Как отличаются крымские татары от казанских?
Как народ крымские татары в 12—XVII вв. оформились в Крыму и в Северном Причерноморье.
Основой их этноса были поселившиеся тут племена тюрков, а еще половцев, печенегов, гуннов и хазар.
Крымские татары — потомки племен тюркоязычного происхождения, которые жили в восточной части Европы до того, как туда вторглись монгольские орды. Крымских татар одновременно с крымчаками и караимами их относят к коренному жителям полуострова.
Порядка четверти миллиона крымских татар проживают конкретно на полуострове. Они живут также в Узбекистане, Румынии, Болгарии, причерноморских районах России и Украины.
Считается, что их сотни тысяч в Турции.
Впрочем большинство турецких крымских татар относят себя к туркам крымского происхождения.
Крымские татары разговаривают на относящемся к тюркской группе крымскотатарском языке.
Он родственный с татарским, но, они не знают большинство татарских слов и выражений, фонетика крымскотатарского языка хорошо отличается от татарского. По вероисповеданию крымские татары в большинстве своём являются мусульманами.
У крымскотатарского народа роскошная и иногда трагическая история. В тринадцатом веке Крым был завоеван монголами.
Через двести лет создали самостоятельное Крымское ханство, которое после захвата полуострова Османской империей стало ее вассалом. До XVIII оно активно сражалось с Русским государством и Польшей.
В первой половине 80-ых годов восемнадцатого века Российская Федерация победила турков и забрала Крым. Духовенство крымских татар и местные феодалы были приравнены к российской аристократии и сберегли все собственные права.
Впрочем притеснения российских должностных лиц и помещиков заставило многих крымских татар массово эмигрировать в Турцию.
Интенсивное освоение полуострова в девятнадцатом веке стало причиной вытеснению крымских татар за счёт мигрантов из российских губерний. В 1917 была предпринята попытка создания крымскотатарского государства.
Через 4-ре года в составе РСФСР была создана Крымская АССР.
В 1937 г. значительная часть интеллигенции крымских татар была репрессирована. Крымские татары активно учавствовали в борьбе с гитлеровскими войсками во время войны.
Большинство из них удостоены боевых наград.
Сююмбике — любимая царица казанских татар
Казанские татары вчера и сейчас
Татарский народ как правило состоит из казанских татар. Со своей стороны их этнической основой являются такие древние тюркские народы как булгары и половцы.
Формирование казанских татар было раньше. В данный период они уже представляли собой многочисленный народ с развитой экономикой и культурой.
Занимались преимущественно фермерским хозяйством, деревообрабатывающим и кожевенным ремеслами, изготовлением ювелирных украшений. Разные ремесленно-кустарные производства формировали материальную культуру татар, на которую оказывали влияние среднеазиатские народы, а с конца XVI века и российская культура.
Сегодня половину населения входящей в состав РФ. республики Татарстан составляют современные казанские татары.
Их столица – город-миллионер Казань.
Главой татарского государства считается Глава государства. Законодательную и контрольную власть выполняет Госсовет, исполнительную – Кабмин.
Вместе с русским, государственным языком Татарстана считается татарский язык. В Татарстане живет более 3, 8 млн. человек.
считаясь одним из самых экономически развитых регионов России, он занимает ключевые позиции в производстве полимерного этилена, искусственных каучуков и шин, грузовиков, искусственных средств для мытья и нефти. По объемам сельхозпродукции занимает третье место в Российской Федерации.
Развивается культура, образование и наука. Татарстан располагает серьезными запасами ресурсов природы, основным из которых считается нефть.
Тут также добывают также уголь, нерудные материалы.
Имеются перспективные залежи иных ископаемых. В республике очень большие залежи воды.
Согласно собственной Конституции Татарстан считается светским государством. Из религий в нем самые популярные ислам и православие.
В чем разница
Крымские и казанские татары, являясь родственными народами, имеют заметные различия.
- Крымские татары, являясь коренным народом Полуострова Крыма, своей государственности не имеют.
- Казанские татары составляют половину населения Республики Татарстан с собственной конституцией, законодательной, исполнительной и судебной властью.
- Крымские татары были относительно самостоятельны до второй половины XVIII века, находясь в зависимости от турков. Казанские татары с подобным века были в политической зависимости от России.
- На Крымском побережье живет порядка 230-270 тысяч крымских татар. Около 2 млн. казанских татар проживают в республике Татарстан.
- В разработке этносов крымских и казанских татар принимали участие различные народы. У крымских татар это были преимущественно жители стран Европы (киммерийцы, греки, жители Рима, гунны, итальянцы, славяне и др.) У казанских татар – народы, пришедшие с востока (волжские булгары, предки марийцев, мордвы, удмуртов, славян.
- Крымскотатарский язык хорошо отличается от татарского, первым делом интонацией и фонетикой. Многие слова и выражения татарского языка крымские татары не знают.
Разница между крымскими и казанскими татарами
Этноним «татары» известен с глубокой античности; наиболее возможная этимология – от китайского названия одного из племен хунну (кочевников с северной стороны от Китая) – дада (или дадан). Позднее, когда тюрки вторглись в страны Европы, данное слово было соотнесено с греческим наименованием подземного царства – «тартар».
Другими словами несущие смерть и разрушение восточные кочевники в сознании жителей стран Европы ассоциировались с инопланетянами из ада. В позднем Средние века этноним «татары» закрепился за огромным количеством тюркских народов, которые потом имели разную политическую и этническую историю.
Этногенез
Золотая Орда в самых больших границах включала, не считая Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири.
На данной территории, кроме татар, проживало приличное количество различных народов, которые принимали участие в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения. В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства.
Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Строгий, и поволжские татары появились в орбите политики Русского государства. А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самодостаточность аж до 80-х годов 18 века.
Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе данных народов принимали участие разные этносы. Современные поволжские (казанские) татары взяли от инопланетян с востока этноним, а генофонд – большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего собственное государство еще в девятом веке нашей эры либо даже немного до недавнего времени – правильных данных нет), а еще от финно-угорских населений украины (прадедов нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян.
Из-за такого национального «коктейля» антропологический вид казанских татар вполне правильно относят к европеоидному с минимальным количеством монголоидных черт. Нужно вспомнить вид известного киноактера, поволжского татарина Марата Башарова.
На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож абсолютно: светло-русые волосы, глаза голубого цвета. Кого он только не играл в кино!
Даже Александра Керенского.
А вот из представителей народов востока – никого, потому как типаж у него полностью российский.
Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, однако в их этногенезе принимали участие прочие народы. Крым уже много тысяч лет считается «проходным двором» Восточной Европы, и его постепенно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, жители Рима, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы.
Потомки данных народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить на Крымском побережье, формируя крымский антропологический вид. На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших собственную национальную идентичность, а еще существовали колонии византийских греков и городов италии, прежде всего Генуи.
Позднее все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свою лепту в формирование крымско-татарского антропологического типа.
Лингвистические характерности
Племена кочевников, входившие в Золотую Орду, утверждали на различных языках, хотя и являющихся веточками общетюркского лингвистического древа. Позднее, когда Крымское и Казанское ханства обособились, и тем более после завоеваний Ивана Сурового, связь между этими осколками Золотой Орды стала очень затруднена, поэтому, различия начали усиливаться.
Отсутствие более менее важной коммуникации носителей данных языков понемногу увеличивало разрыв. В настоящий момент крымско-татарский язык и татарский (под которым знают язык поволжских татар) обособились очень сильно, чтобы считать их не диалектами, а самостоятельными, хотя и близкородственными лингвистическими системами.
И татарский, и крымско-татарский языки имеют несколько диалектов. В татарском языке это:
- западный (мишарский) – язык татарской этнографической группы «мишари»;
- усредненный (казанский), ставший базой для татарского литературного языка;
- восточный (сибирско-татарский).
Если все диалекты татарского языка восходят к единому пращуру – языку кипчакскому (или куманскому, что все то же самое), то на Крымском побережье не все так откровенно. К примеру, южнобережный говор происходит, по мнению большинства лингвистов, от другой ветки тюркских языков – огузской.
Древние огузы кочевали в Приаралье, в отличии от кипчаков, которые известны в русских летописях как половцы, а в византийских источниках – как куманы. Более того на него сильно подействовало соседство с прибрежными греческими и итальянскими мегаполисами – в нем много заимствований из данных языков.
Хотя в настоящий момент отличия между диалектами вследствие развития литературного языка понемногу сглаживаются.
Что же касается обоюдного понимания поволжских и крымских татар, то здесь столетия раздельного проживания оказали собственное влияние.
Отличия между этими языками приблизительно аналогичные, как между русским и украинским, или, возможно, чуть выше. Российский и украинский языки очень схожи в главном – в грамматическом строе, и в большой мере – в лексике.
Но если украинец (особенно проживающий в деревне) станет говорить быстро, то российский навряд ли его поймет: приличное количество преимущественно малороссийских лексем (хотя и происходящих от тех же корней, что и русские) и непривычные интонации сильно затруднят восприятие устной речи. Примерно такое же соотношение – между татарским и крымско-татарским языками.
Сравнительная таблица
В нижеприведенной таблице собрана вместе информация о том, в чем разница между крымскими татарами и казанскими татарами. Конечно, ее можно создать намного более объемной, но разные лингвистические, религийные и исторические маленькие детали обыкновенному человеку навряд ли будут интересны, благодаря этому можно обойтись общими сведениями.
Какая разница между крымскими и казанскими татарами?
Татары могут быть очень разными.
Казанские, крымские, астраханские, сибирские, мишарские, касимовские, ногайские и даже литовские. Лучше спросить: что между ними общего.
Общее то, что они все когда-то попали под власть монголов (по европейскому-татар)и были гражданами одного гос-ва- Алтын орда.
Тем не менее сибирские татары были в составе Синей орды. Еще общее то, что они все говорят на исковерканном на различный манер половецком (кыпчатском) языке.
И знают друг друга через пень-колоду.
Этническим субстратом для казанских татар были булгары, для астраханских- хазары принявшие ислам, для мишарских-угрофинское племя-мещера. Этногенез крымских татар слишком тяжелый.
И разумеется во всех есть половецкая составная часть. (а еще: печенеги, торки, берендеи и тд и тп.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Деловая столица (Украина): взаимовыгодное соседство. Против кого дружили и кого предавали казаки и крымские татары
Как и положено соседям, граждане Украины и татары сражались, мирились, торговали, вступали в союзы, бескорыстно поддерживать друг друга и снова сражались.
Отношения между украинцами и Крымским ханством назвать безоблачными не взялся бы даже очень отпетый оптимист. Крови и слез тут пролилось с двух сторон — страшно представить.
В народном историческом сознании крымские татары — недруг жестокий, исконный и беспощадный.
Постоянные опустошительные нападения, после которых огромные территории превращались в выжженные безлюдные пустыни, — жестокая правда.
От этого некуда не убежать.
Ответные визиты наших казаков, заметим, тоже гуманизмом не отличались. Программа гастролей была та же — резня, насилие, грабеж и захват полона.
И если про первые кобзари тянули тужливые думы о тяжёлой татарско-турецкой неволе, то про вторые — героически-пафосные гимны. Тем не менее, сводить все к обоюдному «секир голова» было бы большим преувеличением.
Плечом к плечу против янычар
Соседство крымских татар с казаками было вполне взаимовыгодным.
К примеру, казакам разрешалось добывать соль на крымских соляных озерах.
Стратегический и очень ценный в то время продукт. За это татары получали право свободно выпасать собственные стада на землях Сечи.
Что для них тоже было очень важно — в южных засушливых степях с пастбищами летом было непросто.
Первый украинско-татарский военный союз датируется еще 1521 г., когда крымский хан Мухаммед I Герай предпринял поход на Москву, знаменитый в российской историографии как «Крымский смерч».
В армии хана были и казаки под воеводством Евстафия (Остапа) Дашкевича — одного из организаторов Войска Запорожского и, как считает ряд историков, его первого кошевого атамана.
Самый же оригинальный украинско-татарский союз датируется 1624 г., когда казаки и крымцы вместе сражались против янычар.
В то время на Крымском побережье шла борьба за ханский трон между Джаныбеком Гераем и Мехмедом ІІІ Гераем.
Крымское же ханство, напомним, было вассалом Турции. Сначала турки сместили Джаныбека и посадили на трон Мехмеда.
Потом решили переиграть и снова вернуть Джаныбека.
Если учесть, что последний популярностью у подданных не пользовался, ему на помощь отправили янычар. Мехмед III Герай очень хорошо понимал, что его легкая кавалерия против тяжёлой поступи лучшей пехоты Старого света — ничто.
Наверняка, Аллах был к хану благосклонен. Очень кстати на берег полуострова штормом выбросило целую флотилию казацких «чаек», идущих к туркам «за зипунами».
Казаки, напомним, были едва ли не единственной силой, способной сопротивляться янычарам. Потерпевшим крушение выполнили предложение, от которого те не смогли отказаться.
В конце концов под Карасубазаром (ныне Белогорск) турецкий десант был разбит, а казаки с богатыми дарами и трофеями вернулись в Сечь.
Крымское ханство и Богдан Хмельницкий
Из украинско-татарских союзов широкой публике наиболее известен союз времен Освободительной войны под управлением Богдана Хмельницкого. Даже те, кто абсолютно не интересуется историей, уж точно смотрели «Огнём и мечом» Ежи Гоффмана.
Контекст
Zaxid: казаки не были патриотами России
ABC: как казаки турецкого султана унизили
День: Казаки Сагайдачного у кремлевских стен
В первом томе летописи Самуила Величко — монументального произведения украинской историко-мемуарной прозы XVII-XVIII вв., посвященном событиям Освободительной войны, — татары затронуты даже в наименовании: «Сказание о войне казацкой с поляками через Зиновия Богдана Хмельницкого, Гетмана войск запорожских, восемь лет шла. А около двенадцати лет тянулась с другими странами у поляков, которым он, Хмельницкий, при всесильной Божьей помощи, с казаками и татарами из тяжёлого ига выбился…»
В самой летописи немало детальной информации о взаимоотношениях казаков и крымцев. К примеру, чрезвычайно важен факт, что Хмельницкий стал гетманом благодаря союзу с ханом.
Переломной оказалась информация, что «крымский хан благосклонен и ласков к Запорожскому войску и не только отпустил с Хмельницким 4-ре тысячи татар во главе с Тугай-беем, но и сам со всеми ордами (если на то будет необходимость) готов будет прибыть в помощь казацкому войску против поляков».
Татарские союзники были жизненно нужны казакам в данной войне.
Это только в кино казак мчит степью на лихом коне. В действительности Запорожское войско состояло преимущественно из пехоты и, исходя из этого, подвижностью не отличалось.
В отличии от польского, где главной ударной силой была кавалерия — знаменитые «крылатые гусары».
Союз мощной казацкой пехоты и мобильной татарской конницы делал войско непобедимым, что ярко проявилось в первой же битве под Жёлтыми Водами, а потом и под Корсунем.
Упоминая злополучную битву под Берестечком, в востребованных статьях часто пишут о предательстве татар.
Это, мол, и привело тогда к поражению. На самом деле союзники Богдана бежали.
Однако тут имеем просто ряд малоприятных случайностей и совпадений.
Дни битвы совпали с мусульманским праздником Курбан-Байрам, когда ислам запрещает воевать. Но все таки татары в бой вступили.
Сотрудничество крымских и казанских татар
И необходимо было такому случиться, что вскоре одно из польских ядер взорвалось практически у ног хана. Ислям III Герай уцелел, а вот Тугай-бей погиб.
Татары это восприняли как явную демонстрацию немилости Аллаха из-за нарушения религиозных предписаний и панически бежали с поля боя.
Говорят о предательстве татар и в ключе битвы под Жванцем (сентябрь-декабрь 1653 г.).
В данной решающей баталии Польша очутилась на грани неотвратимого разгрома. Кажется, что еще немного… Однако в данное время под Жванец пришла весть, что Земский собор решил о взятии Запорожского войска под защиту Московского царства и готовности начать войну против Речи Посполитой.
Хан очень хорошо понимал, что московско-казацкое войско без проблем добьет фактически уже раздавленную Речь Посполитую. Понимал он и то, что потом Москва займется уже Крымом.
Ислям III Герай принял единственное правильное решение.
Он заключил сепаратный мир с королем, а еще позволил прежде полностью заблокированной и обреченной на неминуемое поражение польской армии отойти. Добивать Польшу и этим помогать Москве было себе дороже.
Иван Сирко против «врагов веры Христовой»
Прошло много лет, и татары снова стали союзниками казаков.
На этот раз они дружили уже против Москвы.
Летом 1659 года под Конотопом армии гетмана Ивана Выговского и крымского хана Мехмеда IV Герая разгромили 150-тысячное войско московитов под руководством князей Семена Пожарского и Семена Львова. Позднее историк Сергей Соловьев по данному поводу напишет: «Цвет московской конницы, которая совершила счастливые походы 1654 и 1655 гг., погиб в 1 день».
Сколько народов себя считают татарами. Татары (астраханские, крымские, хакасы, казанские)
Первопрестольная замерла в ужасе. Все ждали, что Выговский с татарами вскоре возникнет под поверхностями стен Кремля.
Казалось, что Украина обрела шанс вырваться из не так давно затянувшейся московской петли. Но снова не сложилось.
Подстрекаемый царскими эмиссарами атаман Иван Сирко организовал набег на Крымское ханство. Кровавые гастроли запорожцев очень облегчало то обстоятельство, что весомая часть крымского войска в данное время сражалась с московитами, и они могли опустошать и грабить, почти не встречая отпора.
Хан бросился выручать собственную землю, и ему уже стало не до похода на Москву. Смелый атаман Сирко за этот рейд получил от царя «грамоту, двести золотых да соболей на триста рублей», а Украина — столетия рабства и миллион смертей.
Иван Сирко, заметим, славился радикально-враждебным отношением к «врагам веры Христовой», однако даже его отношения с крымцами были неоднозначными. Историк Дмитрий Бантыш-Каменский, например, описывает, как Иван Сирко, будучи кошевым атаманом Запорожской Сечи, разрешил татарам кочевать по подконтрольной ему территории — во владениях ханства тогда случилась сильная засуха.
Когда гетман Иван Самойлович возразил таким самоуправством, Сирко будто бы ответил: «Если бы и сам черт, пан гетман, помогал людям в крайней их нужде, то брезгать этим не годится, ведь говорят люди: необходимость и закон меняет. А если мы, живши с татарами рядом, поддерживать друг друга, то это разумному — не диво».
Интересный пример татарско-украинского братства — Олешковская Сечь, просуществовавшая более 2-ух десятилетий (1711-1734) на территории Крымского ханства. Сюда от царя Петра сбежали поддержавшие Мазепу запорожцы.
На новом месте казакам понадобилось туго. Питаться войной уже не получалось — ну не станеш же выполнять нападения на подданных приютившего тебя хана.
Вести свое хозяйство — тоже не вышло. Земли вокруг сечи принадлежали ногайцам, да и были они намного беднее Великого Луга.
Понимая это, хан Девлет II Герай назначил казакам жалование деньгами и продовольствием, а позднее передал им право собирать налог на днепровских переправах и даже разрешил свободную добычу и торговлю солью.
Перечень военных украинско-татарских союзов тут не полон, а нюанс культурного обмена даже не рассматривался, хотя он удостаивается индивидуальной статьи.
Однако даже вышеизложенного достаточно для понимания того, что история партнерства между 2-мя народами имеет очень глубокие корни.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно заграничных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Турки ответили, кто такие татары. Опрос ребром