем осваиваемых норм культуры легко настраивать своими силами.
Что собой представляет социализация?
Под социализацией понимается формирование у кого-либо нужных коммуникационных качеств, культурных и этических установок, которые необходимы для комфортабельного взаимного действия с другими людьми. При этом в процессе социализации человек сам может передавать обществу определенные знания, которые способны оказать влияние на текущие нормы и механизмы, принятые иными людьми как типовые, сложившиеся.
Рассматриваемый процесс — двусторонний.
Социализация очень затруднена без участия общества — в отличии от инкультурации, при которой человек может выучится всем нужным качествам и установкам альтернативным способом.
К примеру, как мы отметили выше, в процессе чтения книг, видео просмотра, прослушивания аудиозаписей. Хотя бы благодаря тому, что обучение чтению, языкам источников, которые могут понадобиться при освоении аудио- и записей, также считается элементом социализации.
Рассматриваемый процесс имеет свойство — постоянство воздействия на человека, если он так или по другому будет контактировать с социумом. Частое общение гражданина с другими людьми при любых обстоятельствах обеспечит для него в самой разной степени интенсивную социализацию, и ее объем может быть абсолютно не ограничен. так же как и добавление социальных знаний собеседников человека теми сведениями, которыми он с ними поделится.
Сравнение
Основное отличие инкультурации от социализации — в том, что первый процесс носит в большинстве случаев односторонний, второй — двусторонний характер. Частично это определяет наличие иного значимого показателя разницы между рассматриваемыми тезисами — возможности инкультурации без общения человека с другими людьми, по источникам.
Объем приобретаемых знаний в рамках инкультурации человек, в основном, может контролировать сам. При социализации это выполнять сложно — общество так или по другому будет влиять на него, если он, разумеется, станет поддерживать общение с другими людьми.
Инкультурация, несомненно, может быть и очень часто считается элементом социализации. Современные общества в большой мере функционируют на основе норм культуры, которые передаются много поколений в процессе социализации людей.
Определив, в чем разница между инкультурацией и социализацией, отразим выводы в таблице.
Инкультурация — это что за процесс?
Большинство населения нашей планеты мечтает о путешествиях, приключениях, богатом жизненном опыте. Для того чтобы мечты осуществлялись, как это ни удивительно, следует иметь конкретную "подготовку".
Мало иметь заграничный паспорт или билеты в кармане – есть масса иных показателей, которые нужно брать во внимание. Одним из них можно назвать инкультурацию.
В чем суть?
Если говорить в кратце, то инкультурация – это процесс обучения того либо другого человека культурным нормативам поведения и понимания конкретной страны или народности.
В сущности, это одно из важных мероприятий, нужных не только для поездок, но и для развития личности. Например, некоторые жесты и слова в культурах разных народностей могут в значительной мере различаться значением.
Без важных знаний можно неспециально оскорбить собеседника и насовсем потерять его доверие. Процесс инкультурации в таком случае выступает своего рода предохранителем от неловких ситуаций, с которыми легко может соприкоснуться человек во время нахождения за рубежом либо даже в своей стране.
Сужение значения
В предыдущем абзаце процесс инкультурации описывался по максимуму обобщенном виде. Чтобы присоединиться к подобного рода обучению, человеку не обязательно собирать чемоданы и приобретать билеты в страны Азии.
Инкультурация – это, быстрее, процесс постижения своей культуры. В таком случае имеются в виду характерности норм поведения и мировоззрения в родной стране.
Это как бы формирование личности в границах определенного социума с учетом приобретенного им опыта, устоев и культурных течений.
Субъектно-объектные отношения
Нужно сказать, что процесс инкультурации – явление это двустороннее.
В нем совмещаются разнонаправленные векторы.
Личность как представитель определенного социума оказывает определенное влияние на культуру. В то же время в процессе взросления и появления человека собственно социум и его культурные нормы являются определяющим аргументом в формировании самой личности.
Составляющие обучения
Если говорить именно, то процесс инкультурации в себя включает целый ряд моментов, нужных для определения личности как представителя определенного социума, конкретной народности. Прежде всего, это некие общечеловеческие, основные способности, отличительные для абсолютно всех носителей той либо другой культуры.
К ним можно отнести характерности поведения, реакции на те либо другие вербальные или невербальные акты, осознание конкретных ценностей, способы поведения в определенных ситуациях.
По большому счёту, понятие инкультурации в отношении постижения свойств мировосприятия в прочих государствах в себя включает приблизительно тот же ряд моментов, с той лишь разницей, что на территории своей страны процесс проходит более естественно.
По существу, у человека, находящегося в границах своей страны, просто-напросто нет выбора в вопросе приобщения к культуре. С самого детства он сталкивается с ней, впитует ее и копит всю жизнь.
С постижением культуры других государств обстоят дела, несомненно, тяжелее: это требует намного больших не постоянных, физических, эмоциональных и умственных расходов, потому как свое мировоззрение при этом не только дополняется, но и полностью видоизменяется.
Содержание понятия
Для полнейшего понимания сути термина следует подвести маленькие итоги всему сказанному выше. Инкультурация – это приобретение комплекса знаний, способностей и способностей, которые связаны с процессом обеспечения жизни в рамках определенной культуры.
В таком случае имеются в виду не только профессиональная деятельность, но и домашний труд, получение и применение разных товаров и услуг. Одним из очень основных моментов в процессе инкультурации можно назвать личностное развитие человека: его взгляд на мир, отношение к нему, формирование любимых занятий, желаний в видах искусства, способах проведения отдыха или, например, взглядов на религию.
Разумеется, инкультурация – это еще и приобретение способностей общения с находящимся вокруг социумом, взаимного действия с ним.
В таком случае имеются в виду разные формы коммуникации отдельного индивида и окружающего мира.
Наконец, это формирование конкретного базиса знаний и норм в отношении обращения со своим телом, внешностью или одеждой.
Рассмотрим, например, те племена, в которых принято одевать на шеи женщин кольца. В рамках определенного социума подобного рода действия будут расцениваться как полностью нормальные, тогда как в других частях света это будет считаться своего рода насильственной мерой и вызовет неодобрение.
Социализация и инкультурация
При первом взгляде, значение данных 2-ух терминов может показаться если не похожим, то как минимум очень схожим. В реальности же они отличаются очень значительно.
Социализация и инкультурация – своего рода восполняющие друг друга процессы, которые в собственной основе имеют одно главное назначение, но проходят по самым разным сценариям. Есть довольно существенная разница и в объеме данных понятий.
#Политическая культура ЕГЭ | #Типы политической культуры | #Политическая социализация ЕГЭ…
Особенно видна разница эта в случае если инкультурация – это процесс изучения собственной либо же чужой культуры.
Социализация в таком случае будет выступать в качестве как говорят иначе обучения нормативам поведения страны.
Культурализация, инкультурация – это приобщение к традициям, мировоззрению, свойствам мышления представителей чужой культуры, осознание и принятие их ценностей.
Процесс социализации всегда проходит быстро и абсолютно нормально.
Он не требует каких-нибудь лишних усилий и может базироваться на простом наблюдении. Все, что необходимо от человека — способность отмечать некоторые характерности поведения и повторить их В практических условиях.
Инкультурация в культурологии учитывает намного большие временные расходы, причем очень часто требует лишних усилий, нужных для самостоятельного изучения той либо другой характерности культуры.
Социализация и инкультурация личности, как мы говорили, проходят параллельно, но приводят к разным результатам.
Ключевые механизмы инкультурации
Как и в случае социализации, ключевым путем усвоения культурных устоев считается имитация, повторение за носителями культуры. прекрасным примером подобных действий можно назвать поведение далеких от правил этикета людей во время банкета. Дабы не показаться бескультурными, они просто делают то же самое, что и другие, более сведущие в данном вопросе люди.
Механизмы инкультурации, по своей сути, очень простые: наблюдение и повторение. Причем касается это не только базовых понятий вроде норм поведения в обществе, но и явлений более фундаментальных: наследование праздничных устоев, запоминание приветственных или расхожих выражений, обращение к фольклорному материалу.
Единственным препятствием личности на пути к полной инкультурации могут стать его робость и боязнь осуществить погрешность, а это приводит к замкнутости и нежеланию даже попытаться присоединиться к той либо другой культуре.
Социализация и инкультурация просят применения и еще одного метода – прямого диалога с носителем культуры. В таком случае идет речь о том, что человек, который обладает достаточными знаниями, становится наставником желающего присоединиться к той либо другой культуре.
Нужно сказать, что это не всегда должен быть определенный человек, который станет вводить соответствующие знания в голову обучаемого. В таком случае принципиален собственно процесс диалога, растолкования некоторых правил.
Этим заниматься могут члены семейства, туристические гиды либо же простые прохожие.
Если говорить о коренных отличиях между инкультурацией и социализацией, необходимо отметить разница приобретаемых результатов.
Социализация – это процесс появления и развития в обществе, из-за которого человек становится личностью. Инкультурация – это процесс срастания с культурой общества, и как следствие — формирование личности культурной.
Виды инкультурации
Перед тем как говорить об определенных стадиях процесса инкультурации, нужно сделать некоторые поправки: постижению может подлежать и родная культура. В данном случае процесс будет формироваться по одному сценарию – назовем это внутренней инкультурацией.
Похожий, однако не тождественный процесс – постижение культурных устоев других государств – так именуемая внешняя инкультурация.
Характерности процесса
Внутренняя инкультурация условно разделяется на две стадии: первичную и вторичную. Этот процесс начинается фактически с самого рождения ребенка.
С самого детства родители, члены семейства, воспитатели, учителя прививают детям некоторые нормы поведения, осознание явлений, отношение к жизни и так дальше. Аналогичным образом, уже с самого детства человек станет на путь постижения культуры народа.
Вторая стадия – взрослое осознание. Оно требует приложения конкретных усилий – человек более не впитует сродни губке знания и чувства, он сам приходит к ним, открывает их для себя.
Можно сказать, это как бы совершенствование, расширение рамок. Аналогичным образом можно говорить про то, что понятие инкультурации в себя включает сразу два схожих, однако не тождественных плана.
Максимум точности
Для полной конкретизации значения понятия нужно сказать, что инкультурация в культурологии — это процесс постижения культуры собственного народа. Приобщение же к остальным культурам в науке именуется аккультурация.
Но все таки, многие искатели не делают столь разительного различия и употребляют один термин, конкретизируя при этом его значение.
Результаты инкультурации
Естественно, постоянное постижение человеком конкретных норм приводит к конкретным результатам. Прежде всего, собственно принадлежность к определенной культуре в большинстве случаев создает личность.
Более того данный процесс не имеет начала или конца, благодаря этому процесс инкультурации родителей обеспечивает подобный процесс у детей, что способствует передаче исторической памяти, культурных норм и факторов формирования конкретной народности. Это безграничный процесс сохранения, совершенствования культуры страны и народа.
Собственно процесс инкультурации дает возможность человеку получить то, что будет отделять его от всего остального мира, делать его особым.
Собственно поэтому культура Китая так несхожа с американской, благодаря этому даты празднования Рождества отличаются у католиков и православных, а у мусульман вообще отсутствуют.
Инкультурация – это безграничное накопление опыта целого народа через призму только одного индивида, вбирающего в себя важнейшие, самые фундаментальные характерности своей культуры.
Это постоянное накопление, передача и добавление базы знаний и представлений о жизни, мире, Боге, окружающем социуме, истории, литературе и прочих реалиях.
Можно говорить, что инкультурация – это процесс появления в человеке личности, идентифицируемой как часть народа.
Отличие инкультурации и социализации
Итак, процесс вхождения в новое культурное пространство и присвоения этнокультурного опыта, специфичного для местной исторически сложившейся культуры, определяется как процесс инкультурации. Как мы уже говорили, очень часто в качестве подобного понятия применяется термин «социализация».
Потребление данных терминов в качестве синонимов возможно при условиях прирав-
5.3.
Инкультурация и социализация 103
нивания культурного пространства к социальному. Социологизация культуры, широко используемая в американской культурантропологии, предполагает, что каждая социальная общность имеет свою систему норм и правил поведения (особенных структур), разделяемых всеми ее участниками.
Тождественность процессов социализации и инкультурации, аналогичным образом, вытекает из единства социальных и культурных структур.
Для акцентирования особенности процесса инкультурации не следует жестко разделять эти структуры, однако следует учесть их самодостаточность.
Основоположник культурно-исторической психологии Л.С. Выготский подчеркивал, что овладение культурными объектами (языком, орудиями и т.д.) нереально вне социальной структуры, т.е. социальная среда считается необходимым, однако не достаточным требованием для инкультурации индивида.
Инкультурация предполагает усвоение и символического пространства культуры. Непрерывность развития в культурном плане порождает единый процесс усвоения обычаев и реализации их в будущей практике, условия для которой как раз и предоставляет общество.
Аналогичным образом, результатом социализации считается приобретение способности изменяться, результатом же инкультурации — качественные характерности изменений.
Первичная социализация, которую каждый проходит в период детства, — это незаконченный процесс, трансформирующийся у взрослого (социализированного) человека в инкультурационные процессы, протекающие в результате смены привычной среды проживания на новую (переезд из деревенской местности в город или эмиграция и др.).
Освоение в ходе первой социализации культурных объектов и их значений возможно только в конкретной знаково-смысловой обстановке. Культурное пространство, освоение которого начинается с процесса первой социализации, не только создает роль удовлетворения потребностей, но и дает возможность запомнить принципы культурных норм, оно становится также источником самоидентификации человека.
Процесс инкультурации
Культурное пространство в себя включает много нюансов — это и условия природы в их первозданном виде («дикая природа»), и природа, преобразованная согласно человеческим нуждам (искусственные насаждения, изменение рельефа, дороги, заповедники и заказники, одомашненные животные и культурные растения), и мир артефактов, и сфера социальных отношений, интегрирующая предыдущие моменты в единый уклад деятельности местной местности,
5 3. Инкультурация и социализация 109
рации позволял активно приспособиться в западноевропейской обстановке. К примеру, в Праге, Берлине, Белграде отпирались Русские Народные институты с целью подготовки профессиональных мастеров для работы в Российской Федерации, а еще внедрения русской культуры в европейское общество.
Аналогичным образом, своя культура русской эмиграции была не только «разделом воды» между ней и европейскими народами, но и «мостом» между ними.
Итак, процессы социализации и инкультурации взаимообусловлены и присутствуют на любой ступеньки культурного развития человека.
Человек и политика. Видеоурок по обществознанию 10 класс
Социализация при этом акцентирует статусное положение человека в общественных отношениях. Инкультурация же считается процессом освоения символического пространства, связанного с этим статусом, и всей организации общественных отношений, ее исторической детерминированности, выраженной в национальной культуре.
Первичное культурное пространство, формирующее «картину мира», в последующей человеческой жизнедеятельности определяет его мировосприятие. Дети любой культурной общности в большей степени похожи, чем на собственных прадедов, благодаря этому, как писал Клакхон, «если ребенок из России очутится в Скреплённых Штатах, то, став взрослым, он будет действовать и думать как американец, а не как российский» 1 .
В межкультурных отношениях культурно-этническая принадлежность выступает на первоначальный план, определяет взаимное действие, в то время как социально статусное положение отдаляется на второй план.
Внутрикультурные отношения, наоборот, дистанцируются социальной принадлежностью, протекая на фоне культурного единства. Дифференцированность данных процессов от установки «Я среди собственных» и «Я среди чужих» дает возможность провести грань между социализацией и инкультурацией человека.
1 Клакхон К.Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.
С. 230
Глава 6. ЯЗЫКИ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ (СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ)
Информационно-семиотический подход к культуре
Семиотика — это наука о знаках и знаковых системах.
Основы ее были заложены в XIX в. американским философом и логиком Ч. Пирсом и швейцарским филологом и антропологом Ф. де Соссюром (последний называл ее семиологией). Говорить о семиотике культуры — значит рассматривать важные средства культуры и трактовать культурные феномены как составленные при помощи данных знаковых средств «тексты», которые в себе несут конкретную информацию.
Как бы ни были различны определения культуры, даваемые всевозможными авторами, в них всегда предполагается, что содержание культуры находит выражение в языке. Под языком в быту в большинстве случаев знают натуральный разговорный язык — российский, британский, китайский и т.д.
Всякий разговорный язык собой представляет систему знаков, или код, благодаря которому люди общаются, выражают и передают друг дружке разнообразную информацию. Есть и иные знаки и системы знаков, которые способны служить данной цели (к примеру, язык жестов, знаки дорожного движения, нотная грамота, штриховые товарные коды, картографические знаки и др.).
Языком в широком смысле именуют не только разговорный, вербальный язык, но любую систему знаков, которая может применяться людьми в информационно-коммуникативных целях.
6.1.
Информационно-семиотический подход к культуре 111
112 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
Культура как мир артефактов
Создавая культуру, люди отделяются от природы и возводят новую, «сверхприродную» среду проживания. Нас с детских времен и до старости окружает с каждой стороны эта «сверхприродная» культурная среда: пеленки и соски, игрушки и книги, одежда и мебель, стекло и бетон, звуки музыки и электрический свет — все это продукты труда человека.
Следы человеческого воздействия в себе несет даже то, что мы принимаем пищу и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Человечество живёт как будто бы на грани 2-ух миров — существующего независимо от него мира природы и сделанного им мира материальной культуры, причем в ходе историчного развития человеческого общества первый все больше заслоняется вторым (хотя превратить материальную среду культуры в замкнутую сферу и полностью изолироваться ею от природы нереально).
Продукты и результаты деятельности человека, искусственно сделанные человеком предметы и явления именуют артефактами (от лат. arte — ненастоящий и iactus — изготовленный). Артефакты — феномены культуры — это созданные людьми вещи, родившиеся ими мысли, найденные и применяемые ими средства и способы действий.
Культура в себя включает не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он создает в самом себе, в собственном теле и в собственной душе, в своем физическом и духовном облике.
Итак, культура есть мир артефактов — мир деятельности человека и ее продуктов.
Это ее первая очень важная характеристика. Она очень важна тогда, когда говорим о материальной культуре — вещах, домах и сооружениях, технике и вообще обо всем том, что образовывает «вторую природу», которую человек создает своими руками вокруг себя.
Но одной этой характеристики еще недостаточно для понимания сущности культуры.
Культура как мир смыслов
Человек — порождение природы, и все ее законы берегут собственную силу в его деятельности также, как и в самых разных природных процессах. Никто не может анулировать или нарушить их.
Все, что человек творит, появляется не наперекор объективным законам природы, а в согласии с ними. В чем же тогда разница между предметами культуры и вещами природы?
По всей видимости, лишь в том, что человек привносит в собственные творения некую «человечность», т.е. что-то нестандартны-человеческое, принципиально не могущее возникнуть без него. Эта-то «человечность» и воплощает продукты его деятельности в предметы культуры.
Явления природы, рассматриваемые в их своем, независимом от человека бытии, обладают свойственными им характеристика-
6.1.
Информационно-семиотический подход к культуре 113
ми. Такие характеристики составляют их объективную определенность, и не считая нее никакой другой определенности они не имеют.
По другому дело обстоит с артефактами — предметами культуры. В отличии от явлений природы они обладают двойственной определенностью.
С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть беспристрастная определенность, т.е. их можно рассматривать как реальность, которая есть сама по себе, отдельно от человека и отличается честно свойственными ей характеристиками. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что именуют «умыслом», «значением».
Эта субъективная определенность возникает у них благодаря тому, что человек «опредмечивает» в них собственные представления, цели, желания и т.д. Они-то (представления, цели, желания и т.д.) и есть та «человечность», которую привносит человек в продукты собственной деятельности.
Говоря по другому, люди не только фактически, но и духовно «отделывают» предметы собственной деятельности, вкладывая в них то, чего честно, вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть. Попадая в сферу деятельности человека, такие предметы приобретают новое, «сверхприродное», качество: способность заключать в себе человеческий смысл, на себе нести отпечаток человеческого духа, служить человеку его своим отражением.
Аналогичным образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной активности человека.
Наиболее очевидным образом способность человека наделять собственные творения умыслом вырисовывается в речи: люди приписывают звукам собственной речи смыслы, которыми они физически — как воздушные колебания — сами по себе не обладают.
Но смысл имеют не только слова и высказывания — им так или по другому проникнуто все, что человек выполняет и что составляет культурную среду его проживания: произведения художественного искусства и правила этикета, религийные обряды и исследования науки, учеба и спорт и т.д. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его назначении, роли, функциях: смысл станка — в том, что он нужен для изготовления, автомобиля — в его применении как средства передвижения, предметов домашнего быта, мебели и посуды — в возможности удовлетворить при их помощи домашние потребности и привычки.
Более того, названные вещи могут иметь и иной смысл. Скажем, основным умыслом автомобиля для владельца шикарного «Мерседеса» может быть престижность данной марки.
Стоит обратить внимание: предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Можно сколько угодно изучать, к примеру, египетскую пирамиду, вглядываться в нее, исследо-
114 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
116 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
сы или трусливого зайца в народных сказках, поэтические описания радуги или заката, мистические интерпретации затмений, комет и т.д.
Извержение вулкана — природное явление, и как таковое оно лежит вне сферы культуры. Но когда оно понимается как проявление гнева богов или как трагедия человеческого бессилия перед грозной стихией («Последний день Помпеи» К. Брюллова), то становится знаком, символом, в котором люди усматривают особенный «сверхприродный» смысл.
И это выполняет его событием культуры.
Символами, носителями особенного смысла, становятся и сами люди.
Когда они выступают друг для друга не просто как живые создания, а как кинозвезда,, писатель, политический главарь, представитель той либо другой профессии и т.д., это есть не что иное, как культурный феномен.
Культура в качестве мира знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного. На самом деле, символ есть чувственно воспринимаемый, финансовый предмет, а его значение (смысл, информация) — продукт духовной деятельности людей.
Знаки выступают как своего рода «материальная оболочка» человеческих мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной человеческой деятельности сбереглись в культуре, передавались и воспринимались иными людьми, они обязаны быть выражены, закодированы в данной знаковой оболочке.
Связь значения и знака (или, по другому, информации и кода, в котором она крепится и транслируется) определяет неразрывность духовного и материального нюансов культуры.
Аналогичным образом, феномены культуры — это любые артефакты (искусственно сделанные людьми предметы и явления), которые в себе несут смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями.
Совокупности знаков образовывают тексты, в которых содержится социальная информация (рис. 2.3.).
Культура и восприятие — Илья Инишев
6.2. Главные типы знаковых систем культуры 117