В чем различия между минором и мажором
Слова «мажор» и «минор» латинского происхождения.
Первое если перевести означает «большой» или «веселый», второе – «небольшой» и «печальный».
Исходя из этого, разпознать виды тональностей можно по звучанию. Творение, написанное в мажоре, звучит бодро и жизнеутверждающе.
Пьеса в миноре – печально. Нужно иметь в виду, что к темпу это не имеет отношения: вещи, написанные в минорных тональностях, могут быть быстрыми, а мажорные – небыстрыми.
Легче всего представить строение мажорной или минорной гамм, если перед глазами есть фортепианная клавиатура. Поищите звук «до».
Гамма до-мажор играется исключительно на белых клавишах, а если ее записать, никаких знаков при ключе не будет.
Клавиша «до» находится левее группы из 2-ух черных клавиш. Имейте в виду, что на фортепиано расстояние между соседними клавишами, будь они белые или черные, составляет половину тона.
Исходя из этого, между до и ре – тон, между ре и ми – тоже тон, между ми и фа – половина тона.
Другими словами первая часть мажорной гаммы может быть представлена как 2Т-1/2Т.
Точно также посчитайте вторую часть.
От фа до соль – тон, от соль до ля – тон, от ля до си – тон, от си до верхнего до – полтона. Вторая часть в формуле станет смотреться как 3Т-1/2Т.
Исходя из этого, вся структура мажорной гаммы смотрится как 2Т-1/2Т-3Т-1/2Т.
Точно также выстраивается и иная другая мажорная гамма. Если между соседними белесыми клавишами не то расстояние, которое требуется по структуре – берется черная, теперь можно сказать все.
Есть еще гармонический мажор с очень высокой четвертой ступенью, по звучанию он напоминает минор.
Точно также можно проверьте строение минора.
Минорная гамма, которая играется на одних белых клавишах, выстраивается от звука ля.
Соответственная клавиша находится в группе, где три черных, между средней черной и правой. От ля до си – тон, между си и до – полтона, между до и ре – тон, ре и ми – тон, ми-фа – полтона, фа-соль – тон, соль-ля – тон.
Формула настоящего минора смотрится как Т-1/2Т-2Т-1/2Т-2Т.
В сборниках гамм вы можете встретить еще гармонический и мелодический миноры. У первого – повышена седьмая ступень, у второго – шестая и седьмая во время движения вверх.
Во время движения вниз мелодический минор звучит как настоящий.
Значительные различия имеют мажорные и минорные аккорды.
Оба тонических трезвучия состоят из большой и небольшой терций.
Однако у мажорного трезвучия большая терция находится внизу, а у малого – наоборот. К примеру, до-мажорное трезвучие состоит из звуков до, ми и соль.
Между до и ми – два тона, между ми и соль – полтора. Если рассмотреть параллельный минор, то тоническое трезвучие смотрится как ля-до-ми, другими словами между ля и до – полтора тона, между до и ми – два.
В чем отличие мажора от минора?
Мажор и минор являются 2-мя ключевыми ладами музыки. Ладом именуют соотношение, комбинирование между собой музыкальных звуков, которые соединяются ключевым тоном или аккордом.
Вернемся к мажору и минору. Эти два лада являются полной противоположностью друг дружке.
Так, музыка, написанная в минорном ладу, звучит грустно, тоскливо, заунывно.
А мажорная музыка отличается счастливым характером, светлым звучанием, яркими музыкальными красками.
Чем отличается мажор от минора?
Если вы помните как выстраивается трезвучие (аккорд из трех звуков), вы очень легко поймете отличие минора от мажора. Минорное трезвучие выстраивается так: большая терция + небольшая терция.
Если взять этот аккорд на инструменте, предположим, построить аккорд от ноты «До». Выходит, что аккорд станет смотреться так: «До / Ми / Соль».
Нажав эти три клавиши, мы услышим мажорное трезвучие.
Аккорд выйдет светлым, счастливым и ярким.
Минорное трезвучие состоит из таких интервалов: небольшая терция + большая терция.
На клавиатуре инструмента следует нажать ноты «До / Ми бемоль / Соль». Этот аккорд звучит грустно, тоскливо, мрачно.
Зачем нужен музыкальный лад?
Музыкальный лад служит для выражения характера музыки. Если композитор желает показать переживания, тревогу, печаль, плачь, он применяет минорный лад.
Весёлые, светлые, игривые настроения передаются мажорным ладом. Смена характера музыки всегда сопровождается сменой лада.
Большие произведения, состоящие из нескольких частей содержат как мажорные, так и минорные части.
Лад в музыке: мажор и минор
Наш следующий выпуск посвящен подобному явлению, как лад. Мы попытаемся дать ответ на данные вопросы: что такое лад в музыке, какое можно дать обозначение этому понятию и какие бывают разновидности музыкальных ладов.
Итак, что такое лад? Попробуйте вспомнить, что означает данное слово за рамками музыки?
В жизни говорят иногда про людей, что они между собой ладят, другими словами дружат, знают друг друга и оказывают обоюдную помощь.
В музыке звуки тоже должны ладить между собой, пребывать в ладу, иначе выйдет не песня, а одна непрерывная какофония. Выходит, что лад в музыке – это звуки, которые дружны между собой.
Основы лада
Звуков в песне достаточно много и они различные. Есть звуки стойкие – опорные, и есть нестабильные – двигающиеся.
Для того чтобы вышла музыка, необходимы и те, и остальные, и они должны чередоваться между собой и поддерживать друг друга.
Строение музыки можно уподобить строительству кирпичной стенки. Как стенка выходит из кирпичей и цемента между ними, так и песня рождается лишь тогда, когда есть звуки стойкие и нестабильные.
Стойкие звуки вносят в музыку покой, они притормаживают активное движение, на них в большинстве случаев заканчивается музыкальная пьеса.
Нестабильные звуки необходимы для развития, они регулярно уводят развитие мелодии от устойчивых звуков и вновь приводят к ним. Все нестабильные звуки стремятся перейти в стойкие, а стойкие, со своей стороны, как магниты привлекают к себе нестабильные.
Для чего так бесперерывно трудятся стойкие и нестабильные звуки в ладу? Для того чтобы вышла какая-то песня – веселая или печальная.
Другими словами звуки лада могут влиять и на настроение музыки, они будто окашивают мелодии в различные эмоциональные оттенки.
Виды лада: мажор и минор
Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые бесперерывно трудятся над разработкой песен всяких настроений. Ладов в музыке достаточно много, однако есть два самых основных.
Их называют мажор и минор.
Мажорный лад или же просто мажор – это лад света и веселья.
Годится он для создания музыки весёлой, бодрой и веселой. Минорный лад или же просто минор – это специалист печальной и задумчивой музыки.
Урок 93. Три вида минора.
Мажорный лад – это светлое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса.
Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с большим удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна в вечернее время, как падают осенние листы и капают осенние хрусталики-дождинки.
Красота бывает разнообразной, и мажор с минором – два художника, которые собственными звуками готовы изобразить любую картину.
СОВЕТ.
Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пускай он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно?
Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно посоветовать создать собственную галерею мажорных и минорных образов.
Это пробудит в нем творческое воображение.
ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» — СКАЧАТЬ
В мажорном ладу сочинены такие знаменитые песни, как «В лесной глуши появилась на свет елочка», праздничный Гимн РФ, солнечная «Улыбка».
В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».
ВИКТОРИНА.
Послушайте два музыкальных фрагмента.
Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец именуется «вальс», другой – «мазурка».
Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?
Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.
Тональность и гамма
Мажорный и минорный лад можно построить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый основной звук будет именоваться в ладу тоникой.
А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике отмечается словом «тональность».
Каждая тональность как-то должна именоваться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – наименование тоники и лада, которые можно тоже объединить в одно имя.
К примеру, До мажор (нота ДО – это тоника, другими словами главный звук, капитан команды, от нее возведен лад, причем лад мажорный). Или еще пример: ре минор – это минорный лад от ноты РЕ.
Прочие варианты: Ми мажор, Фа мажор, соль минор, ля минор и т.д.
ЗАДАНИЕ.
Попробуйте сами составить какое-нибудь наименование тональности. Берите любую тонику и любой лад, соедините вместе.
Что у вас вышло?
Если разместить поэтапно все звуки тональности, начав с тоники, то выйдет гамма.
Гамма начинается тоникой и ей завершается. Кстати, гаммы называются точно также, как и тональности.
К примеру, гамма ми минор начинается с ноты МИ и завершается она тоже нотой МИ, гамма Соль мажор начинается с ноты СОЛЬ и ею же она заканчивается.
Понимаете? Вот вам нотный пример:
Но откуда в данных гаммах берутся диезы и бемоли? Об этом давайте побеседуем дальше.
Оказывается, мажорные и минорные гаммы имеют собственное особенное строение.
Строение мажорной гаммы
Чтобы вышла мажорная гамма необходимо взять только лишь восемь звуков и построить их в ряд. Однако не все звуки нам подойдут.
Как подобрать необходимые?
Вы знаете, что расстояние между ступенями может быть полтона или целый тон. Так вот, для мажорной гаммы необходимо, чтобы расстояние между ее звуками соответствовало формуле: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон.
К примеру, гамма До мажор начинается с ноты ДО и завершается тоже нотой ДО. Между звуком ДО и РЕ – расстояние один целый тон, между РЕ и МИ – тоже тон, а между МИ и ФА – только лишь полтона.
Дальше: между ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ по целому тону, между СИ и верхней ДО – только полутон.
Предлагаю разобраться с тонами и полутонами
Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это очень короткий зазор от одного звука до последующего.
Очень воочию полутона между звуками нам показывает клавиатура фортепиано.
Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.
Как можно заметить, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая здесь же, рядышком. Более того, которые появляются только между «белесыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.
Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то выйдет нечто целое, выйдет один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно не прилагая больших усилий найти между 2-мя соседними белесыми клавишами, если их делит черная.
Другими словами ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не делит.
Дабы получить целый тон от ноты МИ в пару необходимо взять не обычную ФА, а ФА-ДИЕЗ, другими словами добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется уменьшить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.
Что же касается черных клавиш, то на пианино они размещены группами – по две или по три. Так вот, в середине группы две соседние черные клавиши тоже удалены один от одного на один тон.
К примеру, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а еще СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все комбинирования нот, которые дают нам целые тона.
А вот в больших промежутке между группами черных «кнопочек», другими словами там где между 2-мя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). К примеру: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.
Намного больше подробностей о оттенках и полутонах можно выяснить из статьи «Знаки альтерации».
Строим мажорные гаммы
Итак, в мажорной гамме звуки обязаны быть построены поэтому, чтобы между ними было сначала два тона, потом полутона, потом три тона и опять полутон. Построим например гамму Ре мажор.
Сначала делаем «заготовку» — напишем ноты подряд от нижнего звука РЕ до верхнего РЕ. Потому что в Ре мажоре звук РЕ считается тоникой, с него гамма должна начаться и им она должна завершиться.
А теперь необходимо «узнать отношения» между звуками и привести их в соответствии с формулой мажорной гаммы.
- Между РЕ и МИ – целый тон, тут все хорошо, идем дальше.
- Между МИ и ФА – полутон, но на этом месте по формуле должен быть тон. Выправляем – путем увеличения звука ФА добавляем в расстояние еще полтона. Приобретаем: МИ и ФА-ДИЕЗ – один целый тон. Теперь порядок!
- ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ дают нам полутон, который как раз должен быть на третьем месте. Выходит, что не напрасно мы ноту ФА повышали, этот диез нам еще пригодился. Идем дальше.
- СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, так и должно быть по формуле, оставляем их без изменений.
- Следующие два звука СИ и ДО – это полутон. Как выправить, вы уже знаете: необходимо сделать больше расстояние – ставим диез перед ДО. Если бы нужно было сделать меньше расстояние, поставили бы мы бемоль. Понимаете принцип?
- Последние звуки – ДО-ДИЕЗ и РЕ – это полутон: то, что необходимо!
Что же в конце концов мы получили? Оказывается, в гамме Ре мажор два диеза: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ.
Понимаете теперь, откуда они взялись?
Подобно можно построить мажорные гаммы от любых звуков. И там тоже будут возникать либо диезы, либо бемоли.
К примеру, в Фа мажоре – один бемоль (СИ-БЕМОЛЬ), а в Си мажоре целых пять диезов (ДО, РЕ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ-ДИЕЗЫ).
Музыка 15. Мажор и минор в музыке — Академия занимательных наук
Можно начинать строить гаммы не только от «белых клавиш», но и от пониженных или очень высоких звуков. Не забудьте при этом предусматривать знаменитые вам знаки.
К примеру, гамма Ми-бемоль мажор – это гамма с тремя бемолями (сам МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ), а гамма Фа-диез мажор – это гамма с шестью диезами (все диезы, не считая МИ-ДИЕЗА).
Строение минорной гаммы
Здесь принцип практически аналогичный, как и с минорными гаммами, только формула сооружения минорной гаммы немного иная: тон, полутон, тон-тон, полутон, тон-тон. Используя эту очередность оттенков и полутонов, вы легко скорее всего получите минорную гамму.
Давайте обратимся к примерам.
Построим минорную гамму от ноты СОЛЬ.
Сначала просто выпишем все ноты поэтапно от СОЛЬ до СОЛЬ (от нижней тоники до ее повторения сверху).
Дальше смотрим, какие расстояния между звуками:
- Между СОЛЬ и ЛЯ – целый тон, так и должно быть по формуле.
- Дальше: ЛЯ и СИ – тоже тон, но на этом месте необходим полутон. Что сделать? Необходимо сделать меньше расстояние, для этого понижаем звук СИ при помощи бемоля. Вот у нас и появился первый символ – СИ-БЕМОЛЬ.
- Дальше по формуле нам необходимы два целых тона. Между звуками СИ-БЕМОЛЬ и ДО, а еще ДО и РЕ как раз подобное расстояние, какое должно быть.
- Следующее: РЕ и МИ. Между этими нотами целый тон, а необходим только лишь полутон. Снова-таки лечение вам уже известно: понижаем ноту МИ, и приобретаем полтона между РЕ и МИ-БЕМОЛЕМ. Вот вам уже второй символ!
- Проверяем последнее: необходимо еще два целых тона. МИ-БЕМОЛЬ с нотой ФА – это тон, и ФА с СОЛЬЮ – это тоже тон. Все окей!
Что получили в конце концов? В гамме соль минор два бемоля: СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ.
Для тренировки вы можете построить своими руками или «разобрать по косточкам» несколько минорных гамм: к примеру, фа-диез минор и ля минор.
Steel Tongue Drum 12″ — compare different scales| Глюкофон 30 см — сравнение различных настроек
Как еще можно получить минорную гамму?
Мажорная и минорная гаммы, возведенные от одной и той же тоники, отличаются между собой лишь тремя звуками. Давайте узнаем, какие это различия.
Сравним гамму До мажор (нет знаков) и до минор (три бемоля).
Каждый звук гаммы – это ступень.
Так вот, в минорной гамме если сравнивать с мажорной три ступеньки невысокие – третья, шестая и седьмая (отмечены римскими числами – III, VI, VII). Аналогичным образом, если нам известна мажорная гамма, то мы легко можем получить минорную, изменив только лишь три звука.
Для процедуры поработаем с тональностью Соль мажор. В гамме Соль мажора один диез – это ФА-ДИЕЗ, являющийся седьмой ступенью гаммы.
- Понижаем третью ступень – ноту СИ, приобретаем СИ-БЕМОЛЬ.
- Понижаем шестую ступень – ноту МИ, приобретаем МИ-БЕМОЛЬ.
- Понижаем седьмую ступень – ноту ФА-ДИЕЗ. Этот звук уже очень высокий, и Для того чтобы его уменьшить, необходимо просто анулировать увеличение, другими словами убрать диез.
Аналогичным образом, в соль миноре будет только два знака – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ, а ФА-ДИЕЗ из него просто без следов пропадает. Как можно заметить, абсолютно ничего сложного.
Стойкие и нестабильные звуки в мажоре
И в мажорной, и в минорной гамме семь ступенек, три из которых стойкие, а 4-ре – нестабильные. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V).
Нестабильные – это все другие – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).
Стойкие ступеньки, если их собрать вместе, образовывают тоническое трезвучие, другими словами трезвучие, выстроенное от тоники, от первой ступеньки. Слово трезвучие означает аккорд из трех звуков.
Коротко тоническое трезвучие отмечается T53 (в мажоре) или с небольшой буквы t53 (в миноре).
В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – исходя из этого, минорное.
Аналогичным образом, трезвучие из устойчивых ступенек даёт нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия считаются определенным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.
Как пример необходимо рассмотреть стойкие и нестабильные звуки в Ре мажоре и в до миноре.
Ре мажор – светлая тональность с 2-мя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ).
Стойкие звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Нестабильные – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ.
Посмотрите на пример: нестабильные ступеньки для большей наглядности закрашены:
До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти.
Стойкие ступеньки тут – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие.
Нестабильные ступеньки – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.
Итак, в этом выпуске мы с вами познакомились с подобными музыкальными тезисами, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились искать стойкие и нестабильные ступеньки.
Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть прочие лады в музыке, а еще о том, насколько быстро определять диезы и бемоли в самых разных тональностях.
Разница между мажором и минором
Восторгаясь звуками музыки, мы начинаем испытывать разные эмоции, печальные или весёлые. В этом нет ничего удивительного, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна оказывать влияние на наше настроение.
Важную роль в этом играют самые популярные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они друг от друга отличаются?
Попытаемся разобраться.
Обозначение
Мажор (от латинского major – «больший») – музыкальный лад, аккорд которого возведен на большой терции; отличается преимущественно бодрой, весёлой окрашенностью звука.
Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого возведен на небольшой терции; в большинстве случаев звучит грустно, скучно.
О мажоре и миноре просто и понятно! Для самых маленьких
Сравнение
Эстетический контраст между минором и мажором – один из очень важных в музыке. Минор противоположен мажору.
Согласно европейской музыкальной традиции звуки делятся при помощи оттенков и полутонов.
Из-за физических свойств звуков и физиологического сооружения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря ему большая терция разнится от небольшой, создаёт очень большой контраст в восприятии звучания. Во многих случаях мажорные аккорды ощущаются слушателями как весёлые, тогда как минорные воспринимаются невеселыми.
Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши в большинстве случаев бодрые и энергичные?
Это не все время так: к примеру, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а поэтому при прослушивании создаёт чувство трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые в большинстве случаев определяются человеком как «радость» и «печаль».
Причем, что необычайно, чувственная окрашенность аккордов почти не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. Более того случается и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, весёлые (к примеру, многие американские блюзы написаны в мажоре, а российская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).
Также (по аналогичности) в русском языке мажором именуют бодрое, веселое, хорошее состояние духа, а минором – печальное, грустное, скорбное, подавленное.