Пастель мягкая, сухая и масляная: отличия, что подобрать, как рисовать
Начало работы с пастельным искусством способно вызывать множество самых разных вопросов. Если конечно вы не ребёнок: дети пастельными мелками (в большинстве случаев детям дают восковые/масляные) рисуют легко и охотно.
А вот если вы все таки захотели рисовать пастелью как дизайнер, вы можете даже не знать, какую же из видов пастели подобрать. Данная статья вам поможет.
Итак, все, что необходимо знать про работу с пастелью.
Искусство пастели
Пастельное искусство — замечательный способ создавать яркие работы без труда и контролем, который вы получаете от ваших лучших обыкновенных карандашей. Пастель — миниатюрное средство для рисования, позволяющее создавать светлое цветное искусство без надобности воды, кистей или палитр.
Как выбрать МАСЛЯНУЮ ПАСТЕЛЬ для рисования. Обзор и сравнение недорогих марок.
Её комфортно с собой брать.
Но сначала, что такое пастель?
Обозначение не очевидно, и в эстетических сообществах были некоторые дебаты по поводу того, что конкретно квалифицируется как пастель. Пастельное общество в Англии, впрочем, говорит, что: "пастель — это также и масляная пастель, уголь, карандаш, конте*, сангина, или любое сухое средство для искусства".
Сухая пастель: базовые техники
*Карандаш Конте — группа эстетических материалов на основе искусственного графита, используемых в графике и живописи. Очень часто выпускается в виде мелков или карандашей.
По плотности уступает графиту, но твёрже пастели.
Сами пастели очень часто выпускают в виде палочек, которые состоят из чистого порошкообразного пигмента и вещества для связки (хотя вы можете найти и мягкие карандаши).
Пигменты, применяемые в пастели, — аналогичные, как и для изготовления всех цветных эстетических средств, включая краски масляные; связующее вещество имеет пастельный оттенок и невысокую насыщенность, не мешает пигменту.
Рекомендации по рисованию пастелью
Мягкие мягкие палочки становятся пыльными или грязными при перевозке, благодаря этому носите с собой ткань, чтобы вытереть их перед рисованием.
В основном, пастелью легче работать на тонированной поверхности, а не на чистом белом листе.
Вы можете приобрести тонированную бумагу или тонировать её своими силами, применяя акрил или акварель. Подходит акварельная бумага.
Для устранения нежелательного смешивания вы можете применить фиксатив-распылитель на той области, которую необходимо обезопасить. Осторожно: если фиксатор распыляется очень сильно, он резко притупляет и затемняет оттенки.
Есть очень большое разнообразие пастели.
Как подобрать правильную?
1. Пастели: не все равны
Мягкие пастели имеют роскошный, маслянистый вид и очень легко перемешиваются. Твёрдые (сухие) пастели, также мягкие карандаши, прекрасно подходят для добавки деталей.
Масляные пастели имеют масляное связующее, менее прозрачны, чем мягкие пастели, и не размазываются также легко, как мягкие. Самые новые водорастворимые пастели делают полупрозрачные смывы, если вы размываете их водой.
2. Наслоение и растушёвка
Пастели перемешиваются на поверхности бумаги, а не на палитре. Разные цвета можно получить путём наложения и растушёвки.
В пастели мы начнем с более тёмных цветов, работая от тени до света. Растушёвывать можно разными инструментами, от салфетки или ватного диска до кистей и просто пальцев.
3. Правильная поверхность
Ключ к выбору бумаги для пастели — вам необходимо подобрать то, что имеет текстуру. Если бумага чрезмерно гладкая, пастель к ней не прилипнет.
Поймете, что бумага pH-нейтральна. Если она не бескислотная, она может поменять цвет и вызвать хрупкость работы.
Большой выбор — холст, акварельная бумага, пастельная бумага.
4. Мягкая и твёрдая/сухая пастель
Мягкие пастели богаты, буквально светятся цветом, имеют рыхлую зернистую текстуру и очень легко перемешиваются с разным эффектом поверхности, но немного хрупки.
Твёрдые (сухие) пастели немного менее яркие по оттенку, но намного устойчивее, чем мягкие.
Они прекрасно подходят для добавки деталей.
Твёрдые пастели (с правой стороны) немного менее яркие по оттенку, но намного устойчивее, чем мягкие (лучше держатся на бумажном листе).
5. Мягкие карандаши (мягкие/твёрдые) и масляная пастель
Мягкие карандаши бывают карандашной формы и просты в работе, больше подойдут для небольших деталей и рендеринга, считаются более твёрдыми, чем мягкие пастели.
Масляные пастели (с правой стороны) содержат масляное вяжущее и имеют насыщенный, интенсивный цвет.
Масляная пастель содержит масляное вещество для вязки. Эти мелки имеют насыщенный интенсивный цвет, однако не размазываются и не перемешиваются, как мягкие/твёрдые пастели.
Масляная пастель изготавливается из растительного пигмента с маслом на льняной основе путём прессовки. Излишне яркие, сочные цвета, полная передача цвета.
Очень хорошо выкладываются на бумагу.
Более просвечивающиеся тона получают прибавлением терментина (пинена) или нефтяного масла.
При помощи масляной пастели, как и при помощи иных типов мягких мелков и карандашей, вы сумеете создать иллюзию цвета, применяя штриховку, перекрестную штриховку, наложение штрихов разных цветов один на один.
6. Водорастворимые пастели
Водорастворимые пастели можно применить также, как обыкновенную мягкую пастель, кроме того, что вы также можете создавать акварельные эффекты при помощи кисти и воды, обеспечивая широкое разнообразие эстетических эффектов.
Прекрасно подойдут для смешанных работ с акварелью, акварельными карандашами.
Выделяются насыщенными цветами, исключительной способностью к растворению в водной массе.
Чем масляная пастель разнится от сухой — важные отличия
Есть всего 4-ре вида пастели: масляная, сухая, восковая и акварельная.
Но лишь две из них очень популярны.
О сходствах, отличиях, а еще характерностях масляной и сухой пастелей пойдёт речь в статье ниже.
Масляная пастель
В составе этого вида есть масло, откуда и пошло ее наименование. Из-за этого она достаточно яркая и имеет конкретную степень светопроницаемости.
Масляная пастель считается многофункциональной, ее можно применить для рисования на самых разных материалах, включая наружную часть строений.
Итоговая картинка, полученная при помощи применения масляной пастели, выходит очень яркой, не матовой, с насыщенными интенсивными цветами.
К ее достоинствам нужно отнести то, что она не вымазывает руки и находящиеся вокруг предметы – не разводит грязь. После применения рабочее место выделяется чистотой, в отличии от множества прочих видов типов.
К минусам относится то, что эта пастель не сохнет, наподобие краски. К ней нечасто используются фиксаторы, однако если не поместить готовую картину под стекло, она с каким то периодом смажется из-за механического воздействия на нее внешней среды.
Во время рисования ее можно перемешивать с разными прочими видами красок. Но рисовать пастелью необходимо исключительно поверх краски.
Проблема в том же масле в составе. Благодаря тому, что пигмент не сохнет, любая краска на него будет нестабильна.
Исключением, в данном случае бывают ситуации, когда масляная пастель используется для эскиза.
Сухая пастель
Собой представляет чистый пигмент. В таком случае в качестве вещества для связки в состав добавляют твёрдое вещество, к примеру, раствор гуммиарабика.
Все зависит от количества твёрдого вещества для связки в составе сухая пастель может быть мягкой или твёрдой. Но для того чтобы пигмент не потерял собственного цвета, вещества для связки добавляют именно столько, сколько необходимо, чтобы мелки сохраняли собственную форму.
Выпускается она очень часто в виде многоцветных мелков.
Очень активно применяется в живописи.
Легко наноситься и перемешивается с остальными цветами на бумажном листе. Рисунок сухой пастелью всегда выходит матовым из-за включения в ее состав мела.
Чем мягче такая пастель, тем более яркий цвет будет удаваться во время рисования.
Мягкие мелки совершенно не сложно крошатся.
С ними сложно работать, если нет практики.
А вот твёрдые мелки фактически совсем не крошатся, но имеют менее насыщенный и не такой глубокий цвет.
Что общего?
- Рассматриваемые объекты, не обращая внимания на собственную разницу, являются пастелями.
- Оба вида являются довольно востребованными. И все же находится в лидерах по популярности сухая пастель.
- Сохранять их нужно при температуре от +18 до +20 градусов по шкале Цельсия и без допуска к ним прямых солнечных лучей. Влажность в помещении не должна быть больше 55%. Для этого, в коробку с мелками часто укладывают рис. Он впитует дополнительную влагу и не даёт материалу портиться. Даже работу которая уже готова, выполненную пастелью, лучше сохранять в застекленной рамке. Но между стеклом и картиной должно быть пространство маленьких размеров.
- Масляная и сухая пастель выпускаются в виде мелков или карандашей. И внешне их довольно тяжело отличить, если не смотреть на названия. Для новичка в искусстве и художественном ремесле они бывают похожими.
Разница
- Связующие вещества у них очень разные. Для масляной применяется масло, а для сухой разные твёрдые элементы, а еще мел.
- Рисунок масляной пастелью выделяется яркостью и гладкостью. А при рисовании сухой можно получить исключительно матовую не очень яркую, как бы бархатистую картинку. При этом яркость последней зависит от степени ее твердости. Чем мягче – тем ярче ее цвет.
- Разтушевать линию, получившуюся масляной пастелью возможно исключительно при эксплуатации растворителя. Сухая в аналогичных веществах не нуждается – с ней легче работать в данном плане. Необходимо просто применить специализированную кисточку.
- Во время работы с масляной пастелью не вымазываются руки. Сухая берется как на руки, так и на любые предметы, к которым прикасается – бумага, стол, одежда и так дальше. С ней необходимо бережно работать иначе все вокруг будет вымазано.
- Завершенный рисунок масляной пастелью, также как и сухой, можно промазать. Собственно поэтому такие рисунки советуют сохранять за стеклом – чтобы они не портились. Однако если говорить о риске смазывания, то он больше в случае сухой пастели, все же масляную не так уж и легко промазать, но это реально.
- Фиксировать масляную разновидность не надо, а сухую нужно с помощью фиксатива.
- Рисовать масляной можно на разном материале, она очень легко ложится на любой вероятный. Для получения рисунка сухой в большинстве случаев применяется бумага. При этом если сухая пастель жесткая, а не мягкая, она хуже берется. Благодаря этому применяют специализированную бумагу с поверхностью на которой есть шероховатость.
- Применение данных материалов способна заметно отличаться. Сухую пастель используют не только в живописи. Если ее раскрошить, то можно добавлять в разные мягкие материалы, чтобы им придать цвета. Масляная же применяется как правило для рисования.
- Для получения новых цветов или смешивания цветов применяется собственно сухая пастель. Масляная плохо перемешивается.
Итак, масляная и сухая пастель значительно друг от друга отличаются. Любая из них используется в определенных случаях.
Но еще они и схожи. Внешне отличить два вида один от одного несведущему человеку окажется очень сложно.
Масляная пастель
Масляная пастель
— графический материал, выпускаемый в виде цветных брусков круглой или формы квадрата или карандашей, говоря иначе с, пастельным стержнем. Иное наименование мягких брусков – мягкие мелки.
В точках продажи встречается 3 вида пастели – масляная пастель, сухая пастель и восковая пастель. В сегодняшней статье речь пойдёт собственно о масляном виде.
Перед тем как приобрести масляную пастель первый раз, стоит понять, чем она отличается от других видов и почему подойдёт собственно вам.
Такая пастель происходит путем прессования пигмента и масла, в основном, льняного или иного минерального масла.
Очень часто масляная пастель необходима для начинающих, но любят ее и квалифицированные художники.
Плюсы масляной пастели
— Рисование масляной пастелью будет приятно для тех, кто любит насыщенные и яркие цвета, так как сухая пастель более матовая.
— В отличии от сухой пастели, масляная позволяет хранить готовые работы без применения фиксатива (закрепителя краски)
— Яркость красок и свежесть тона
— Возможность растушевки создаёт большой диапазон возможностей: от создания рисунка до выполнения картины
Стоимость на масляную пастель меняется – присутствуют качественные, но дешёвые способы поштучно и в наборах.
Подобные варианты есть, допустим, у Сонета, Koh-i-noor и Mungyo. Знаменитые пастели Sennelier стоят намного дороже и обозначаются как профессиональные.
Масляная пастель в наборе – хороший старт для тех, кто желает попробовать рисование пастелью и сразу иметь готовый набор нейтральных цветов. Пастель реализуется в наборах по 12, 24, 36 цветов.
Есть и более широкие палитры на 74 и 120 цветов.
На чем рисовать масляной пастелью
Пастелью можно рисовать по фактурной бумаге, наждачной, бархатной или акварельной бумаге, а еще по мягкой доске, изготавливаемой из пробки.
Поверхность мягкой бумаги должна быть фактурной, потому как пастель не впитывается в ее поверхность и поэтому крепиться должна в «ячейках» на поверхности бумаги.
Такое требование относится к пастели в общем, а не только к масляному виду. Еще одно условие к мягкой бумаге – это ее плотность.
Неплохо бы, чтобы она начиналась от 160 г/ кв м. Однако есть пастельная бумага плотностью 100 и 130 г/кв м. Для пастели необходима достаточно прочная и плотная бумага, которая будет стойкая к механическому действию, потому как техника рисования пастелью предполагает постоянное трение листа, как на шаге рисунка, так и растушевки и корректировки изображения.
Поверхность, на которой создается рисунок или картина, ее цвет, также имеют влияние на то, каким будет рисунок.
К примеру, бархатная бумага даёт натуральное «размытие», мягкость изображения. Цвет самой поверхности оказывает влияние на выигрышность цвета, передачи цветов и общего эффекта от рисунка.
Благодаря этому многие художники тонируют пастельную бумагу кофе или чаем, дабы получить коричневые и серые оттенки, на которых яркие цвета будут выглядеть намного эффективнее. Либо же сразу приобретают цветную бумагу для пастели.
Пастель – это компромисс между графикой и живописью. В зависимости от того, что вы желаете посмотреть на готовой работе она становится и краской или графическим инструментом.
Пастелью рисовали Дега, Левитан, Делакруа, Серов, Кустодиев.
Попробуйте и вы! Откройте для себя яркий, приятный в работе материал!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ДЕКУПАЖ (887)
- Рекомендации по Декупажу, рукоделию (153)
- ВИДЕО-ИДЕИ Для украшения (115)
- Вдохновляемся (81)
- Имитирования (65)
- Бутылки (53)
- Шкатулки (45)
- Тарелки (45)
- Новогодний серпантин (40)
- Панно (39)
- Мебель (32)
- Mixed Media (31)
- КРУЖЕВА (30)
- Декупаж на ткани (27)
- Объемный декупаж (22)
- Состаривание (21)
- Перенос изображения (18)
- Пасха (17)
- Вазы, вазы (17)
- Винтаж (15)
- Ссылки по Декупажу (15)
- Польский декупаж (13)
- Баночки (9)
- кухонные досочки (9)
- Чайники, кувшины (5)
- Фоны (4)
- Чайные домики (2)
- Прованс (2)
- Часы (1)
- РУКОДЕЛИЕ (810)
- МАСТЕР-КЛАСС (193)
- Куклы из пластики (164)
- Рождество (91)
- Картон (62)
- Лепка (58)
- Папье-маше (57)
- Игрушки (55)
- Подарки (38)
- Плетение (36)
- Вдохновляемся (32)
- Из бумаги (28)
- Гипс (23)
- ВЕНОЧКИ (19)
- МК с Детьми (18)
- Шьем сами (18)
- Керамика (16)
- Теги, Бирочки (12)
- Паспарту (11)
- Валяние (9)
- Видео-уроки (9)
- Из ненужного- великолепное (8)
- Кукольные аксесуары (6)
- Из фетра (5)
- Мыло (3)
- Мелкая плитка (3)
- Вышивка (2)
- Бутылка из платика (1)
- Комфортный дом (706)
- Вкусняшки (147)
- Здоровье (99)
- Для себя любимой (87)
- Пироги (57)
- Фильм,Фильм. (55)
- Диета, пост (52)
- Консервируем (40)
- Торты (35)
- Консервация Варенья (33)
- Сыры (31)
- Салаты (31)
- Курица, мясо (19)
- Креатив в оформлении блюд (15)
- А вдруг? (11)
- Деньги (9)
- Рекомендации (9)
- Вино (8)
- Хмельной напиток (5)
- Постные блюда (4)
- Кошкин Дом (1)
- ЖИВОПИСЬ (655)
- Учимся рисовать (144)
- Акварель (70)
- Пейзаж городских улиц (65)
- Видео-уроки (55)
- Иллюстрации (51)
- Женщина, загадка Вселенной (44)
- Графика (43)
- Цветы (32)
- Рекомендации, советы (22)
- Пейзаж (21)
- Марина (13)
- Кошачье (12)
- Интерьерная живопись (8)
- Ссылки уроков живописи (7)
- Украина (6)
- Гризайль (6)
- Танец (4)
- Лошади (2)
- Восток (1)
- Мои "художества" (1)
- Ирисы (1)
- КАРТИНКИ ДЛЯ Искусства (598)
- Винтаж (110)
- Черно-белое (54)
- Ретро (42)
- Кухонное (32)
- Фоны (27)
- Розы (27)
- Новый год и Рождество (25)
- Круглые картинки (21)
- Цветы (20)
- Африка (19)
- Трафареты цветы (18)
- Животные (14)
- Циферблаты (13)
- Бордюры (12)
- Дети (11)
- Овощи, фрукты (10)
- Дамочки (9)
- Кошки (9)
- Путешествие, карты, корабли (8)
- Музыкальная страничка (7)
- Прованс, Прованс (7)
- Узор (6)
- Силуэты (6)
- Япония, КНР (6)
- ЕГИПЕТ (6)
- Города (5)
- Машины (4)
- КЛИПАРТЫ (4)
- Ах, море, море (3)
- Лошади (2)
- Мишки (2)
- Интерьер (208)
- Настенная роспись (62)
- Идеи и рекомендации (57)
- Переделки (20)
- Винтажный декор (14)
- Текстиль для дома (13)
- мебельные переделки. (9)
- Новый год и Рождество (8)
- Холодильники (4)
- Цветы (2)
- Пасха (1)
- Рамки (1)
- Часы (1)
- Роспись (154)
- Профессиональный мастер-класс (54)
- Видеоуроки (33)
- Техника одного мазка (29)
- По ткани (19)
- Мастер-классы (117)
- Дача (102)
- Цветы (27)
- СКРАПБУКИНГ (101)
- Мастер-класс (25)
- Блокнот (23)
- Аксессуары для скрапа (17)
- Бумага (14)
- Штампы, надписи (12)
- Видеоуроки (9)
- Вдохновляшки (6)
- Открытки (5)
- Шаблоны, трафареты (87)
- Бело-черные трафареты (14)
- Орнаменты (10)
- Устаревшие ВИЗИТКИ (5)
- Виньетки (2)
- Копилка "умностей" (80)
- Моя УКРАИНА! (73)
- Законы (1)
- Интересненько (63)
- история (27)
- Эзотерика и остальные чудеса (17)
- театральный капустник (2)
- Израиль (1)
- "ОТ Увлечения К БИЗНЕСУ" (31)
- Интернет (30)
- Схемы для дневника (4)
- Кто куда, я за Одессу. (28)
- Проза (16)
- Юмор (11)
- ЮМОР (23)
- Витражи (22)
- Эскизы (8)
- ЯЗЫКИ (изучаем сами) (21)
- Британский с нуля (7)
- Немецкий (3)
- Испанский (2)
- Французский (1)
- Звезды не гаснут. (14)
- Поэты (2)
- Дневник (13)
- Мордор (13)
- Политика (12)
- Жесть (8)
- ЛЕПКА и все о ней (12)
- Военная миниатюра (1)
- ЖЕНЩИНА (8)
- Всегда великолепна. (8)
- Праздничные идеи(мини-сценарии) (5)
- Дурдом ! (4)
- ВРЕМЕНА ГОДА (3)
- Осенняя пора. (1)
- МУЗЫКА (3)
- Старая пластинка (1)
- Классика (1)
- КОШКИ! (2)
- Стильная старость (2)
- Игры (2)
- Мировые ЛЕГЕНДЫ. (2)
- Побеседуем о любви. (2)
- Цитаты и афоризмы (1)
—Музыка
—Стенка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Частые читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Специфике работы с сухой и масляной пастелью.
Специфике работы с сухой и масляной пастелью.
Техника работы пастелью возникла достаточно давно.
Она начинается от рисунка мягкими материалами — сепией, углём, сангиной, угольным карандашиком.
Начинающим не нужно сразу приниматься за данный материал. В начале необходимо выучится основам отвлечённого рисунка и живописи.
Ценный опыт начинающие художники получают, работая сначала мягкими материалами.
Во время работы пастелью сначала следует лимитировать кол-во применяемых мелков. К примеру, отложить мелки главных цветов для работы в отдельную коробочку.
Это дает возможность достигать большей цельности работы.
Тут рассмотрим техники работы с сухой и масляной пастелью.
Техника работы сухой пастелью кажется начинающим не самой сложной. Но на деле она требует опыта и очередности в работе.
Пастель позволяет пользоваться разными приёмами работы.
В то же время нет готовых многофункциональных рецептов, как необходимо работать пастелью. Пастель допускает широкое разнообразие в технике.
Каждый дизайнер, работая пастелью, формирует свои приёмы работы, которые соответствуют его творческим задачам и характеру.
Подготовительный рисунок для работы сухой пастелью следует планировать легонько любым мелком пастели, не очень отличающимся от тона бумаги, к примеру, серого цвета или угольком, который легко смахивается тряпочкой. Уголь лучше всего взять обожжённый (ивовые ветки диаметром 3-4 мм.).
Графитный карандаш для нанесения предварительного рисунка негоден потому, что на него пастель потом плохо ложится.
Во время работы на светлой бумаге приятный результат даёт подготовительный тоновой рисунок углём, чёрным и серыми мелками. Аналогичным способом пользовался дизайнер И. И. Левитан, который оставил нам в наследие много мастерски исполненных пастелей.
Способ работы художника особенно заметен на незаконченной работе «Сжатое поле». Во время работы постарайтесь хранить найденные тональные отношения.
Потом, отломив кусочек от мелка длиной около 2-3 см., работая им «плашмя», наносим ключевые тона. Если бумага выбрана под тон рисунка, то оставляем её, где это нужно.
После того, как найдены ключевые цветовые и тоновые отношения, можно приступать к уточнению рисунка. На данном шаге уточняется форма, прорабатывается объём предметов.
На данном шаге можно задействовать эти приёмы работы пастелью: штрих, линия, точки и т. п. В некоторых местах кладём мазки плашмя. Техника зависит от задач, которые ставят перед рисующим, пастель позволяет хорошо передавать материальность предметов.
Для обобщения формы пастель хорошо растирается. Растирать можно растушевкой, пальцем.
В то же время, необходимо выделить, что при злоупотреблении растиранием забиваются поры бумаги, дальнейшие слои пастели хуже выкладываются.
При нанесении штриха, хорошо соединять дополнительные цвета. К примеру, сделаем зелёную подложку, на неё нанесём красные штрихи.
Этим способом можно получить любой оттенок — от зелёного до красного, при этом смотреться все будет интереснее, чем просто ровно покрашенная поверхность.
В работах начинающих весьма распространа ошибка — неумение исполнять тональные отношения. Кроме лепки объёмной формы, не забывайте про то, что каждый предмет имеет свой собственный тон.
Для правильной передачи тональных отношений необходимо определить, что самое тёмное, что светлее, что самое яркое.
Спецификой сухой пастели считается то, что все мелки содержат обычный белый мел. Благодаря этому сухая пастель не дает возможность получить сочных по оттенку теней.
В тенях необходимо свое предпочтение отдавать правильному тону. Я предлагаю применять такой приём: темные участки прокрашиваются черным, тёмно-серым, потом поверх вводится цвет, как штриховкой, так и методом растушёвки.
После того, как проработаны все части рисунка, следует опять взглянуть на рисунок в общем. На данном шаге идёт работа над выделением основного в рисунке.
Второсортные, излишне противоположные детали в пастели легко смягчаются растушёвкой. То, что необходимо выделить, выделяется за счёт объёма, лучшей проработки деталей.
При закреплении пастели особенно становятся темными чёрные и тёмные цвета. Благодаря этому для теней лучше применять уголь.
Для прорисовки небольших деталей хорошо применять мягкий угольный карандаш, иногда карандаши сепии, сангины.
В сухой пастели одна из главных проблем — сохранение рисунка. Закрепление пастели всегда приводит к изменению тона.
Пастель можно не крепить. Однако в этом случае необходимо заблаговременно обеспокоиться о её сохранности.
Во-первых, исполнить рисунок на поверхности, с которой пастель не станет осыпаться: лучше на наждачной или бархатной бумаге, или на бумажном листе с ярко выраженной фактурой, с которой пастель заранее не осыпется. Также можно работать на натянутом холсте.
Холст в большинстве случаев натягивается при помощи колков, которые забиваются молотком. В случае с пастелью это непозволительно.
Необходимо искать специализированный подрамник, изобретённый художником Жило, на котором холст натягивается при помощи специализированных винтов.
Второе, незакреплённая работа помещается под стекло. При этом стекло не должно касаться работы.
Для этого служит паспарту. Паспарту белое наиболее многофункциональное, подойдет для большинства работ, цветное паспарту при неудачном подборе только повредит работу.
Неплохо бы, чтобы лист паспарту был толще и работа не касалась стекла. Рамка лучше тонкая, для больших работ требуется железная рамка.
Стекло лучше применять антибликовое, для больших работ в тонких рамах лучше подходит акриловое стекло.
Акриловое стекло удобнее, если работу необходимо возить на выставки. Минусом органического стекла считается то, что оно легко царапается.
Можно крепить пастель лаком для волос, но от него она сильно темнеет. Также не прекрасно подходят многофункциональные фиксативы.
Благодаря этому рекомендуется пользоваться специализированными фиксативами для сухой пастели в аэрозольных баллончиках.
В результате закрепления пастель становиться темнее, несколько контрастнее, а еще теряет бархатистость поверхности. Благодаря этому во время работы неплохо бы предусмотреть потемнение пастели.
После закрепления я советую, если это нужно, легкими штрихами немного исправить рисунок, чтобы возместить случившиеся изменения. Потом рисунок можно ещё один раз зафиксировать, а если предполагается держать рисунок под стеклом, то лучше не крепить во 2-й раз.
Закреплённая сухая пастель все равно требует аккуратного обращения. Лучше рисунок поместить под стекло.
Если пастель сохранять в папке, то с лицевой стороны нужно переложить рисунок тонкой гладкой бумагой, а ещё лучше калькой.
Незакреплённую пастель сохранять в папке непозволительно, она осыпется и смажется.
Техника работы масляной пастелью немного выделяется от работы сухой.
Я предпочитаю в работе масляной пастелью применять светлую бумагу.
Если сухая пастель легко растирается пальцем, растушевкой, то для того, чтобы разтереть масляную пастель, нужны определенные усилия, делающие работу некомфортной. Для растушёвки масляной пастели я применяю разбавитель №4 (пинен) и кисть.
Подготовительный рисунок под масляную пастель достаточно нанести сухим углём или мелком масляной пастели. Рисунок, нанесённый углём, перед тем как приступить к работе пастелью следует смахнуть, чтобы остались лишь следы его, иначе он вызовет почернение пастели.
После нанесения рисунка плашмя отломанным куском мелка или штриховкой наносим ключевые тона. Потом берём плоскую щетинную кисть (№12-14) и размываем рисунок разбавителем для красок на маслянной основе (пинен или аналоги).
В конце концов приобретаем специфический подмалёвок, схожий на тёмную живопись акварелью. В тенях пытаемся, чтобы тон подходил финишному результату, а в цветах и полутонах идеально, если подмалёвок будет немного темнее.
5 НОВЫХ РАБОТ сухой пастелью + 1 МАСЛЯНОЙ пастелью
В последующем подмалёвок в тенях остается, и тени получаются прозрачными.
Потом прорисовуем детали, уточняя рисунок, форму, фактуры. Пастель предполагают значительную свободу приёмов работы.
Можно размывать, растушёвывать кистью, пальцем, тряпочкой, намотанной на палец.
Рисовать плашмя, штрихом, линией, точками. Во время работы можно опять склоняться к размыванию, если это необходимо.
Бывает, что работы пастелью смотрятся чрезмерно растушёванными, мыльными. Мне подобный подход видится неправильным.
Хорошо, когда в пастели есть и размытые участки, так и прорисованные, акцентированные места, самые основные по плану автора.
Масляная пастель немного подсыхает в течение месяца-двух. Часть масла впитывается в бумагу.
После высушивания я замечал, что рисунки стали темнее, тем более в цветах. Я всегда немного правлю работу, если вижу, что она стала темнее.
Масляная пастель, в отличии от сухой, не требует закрепления. Иногда масляную пастель покрывают лаком, но я считаю это лишним.
Сохранять в папке пастель следует бережно, чтобы она ни к чему не прилипла. Наиболее целесообразно рисунок держать под стеклом.
Масляная пастель: базовые приемы и техники
Стекло не должно касаться работы.
До начала работы необходимо также слегка обработать бумагу губкой, намоченной пиненом.
Ведь масляная пастель — это по существу насыщенная краска на маслянной основе, впрочем, содержание льняного масла в ней намного меньше , чем в краске на масляной основе.
Картины художника Ричарда Савойя находятся тут: Richard Savoie